Кто создал свод гражданского права в византии

Обновлено: 02.07.2024

Византийское, или греко-римское, право — совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Империи (греко-римское право). Так называется римское право в той переработке, которой оно подверглось в Византийской империи. Исключительным деятелем этой переработки является воля законодателя, соответственно чему изменяется характер науки права. Византийский юрист не знает права, он знает только закон. Это не юристы собственно, а законники (νομικοί). Вместо свободного исследования находим компиляции законодательного материала, вместо ясности понятий и точности выражения — многословие и напыщенность.

Историю византийского права можно разделить на три периода. Первый период — от Константина Великого до воцарения Исавров; второй период (717—867) — эпоха иконоборцев; третий открывается воцарением Македонской династии и заканчивается падением империи (1453).

Первый сборник, изданный Феодосием II, заключает в себе все законы, начиная от Константина В. (Codex Theodosianus). Юстиниан предпринял обширную кодификацию как права римских юристов (Институции и Дигесты или Пандекты), так и законодательство императоров (Кодекс императорск. конституции), Юстиниан издал 168 новых узаконений (новеллы).

Гражданское право

Внутренняя история гражданского византийского права, с одной стороны, представляет собой процесс постепенного проникновения в законодательство воззрений христианской церкви, с другой стороны, может быть характеризована торжеством начала целесообразности над принципом права. Первая черта отразилась на праве семейственном и отчасти наследственном; вторая наиболее полное свое выражение нашла в вещном праве и в учении о правоспособности лиц.

Вещное право

В области вещного права созданы были новые институты, в интересах фискальных, под влиянием податной системы, сложившейся еще при Диоклетиане. При ожесточенной борьбе с варварами от империи требовалось напряжение всех государственных сил; но одряхлевшее общество оказывалось неспособным к добровольной службе государству. Ввиду этого государство призывает всех уже не граждан, а подданных к обязательной службе. Все жители империи были обложены подушной податью. Наряду с подушной податью стояла подать поземельная, а по масштабу последней установлены были различные натуральные повинности. Вся земля, занятая пашнями, лугами, виноградными и оливковыми садами, была измерена, оценена и подразделена на податные участки; в состав одного участка могли входить земли, принадлежавшие различным собственникам. Каждый такой участок рассматривался как одно целое, ответственное за внесение податей и отправление натуральных повинностей. Если он слагался из земель мелких собственников, то они были связаны круговой порукой, образовывали общину (μητροκωμία), которая имела своего старосту (praepositus) и вносила подати непосредственно в казну. Ответственность за взнос податей и отправление повинностей земледельцами, сидевшими на земле крупных собственников (владения которых обыкновенно выделялись в самостоятельные податные участки), возлагалась на землевладельцев.

Уголовное право

Уголовное право в Византии еще при Константине Великом обогатилось новым видом преступлений, именно преступлениями против веры и церкви, число которых сильно возросло при Юстиниане.

Законодательство иконоборцев произвело в этой области глубокий переворот и сохранило свое значение и по реставрации Юстинианова права.

Эклога Льва и Константина признала наказуемость лжеприсяги, окончательно отрешилась от воззрения на кражу как на нарушение частного права, а главное — преобразовала систему наказаний. Характеристическая черта этой системы — обилие телесных и членовредительных наказаний (отсечение рук, урезание языка и т. п.), которые допускались уже в позднейшем римском праве, но только в немногих случаях. Ввиду того, что Эклога сохранила лишь простой вид смертной казни (обезглавливание), что она почти не знает конфискации имущества, что сами членовредительные наказания введены были вместо смертной казни, некоторые писатели (Цахариэ, Васильевский) признают, что исаврийские императоры имели основание говорить в заглавии Эклоги о большем человеколюбии своего законодательства. Но именно в воззрении на членовредительные наказания как на наказания сравнительно мягкие заключается главный недостаток этой системы.

Членовредительные наказания заменили собой не одну только смертную казнь; они заступили место и других, действительно мягких наказаний (денежных штрафов), а частое публичное применение их неизбежно приводило к ожесточению нравов.

\u0412 529 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432\u0441\u0435 \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u044b \u0432 \u0435\u0434\u0438\u043d\u044b\u0439 \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441. \u0418\u0445 \u043f\u0440\u043e\u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435\u0441\u044f \u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u044b \u0442\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438. \u0422\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u043b \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0435\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430.

\u0412 527 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432\u0438\u0437\u0430\u043d\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0442\u0440\u043e\u043d \u0437\u0430\u043d\u044f\u043b \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 (482 - 565). \u042d\u0442\u043e\u0442 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0432\u044b\u043d\u0430\u0448\u0438\u0432\u0430\u043b \u0447\u0435\u0441\u0442\u043e\u043b\u044e\u0431\u0438\u0432\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043c\u044b\u0441\u043b\u044b: \u043e\u043d \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b - \u043d\u0438 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043d\u0438 \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 - \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u0443\u044e \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u044e \u0432 \u0435\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0436\u043d\u0438\u0445 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430\u0445. \u0418\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u044e, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043b\u0430 \u043e\u0442 \u043d\u0430\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439 \u0433\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d, \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u044f\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0426\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u0443, \u0438 \u0433\u0443\u043d\u043d\u043e\u0432, \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445\u0441\u044f \u0441 \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u043a\u0430. \u041e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u043d\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c\u0438 \u043f\u043e\u043f\u044b\u0442\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0431\u044b\u043b\u043e\u0433\u043e \u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u044f \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u0438, \u0430 \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043f\u043e \u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044e \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u044b \u0438 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u0442\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u0432\u0441\u0435 \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b. \u041f\u043e \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435 \u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u044b \u043f\u0438\u0441\u044c\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0444\u0438\u043a\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b, \u0438 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u044f\u0442\u044c \u043b\u0435\u0442 \u0431\u044b\u043b \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432 \u0442\u0430\u043a \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c\u044b\u0439 \"\u041a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u0430\", \u0432\u043e\u0448\u0435\u0434\u0448\u0438\u0439 \u0432 \"\u0421\u0432\u043e\u0434 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\" \u0438 \u0441\u0442\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u043c \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u0438\u0437\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0432\u0438\u0437\u0430\u043d\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u041d\u043e \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u043d\u0435 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439. \u041e\u043d \u043f\u043e\u0440\u0443\u0447\u0438\u043b \u0424\u043b\u0430\u0432\u0438\u044e \u0422\u0440\u0438\u0431\u043e\u043d\u0438\u0430\u043d\u0443 (\u0443\u043c\u0435\u0440 \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 545 \u0433.), \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0438\u0437 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0445 \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0442\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438, \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0435\u0434\u043e\u0432, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0441\u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u0431\u044b \u043f\u0440\u043e\u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b. \u0417\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u044f \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043a\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430, \u0422\u0440\u0438\u0431\u043e\u043d\u0438\u0430\u043d \u0431\u044b\u043b \u0432 \u0412\u0438\u0437\u0430\u043d\u0442\u0438\u0438, \u0442\u0430\u043a \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c, \u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u043e\u043c \u044e\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0443 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043a\u043e\u0440\u0435\u0439\u0448\u0435\u043c\u0443 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442 \u043f\u043e \u043a\u043e\u0434\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u041e\u043a\u043e\u043d\u0447\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0432\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442 \"\u0421\u0432\u043e\u0434\u0430 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\", \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0432\u0448\u0438\u0439 \u0441\u0438\u043b\u0443 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u0432 534 \u0433\u043e\u0434\u0443, \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b \u0438\u0437 \u0442\u0440\u0435\u0445 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0435\u0439. \u042d\u0442\u043e \"\u041a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u0430\", \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b, \"\u0414\u0438\u0433\u0435\u0441\u0442\u044b\", \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438\u0441\u044f \u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438, \u0438 \"\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0438\" (\"\u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\"), \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u0438\u043a \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0442\u0443\u0434\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432-\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u043f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u043f\u044b\u0442\u043a\u0430 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430\u0442\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438\u0437\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432\u0435\u0441\u044c\u043c\u0430 \u0443\u0434\u0430\u0447\u043d\u043e\u0439.

\u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u0443 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0435 \u0441\u043e\u0440\u043e\u043a \u043b\u0435\u0442. \u041f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0438 \u0432 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438, \u0438 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u043d \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443 \u0441\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0436\u0435\u043d\u044b \u0424\u0435\u043e\u0434\u043e\u0440\u044b \u041f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 (\u0443\u043c\u0435\u0440\u043b\u0430 \u0432 548 \u0433\u043e\u0434\u0443). \u041b\u0435\u0442\u043e\u043c 527 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043d\u0430 \u0446\u0435\u0440\u0435\u043c\u043e\u043d\u0438\u0438 \u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0446\u0438\u0438 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u0438\u043b \u0424\u0435\u043e\u0434\u043e\u0440\u0443 \"\u0430\u0432\u0433\u0443\u0441\u0442\u043e\u0439\", \u0447\u0442\u043e \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u0432\u044b\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u043b\u043e \u0435\u0435 \u043e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u044b\u0445 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u0440\u0438\u0446. \u0421\u0430\u043c \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b, \u0447\u0442\u043e \u0424\u0435\u043e\u0434\u043e\u0440\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043d\u0438\u0441\u043f\u043e\u0441\u043b\u0430\u043d\u0430 \u0435\u043c\u0443 \u0431\u043e\u0433\u043e\u043c. \u0412\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u0435 \u0424\u0435\u043e\u0434\u043e\u0440\u044b \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0443 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u0430 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0432\u0435\u0441\u044c\u043c\u0430 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u043d\u044b\u043c.

\u041f\u0440\u0435\u0434\u043e\u0442\u0432\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0433\u0438\u0431\u0435\u043b\u044c \"\u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0442\u043e\u0433\u043e \u0446\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430\"\u0412\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u0438 (restauratio imperii) \u043c\u044b\u0441\u043b\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u043e\u043c \u043d\u0435 \u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a\u0430\u043a \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0443\u0442\u0440\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439, \u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a\u0430\u043a \u0432\u043e\u0437\u0440\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u044f \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0446\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0432\u044b \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0445 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432. \u041f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u0441\u0441\u044b\u043b\u0430\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u0414\u0430\u043d\u0438\u0438\u043b\u0430, \u043f\u0440\u0435\u0434\u0440\u0435\u043a\u0430\u0432\u0448\u0435\u0433\u043e \u043a\u043e\u043d\u0435\u0446 \u0441\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0432 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0433\u0438\u0431\u0435\u043b\u0438 \"\u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0442\u043e\u0433\u043e \u0446\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430\", \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c, \u043a\u0430\u043a \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u0438. \u0412\u0435\u0434\u044c \u0443\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0433\u0438\u0431\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0420\u0438\u043c\u0443 \u0442\u0440\u0438 \"\u0446\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430\" - \u0412\u0430\u0432\u0438\u043b\u043e\u043d, \u041f\u0435\u0440\u0441\u0438\u044f-\u041c\u0438\u0434\u0438\u044f \u0438 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u044f\u044f \u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u044f. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043f\u0430\u0434\u0435\u0442 \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u0430\u044f \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u044f, \u0442\u043e \u043d\u0430\u0441\u0442\u0443\u043f\u0438\u0442 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0446 \u0441\u0432\u0435\u0442\u0430. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d \u0434\u0435\u043b\u0430\u043b \u0432\u0441\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u043e\u0442\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u0442\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f. \u0415\u043c\u0443 \u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0438\u0437\u0433\u043d\u0430\u0442\u044c \u0432\u0430\u043d\u0434\u0430\u043b\u043e\u0432 \u0441 \u0441\u0435\u0432\u0435\u0440\u043e\u0430\u0444\u0440\u0438\u043a\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0431\u0435\u0440\u0435\u0436\u044c\u044f, \u043e\u0442\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c \u0443 \u0432\u0435\u0441\u0442\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432 \u044e\u0433 \u0418\u0441\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0438 \u0432 \u0445\u043e\u0434\u0435 \u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0431\u043e\u0435\u0432 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u043d\u043e \u0432\u044b\u0442\u0435\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c \u043e\u0441\u0442\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432 \u0438\u0437 \u0418\u0442\u0430\u043b\u0438\u0438. \u0422\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u0443 \u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e \u0440\u0438\u043c\u043b\u044f\u043d \u0432 \u0421\u0440\u0435\u0434\u0438\u0437\u0435\u043c\u043d\u043e\u043c\u043e\u0440\u044c\u0435, \u043d\u043e \u0435\u0433\u043e \u043f\u043e\u043f\u044b\u0442\u043a\u0438 \u0432\u043e\u0437\u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u0443\u044e \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0438\u044e \u043a\u0430\u043a \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0435 \u0446\u0435\u043b\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c.

\u0421 \u0442\u0435\u0445 \u043f\u043e\u0440 \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0445 \u0432\u0435\u043a\u043e\u0432 \u043e\u043d \u043e\u0441\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0435\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0430\u044f \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u044f, \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u043e \u0432 VI \u0432\u0435\u043a\u0435, \u043f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0435\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u041e\u0431\u0449\u0435\u043c \u0417\u0435\u043c\u0441\u043a\u043e\u043c \u0423\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438, \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u043e\u043c \u0432 \u041f\u0440\u0443\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0432 1794 \u0433\u043e\u0434\u0443, \u0432\u043e \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u0441\u043a\u043e\u043c \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441\u0435 1804 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0438 \u0432 \u0430\u0432\u0441\u0442\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u043c \u041e\u0431\u0449\u0435\u043c \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0443\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438 1811 \u0433\u043e\u0434\u0430. \u0412 \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u044b \"\u0421\u0432\u043e\u0434\u0430 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\" \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u043b\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043f\u043b\u043e\u0442\u044c \u0434\u043e 1900 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0432 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435 \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u0438\u043b\u043e \u0432 \u0441\u0438\u043b\u0443 \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0413\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435.

\u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \"\u0421\u0432\u043e\u0434 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\", \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044e \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u0430 \u0432 VI \u0432\u0435\u043a\u0435, \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430\u0433\u043b\u044f\u0434\u043d\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043e\u043c \u0442\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u044b.

Византийское право. Византийским или греко-римским правом принято называть систему права, сложившуюся в Византии путем дальнейшего преобразования и постепенного приспособления к нуждам и нравам восточной империи римского права, развитие которого завершилось составлением сборников императора Юстиниана. Римская основа до конца оставалась важнейшим элементом Византийского права. Но она видоизменилась в области публичного права под влиянием иного отношения императорской власти к народу и к христианской церкви; в области уголовного права - благодаря постепенному проникновению в Византийское право варварских начал, в частности жестоких кар и членовредительных наказаний; наконец, в области гражданского права, - ввиду необходимости считаться с местными обычаями, например, в сельском быту, на который наложило свой отпечаток право осевших в пределах империи варваров, преимущественно славян. Тем не менее, судьбы отдельных институтов гражданского права в Византийском праве, в общем, представляют довольно последовательное развитие начал римского права, и они могут быть поняты только в тесной связи с последним. Этому содействовала своеобразная эволюция Византийского права, в результате которой оно, начиная с XI века, стремилось вернуться возможно ближе к своему исходу - к праву эпохи Юстиниана. Характерным отличием Византийского права от римского, однако, осталось гораздо более интенсивное вмешательство первого в частные и религиозные дела подданных.

В развитии Византийского права можно отличать два периода, т. к. законодательство Юстиниана, которое иногда считают отдельным периодом Византийского права, правильнее всецело относить к римскому праву. В общих чертах эти периоды совпадают с эпохами всего культурного и литературного развития Византии. Первый охватывает три столетия, со смерти императора Юстиниана до императора Василия I Македонянина (565-866). Это эпоха наиболее интенсивного проникновения в Византийское право варварских начал, время глубокого культурного упадка, соответствующее раннему средневековью на Западе. Римское право постепенно забывалось. Все же и за этот период в Византийское право проникают некоторые новые начала, преимущественно благодаря законодательству императоров-иконоборцев.

Второй период составляет остальное время существования Византии, от императора Василия I Македонянина до падения Константинополя (867-1453). Подобно тому, как в области литературы эта эпоха характеризуется движением в сторону классицизма, в области политики и права она породила сильное стремление к восстановлению древних начал в церкви и государстве, в частности к возможно полной реставрации Юстиниановых источников, хотя бы в переработках, несколько приспособляющих их к столь значительно изменившимся условиям. Это стремление объяснялось не только общим подъемом византийской культуры в X и следующих столетиях, сказавшимся, между прочим, в основании в 1045 г. в Константинополе высшей юридической школы. Частью оно было обусловлено еще тем, что Византия к этому времени утратила ряд тех своих провинций, население которых особенно сильно тяготело к иным, не римским правовым началам; варварские же племена, проникшие в центральные области империи, уже успели тогда значительно эллинизироваться. В этот второй период Византия оказалась, таким образом, сравнительно с первым, более однородно-греческим государством. В том же направлении видоизменилось и ее право. В последующем изложении мы будем останавливаться только на светском Византийском праве; относительно церковного законодательства и сборников канонов, см. церковное право.

I. Первый период. Своды Юстиниана были составлены из сочинений римских юристов и конституций, изданных большей частью по латыни, на официальном языке Римской империи, а первоначально также Византийской. Но в Византии уже тогда преобладал греческий язык, который был общеупотребителен не только в гражданском обороте, но и в судах. Сначала работы византийских юристов состояли, поэтому, в приспособлении римских источников для населения восточной империи и в комментировании их. Первыми приступили к этому уже сами сотрудники Юстиниана, участвовавшие в составлении его сводов, а за ними последовали их преемники по преподаванию юриспруденции в школах Константинополя и Берита. Сохранилась, например, греческая парафраза (пересказ) институций Юстиниана, большинством исследователей приписываемая Феофилу, профессору в Берите и участнику составления дигест (пандектов). Она полезна поныне как пособие при восстановлении текста Институций. Из аналогичных работ по Дигестам, Кодексу и Новеллам сохранились только незначительные отрывки. Писались также краткие пособия по отдельным вопросам, например, о сроках (αí íοπαí). Авторы этих трактатов пользовались еще отчасти до-юстиниановскими источниками, благодаря чему их работы иногда служат пособием при критике текста сводов Юстиниана.

Законодательные акты этого времени назывались новеллами (novellae constitutiones), так как они носили характер дополнительных постановлений к Дигестам и Кодексу. Большинство новелл ближайших преемников Юстиниана касались церковного права (особенно важны 4 новых императора Ираклия) и, кроме брака, почти не затрагивали институтов гражданского права.

Крупные изменения в Византийское право внесло впервые законодательство иконоборческих императоров, которые вообще склонны были отступать от старого порядка. В 739 г. император Лев Исаврянин и Константин V Копроним издали т. н. Эклогу (’Εχλογη των Νομων), т. е. извлечение из законов. Этот небольшой кодекс в 18 главах должен был заменить громоздкие своды Юстиниана, пользование которыми было уже не под силу юристам VIII века. Вместе с тем она содержит ряд нововведений. Последние представляют собой, однако, не столько попытки планомерно преобразовать право, чтобы согласовать его с новыми запросами жизни, реформировать его, как полагали многие, сколько воспроизведение в законе установившегося уже раньше обычного права. Вот некоторые из наиболее существенных отступлений Эклоги от начал юстинианова права.

Эклога видоизменяет форму заключения брака, усиливая значение церковного венчания, и совсем не признает римского конкубината; она еще более ограничивает власть отца над имуществом детей, чем раньше, и устанавливает новые сроки совершеннолетия (15 и 13 лет); во многих отношениях она уравнивает власть матери над детьми с отцовской властью, создавая понятие родительской власти обоих супругов; она признает нечто вроде общности управления имуществом супругов, которая сказывается и после смерти мужа, когда вдова сохраняет право управлять всем семейным имуществом. Все это, несомненно, типичные черты обычного права варваров, особенно славянских народов, осевших в пределах Византии. Напротив, на уголовном праве Эклоги особенно сильно отозвались жестокость норм и карательная система Востока: она изобилует постановлениями о применении, даже по мелким преступлениям, членовредительных наказаний, как усечение ушей, носа, отрезание языка, ослепление и т. п.

Однако, огромные по своему объему Василики оказались слишком громоздкими для византийских юристов. Так как законодатель не приходил им на помощь изданием более кратких сводов, то за составление таковых стали браться частные лица, причем их сборники нередко приобретали со временем не меньший авторитет, чем закон, и превращались как бы в самостоятельные источники права. Укажем лишь главнейшие из них, т. к. за пять веков после Василик появилось довольно много таких частных сборников. Приводимые ниже названия их присвоены им, впрочем, большей частью, современными издателями, например, Цахариэ ф. Лингенталем.

Изучение Византийского права возродилось на Западе с XVI ст., первоначально как вспомогательная дисциплина к церковному и римскому праву. За последнее время, подобно другим отраслям византологии, оно становится предметом самостоятельного интереса, хотя все еще не занимает заслуженного места, особенно в России, для которой оно имело особенно большое значение.

Александр Сосинович

Византийское право - право Восточной Римской империи (Византии) VI-XV вв. Основными источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Для византийского права характерна достаточно высокая степень кодификации. При императоре Юстиниане (527-565) был составлен свод римского права (Corpus juris civilis), называемый также Сводом законов Юстиниана. При царях Исаврийской династии (717-867) была издана Эклога, а также земледельческий закон. При императоре Македонской династии Василии I (867-886) издан Прохирон, заменивший Эклогу. Между 884-886 гг. было издано новое руководство для судей - Эпанагога. Последняя официальная кодификация византийского права - Базилики. В дальнейшем единственной формой правотворчества является издание новелл, отражающих развитие феодального права.
В X веке с возникновением крупного землевладения, закрепощением крестьянства и усилением власти феодалов возникает новый вид новелл, получивших название Хрисовул (грамот с золотыми печатями). Это были иммунитетные грамоты, даруемые духовным и светским феодалам. Византийское право содействовало укреплению феодальных отношений, феодальной земельной собственности, которая постепенно вытесняла остатки рабовладельческого землевладения и общинное землевладение свободных крестьян. В Византии, как и в Западной Европе, существовали бенефиции (пронии). Прониар осуществлял военные, судебные и административные функции на территории владения. Позже пронии превратились в наследственные владения.
Обязательственному праву Византии известны много разновидностей договоров, заключавшихся, как правило, в письменной форме и с участием свидетелей. В византийских договорах применялось соглашение о неустойке.
Уголовное право Византии за одно и то же преступление предусматривало различные наказания в зависимости от социального положения виновного и потерпевшего. Убийство собственного раба не считалось наказуемым деянием. Византийское право знает такие виды преступлений: политические (заговоры против царя, измена), религиозные (раскол, святотатство, лжеприсяга и др.), имущественные (кража, грабеж, разбой, поджог), против личности (убийство, телесные повреждения, продажа в рабство и др.), против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие и др.). В качестве наказания применялись смертная казнь (простая и квалифицированная), членовредительные и болезненные наказания, денежные штрафы, конфискация имущества, изгнание и др. (см.: Юридический словарь. - М., 1953).

Александр Сосинович

Свод законов Юстиниана (лат. Corpus juris civilis) - один из первых известных сводов законов. Время правления византийского императора Юстиниана (527-565) совпадает с расцветом восточноримской цивилизации. В ходе политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.
В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия обнародовала Кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам - "50 определений", в котором были систематизированы консультации правоведов. На этой основе началась более системная работа по кодификации римского права. В декабре 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под названием "Дигесты" (Digesta), или "Пандекты" (Pandectae). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить самые общие принципы римского права - в целях как учебных, так и идейно-политических.
В ноябре 533 г. были опубликованы разработанные Трибонианом (совместно с двумя др. правоведами) "Институции" - по прежней традиционной схеме и во многом по образцу Институций Гая. Крупная юридическая работа сопровождалась формированием новой политико-правовой концепции власти. Под ее воздействием в ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. После выхода в свет Кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась, и все крупные изданные им акты позднее составили "Новеллы", систематизированные уже после смерти Юстиниана. С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все 4 элемента Свода законов Юстиниана получили обобщенное название Corpus juris civilis (Свод гражданского права); под этим названием они были впервые объединены в едином издании.
Подлинные тексты Свода законов Юстиниана не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени. Собственно кодификацией права можно считать лишь 3 первые составные части Свода законов Юстиниана. "Институции" (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Они подразделялись на 4 книги, разделенных на 98 титулов: а) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах, б-в) общие институты вещного и обязательственного права, г) учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Александр Сосинович

Александр Сосинович

Александр Сосинович

Византийское право - правовая система Византии (VI-XV вв.), основой которой был Свод Юстиниана. Сложилась путем преобразования и постепенного приспособления к нуждам Восточной империи римского права и характеризовалась дуализмом церковного и светского права. Преобладающими источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии. В Греции нормы византийского права применялись до середины XX в.

Александр Сосинович

Эклога - краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Эклогу включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Эклога оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.

Александр Сосинович

Кодификация Юстиниана - систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права - Corpus juris civilis. Впервые кодификация Юстиниана была напечатана под этим названием в 1583. Цель кодификации Юстиниана заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529-534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.
Кодификация Юстиниана состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Дополнения и изменения, внесённые в кодификацию Юстиниана в 535-565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции - всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.
Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в кодификацию Юстиниана, так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к кодификации Юстиниана отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих кодификацию Юстиниана.
Кодификация Юстиниана послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.
Лит.: Перетерский И.С., Дигесты Юстиниана, М., 1956: Азаревич Д., История византийского права, т.1, Ярославль, 1876: Римское частное право, под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского, М., 1947.

Александр Сосинович

Прохирон (от греч. prócheiros - находящийся под рукой) - кодификация некоторых основных институтов византийского гражданского, уголовного и отчасти судебного и церковного права, осуществленная в 879 по приказу императора Василия I. Прохирон не был официальным сводом законов, а служил обязательным руководством для судей. Источник Прохирона - кодификация Юстиниана. Он оказал определённое влияние на последующее византийское законодательство (в том числе и Василики). Является (наряду с Эпанагогой) одним из источников православного церковного права.

Александр Сосинович

Василики, базилики (греч. Basiliká) - последняя кодификация византийского права, законченная в 890 г. н.э. при императоре Льве VI ("Мудром"). Состоит из 60 книг. В основе Василик лежит законодательство Юстиниана (кодификация Юстиниана), однако некоторые нормы этого законодательства (устаревшие или отмененные) не были включены в Василики: кроме того, в Василиках каждый правовой институт рассматривается только в одном месте, а не в разных книгах, как в своде законов Юстиниана. При составлении Василик был также использован Прохирон. В позднейших списках В. приводятся отрывки из сочинений византийских юристов 11-12 вв. По своей классовой направленности Василики отражали процесс угнетения крестьян, снова узаконили крепостничество, отменили ограничения по укрупнению частного землевладения и т.п.
Лит.: Basilicorum libri LX, t.1-6, ed. С.G.E.Heimbach, t.7, ed. E.G.Terriniet J.Mercati, Lipsiae, 1833-1897.
З.М.Черниловский.

Александр Сосинович

Эпанагога (греч. Epanagogé tú nómu) - сборник византийского права конца 9 в. (после 879 г.), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Эпанагоги носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Александр Сосинович

Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточноримским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию Кодекса Феодосия предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения - конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия - западноримским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.
В Кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, то есть главным образом её феодализация.

Для изучения внутренней жизни Византийской империи IV—VI вв. первостепенное значение имеют законодательные памятники. Они содержат неоценимый материал о социально-экономических отношениях этого периода, о государственном и административном устройстве империи, о взаимоотношениях классов, сословий, различных социальных групп и их правовом статусе, об организации церкви и ее имуществах, о политике различных императоров. Ценные материалы в юридических источниках встречаются и по международному праву IV—VI вв.

Все юридические памятники IV—VI вв. имеют своей основой римское право. Однако в IV—V вв., в период так называемого постклассического права, происходит существенная эволюция в развитии юридической мысли. Последняя все более бюрократизируется, теряет стройность и ясность классической эпохи, зачастую тонет в многословии и пышном восхвалении императоров 192 .

Эволюция постклассического права идет в сторону его унификации, подчинения разрозненного самостоятельного творчества юристов интересам центральной власти. Явственно намечается тенденция превратить все право в писаный закон, а в условиях усиления неограниченной власти монарха — в закон императора. С этим связано стремление возвести в ранг писаного закона право, уже существующее как юридическая доктрина. Одновременно делаются попытки упростить и стабилизировать законодательство. Свое выражение это находит в тенденции преодолеть юридический формализм классической юриспруденции, сделать огромное и разрозненное наследие римских классических юристов и римских императоров достоянием современников, которое можно было бы применить в судебной практике.

Все это привело к первым, еще несовершенным, попыткам кодификации права и к созданию трех самостоятельных кодексов римских законов, предшествовавших законодательной реформе Юстиниана. Кодификационные работы начинаются с систематизации и унификации императорских конституций, изданных по самым разнообразным правовым вопросам 193 . Уже в конце III — начале IV в. появляются два частных сборника видных юристов: 1) Codex Gregorianus, составленный в конце III в. юристом Грегором и содержащий важнейшие конституции императоров, изданные в 196—297 гг.; 2) Codex Hermogenianus, являющийся продолжением и как бы дополнением Грегориева кодекса, куда вошли императорские конституции нескольких последующих лет. Оба эти кодекса дошли до нас лишь в позднейших извлечениях 194 .

Неизмеримо более выдающимся памятником юридической мысли является третий кодекс, изданный в Восточной Римской империи в 438 г. при Феодосии II и по его имени получивший название Кодекса Феодосия 195 . Он состоял из 16 книг и включал свыше трех тысяч сокращенных и переработанных конституций римских императоров, начиная с Константина I. Этот юридический сборник в большей степени, чем предшествующие, отразил не только указанную выше эволюцию права, но и реальные изменения общественных отношений, в частности, рост крупного землевладения нового типа, развитие колоната, варваризацию армии и государственного управления. В IV—VI вв. римская юридическая мысль и судебная практика все больше впитывали правовые нормы и обычаи народов, населявших территорию империи, особенно греков; это также сказалось в кодексе Феодосия. В то же время перенесение центра империи на Восток способствовало распространению римского права в восточных провинциях 196 .

Почти во всей Римской империи наряду с римским законодательством длительное время применялись местные юридические обычаи, касающиеся главным образом сферы частноправовых отношений 197 . Наиболее ярким примером сохранения таких юридических норм может служить памятник последней четверти V в. — Сирийский законник 198 . Этот уникальный законодательный сборник был создан юристами Бейрутской школы права. В основу его были положены римские правовые установления доюстиниановского времени, почерпнутые из какого-то не дошедшего до нас греческого сборника и переведенные на сирийский язык для нужд местного населения. Однако в римские юридические нормы были внесены существенные изменения в духе обычного права, свидетельствующие о распространенности и живучести местных, в частности, греко-сирийских правовых институтов, особенно в области имущественных отношений и наследственного права. Сирийский законник является первоклассным источником для изучения социально-экономической жизни восточных провинций империи в V в.

Среди всех законодательных памятников ранней Византии возвышается грандиозное создание правовой мысли юристов VI в. — знаменитый Свод гражданского права (Corpus juris civilis) Юстиниана 202 . Этот памятник как бы подводил итог эволюции постклассического права, отразившей и изменения условий общественной жизни, и влияние местного права, и новой идеологии — христианства. Хотя Юстинианово законодательство использовало в больших масштабах римскую классическую юриспруденцию, она во многом уже была опосредствована постклассическим правом. В широком смысле слова Corpus juris civilis в основных своих частях (за исключением Новелл) отражает и фиксирует общественные сдвиги и изменения в правовой надстройке, которые произошли в империи не только в VI в., но с конца III по VI в. 203 . Значение Свода гражданского права Юстиниана как источника по социально-экономической, политической, административной, церковной истории ранней Византии огромно. Не менее важен этот памятник и для изучения истории римского права и эволюции правовой доктрины в IV—VI вв.

Помимо чисто практических правовых вопросов, в Дигестах затрагиваются и общие юридические принципы — определение права и правосудия, закона и обычая и др.

Дигесты, на наш взгляд, имеют троякое значение. Историческое значение памятника состоит в том, что, отражая изменения римского права к VI в. и состояние византийской юриспруденции при Юстиниане, он дает возможность выявить эволюцию общественных отношений в IV—VI вв. Научное значение Дигест в том, что они, не столько разрушив (как полагают некоторые буржуазные гиперкритики Дигест), сколько сохранив для последующих поколений классическое римское право, до наших дней являются основной сокровищницей сведений о прославленной римской юриспруденции. Практическое значение Дигест заключалось в том, что они послужили главным источником рецепции римского права, имевшего силу закона в некоторых странах Западной Европы в феодальный и капиталистический период их развития 205 .

Вторая часть Свода — Кодекс Юстиниана 206 , представляющий собой обширное собрание конституций римских императоров с 117 по 534 г., также охватывает широкий круг правовых вопросов. Значительное место в нем занимает частное право, несколько меньшее — административное и уголовное. В отличие от предшествующего времени, очень большое внимание уделяется церковным делам, определяются права церкви, привилегии епископов и клириков, разбираются чисто теологические вопросы. В Кодекс включены суровые постановления против еретиков, язычников, манихеев, самаритян. Чрезвычайно важны постановления Кодекса, касающиеся рабов. Серьезным нововведением по сравнению с римским правом классической эпохи являются постановления, касающиеся колоната. Особо говорится в Кодексе об источниках права и об обязанностях высших чиновников. Уже само многообразие содержания Кодекса Юстиниана делает его первоклассным историческим источником.

Элементарное руководство по римскому праву — Институции Юстиниана 207 , включенные в Свод, по своей ценности как исторический источник сильно уступают его другим частям. При всех своих достоинствах (сжатость изложения в соединении с большим юридическим диапазоном, сохранение рациональной основы Институций римских юристов с учетом изменений постклассического права и законодательной реформы Юстиниана) Институции занимают в Своде гражданского права подчиненное и весьма скромное место: они дают сравнительно мало для изучения общественных сдвигов в IV—VI вв. Для истории собственно классического римского и византийского права VI в. Институции полезны также значительно меньше, чем Кодекс и Дигесты. Между тем, благодаря указанным достоинствам именно Институции получили широкое практическое применение как в преподавании права, так и в судебной практике. Они стали практическим руководством для юристов со времен Юстиниана и оставались таковым в течение всего средневековья.

Наибольшую ценность для изучения социально-экономической и политической жизни, а также классовой и идеологической борьбы в Византии VI в. представляют законодательные предписания самого Юстиниана, не вошедшие в Кодекс, — Новеллы 208 . По сравнению с Дигестами, Кодексом и Институциями они имеют для историка притягательную силу непосредственного источника VI в. В своих Новеллах Юстиниан санкционировал законом те реальные изменения в праве, которые родились из судебной практики. В Новеллах законодатель уже не оглядывается назад, в глубокую, хотя и почитаемую древность Рима; они более, чем весь Свод гражданского права, устремлены вперед, в средневековье. Юридическая мысль здесь меньше скована канонами классического римского права, а исходит в первую очередь из потребностей времени. Всего сохранилось около 169 подлинных Новелл Юстиниана. Большинство из них вводят новые юридические нормы в области публичного и церковного, в несколько меньшей степени — частного права.

Новеллами Юстиниана были внесены существенные изменения в брачное право, в право наследования (особенно при отсутствии завещания). Интересны нововведения в положении рабов, колонов, вольноотпущеников, куриалов. Большое место в Новеллах отводится церковным делам и охране интересов господствующей церкви. Многие Новеллы касаются реформы государственного управления (устройство той или иной провинции, округа). Особые Новеллы устанавливают гражданское и военное управление во вновь завоеванных областях, в частности в Северной Африке и Италии.

По своей форме Новеллы вполне оригинальны, в значительной степени уже независимы от римского права и являются образцом несколько витиеватого и многословного византийского стиля. В отличие от других частей Свода гражданского права, Новеллы Юстиниана были написаны, как правило, уже на греческом языке. Сама жизнь заставляла Юстиниана, несмотря на его приверженность к римским традициям, все больше считаться с тем, что латинский язык не был понятен большинству жителей Византии и поэтому в практических целях необходимо было перейти в законодательстве на греческий язык. Отдельные Новеллы для удобства пользования ими были написаны на двух языках: латинском и греческом.

Законодательные памятники ранневизантийской эпохи так же, как и труды историков и хронистов, отразили постоянную, пронизывавшую все сферы жизни борьбу старого с новым, традиций рабовладельческого мира с зачатками феодализма. Для историков они имеют совершенно исключительное значение потому, что не только дают возможность воссоздать во всем многообразии картину социально-экономической и политической жизни в империи IV—VI вв., но и помогают установить, какие нормы гражданского права могли оказывать организующее или тормозящее влияние на развитие новых производственных отношений.

Читайте также: