Кто такой королевский прокурор

Обновлено: 02.07.2024

В России 12 января отмечается День работника прокуратуры. В этот день в 1722 году Петр I учредил при сенате пост генерал-прокурора. "Чин сей яко око наше и стряпчий о делах государственных" – говорил царь. Возник и новый государственный орган – прокуратура.

Первым генеральным прокурором, если говорить на современный лад, стал Павел Иванович Ягужинский. Он прошел типичную для петровских времен школу войны, дипломатии и государевой службы. А привлек внимание царя Ягужинский еще в молодости – он имел репутацию весельчака и первого танцора на петровских ассамблеях.

Оценивая его роль на посту генпрокурора, можно сказать так: он сумел исполнить роль "ока государева" в сенате, хотя не имел для этой должности надлежащего образования. Впрочем, а кто его имел во времена Петра?

Портрет Петра ПервогоЯгужинский был человеком откровенным и решительным, не стеснялся в выражениях и не боялся говорить правду в глаза императору. Обличал перед ним "птенцов" и всяких других "птенчиков" "гнезда Петрова". А многие из них, как известно, не были образцами честности и неподкупности. Тот же Меншиков в последние лет десять царствования Петра находился под следствием за систематическое казнокрадство. Его спасла от ссылки, а, может, и от казни, лишь смерть императора. Впрочем, и при новой императрице Екатерине I Меншиков не оставил своих привычек. Стало известно, что он печатает фальшивые червонцы. Его уличили, заставили уничтожить оборудование и заплатить громадный штраф в сто тысяч золотых червонцев. Через некоторое время Екатерина I спрашивает казначея:

– Заплатил Меншиков штраф?

– Заплатил, Ваше Величество.

Императрица облегченно вздохнула, но казначей тут же добавил:

– Заплатил. Теми же фальшивыми червонцами…

После смерти Екатерины Меншиков был все-таки отстранен от власти своими противниками и умер в ссылке в Березове. Ныне это поселок в Ханты-Мансийском автономном округе. Совсем недалеко от Полярного круга.

Кстати, Меншиков в 1714 году был избран членом Лондонского королевского общества. Письмо о принятии написал ему лично Исаак Ньютон. Хотя историки до сих пор спорят, а знал ли Александр Данилович грамоту.

Вот с такими "деятелями" приходилось иметь дело Ягужинскому на посту генерал-прокурора. Поэтому не удивительно, что после смерти Петра "птенцы" отомстили Ягужинскому: сместили его с поста генпрокурора и отправили в почетную ссылку – на дипломатическую работу в Польшу. Кстати, такая практика существовала и во времена СССР. Сместили с высокого государственного или партийного поста – и послом в какую-нибудь страну. С глаз долой – из сердца вон. Кто поменее провинился – в капстрану, кто поболее – туда, где Макар телят не пас.

Ягужинский также известен своим бракоразводным процессом – явлением доселе неслыханным в России. Кстати, его вторая жена – Анна Гавриловна – впоследствии вышла замуж вторично – за дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина, брата канцлера. Во времена Елизаветы Петровны она была арестована по делу Лопухиных, осуждена к наказанию кнутом, урезанию языка и ссылке в Сибирь. Судьба Анны Гавриловны Бестужевой в общих чертах верно показана в популярном сериале "Гардемарины, вперед!". А вот рассказ о похождениях ее дочери Анастасии Ягужинской нужно полностью оставить на совести сценаристов и режиссеров телефильма…

Здание Генеральной прокуратуры России на улице Петровка в МосквеЯгужинский вновь сумел возвыситься во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Он сумел поладить с Бироном – и получил пост кабинет-министра. И погубили Ягужинского не придворные интриги, а балы. Он страдал подагрой, врачи советовали ему вести более умеренный образ жизни. Но экс-генпрокурор продолжал ежедневно бывать на балах и пиршествах, где пил, не отставая от других.

И еще раз подчеркну немаловажный факт из биографии Ягужинского. Он был одним из немногих "птенцов гнезда Петрова", кто никогда не был под судом и ни разу не обвинялся в использовании своего служебного положения в корыстных целях…

Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.

А еще у радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

© Уваров П. Ю., 2017

Небольшое предисловие о ловле блох, а также о старых и новых подходах к социальной истории

С героями всех семи очерков я познакомился довольно давно. С каждым – при разных обстоятельствах и с разными целями. Иногда я обращался к их судьбам, желая продемонстрировать познавательные возможности такого недооцененного источника, как нотариальные акты (Шарль Дюмулен, Жан Ле Пилёр, Филипп Кавелье). В других случаях я стремился разобраться в хитросплетениях университетских интриг (Пьер Галанд и Николя Ле Клерк, Антуан Луазель и Луи Сервен) или в особенностях функционирования корпоративной памяти (Антуан Луазель и Пьер Паскье). А однажды просто не удержался от погружения в биографический материал, случайно наткнувшись на записную книжку провинциального адвоката (Жиль Бекдельевр).

Написанные про этих героев тексты (кроме случая Жиля Бекдельевра) были опубликованы как минимум по разу, а то и по два, к тому же на разных языках. Но их встреча под обложкой этой книги[1] вполне оправдана хотя бы тем, что дает возможность взглянуть на них по-новому.

Между героями моих очерков много общего. Все они люди образованные, почти все с университетскими степенями, многие начинали карьеру как адвокаты, а некоторые так адвокатами и остались. Но адвокаты, как и разведчики, бывшими не бывают[2], что, впрочем, можно сказать и об университетских преподавателях. Привычка говорить много и красноречиво, подчеркивая собственную эрудицию, усиленно воздействуя на эмоции аудитории, проявлялась и при составлении документов, не связанных напрямую с профессиональной деятельностью.

Общее у них и то, что все эти по-своему красноречивые люди оказались вовлечены в разного рода конфликты, от которых осталось немало документальных следов. Конфликты эти вполне можно назвать коллизиями – столкновением противоположных сил, стремлений, взглядов, интересов. Но помимо бытового значения этого слова, речь может идти и об юридических коллизиях, то есть о противоречиях между компетенциями органов власти или между нормами, регулирующими правовые отношения. Такие ситуации можно также назвать казусами – сложными, запутанными случаями, требующими особого мастерства при их разрешении; именно поэтому они становились излюбленными объектами размышлений ученых-правоведов.

Те, кто занимался когда-либо ловлей блох у собаки, знают, что гладить ее при этом надо против шерсти. Это занятие азартное, но малоприятное как для хозяина, так и для животного. Если же гладить по шерсти, то и собаке радостно, и ее экстерьер выигрывает, но юрких кровососов так не разглядеть. Казусы, необычные случаи, могут обеспечить непривычный взгляд изнутри, взгляд через призму коллизий и конфликтов, расширить наши познавательные возможности.

Лет двадцать назад, указав на подобную аналогию, я бы поставил здесь точку. Теперь же понятно и другое. Из одних казусов картину прошлого выстроить невозможно, да и незачем[4]. Да, степень свободы у героев этой книги немалая, они сами могут воздействовать на социальную реальность, изменяя ее[5], хотя бы в силу перформативного свойства большей части высказываний, запечатленных в документах. Но все же они интересны как представители конкретной социальной группы, сыгравшей важнейшую роль в истории Франции. У моих героев есть определенный капитал, как символический, так и вполне материальный. Они выстраивают траекторию своего социального возвышения в реальном мире, взаимодействуя с реальными институтами и реальными группами. Сколь бы оригинальны они ни были, они оставались членами своего линьяжа, да и зачастую воспринимались современниками именно в этом качестве. И конфликт между братьями по поводу наследства был не менее важен по своим последствиям, чем отношения с королевским правосудием, местными властями и, наконец, с церковью.

Правда, отвечает она на подобные вопросы по-новому. Надеюсь, что судьбы наших адвокатов, судей и гуманистов этому поспособствуют. Иначе речь будет идти лишь о сборнике анекдотов. Впрочем, исторический анекдот – древний, достойный жанр бытования истории. Кто сказал, что он устарел?

Еще одно предисловие об исторических декорациях, на фоне которых происходили описываемые коллизии

Будет небесполезным напомнить, в какой исторической обстановке действовали наши герои. Активная жизнь большинства из них пришлась на период правления во Франции династии Валуа-Ангулемов.

Бывший президент Франции Николя Саркози – по гражданской профессии адвокат, и хотя он практиковал не так долго, характер его выступлений, обращений к народу был именно адвокатским. Сменивший его на посту президента Франсуа Олланд адвокатом никогда не был. Стилистическую разницу почувствовали все и сразу.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1996–1999. В трех первых выпусках альманаха эта редакторская декларация повторялась на форзаце, а затем она сменилась другим, более кратким набором тезисов. Думаю, что авторство принадлежит Ю. Л. Бессмертному.

Генера́л-прокуро́р — одна из высших государственных должностей в Российской империи, глава Правительствующего сената, наблюдавший за законностью деятельности правительственных учреждений.

Содержание

История



Должность генерал-прокурора учреждена Петром I 12 января 1722 года. Её предшественником, но с меньшими полномочиями, была должность генерал-ревизора, существовавшая в 1715—1718 годах. Первым генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский [1] .

Генерал-прокурор изначально являлся главой сенатской канцелярии и заведовал сенатским делопроизводством; одновременно руководил прокуратурой, которая состояла из трёхступенчатой системы контроля над Сенатом и всеми административными и судебными учреждениями, — как центральными, так и местными. Помощником генерал-прокурора в Сенате являлся обер-прокурор. Контроль за деятельностью органов власти осуществлялся через подчинённых — прокуроров и фискалов.

В первоначальные обязанности генерал-прокурора входили проверка соответствия сенатских решений действующим законам, а также надзор за благочинием во время заседаний. Генерал-прокурор был также посредником в делах между Сенатом и государем. Надзор способствовал приведению в порядок производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии; значение Сената как действенного органа власти выросло. С другой стороны, учреждение должности генерал-прокурора лишило Сенат его прежней относительной независимости; нередко будучи по закону равным всему Сенату, генерал-прокурор во многих делах фактически преобладал над ним.

После смерти Петра I значение должности упало вместе с влиянием самого Сената: наибольшими полномочиями стал обладать Верховный Тайный Совет, учреждённый 8 февраля 1726 года. Генерал-прокурор Ягужинский был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; номинальное исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате.

В марте 1730 года, после упразднения императрицей Анной Иоанновной Верховного Тайного Совета, Сенат был восстановлен в своих полномочиях, а в октябре было признано необходимым восстановить должность генерал-прокурора; однако уже через год, после учреждения нового центрального органа власти — Кабинета (в составе трёх кабинет-министров) — влияние Сената вновь упало; назначения на должность не произошло. В междуцарствие от смерти Анны Иоанновны и до воцарения Елизаветы Петровны роль Сената стала возрастать; должность генерал-прокурора была восстановлена, на неё назначен был князь Н. Ю. Трубецкой.

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета Петровна издала указ об упразднении Кабинета и о восстановлении Правительствующего сената; удобный князь Трубецкой остался в своей должности и занимал этот пост почти всё время правления императрицы, в его подчинении находилсь также всесильная Тайная канцелярия. Через его руки прошли все заметные политические суды елизаветинского правления: дела А. И. Остермана, Б. Х. Миниха в 1742 году; дело генерал-фельдмаршала С. Ф. Апраксина в 1757 году и канцлера Бестужева-Рюмина в 1758 году.

При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 года должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции и приобрела свой окончательный круг обязанностей: генерал-прокурор являлся начальником прокуратуры и канцелярии Сената, а также пользовался правом надзора за деятельностью должностных лиц всего судебного ведомства. Без существенных изменений должность генерал-прокурора существовала до февральской революции 1917 года.

Генерал-прокуроры по годам

Генерал-прокуроры

    : 12.01.1722 — 06.04.1735 (с перерывом в 1726-30) : 28.04.1740 — 15.08.1760 : 15.08.1760 — 25.12.1761 : 25.12.1761 — 03.02.1764 : 03.02.1764 — 17.09.1792 : 17.09.1792 — 04.12.1796 : 04.12.1796 — 08.08.1798 : 08.08.1798 — 07.07.1799 : 07.07.1799 — 02.02.1800 : 02.02.1800 — 16.03.1801

Генерал-прокуроры, одновременно министры юстиции

    : 08.09.1802 — 07.10.1803 : 08.10.1803 — 01.01.1810 : 01.01.1810 — 30.08.1814 : 30.08.1814 — 25.08.1817 : 25.08.1817 — 18.10.1827 : 18.10.1827 — 20.09.1829 : 20.09.1829 — 14.02.1839 : 15.02.1839 — 31.12.1839 : 31.12.1839 — 21.10.1862 : 21.10.1862 — 18.04.1867 : 18.04.1867 — 15.10.1867 : 15.10.1867 — 30.05.1878 : 30.05.1878 — 06.11.1885 : 06.11.1885 — 01.01.1894 : 01.01.1894 — 14.01.1905 : 21.01.1905 — 16.12.1905 : 16.12.1905 — 24.04.1906 : 24.04.1906 — 06.07.1915 : 06.07.1915 — 07.07.1916 : 07.07.1916 — 20.12.1916 : 20.12.1916 — 28.02.(13.03.)1917

Министры юстиции Временного правительства, не одновременно Генерал-прокуроры

    : 02.(15)03.1917 — 05.(18)05.1917 : 05.(18)05.1917 — 06.(19)07.1917 : 10.(23)07.1917 — 24.07.(06.08)1917 : 25.07.(07.08)1917 — 02.(15)09.1917 : 03.(16)09.1917 — 25.09(08.10)1917 : 25.09(08.10)1917 — 25.10(07.11).1917

Литература

Примечания

  1. ↑Генерал-прокурор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • История права России
  • Государственное устройство Российской империи
  • Должности Российской империи
  • Прокуратура Российской Федерации
  • Устаревшие профессии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Генерал-прокурор" в других словарях:

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — главное лицо в сенате, наблюдающее за правильным решением дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕНЕРАЛ ПРОКУРОР лат.; этимологию см. генерал и прокурор. Лицо, наблюдавшее за правильным решением дел… … Словарь иностранных слов русского языка

генерал-прокурор — а, м. général procureur. Генерал прокурОр. 1722. ПСЗ 6 480. // Сл. 18 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

генерал-прокурор — генерал прокурор, генерал прокурора … Орфографический словарь-справочник

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — одна из высших государственных должностей в императорской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. одновременно и министерство юстиции … Юридический словарь

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции … Большой Энциклопедический словарь

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — ГЕНЕРАЛ ПРОКУРОР, одна из высших государственных должностей, введена Петром I в начале 18 в. Г. п. надзирал за соблюдением законности в действиях государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции. Источник:… … Русская история

Генерал-прокурор — одна из высших государственных должностей в императорской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 одновременно и министр юстиции. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.

Генерал-прокурор — в России с 12.01.1722 г. высший правительственный чиновник, наблюдавший за законностью деятельности гос ного аппарата, глава Сената, а с 1802 г. (учреждение министерств) также и министр юстиции. Надзор осуществлялся через подчиненных Г. п.… … Энциклопедия права

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — одна из высших государственных должностей в Российской Империи. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. одновременно и министерство юстиции … Юридическая энциклопедия

генерал-прокурор — о<>р>> генерал прокурора; м. В России в 18 19 вв.: высший гражданский чин, в обязанности которого входило наблюдение за законностью государственного аппарата; лицо в таком чине. * * * генерал прокурор одна из высших… … Энциклопедический словарь

12 января 1722 года Пётр I издал указ об учреждении в России прокуратуры. Во главе нового органа государственной власти стал генерал-прокурор. За период с 1722 по 1917 год эту должность занимали 30 человек. Расскажем вкратце о двенадцати самых выдающихся генерал-прокурорах Российской империи.

1

Граф Ягужинский с этой задачей справлялся блестяще. Быстро поняв, что именно от него требует монарх, Павел Иванович энергично занялся созданием органов прокурорского надзора, подбором кадров и в короткие сроки стал, по сути, вторым человеком в государстве.

Пётр I уважал Ягужинского, ценил его незаурядный ум и работоспособность. По свидетельствам современников, Ягужинский умудрялся сутками напролёт пропадать на службе и делать за один день столько, сколько иные не успевали и за неделю.

Заслуги графа в деле строительства новой государственной службы Пётр I отметил чином действительного статского советника и орденом Святого Андрея Первозванного.

Пользуясь безграничным доверием царя, Ягужинский неоднократно выполнял всякого рода секретные дипломатические поручения Петра, вёл переговоры с европейскими монархами, частенько сопровождал государя в его поездках за границу. Генерал-прокурором Российской империи Павел Ягужинский стал в неполные 39 лет.

2


Князь Никита Трубецкой возглавлял российскую прокуратуру с 1740 по 1760 год. Свою карьеру начал при Петре I, последовательно прошёл путь от сержанта Преображенского полка до генерал-майора. А в 1740 году был назначен генерал-прокурором.

Ему пришлось, по сути, заново выстраивать систему прокурорской власти. Дело в том, что после смерти Петра I прокуратура утратила своё былое влияние. Преемники Петра считали прокуратуру опасной помехой в борьбе за верховную власть и сделали всё, чтобы свести функции прокуратуры к минимуму.


Князь Александр Вяземский был назначен генерал-прокурором в 1764 году и занимал этот пост почти тридцать лет. Практически все преобразования Екатерины II в области государственного управления так или иначе связаны с деятельностью Вяземского на посту генерал-прокурора.

Кроме того, Вяземский последовательно, с первых шагов на прокурорском поприще расширял свои полномочия и возможности и к концу карьеры стал самым влиятельным человеком в империи. Он практически единолично руководил всесильной Тайной экспедицией, которая занималась политическим сыском.

Через его руки прошли все самые известные политические дела Екатерининской эпохи: Емельяна Пугачёва, Александра Радищева, Николая Новикова и многие другие.

За свою неутомимую деятельность князь Вяземский удостоился всех высших наград Российской империи: орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого Владимира I степени, Белого Орла и других.

В отставку Александр Алексеевич вышел в сентябре 1792 года в связи с тяжёлой болезнью и вскоре скончался.

4


Известный русский поэт и государственный деятель Гавриил Державин занимал пост генерал-прокурора в 1802–1803 годах.

Причём, назначая Державина генерал-прокурором, Александр I повелел ему возглавить и только что созданное Министерство юстиции. Таким образом, Гавриил Романович стал первым в истории России министром юстиции. Правда, ненадолго.

Выйдя в отставку, Державин занялся литературным трудом и больше никогда не занимал должностей на государственной службе.


Генерал-прокурором успел побывать и другой известный поэт того времени — Иван Дмитриев.

Выходец из старинного дворянского рода, Дмитриев в 14 лет поступил на службу в гвардейский Семёновский полк. Впрочем, военная служба не приносила ему особой радости. С гораздо большим удовольствием Дмитриев занимался сочинительством.

Его первые поэтические опыты были напечатаны в 1777 году. А в 1790-е годы Дмитриев — уже известный поэт, водивший дружбу с Державиным, Карамзиным, Фонвизиным и другими знаменитыми литераторами того времени.

В 1796 году Иван Дмитриев вышел в отставку в чине полковника и намеревался заняться литературным трудом. Однако вошедший на престол Павел I повелел Дмитриеву вернуться на государственную службу и назначил поэта обер-прокурором 3-го департамента Сената.

Впрочем, служба продолжалась недолго: в 1799 году Иван Иванович опять подал в отставку и, прикупив домик недалеко от Красных Ворот в Москве, вновь занялся литературным творчеством.

На государеву службу поэта в 1808 году призвал Александр I, предложив ему должность сенатора. А в 1810 году Дмитриева назначили министром юстиции и генерал-прокурором России.

На этой должности Иван Дмитриев продержался четыре с половиной года, успев нажить себе немало врагов в высших эшелонах власти. Многие члены кабинета министров откровенно выражали своё неудовольствие деятельностью Дмитриева на посту генерал-прокурора и добились в конце концов его отставки.

30 августа 1814 года Дмитриев ушёл со всех постов и больше на государственную службу не возвращался.

6


Десять лет, с 1829 по 1839 год, генерал-прокурором империи был Дмитрий Дашков.

Государственную службу он начинал при генерал-прокуроре Дмитриеве. Тот оценил способности молодого человека и всячески ему покровительствовал. Очевидно, немалую роль в этом сыграли и литературный талант Дашкова, его репутация блестящего полемиста.

Карьера Дашкова на государственном поприще быстро пошла в гору. В 1816 году он перешёл на дипломатическую службу и несколько лет провёл в Константинополе в должности второго советника русского посольства.

Вернувшись в Россию, Дмитрий Васильевич последовательно сменил несколько должностей в Министерстве внутренних дел и юстиции. А в 1829 году Николай I назначил Дашкова генерал-прокурором России и министром юстиции. На генерал-прокурорском посту Дашков проявил себя как блестящий организатор и знаток права.

Именно при нём была закончена работа по составлению Полного собрания законов Российской империи. Дашков стал инициатором открытия в Петербурге первого в России училища правоведения, которое впоследствии окончили многие выдающиеся отечественные юристы.

Не боялся Дашков и спорить с императором, если того требовали интересы государства. И Николай, кстати, ценил в Дашкове это качество. Несмотря на возникающие между царём и генерал-прокурором трения, Николай I всегда считал Дашкова своим другом.

7


Граф Виктор Панин вошёл в историю отечественной прокуратуры как непревзойдённый знаток законодательства. Говорят, он наизусть знал многие статьи Полного собрания законов Российской империи, которое, как известно, включало в себя 56 объёмных томов.

Поэтому когда в 1862 году Панина освободили от должности генерал-прокурора и министра юстиции, радости чиновников обоих ведомств не было предела. Пост генерал-прокурора граф Панин занимал 23 года.

8


Судебная реформа 1860-х годов немыслима без реформаторской деятельности Дмитрия Замятнина.

Находясь на посту генерал-прокурора с 1862 по 1867 год, Замятнин весь свой незаурядный организаторский талант и энергию направлял на глубокое реформирование судопроизводства в России.

Ему удалось привлечь к работе лучших юристов того времени: Сергея Зарудного, Николая Стояновского, Константина Победоносцева, Дмитрия Ровинского и других.

В течение двух лет шла работа над составлением Судебных уставов. Дмитрий Николаевич лично вникал во все тонкости, редактировал статьи уставов, готовил их для дальнейшего представления царю.

Этот колоссальная работа была закончена в ноябре 1864 года, когда Александр II утвердил Судебные уставы.

Введение их в жизнь кардинально изменило всю систему судопроизводства в стране: судебные органы полностью отделялись от административных и законодательных, создавались суды присяжных, в самом процессе вводились гласность и состязательность.

С тех пор началась новая эпоха в истории отечественного судопроизводства, и труды Замятнина в качестве одного из его реформаторов невозможно переоценить.

Кроме того, генерал-прокурор Замятнин контролировал расследование многих важнейших политических дел того времени. Например, по делу Каракозова, стрелявшего в царя, Дмитрий Николаевич лично поддерживал обвинение в суде.

9


Политику Замятнина продолжил Дмитрий Набоков. 30 мая 1878 года его назначили министром юстиции и, по сложившейся к тому времени традиции, генерал-прокурором России (в XIX веке эти две должности, как правило, совмещались).

Отличный знаток права и ярый приверженец судебной реформы, Дмитрий Николаевич энергично взялся за дело. При нём открылись два новых судебных округа: Киевский и Виленский.

В период последовавших после убийства Александра II контрреформ Набоков, оставшись на своём посту, умудрился сохранить все основные достижения в области судопроизводства, поступившись лишь незначительными деталями.

Это были вынуждены признать и такие либеральные правоведы, как небезызвестный Анатолий Кони.

Дмитрий Набоков ушёл в отставку с поста генерал-прокурора в 1885 году, однако ещё почти двадцать лет, вплоть до самой кончины, выполнял обязанности члена Государственного совета и сенатора.

10


Генерал-прокурором Николай Авксентьевич служил более восьми лет — с 1885 по 1894 год. За эти годы был реорганизован центральный аппарат прокуратуры и Минюста, проведена судебная реформа в Прибалтике, существенно укрепились прокурорские и судебные органы по всей стране.

11


Генерал-прокурором и министром юстиции России Иван Щегловитов стал в непростой для страны период: весной 1906 года. В России бушевала революция, недавно закончилась война с Японией.

Требовались чрезвычайные меры, чтобы сбить волну социального протеста, восстановить порядок и спокойствие. И Щегловитов, получив назначение, резво взялся за работу.

Наводить порядок новый генерал-прокурор начал в своём собственном ведомстве. В короткие сроки из прокурорских и судебных органов были изгнаны все, кто скомпрометировал себя связями с революционным и либеральным движением.

На руководящие должности Иван Григорьевич старался подбирать людей с ярко выраженной монархической, консервативной ориентацией. Неудивительно, что деятельность Щегловитова на посту генерал-прокурора вызывала неоднозначную реакцию в обществе: от сочувствия до полного неприятия.

Особенно усердствовали в своей критике Щегловитова думские либералы и демократы всех мастей. Впрочем, это не помешало Ивану Григорьевичу оставаться на своём посту девять лет, невзирая на частую смену правительства и министров. И лишь летом 1915 года под давлением левых сил Николай II отправил Щегловитова в отставку.

Первым, кто был арестован новой властью в феврале 1917 года, стал именно Щегловитов, хотя он к тому времени и не занимал никаких государственных постов. Ему предъявили нелепые обвинения в злоупотреблении служебным положением и почти год продержали в Петропавловской крепости.
Расстреляли Щегловитова уже большевики 5 сентября 1918 года.

12


Николай Добровольский стал последним генерал-прокурором Российской империи. Он занимал этот пост всего два месяца: с 20 декабря 1916 по 28 февраля 1917 года.

Во время Февральской революции Добровольский пытался укрыться в посольстве Италии, но затем добровольно сдался новой власти.

Чрезвычайная следственная комиссия, созданная Временным правительством, предъявила Добровольскому целый букет обвинений, из которых самым безобидным явилось получение взятки от купца Якова Нахимова.

Однако, когда Николай Александрович сам предложил членам Чрезвычайной комиссии крупную сумму денег за освобождение, предложение было принято. Добровольского выпустили из Петропавловской крепости и даже разрешили уехать на Северный Кавказ.

Там бывшего генерал-прокурора застала Октябрьская революция. Добровольского заключили в концлагерь близ Пятигорска и в октябре 1918 года расстреляли в числе других бывших царских сановников.

В Королевская прокурорская служба (CPS, или в валлийский: Гвасанаэт Эрлин и Горон), является основным государственным органом по ведению уголовных судебное преследование в Англия и Уэльс. Его возглавляет Директор прокуратуры (ДПП).

Основные обязанности CPS - предоставлять юридические консультации полиция и другие следственные органы в ходе уголовных расследований, чтобы решить, должен ли подозреваемый предстать перед уголовным обвинением после расследования, и провести судебное преследование как в магистратские суды и Королевский суд.

В Генеральный прокурор Англии и Уэльса руководит работой CPS и отвечает за нее в Парламент, хотя Генеральный прокурор не имеет никакого влияния на ведение уголовного преследования, за исключением случаев, когда Национальная безопасность является проблемой или для небольшого количества правонарушений, требующих разрешения генерального прокурора для судебного преследования.

Содержание

История

Исторически сложилось так, что в Англии, где не было полиции и прокуратуры, единственный путь к судебному преследованию лежал через частное обвинение принесены потерпевшими за свой счет или адвокатами, действующими от их имени. С 1829 года, когда были сформированы полицейские силы, они начали брать на себя бремя преследования подозреваемых преступников. [2]

Сэр Джон Мауле был назначен первым Директор прокуратуры Англии и Уэльса в 1880 г., действуя под Домашний офис; его юрисдикция заключалась только в принятии решений о возбуждении уголовного дела в очень небольшом количестве сложных или важных дел; после того, как было санкционировано уголовное преследование, дело было передано в Поверенный казначейства. Полиция продолжала нести ответственность за большинство дел, иногда передавая сложные дела директору. [2]

В 1962 г. Королевская комиссия рекомендовал полицейским силам создать независимые группы обвинения, чтобы избежать привлечения одних и тех же сотрудников к расследованию и судебному преследованию дела. Уже существовали технические препятствия, которые обвинители делали как частные лица, что делало их уязвимыми перед целым рядом доказательств, наложенных судом. Однако рекомендация Королевской комиссии не была выполнена всеми полицейскими силами, и поэтому в 1978 году была создана другая, на этот раз возглавляемая Сэр Сирил Филипс. В 1981 году оно сообщило, что рекомендовало возложить ответственность за все государственные обвинения в Англии и Уэльсе на единую объединенную команду - Королевскую прокурорскую службу (CPS). А Белая бумага был выпущен в 1983 году, став Закон о судебном преследовании за правонарушения 1985 года, который создал CPS под руководством Директора прокуратуры, в результате слияния его старого отдела с отделами прокуратуры полиции. Он начал работу в 1986 году.

В 1997 году Министерство внутренних дел поручило сэру Иэн Глайдуэлл изучать эффективность и давать рекомендации по CPS. Отчет Glidewell за июнь 1998 года показал, что CPS сняла 12% обвинений со стороны полиции и что между ними не было связи. Он рекомендовал CPS:

  • уделять больше внимания серьезным преступлениям на уровне Королевского суда
  • больше сотрудничать с полицией в каждом случае
  • согласно существующему плану правительства, реструктурировать организацию в 42 региональных отделения, каждое со своим главным прокурором короны. [3][4][5][6]

Организация

В 2012–2013 годах КПС провела более 800 000 судебных преследований, примерно 700 000 из которых были рассмотрены в магистратских судах и 100 000 - в Королевском суде. Уровень обвинительных приговоров составил 86% в мировых судах и 80% в судах короны. [1]

В Отчет о затратах предпринято Казначейство Ее Величества в 2010 г. (и пересмотрен в 2013 г.) привел к сокращению бюджета почти на 30% в период с 2010 по 2014 г., что привело к реструктуризации организации и большому количеству добровольных увольнений. CPS внедрила такие меры, как Основные стандарты качества, с целью поддержания и повышения стандартов.

В CPS работает около 9000 сотрудников. В первую очередь они готовят дела для внутренних и внешних адвокатов и поддерживают связь с полицией и третьими сторонами. Количество утвержденных внешних адвокатов составляет 2900 человек. солиситоры и барристеры, среди которых есть специалисты. Оба набора защитников включают Королевский советник- внешне сконцентрированный. [1]

    представлять дела в Королевский суд
  • Королевские прокуроры (также известные как проверяющие адвокаты) консультируют следователей, выносят решения о предъявлении обвинений и представляют дела обвинения в магистратском суде.
  • Младшие прокуроры представляют CPS в делах о признании вины в мировых судах.
  • Параюристы / помощники по ведению дел обеспечивают канцелярскую поддержку и помогают в прогрессе дела. [1]

Структура

Команда высшего руководства, штаб-квартира которой находится в Лондоне и Йорке, устанавливает политику и занимается корпоративными вопросами (такими как финансы и коммуникации). Генеральному прокурору помогает главный исполнительный директор CPS в управлении организацией.

Области CPS

Большую часть его работы по делу ведут тринадцать отделов CPS, которые несут ответственность за ведение судебных преследований в определенных частях Англии и Уэльса; каждую область возглавляет Главный прокурор короны. [7] Области (с соответствующими полицейскими силами):

  • Cymru / Wales (Дифед Поуис, Гвент, Северный Уэльс, Южный Уэльс)
  • Ист-Мидлендс (Дербишир, Лестершир, Линкольншир, Нортгемптоншир, Ноттингемшир)
  • Восточный (Кембриджшир, Эссекс, Норфолк, Саффолк)
  • Лондон (Лондонский Сити, Метрополитен)
  • Мерси Чешир (Чешир, Мерсисайд)
  • Северо-восток (Кливленд, Дарем, Нортумбрия)
  • Северо-Запад (Камбрия, Большой Манчестер, Ланкашир)
  • Юго-Восток (Кент, Суррей, Сассекс)
  • Юго-Запад (Эйвон и Сомерсет, Девон и Корнуолл, Глостершир)
  • Темза и Чилтерн (Бедфордшир, Хартфордшир, Долина Темзы)
  • Уэссекс (Дорсет, Хэмпшир и остров Уайт, Уилтшир)
  • Уэст-Мидлендс (Стаффордшир, Уорикшир, Западная Мерсия, Уэст-Мидлендс)
  • Йоркшир и Хамберсайд (Западный Йоркшир, Северный Йоркшир, Южный Йоркшир, Хамберсайд)

До обзора их насчитывалось 42, чтобы отразить силы полиции (за исключением того, что CPS London имела дело с обеими территориальными полицейскими силами Лондона).

CPS Direct

CPS Direct предоставляет сотрудникам полиции консультации / авторизацию по телефону и в электронном виде в любое время. [7] Прокуроры назначены в CPS Direct работа на дому для оказания поддержки в нерабочее время. [8] Большинство решений о взимании платы теперь принимает CPS Direct, который затем передает обвинение в соответствующую зону CPS. [9]

Подразделения по рассмотрению дел

Подразделения по рассмотрению дел занимаются судебным преследованием, требующим специальных знаний и опыта: [7]

  • Специализированный отдел мошенничества - сложные мошенничества и дела, расследуемые HMRC и другие агентства
  • Отдел международного правосудия и организованной преступности - Серьезная организованная преступность и дела, расследуемые Национальное агентство по борьбе с преступностью, и экстрадиция (ранее часть Special Crime)
  • Отдел по особым преступлениям и борьбе с терроризмом - Апелляции, борьба с терроризмом и особые преступления, в том числе смерти в заключении, коррупция в обществе и непредумышленное убийство со стороны врачей.
  • Подразделение доходов от преступной деятельности - с 2014 года это отдельное подразделение по рассмотрению дел отвечало за предварительное преследование и исполнение постановлений, вынесенных в соответствии с Закон о доходах от преступной деятельности 2002 г. (POCA 2002), а в 2016/17 году выручили более 80 миллионов фунтов стерлингов.

Надзор

В Генеральный прокурор наблюдает за работой CPS, регулярно встречаясь с DPP и запрашивая брифинги по вопросам, представляющим общественный или парламентский интерес. Генеральный прокурор (или его заместитель, генеральный солиситор) отвечает за работу и поведение CPS в парламенте.

Однако прокурор не играет никакой роли в повседневной деятельности организации или в принятии решения о привлечении к ответственности подозреваемого. CPS является независимым органом прокуратуры, и министры правительства не имеют никакого влияния на процесс принятия решений.

Единственными исключениями из этого правила являются случаи, когда дело касается вопросов национальной безопасности или прокурор должен лично дать согласие на судебное преследование (например, все Закон о государственной тайне судебное преследование требует разрешения генерального прокурора для продолжения). Из-за ограниченной роли генерального прокурора в работе CPS, использование nolle prosequi (остановка производства по обвинению; прерогатива генерального прокурора) сейчас редкость. Сомнительные инциденты, такие как прекращение дела против Джон Бодкин Адамс по причинам, которые считались чисто политическими, в наше время не повторялись.

Осмотр

Инспекция Королевской прокуратуры Ее Величества (HMCPSI) отвечает за проверку работы CPS. [10] Нынешний главный инспектор CPS - Кевин МакГинти. [11]

Роли и обязанности

Консультации по предзарядке

CPS часто дает следователям конфиденциальные советы о целесообразности судебного преследования в сложных или необычных случаях. Это включает в себя прояснение намерения, необходимого для совершения преступления, или устранение недостатков в имеющихся доказательствах.

В отличие от многих других юрисдикций, CPS не имеет полномочий предписывать расследования или предписывать следователям принять меры. Вопрос о том, запрашивается ли у CPS совета или решение о взимании платы, полностью остается на усмотрение следователей (см. Историю этого разделения обязанностей в Англии и Уэльсе).

Решения по оплате

Полиция имеет право обвинять подозреваемых в менее серьезных преступлениях, таких как обычное нападение или преступный ущерб с низким значением. CPS несет ответственность за принятие всех других решений о взимании платы, в том числе за серьезные правонарушения, такие как убийство и изнасилование - и полиция не может предъявить обвинения подозреваемым в совершении этих преступлений без разрешения коронного прокурора (за исключением чрезвычайных ситуаций, когда полиция может предъявить обвинение без полномочий прокурора при определенных обстоятельствах). [12]

Согласно кодексу, если нет достаточных доказательств для судебного преследования, никаких дальнейших действий в отношении подозреваемого предприниматься не будет, или прокурор попросит полицию провести дополнительное расследование для сбора дополнительных доказательств. Когда имеется достаточно доказательств, но судебное преследование не требуется в общественных интересах, прокуроры могут решить, что никаких дальнейших действий предпринимать не следует или что предупреждение или выговор являются подходящей альтернативой судебному преследованию.

В ограниченных случаях, когда проверка полного кода не выполняется, для предъявления обвинения подозреваемому может применяться пороговая проверка. Серьезность или обстоятельства дела должны оправдывать принятие немедленного решения о предъявлении обвинения, и должны быть веские основания для возражения против освобождения под залог. Должно быть проведено тщательное изучение пяти условий Порогового теста, чтобы гарантировать, что он применяется только в случае необходимости и что дела не предъявляются преждевременно. Перед применением порогового теста должны быть выполнены все пять условий. Если какое-либо из условий не выполняется, нет необходимости рассматривать какие-либо другие условия, поскольку пороговый тест не может быть применен, и подозреваемому не может быть предъявлено обвинение. [13] Пять условий, которые должны быть выполнены перед применением порогового теста:

  1. Есть разумные основания подозревать, что обвиняемый совершил преступление.
  2. Могут быть получены дополнительные доказательства, обеспечивающие реалистичную перспективу осуждения.
  3. Серьезность обстоятельств дела оправдывает принятие немедленного решения о предъявлении обвинения.
  4. Сохраняются веские основания возражать против залога в соответствии с Законом о залоге 1976 года, и при всех обстоятельствах дела это уместно.
  5. В общественных интересах обвинить подозреваемого [13]

Решение о взимании платы в соответствии с пороговым тестом должно оставаться в поле зрения. Прокурор должен проявлять инициативу, чтобы получить от полиции выявленные неурегулированные доказательства или другие материалы в соответствии с согласованным графиком. Доказательства должны регулярно оцениваться, чтобы гарантировать, что обвинение по-прежнему является правомерным и что продолжающееся возражение против залога является оправданным. Тест полного кода должен применяться сразу после получения ожидаемых дополнительных доказательств или материалов и, в любом случае, в делах Королевского суда, как правило, до официального вручения обвинения. [13]

Проведение преследований

Независимо от того, принято ли решение о предъявлении обвинения полицией или прокуратурой, CPS будет вести дело, что включает подготовку дела к судебным слушаниям, раскрытие материалов защите и представление дела в суде. CPS будет представлена ​​в суде с первого слушания до осуждения / вынесения приговора, а в некоторых случаях обращение.

Все судебные преследования должны находиться под постоянным контролем и прекращаться, если проверка полного кода (см. Выше) больше не удовлетворяет или никогда не была удовлетворена (т.е. решение о предъявлении обвинения было неправильным). Неправильное ведение дела, например нераскрытие доказательств, может привести к тому, что суд либо оправдает обвиняемого, либо отменит обвинительный приговор по апелляции.

Апелляции

Когда обвиняемый подает апелляцию на осуждение или приговор, CPS решит, возражать или нет против апелляции после рассмотрения оснований для апелляции. Если он решит возражать, он представит соответствующие доказательства и материалы в помощь апелляционному суду.

В порядке исключения, CPS предложила обвиняемым подать апелляцию, когда она пришла к выводу, что безопасность обвинительного приговора была сомнительной, например, в случае с сотрудником полиции под прикрытием. Марк Кеннеди.

Экстрадиция

В Закон о выдаче 2003 г. поручает CPS представлять иностранные государства в выдача разбирательство, обычно слушаемое в Вестминстерский суд магистратов. Действуя в соответствии с инструкциями иностранного прокурора, CPS оставляет за собой право по своему усмотрению в отношении того, как должно быть рассмотрено дело.

Отдел выдачи в штаб-квартире CPS занимается всеми случаями, когда экстрадиция лица в Англии и Уэльсе запрашивается другим государством, и всеми случаями, когда CPS требует экстрадиции лица за пределами Европейского Союза. Области CPS готовят и обрабатывают свои собственные запросы об экстрадиции в соответствии с Европейский ордер на арест фреймворк.

Полемика

Джулиан Ассанж

Шейх Нахайян бен Мубарак Аль Нахайян

30 октября 2020 года Королевская прокурорская служба (CPS) отказалась возбуждать уголовное дело против шейха. Нахайян бен Мубарак Аль Нахайян, членом ОАЭ Королевская семья, которую обвинил куратор первого фестиваля сена в г. Абу ДабиКейтлин Макнамара изнасиловала ее во время встречи для обсуждения проблем, связанных с правами человека. Макнамара добивался судебного преследования в Великобритании, но CPS пришла к выводу, что она не может преследовать Нахайяна, поскольку предполагаемое преступление произошло за пределами его юрисдикции. [15]

Головы

Эти люди занимали пост генерального прокурора с момента создания CPS в 1986 году:

Читайте также: