Кто такие дайме их права и обязанности

Обновлено: 08.07.2024

Между 1203 и 1333 годами н.э. регенты правили от имени сёгунов. В основном это были несовершеннолетние, не зрелые управленцы. Они действовали просто как марионеточные подставные лица. Последним компонентом этой плотной политической сети был японский император. В значительной степени бессильный и ограниченный церемониальными обязанностями в средневековый период, но все же способный придать легитимность сёгунам, официально даровав им желанный титул.

Первый сёгун: Минамото-но Ёритомо

Война Гэнпэй (1180-1185 гг. Н.э.) ознаменовала победу клана Минамото над Тайра, и лидером первого был Минамото-но Ёритомо, который, таким образом, стал самым могущественным военачальником в Японии . Ёритомо стал первым сёгуном, фактически военным диктатором Японии. Он правил с 1192 по 1199 год нашей эры. Следовательно, он станет первым сёгуном сёгуната Камакура.

ТЕХНИЧЕСКИ ИМПЕРАТОР БЫЛ ВЫШЕ СЁГУНА, НО НА ПРАКТИКЕ ВСЕ БЫЛО НАОБОРОТ: ТОТ, КТО КОНТРОЛИРОВАЛ АРМИЮ, КОНТРОЛИРОВАЛ И ГОСУДАРСТВО.


Сёгун-регент

Отсутствие какого-либо письменного описания точной роли сёгуна и отсутствие какого-либо юридического определения теперь означало, что этой ролью легко манипулировала длинная череда регентов — 16 с 1203 по 1333 г. н.э. — в соответствии со своими собственными целями; Японией правил не сёгун, а правительство сёгуната. Эта ситуация не изменилась до создания сёгуната Асикага в 1338 году н.э. Начиная с этого времени регенты ушли в прошлое, а сёгун снова стал настоящим лидером страны. Однако даже тогда существовал правительственный аппарат, который делил власть между видными представителями японского военного сословия.

Правительство сёгуната

Сёгуну в практических делах правительства помогали различные министры, должностные лица и учреждения. Многие были добавлены к правительственному аппарату с течением времени, поскольку он становился все более сложным. Первым среди них был заместитель сёгуна ( канрей ), обычно должность, которую на ротационной основе занимал член одной из трех семей: Сиба, Хосокава и Хатакеяма. Должность была создана с 1333 г. н.э.. Его ключевая функция заключалась в обеспечении связи между сёгуном и региональными военными губернаторами.

Самурай-докор

В 1180 году н.э. был сформирован Самурай-докор (Совет слуг сегуна), который контролировал вассальных воинов ( гокенин ) и выносил дисциплинарные меры за любые проступки. Позже он также будет контролировать правительственных агентов в провинциях, собственность сёгуната и безопасность Хэйанкё. Императорский двор в столице контролировался Киотским сюго или военным губернатором, должность которого заменил заместитель Рокухара с 1221 года нашей эры. В потенциальных проблемных точках вдали от столицы и правительственных штаб-квартир, таких как Кюсю и Ошу, были свои специальные уполномоченные.

ЧТОБЫ ГАРАНТИРОВАТЬ, ЧТО ПРАВЛЕНИЕ СЁГУНАТА РАСПРОСТРАНИЛОСЬ НА ВСЕ ТЕРРИТОРИИ, БЫЛИ СОЗДАНЫ ДВА ВАЖНЫХ МЕСТНЫХ ОТДЕЛЕНИЯ — СЮГО И ДЗИТО .

Кумондзё

В 1184 году н.э. было основано Кумондзё (Офис государственных документов). Затем он был переименован и расширен в качестве Мандокоро (Административный совет) в 1191 году н.э., когда он стал главным исполнительным и административным центром правительства. Еще позже он будет передан в ведение государственной казны. Также в 1184 году н.э. была создана Monchujo (Следственная комиссия), которая занималась всеми юридическими вопросами, включая судебные иски, апелляции, споры по поводу прав на землю и ссуд.

Наместник сегуна, Государственный совет и Верховный суд

В 1225 г. была создана новая должность — наместник сёгуна ( рэнсё ), и официальные документы тогда требовали подписи как его, так и регента сёгуна. Также в 1225 г. был сформирован Хёдзёсю (Государственный совет), в состав которого входили высшие должностные лица, воины и ученые того времени. Они голосовали по вопросам с простым большинством голосов. В 1232 году был принят новый свод законов — Кодекс Джоэй ( Joei shikimoku), который содержал 51 статью и устанавливал, кому принадлежит какая земля, определял отношения между лордами, вассалами и самураями, ограничивал роль императора и устанавливал принятие юридических решений на основе приоритета. Наконец, в 1249 году н.э. был сформирован Высокий суд, Хикитсукешу. Он занимался всеми спорами, связанными с землей и налогами.

Чтобы гарантировать, что правление сёгуната распространилось на все территории, были созданы два важных местных отделения: сюго и дзито . Сюго был военным губернатором провинции с полицейской обязанности (следовательно , его часто называют констебль) в то время как дзито отвечал за сбор налогов с частных усадеб . Со временем обе позиции будут развиваться и переходить по наследству; у многих даймё , могущественных феодалов средневековой Японии, были предки, которые выполняли эти обязанности. Некоторые даймё контролировали такие огромные владения, что фактически являлись княжествами. А некоторые их них бросали серьезный вызов власти правительства сёгуната.

Покровители искусств

В то время как в средневековый период императорский двор располагался в Хэйанкё, правительство сёгуна меняло местоположение в зависимости от его выбора города . Камакура был резиденцией сёгуната с 1192 по 1333 год нашей эры, в то время как сёгунат Асикага располагался в районе Муромати в Хэйанкё, а сёгунат Токугава в Эдо. Эти шаги принесли как культурные, так и политические последствия, потому что сёгуны хотели украсить свою новую столицу. В результате возникли прекрасные дворцы, храмы и новые художественные школы. Многие сёгуны, особенно когда они ушли с государственной должности, стали крупными покровителями искусства, наняв художников и скульпторов, спонсируя представления театра Но и увековечивая аристократическую моду на японскую чайную церемонию .


Проблемы и упадок

Время от времени сёгунам приходилось сталкиваться с проблемами. Например, попытка государственного переворота императора Го-Тоба в 1221 году н.э. — так называемые беспорядки Джокю. Император потерпел неудачу. Другой имперской попыткой взять власть в свои руки была Реставрация Кемму (1333–1336 гг. Н. Э.). Императора Го-Дайго (годы правления 1318–1339 гг. Н. Э.) также не сильно преуспел. В ходе реставрации один сёгунат был заменен другим. Также были угрозы и из-за границы. Монгол лидер Хубилай (г. 1260-1294 н.э.) решил вторгнуться в Японию в 1274 и 1281 году. Но оба раза сопротивление японцев и тайфун в сочетании спасли страну.

Следующий серьезный вызов власти сёгуната снова был внутренним. Онин войны (1467-1477 н.э.) была гражданская война между соперничающими военачальниками. Междоусобица принесла много смерти и разрушения, особенно в Хэйан-кё. Затем последовал век ожесточенных боев и волнений, так называемый период Сэнгоку или Период враждующих государств (1467-1568 гг. Н.э.). Эти беспорядки, наконец, закончились возвышением военачальника Ода Нобунага ( 1534-1582 гг. Н. Э.). Он постепенно расширял свою территорию в течение 1550/60 годов со своего замка в Нагоя. В конце концов, он захватил Хэйанкё в 1568 году. Затем изгнал последнего сёгуна Асикага, Асикага Ёсиаки, в 1573 году.


Захват Нобунаги ознаменовал период Адзути-Момояма (1568/73 — 1600 г. н.э.). Два его непосредственных преемника, также могущественных полководцев, оттеснили соперников на задний план японской политики. Этими преемниками были Тоётоми Хидэёси (годы правления 1582-1598 гг. Н.э.) и Токугава Иэясу (годы правления 1603-1605 гг. Сёгунат Токугава, базирующийся в Эдо, правил с 1603 г. до января 1868 г. Затем, после многих лет неэффективного управления и неспособности противостоять угрозе иностранных держав, таких как Великобритания и Соединенные Штаты, Реставрация Мэйдзи, наконец, отменила положение сёгуна и вернула императорам всю полноту власти.

Первые даймё

Изначально даймё вообще не зависели от центрального правительства и были самыми богатыми в своих поселениях, но по истечении времени наиболее предприимчивые и решительные из всех них решили воспользоваться уже имевшимися возможностями для умножения собственных капиталов и расширили собственные земли при помощи владений соседей, а также вытесняя на север местное население — эбису (Айны). Именно в то время они смогли возглавить изначально малые, но всецело преданные исключительно им частные армии самураев Японии.

Тщательно укрепляя собственную власть и в то же самое время власть всего воинского сословия, самые богатые даймё в итоге длительных постоянных междоусобных войн смогли достигнуть самого высокого своего официального положения с полным установлением правления самого сёгуната Камакура (1185—1333). Но ещё непосредственно до этого будущий Сёгун Минамото-но Ёритомо решил назначить из числа всего даймё самых первых военных губернаторов — сюго, а также земельных администраторов — дзито.

Таким образом Даймё получили абсолютно новые легальные возможности для собственного усиления при помощи законного получения отдельной части налогов и, конечно же, разделения завоёванных земель. Последовавшее после этого относительное спокойствие в данной стране, которое было вызвано прежде всего установлением власти сёгуната, смогло привести к полной стабилизации непосредственно в период Муромати (1333—1568) определенного числа даймё. Количество их вассалов, а также размеры доходов очень быстро росли. Очень часто сюго один назначался сразу на пару провинций, в которых он имел собственные поместья. Его основные права относительно сбора налогов были очень широки (даймё порядка 20 % собранного риса оставить могли себе) и давали отдельный шанс для увеличения капитала. В то же самое время сложились и усилились многочисленные богатые военные дома Хосокава, Такэда, Уэсуги, Ямана, Симадзу.

Сэнгоку-даймё

Противоречия, которые были вызваны особенным усилением мощи провинциальных военных лидеров, а также ощутимым ослаблением полного централизованного правления сёгуна, были должны привести страну к войне. Стоит отметить тот факт, что междоусобица годов Онин (1467—1477) смогла ввергнуть всю страну в хаос. Довольно стабильное положение даймё нарушилось, и на смену проигравшим неожиданно поднялись богатые молодые семьи.

Даймё в период Эдо

При приходе к власти правительства Токугава даймё попали непосредственно в прямую и довольно жёсткую зависимость к самому сёгуну, которому они были обязаны платить множественные налоги, выделять много людей для выполнения разных работ, ко всему прочему их правление теперь находилось исключительно под контролем администрации Токугава. Статус даймё был очень жёстко закреплён. Стоит отметить, что право на данный титул имели только те феодалы, чей полный годовой доход был больше 10 тыс. коку риса.

Из числа 250—270 даймё сёгуната Токугава самыми богатыми стали феодалы провинции Кага, которые находились на северном побережье с собственным доходом 1,3 млн коку, древнейший клан под названием Симадзу на Кюсю получал примерно 730 тыс. коку. При этом последнее полное имущественное разделение среди даймё проводил первый сёгун всей династии — Токугава Иэясу, который смог разорить собственных врагов, а полученные в итоге доходы разделил таким образом, чтобы не дать никакой возможности самым мощным семьям даймё усилиться до той же степени, при которой они бы могли составить особую угрозу для установленного режима.

Даймё сразу после Реставрации Мэйдзи

Верх всего военного сословия — даймё — продолжала сохранять собственную мощь, как в целом самурайство, непосредственно до начала 19 века. После этого экономическая отсталость всего военно-феодального государства становилась очевиднее, и стремление к прогрессу смогло привести даймё к полному краху вместе с классом, к которому они непосредственно и принадлежали. После полностью незавершённой буржуазной революции (1867—1868) в 1869—1871 даймё лишены были собственных земель, но при этом получили очень большую денежную компенсацию. Об их некогда практически неограниченной власти, большим богатстве и военной мощи сегодня напоминают только разбросанные по стране замки, которые принадлежали данной опоре государства.

Из суго в период Муромати через Сэнгоку к даймё в период Эдо , ранг имел долгую и богатую историю. Биография даймё также значительно различалась; в то время как некоторые кланы даймё, особенно Моури, Симадзу и Хосокава, были кадетскими ветвями Императорской семьи или произошли от кугэ , другие даймё были повышены в звании самураев , особенно в период Эдо.

Даймё часто нанимал самураев для охраны своей земли, и они платили самураям землей или едой, поскольку относительно немногие могли позволить себе платить самураям деньгами. Эпоха даймё закончилась вскоре после реставрации Мэйдзи с принятием системы префектур в 1871 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Сюго-даймё


Shugo дайме ( 守護大名 ) были первой группой людей , чтобы держать в заголовке даймё. Они возникли из числа сюго в период Муромати . Shugo-даймё проводятся не только военные и полицейские силы, но и экономическую власть в пределах провинции . Они накапливали эти силы в течение первых десятилетий периода Муромати.

Основные сюго-даймё происходили из кланов Сиба , Хатакеяма и Хосокава , а также из кланов тодзама Ямана , Оучи , Такэда и Акамацу . Величайший управлял несколькими провинциями.

Сёгунат Асикага потребовал Shugo-даймё жить в Киото , поэтому они назначили родственник или фиксатор, называемые shugodai , чтобы представлять их в своих провинциях. В конце концов, некоторые из них, в свою очередь, переехали в Киото, назначая депутатов в провинциях.

Война Онин была крупным восстанием, в ходе которого сюго-даймё сражались друг с другом. Во время этой и других войн того времени происходили куни икки , или провинциальные восстания, когда могущественные местные воины искали независимости от сюго-даймё . Депутаты сюго-даймё , живущие в провинции, воспользовались возможностью, чтобы укрепить свои позиции. В конце пятнадцатого века те сюго-даймё, которые преуспели, остались у власти. Те, кто не смог контролировать своих заместителей, отошли от власти и были заменены новым классом, сэнгоку-даймё , который возник из рядов сюгодай и дзизамураев .

Сэнгоку-даймё



Среди даймё сэнгоку ( 戦 国 大名 ) было много тех, кто был сюго-даймё , например Сатаке , Имагава , Такеда , Токи , Роккаку , Оучи и Симадзу . Новыми в рядах даймё были Асакура , Амаго , Нагао , Миёси , Чосокабэ , Хатано и Ода . Они происходили из числа сюгодай и их заместителей. Дополнительные сэнгоку-даймё, такие как Моури , Тамура и Рюдзодзи, возникли из дзизамураев . Низшие должностные лица сёгуната и ронина ( Поздний Ходзё , Сайто ), провинциальные чиновники (Китабатакэ) и Кугэ (Тоса Ичидзё) также дали начало сэнгоку-даймё .

Период Эдо


Битва Сэкигахара в 1600 году ознаменовало начало периода Эдо . Сёгун Токугава Иэясу реорганизовал около 200 даймё и их территории в хан , которые оценивались по производству риса. Те, кто возглавляли хан, оценивались в 10 000 коку (50 000 бушелей) или более, считались даймё. Иэясу также классифицировал даймё в соответствии с их отношением к правящей семье Токугава: шинпан были родственниками Токугава; Фудай были вассалами Токугава или союзников в бою; и тодзама не вступал в союз с Токугавой до битвы (не обязательно сражался против Токугава).

Shinpan были коллатералями Иэясут, такие как Мацудайра , или потомки Иэясут другие , чем в основной линии наследования. Несколько шинпан , включая Токугава Овари ( Нагоя ), Кии ( Вакаяма ) и Мито , а также Мацудайра Фукуи и Айдзу , держали большой хан .

Некоторые даймё фудай , такие как Ии из Хиконэ , держали большой хан, но многие были маленькими. Сёгунат разместил множество фудаев в стратегических местах, чтобы охранять торговые пути и подходы к Эдо . Кроме того, многие даймё фудай заняли позиции в сегунате Эдо, некоторые поднялись до положения роджу . Тот факт, что даймё фудай мог занимать государственные должности, а тозама в целом - нет, был основным различием между ними.

Даймё Тодзама владел в основном большими феодальными владениями вдали от столицы, например, Кага- хан в префектуре Исикава , возглавляемый кланом Маэда , оценивался в 1 000 000 коку . Другие известные tozama кланы включали Мори из Chōshū , в Симадзу из Сацума , в Дата в Сендай , в Уэсуги из Йонезава , и Hachisuka из Ава . Первоначально Токугава считал их потенциально мятежными, но на протяжении большей части периода Эдо браки между Токугава и Тодзама , а также политика контроля, такая как санкин-котай , приводили к мирным отношениям.

Даймё были обязаны содержать резиденции в Эдо, а также свои феодальные владения, и периодически перемещаться между Эдо и своими феодальными владениями, как правило, проводя в каждом месте по два года в практике, называемой санкин-котай .

После реставрации Мэйдзи



Виконт Маэда Тосисада , старший сын Маэды Тошиаки, последнего даймё из области Нанокаити в провинции Кодзуке .

В 1869 году, через год после Реставрации Мэйдзи, даймё вместе с кугэ сформировали новую аристократию - казоку . В 1871 году хань были упразднены , и были созданы префектуры. В этом году около 200 даймё вернули свои титулы императору, который объединил их хан в 75 префектур. Их военные силы также были демобилизованы, а даймё и их последователи-самураи вышли на пенсию. Движение к упразднению феодальных владений положило конец эре даймё в Японии. Это было эффективно осуществлено через финансовый крах правительств феодальных владений, что ограничило их способность к сопротивлению.

После изменений многие даймё остались контролировать свои земли, будучи назначенными губернаторами префектур ; однако вскоре они были освобождены от этой обязанности и в массовом порядке вызвали в Токио, тем самым отрезав любую независимую базу власти, от которой можно было бы восстать. Несмотря на это, члены бывших семей даймё оставались видными в правительстве и обществе, а в некоторых случаях продолжают оставаться видными по сей день. Например, Морихиро Хосокава , бывший премьер-министр Японии, является потомком даймё Кумамото .

Из суго в период Муромати через Сэнгоку к даймё в период Эдо , ранг имел долгую и богатую историю. Биография даймё также значительно различалась; в то время как некоторые кланы даймё, особенно Моури, Симадзу и Хосокава, были кадетскими ветвями Императорской семьи или произошли от кугэ , другие даймё были повышены в звании самураев , особенно в период Эдо.

Даймё часто нанимал самураев для охраны своей земли, и они платили самураям землей или едой, поскольку относительно немногие могли позволить себе платить самураям деньгами. Эпоха даймё закончилась вскоре после реставрации Мэйдзи с принятием системы префектур в 1871 году.


Shugo дайме ( 守護大名 ) были первой группой людей , чтобы держать в заголовке даймё. Они возникли из числа сюго в период Муромати . Shugo-даймё проводятся не только военные и полицейские силы, но и экономическую власть в пределах провинции . Они накапливали эти силы в течение первых десятилетий периода Муромати.

Основные сюго-даймё происходили из кланов Сиба , Хатакэяма и Хосокава , а также из кланов тодзама Ямана , Оучи , Такэда и Акамацу . Величайший управлял несколькими провинциями.

Сёгунат Асикага потребовал Shugo-даймё жить в Киото , поэтому они назначили родственник или фиксатор, называемые shugodai , чтобы представлять их в своих провинциях. В конце концов, некоторые из них, в свою очередь, переехали в Киото, назначая депутатов в провинциях.

Война Онин была крупным восстанием, в ходе которого сюго-даймё сражались друг с другом. Во время этой и других войн того времени происходили куни икки или провинциальные восстания, когда могущественные местные воины искали независимости от сюго-даймё . Депутаты сюго-даймё , живущие в провинции, воспользовались возможностью, чтобы укрепить свои позиции. В конце пятнадцатого века те сюго-даймё, которые преуспели, остались у власти. Те, кто не смог контролировать своих заместителей, отошли от власти и были заменены новым классом, сэнгоку-даймё , который возник из рядов сюгодай и дзизамураев .



Среди даймё сэнгоку ( 戦 国 大名 ) было много тех, кто был сюго-даймё , например Сатаке , Имагава , Такеда , Токи , Роккаку , Оучи и Симадзу . Новыми в рядах даймё были Асакура , Амаго , Нагао , Миёси , Чосокабэ , Хатано и Ода . Они происходили из рядов сюгодай и их заместителей. Дополнительные сэнгоку-даймё, такие как Моури , Тамура и Рюдзодзи, возникли из дзизамураев . Низшие должностные лица сёгуната и ронина ( Поздний Ходзё , Сайто ), провинциальные чиновники (Китабатакэ) и Кугэ (Тоса Ичидзё) также дали начало сэнгоку-даймё . [ необходима цитата ]

Битва Сэкигахара в 1600 году ознаменовало начало периода Эдо . Сёгун Токугава Иэясу реорганизовал около 200 даймё и их территории в хан , которые оценивались по производству риса. Те, кто возглавляли хан, оценивались в 10 000 коку (50 000 бушелей) или более, считались даймё. Иэясу также классифицировал даймё в соответствии с их отношением к правящей семье Токугава: шинпан были родственниками Токугава; Фудай были вассалами Токугава или союзников в бою; и тодзама не вступал в союз с Токугавой до битвы (не обязательно сражался против Токугава).

Shinpan были коллатералями Иэясут, такие как Мацудайра , или потомки Иэясут другие , чем в основной линии наследования. Несколько шинпан , включая Токугава из Овари ( Нагоя ), Кии ( Вакаяма ) и Мито , а также Мацудайра из Фукуи и Айдзу , держали большой хан .

Некоторые даймё фудай , такие как Ии из Хиконэ , держали большой хан, но многие были маленькими. Сёгунат разместил множество фудаев в стратегических местах, чтобы охранять торговые пути и подходы к Эдо . Кроме того, многие даймё фудай заняли позиции в сегунате Эдо, некоторые поднялись до положения роджу . Тот факт, что даймё фудай мог занимать государственные должности, а тозама в целом - нет, был основным различием между ними.

Даймё Тодзама владел в основном большими феодальными владениями далеко от столицы, например, Кага- хан в префектуре Исикава , возглавляемый кланом Маэда , оценивался в 1 000 000 коку . Другие известные tozama кланы включали Мори из Chōshū , в Симадзу из Сацума , в Дата в Сендай , в Уэсуги из Йонезава , и Hachisuka из Ава . Первоначально Токугава считал их потенциально мятежными, но на протяжении большей части периода Эдо браки между Токугава и Тодзама , а также политика контроля, такая как санкин-котай , приводили к мирным отношениям.

Даймё были обязаны содержать резиденции в Эдо, а также свои феодальные владения, и периодически перемещаться между Эдо и своими феодальными владениями, как правило, проводя в каждом месте по два года в практике, называемой санкин-котай .

Виконт Маэда Тошисада , старший сын Маэды Тошиаки, последнего даймё из области Нанокаити в провинции Кодзуке .

В 1869 году, через год после Реставрации Мэйдзи, даймё вместе с кугэ образовали новую аристократию - казоку . [4] [5] В 1871 году хань были упразднены , и были созданы префектуры. [6] В этом году около 200 даймё вернули свои титулы императору, который объединил их хан в 75 префектур. [7] Их военные силы также были демобилизованы, даймё и их последователи-самураи вышли на пенсию. [7] Движение к упразднению феодальных владений положило конец эре даймё в Японии. Это было эффективно осуществлено через финансовый крах правительств феодальных владений, что ограничило их способность к сопротивлению. [8]

После изменений многие даймё остались контролировать свои земли, будучи назначенными губернаторами префектур ; однако вскоре они были освобождены от этой обязанности и в массовом порядке вызвали в Токио, тем самым отрезав любую независимую базу власти, от которой можно было бы восстать. Несмотря на это, члены бывших семей даймё оставались видными в правительстве и обществе, а в некоторых случаях продолжают оставаться видными по сей день. Например, Морихиро Хосокава , бывший премьер-министр Японии, является потомком даймё Кумамото .

В современной популярной культуре японские самураи представлены в образе средневекового воина по аналогии с западными рыцарями. Это не совсем правильная трактовка понятия. На самом деле самураи были в первую очередь феодалами, владевшими собственной землей и являвшими собой опору власти. Это сословие было одним из ключевых в японской цивилизации того времени.

Зарождение сословия

Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов – коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.

Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому – страну сотрясали междоусобные войны. Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил – бусидо.

самурай японский

Сегунат

В 1192 году возник политический строй, который позже был назван сегунатом. Это была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун – образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.

Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.

имена японских самураев

Феодальная иерархия

Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.

На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.

Чтобы понять ценность риса в средневековой Японии, достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.

японские самураи

Отношения между сегуном и дайме

Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Кодекс бусидо

Вместе с развитием сегуната появился кодекс бусидо, авторами которого выступали лучшие японские самураи. Этот свод правил сформировался под влиянием идей буддизма, синтоизма и конфуцианства. Большинство этих учений пришло в Японию с материка, а точнее, из Китая. Эти идеи пользовались популярностью у самураев – представителей главных аристократических родов страны.

В отличие от буддизма или доктрины Конфуция, синтоизм был древней языческой религией японцев. В ее основе лежали такие нормы, как поклонение природе, предкам, стране и императору. Синтоизм допускал существование магии и потусторонних духов. В бусидо от этой религии в первую очередь перешел культ патриотизма и верной службы государству.

Благодаря буддизму кодекс японских самураев включал в себя такие идеи, как особое отношение к смерти и равнодушный взгляд на жизненные проблемы. Аристократы часто практиковали дзен, веря в перерождение душ после гибели.

лучшие японские самураи

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.

Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

Воинская честь

В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.

Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.

За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.

кодекс японских самураев

Отношение к семье

Если воин презрительно или неуважительно относился к старшим, он автоматически становился изгоем в обществе. Этому правилу следовали все поколения аристократов, в том числе самый последний самурай. Японский традиционализм существовал в стране на протяжении многих веков, и его не могли сломить ни модернизация, ни выход из изоляции.

Отношение к государству

Самураев приучали к тому, что их отношение к государству и законной власти должно было быть таким же смиренным, как и к родной семье. Для воина не было интересов выше его господина. Японское оружие самураев служило правителям до самого конца, даже когда число их сторонников становилось критически малым.

Верноподданническое отношение к сюзерену часто принимало формы необычных традиций и привычек. Так, самураи не имели права ложиться спать ногами в сторону резиденции своего господина. Также воин следил за тем, чтобы не целиться оружием в сторону своего хозяина.

Характерным для поведения самураев было презрительное отношение к смерти на поле боя. Интересно, что здесь сложились обязательные обряды. Так, если воин осознавал, что его бой проигран, и он безнадежно окружен, он должен был назвать собственное имя и спокойно умереть от оружия врага. Смертельно раненный самурай, перед тем как испустить дух, произносил имена японских самураев старших званий.

японский воин самурай

Образование и обычаи

Сословие феодалов-воинов являлось не только милитаристской прослойкой общества. Самураи были прекрасно образованными, что являлось обязательным для их положения. Все воины изучали гуманитарные науки. На первый взгляд, они не могли пригодиться на поле боя. Но на деле все было ровно наоборот. Японские доспехи самурая могли не защитить своего владельца там, где его спасала литература.

Для этих воинов было нормой увлечение поэзией. Великий боец Минамото, живший в XI веке, мог пощадить поверженного врага, если тот прочитал бы ему хорошее стихотворение. Одна самурайская мудрость гласила, что оружие является правой рукой воина, в то время как литература – левой.

Важной составляющей быта была чайная церемония. Обычай пить горячий напиток носил духовный характер. Этот ритуал был перенят у буддийских монахов, которые таким образом коллективно медитировали. Самураи даже проводили турниры по распитию чая между собой. Каждый аристократ обязан был построить в своем доме отдельный павильон для проведения этого важного обряда. От феодалов привычка пить чай перешла в крестьянское сословие.

Обучение самураев

Самураи обучались своему ремеслу с самого детства. Для воина было жизненно важно освоить технику владения несколькими видами оружия. Также высоко ценился навык кулачного боя. Японские самураи и ниндзя должны были быть не просто сильными, но и крайне выносливыми. Каждый ученик должен был проплыть в бурной реке в полном облачении.

Настоящий воин мог сразить врага не только оружием. Он умел подавлять соперника морально. Делалось это с помощью специального боевого клича, от которого становилось не по себе неподготовленным врагам.

Повседневный гардероб

В жизни самурая регламентировалось почти все - от отношений с окружающими до одежды. Она была еще и социальным маркером, по которому аристократы отличали себя от крестьян и простых горожан. Только самураи могли носить одежду из шелка. Кроме того, их вещи имели особенный покрой. Обязательным было кимоно и хакама. Оружие также считалось частью гардероба. Самурай постоянно носил с собой два меча. Они были заткнуты за широкий пояс.

Носить такую одежду могли только аристократы. Крестьянам подобный гардероб был запрещен. Это объясняется еще и тем, что на каждой своей вещи воин имел нашивки, показывавшие его клановую принадлежность. Такие гербы имел каждый самурай. Перевод с японского языка девиза мог объяснить, откуда он родом и кому служит.

Самураи могли использовать в качестве оружия любой подручный предмет. Поэтому гардероб подбирался и для возможной самообороны. Прекрасным оружием становился самурайский веер. От обычных он отличался тем, что основу его конструкции составляло железо. В случае внезапного нападения врагов даже такая невинная вещь могла стоить жизни атаковавшим врагам.

японские самураи и ниндзя

Доспехи

Если обычная шелковая одежда предназначалась для повседневного ношения, то для боя у каждого самурая был специальный гардероб. Типичные доспехи средневековой Японии включали в себя металлические шлемы и нагрудники. Технология их производства зародилась в период расцвета сегуната и с тех пор практически не менялась.

Доспехи одевались в двух случаях – перед боем или торжественным мероприятием. Все остальное время они хранились в специально отведенном для этого месте в доме самурая. Если воины отправлялись в длительный поход, то их облачение везли в обозе. Как правило, за доспехами следили слуги.

В средневековой Европе главным отличительным элементом экипировки был щит. С помощью него рыцари показывали свою принадлежность к тому или иному феодалу. У самураев не было щитов. Для опознавательных целей они использовали цветные шнуры, знамена, а также шлемы с выгравированными рисунками гербов.

Читайте также: