Кто такие редумы байрумы декумы и лубуттумы их правовой статус

Обновлено: 16.05.2024

В центре Парижа находится знаменитый Лувр, самый посещаемый художественный музей мира. Тысячи людей со всей Земли съезжаются в столицу Франции, чтобы зайти в шикарное здание Лувра и изучить его богатые коллекции.

Лувр содержит огромное количество сокровищ и культурных ценностей со всего света, и сейчас мы поговорим об одном из самых древних и проверенных временем экспонатов. Речь пойдёт о своде законов вавилонского царя Хаммурапи.

Древний Вавилон, помимо первого общедоступного свода законов, подарил миру первую карту, парус, концепцию времени и ирригацию. Вавилонские инженеры придумали такие архитектурные решения, как купол, колонна и арка. Трудолюбивые мастера украсили Вавилон величественными и роскошно украшенными зданиями, прорыли множество каналов, орошающих поля, где выращивались различные сельскохозяйственные культуры. Вклад древних вавилонян в мировую науку и культуру действительно огромен, многими их идеями мы пользуемся до сих пор.

Хаммурапи был хитрым дипломатом, умелым полководцем и новатором в среде законодательства. Он подчинил себе соседние города, не раз усмирял непокорных. Разумеется, для управления большим количеством подданных он должен был придумывать подходящие законы. Таковые награвированы на стеле, хранящейся ныне в Лувре.

Свод законов представляет собой стелу из чёрного диорита, с барельефом в верхней части лицевой стороны и покрытой гравированным текстом на аккадском языке. В высоту стела достигает 2 м 25 см, а весит примерно 4 тонны. Книзу столб несколько расширяется. Барельеф изображает две человеческие фигуры: сидящего на троне вавилонского бога Шамаша и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Царь, изображённый в почтительной позе для молитвы, приносит клятву верховному божеству соблюдать его заветы и посвятить законы пантеону небесных покровителей. Есть и такая трактовка скульптурной композиции: бог Шамаш вручает царю Хаммурапи законы, дабы тот распространил их среди подданных.

Аккадский текст законов является одним из самых известных образцов клинописи, то есть формы знаков, представляющих собой комбинации клинообразных линий. Такая письменность была характерна для народов Древней Месопотамии. Древнейшие образцы письменности — шумерские; соседние народы заимствовали у шумеров удачное изобретение и либо внедрили шумерскую письменность у себя, либо создали свои алфавиты, больше подходящие для использования. Собственно, аккадский или ассиро-вавилонский язык написания законов Хаммурапи — прямое следствие заимствования у соседей способа фиксации данных. В случае с диоритовой стелой из Лувра — способа зафиксировать законы, так, чтобы сведения сохранились надолго.

Трудно однозначно определить способ, которым древние вавилоняне награвировали текст законов на диорите. Возможно, они пользовались инструментами наподобие современных резцов-штихелей, или молотками в паре с подобием зубила. Для шлифовки мог применяться кварцевый песок. Так или иначе, текст получился чётким и хорошо различимым.

И ведь по сей день, по прошествии почти четырёх тысяч лет, законы царя Хаммурапи выставлены на всеобщее обозрение. Принято выделять 282 параграфа среди свода законов, ещё 35 статей не сохранились. Но по-видимому, их стёрли не годы или века, а сами же древние люди, которые могли счесть некоторые статьи закона ненужными, недоработанными или лишними. В конце концов, во все времена и эпохи законы трансформировались вместе с обществом. Видоизменялись или отменялись вовсе старые параграфы, вводились новые. Всё идёт, всё меняется — не меняется только человек. И по-прежнему нуждается в законах, регулирующих отношения во всех сферах людской жизнедеятельности. Вообще, для такого возрастного памятника вавилонского права, столь малое число утраченных статей — это очень хороший результат, в том числе и из-за хорошей гравировки, на долгие века высекшей в диорите повеления грозного, но мудрого царя Хаммурапи.

Собственно, этот царь не был первым, кто придумал зафиксировать принятые законы в письменной форме. Известны и более древние памятники законодательства — например, терракотовые конусы Уракагины, правителя шумерского города-государства Лагаша; или законы Ур-Намму, правителя Шумера и Аккада; или законы Липит-Иштара, правителя Исина; или законы города-государства Эшнунны, правда, под вопросом их автор-составитель — то ли царь Билалама, то ли царь Дадуша.

Идея Хаммурапи была в том, что он догадался выставить стелу с зафиксированными правовыми предписаниями на обозрение своим подданным, на площадь посреди столицы, дабы никто не мог сослаться на незнание закона. Да, в большинстве жители Вавилонского царства были неграмотными, но подразумевалось, что тот, кто не умеет читать, может обратиться за помощью к грамотному, чтобы таковой растолковал начертанное на стеле. Это была, конечно, формальность, но — утвердившая в дальнейшем всеобщее право на доступ к действующему законодательству.

Для своего времени, места и культурно-экономических особенностей законы царя Хаммурапи были большим прогрессом. Лишь разработанное намного позднее римское право стало эталоном законодательства. Да, именно на праве древних римлян базируется законодательство абсолютного большинства современных стран, в том числе и России. (В первую очередь это касается гражданско-правовых отношений.)

Для примера рассмотрим несколько.

Как видим, наказание полностью идентичное нанесённому вреду. Теперь рассмотрим, как могли регулироваться имущественные права.

Здесь мы видим попытку со стороны царя защитить имущество подданных и внедрить коллективную ответственность, означающую также и взаимовыручку между общинниками.

Много внимания Хаммурапи уделял воинскому сословию и старался обеспечить армии как можно лучшие условия службы, но и подчёркивал, что служба — это почётная обязанность, и никто другой не должен ею заниматься.

Царь настаивал на том, чтобы при заключении договора присутствовали свидетели, а ещё лучше — государственные чиновники.

Для желающих ознакомиться с полным текстом законов Хаммурапи есть несколько вариантов перевода, и к ним доступ свободный. А кто посетит Лувр, пусть повнимательнее рассмотрит диоритовую стелу с царскими письменами, оценит мастерство, с которым вавилоняне изготовили памятник древнего законодательства.

Конечно, награвированные на стеле Хаммурапи законы выглядят архаичными, если применительно к нашему времени. Но придуманные вавилонским царём правила действовали. 12 веков! С незначительными изменениями. А уже потом появились более совершенные и целесообразные правовые системы.

В целом структуры вавилонского, ассирийского и хеттского общества схожи, а первые две так и вовсе практически идентичны.

Основная масса свободного сельского населения в Вавилоне – авилумы, свободные члены крестьянских общин. Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли. Стоит ещё раз подчеркнуть, что они распоряжались как собственники; общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине. Ко времени Хаммураби община утратила часть своего хозяйственного значения, представляла собой объединение частных землевладельцев, и её смысл был в сборе податей, самоуправлении, выполнении полицейских функций, распоряжении неразделённой землёй общины. В отличие от Крашенинниковой, которая пишет, что статус авилума был неразрывно связан с членством не только в общине, но и в патриархальной семье, Исаев отрицает роль родственных связей при определении статуса общинника, поскольку ко времени Хаммураби община из института производства превратилась в чисто функциональное объединение налогоплательщиков. Авилумы были податным сословием. Этнически авилумы – амориты, вавилоняне, пришедшие в Двуречье с севера

Кроме авилумов, в составе сельского населения выделяются мушкенумы – юридически свободное, но экономически зависимое население. Мушкенумы, не будучи членами общины (хотя Исаев говорит, что наверняка это не известно) и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приняв на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством. По мнению Крашенинниковой, то, что мушкенумы не имели наделов в общине, объясняется тем, что они не были связаны с ней кровными узами. В литературе есть мнение, что это, вероятнее всего, были завоёванные шумеры, хотя уже к ХХ в. до н.э. они вполне ассимилировались. Эта категория населения пополнялась также в результате разорения отдельных общинников и целых общин (что не было редкостью ввиду частых набегов кочевников), за счёт добровольно покинувших общину с целью продвижения по царской службе, за счёт выходцев из кочевых племён. Мушкенумы могли достигать весьма высоких государственных постов. Очевидно, авилумам также ничто не препятствовало поступить на царскую службу за земельный надел.

Жизнь мушкенума законодателем оценивается ниже, нежели авилума, но его имущество подлежало более строгой охране, так же, как и дворцовое имущество. Рабы мушкенумов и дворцовые рабы также обладали большими правами, нежели рабы авилумов (ст. 175, 176).

Городское население в Вавилонии составляло обособленную категорию населения, по мнению Исаева. Оно включало в себя людей свободных профессий, ремесленников, наёмных рабочих; существовали самоуправляющиеся городские корпорации. Однако в целом об этой категории вавилонского населения известно немного.

Во всех трёх странах особым статусом обладали воины. В Вавилонии этимологически различались две их категории: редумы и баирумы, но юридических различий между ними не было. Статус наделов воинов, предоставлявшихся им за службу, освещён в ответе на вопрос 9 (Вещное право по кодексу Хаммураби). Воин, отказавшийся от исполнения своей повинности, подлежал смертной казни. Государство обязалось выкупать воинов из плена и рабства.

В Ассирии также в состав общины входили воины. Их наделы выделялись царём, поэтому считалось, что воин несёт повинность как дворца, так и общины. Ассирия, в отличие от Вавилона, не знала воинов-помещиков и воинов земледельцев, здесь были только воины-земледельцы. Воинских поселений, отдельных от общины, в Ассирии не было, в отличие от Вавилона, где воинские поселения могли организовываться на царской земле. Ассирийский царь свободно распоряжался землями воинов. В случае, если воин попадал в плен, его жена в течение двух лет сохраняла надел.

Чиновничество в Вавилонии включало в себя жречество, тамкаров (государственных купцов), контролёров, судей, декумов и лубуттумов (воинские должности), рабианумов (старосты общин), шакканакумов (царских наместников) и т.д. Все чиновники назначались царём. Как в Вавилоне, так и в Ассирии чиновники наделялись участками из царских земель. В отличие, от воинов чиновники могли отчуждать свои участки вместе с государственно повинностью (ст. 40). В Ассирии царь обладал полной свободой распоряжения этими участками. В хеттских законах также встречаем категории тамкаров и жрецов. Положение их было привилегированным по сравнению с общинниками и воинами: так, убийство тамкара наказывалось строже, их дома и дома освобождались от повинности.

Вавилон и Ассирия знали такую категорию населения, как храмовые блудницы, получавшие наделы от государства. Права на брак они в основном были лишены (в Вавилоне, но не в Ассирии). Видимо, поэтому особо оговаривалось их право на участие в отцовском наследстве. Родные обязаны были содержать их, в противном случае они могли сдать в аренду свою часть надела.

Что касается рабов (в Вавилонском царстве их называли вардумами), то, хотя раб в основном рассматривается как вещь (его можно заложить, продать и т.д.), совсем бесправными рабы не были. Они могли жениться на свободных, приобретать имущество (ст. 175-176; правда, эти нормы касаются только дворцовых рабов и рабов мушкенумов). Рабы могли заниматься промыслом, с которого платили оброк хозяину. Рабыни могли браться в жёны; их дети не были нисколько ущемлены в правах, если отец признавал их. Наказывать раба господин должен был по приговору суда. Ассирийские нормы о рабах как вещах очень схожи с вавилонскими. Однако наказывать раба господин мог по своему усмотрению. Также в Ассирии нет и намёка на какую-либо правосубъектность раба. Естественно, что в обоих государствах преступления рабов наказывались существенно строже, чем преступления свободного и полусвободного населения.

Хеттские законы наделяли рабов сравнительно большой правоспособностью. Из того, что браки рабов и свободных допускались, при разводе они обладали равными правами, а судебные дела о браках рабов между собой регулировались теми же нормами, что и браки свободных, можно сделать вывод, что рабство было патриархальным. Рабы обладали даже собственным имуществом. Общие с КХ моменты: внимание законодателя уделяется наказаниям за побег рабов и за их кражу.

Следует уделить особое внимание институту срочного рабства в Вавилонии. Ст. 117-119 КХ предусматривают возможность такой формы порабощения, как долговая кабала, иногда в виде самозаклада; в неё отдавались дети либо жена должника, либо он сам. Могли отдаваться и рабы, но они возврату не подлежали; можно было выкупить рабыню, отданную за долги, только в случае, если от неё у заёмщика были дети. Эта кабала могла длиться только 3 года. Это не то же самое, что обеспечение займа залогом в виде человека, поскольку залог не вёл к рабскому состоянию лица (в отличие от Ассирии, где заложник переходил в полную собственность заимодавца при условии, что долг был просрочен – т.н. процедура оживления). В Ассирии также долговая кабала не была срочной. Как ассирийское, так и вавилонское право предусматривало санкции за дурное обращение с заложником (в Ассирии – только до момента просрочки долга). В Хеттии срочного рабства не было. ЗХ содержат норму о том, что если человек спасёт человека во время голода, тот становится его рабом либо предоставляет замену себе в этом качестве.

Образование Вавилонского гос-ва. Его общественный и политический строй.
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС 1 сем..docx

  1. Образование вавилонского государства и его общественно- политический строй.

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми- амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово- рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

Общественный строй Вавилонского государства

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

§ 4. Государственный строй Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.

В Вавилоне существовала постоянная армия.

§ 5. Законы Хаммурапи

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2 /3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). ^ Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

1. Казуистическая форма изложения.
2. Формализм.
3. Тесная связь с религией.
4. Примитивная юридическая техника.
5. Неполнота.

4. Казуистическая форма изложения

5. Формализм права

Строго определенная форма, в которую
облекались юридические акты, чтобы
отделить действия, влекущие юридические
последствия от прочих действий
Древний формализм - жесты, слова,
символы, свидетели, сопровождавшие
юридические действия.

6. Тесная связь с религией

7. Примитивная юридическая техника

8. Неполнота

9. Правовой статус населения

Свободные :
- авилумы (дворцовая и
храмовая знать,
крестьяне общинники).
- мушкенумы (рабочий
и административный
персонал дворца и
храма).
Рабы(вардум) = вещь
Источники рабства:
- плен, пиратство,
- долговая кабала,
- рождение от рабыни,
- за преступление,
- связь с рабом (нет).

10. Патриархальное рабство

1. Связано с натуральным хозяйством.
2. Раб имеет семью и имущество.
3. Раб живет в доме хозяина.
4. Занят преимущественно в домашнем
хозяйстве.

11. Долговое рабство(ст.114-117)

1. Ограничено 3 годами.
2. За удержание раба более 3-х лет — штраф.
3. Жизнь и здоровье долгового раба охраняется
законом (принцип талиона).
Талион — принцип ответственности за
преступление — равным за равное.
Виды:
• Прямой
• абсурдный(опосредованный)
• символический.

12. Вещное право

В.П. - регулирует права лица на вещь.
Виды вещных прав: право собственности,
владение, держание и права на чужие вещи.
Собственность государственная и общинная.
Илку (ст. 26-39)— гос. собств., данная за
службу воинам(редумам, баирумам) и
чиновникам. Особый статус: изъята из оборота,
охраняется от посягательств командиров
(декумов, лубуттумов), отнимается по
истечении службы или отказе от нее.

13. Общинная собственность

Община состояла из больших патриархальных
семей.
Личная собственность: дом, приусадебный
участок, орудия труда, включая рабов,
имущество.
Общинная собственность: пахотная земля,
ирригационные сооружения, пастбища
давалась во владение крестьянамобщинникам.

14. Обязательственное право

Регулирует права лица на действие другого лица.
Обязательства возникают:
из деликтов ( причинение вреда),
из договоров (проявление воли, направленное
на цель, защищаемую правопорядком).

15. Договор займа

1. Процент по займу:
-20% серебром, 33,5% зерном, если выше — кредитор
терял все данное в долг (ст.89,91).
2. Запрет на юридическое самоуправство кредитора
(ст.113).
3. Долговая кабала — не более 3 лет.

16. Договор купли - продажи

Условия:
наличие свидетелей,
вещь не должна быть изъята из оборота,
продавец гарантировал покупателя от
эвикции (истребования вещи третьим лицом)
и от скрытых дефектов вещи.

17. Договор найма (аренды) земли (ст.42-52)

Срок — 1 год.
Арендная плата — 1/3 - ½ урожая.
При неурожае арендатор платил столько же
сколько его соседи.

18. Законы Хаммурапи Семейно-брачное право

Условия заключения и прекращения брака.
Личные и имущественные взаимоотношения
супругов.
Родительская власть, усыновление,
узаконение, попечительство, опека.

19. Условия заключения брака

Брачный договор.
Кроме того:
Жених давал выкуп за невесту (тирхату) и
свадебный подарок семье невесты (библу).
Отец невесты давал приданое (шерикту).
Тирхата, библа и шерикта имели штрафную
функцию.

20. Условия прекращения брака

Смерть одного из супругов
Развод:
Для мужа без причин.
Для жены по 4 основаниям:
в случае неосновательного обвинения ее в
прелюбодеянии,
в случае измены супруга,
в случае оставления мужем дома и местности,
если жена больна и муж берет в дом наложницу

21. Личный статус супругов

Брак моногамный, но муж может взять вторую
жену, если жена больна, бездетна,
безнравстенно себя ведет( в последнем случае
первая жена превращается в рабыню),
существовали также рабыни наложницы.
Жена — дееспособна (заключает
сделки,занимается ремеслом, торговлей,
ростовщичеством), но занимает подчиненное
положение в семье, за измену ей грозит
смертная казнь, муж может отдать ее в кабалу
за свои добрачные долги и т.д.

22. Имущественный статус супругов

Все имущество семьи — собственность мужа.
Приданое — собственность жены, у мужа - в
пользовании. По смерти жены — детям, если
их нет — отцу. Оно оставалось у мужа после
развода по вине жены и у жены в случае
необоснованного развода, или после смерти
мужа.

23. Отцовская власть

Отец вправе:
продать детей в рабство,
отдать в долговую кабалу(3 года),
сдать внаем, а плату — себе,
отдать дочь в жрицы,
лишить наследства (но по суду)

24. Тест 1

25. Тест 2

26. Тест 3

Муж имел право отдать жену в долговую
кабалу за добрачные долги в том случае:
1.Если жена не оградила себя от этого
условиями брачного договора.
2.Если жена вела себя предосудительно.
3.Если долги были нажиты в совместном браке.
4.Муж не имел такого права.

27. Тест 4

28. Тест 5

Статус детей от рабыни наложницы после
смерти господина:
1.Дети свободны.
2.Дети рабы.
3.Дети свободны, если отец признал их при
жизни своими детьми.
4.Дети свободны и наследуют имущество отца
наравне с законными детьми, если отец
признал их при жизни своими детьми.

1. Казуистическая форма изложения.
2. Формализм.
3. Тесная связь с религией.
4. Примитивная юридическая техника.
5. Неполнота.

4. Казуистическая форма изложения

5. Формализм права

Строго определенная форма, в которую
облекались юридические акты, чтобы
отделить действия, влекущие юридические
последствия от прочих действий
Древний формализм - жесты, слова,
символы, свидетели, сопровождавшие
юридические действия.

6. Тесная связь с религией

7. Примитивная юридическая техника

8. Неполнота

9. Правовой статус населения

Свободные :
- авилумы (дворцовая и
храмовая знать,
крестьяне общинники).
- мушкенумы (рабочий
и административный
персонал дворца и
храма).
Рабы(вардум) = вещь
Источники рабства:
- плен, пиратство,
- долговая кабала,
- рождение от рабыни,
- за преступление,
- связь с рабом (нет).

10. Патриархальное рабство

1. Связано с натуральным хозяйством.
2. Раб имеет семью и имущество.
3. Раб живет в доме хозяина.
4. Занят преимущественно в домашнем
хозяйстве.

11. Долговое рабство(ст.114-117)

1. Ограничено 3 годами.
2. За удержание раба более 3-х лет — штраф.
3. Жизнь и здоровье долгового раба охраняется
законом (принцип талиона).
Талион — принцип ответственности за
преступление — равным за равное.
Виды:
• Прямой
• абсурдный(опосредованный)
• символический.

12. Вещное право

В.П. - регулирует права лица на вещь.
Виды вещных прав: право собственности,
владение, держание и права на чужие вещи.
Собственность государственная и общинная.
Илку (ст. 26-39)— гос. собств., данная за
службу воинам(редумам, баирумам) и
чиновникам. Особый статус: изъята из оборота,
охраняется от посягательств командиров
(декумов, лубуттумов), отнимается по
истечении службы или отказе от нее.

13. Общинная собственность

Община состояла из больших патриархальных
семей.
Личная собственность: дом, приусадебный
участок, орудия труда, включая рабов,
имущество.
Общинная собственность: пахотная земля,
ирригационные сооружения, пастбища
давалась во владение крестьянамобщинникам.

14. Обязательственное право

Регулирует права лица на действие другого лица.
Обязательства возникают:
из деликтов ( причинение вреда),
из договоров (проявление воли, направленное
на цель, защищаемую правопорядком).

15. Договор займа

1. Процент по займу:
-20% серебром, 33,5% зерном, если выше — кредитор
терял все данное в долг (ст.89,91).
2. Запрет на юридическое самоуправство кредитора
(ст.113).
3. Долговая кабала — не более 3 лет.

16. Договор купли - продажи

Условия:
наличие свидетелей,
вещь не должна быть изъята из оборота,
продавец гарантировал покупателя от
эвикции (истребования вещи третьим лицом)
и от скрытых дефектов вещи.

17. Договор найма (аренды) земли (ст.42-52)

Срок — 1 год.
Арендная плата — 1/3 - ½ урожая.
При неурожае арендатор платил столько же
сколько его соседи.

18. Законы Хаммурапи Семейно-брачное право

Условия заключения и прекращения брака.
Личные и имущественные взаимоотношения
супругов.
Родительская власть, усыновление,
узаконение, попечительство, опека.

19. Условия заключения брака

Брачный договор.
Кроме того:
Жених давал выкуп за невесту (тирхату) и
свадебный подарок семье невесты (библу).
Отец невесты давал приданое (шерикту).
Тирхата, библа и шерикта имели штрафную
функцию.

20. Условия прекращения брака

Смерть одного из супругов
Развод:
Для мужа без причин.
Для жены по 4 основаниям:
в случае неосновательного обвинения ее в
прелюбодеянии,
в случае измены супруга,
в случае оставления мужем дома и местности,
если жена больна и муж берет в дом наложницу

21. Личный статус супругов

Брак моногамный, но муж может взять вторую
жену, если жена больна, бездетна,
безнравстенно себя ведет( в последнем случае
первая жена превращается в рабыню),
существовали также рабыни наложницы.
Жена — дееспособна (заключает
сделки,занимается ремеслом, торговлей,
ростовщичеством), но занимает подчиненное
положение в семье, за измену ей грозит
смертная казнь, муж может отдать ее в кабалу
за свои добрачные долги и т.д.

22. Имущественный статус супругов

Все имущество семьи — собственность мужа.
Приданое — собственность жены, у мужа - в
пользовании. По смерти жены — детям, если
их нет — отцу. Оно оставалось у мужа после
развода по вине жены и у жены в случае
необоснованного развода, или после смерти
мужа.

23. Отцовская власть

Отец вправе:
продать детей в рабство,
отдать в долговую кабалу(3 года),
сдать внаем, а плату — себе,
отдать дочь в жрицы,
лишить наследства (но по суду)

24. Тест 1

25. Тест 2

26. Тест 3

Муж имел право отдать жену в долговую
кабалу за добрачные долги в том случае:
1.Если жена не оградила себя от этого
условиями брачного договора.
2.Если жена вела себя предосудительно.
3.Если долги были нажиты в совместном браке.
4.Муж не имел такого права.

27. Тест 4

28. Тест 5

Статус детей от рабыни наложницы после
смерти господина:
1.Дети свободны.
2.Дети рабы.
3.Дети свободны, если отец признал их при
жизни своими детьми.
4.Дети свободны и наследуют имущество отца
наравне с законными детьми, если отец
признал их при жизни своими детьми.

Читайте также: