Кто вел борьбу за наследство династии чжоу в древнем китае

Обновлено: 04.07.2024

Рабовладельческое общество китая в XII—VI вв. до н. э.

Китайское общество в период XII—VI вв. до н. э. сделало большой шаг вперёд в своём развитии. По сравнению с периодом Шан (Инь) поднялись на более высокую ступень производительные силы — улучшилась техника обработки земли, стало широко применяться искусственное орошение полей, развились ремёсла, торговля. Увеличивается количество рабов, труд которых используется в основных областях производства. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Происходят изменения и в земельных отношениях; развивается крупное землевладение.

Под властью династии Чжоу и подчинённых ей царств находилась более обширная территория, чем под властью государства Шан (Инь). На востоке граница государства Чжоу достигала Жёлтого моря, на северо-востоке захватывала современную провинцию Хэбэй севернее Пекина, на севере пересекала провинцию Шэньси, на северо-западе захватывала часть провинции Ганьсу, на юго-западе включала часть Сычуани, на юге граница проходила южнее реки Янцзы.

Иногда особо выделяется период Чуньцю (722—481 гг. до н. э).

Например, в песне дровосека говорится:

Вы не сеете, вы не жнёте,
Каким же образом вы получаете доходы
С трёх хозяйств?
Вы не трудитесь на охоте,
Откуда же во дворе у вас висят
Шкуры барсуков?
Вы не сеете, вы не жнёте,
Как же вам достаётся огромное
Множество снопов?

Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия. К ней относилась чжоуская наследственная знать (правящий дом), чжоуская военная знать, выдвинувшаяся в период покорения царства Шан (Инь), а в дальнейшем и знать других племён, должностные лица гражданской администрации, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения. Кроме того, видное место занимали незнатные рабовладельцы, главным образом купцы, приобретавшие у разорявшейся наследственной аристократии крупные земельные владения и рабов.

Земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Работая на своих общинных наделах, они в то же время не только обрабатывали землю, доход с которой шёл правителям царств или другим представителям рабовладельческой аристократии, но и выполняли целый ряд тяжёлых повинностей. Они работали в течение года с раннего утра до позднего вечера без отдыха.

В самом низу общественной лестницы находились рабы. Они были бесправными, их в любую минуту, по прихоти господина, могли убить, продать, как скотину. Как и при династии Шан (Инь), но в меньших масштабах, в период Чжоу вместе с умиравшим знатным рабовладельцем хоронили его рабов, иногда живыми, иногда же их перед захоронением убивали. Этот обычай продержался, видимо, долго, так как о захоронениях рабов вместе с умершим царём сообщают и более поздние источники.

Число рабов в государстве Западного Чжоу увеличивается. Источники сообщают, что часть завоёванного иньского населения была превращена в рабов и вместе с захваченными землями пожалована чжоуским царём рабовладельческой аристократии.

Часть иньского населения — та, которая не оказывала чжоусцам сопротивления во время войны, — не была превращена в рабов и осталась в своих сельских общинах, но тоже попала в зависимость от чжоуской аристократии. Источники свидетельствуют также о том, что другая часть иньского населения была использована на строительстве города Лои (позднее Лоян в провинции Хэнань) и затем поселена там, причём ей были предоставлены жилища и пахотные поля. Обращаясь к этой части покорённого населения, чжоуский правитель уговаривает иньпев подчиниться законам Чжоу и обещает им земли. Части иньской рабовладельческой знати было поручено управлять покорившимися иньцами, а некоторым знатным иньцам были пожалованы крупные владения и чжоуские титулы.

Земельная собственность и землевладение рабовладельческой знати.

После завоевания Иньского царства его территория была разделена между представителями знати — родичами и приближёнными чжоуского паря. Источники указывают на то, что пожалованных областей, фактически полусамостоятельных царств, было 71, из них 53 получили родичи царствовавшего дома. Установить подлинные размеры земельных владений рабовладельческой аристократии в чжоуский период не представляется возможным, так как свидетельства источников противоречивы. Из этих свидетельств можно лишь сделать вывод, что чжоуские цари жаловали аристократию различными земельными владениями в зависимости от степени знатности. Правители областей, на которые был разделён Китай в период Западного Чжоу, обязаны были отдавать часть своих доходов в виде регулярных отчислений чжоускому монарху. Области жаловали не только родичам чжоуского правящего дома, но и вождям племён, участвовавших в походе против царства Шан (Инь).

Рабовладельческая знать свободно распоряжалась своими владениями и, повидимому, землю можно было отчуждать, сдавать её в аренду или закладывать Об этом свидетельствуют надписи на бронзовых сосудах. Например, водной из надписей говорится о том, что некий правитель Во Ши подарил своему подчинённому лук, стрелы, пять семейств рабов и десять участков земли.

Во времена Западного Чжоу во владении землёй формально ещё сохраняется зависимость от воли царя. Но в этот период уже появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землёй в право собственности на землю.

Сельекая община

Свободные общинники обязаны были, кроме обработки общественных полей, нести военную повинность, вносить отчисления с доходов в пользу общинных храмов, приносить жертвы душам умерших предков и т. д.

Рабство

Характерно, что в большинстве надписей на бронзе и в литературных памятниках сообщается о дарении не только рабов-одиночек, но и целых семей. Следовательно, можно сделать вывод, что в период Чжоу рабы имели свои семьи.

Ряды рабов пополнялись за счёт военнопленных и завоёванного мирного населения. Так было с иньцами и с другими племенами, покорёнными чжоусцами. В рабов превращали и государственных преступников, а также их семьи. Потомки рабов считались рабами.

Труд рабов весьма широко использовался в различных отраслях хозяйства времён Западного и Восточного Чжоу. В надписях на бронзе часто говорится о дарении рабов одновременно с землёй, что, несомненно, свидетельствует о применении рабского труда в земледелии. Рабов использовали также в скотоводстве, они работали и как ремесленники. Рабы выполняли и домашние работы во дворцах царя и рабовладельческой аристократии. Они обслуживали различные правительственные учреждения, их использовали при сооружении оросительных каналов. Они участвовали в охотах, которые устраивала знать. Как и при иньской династии, рабы из различных покорённых племён использовались в зависимости от их навыков.

Государственный строй

Государственный строй Чжоу можно характеризовать как наследственную деспотию во главе с царём — ваном. Его власть распространялась не только на царские владения, но и на территории многих областей, непосредственно управлявшихся правителями различных рангов. Существование этих областей со своими армиями, своим правительственным аппаратом в дальнейшем (после VIII в. до н. э.) обусловило наряду с другими причинами ослабление царской власти.

Чжоуское государство кроме функции укрепления господства рабовладельцев и удержания в подчинении эксплуатируемых выполняло и другую функцию — оно боролось с окружающими кочевыми племенами. В первый период Чжоу эту борьбу вели главным образом те военные силы, которые находились в непосредственном подчинении чжоуского царя; только частично использовались войска и остальных областей. В дальнейшем роль этих войск областей всё более возрастает.

Правители областей носили различные титулы и представляли высшую рабовладельческую знать в чжоуском обществе. Ниже их по своему положению были более мелкие рабовладельцы и землевладельцы, сановники, управители и советники, военачальники, служилые люди. Они находились на службе у правителей различных областей или царств.

Строго говоря, централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу, и тем более во вторую половину его, не существовало. Различные области представляли собой по существу отдельные царства.

Западное Чжоу вXII - IX вв. до н. э.

После создания государства Западного Чжоу его царям пришлось вести борьбу с покорённым населением царства Инь, а также с некоторыми представителями чжоуской рабовладельческой знати. После смерти У вана, основателя Западного Чжоу, произошло восстание, возглавленное сыном последнего иньского царя У Гэном, который воспользовался борьбой среди чжоускои знати в связи с назначением регента при малолетнем наследнике престола. У Гэна поддержали младшие братья У вана, недовольные регентом, а также некоторые вожди племён, подчинявшихся чжоусцам. Восстание было вскоре подавлено. У Гэн и другие руководители были казнены, замешанные в восстании братья У вана сосланы. Были уничтожены 17 владений (мелких царств), выступавших на стороне У Гэна. На некоторое время положение внутри государства Чжоу стабилизировалось.

Развал Западного Чжоу

Террор, однако, не смог подавить недовольство. В 842 г. до н. э. вспыхнуло восстание. К сожалению, в источниках о нём сообщается очень немного. Известно лишь, что восставшие напали на дворец царя. Ли вану пришлось бежать. Его сын Цзин, наследник престола, спрятался в доме главного советника Шао гуна. Восставшие жители столицы, узнав об этом, осадили дом советника и потребовали выдачи Цзина. По преданию, Шао гун выдал повстанцам своего сына вместо царевича Цзина и тем самым спас последнего от смерти. Факт изгнания царя свидетельствует о напряжённой классовой борьбе в этот период.

После смерти бывшего царя Ли вана (828 г.) управлявшие страной регенты возвели на престол царевича Цзина, который известен в истории под именем Сюань вана (827—782). Его царствование отмечено неудачными войнами с западными кочевыми племенами — жунами. В одном сражении с ними (в 789 г.) войска Сюань вана были наголову разбиты, в связи с чем ему пришлось прибегнуть к новому набору воинов, что вызвало повсеместное недовольство населения.

Всё свидетельствовало о развале Западного Чжоу. В царствование Ю вана (781—771) против последнего восстал отец царицы (жены Ю вана). Он пошёл на соглашение с кочевыми племенами; последние вторглись в столицу и убили Ю вана. Возведённый на престол сын Ю вана, известный под именем Пин вана, в 770. г. перенёс столипу из Хао на восток — в Лои. С этого времени, по китайской традиции, начинается период Восточного Чжоу.

Перенесение столицы на восток было вызвано наступлением кочевых племён, захвативших часть территории государства Западного Чжоу. Немного времени спустя страна распалась на ряд самостоятельных царств, не подчинявшихся более чжоуским парям. Последние, хотя ещё считали себя парями всей страны, на самом деле утратили реальную власть и превратились лишь в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.

  • Китайская историография
  • Хронология китайской истории
  • Династии в истории Китая
  • Лингвистическая история
  • История искусства
  • Экономическая история
  • История образования
  • История науки и техники
  • Юридическая история
  • История СМИ
  • Военная история
  • Военно-морская история
  • Женщины в древнем и императорском Китае

Династии Чжоу ( китайский : 周 ; пиньинь : Zhou [ʈʂou] ) была китайская династия , последовавший за династии Shang и предшествовала династии Цинь . Династия Чжоу просуществовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая (790 лет). Военный контроль над Китаем со стороны королевского дома, называемого Цзи, первоначально длился с 1046 по 771 год до нашей эры в течение периода, известного как Западная Чжоу, а созданная им политическая сфера влияния продолжалась и в период Восточного Чжоу еще 500 лет.

Во время династии Чжоу централизованная власть уменьшалась в течение весеннего и осеннего периода до периода Сражающихся царств в последние два столетия династии. В последний период двор Чжоу практически не контролировал составляющие его государства, которые находились в состоянии войны друг с другом, пока государство Цинь не консолидировало власть и не сформировало династию Цинь в 221 г. до н.э. Династия Чжоу официально распалась всего 35 лет назад, хотя на тот момент династия имела лишь номинальную власть.

Этот период китайской истории произвел то, что многие считают зенитом китайского производства бронзовых изделий . [4] Последний период династии Чжоу также известен зарождением трех основных китайских философий: конфуцианства , даосизма и законничества . Династия Чжоу также охватывает период, когда письменный сценарий превратился в свою почти современную форму с использованием архаичного клерикального сценария , возникшего в конце периода Сражающихся царств .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Фундамент
      • 1.1.1 Традиционный миф
      • 1.1.2 Культура
      • 2.1 Мандат Неба и оправдание власти
      • 2.2 Феодализм
        • 2.2.1 Система Fēngjiàn и бюрократия
        • 2.5.1 Li
        • 7.1 Цитаты
        • 7.2 Цитируемые работы

        Сын Ци, или, скорее, сын Ходжи , Бужу, как говорят, оставил свое положение аграрного мастера ( кит . : 農 師 ; пиньинь : Нунгши ) в старости, и либо он, либо его сын Цзюй отказались от своих традиций, живя в манере Xirong и Rongdi (см Хуа-Yi различие ). [7] сын Чжу Лю , [8] , однако, привел свой народ к процветанию путем восстановления сельского хозяйства и оседание их в месте под названием Bin , [с] , которые его потомки правили в течение нескольких поколений. Позже Тай привел клан из Биня в Чжоу, область в долине реки Вэй современного уезда Цишань .

        Восточное Чжоу, однако, также помнят , как золотой век китайской философии: в сотне школ мысли , которые процветали , как соперник сеньоры покровительствовали странствующих ши ученых во главе примере Qi «s Академия Цзися . Девять школы мысли , которые стали доминировать в других были конфуцианством (в интерпретации Менции и другие), легизм , даосизм , моизм утопических коммуналистского Agriculturalism , два штамма дипломаты , в софистических Логики , вс-цзы «ыМилитаристы и натуралисты . [21] Хотя только первые три из них продолжали получать имперское покровительство в более поздних династиях, доктрины каждой из них влияли на другие и китайское общество иногда необычным образом. В моистах , например, нашли мало интереса к их похвале достоинств , но много о принятии их мастерство оборонительной осады; гораздо позже, однако, их аргументы против кумовства были использованы в пользу введения имперской экзаменационной системы.

        Роспись по шелку , изображающая человека верхом на драконе , роспись по шелку , датируемая V – III веками до нашей эры, из гробницы Зиданку № 10 1 в Чанша , Хунань провинция

        Лакированная картина из Цзинмэни гробницы (китайский:荊門楚墓; пиньинь: Jingmen chǔ mù) от государства Чу (704-223 до н.э.), изображающие людей , носящих предшественник Hanfu (т.е. традиционного шелкового платья) и езду на двух- конная колесница

        Используя это кредо, правители Чжоу должны были признать, что любая группа правителей, даже они сами, могут быть изгнаны, если они потеряют мандат Неба из-за неправильных действий. Книга од, написанная в период Чжоу, ясно проповедовала это предостережение. [22]

        Ранние цари Чжоу утверждали, что небеса благоприятствовали их триумфу, потому что последние короли Шан были злыми людьми, политика которых причиняла людям боль из-за разорения и разложения. После прихода Чжоу к власти мандат стал политическим инструментом.

        Одной из обязанностей и привилегий короля было создание королевского календаря . В этом официальном документе определены сроки проведения сельскохозяйственных работ и празднования ритуалов. Но неожиданные события, такие как солнечные затмения или стихийные бедствия, поставили под сомнение мандат правящего дома. Поскольку правители утверждали, что их власть исходит с небес, Чжоу приложили огромные усилия, чтобы получить точное знание о звездах и усовершенствовать астрономическую систему, на которой они основали свой календарь. [23]

        Легитимность Чжоу также косвенно проистекает из материальной культуры Шан через использование бронзовых ритуальных сосудов, статуй , украшений и оружия . [23] Так как Чжоу подражали Шану в крупномасштабном производстве церемониальных бронз, они разработали обширную систему обработки бронзы по металлу, которая требовала больших трудовых податей. Многие из его членов были Шан, которых иногда насильно переправляли в новый Чжоу для изготовления бронзовых ритуальных предметов, которые затем продавались и распространялись по землям, символизируя законность Чжоу. [22]

        Церемониальная бронза Западного Чжоу в форме посуды для приготовления пищи с надписью о том, что король Чжоу передал Ши Ю вотчину, приказав, чтобы он унаследовал титул, а также землю и людей, живущих там.

        Этот тип однолинейной группы потомков позже стал моделью корейской семьи под влиянием неоконфуцианства , поскольку Чжу Си и другие выступали за его восстановление в Китае. [28]

        Несмотря на эти сходства, есть ряд важных отличий от средневековой Европы. Одно очевидное отличие состоит в том, что Чжоу правили из городов-крепостей, а не из замков. Другой - отличная классовая система Китая, в которой отсутствовало организованное духовенство, но при этом йомены клана Шан Цзы стали мастерами ритуалов и церемоний, известных как Ши.(士). Когда герцогство было централизованным, эти люди находили работу в качестве государственных чиновников или офицеров. Эти наследственные классы были похожи на западных рыцарей по статусу и воспитанию, но, в отличие от западного духовенства, ожидалось, что они будут чем-то вроде ученого, а не воина. Будучи назначенными, они могли переходить из одного штата в другой. Некоторые ездили из штата в штат, торгуя схемами административной или военной реформы. Те, кто не мог найти работу, часто заканчивали тем, что учили молодых людей, стремившихся к официальному статусу. Самым известным из них был Конфуций , который учил системе взаимного долга между начальниками и подчиненными. Напротив, законникине имел времени на конфуцианскую добродетель и выступал за систему строгих законов и суровых наказаний. Войны Воюющих Государств, наконец, были прекращены самым законным государством из всех, Цинь. Когда династия Цинь пала и на ее место пришла династия Хань , многие китайцы с облегчением вернулись к более гуманным добродетелям Конфуция. [ необходима цитата ]

        Ши Цяно сковорода , с выгравированным достижением самых ранних царей Чжоу, около 10 - го века до н.э.

        Сельское хозяйство при династии Чжоу было очень интенсивным и во многих случаях находилось под управлением правительства. Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам, которые затем отдали свои земли своим крепостным , что было похоже на европейский феодализм . Например, участок земли был разделен на девять квадратов в системе хорошо поля, с зерном со средней площади, взятым правительством, и зерном с окружающих площадей, сохраненным индивидуальными фермерами. Таким образом, правительство могло хранить излишки продовольствия и распределять их во время голода или неурожая. Некоторые важные отрасли обрабатывающей промышленности в этот период включали выплавку бронзы, которая была неотъемлемой частью производства оружия и сельскохозяйственных орудий. Опять же, в этих отраслях доминировала знать, которая руководила производством таких материалов.

        Первые проекты гидротехники в Китае были инициированы во времена династии Чжоу, в конечном счете, как средство поддержки сельскохозяйственного орошения . Канцлер из Вэх , Санша Ао , который служил королю Чжуанский Чу , перегородила реку , чтобы создать огромное оросительное водохранилище в современной северной провинции Аньха провинции. По этой причине Суншу считается первым в Китае инженером-гидротехником. Более поздний государственный деятель Вэй Симэнь Бао , служивший маркизу Вэню Вэйскому(445–396 до н.э.), был первым гидротехником Китая, создавшим большую систему оросительных каналов. Основным направлением его грандиозного проекта было то, что его работа с каналом в конечном итоге отвлекла воды всей реки Чжан в место, расположенное выше по Желтой реке .

        Бронзовая фигура возничего из эпохи Сражающихся царств династии Чжоу, датируемая 4–3 веками до нашей эры.

        Ритуальная одежда с вышивкой из шелковой марли из гробницы эпохи Восточного Чжоу в Машане, провинция Хубэй, Китай, IV век до н.э.


        Эпоха Чжоу (кит. упр. 周朝 , пиньинь Zhōu Cháo, палл. Чжоу Чао; с 1045 года до н. э. по 221 год до н. э. [1] ) — эпоха в истории Китая, время правления династии рода Цзи (姬) . Род Цзи сверг правивший дом Шан и установил новую династию. Династия прекратилась после победы династии Ин 嬴 (эпоха Цинь).

        Датировка начала эпохи Чжоу остаётся предметом дискуссий, годом установления власти в Китае и победы над Шан традиционно считается 1122 год до н. э., критики указывают на 1027 год до н. э. [2] , существуют и другие концепции. Этот период китайской истории считают расцветом китайского производства бронзовых изделий [3] . Последний период династии Чжоу также известен зарождением трёх основных китайских философских учений: конфуцианства, даосизма и легизма.

        Первой столицей государства Чжоу стал город Хао (кит. трад. 鎬 , упр. 镐 , пиньинь Hào, палл. Хао, тж. Хаоцзин [en] 鎬京 и Фэнхао 酆鎬) на реке Вэйхэ, в непосредственной близости от современного города Сиань. Началом эпохи Восточной Чжоу стало перенесение столицы в Лои 雒邑 (совр. Лоян). Два политических центра также носили названия, соответственно, Цзунчжоу 宗周 и Чэнчжоу 成周.


        Китайская историческая традиция, сформировавшаяся в конфуцианской среде, объясняет падение Шан в космогоническом ключе, как утрату небесного мандата [4] :

        Последний правитель (王) Шан Чжоу Синь изображался крайне жестоким и развратным, утратившим добродетели и не внимающим увещеваниям, в то время как чжоуский Вэнь-ван скрыто совершенствовал добродетели и завоёвывал себе сторонников. Сын Вэнь-вана У-ван продолжал дело отца. После серии жестоких казней вельмож и князей по приказу Чжоу Синя он поднял восстание, Чжоу Синь покончил с собой, бросившись в огонь. Была установлена новая династия, правители которой стали носить титул ван вместо прежнего титула ди. Сыну Чжоу Синя У-гэну по имени Лу-фу был пожалован удел земли для продолжения жертвоприношений предкам и титул при новом дворе. [5] В это время прославился также мудрец Чжоу-гун — советник У-вана.

        Государство Чжоу при этом продолжало культурную традицию Шан, расширяя своё культурное влияние и увеличивая империю.

        Войско Западного Чжоу делилась на Шесть западных армий и Восемь армий Чжэнчжоу. Армии действовали на северном плато и в долине Хуанхэ. Во времена Чжоу получили распространение боевые колесницы, заимствованные из Центральной Азии [6] .

        Общественная система в Китае времён Чжоу состояла в том, что правитель (ван) [2] утверждал и назначал удельных правителей (чжухоу), которые получали титул гуна и хоу [7] . Во главе многих удельных владений были поставлены представители младших линий эпохи Чжоу, в частности, во главе княжеств Лу, Старшая (Малая) Вэй, У, Цай, Цао, Цзинь, Чжэн. Удельными правителями становились также правители отдельных царств, признававших гегемонию вана. Чжухоу обязаны были регулярно являться ко двору и приносить дары, за что получали от вана также богатые подарки.

        В случае слабости или неадекватности центрального правительства чжухоу переставали являться ко двору. Удаленные правители постоянно враждовали друг с другом, завоёвывали соседние княжества, и нередко устраивали в своем владении систему, подобную дому Чжоу.

        В 403 году до н. э. правители царств Чжао, Хань, Вэй провозгласили себя ванами, после чего формальная централизованная система отношений нарушилась, с ваном Чжоуского домена вообще перестали считаться.


        Хотя эпоха длилась формально около 800 лет, этот период был неоднородным, и историки делят его на несколько периодов.

        1. Западная Чжоу (1045 до н. э. — 770 до н. э.) — когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ.
        2. Восточная Чжоу (770 до н. э. — 256 до н. э.) — когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.

        При этом, говоря о Восточной Чжоу, имеют в виду скорее само царство Чжоу, превратившееся к тому времени в удельное царство и утратившее главенство, а периоды Чуньцю и Чжаньго рассматривают с точки зрения взаимоотношения всех государств и удельных княжеств на территории Китая.

        Западное Чжоу

        Поначалу семейство Цзи осуществляло достаточно крепкий контроль над всей страной. В 771 году до н. э., после того как Ю-ван устранил свою жену, заменив её наложницей, столица была занята войсками отца свергнутой царицы, который заключил союз с кочевниками. Новым царём был провозглашён сын царицы, и его признали гуны Чжэн, Лу, Цинь и хоу Шэнь — отец бывшей старшей жены. Столица была перенесена в Лоян.

        Это событие, связанное с ослаблением центральной власти и перенесением столицы с запада на восток, для историков знаменует переход от периода Западного Чжоу (кит. упр. 西周 , пиньинь Xī Zhōu) к периоду Восточного Чжоу (кит. трад. 東周 , упр. 东周 , пиньинь Dōng Zhōu).

        Стабильная хронология начинается с 841 года до н. э., с этой даты история достаточно аккуратно прослеживается в Исторических записках (Шицзи) Сыма Цяня и других летописях.

        Восточное Чжоу

        Период Восточного Чжоу с 722 года до н. э. по 481 год до н. э. называется Период Весны и Осени (Чуньцю) — по названию известной исторической летописи.

        Чуньцю

        Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн, которые активно вмешивались в дела центрального двора и нередко определяли политику.

        Среди удельных князей в это время стали выделяться гегемоны, которые потом формально утверждались ваном. Гегемоны нередко обладали большей властью и влиянием, чем чжоуский ван.

        Чжаньго

        В этот период созданы произведения, не только заложившие основу китайской цивилизации, но и оказавшие своё влияние на развитие всего человечества. Наиболее значимы следующие сочинения:

          . Книга песен и гимнов. . Книга историй. . Книга преданий. . Весны и осени. . Комментарии Цзо. . Речи царств. . Планы сражающихся царств. . Книга перемен. . Суждения и беседы. . . Канон Пути и Благодати. . . . .

        Важный источник по изучению языка и литературной стилистики Чжоу представляют собой надписи на бронзе: в отличие от текстов, сохранённых традицией, они избежали редакторских правок.

        С разрушенной королевской линией власть двора Чжоу постепенно уменьшалась, а фрагментация королевства ускорялась. Начиная с правления Пин-Вана [en] , короли Чжоу правили только по названию, настоящая же власть была в руках у влиятельной знати. К концу династии Чжоу дворяне даже не удосужились символически признать семью Цзи, восстали и объявили себя королями. Династия исчезла за несколько лет до объединения Китая Цинь Шихуаном.


        Сельское хозяйство в династии Чжоу было очень интенсивным и во многих случаях было под руководством правительства. Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам, которые затем отдавали свои земли своим крепостным, подобно европейскому феодализму.

        В Шанхайском музее хранится большая коллекция находок и реликвий, связанных с эпохой Чжоу. Особое значение имеют бронзовые ритуальные сосуды, количество которых отображало иерархический статус их обладателя. Создание таких сосудов являлось делом государственной важности и требовало сложной экономической и дизайнерской планировки.

        Военная история Древнего Китая


        Китай является одной из самых древних цивилизаций в мире, чья история насчитывает уже 3500 лет. Хотя никто не отрицает вклада Китая в развитие искусства и науки, военные достижения Китая до сих пор недооцениваются на Западе.
        Традиционно, история Китая делится по периодам царствования династий, получавших название по имени своего основателя. Не все из основателей были коренными китайцами, правители монгольских и манчжурских завоевателей постепенно перенимали местные обычаи и названия.
        Наиболее значимыми династиями являются:
        Династия Шан 1562-1027 гг до н.э.
        Династия Чжоу 1027-256 гг до н.э.
        Династия Цинь 221-207 гг до н.э.
        Династия Хань 202 г до н.э. - 220 г н.э.
        Династия Тан 618 -907 гг н.э.
        Династия Суй 960 – 1279 гг н.э.
        Династия Юань (Монгольская) 1260 – 1368 гг н.э.
        Династия Мин 1368 – 1644 гг н.э.
        Династия Цин (Манчжурская) 1644 – 1911 гг н.э.

        Династия Шан.
        Династия Шан (кит.: 商朝), альтернативные названия Династия Инь (кит.: 殷代) или Династия Шан-Инь — китайская династия, правившая примерно с 1562 по 1027 год до нашей эры в северо-восточной части Китая, в долине реки Хуанхэ.
        Династия Шан являлась наследницей полумифической династии Ся и предшествовала династии Чжоу. Династия Шан является первой китайской династией, реальность существования которой подтверждена археологическими находками, которые состоялись в 20-30 годах XX века.

        Информация о существовании династии дошла до нас в отчетах династии Чжоу. Также археологами, в результате раскопок, были обнаружены первые иероглифические надписи на бронзовых, нефритовых, керамических, каменных изделиях и костях животных, датируемые временем династии. Большое количество экспонатов, было обнаружено в районе древней столицы династии Иньсю (кит. 殷墟, пиньинь Yīnxū, палл. Иньсю), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Исходя из легенд, род Шан происходил от Сюань-сяо, сына императора Хуан-ди. Первый император династии Ся Юй даровал некоему потомку Сюань-сяо удел Шан на левом берегу Хуанхэ.

        Военная история Древнего Китая

        Военная история Древнего Китая

        Военная история Древнего Китая

        Военная история Древнего Китая


        Использовались также топоры, но они были менее популярны. Копья были длиной до семи футов (прим. 2,1м) в длину и имели бронзовые наконечники. Во время раскопок были также найде нефритовые наконечники, но они скорее всего использовались не в бою, а в ритуальных целях, из-за своей хрупкости.

        Военная история Древнего Китая

        Военная история Древнего Китая



        Династия Западное Чжоу - царская династия в Китае, период Западного Чжоу выделяют как начальный период эпохи Чжоу. Династия является правящей с 1046 до н. э. по 770 до н. э..

        Военная история Древнего Китая


        История и жизнь Западного Чжоу известна по классическим трактатам "Чжоули" - Чжоуские ритуалы, "Шуцзин" - Книга Истории, "Шицзин" - Книга Песен, "Ицзин" - гадательная Книга Перемен, дополнительно имеются многочисленные надписи на бронзовых сосудах.
        Стабильная хронология начинается с 841 до н. э., с этой даты история достаточно аккуратно прослеживается в Исторических записках (Шицзи) Сыма Цяня и других летописях.
        Правитель У-ван в битве при Муе разгромил царство Шан (Инь) и обеспечил господство царства Чжоу в Китае. Первые правители - добродетельный Вэнь-ван, решительный У-ван и его советник мудрый Чжоу-гун особенно почитаются и окутаны легендами. Чжоу-гун первые семь лет правил страной, после смерти У-вана, пока его сын Чэн-ван не повзрослел. Приход к власти сопровождался установлением правильных ритуалов почитания духов Неба и Земли, которые детально описываются в исторических книгах.
        С самого начала правления, династия Чжоу столкнулась с серьезными военными проблемами. После войны с Шан, над государством нависла опасность со стороны кочевников на юге и западе. Положение осножнялось восстаниями вассалов династии, многие из которых прежде являлись поддаными Шан. Считается, что Чжоу первыми ввели феодальную систему правления в Китае, но на деле они просто узаконили сложившуюся во времена Шан традицию правления. Повсеместно, в обмен на лояльность, раздавались земельные владения. В результате была образована 71 провинция, 55 наместников вошли в королевский клан Чжоу. Примкнувшие к правящему клану подписывали пожизненную клятву верности, обязались предоставлять войска королевскому двору. В свою очередь, король попадал в зависимость от своих вассалов, т.к. раздав землю лишался возможности набирать армию на этих территориях. Как не прескорбно, самые сильные вассалы, оказывались наименее верными.
        Поначалу все шло хорошо, правящий дом Чжоу использовал ритуалы и культуру, для объединения подвластных земель и распространения китайского влияния далеко за пределы границ государства Шан. Правители Чжоу прикладывали все усилия для расширения границ территории на юг. Во время очередной исследовательской эскпедиции, самый многообещающий правитель Чжоу – Чао, утонул во время переправы. Это событие поставило под сомнение авторитет Чжоу, по всему государству прошел слух, что Чжоу уже не могут претендовать на единоличное право управления государством. Отлаженная государственная система начала давать сбой.
        Гражданская война расколола страну в 841 г до н.э. и в 771 г до н.э. дикие племена Джун с запада, вторглись во владения Джоу. Большая часть вассалов отказалась мобилизовать войска, в результате чего столица была захвачена, а царской семье пришлось бежать в новую столицу. Вскоре царские земли были отбиты, но королевство было раздроблено. Всего насчитывалось порядка 170 независимых территорий, которыми управляли бывшие вассалы.

        Армия Западного Чжоу
        Армия Чжоу во многом походила на армию своих предшественников – Шан. Тем не менее оружие, используемое воинами постепенно видоизменялось. Алебарда теперь крепилась на древко длиной до 18 футов (5,5 метров), и применялось в качестве двуручного оружия. Лезвие было видоизменено, была увеличена режущая поверхность за счет вытягивания лезвия. Колесницы также продолжали развиваться. Колеса стали больше, имели больше спиц, и были вынесены в стороны от основного помоста, для того, чтобы увеличить устойчивость при движении. Лошадиная сбруя была украшена бронзовым орнаментом. Сама колесница также была украшена многочислеными изделиями из бронзы, тем самым вес ее увеличивался, а маневренность уменьшалась. Таким образом, можно предположить, что колесница использовалась больше как оружие психологического воздействия.

        Военная история Древнего Китая


        Мечи, которые практически не использовались у Шан, стали появляться у ранних Чжоу. Мечи были изготовлены из бронзы и имели лезвие длиной 45 см.

        Военная история Древнего Китая

        Армия Восточного Чжоу
        Период с 8 по 5 вв до н.э. известен как период расцвета колесниц, которые использовались практически повсеместно и в больших количествах. Тем не менее пехота научилась справляться с колесницами. Например в провинции Цу в 613 г до н.э. крестьяне свергли правителя и разбили отряд из 800 колесниц, посланных союзниками, чтобы востановить власть нобилитета. Колесницы были неповоротливы и их эффективность сильно зависела рельефа. К концу 6 в до н.э. частота использования колесниц уменьшается. В летописях по прежнему встречаются рассказы о героизме отдельных аристократов, сражавшихся с луком на колеснице. Меч завоевывает все большую популярность постепенно вытесняет лук.

        Военная история Древнего Китая


        Традиционное деление армии на три части использовалось достаточно долго, но варианты построения постоянно варьировались, так многие военноначальники того времени использовали четвертый отряд, для удара во фланг. Практиковался смешенный состав отрядов, так например лучники могли располагаться за копейщиками и имели возможность стрелять поверх их голов.
        В колесницах было по прежнему трое человек – колесничий, лучник и воин вооруженный копьем или алебардой. Помост колесницы имел борта, которые были оббиты кожей. На некоторых колесницах крепились бронзовые лезвия на осях колес.
        Оружие и броня практически не изменялись. Постоянно совершенствовались алебарды. В 5 в до н.э. появляется железо, но технология производства железа не позволяла полностью вытеснить бронзу из использования.
        В этот период появился арбалет. Дальнобойность этого оружия достигала 600 шагов. Хотя мощность арбалетов превосходила убойную силу лука, медленная перезарядка позволяла использовать его в основном при обороне городов. Вполне возможно, что именно изобретение арбалета способствовало отказу от использования колесниц, т.к. колесницы представляли собой большие медленные мишени со слабой защитой.

        Военная история Древнего Китая

        Военная история Древнего Китая

        Наиболее интересными фактами в истории этого периода, являются использования в бою осужденных преступников и боевых слонов. Чтобы заставить заключенных сражаться им угрожали расправой над их семьями, а в случае неповиновения заставляли самостоятельно вскрывать себе горло мечом.
        Война между северными и южными провинциями опустошала целые области государства. Северяне пораженные жестокостью своих южных соседей, не считавшихся с потерями, пытались переломить ход кампании, использовали боевых слонов. По словам китайских летописцев, чтобы заставить слонов бежать вперед и не поворачивать назад, к их хвостам были привязаны горящие факелы. Но вероятнее всего, за слонами шли люди с факелами, пугающими слонов и заствавлявших их мчатся на врага. Слоны же в свою очередь действовали не так, как расчитывалось; поворачивали назад и топтали идущие за ними армии. После провала этого эсперимента, слоны больше не использовались.

        Период с 4го по 3й века до нашей эры
        В течение 4го и 3го вв до н.э. в центральных и северных провинциях продолжалась борьба за власть. А в это время на юго-западе начали образовываться новые полу-варварские государства. Территории Шу и Па, населенные племенами ивестными благодаря своим диким песням и танцам, объединились поставив во главе изгоев из Шу. В этот период также зародилось государство Цинь. Удаленная от основных боевых действий территория изначально использовалась для развода лошадей. Природная преграда в виде реки Вей также способствовала спокойному развитию государства.
        Цинь стали собирать всех свободных крестьян привлекая их низкими налогами и большим количеством орошаемой земли. Во главе Цинь стояли выходцы из Шан, по натуре воинственные и предприимчивые люди. Собрав к 316 г до н.э. внушительную военную силу они захватили провинции Па. Затем они стали совершать набеги на территории Шу. Спуская на плотах по Янцзы они опустошали целые провинции и скрывались в своих лесных базах.
        В 285 г до н.э. правитель Шу, скорым маршем прошел к границам Цинь, сломил их сопротивление и прижал их к городу Чи Мо, в котором, по легенде герой Тьен Тан собрал ополчение и освободил страну. С этого момента в истории 3го века государство Цинь разгромило практически все значительные воинские формирования прежних династий.
        Непрекращающиеся боевые действия, казни многих тысяч пленных, убийства царственных особ и генералов, предательство, перевороты и народные востания вынесли на вершину пирамиды власти короля Цинь Шихуана, ставшего первым Императором, объеденившим впервые за пять веков весь китайский народ.
        Цинь не гнушались никакими методами достижения цели. Сильных правителей окрестных племен, они позвани на мирные переговоры, захватили в заложники и таким образом расширили границы своих территорий.
        В период правления династии Цинь была введена всеобщая перепись населения. Эти меры позволили Цинь собирать армии до 600 тысяч человек.

        Армии периода 4го и 3го веков до н.э.
        По прежнему используются колесницы, в основном в качестве оружия психологического воздействия. К 300 г до н.э. стала возрастать роль кавалерии. Первых конных воинов набирали из числа обеспеченных крестьян и кочевников, но к концу 3го века до н.э. конный бой считался почетным и для дворянина.
        К этому времени меч становится самым популярным типом оружия ближнего боя. Доспехи, используемые в основном, в элитных частях, изготавливались из кожи, с металлическими вставками. Терракотовые воины Цинь, дают нам представление о различных типах доспехов, характерных для того времени.
        Ранее считалось, что военные успехи Цинь были достигнуты благодаря использованию железного оружия, но современные исследования доказывают, что это не так. Железные мечи и копья получили широкое распространение в период Чу, кузнецы Цинь могли создавать бронзовое оружие, по качеству не уступавшее железному. Скорее всего бронзовые мечи Цинь покрывались слоем хрома, для улучшения их остроты.

        Военная история Древнего Китая

        Военная история Древнего Китая



        Династия Цинь (кит. 秦朝, пиньинь Qín Cháo, палл. Цинь чао) — китайская династия, правившая всем Китаем в период между династиями Чжоу и Хань (221 до н. э. — 206 до н. э.). С конца IX в. до н.э. представители носили титул гунов (князей), с 325 до н.э. - ванов (царей), с 221 до н. э. - ди (императоров).



        Основатель династии — Цинь Шихуан — объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором.

        Военная история Древнего Китая


        Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления.
        Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, на которых были задействованы миллионы граждан. В этот период была построена Великая китайская стена длиной 4000 км, уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной 7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, центральная полоса предназначалась для императора. Император упорядочил меры, веса, ввёл единый стандарт иероглифов.

        Военная история Древнего Китая

        Армия династии Цинь
        Основные сведения о вооружении армии династии Цинь поступают из терракотовой армии. Терракотовые статуи были захоронены вместе с первым императором династии Цинь - Цинем Шихуанди в 210-209 гг. до н.э. Они были обнаружены в марте 1974 года местными фермерами во время бурения артезианской скважины к востоку от горы Лишан.



        Гора Лишан - это рукотворный некрополь первого императора династии Цинь. Материал для терракотовых воинов брался именно с этой горы. Строительство этого мавзолея началось в 247 г. до н.э., потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось 38 лет. Цинь Шихуанди был похоронен в 201 г до н.э.. Согласно великому китайскому историку Сыма Цяню, огромное количество драгоценностей и изделий ремесленников было захоронено вместе с императором. Также во многих источниках упоминается, что статуи были вооружены настоящим оружием, которое, по всей видимости, позже было украдено вскоре после погребения императора.

        Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

        Правовой статус населения. Основные сословно-профессиональные группы населения: знать, бюрократия; крестьяне и ремесленники; рабы. Роль сельских общин.

        В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

        Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ­ственный аппарат. В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии. Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории: = общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю; = частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были: ~ захват пленных на войне; ~ продажа в рабство з+а долги; ~ обращение в рабство за некоторые преступления; ~ получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии.

        В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь­ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс­шим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональ­ные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

        ◊ высшие гражданские чиновники;

        ◊ советники, прорицатели. В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Госу­дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу. Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго

        Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода: › период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.; › период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.; › период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

        В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовла­дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе­ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения. Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю­чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три клас­са - старшие, средние, младшие. На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая арис­тократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской арис­тократии. В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, по­является тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, одна­ко рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво­ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало иг­рать заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тя­желым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных аренда­торов. Число рабов пополнялось в этот период за счет: = военнопленных; = завоеванного мирного населения; = государственных преступников. Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи состав­лена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоеди­нялось к ним во время войны. В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослаб­ления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в прави­телей небольшого владения –

        Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями: ~ развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни; ~ упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее зем­ли постепенно переходят к служилой знати. Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собствен­ность рабовладельцев на землю.

        В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного нало­га, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уп­лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на­несен один из первых ударов. Государство Цинь и реформы Шан Яна

        Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь,

        с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э. С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства. В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник импера­тора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти. Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

        • узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль­но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об­щинному землевладению;

        • проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

        • в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было прове­дено по территориальному принципу;

        • налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

        = путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;

        = все земли объявлялись царскими;

        = восстанавливалась система общинного землевладения.

        В области рабовладения:

        ◆ отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;

        ◆ государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

        Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент. Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разру­шению экономики страны. В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых". В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Вос­стание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э. Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству, отчасти облегчено налоговое бремя. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при импе­раторе; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться. Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие). 2. Право Древнего Китая Право собственности и обязательства Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Земля:

        ♦ в период Инь - собственность императора (вана), приближенные име­ют лишь право пользования полученными в дар землями;

        ♦ во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собствен­ность;

        ♦ период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

        › в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

        › во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

        › период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

        Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, том числе: мены, купли-продажи, дарения, займа, аренды земли, личного найма. Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, вы­дача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство, в V - Ш вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным. Уголовное право и судебный процесс Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде­лить: a. государственные - мятеж, заговор; b. религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу; c. против личности - убийство, нанесение телесных повреждений; d. против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота; e. воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:

        • смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю) ;

        • членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

        • штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

        Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным , первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.

        Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

        Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

        Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также ' принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

        Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

        В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

        Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдельной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.Гадательные кости древних китайцев, покрытые иероглифами. Эти надписи являются первыми письменными памятниками, найденными в Китае.

        Гадательные кости древних китайцев, покрытые иероглифами. Эти надписи являются первыми письменными памятниками, найденными в Китае.

        Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

        В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

        В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

        Читайте также: