Кто такие начальник органа дознания и дознаватель

Обновлено: 07.07.2024

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

  • органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  • органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

Органы дознания и их полномочия

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.

Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователи пограничных органов ФСБ России ведут расследование случаев нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), незаконной добычи водных животных и растений, захваченных пограничными органами Федеральной службы безопасности России (статья 256 Уголовного кодекса), незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 322, часть 1 статьи 323 Уголовного кодекса).

Службы судебных приставов

Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):

  • за умышленное уклонение от кредиторской задолженности (ст. 177 Уголовного кодекса);
  • воспрепятствование правосудию и проведение предварительного следствия – без признаков квалификации (ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса);
  • неуважение к суду (ст. 297 Уголовного кодекса);
  • разглашение информации о мерах безопасности, примененных к судье (участникам уголовного процесса), (ч.1 ст. 311 УК),
  • противоправных действий в отношении имущества, подлежащего описанию или задержанию (ст. 312 Уголовного кодекса);
  • несоблюдение решения суда, судебного решения или иного судебного акта (статья 315 Уголовного кодекса).

Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:

  • о причинении ущерба имуществу по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
  • о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, ответственным за их соблюдение, если оно нанесло серьезный ущерб здоровью человека (ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса);
  • об уничтожении или повреждении лесов и насаждений, не являющихся частью леса, вследствие неосторожного обращения с огнем или другими источниками опасности (часть 1, статья 2 статьи 261 Уголовного кодекса).

Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.

Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.

Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса). Начальнику следственного отдела разрешено отменять только необоснованные распоряжения следователя о приостановлении производства в уголовном деле (часть 3 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса).

В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст. 2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена ​​достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.

Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:

  • дату и место его составления;
  • инициалы человека который их составил;
  • фамилию имя отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание правонарушения с указанием места, времени его совершения и других обстоятельств, подлежащие доказыванию (пункт 1 и 4 части 1 статьи 73 УПК);
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение.

Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.

В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.

В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав. Мотивированное решение принимается отдельным решением или определяется в решении о возбуждении уголовного дела. В решении должен быть указан список всех следователей, которым поручено проведение расследования, включая имя следователя, назначенного руководителем следственной группы.

Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.

Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.

Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.

В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:

  • выделение уголовное дела в отдельное производство в порядвке, установленном статьей 153-155 УПК;
  • прекращение уголовного дела в целом или частично;
  • приостановление или возобновление уголовного судопроизводства;
  • письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;
  • о судебном преследовании обвиняемых и предъявленных ему обвинениях;
  • о переводе обвиняемого в медицинскую или психиатрическую больницу с целью проведения судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 2 ст. 29 из УПК;
  • подача заявления о продлении срока следствия в прокуратуру;
  • инициирование с одобрения прокурора в суде ходатайства о выборе меры пресечения и представлении следственных и иных процессуальных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 29 из КПК.

В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.

Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 41 УПК РФ

1. Согласно п. 7 ст. 5 дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В качестве дознавателя может выступать не только штатный дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. 10.1 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 // РГ. 2002. 27 нояб.).

4. Дознавателю необходимо получать судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

5. В ч. 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Он касается лишь тех работников органа дознания, на которых возложены обязанности по производству предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК, и не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно положениям ст. 157 УПК.

7. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. коммент. к ст. 40.1.

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (гл. 32 УПК) и выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК).

Правом проводить дознание наделены дознаватели:

• органов внутренних дел;

• органов пограничной службы;

• службы судебных приставов;

• органов государственной противопожарной службы;

• органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

• органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, Службы внешней разведки, органы Минюста);

• командиры воинских частей, начальники военных учреждений или гарнизонов;

• капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

• руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения “обычных” органов дознания;

• главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41).

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

По действующим законам и непротиворечащим им подзаконным актам только соответствующий начальник ГРУОВД (по …) либо его заместитель, а не во множественном числе – см. п. 17 ст. 5 УПК, а также официально исполняющие их обязанности должностные лица, обязаны в качестве начальника ОД лично проверить законность, обоснованность и утвердить, подписать такие процессуальные документы:

1) постановление о назначении и производстве сотрудниками ОВД проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной и иной (конкретно) деятельности: ст. 11 Закона о милиции; ст. 144 УПК и соотв. Инструкции МВД РФ № 177 (2004 г.), № 636 и № 665 (2005 г.);

2) рапорт об обнаружении (должностным лицом ОД) признаков преступления: ст. 143 УПК и прежнее приложение – форму № 1;

3) постановление о возбуждении уголовного дела (должностным лицом ОД): ст. 146 УПК и с учетом изменений форма № 14;

4) постановление должностного лица ОД об отказе в возбуждении уголовного дела: ст. 148 УПК и с учетом изменений форма № 21;

5) обвинительный акт и сопроводительный документ в прокуратуру: ст. 225 УПК и бывшая форма № 163; полагаю, что по логике закона надо бы начальнику ОД утверждать и постановление о привлечении в качестве обвиняемого, если оно выносилось ранее дознавателем (см. ст. 100, 171 УПК и бывшую форму № 92), а также и постановление о прекращении уголовного дела (или преследования) по нереабилитирующему лицо основанию: см. соотв. ст. УК, УПК и бывшую форму № 135; постановление о восстановлении утраченных дознавателем уголовного дела или отдельных материалов (ч. 1 ст. 1581 УПК);

6) при необходимости и другие постановления:

– о применении специальных мер государственной и (или) физической защиты участников досудебного производства: ч. 3 ст. 11 УПК и соответствующие федеральные законы;

– об оплате участия специалиста, переводчика, эксперта и адвоката – защитника по назначению – ч. 5 ст. 50 УПК;

Начальник подразделения дознания (ст. 5 п. 171 и ст. 401 УПК) – это впервые определенный российским законом единоличный руководитель соответствующего специализированного подразделения дознания (не только в системе горрайорганов внутренних дел), а равно его штатный заместитель либо должностное лицо органа дознания, официально назначенное исполнять эти обязанности. Начальник подразделения дознания (НПД) по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям – с 09.06.2007 – правомочен:

– принимать необходимые и законные меры, процессуальные решения (документы) согласно 145–148 УПК;

– полностью произвести расследование в форме дознания;

– произвести неотложные следственные и иные процессуальные действия (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК);

– проверять уголовные дела, давать указания, в том числе в письменном виде, обязательные к исполнению;

– изымать уголовное дело и с письменными указаниями передавать другому сотруднику подразделения;

– отменять необоснованное постановление дознавателя о приостановлении и возобновлять производство по делу;

– вносить прокурору ходатайства об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, как, наверное, и любого другого такого же решения, и не только дознавателя;

– проводить организационно-техническую и аналитическую работу, готовить учетно-статистические и другие материалы.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В правоохранительных органах РФ немало должностей напрямую связано с розыском преступников и расследованием нарушений закона. К перечню таких профессий относятся не только следователи и оперуполномоченные, но и дознаватели. Поэтому следует разобраться в главных обязанностях этих сотрудников.

Дознаватель: кто это такой?

Согласно уголовно-процессуального кодекса России дознаватель – это должностное лицо органа дознания, который работает в следственном или ином подразделении по итогу своей деятельности. Он составляет стандартный судебный акт, но при этом к ответственности подозреваемого лично не привлекает , зато имеет право осуществлять предварительное расследование в виде дознания, а также исполнять смежные полномочия, предусмотренные законом.

Поэтому дознаватель – это лицо, которое имеет право обжаловать действия менее компетентного субъекта и автоматически параллельно обжаловать его поступки: руководителя органа дознания или начальника подразделения.

Поэтому обычно, дознание ведёт специально назначенный штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий требуемой квалификацией и имеющий высшее юридическое образование, а также профессиональные навыки (согласно определённой категории преступления). На практике роль дознавателя часто выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Главные функции профессии

Суть работы дознавателя сводится к процессу проведения полной проверки по поступившему заявлению. После изучения дела он принимает одно из двух решений: возбудить производство (осмотр места преступления, допрос, обыск) или отказать. При необходимости можно дополнительно назначать телефонное прослушивание. Заодно именно дознаватель решает вопрос о заключении подозреваемой особы под стражу. Собственные профессионалы имеются во многих силовых структурах России:

  • следственные органы ФСБ;
  • МВД;
  • таможенная служба;
  • федеральная служба судебных приставов;
  • пожарная охрана.

Как только любые служебные мероприятия берут старт, сотрудник органа дознания лично направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, коллега также имеет право согласиться с выводами, вынести постановление об отзыве и даже вернуть материалы сотруднику для вторичной проверки. В случае, когда по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Каковы полномочия?

Основные полномочия дознавателя указаны в должностных инструкциях. Подобная бумага обычно составляется индивидуально для каждого руководителя и сотрудника органа. Нередко документ представлен в форме таблицы, где указаны обязанности по должности и сроки их выполнения:

Вся деятельность дознавателя целиком регламентируется законом РФ. Среди главных ограничений отмечают полное подчинение начальству и вышестоящим органам, поскольку деятельность сотрудника обязана осуществляться только по принципам отечественного судопроизводства. А из плюсов – возможность применять меры принуждения без контроля сверху.

Основные права

По факту работать дознавателем – большая ответственность, ведь в правоохранительных органах это довольно значимая должность. Пускай они часто разбираются лишь с элементарными преступлениями, без них было бы гораздо сложнее рассматривать поток заявлений-жалоб. Чтобы максимально упростить процедуру, права дознавателей расширены до следующих границ:

  • выполнение вопросов, которые не требуют отлагательств;
  • проведение полноценного расследования;
  • обеспечение компенсации за испорченное имущество (если пострадавший испытал материальные потери во время преступления);
  • контроль сути заявлений или смежных заявлений о нарушениях;
  • инициатива при возбуждении уголовных дел;
  • производство процессуальных действий;
  • временное прекращение преследования;
  • окончательное приостановление начатого дознания.

Как правило, дознаватель имеет возможность и официально уполномочен самостоятельно реализовывать любые следственные процедуры и принимать финальные решения, за исключением ситуаций, когда (в соответствии с УПК РФ) на это требуется дополнительное согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение.

Главные отличия дознавателя от следователя

Дознаватель – сотрудник органов дознания, который, подобно следователю, уполномочен проводить следствие по уголовному делу, а затем перенаправлять его в суд для дальнейшего рассмотрения. Но стоит помнить, что дознаватель имеет все полномочия расследовать лишь преступления легкой и средней тяжести – около 68 составов (включая мелкие кражи, причинение вреда здоровью и пр.). Заодно такой сотрудник изучает детали большинства административных дел: именно в этом и заключается его главное отличие от следователя.

Основные особенности деятельности

Для того чтобы стать дознавателем, необходимо получить высшее юридическое образование. Но для соблюдения полного перечня требований работники полиции должны соответствовать следующим параметрам:

  • Возраст от 18 лет (но с учётом обучения в ВУЗе, старт карьеры придётся на 21-22 года).
  • Стаж (после окончания обучения, работу можно найти и без стажа, но для конкретных должностей может потребоваться опыт минимум от 3-х лет).
  • Отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья и хорошая физическая подготовка.
  • Морально-психологическая устойчивость.

Вдобавок каждый дознаватель должен быть отличным психологом и изначально уметь располагать к себе людей. Его обычная работа отличается большой ответственностью: за итоги расследований и следователи, и дознаватели отвечают перед начальством лично. Поэтому сотрудника могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в положительном исходе дела (прямо или косвенно).

Какая проводится профилактическая работа в деятельности?

Исполняя стандартные процессуальные функции, дознаватель обязан своевременно применять на деле неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их возникновению.

Параллельно такой сотрудник правоохранительных органов имеет право направлять компетентным службам информацию, нужную для розыска тех граждан, которые уклоняются от дознания или находятся под подозрением в совершении преступления.

Часто дознаватель вынужден вести профилактическую работу и среди жертв, если они подверглись посягательству из-за виктимного поведения. Обычно типичным методом такой работы становится разъяснительная беседа. Поэтому, исследуя на практике уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель вынужден по долгу службы периодически:

  • проводить обзорные лекции;
  • выступать перед населением;
  • делать доклады на предприятиях.

Главной задачей таких мероприятий является информирование граждан и трудовых коллективов в доступном виде о способах предупреждения правонарушений в будущем. Самыми эффективными каналами для подобного общения сейчас становятся радио, TV и Интернет.

Ради накопления практических навыков по расследованию преступных деяний дознаватели специально действуют по плану, составленному надзирающим военным прокурором и начальником военного следственного отдела при прокуратуре, а также участвуют в учебных сборах и каждый год проходят обязательную стажировку сроком 10 рабочих дней.

Сама профессия дознавателя всегда будет оставаться востребованной должностью, ведь такая работа нуждается в опытных кадрах, с настойчивым и упорным характером. По статистике, в России чаще всего эту должность занимают именно мужчины. А средняя заработная плата дознавателей варьируется в границах 20-30 тыс. руб. Хотя сюда также стоит добавить постоянные надбавки за стаж, премии за удачно раскрытые уголовные дела и другие бонусы в денежном эквиваленте в качестве поощрения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.



Все о профессии Дознаватель

Дознаватель

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Отличие от следователя

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

Особенности дознавателя

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ. Вопросами обжалования занимается опытный адвокат по уголовным делам или в зависимости от уголовного дела: адвокат по наркотикам, адвокат по мошенничеству и адвокат по ст 158 ук рф.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

Дознаватель имеют право:

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Читайте также: