Кто в лесных экосистемах играет роль кормильцев едоков и мусорщиков

Обновлено: 28.06.2024

Ученики познакомятся с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий в группах ребята представят работу пищевых цепочек.

ВложениеРазмер
urok_okruzhayushchego_mira.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема урока : Живые участники круговорота веществ

Научиться приводить примеры живых организмов разных профессий.

Объяснять значение круговорота веществ для жизни человека.

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование : цветные ручки, схемы, раздаточный материал для групп, мультимедийная презентация.

Тема прошлого урока. (о чем говорили? О чем узнали?). -Мы закончили разговор или еще есть научные знания? Чему будет посвящен наш урок?

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2. Подготовить объяснение по схемам.

- Кто убирается у вас дома? А в природе нужно прибираться? Почему? Кто мусорит? Кто убирается?

- Что такое круговорот веществ?

- Как поддержание порядка на Земле связано с круговоротом веществ?

- Объясните схемы, показывающие круговорот веществ (индивидуальное задание №2_

- Природа перерабатывает отходы нашего хозяйства. Можем ли мы помогать природе?

- Какие богатства природы люди считают возобновимыми? (урожай растений, численность животных. Запасы нефти трудно возобновить, для этого нужны тысячелетия).

3. Вводная беседа.

- Как думаете, живые организмы могут обходиться друг без друга?

- Какие «профессии « живых существ необходимы, чтобы круговорот не прерывался? (индивидуальное задание №1)

- Смогли бы люди жить на планете одни, без других живых существ?

Об этой связи и ее значении мы сегодня и должны поговорить.

В конце урока вы должны повторить самые главные новые знания.

5. Работа со слайдами.

- Что такое экосистема? (Сообщество кормильцев, едоков и мусорщиков). У каждого в природе свой дом. Хорошо бы жилось лягушке вы степи?

- Назовите экосистему на слайде. Все ли тут в порядке? ( не хватает едоков)

Аналогичная работа со слайдами № 2 и3.

Вывод : учитель подводит итог о том, что большой круговорот веществ объединыет экосистемы в биосферу.( текст стр. 30)

6. Работа в группах.

- Теперь нам необходимо подробнее поговорить о тех, кто всех кормит, кто всех поедает и кто все убирает т.е. о живых участниках круговорота веществ. (Тема урока на доске)

Группам раздаются вопросы . Время на подготовку 2-3 минуты. Выбрать отвечающих.

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

7. Работа по теме урока.

Выслушивается ответ 1-й группы.

Приведите свои примеры.

Дополнительные сведения. Растения не только вырабатывают органические вещества, но и тратят их на свои нужды. Работа по иллюстрации на стр. 31. – Объяснить, на что тратят органические вещества растения на рисунке.

Составление схемы на доске.

Приведите свои примеры едоков.

Проблемный вопрос: мы должны доказать связи представителей разных профессий в природе.

- Что же едоки могут возвращать кормильцам? (углекислый газ)

- Прочитаем текст на стр. 32. Что вы еще узнали? (они помогают распространять семена)

- А к кому относится человек? Как человек помогает кормильцам?

Работа со схемой.

- Чем мусорщики похожи на едоков? (не могут создавать органические вещества).

- Чем отличаются от едоков? (питаются уже умершими организмами).

Работа со схемой.

Вывод: благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу.

Чтение вывода в учебнике с.15

- Что бы было, если бы исчезли.. (дети называют кто)? Убрать в схеме.

- Прочитайте вопрос № 4 на стр. 33. Ответы детей.

- Мог бы действовать круговорот веществ, если бы производители, разрушители и потребители использовали одни и те же вещества? (Нет, возникла бы сильная конкуренция. В природе отходы одних организмов являются пищей для других)

Работа в тетради.

С.13 № 1. Самостоятельно. Взаимопроверка.

№ 2. Анализ фронтально. Заполнение схемы.

- Назовите главные знания и понятия сегодняшнего урока. (кормильцы, едоки, мусорщики, круговорот веществ).

II. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации урока.

III.Совместное открытие знаний и объяснение нового материала.

IV ф и з м и н у т к а

V Самостоятельное применение знаний

Проверка работы в парах на мультимедийном проекторе

Проверка самостоятельной работы на мультимедийном проекторе

VII.Подведение итогов, рефлексия

- Посмотрите на схему. б

- Что можете сказать?

- Почему эти превращения можно назвать круговоротом?

- Как понимаете понятие "большой круговорот веществ"

- Что можете сказать, глядя на вторую схему? (Слайд 5)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воздух?

- Что можете сказать, глядя на третью схему?

- Расскажите по схеме, как природа очищает воду.

- Как в природе происходит процесс превращения отходов в продукты? Расскажите по схеме.(Слайд 7)

- Живые организмы каких профессий участвуют в большом круговороте веществ?

- Я хочу рассказать вам сказку.

Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком.

Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст ожил и заговорил:

- Зачем ты меня бьёшь?

- Просто так, - ответил Ваня.

- А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе?

Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки.

Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит.

- А Вы, ребята, можете помочь Ване?

- Объясните, как куст наказал мальчика.

- О чем должен задуматься мальчик?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

1. Выполнение задания учебника. С30.

- Организмы каких профессий забыли поместить ученики 2 класса в свои экосистемы?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

- "Мусорщики", "едоки", "кормильцы" в экосистеме существуют независимо друг от друга?

- Как они связаны?

- Чтобы найти правильный ответ, давайте проведем исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах.

1. Работа в группах. (3 ряда -3 группы).

Задание для первой группы(на карточке):

1. Какова роль "кормильцев"? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.31(учебник)

2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?

3. На, что расходуются произведенные вещества?

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для второй группы (на карточке):

1. Какова роль "едоков"? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник)

2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?

3.Что происходит с веществами?

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для третьей группы (на карточке):

1. Какова роль "мусорщиков"?

2. Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник)

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

3. Составление обобщающей схемы.

- Найди на схеме живые организмы определите их "профессию".

- Что обозначают стрелки?

(называть можно в любом порядке)

- Почему две стрелки?

- Приведите примеры производителей.

- После производителей, кто будет следующим?

- Какая связь еще будет между разрушителями производителями?

4. Игра по схеме. (Слайды 12-15)

- Продолжите по своему усмотрению: Что было бы, если бы исчезли:.

- А теперь давайте вернемся к нашему герою- Ване. Можем ли мы ответить на вопрос, что же с ним произошло?

Чтение вывода с. 33

Гимнастика для глаз

1. Работа в парах

У каждой пары карточки: мухомор, сосна, ястреб, трава, муравей, редис, крот, микробы, окунь:

Расположить карточки на группы по "профессиям", составить цепь питания (экосистему) (Слайд 16)

2. Самостоятельная работа

В рабочей тетради выполнить задание на выбор с. 13, № 2 или с.14 № 3

- На нашем уроке, о роли каких живых организмах в круговороте веществ мы говорили меньше всего?

- Информацию о них мы можем найти в сети интернет.

(демонстрация материала на сайте)

- Какова же роль маленьких живых организмов?

- О насекомых каких "профессий" вы узнали?

- Для чего человеку необходимо изучать природные процессы.

- С какими понятиями(ключевыми словами) мы работали на уроке?

- Какую проблему решали?

- Какие трудности вы встретили на уроке?

- Как вы их преодолели?

- Чтобы вы посоветовали Ване и всем людям?

  • Зелёные - всё понятно, не возникло трудностей.
  • Жёлтые - возникли трудности, не всё ясно.
  • Коричневые - не получилось, тема не понятна.

Круговорот веществ в хозяйстве, доме.

Эта цепочка заканчивается одним и тем же веществом.

Процессы превращения веществ происходят на всей планете и участвуют все вещества.

Изображен процесс очищение воздуха

Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. В доме становится душно и мы его проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать.

Изображен процесс очищения воды

С грязной водой в очистных сооружениях борются микробы, и ее снова могут употреблять растения, животные и люди.

Микробы разрушают также отходы деятельности человека . Из них получаются питательные вещества, нужные растениям для их роста. Например, корова поедает растения на пастбище и дает мясо и молоко. Питаясь растительной и живой пищей, человек опять получает необходимые ему органические вещества.

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

- Куст лишил его продуктов питания.

- Как дальше он будет жить, что ему необходимо для жизни?

- Почему жизнь человека зависит от порядка в природе?

- Как и почему в природе все взаимосвязано?

- О связях в природе.

- О круговороте веществ.

Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга.

- О связи живых организмов природы.

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

1 рисунок - "кормильцы", едоки"

2 рисунок - "едоки"

3 рисунок - "мусорщики"

- На каждом рисунке экосистемы должны присутствовать представители всех трех " профессий".

-Они существуют совместно.

  • Кормильцы
  • Производители
  • Углекислый газ
  • Минеральные питательные вещества
  • Органические вещества

"Кормильцы"- это растения. Они поглощают из почвы воду и соли(минеральные питательные вещества), а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому их профессию можно назвать "производители". Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела.

  • Едоки
  • Потребители
  • Органические вещества
  • Углекислый газ

"Едоки"- это животные, они получают вещества, поедая растения и других животных. Поэтому их называют потребителями. Получая органические вещества,они возвращают растениям углекислый газ.

- Мусорщики это разные живые организмы: грибы, бактерии, жуки навозники, дождевые черви. Они питаются умершими живыми организмами. Их называют разрушителями.

- Производители. Они - источник питания для всех живых организмов, в том числе и для человека.

Растение может быть съедено потребителем, либо погибнуть и им займутся разрушители.

- Пшеница, дуб, клевер:.

Потребители. Они получают вещества необходимые для жизни от производителей.

Хищники. Это тоже потребители. Животные, которые не питаются растениями. Они питаются другими живыми организмами.

Разрушители - это разные живые организмы: грибы, дождевые черви, жуки могильщики, микробы. Они питаются только умершими живыми организмами. (Растениями, животными:)

Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. (перегной)

Учащиеся рассказывают о нарушениях в круговороте, при исчезновении одного из компонентов. Порядок выбора (по щелчку "мышки") компонента схемы может быть любым.

Нарушился большой круговорот веществ. Ваня уничтожил куст. Куст- производитель. Исчезнет производитель - исчезнут потребители, которые потребляя органические вещества, являются источником жизни человека и других живых организмов, далее исчезнут разрушители, которые являются источником жизни для производителей. Превращение веществ должно идти по замкнутому кругу.

Ученики познакомятся с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий в группах ребята представят работу пищевых цепочек.

ВложениеРазмер
urok_okruzhayushchego_mira.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема урока : Живые участники круговорота веществ

Научиться приводить примеры живых организмов разных профессий.

Объяснять значение круговорота веществ для жизни человека.

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование : цветные ручки, схемы, раздаточный материал для групп, мультимедийная презентация.

Тема прошлого урока. (о чем говорили? О чем узнали?). -Мы закончили разговор или еще есть научные знания? Чему будет посвящен наш урок?

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2. Подготовить объяснение по схемам.

- Кто убирается у вас дома? А в природе нужно прибираться? Почему? Кто мусорит? Кто убирается?

- Что такое круговорот веществ?

- Как поддержание порядка на Земле связано с круговоротом веществ?

- Объясните схемы, показывающие круговорот веществ (индивидуальное задание №2_

- Природа перерабатывает отходы нашего хозяйства. Можем ли мы помогать природе?

- Какие богатства природы люди считают возобновимыми? (урожай растений, численность животных. Запасы нефти трудно возобновить, для этого нужны тысячелетия).

3. Вводная беседа.

- Как думаете, живые организмы могут обходиться друг без друга?

- Какие «профессии « живых существ необходимы, чтобы круговорот не прерывался? (индивидуальное задание №1)

- Смогли бы люди жить на планете одни, без других живых существ?

Об этой связи и ее значении мы сегодня и должны поговорить.

В конце урока вы должны повторить самые главные новые знания.

5. Работа со слайдами.

- Что такое экосистема? (Сообщество кормильцев, едоков и мусорщиков). У каждого в природе свой дом. Хорошо бы жилось лягушке вы степи?

- Назовите экосистему на слайде. Все ли тут в порядке? ( не хватает едоков)

Аналогичная работа со слайдами № 2 и3.

Вывод : учитель подводит итог о том, что большой круговорот веществ объединыет экосистемы в биосферу.( текст стр. 30)

6. Работа в группах.

- Теперь нам необходимо подробнее поговорить о тех, кто всех кормит, кто всех поедает и кто все убирает т.е. о живых участниках круговорота веществ. (Тема урока на доске)

Группам раздаются вопросы . Время на подготовку 2-3 минуты. Выбрать отвечающих.

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

7. Работа по теме урока.

Выслушивается ответ 1-й группы.

Приведите свои примеры.

Дополнительные сведения. Растения не только вырабатывают органические вещества, но и тратят их на свои нужды. Работа по иллюстрации на стр. 31. – Объяснить, на что тратят органические вещества растения на рисунке.

Составление схемы на доске.

Приведите свои примеры едоков.

Проблемный вопрос: мы должны доказать связи представителей разных профессий в природе.

- Что же едоки могут возвращать кормильцам? (углекислый газ)

- Прочитаем текст на стр. 32. Что вы еще узнали? (они помогают распространять семена)

- А к кому относится человек? Как человек помогает кормильцам?

Работа со схемой.

- Чем мусорщики похожи на едоков? (не могут создавать органические вещества).

- Чем отличаются от едоков? (питаются уже умершими организмами).

Работа со схемой.

Вывод: благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу.

Чтение вывода в учебнике с.15

- Что бы было, если бы исчезли.. (дети называют кто)? Убрать в схеме.

- Прочитайте вопрос № 4 на стр. 33. Ответы детей.

- Мог бы действовать круговорот веществ, если бы производители, разрушители и потребители использовали одни и те же вещества? (Нет, возникла бы сильная конкуренция. В природе отходы одних организмов являются пищей для других)

Работа в тетради.

С.13 № 1. Самостоятельно. Взаимопроверка.

№ 2. Анализ фронтально. Заполнение схемы.

- Назовите главные знания и понятия сегодняшнего урока. (кормильцы, едоки, мусорщики, круговорот веществ).


Итак, почему в природе существует порядок? … потому что его никто не нарушает? …или порядок поддерживают все?

  1. Почему День сменяется ночью?
  2. Почему за весной приходит лето, затем осень и зима, а потом опять весна?
  3. Почему в водоёмах не заканчивается вода?

Можно ли сказать, что все в природе происходит по порядку? По порядку меняются времена суток? Времена года? Круговорот воды — это тоже порядок?

Какой же можно сделать вывод? … В природе существует порядок и его поддерживает сама природа и ее организмы.

Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом, называется круговоротом веществ.

Как природа очищает воздух?


Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Поэтому в комнате становится душно. Нам следует проветривать комнату, чтобы наполнить ее свежим чистым воздухом.

Что же происходит в самой природе? Природа очень умна. Мы знаем, что все живые организмы дышат. Как же всем нам хватает воздуха? Природа об этом позаботилась. Она наделила растения другим свойством: растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Не случайно воздух особенно свежий в лесу и в парке, где много растений. Где берут растения углекислый газ? … Верно, его выделяют животные и люди. Всё разумно.


А вы знаете, что растения дышат кислородом, а для питания им нужен углекислый газ, причём питаются они только на свету, а в темноте, наоборот, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Докажем… В закрытой банке на свету спичка горит, а это значит, в банке кислород. Ведь что-то гореть может только, если вокруг кислород, а вот в темноте свечка не горит, а это значит, что банка наполнена углекислым газом..

Как природа очищает воздух?


Здесь на помощь приходят микробы, которые в очистных сооружениях борются с грязной водой. Затем, эту воду можно снова употреблять. Но, есть вещества, с которыми не смогут справится микробы, а это значит, что такую воду пить опасно.

Как природа справляется с отходами?


Опять помогают микробы. Они же справляются с опавшей листвой, с погибшими растениями и животными в лесах. Они же разрушают отходы из наших домов.

Вот только, люди забывают, что не с любым мусором могут справятся микробы. Созданные человеком полиэтиленовые пакеты. моющие и ядовитые вещества долго не разлагаются, а накапливаются. Вот почему вокруг городов, да, к сожалению, и в городе встречаем большие мусорные свалки.

Природа помогает нам справляться с нашими отходами и перерабатывает их, а как мы можем помочь природе?……



Органические вещества служат пищей и строительным материалом самим растениям, а затем и другим организмам. Допустим, корова поедает эти растения на пастбище и даёт нам молоко. Через это молоко мы получаем необходимые органические вещества.


Конечно, растения не только вырабатывают органические вещества, но и тратят их на свои нужды. Растениям нужно самим расти и размножаться.

Возвращаемся к нашему вопросу: кто же поддерживает порядок в природе? Сама природа, а вернее все ее организмы.

И производители и потребители нужны друг другу. Одни, растения, получают от животных углекислый газ и питательные вещества из отходов, а животные получают от растений — органические вещества — энергию.

Как вы считаете, какую роль играет человек?….. Верно, это потребитель.

Еще в круговороте веществ есть разрушители или мусорщики. Они питаются умершими организмами. Кстати, к разрушителям относят почти все грибы и большинство микробов.

Вывод: благодаря живым организмам превращения веществ идёт бесконечно по замкнутому кругу. Производители снабжают обитателей Земли пищей и кислородом. Потребители возвращают растениям углекислый газ. Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Так поддерживается жизнь на Земли, так поддерживается порядок.

И ещё. В любом организме тоже идёт обмен веществ: одни вещества заменяются другими. Назовите, что корова поглощает и что выделяет…


А вы знаете, что каждый организм получает энергию от Солнца? Часть её он тратит на жизнедеятельность и самообновление, а часть запасает в своём теле, например, чтобы расти. И люди тоже используют энергию Солнца, которую сберегли растения, которая находится в пище.

Природа умна, поэтому научила организм делать запасы в виде жира. У людей под кожей есть слой жира. А в этом жире запасена энергия, которая поможет тогда, когда придется поголодать.

А вот оливковое дерево, которое растёт на острове Крит. Ему 2000 лет! В нём накопилась и сохранилась энергия Солнца за столько лет, поэтому оно всё еще стоит.


Вывод: живые организмы запасают энергию от Солнца

Природа, действительна, умна. А человек?

Читайте также: