Кто упразднил патриаршество и учредил священный синод

Обновлено: 30.06.2024

На протяжении XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после "дела Никона".

Тем не менее, система управления оставалась во многом архаичной. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В 1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления – Боярская Дума – формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую невысока.

В свете вышесказанного можно отметить, что в большинстве случаев Петр выступал в роли правителя, который завершил реформы в сферах, которые начинали преобразовываться задолго его прихода к власти.

Непосредственное влияние на содержание и характер реформ оказали условия Северной войны.

Реформа проходила на протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярной в то время теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

Рационалистическое сознание XVIII в. полагало что общественный порядок может быть приведен к идеальному путем принятия разумных законов и точного их исполнения. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за жизнью подданных нашла благодатную почву.

Реформа центрального управления

Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую "консилию министров", в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. Вошли в консилию представители знати (Долгорукий, Волконский, Голицын), прежние члены Боярской дуты (Мусин-Пушкин, Племянников), представители дворянства (Самарин, Мельницкий). В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязаннстей. Так происходила бюрократизация управления.

В 1711 г. консилию министров сменил "правительствующий Сенат", на время нередкого отсутствия царя становившийся коллективным главой государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в весьма громоздкое ведомство.

В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу.

"Первейшие": Военная, Адмиралтейская, Иностранная (Армия, флот, дипломатические сношения с иностранными государствами). Президентами этих коллегий были соответственно: А.Д. Меншиков, адмирал Ф.М. Апраксин и канцлер Г.И. Головкин.

Торгово-промышленные: Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии (горно-добывающая промышленность, легкая промышленность, торговля).

Финансовые: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии (сбор доходов, производство расходов, контроль за финансами).

Прочие: Юстиц-коллегия (разработка законов, контроль за судами), Вотчинная (земельные споры, наследование имений и т.п.), Главный Магистрат (управление городами).

Коллегию возглавлял президент. Кроме президента в штат каждой коллегии входили вице-президент, четыре советника, четыре коллежских асессора, секретарь, актуариус, нотариус, регистратор, переводчик, подьячие. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два.

С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.

В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокуром был П.И. Ягужинский.

Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты - фискалы. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных.

Особенностью системы управления при Петре I являлась возможность личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат - так называемый Кабинет Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

Реформа местного управления

В 1707-1710 гг. территория страны была разделена на 8 губерний: Московскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую, Сибирскую, Петербургскую. В 1719 г. губернии разделились на 50 провинций во главе с воеводами. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Во главе губернии стоял губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т.п. В связи с созданием губерний были ликвидированы прежние территориальные приказы.

С формированием коллегий система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом бюрократический аппарат многократно разросся.

Военные преобразования.

Основной слабостью русской армии на протяжении предшествующих столетий была ее нерегулярность. С такой армией Петр I начал Северную войну. После первых неудач а Прибалтике у России появилась возможность восстановить свои силы. Именно к этому времени относиться создание новой армии. В 1705 г. издается указ о рекрутской повинности: отныне полагалось ежегодно посылать на пожизненную службу в армию, находящуюся на содержании государства, по 1 человеку от 20 крестьянских и посадских дворов.

Ликвидация патриаршества. Святейший Синод

Высшие церковные иерархи неодобрительно относились к петровским преобразованиям. Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский.

В 1721 г. был издан написанный видным публицистом петровской эпохи Феофаном Прокоповичем "Духовный регламент", прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии с регламентом создана Духовная коллегия (с 1722 г. - Священный Синод). Во главе Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением. Священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение этой присяги грозила смертная казнь.

Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. Православная церковь стала государственной, что с неизбежностью привело впоследствии к падению ее нравственного авторитета.

Тогда у Петра сложилось убеждение в необходимости полного подчинения церкви царю. Впрочем, действовал он осторожно, ограничиваясь поначалу повторением законов Уложения. Указом от января 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ со светскими судами. Управление церковными людьми и землями, печатание духовных книг, руководство духовными школами поступило в ведение Монастырского приказа. Указом от декабря 1701 г. царь отнял у монастырей право распоряжаться доходами, поручив их сбор Монастырскому приказу. Пётр стремился ограничить численность духовенства, в первую очередь монахов. Велено было устроить их перепись, запретить переходы из одной обители в другую и не совершать новых пострижений без разрешения государя.

С Яворского Пётр начинает передачу церковной власти в России в руки малороссийских иерархов — по-западному образованных и оторванных от Русской церкви. Правда, опыт со Стефаном был неудачным — он оказался противником протестантских реформ Петра. Со временем Пётр нашел другого киевского книжника, который, несмотря на католическое образование, разделял его взгляды на подчинение церкви государству. Им был преподаватель Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович. Он стал главным идеологом Петра по церковным вопросам. Пётр сделал Прокоповича ректором академии, в 1716 г. вызвал в Петербург проповедником и в 1718 г. назначил Псковским епископом. Прокопович подготовил Петру богословское обоснование церковной реформы.

Свобода веры. Пётр с детства не любил старообрядцев (и стрельцов), ведь стрельцы-старообрядцы на глазах мальчика убивали его близких. Но Пётр был меньше всего религиозный фанатик и постоянно нуждался в деньгах. Он прекратил действие принятых Софьей статей, запрещавших старообрядчество и отправлявших на костры упорствующих в старой вере. В 1716 г. царь издал указ об обложении раскольников двойным налогом. Старообрядцам было позволено исповедовать свою веру при условии признания власти царя и уплаты налогов в двойном размере. Теперь их преследовали лишь за уклонение от двойного налога. Полная свобода веры была предоставлена иностранцам-христианам, приезжавшим в Россию. Были разрешены их браки с православными.

О том, что мы потеряли, можно судить по староверам XIX — начала XX в. Все путешественники, бывавшие в их деревнях, отмечали, что у староверов господствует культ чистоты — чистоты усадьбы, дома, одежды, тела и духа. В их селениях не было обмана и воровства, не знали замков. Давший слово исполнял обещанное. Старших почитали. Семьи были крепкие. Молодежь до 20 лет не пила, а старшие выпивали по праздникам, очень умеренно. Никто не курил. Староверы были великие труженики и жили зажиточно, лучше окружающих нововеров. Из староверов вышло большинство купеческих династий — Боткины, Громовы, Гучковы, Кокоревы, Коноваловы[260], Кузнецовы, Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы. Староверы щедро, даже самоотверженно, делились богатством с народом — строили приюты, больницы и богадельни, основывали театры и картинные галереи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПЕРЕД ПЕТРОМ

ПЕРЕД ПЕТРОМ До января 1676 года на престоле Московии сидел законный монарх, второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович. Он скончался «в 1676 году, с 29 на 30 число января, с субботы на воскресенье, в 4 часа ночи… на 47 году от рождения, благословив на царство старшего

Учреждение патриаршества в России

Учреждение патриаршества в России До 1589 г. Русская Православная церковь находилась формально в подчинении Константинопольского патриарха, хотя на самом деле была независима от него. Наоборот, обедневшие под гнетом османов константинопольские патриархи не обходились

Взятие Азова царем Петром 1696 г.

Взятие Азова царем Петром 1696 г. По прибытии всех войск началась осада Азова. Царь лично намечал, где быть укреплениям. Он своею царскою рукой насыпал тонкой дорожкой овес, показывая, как должны были идти валы и рвы. Под ядрами и картечью, которые турки кидали в русские

Взаимоотношения с Петром

Взаимоотношения с Петром Не будучи апостолом, Марк, тем не менее, имел прекрасную возможность собрать самые достоверные сведения относительно евангельских событий прямо в доме своей матери — в силу своего знакомства с Петром, Павлом, Варнавой и другими известными

Глава 3 Реформа духовенства. Упразднение патриаршества

Глава 3 Реформа духовенства. Упразднение патриаршества IРодившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович принадлежал по своему происхождению к сфере польских влияний, а по воспитанию – к католической церкви. Первоначальное образование он получил в униатской школе, затем

§ 64. Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах

Перед Петром

Перед Петром До января 1676 года на престоле Московии сидел законный монарх, второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович. Он скончался «в 1676 году, с 29 на 30 число января, с субботы на воскресенье, в 4 часа ночи… на 47 году от рождения, благословив на царство старшего

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ Иван Грозный завещал трон слабоумному сыну Федору. Незадолго до смерти он назначил регентский совет, в который вошли удельный князь Иван Мстиславский, князь Иван Шуйский, Никита Романов и Богдан Бельский. Трое регентов принадлежали к

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества Вскоре, в июне 1591 года, крымский хан Казы-Гирей напал на Москву. В посланных царю грамотах он уверял государя, что идет воевать с Литвой, а сам вплотную подошел к Москве.Борис Годунов выступил против хана Казы-Гирея и в сражениях,

1589 Учреждение патриаршества в России

1589 Учреждение патриаршества в России До 1589 г. Русская православная церковь находилась в формальном подчинении Константинопольского патриарха, хотя на самом деле была независима от него. Наоборот, обедневшие под гнетом османов константинопольские патриархи не

Знакомство с братьями Фроловыми, Василием и Петром

Знакомство с братьями Фроловыми, Василием и Петром Во время отказа от военной службы я случайно услыхал, что есть журналы, выпускаемые друзьями Толстого. Когда после суда я почувствовал себя свободным, я пошел на почту, километров семь от нас, — спросить у них совета, где

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества

Отмена Юрьева дня и введение патриаршества Вскоре, в июне 1591 года, крымский хан Казы-Гирей напал на Москву. В посланных царю грамотах он уверял государя, что идет воевать с Литвой, а сам вплотную подошел к Москве.Борис Годунов выступил против хана Казы-Гирея и в сражениях,

Дружба с Петром

Дружба с Петром Так, удачно и ловко выходя из всех затруднений, неизменно подчеркивая свою преданность России, Мазепа правил Левобережьем, принимая участие в походах, предпринимаемых Петром, как на юге, так и на западе и в Прибалтике. Петр осыпал Мазепу подарками и

Учреждение патриаршества

Учреждение патриаршества Пал Царьград – с ним пало и значение царьградского, или византийского, патриарха: он стал как бы пленником турецкого султана. Турки смотрели на христиан с презрением, всячески их теснили, грабили – и некогда богатые христианские области на

4. Отмена патриаршества

4. Отмена патриаршества Дальше — вопрос об отмене патриаршества. Умирает патриарх Адриан. Это было самое первое время Северной войны, и Петр переписывался по вопросам управления Церковью из лагеря под Нарвой с теми, кто остался в Москве. Не впервые Церковь оставалась без

Содержание

В настоящее время в Русской Православной Церкви

Глава Пятая Устава Русской Православной Церкви гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из Председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

Постоянные члены Синода по кафедрам и ex officio

    • митрополит Киевский и всея Украины (Московская область); ;
    • митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии;
    • митрополит Кишиневский и всея Молдовы;
    • председатель Отдела внешних церковных связей;
    • управляющий делами Московской патриархии.

    Постоянные Члены (персональный состав) Священного Синода в настоящее время

      — митрополит Киевский и всея Украины — митрополит Крутицкий и Коломенский — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси — митрополит Кишинёвский и всея Молдавии — архиепископ Саранский и Мордовский, и.о. управляющего делами Московской Патриархии — архиепископ Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    Комиссии и отделы

    Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные отделы:

      ;
    • Издательский Совет;
    • Учебный комитет;
    • Отдел катехизации и религиозного образования;
    • Отдел благотворительности и социального служения;
    • Миссионерский отдел;
    • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
    • Отдел по делам молодежи;
    • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
    • Информационный отдел.

    Также при Синоде существуют следующие учреждения:

    • Патриаршая Синодальная Библейская комиссия;
    • Синодальная Богословская комиссия;
    • Синодальная комиссия по канонизации святых;
    • Синодальная богослужебная комиссия;
    • Синодальная комиссия по делам монастырей;
    • Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам;
    • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

    В синодальный период (1721—1917)

    По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений.


    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

    Учреждение и функции

    16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

    В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).

    14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

    До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:

    Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

    До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.

    Обер-прокурор Синода

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Состав

    С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а проче — членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

    В позднейшее время номенклатурный состав Святейшего Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде.

    Последние годы

    Основной задачей Синода стала подготовка Всероссийского Поместного cобора.

    25 июля 1917 В. Н. Львова на посту Обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность Обер-прокурора Святейшего Синода.

    5 августа 1917 было учреждено Министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

    24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

    Священный синод

    После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

    В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

    Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

    митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

    митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

    митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

    митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

    митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

    митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

    митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

    В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

    митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

    митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

    архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

    епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

    епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

    Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

    В обязанности Священного Синода входит:

    1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

    2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

    3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

    4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

    5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

    6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

    7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

    8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

    Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

    В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

    Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

    Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

    В ноябре 1917 года слепой старец Зосимовой пустыни Алексий в Успенском соборе Кремля тянул жребий. Вытянул он имя самого непопулярного кандидата из трёх возможных.

    Дело в том, что святителя Тихона Белавина церковные иерархи не любили за его мягкий нрав и доброту неуместные в годы революции.

    Тем не менее, с этим выбором им пришлось смирится, ведь это дало возможность православным в России впервые за 200 лет избрать себе патриарха.

    Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года

    Уже после того, как состоялась Флорентийская уния в 1439 году, на Руси возникли сомнения в правоверии греческого духовенства.

    При этом необходимо отметить, что Русская Церковь всегда зависела от Константинопольского Патриарха. С XV такая зависимость стала чисто номинальной, а после покорения Константинополя турками в 1453 году она практически полностью исчезла.

     Виктор Шилов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605). Постановление Первого русского Патриарха произошло 26 января (8февраля) в Успенском соборе Кремля

    Виктор Шилов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589 — 1605). Постановление Первого русского Патриарха произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля

    Поставление первого русского Патриарха Иова произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля. Церемонию провёл Константинопольский Патриарх Иеремия.

    В неё принял участие сам Царь Фёдор Иоаннович при большом стечении народа.

    После этого русские патриархи избирались на Поместном Соборе Русской Церкви вплоть до того момента, когда император Пётр Великий отменил патриаршество в России.

    Пётр I отменял патриаршество в России постепенно

    Отмена патриаршества в России происходила постепенно. Связанно это с тем, что Пётр Великий взял курс на построение в стране абсолютной монархии.

    При таком способе управления вся полнота власти, в том числе и в духовной сфере, сосредотачивается в руках монарха. Естественно, что иметь в качестве конкурента сильного патриарха монарху не хотелось.

    Из своего путешествия по странам Западной Европы Пётр Первый получил прагматическое отношение к религии характерное для протестантских стран. В них патриарха нет и поэтому Пётр Первый, по их примеру, решил отменить патриаршество в России.

    Сам император считался не слишком набожным. Он присутствовал на богослужениях, пел на клиросе, но религиозным назвать его нельзя.

    Кроме того, на Петра большое влияние оказало предпринятое им большое путешествие по странам Западной Европы. Это в основном протестантские страны. Таким образом, перед глазами императора прошли примеры прагматического отношения к религии.

    Свои первые преобразования в церковной сфере Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.

    Через год Пётр прекратил выплату казённой руги (денежного и хлебного содержания) тем церквям, которые имели при себе приходные дворы и угодья. Если же церкви не имели их, им содержание не отменялось, но уменьшалось наполовину.

    Кроме того, государевым указом все церковные угодья объявлены оброчными статьями государственной казны. Таким образом, Православная Церковь в России стала платить налоги.

    Патриаршество в России фактически отменено 16 октября 1700 года

    16 октября 1700 года умер Патриарх Адриан. Он выступал против заимствования императором иностранных обычаев, особенно в духовной жизни. При этом прямо против Петра он не выступал, но все невольные новыми порядками группировались вокруг него.

     Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет

    Патриарх Московский и Всея Руси Адриан. Парсуна начала 18 век. После смерти Патриарха Адриана в России патриарший престол пустовал 200 лет

    Новые выборы Патриарха не состоялись и назначили лишь Экзарха (Местоблюстителя) Патриаршего престола. Пётр Первый пожелал видеть на этом месте митрополита Рязанского Стефана (Яворского), образованного выходца из Украины.

    Назначения же на церковные должности и решение иных вопросов церковной жизни отошло к приближённым императора: А. Д. Меньшикову, И. А. Мусин-Пушкину и позже архимандриту Феодосию (Яновскому).

    В январе 1701 год Пётр восстанавливает монастырский приказ, который упразднили ещё в 1667 году. Он ведал управлением всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них.

    Теперь приказ выделял на содержание архиереев и монастырей крайне урезанное жалование. Иные доходы от сборов с церковных имений предполагалось использовать на государственные нужды, например, на создание школ и богаделен.

    Деятельность Монастырского приказа привели к тому, что духовная сфера государства пришла в упадок. При этом у императора усилились заимствованные у протестантов взгляды на отношения государства и Церкви.

    В 1721 году в России учреждён Священный Синод, заменивший фигуру Патриарха

    В 1718 году Пётр провёл работу по учреждению коллегиальной формы управлении учредив коллегии. Для высшего управления церковной жизнью он решил создать Духовную Коллегию.

    Такое решение император принял, потому что относился к Церкви не как учреждению духовному, а как к государственному.

    В Регламенте указывались следующие причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

    • в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
    • решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
    • при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
    • при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
    • соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

    Духовная коллегия состояла из 12 человек, и она стала органом высшего церковного управления.

    При этом трое из них должны были быть епископами, а остальные — неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.

    Получив формальное одобрение церковных иерархов, Пётр в 1721 году обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода (Духовной коллегии).

    В феврале 1722 года Патриарх Иеремия III дал императору положительный ответ.

    Пётр Первый упразднил патриаршество, потому что боялся соперничества со стороны Патриарха

    Вторая причина состояла в том, что император хотел единолично пользоваться церковными богатствами в государственных интересах. Третья же причина — борьба оппозиционно настроенным духовенством.

     Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

    Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

    Если подвести итог, то можно сказать, что Пётр Великий строил в России абсолютизм и поэтому сосредотачивал всю полноту власти в своих руках.

    Это касалось и Церкви. Синодальный период продлился в России до 1917 года, и всё это время деятельность Священного Синода вызывала неодобрение в церковных кругах.

    Патриаршество в России восстановили в 1917 году

    В Русской Православной Церкви до конца XVII века прошло 11 соборов. При этом за Синодальный период с 1700 по 1917 год не созвали ни один собор. В результате за 200 лет накопилось огромное количество вопросов в церковной жизни, требующих разрешения.

    Именно поэтому император Николай II 16 января 1906 года учредил Предсоборное присутствие, задачей которого стало подготовка проведения Поместного собора.

     Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

    Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г . Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

    Сам Всероссийский Поместный собор открылся в 1917 году 15 августа.

    Работал он в помещении Успенского собора Московского Кремля. Кроме российского священничества на собор 1917 года прибыли также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской церкви.

    Всего на него съехалось более полутысячи участников со всей России, 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

    Собор заседал более года и, несмотря на то, что он стал выдающимся событием церковной жизни в России всех вопросов решить он не смог. При этом главный вопрос о восстановлении патриаршества всё-таки решили.

    Здесь всё прошло не совсем гладко, ведь шла Первая мировая война, которую после Октябрьской революции сменила Гражданская.

     Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917-1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

    Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917 — 1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

    Вопрос об избрании Патриарха вместо Священного синода поставил 11 октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан. Его инициатива вызвала бурные споры.

    Членов Собора волновала опасность возникновения раскола, а также возникновения в России папизма. Здравый смысл восторжествовал и впервые в истории Русской Церкви за 200 лет православные избрали себе патриарха.

    Патриарха в 1917 году избрали из трёх кандидатов

    Соборный Совет предложил процедуру избрания Патриарха основанную на исторических традициях. Согласно им выборы прошли в три тура.

    На патриарший престол претендовали разные люди, так как требовалось избрать одного победителя из трёх кандидатов.

    Сами кандидаты избирались большинством голосов тайным голосованием. Голосование повторялось пока не оставалось три кандидата. Сам же Святейший Патриарх Московский и Всея Руси избирался жребием.

     Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)

    Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)

    Процедура началась 28 октября. После четырёх туров голосования осталось трое кандидатов: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин).

    Процедура избрания Патриарха состоялась 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя после литургии и молебна. Жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв).

    По Божией Воле Московский митрополит Тихон стал Патриархом. На выборах Патриарха жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой Алексий (Соловьёв).

    Для интронизации Патриарха Тихона профессор Иван Соколов по творениям святителя Симеона Солунского восстановил древний чин настолования Константинопольского патриарха.

    Он стал основой нового чинопоследования. Недостающие молитвы позаимствовали из чинопоследования Александрийской Церкви.

     Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества

    Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества

    17 ноября Собор утвердил названный чин после чего интронизация состоялась 21 ноября в праздник Введения в Успенском соборе Кремля.

    Для торжества настолования из Оружейной палаты взяты регалии Московских первосвятителей — жезл святителя Петра: ряса священномученика Ермогена; а также мантия, митра и клобук патриарха Никона.

    День интронизации Патриарха Тихона стал днём начала поминания Патриарха вместо Священного синода. При этом последний официально прекратил свою деятельность только 1 (14) февраля 1918 года.

    В годы Советской власти Русская Церковь снова осталась без патриарха

    Патриаршество в России восстановили перед приходом к власти большевиков, которые подвергли Церковь гонениям.

    Именно поэтому после того как святитель Тихон окончил свой земной путь, по его завещанию должность патриаршего местоблюстителя занял священомученник Пётр (Полянский). Патриарший престол при этом оставался свободным.

     Патриарх Алексий I в Кремле у Сталина. (1943). Худ. А. Максимов. В годы гонений со второй половины 1920-х по 1943 год патриарший престол пустовал. Избрать Патриарха удалось только после того как митрополиты Сергий, Алексий и Николай встретились и И.В. Сталиным

    Патриарх Алексий I в Кремле у Сталина. (1943). Худ. А. Максимов. В годы гонений со второй половины 1920-х по 1943 год патриарший престол пустовал. Избрать Патриарха удалось только после того как митрополиты Сергий, Алексий и Николай встретились и И.В. Сталиным

    Со второй половины 1920-х по 1940 год церковные иерархи пытались созвать собор, чтобы избрать Патриарха. Так как советские власти продолжили политику гонения на Церковь, ситуацию удалось изменить только в годы Великой Отечественной войны.

    4 сентября 1943 года состоялась историческая встреча И.В. Сталина с тремя митрополитами — Сергием, Алексием и Николаем.

    После неё 8 сентября состоялось заседание Архиерейского собора. Он образовал Священный синод и избрал Святейшего Патриарха Сергия. После этого патриаршество в России не прерывалось.

    Читайте также: