Кто учредил думскую монархию

Обновлено: 19.05.2024

Установившийся после революции 1905-107 гг. в России режим получил в литературе устойчивое наименование третье-июньской монархии. Важным звеном этой политической системы была Государственная дума. Проведенные по избирательному закону 3 июня 1907 г. выборы вполне соответствовали замыслу его создателей: не допустить образования в Думе не только левого, но и правого большинства.

Главным инструментом бонапартистского лавирования между левым и правым крылом III Государственной думы (1907 — 1912) стала октябристская фракция, которая насчитывала 154 депутатов из 442 членов Думы. Соответственно пост председателя Думы последовательно занимали октябристы Н. А. Хомяков, А. И. Гучков и М. В. Родзянко. Октябристы даже получили название партии последнего правительственного распоряжения. Когда в Думе принимались решения реакционного характера, они голосовали вместе с черносотенцами, образовывая правооктябрист-ское большинство. Второе возможное большинство — октябристско-кадетское — Столыпин мастерски использовал для осуществления реформ, выработанных правительством.

Государственная деятельность П. А. Столыпина. Борьбу, с революционным движением Столыпин вел еще более беспощадно, чем его предшественники. Обыденным явлением стала смертная казнь: за три года (1907 — 1909) по приговорам судов было казнено более 3,5 тыс. человек. И все же стержнем политики премьера были не карательные меры, а реформы.

Столыпин прекрасно понимал, что для придания реформам большей законности необходимо сосуществование с Думой. В ноябре 1907 г. он выступил в Думе с правительственной декларацией. Были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и другие, представлявшие собой альтернативу социальному взрыву снизу. Главной задачей объявлялось проведение в жизнь указа от 9 ноября 1906 г.

Переработанный в Думе указ от 9 ноября стал действовать как закон от 14 июня 1910 г. Основной целью аграрного законодательства было создание крепкого крестьянского хозяйства, основанного на частной собственности. Предполагалось обогатить одних крестьян за счет других, а для этого следовало распустить общину, облегчить передачу того, что принадлежало беднякам, в собственность зажиточных крестьян; остальных должны принять, во-первых, город, его фабрики и заводы, а во-вторых, окраины, куда организовывалось массовое переселение.

Крестьянин, решивший выйти из общины, мог потребовать сведения всех своих земельных участков в одно место без переноса (отруб) либо с переносом (хутор) усадьбы. За время проведения реформы из общины вышел каждый четвертый крестьянин, а каждый десятый стал собственником хутора или отруба.
Массовое переселение крестьян в восточные регионы должно было, по мысли Столыпина, не только ослабить земельный голод в центральных губерниях, но и переместить наиболее ожесточенную часть населения подальше от помещичьих имений. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн человек, большинство из которых отправлялись в Сибирь. Однако суровые климатические условия, неумение приспособиться к непривычным способам хозяйствования и Другие факторы вынудили примерно 0,5 млн крестьян вернуться в Европейскую Россию. Эти переселенцы-неудачники увеличили число неустроенных и малоимущих в центре страны.

Реформаторская деятельность Столыпина встречала сопротивление и вызывала критику самых противоположных политических кругов. Поместное дворянство увидело в реформах посягательство на свое господство в деревне. Социалисты не без основания опасались, что в случае успешного осуществления столыпинских реформ революционное движение в России лишится массовой базы.

Компромисс, которого Столыпин первоначально достиг внутри правительства, с политическими партиями в Думе в конечном счете оказался кратковременным. В худшую сторону менялось отношение к премьеру в верхах, одновременно развивался и кризис октябристского центра. В этих условиях Столыпин начал в большей степени ориентироваться в Думе на умеренно правых и думскую фракцию националистов. Костяк последней составили помещики Правобережной Украины. Среди лидеров фракции выделялись П. Н. Балашев и В. В. Шульгин.

Однако Николай II не собирался прощать премьеру унижавшие его ультимативные действия. Царя все больше пугали твердость Столыпина, его решительность и самостоятельность в принятии решений. Уже отчетливо ощущавший опалу, Столыпин был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре террористом Д. Богровым, возможно, сотрудничавшим одновременно с революционерами и охранкой. Независимо от того, кто направлял руку убийцы, киевские выстрелы устранили для верхов проблему, связанную с предрешенной отставкой премьера. Признаки разложения третьеиюньской системы. Преемники Столыпина на посту главы правительства даже не пытались подражать ему в приспособлении самодержавной формы правления к развивающимся буржуазным отношениям. В. Н. Коковцова, назначенного премьером, царь специально предупредил о недопустимости продолжения политики Столыпина.

Революционно-демократический лагерь. Социалисты послереволюционное время переживали очень тяжело. Партия эсеров находилась в состоянии кризиса, охватившего все стороны ее деятельности — идейную, тактическую, организационную. Разоблачение провокаторства Е. Азефа (1908) усилило сомнения в отношении террора как средства политической борьбы. Новое руководство партии не смогло оказать практически никакого влияния на предвоенный революционный подъем.

В первые годы после революции 1905 — 1907 гг. в глазах общества резко упал престиж РСДРП. В пролетарской среде чувствовались усталость, разочарование в былых революционных героях. В этих условиях в партии оформляется течение меньшевиков-ликвидаторов (П. Б. Аксельрод, Ф. И. Дан, А. И. По-тресов), которое призвало свернуть всю нелегальную деятельность. Однако острота социальных противоречий в России, реформаторская несостоятельность царского правительства, наличие сильных революционных традиций в российском рабочем движении, а также внутренняя оппозиция в рядах самого меньшевизма не позволили ликвидаторству взять верх в социал-демократической среде.

Вокруг Г. В. Плеханова объединились сторонники так называемого партийного меньшевизма, требовавшие сохранения нелегальных социал-демократических организаций и революционного подполья. Это создавало почву для временного сближения между меньшевиками-партийцами и большевиками. Но Плеханов, критикуя ликвидаторство, не поддержал и решения 6-й (Пражской) конференции РСДРП (январь 1912 г.), которая отмежевалась от ликвидаторов.

Большевики предлагали готовить пролетариат к новой революции, сочетая имеющиеся легальные возможности с нелегальными формами борьбы. Однако произошел раскол и во фракции Ленина. Группа радикалов-отзовистов (А. А. Богданов, А. В. Луначарский) потребовала отзыва социал-демократов из Думы, перенесения центра тяжести всей деятельности в нелегальную сферу.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете


Третьеиюньская монархия — период в истории российского самодержавия начавшийся 3 июня 1907 года и продолжавшийся до августа 1915 года, когда депутатское большинство в Думе составило Прогрессивный блок, оппозиционный правительству. Основное содержание периода составляли попытки правительства избежать нового революционного взрыва путём лавирования между интересами основных социальных слоёв и проведения неоднозначных и половинчатых реформ.

Первая и Вторая думы не оправдали надежд правительства на конструктивный диалог. Обе Думы были оппозиционно настроены и саботировали все действия правительства, вносимые на обсуждение. Со своей стороны, правительство, во главе с императором Николаем II, само не шло ни на малейшие уступки Думе.

Принятые в 1906 году дополнения к законам империи позволяли императору:

  1. Распускать и созывать Думу (назначать дату выборов),
  2. В период отсутствия Думы самолично принимать законодательные акты.

Со своей стороны Дума могла:

  1. Принимать или отвергать предлагаемые ею правительством законодательные проекты,
  2. Утверждать или нет государственный бюджет.

Правительство не устраивали пропорции выборщиков и их качественный состав. В итоге, в начале июня 1907 года, император объявляет о роспуске Думы и не объявляя о выборе новой просто вносит на обсуждение правительства новые законы о выборах. Будучи принятыми эти акты серьёзно изменили структуру выборщиков. Влияние реального большинства населения страны стало в этом представительном органе минимальным. Голоса представителей национальных окраин, рабочих и крестьян имели вес в сотни раз меньший, чем дворян, крупных землевладельцев и буржуа.

Так, голос представителя привилегированного сословия был равен четырём голосам представителей городской буржуазии, 543 рабочих и 240 крестьян. В основу допуска на выборы был положен ещё более завышенный имущественный ценз. В результате из всего правоспособного населения только 13—15% получали возможность осуществлять избирательные права.

В избранной третьей Думе большинство составили крайне правые проправительственные и умеренно правые либеральные депутаты. Такая Дума была гораздо сговорчивее и подконтрольна правительству. Всё десятилетие третьеиюньской монархии (при третьей и четвёртой Думах) от 53 до 65% депутатов разделяли проправительственные настроения.

Представительство в Думе

Согласно Манифеста 17-го октября 1905 года

По Избирательному закону от 3 июня 1907 года

От Польши, мандатов

От Кавказа, мандатов

От Средней Азии, мандатов

В Европейской России, для курии землевладельцев, %

В Европейской России, для крестьянской курии, %

В Европейской России, для городской курии, %

27 (но было введено два ценза по уровню достатка с преимуществом для богатых).

Есть у революции начало

Константин Морозов:

Революция 1905 года стоит в одном ряду с другими европейскими революциями, которые привели к падению обветшалых и неспособных ответить на новые исторические вызовы абсолютных монархий. Консервация устаревших общественных отношений, нежелание учитывать интересы новых классов (буржуазии, интеллигенции, пролетариата) имела для дореволюционной России тяжелые последствия. То, что самодержавие было анахронизмом и мешало дальнейшему развитию страны, осознавала даже высшая аристократия. Важно понимать, что любая революция сначала происходит в головах людей и лишь потом осуществляется на практике, хотя период ее вызревания может длиться очень долго.

Кирилл Соловьев:

Революция — это, прежде всего, диагноз правящего режима. Главной движущей силой русской революции была сама власть, чьи коренные пороки порождали недовольство в обществе. Историк Александр Степанский справедливо говорил, что никто так не способствовал ей, как Николай II (естественно, сам того не желая). Причиной любого восстания становится не сила общественного давления, а внезапная слабость верховной власти, когда она неожиданно обнаруживает вокруг себя вакуум и пустоту, и ей не на кого больше опереться. Подобная ситуация сложилась в октябре 1905 года, когда главной оппозиционной силой стало ближайшее окружение императора, ведь разговоры о конституции в России велись в течение многих десятилетий, и многие представители высшей бюрократии тоже стремились к переменам.


Улица Арбат в баррикадах

После революции Россия стала качественно иной страной. Появилось выборное представительство, свободная пресса, и самое главное — монархия перестала быть неограниченной. Конечно, манифест от 17 октября 1905 года по своей сути был не конституцией, а декларацией о намерениях, но сам Николай II в частной переписке признавал, что подписал именно конституционный акт.

Попытка укрепить власть

Сначала успокоение, потом реформы.

После событий 1905-1907 главная задача Николая 2 и его окружения стало предотвращение новой революции. События 1907-1917 нужно рассматривать именно с этой точки зрения. И это крайне любопытный период русской истории, поскольку он показывает как страна за 10 лет развалилась. Практически все шаги власти толкали страну к краху.

Репрессии

Всего за 2,5 года репрессиям было подвергнуто порядка 26 тысяч человек!

Национальная политика

Идея национализма, в какой бы форме она не преподносилась, не может способствовать подъему многонациональной страны. В результате мы получили 1917 год, когда страна развалилась на Россию, Украину, Финляндию, Польшу, Белоруссию, Молдавию и так далее. То есть думская монархия усугубила и без того острый национальный вопрос.

Еврейская проблема

Третьеиюньская монархия одной из своих задач ставила решение еврейского вопроса. Здесь также прослеживается явная параллель с событиями 90-х годов и развалом СССР: все внутриполитические проблемы страны попытались возложить на плечи одной нации. Первая мера в этом направлении касалась получения образования. Число евреев в учебных заведениях столицы не должно было превышать 3% от учащихся. В других городах — 5%. За пределами городов — 10%.

Особый резонанс в антиеврейском вопросе 1907-1917 годов получило дело Бейлисома. М. Бейлисом был обвинен в убийстве в Киеве русского мальчика А. Ющинского. Следствие обвинило еврея в ритуальном убийстве. В итоге суд присяжных обвиняемого оправдал, а Министерству юстиции был нанесен страшный репутационный удар.

Разложение элиты

Самодержавие в России всегда опиралось на элиту. В роли элиты дворянство выделилось еще при Петре 1, а Жалованная грамота Екатерины 2 сделала это сословие реально привилегированным. Для сохранения страны/строя/системы государство и элита должны смотреть в одну сторону, причем и те и другие должны быть заинтересованы в текущей власти. В российской же империи сложилась парадоксальная ситуация — власть все больше отдалялась и от простых людей и еще больше от элиты. Виной тому — отмена крепостного права 1861 года. Как бы это ни дико звучало на первый взгляд, но именно эта реформа нанесла удар и по крестьянам и по помещикам. Первым землю в личное пользование практически не давали (если давали, то ее не хватало даже для собственного пропитания), а вторые массово нищали. В результате дворянство вырождалось, и когда в 1917 году произошла революция, выяснилось, что ни императору (он уже ничем не управляет) ни элите (у нее нет ни сил ни желания) Российская Империя не нужна. Большевикам оставалось только подобрать то, что оказалось никому не нужным.

Цели и сущность Третьеиюньской монархии

Основными целями третьеиюньской монархии было:

Сохранение существующей политической структуры (недопущение принятия конституции и усиления Думы, путём создания ответственного перед ней министерства).

Предотвращение нового социального взрыва (путём разрешения социально-экономических противоречий умеренными средствами — речь шла о земельном вопросе, о правах рабочих и жителей национальных окраин).

Сохранение и усиление прежней опоры режима — поместного дворянства. Именно поэтому правительство прямо заявляло о недопустимости насильственного выкупа земли у помещиков, а тем более экспроприации.

Стабилизация экономической сферы жизни страны путём постепенного снижения социальных противоречий — переселения крестьян из малоземельных районов, улучшения условий труда для рабочих, снижения накала узколобого национализма.

Сущность третьеиюньской монархии — это политическое лавирование и попытка сохранения своего господства путём опоры на крупных землевладельцев с одной стороны и буржуазию — с другой.

Реформы и их роль

Главное действующее лицо в Третьеиюньской монархии, кроме Николая 2, был Петр Аркадьевич Столыпин. Относительно этого человека ходит множество слухов и легенд, в частности сегодня стало модно рассуждать насколько это был гениальный реформатор. Не будем сейчас подробно останавливаться на этом вопросе, отметим только, что реформы по большому счету провалились и привели страну к революции 1917 года. Но самое главное другое — реформы Столыпина носят не экономический характер. Их главная задача была разрушить крестьянскую общину, как элемент коллективного сопротивления крестьян власти. Сделать этого не удалось — из общины вышло только 25% крестьян. Я это специально подчеркиваю. Реформы главной задачи не решили, но выстроили противоречия, вылившиеся в развал страны. Но Столыпин сегодня это великий реформатор.

Столыпин, безусловно, желал добра России и делал все, чтобы страна преодолела кризис. Но получилось наоборот — все его реформы и начинания толкали страну в пропасть.

Основные черты нового режима

Третьеиюньская монархия была причудливым сочетанием как авторитарных, так и демократических чёрт:

С одной стороны, имелся и учитывался правительством представительный, избранный народом орган власти. Но его состав не отражал реальных пропорций населения

В рамках работы Думы велась активная политическая борьба. Правительству приходилось учитывать интересы так называемого двойного большинства. Это были возникавшие, в зависимости от ситуации, союзы октябристов (30% депутатских голосов) и крайне-правых (32%) или кадетов и прогрессистов (21% голосов). Голоса трудовиков и социал-демократов практически всегда можно было не брать в расчёт — их было не более 7% от общего числа депутатов

Правительство стремилось укрепить самодержавие путём проведения ограниченных реформ.

Важно! Попытки правительства предотвратить новую революцию выразились наиболее ярко в деятельности П. А. Столыпина. Центральное место в ней занимала аграрная реформа, а также реформирование земств и местных судов.

В своих действиях правительство не отказывалось и от чисто репрессивных действий (за период руководства Столыпина подверглось репрессиям не менее 30 тысяч человек)

Постепенное нарастание отчуждённости правительства даже от такой лояльной по своему составу Думы. Попытки свести деятельность последней к бюрократической волоките и бессмысленной работе всевозможных комиссий над незначительными законопроектами и поправками к ним

Невыученные уроки русских революций

Кирилл Соловьев:

Революции всегда происходят неожиданно, поскольку чаще всего власть не обрушивается под ударом мощной общественной стихии, а осыпается под грузом собственных ошибок, пороков и противоречий. Беда России в том, что у нас изменения общества всегда опережали эволюцию правящего режима. Такая асинхронность развития страны постоянно создавала ситуацию вечного противостояния между властью и обществом, которое в начале XX века закономерным образом завершилось революцией.

Проблема была и в сущности русского самодержавия. Вопреки распространенному представлению, роль монарха в императорской России была не столь существенна. Государь во многом был лишь игрушкой в руках различных придворных олигархических группировок. Поскольку ему зачастую приходилось легитимировать решения, принимаемые не им, эту систему невозможно было изменить изнутри. Самодержавие в начале XX века оказалось неспособным самостоятельно поделиться частью своей власти с обществом, поэтому революция была неизбежна.


Конвоиры ведут арестованного

Константин Морозов:

История России так сложилась, что правящая династия в течение многих десятилетий не могла решиться на коренные преобразования, хотя необходимость их была очевидна еще Екатерине II и особенно Александру I, который предоставил конституцию Польше, Финляндии и даже Бессарабии, но никак не всей империи. Бесконечное затягивание решения насущных социально-экономических и политических проблем в конечном итоге привело Россию к трагедии.

Главный урок русских революций состоит в том, что руководство страны всегда должно адекватно воспринимать реальность, не пытаясь игнорировать ее или подстраивать под свои корыстные интересы. Неспособность власти отвечать на новые исторические вызовы может смести не только правящую верхушку, но и обрушить все государство. Особенность России в том, что в ней правящие режимы не падали под напором возмущенного народа, а долго гнили изнутри, исчезая впоследствии за два-три дня. Так случилось в феврале 1917 года, это же повторилось в августе 1991 года.

Причины кризиса. Распад третьеиюньской системы

После убийства Столыпина, начатые им реформы даже в своём неполноценном виде стали всячески тормозиться. Процесс наделения крестьян землёй и их переселения стал крайне долгим. Количество злоупотреблений росло. Многие из переселенцев ни с чем возвращались обратно.

С 1912 по 1914 год поддержка правительства в кругах как думских правых, так либералов стремительно уменьшается. Нежелание принимать давно назревшие меры по воплощению обещанного ещё в Манифесте 1905 года отвернула от императора и его министров даже самых умеренных депутатов. К лету 1914 года на одном из государственных совещаний император лично ставит вопрос об изменении статуса думы и положения депутатов. Предполагалось лишить её права принятия законов, а депутатов их неприкосновенности. Назрел новый кризис.

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 21390
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

В дни Московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную Думу. Правовой основой Государствен- ной Думы стали Манифест 17 октября 1905 г. и законодательные ак- ты: закон об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г.; Манифест об изменении учреждения Гос- совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы; новое уч- реждение Государственной Думы от 20 февраля 1906 г. Выраженная в них концепция отношений представительной власти и монарха по

многим параметрам соответствовала западно-европейской системе монархического конституционализма. Госсовет превращался во вто- рую палату российского парламента и вместе с Госдумой наделялся равными правами в области законодательства. Обе палаты теоретиче- ски могли противостоять монарху (в случае достижения единства) в области контроля над бюджетом и принятия новых законов. Но они не имели права изменять основополагающие законы (т.е. о власти), контролировать правительство и руководить армией – это прерогати- вы монарха. Хотя статья 7, определяющая царскую власть как неог- раниченную, была исключена, тем не менее говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления было не вполне правомерно из-за большого числа изъятий из законодательства в пользу монарха. Скорее всего можно говорить о первых элементах конституционной монархии.

1) даровать населению незыблемые основы гражданской свобо-

ды на началах действительной неприкосновенности личности, свобо-

ды совести, слова, собраний и союзов;

Эти три направления получили развитие в последующих законода- тельных актах по отдельным направлениям реформы политической сис- темы. Выборы в Думу не были всеобщими. Не были они и равными. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельче- ской и городской, трехступенчатыми – для рабочей и четырехступенча- тыми – для крестьянской курий. Избирались члены Госдумы на пять лет.

Согласно идее Витте иметь противовес между Думой и госуда-

Среди депутатов I Государственной Думы (апрель–июнь 1906 г.)

демократических преобразований – введение ответственности мини- стров перед Думой, гарантия гражданских свобод, установление все- общего бесплатного образования, отмена смертной казни и полная по- литическая амнистия – правительство не приняло. Острые противоре- чия были по аграрному вопросу. Проект трудовиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием. Правительство от- вергло все проекты; через 72 дня после открытия Думы царь ее рас- пустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

Выборы во II Государственную Думу отличались от предыду- щих участием в них партий социалистического и пролетарского тол- ка. По составу эта Дума оказалась еще более радикальной, чем пер- вая. Левые партии получили 43% всех думских мест – 222 из 518. II Дума открылась 20 февраля 1907 г. В Думе развернулись ожесто- ченные дебаты по аграрному вопросу и принятию чрезвычайных мер против революционеров.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли, осо-

бенно социал-демократов, требовавших полной конфискации поме- щичьей земли и распределения ее между крестьянами, напугали пра- вительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просущест- вовала 102 дня. Дума была распущена под предлогом подготовки го- сударственного переворота фракцией социал-демократов.




волюции 1905–1907 гг.

вины. Избирательного права были лишены 8 млн жителей Урала, Си- бири и Средней Азии. Выборы в III Государственную Думу были не всеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непря- мыми. В результате только 13% взрослого населения могло принять участие в выборах. III Государственная Дума отработала весь преду- смотренный законом пятилетний срок (1907–1912). Ни одна из фрак- ций не получила в Думе большинства.

Характерной особенностью развития российского парламента-

ризма явилось его постепенное сползание вправо: чем больше опыта приобретала Дума, чем совершеннее и профессиональнее была ее деятельность, тем консервативнее становилась она как по своему со- ставу, так и по господствующим в ней идеям. Дума осуществляла свою деятельность в трех направлениях: обсуждала законопроекты, утверждала государственный бюджет, осуществляла различные за- просы в адрес правительства по поводу незаконных действий властей. Механизм принятия законов был очень сложным и затягивался на го-

ды, сложным был и партийный состав Думы, который все время из-

менялся. Однако надо заметить, что в III Думе сложилось депутатское большинство из монархистов, октябристов и кадетов, выступающее вместе с правительством в принципиальных вопросах проведения аг- рарной реформы, правда, после смерти Столыпина согласованность в действиях правительства и Думы нарушилась, тем не менее сам факт существования Думы имел принципиальное значение. Правительству

приходилось считаться с Думой. В июне 1912 г. истекли полномочия

депутатов III Думы, и осенью этого же года прошли выборы в IV Го- сударственную Думу. Дума получилась очень пестрая по своему по- литическому составу. Председателем ее был октябрист М.В. Родзян- ко. Дума стала еще более правой, в то время как общество в целом полевело. В IV Думе усилились оппозиционные выступления депута- тов против правительства как слева, так и справа. Взаимное недове-

рие и подозрительность все более определяли отношения между ца-

рем, правительством и Думой. Царь постоянно менял министров, враждебно и злобно относился к Думе. Деятельность Думы в предво- енные годы была низведена на нет; депутатов разных партий отличал в равной степени деструктивный характер их парламентской работы. Разные позиции они занимали и в период войны, что свидетельство- вало об остром политического кризисе в стране.

Военные трудности, ухудшение внутреннего положения повлек- ли за собой обострение социальной напряженности. На смену едине- ния и патриотизма пришло разочарование, а затем и недовольство

правительственной политикой. Резко выросла активность различных социальных и политических групп. В августе 1915 г. был образован

партии, ослабления политического режима в национальных окраинах. Еще большую активность проявили левые силы, особенно большеви- ки, которые вели работу в массах под ставшим популярным лозунгом

Правящая элита во главе с Николаем II не доросла до понимания необходимости крупномасштабных реформ, уступок новым социаль- но-политическим силам.

В стране усиливалось рабочее и крестьянское движение, носив- шее антивоенный, антиправительственный характер. В 1916 г. басто- вало свыше 1 млн рабочих. В деревнях вновь стали громить помещи-

чьи усадьбы. Радикальные настроения охватывали интеллигенцию,

армию, национальные регионы.

Центром революционного брожения стал Петроград. С января

1917 г. в столице резко возрастает забастовочная активность. Во вто- рой половине февраля она еще более усиливается в связи с перебоями в снабжении города продовольствием. Начиная с 23 февраля забас- товки перерастают в массовые митинги и демонстрации. Происходят столкновения с полицией. Но инициатива продолжает оставаться в руках антиправительственных сил.

С 26 февраля на сторону восставших начали переходить части

Петроградского гарнизона, что стало решающим фактором в развитии событий. 27 февраля был создан Совет рабочих и солдатских депута- тов во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе. В этот же день был образо- ван Временный комитет Государственной Думы. 1 марта по решению Совета рабочих и солдатских депутатов войска Петроградского гарни- зона перешли к нему в подчинение и без его согласия не могли быть выведены из столицы. Попытки подавить восстание силами воинских частей, снятых с фронта, успеха не имели. Революция победила.

2 марта 1917 г. в Пскове император Николай II отрекся от пре- стола в пользу своего брата Михаила. Однако Михаил отказался при- нять власть, предоставив решение вопроса о государственном устрой-

стве России будущему Учредительному собранию. Самодержавие Ро-

мановых рухнуло. Россия вступила в новую полосу своего развития.

В стране сложилась внутренне противоречивая система управ- ления – двоевластие, при котором Временному правительству прихо- дилось согласовывать свои действия с Петроградским Советом рабо-

чих и солдатских депутатов. Столкновение между ними было неиз-

бежно. Окончательно решить вопрос о государственном устройстве России по предложению Временного правительства должно было Всероссийское Учредительное собрание, избранное демократическим путем. Противоречия между правительством и Советами нарастали. 3 июля 1917 г. состоялась демонстрация в поддержку Советов. Мирная демонстрация была расстреляна. Период двоевластия закончился в пользу Временного правительства. 1 сентября 1917 г. Россия была объявлена республикой, а 6 октября в связи с окончанием срока пол- номочий была официально распущена Дума. Так завершился первый этап парламентского строительства в России.

Читайте также: