Кто учредил боярскую думу

Обновлено: 30.06.2024

Боярская дума, высший совет при князе (с 1547 — при царе) в Русском государстве X — н. XVIII в. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства.

В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место. У Иоанна III дума состояла из 13 бояр, 6 окольничих, 1 дворецкого и 1 казначея. У Иоанна IV — 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей, 8 думных дворян. Были, конечно, и дьяки, которых значение при способностях и доверии государя иногда возрастало до огромной степени. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов — открывался ход в думные дворяне и думные дьяки.

Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: “Государь указал и бояре приговорили”. Случалось, что государь поручал думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения.

Л. А. Тихомиров

Боярская Дума — высший совет при князе, а затем и при царе в государстве X—XVII вв.; состояла из представителей феодал. аристократии. Деятельность Б. д. носила законосовещательный характер. Она участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д. В Киевской Руси была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками родоплеменной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Б. д. не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С IX в. вследствие наделения землёй княжих мужей и их приравнивания к земским боярам дума состояла только из бояр. В период феодальной раздробленности она являлась советом феодалов (великого князя с его вассалами), обладала значительным политическим влиянием. В Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. в Б. д. заседали путные бояре и лица административно-управленческого аппарата князя (тысяцкий, окольничий, дворецкий и др.). С начала XV в. членами Б. д. становятся бояре введённые (большие бояре) — представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители наиболее важных поручений. С конца XV в. Б. д. превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне и несколько позже — думные дьяки. Преобладающее значение в Б. д. принадлежало боярам из титулованной знати. Позже княжескобоярская аристократия была значительно ослаблена реформами 1550-х гг. и особенно опричниной. Однако во 2-й пол. XVI и в XVII вв. в условиях сословнопредставительной монархии Б. д. в известной степени разделяла власть с царём. В XVI и XVII вв. состав Б. д. пополнялся центр. властью за счет менее знатных лиц. Во 2-й половине XVII в. значение Б. д. уменьшается. С образованием Сената в 1711 Б. д. была ликвидирована.

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

Далее читайте:

Боярство, бояре, высшее сословие Древней Руси, по мнению И. И. Срезневского, может быть произведено или от слова “бой” (“вой”), или от слова “болий”.

Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III[1]. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московского князя.

Компетенция Боярской Думы.

Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением[2]. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова.

Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.

Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: "а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться". Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 г. царь "приговорил со всеми бояры", ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах "царь указал и бояре приговорили".

Значение думы было указано в царском судебнике: "А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати". Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: "Государь указал, и бояре приговорили". Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историей законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: "Все бояре на Верху приговорили"[3]. Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в "соправительствующий" орган при монархе.

Социальный состав Боярской Думы

Боярская Дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего.




В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (высший придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к князю людей), которые относились к думным чинам[4].

Бояре до конца XVII в. занимали одно из главенствующих положений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или иной чин, согласно традициям. Обычай местничества, т. е порядок назначения на должности по принципу родовитости и знатности, играет при этом немаловажную роль. Таким образом, признак местничества был существенным признаком при назначении на государственную должность[5].

Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чины бояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскому и гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе - высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами, являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранных посольств.

Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности, что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначались в помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.

Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалось царем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права бояр были намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имели право наследственного владения землей и крестьянами.

Кроме бояр и окольничих, с начала XVI в. в Боярской Думе появляются думные дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки[6].

Думные дворяне являлись третьим по "чести" разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.

Учреждение чина думного дворянина должно было служить средством умерения аристократического элемента в составе Думе Боярской; оно давало возможность вводить в состав Думы людей незнатного происхождения, людей для которых в силу последнего обстоятельства закрыты или, по крайней мере, до крайности затруднен был доступ к высшим чинам боярина и окольничего, но дарования и опытность которых могли быть полезны в Думе. В боярских списках чин думного дворянина впервые встречается в 1572 г., под названием "дворянин в Думе", причем первым дворянином в Думе показан Роман Васильевич Олферьев, вторым - Михаил Андреевич Безнин.

Дьяки являются в XVI в. правителями приказов и проявляют в этом звании непосредственное влияние на дела государственного управления, мало - помалу забирая в свои руки отдельные нити, приводящие в движение весь механизм государственной жизни. В эти приказы мало - помалу перетягивается из Думы Боярской центр тяжести правительственной деятельности[7].

Таким образом, к концу XVI в. Боярская Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

боярская дума государственное управление

Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократический характер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума все же была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти.

В период раннефеодальной Киевской Руси князья, нуждаясь в обсуждении общественных и политических вопросов, созывали Совет. Прототип Думы состоял из княжеского окружения и имел совещательные права. Другой задачей Совета было ограничение власти князя, контроль за его решениями.

Дума XIV–XV веков

По мере усиления Московского государства, с середины XIV века Совет наполняют богатые и высокопоставленные бояре, он становится боярским. Отличие ее от поздних органов власти состоит в отсутствии самостоятельной роли как думы, так и царя. Любое решение принималось совместно. Увеличение роли Московского княжества содействовало усилению богатства и могущества бояр. По этой причине период с середины XIV до середины XV веков характерен единодушием в действиях княжеской и боярской власти, объединенных общностью интересов.

Вам будет интересно: Наука в СССР: история становления и развития, достижения

Боярская дума А.Рубашкин

Предпосылки к проведению реформ

До Ивана IV (Грозного) правители Московии были Великими князьями. Первым политическим решением семнадцатилетнего правителя в 1547 г. стало решение венчаться на царство. Изменение статуса правителя способствовало укреплению верховной власти. Помимо внешнеполитических (изменение международного правого статуса), Иван преследовал внутриполитические цели. Венчание на царство позволило ему стать единоличным правителем и пользоваться неограниченными правами.

Междоусобная боярская борьба привела к расцвету беззакония. В XV - XVI вв. Боярская дума была рассадником злоупотреблений и взяточничества. Пожар, уничтожившийся Москву, стал точкой кипения для народа. Летом 1547 г. вспыхнули восстания. Стало понятно, что системе государственной власти требуются коренные преобразования. Ряд реформ, разработанных совместно с Избранной радой (кругом приближенных), положил начало установлению самодержавия в Московии XVI века.

Иван IV В.Васнецов

Судебник 1550 г. Состав и функции Боярской думы в 15 - 16 веке

Первый представительный орган власти в Московском государстве, состоящий из боярства, духовенства и служилых людей, - Земский собор, был созван в 1549 г. Разработанный им свод законов, Судебник, точно обговаривал высшие законодательные функции боярской думы. Законы подлежали рассмотрению и утверждению (приговору) боярами.

Помимо выполнения законодательных функций, в 15 - 16 вв. Боярская дума была высшим исполнительным органом власти.

В задачи думы входили:

  • надзор за сбором налогов и расходованием государственных средств;
  • контроль за исполнением царских указов;
  • надзор над деятельностью местного самоуправления.

Судебные функции организации заключались в рассмотрении земельных дел и исков служилых людей. В XV - XVI вв. Боярская дума была судом высшей инстанции: разбирала дела, поступившие из местных судов. В дополнение к функциям законодательной, исполнительной и судебной власти на думу были возложены задачи внешнеполитического ведомства: через нее осуществлялись контакты с другими государствами и ведение дипломатической переписки.

В XV - XVI вв. Боярская дума была неоднородной, особенно при Иване Грозном: включала непосредственно бояр и выходцев из средних боярских родов, окольничих. Важнейшие государственные посты по-прежнему занимали бояре: их назначали наместниками, послами, воеводами. Окольничие назначались им в помощь.

Борьба с боярами

Монархия времени Ивана Грозного была ограничена обычаем, требовавшим учитывать при принятии государственных решений мнение бояр. В течение всего правления Иван IV пытался ограничить права думы. Будучи сильным законодательным органом к концу XV, в XVI вв. боярская дума была оппозиционной царю структурой.

В 1553 г. он тяжело заболел. Бояре и члены Избранной рады пытались продвинуть к власти его двоюродного брата, а не сына, которого назначил наследником царь. Поправившись, Иван расправился с членами рады и думы. Несогласные с царской политикой были объявлены государственными изменниками, казнены или высланы.

По обычаю, воеводами назначалась знать. Основой Московской армии было поместное войско, получавшее за службу наделы земли (поместья). Чтобы самому руководить армией и сменить военное руководство, царю требовалось завладеть земельным фондом. Возложив ответственность за поражения в Ливонской войне на бояр, он расправился с феодальной верхушкой.

Несмотря на гонения, дума не сократилась, а даже увеличилась в составе. Уменьшилась роль феодальной аристократии, представителей древних аристократических родов заменили нетитулованные бояре, беспрекословно подчиняющиеся царю.

В отличии от XV, в XVI веке Боярская дума была формальной, особенно вторую половину царствования Ивана Грозного: думцы не участвовали в обсуждении законопроектов. Установилась авторитарная самодержавная власть Ивана Грозного.

Опричники Н. Неврев

Опричнина

Путем нововведений Иван добивается ограничения прав думы и усиления собственных. Теперь он единолично определяет государственных изменников и выбирает им меру наказания.

В 1565 г. Иван Грозный разделил государство на опричнину и земщину. Управление земщиной, как и ранее, велось совместно с думой. В опричнине, личном уделе, он стал единоличным правителем. Землевладельцы, не желающие входить в опричнину, должны были освободить земли. Владения дробились и раздавались приближенным царя. Охватившая значительную часть Московского государства опричнина разорила бояр, ослабила их могущество.

Иван Грозный

Дума конца XVI - начала XVIII веков

После смерти Ивана Грозного влияние Боярской думы возросло. Напуганные действиями царя, боярство и дума в период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1612 г. (формирование народного ополчения) пытались упрочить позиции. XVII век характерен спокойными взаимоотношениями думы и царя, никто из них не пытался занять первые позиции.

Боярская дума просуществовала до 1711 г. Функции высшего органа законодательной и исполнительной власти принял сенат, утвержденный Петром I 19 февраля 1711 г.

Читайте также: