Кто такой немилосердный должник в евангельской притче

Обновлено: 15.06.2024

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день мы слышали с вами одну из евангельских притч, которая иносказательным образом повествовала нам о Царствии Небесном; о том, как оно будет устроено; о том, как попасть в это Царствие Небесное и что оно вообще означает.

Начинается эта притча такими словами: Царствие Небесное подобно тому, как некий человек царь захотел сосчитаться со своими рабами, подвести некие итоги, подытожить какие-то взаимные обязательства, между ними существующие. И был приведён к нему один из рабов, который был должен царю огромную сумму денег — десять тысяч талантов, золотых монет. И когда он не имел, чем отдать, царь приказал действовать решительно: схватить его, заключить в темницу и продать и его, и жену его, и детей, и всё, что он имеет, чтобы хоть как-то покрыть тот великий долг его перед царём.

Что это означает? Первая фраза притчи, что царь захотел сосчитаться со своими рабами, напоминает нам тот момент, когда Господь будет оценивать нашу с вами жизнь. Речь идёт о двух моментах, которые ожидают нас с вами. Первый момент, когда наша бессмертная душа после смерти тела предстанет перед Богом, и тогда человек будет держать ответ за свою прожитую жизнь. Второй момент, который нас с вами ожидает чуть позже — это Страшный суд Христов, Его Второе славное пришествие в этот мир для всеобщего Страшного суда над всем родом человеческим. Описание, как будет происходить этот Страшный суд, Церковь напоминает нам в преддверии Великого поста в прощёное воскресенье, когда говорится о том, что от великого стыда перед друг другом, от стыда человека перед Богом многие люди тогда захотят сделать так, чтобы избежать этого момента, чтобы их никто не видел, не узнал эти страшные мерзости и грехи, которые они совершали; и они будут обращаться к горам, чтобы упали на них и скрыли, и погребли под глыбами своими, чтобы избежать этого великого позора, который будет происходить от того, что все дела станут явными для всех.

Один священник, чтобы усовестить прихожан, говорил: «Посмотрите, вы такие с виду благообразные, благочестивые, смиренные, а поставь каждому из вас видеокамеру на сутки, и такое безобразие, такой позор, такая мерзость грехов предстанет на этой записи, что каждому будет стыдно от великого множества грехов, которые мы несём, которые мы совершаем, к которым мы привыкаем, от которых не избавляемся и которые страшным грузом давят на нашу бессмертную душу, отлучая её от Бога.

Нам точно так же, как тому великому должнику, нужно взмолиться перед Богом и умолять Его о том, чтобы Он простил наши бесчисленные грехи, и чтобы мы с вами были благодарны Богу за Его великие благодеяния.

И этого должника царь простил: не только какую-то отсрочку сделал, а простил ему весь долг, потому что сердце царя умилостивилось от этого смирения раба, от готовности что-то сделать. Он признал этот долг и готов был что-то сделать, что, он не знал, но хотя бы попытаться. Он просил об отсрочке, и эта искренность, слёзная просьба этого раба возымела своё воздействие на царя, и он весь долг простил. И наш долг Господь простит, и наши грехи прощает в таинстве исповеди и в том, когда мы сокрушенно молимся перед Богом, осознаём своё глубокое недостоинство и благодарим Его за бесчисленные благодеяния.

Эта тема прощёного воскресенья звучит сегодня, тема взаимного прощения, в котором мы с вами всегда должны пребывать.

Дорогие братия и сестры. Легко рассуждать на тему прощения, когда между нами нет никаких обид, никакой злобы, никаких преступлений, может, лишь какое-то неосторожное, грубое слово, какой-то невнимательный взгляд, но нет таких поступков и грехов, которые способны на годы разделить нас и держать во взаимной ненависти, непрощении и в состоянии злобы. Но ведь такие состояния бывают иногда в нашей жизни, иногда в жизни наших близких и родных. Очень часто они возникают после раздела имущества, когда человек вместе со своими братьями, сёстрами, ещё какими-либо родными вступают в наследство после смерти кого-то из родственников. Появляются сомнения в правильности раздела оставшегося имущества, возникают споры. И имущество, с точки зрения человека, неправильно разделённое, бывает причиной очень, очень многих бед и взаимной ненависти.

В этих ситуациях нам всегда надо такой принцип исполнять — надо всегда уступить. Когда кажется, что другая сторона, имеющая право на наследование, чего-то большего желает ухватить, мы должны как-то уступить, смириться, потому что, если мы уступим, то Сам Бог в этом смысле становится должником нашим, благодаря нашему смирению, уступчивости. Бог воздаст всегда чем-то другим, гораздо более ценным, чем деньги, чем имущество, потому что само здоровье, и жизнь, и благосостояние, и живые, здоровые дети — гораздо большая ценность, которая не измеряется никакими деньгами, никаким имуществом.

Дорогие братия и сестры. Кроме материальных проблем, которые могут стоять во взаимоотношениях человеческих и препятствовать состоянию взаимного прощения, бывают грехи страшные, например, убийство вольное или невольное. А какое невольное убийство? Какое-то неосторожное действие, автокатастрофы, когда никого не собирался убивать, а так обстоятельства сложились. Такие ситуации бывают часто.

1 сентября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день мы слышали с вами одну из евангельских притч, которая иносказательным образом повествовала нам о Царствии Небесном; о том, как оно будет устроено; о том, как попасть в это Царствие Небесное и что оно вообще означает.

Начинается эта притча такими словами: Царствие Небесное подобно тому, как некий человек царь захотел сосчитаться со своими рабами, подвести некие итоги, подытожить какие-то взаимные обязательства, между ними существующие. И был приведён к нему один из рабов, который был должен царю огромную сумму денег — десять тысяч талантов, золотых монет. И когда он не имел, чем отдать, царь приказал действовать решительно: схватить его, заключить в темницу и продать и его, и жену его, и детей, и всё, что он имеет, чтобы хоть как-то покрыть тот великий долг его перед царём.

Что это означает? Первая фраза притчи, что царь захотел сосчитаться со своими рабами, напоминает нам тот момент, когда Господь будет оценивать нашу с вами жизнь. Речь идёт о двух моментах, которые ожидают нас с вами. Первый момент, когда наша бессмертная душа после смерти тела предстанет перед Богом, и тогда человек будет держать ответ за свою прожитую жизнь. Второй момент, который нас с вами ожидает чуть позже — это Страшный суд Христов, Его Второе славное пришествие в этот мир для всеобщего Страшного суда над всем родом человеческим. Описание, как будет происходить этот Страшный суд, Церковь напоминает нам в преддверии Великого поста в прощёное воскресенье, когда говорится о том, что от великого стыда перед друг другом, от стыда человека перед Богом многие люди тогда захотят сделать так, чтобы избежать этого момента, чтобы их никто не видел, не узнал эти страшные мерзости и грехи, которые они совершали; и они будут обращаться к горам, чтобы упали на них и скрыли, и погребли под глыбами своими, чтобы избежать этого великого позора, который будет происходить от того, что все дела станут явными для всех.

Один священник, чтобы усовестить прихожан, говорил: «Посмотрите, вы такие с виду благообразные, благочестивые, смиренные, а поставь каждому из вас видеокамеру на сутки, и такое безобразие, такой позор, такая мерзость грехов предстанет на этой записи, что каждому будет стыдно от великого множества грехов, которые мы несём, которые мы совершаем, к которым мы привыкаем, от которых не избавляемся и которые страшным грузом давят на нашу бессмертную душу, отлучая её от Бога.

Нам точно так же, как тому великому должнику, нужно взмолиться перед Богом и умолять Его о том, чтобы Он простил наши бесчисленные грехи, и чтобы мы с вами были благодарны Богу за Его великие благодеяния.

И этого должника царь простил: не только какую-то отсрочку сделал, а простил ему весь долг, потому что сердце царя умилостивилось от этого смирения раба, от готовности что-то сделать. Он признал этот долг и готов был что-то сделать, что, он не знал, но хотя бы попытаться. Он просил об отсрочке, и эта искренность, слёзная просьба этого раба возымела своё воздействие на царя, и он весь долг простил. И наш долг Господь простит, и наши грехи прощает в таинстве исповеди и в том, когда мы сокрушенно молимся перед Богом, осознаём своё глубокое недостоинство и благодарим Его за бесчисленные благодеяния.

Эта тема прощёного воскресенья звучит сегодня, тема взаимного прощения, в котором мы с вами всегда должны пребывать.

Дорогие братия и сестры. Легко рассуждать на тему прощения, когда между нами нет никаких обид, никакой злобы, никаких преступлений, может, лишь какое-то неосторожное, грубое слово, какой-то невнимательный взгляд, но нет таких поступков и грехов, которые способны на годы разделить нас и держать во взаимной ненависти, непрощении и в состоянии злобы. Но ведь такие состояния бывают иногда в нашей жизни, иногда в жизни наших близких и родных. Очень часто они возникают после раздела имущества, когда человек вместе со своими братьями, сёстрами, ещё какими-либо родными вступают в наследство после смерти кого-то из родственников. Появляются сомнения в правильности раздела оставшегося имущества, возникают споры. И имущество, с точки зрения человека, неправильно разделённое, бывает причиной очень, очень многих бед и взаимной ненависти.

В этих ситуациях нам всегда надо такой принцип исполнять — надо всегда уступить. Когда кажется, что другая сторона, имеющая право на наследование, чего-то большего желает ухватить, мы должны как-то уступить, смириться, потому что, если мы уступим, то Сам Бог в этом смысле становится должником нашим, благодаря нашему смирению, уступчивости. Бог воздаст всегда чем-то другим, гораздо более ценным, чем деньги, чем имущество, потому что само здоровье, и жизнь, и благосостояние, и живые, здоровые дети — гораздо большая ценность, которая не измеряется никакими деньгами, никаким имуществом.

Дорогие братия и сестры. Кроме материальных проблем, которые могут стоять во взаимоотношениях человеческих и препятствовать состоянию взаимного прощения, бывают грехи страшные, например, убийство вольное или невольное. А какое невольное убийство? Какое-то неосторожное действие, автокатастрофы, когда никого не собирался убивать, а так обстоятельства сложились. Такие ситуации бывают часто.

Читайте также: