Кто считал источником власти насилие авторитет право

Обновлено: 28.04.2024

Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.

Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической сферы общества.


  1. По субъектам власти: партийная, народная, президентская, парламентская и т.д.

  2. По режиму: демократическая, авторитарная, деспотичная и т.д.

  3. По легальности: законная и вне закона.

  4. По легитимности: поддерживается народом и нет

Сущность политической власти, ее экономические, социальные, правовые, духовно-нравственные и психологические основания.

Отличительные признаки политической власти: 1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы. 2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев. 3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется. 4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю. 5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия. 6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.

В политической власти можно выделить три элемента: директивный – наличие приказа и соответствующих действий; функциональный – обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется; коммуникативный – обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Характерные признаки и источники власти.

Отличительные признаки политической власти: 1. Затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы. 2. Выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных групп и слоев. 3. Выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется. 52 4. Проявляется в наличии особой группы, социального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю. 5. Влияет на поведение людей через убеждения, авторитет, принуждение, вплоть до прямого насилия. 6. Проявляется в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений.

Характерные признаки государственной власти: 1. Суверенитет, её верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. 2. Выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом. 3. Обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения. 4. Имеет специальный сложный аппарат (механизм) управления всем обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения задач и функций государственной власти. 5. Обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов и норм, обязательных для всего населения. 6. Имеет право на взимание налогов и различного рода сборов, имеющих для населения всеобщую обязательность.

Основные виды и средства осуществления власти, формы ее проявления и реализации.

Виды политической власти выделяются по различным основаниям: по формационному и классовому признакам (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, власть в классовом и бесклассовом обществе); по отношению к социальному развитию (прогрессивная и регрессивная, динамическая и застойная, оптимистическая и пессимистическая, рациональная и иррациональная); по количественному признаку (единоличная, олигархическая, полиархическая); по функциям органов власти (законодательная, исполнительная и судебная); по правовому признаку (законная и незаконная, легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная); по институциональному признаку (государственная, партийная и др.); по средствам и методам осуществления власти в обществе (тоталитарная, авторитарная, демократическая).

2 вида форм государственного управления:

- формы реализации исполнительной власти – внешние формы;

- формы внутриорганизационной внутриаппаратной работы (внутренние формы).

1) Правовые – связанные с установлением, применением и защитой норм административного права.


  • Формы проявления

  • Бигменство

  • Доминирование

  • Социальный контроль

  • Руководство

  • Организация

Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди.

Современные концепции власти.

Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке

Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэль) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности

Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием

Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)

Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю

Дуалистическая(М. Дюверже) Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции
Формы организации власти, разновидности власти.

В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.

Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократической властями. С тоталитарной властью её роднит, прежде всего, диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической - наличие автономных нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение элементов гражданского общества.

Демократическая власть - воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) - главным образом на местном уровне и на производстве, и представительства - в масштабах всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: парламентаризма - системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом, либо каким-нибудь особым институтом.

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении;
  2. Власть, основанная на вознаграждении;
  3. Должностная (традиционная) власть;
  4. Власть авторитета.

3.1. Власть, основанная на принуждении

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

3.2. Власть, основанная на вознаграждении

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

3.3. Должностная власть

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

3.4. Власть, основанная на авторитете

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  1. на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  2. на вере в способности человека, его деловые качества.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  1. на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  2. на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  3. на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

4.1. Влияние путем убеждения

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

4.2. Влияние через участие

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

АКЦИЯ ГОДА

Политика - область знания обществоведения, которой интересуются и специалисты-политологи, и каждый гражданин. Однако политическая наука как самостоятельная дисциплина исследовалась явно недостаточно. Этот пробел восполняется данным пособием, в котором изложены наиболее важные теоретические обоснования политологии как самостоятельной научной дисциплины. Для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов, а также научных работников и читателей, интересующихся политической наукой.

Дивись також:

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные .

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА

составная часть общегосударственной политики, относящаяся к организации и применению средств вооружённого насилия для достижения политических .

ВЛАСТЬ

это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить .

ГОСУДАРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ

один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и .

§ 6. Власть и монополия на законное насилие

Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.

Одна из главнейших задач государства - это разрешение противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точки зрения государство и власть в целом призваны навести порядок и рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что и государство, и власть самым тесным образом связаны с насилием. Еще Гоббс (продолжая в этом вопросе традицию Макиавелли) усматривал главный признак государства в "монополии на принуждение и насилие". С тех пор этот тезис в разных редакциях стал общим местом в большинстве теорий государства.

Наиболее завершенную разработку данный тезис получил у М. Вебера. Он, в частности, утверждал, что государство невозможно определить социологически в терминах его целей или того, что оно делает, поскольку невозможно исторически показать, что какая-либо конкретная задача или функция специфична для государства. Поэтому, говорил Вебер, четко очерченный признак государства следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. Как считал Вебер, "государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области - "область" включается в признак! - претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство, со своей стороны, допускает это насилие: единственным источником "права" на насилие считается государство".

Исходя из этой посылки, М. Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует". Хотя сущность государства и власти, политического в целом, как будет показано ниже, и нельзя свести всецело к отношениям господства и подчинения, все же с точки зрения власти и властных структур эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Более того, государство, власть и насилие немыслимы друг без друга. Хотя, подчеркнем это, насилие не является единственным средством государства. Но для него это средство специфическое.

Естественно, ибо государство, особенно если речь идет о современном государстве, в котором как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений, установок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю. Мировая история еще не знала государства без механизмов и средств предотвращения и наказания уголовных правонарушений, без системы исправительных учреждений. Насилие или угроза применения насилия являются мощным фактором, сдерживающим людей от всякого рода поползновений на жизнь, свободу, собственность других членов общества. Непременным атрибутом государства являются человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав французский мыслитель конца XVIII - начала XIX в Ж. де Местр, который говорил: "Бог, сотворивший власть, сотворил и наказание. палач сотворен вместе с миром".

Государство отличается от всех других форм организации людей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Не случайно при определении политического К. Шмитт особое значение придавал jus belli - праву вести войну. Объясняя свою мысль, он говорил, что государство, выступающее как единство политического, вправе требовать от всех тех, кто принадлежит к данному конкретному народу, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами. "Благодаря этой власти над физической жизнью людей, -писал К. Шмитт, - политическое сообщество поднимается над сообществом или обществом любого другого рода". Иначе говоря, государство вправе не только применить к своим подданным в случае необходимости насилие, но и требовать от них служения государству с оружием в руках для применения вооруженного насилия к врагам самого государства.

При этом необходимо учесть следующее обстоятельство. В принципе насилие может быть применено и нередко применяется родителями в отношении своих детей, руководителем той или иной организации — в отношении ее членов, директором предприятия - в отношении своих подчиненных и т.д. Но все дело в том, что в любом из этих случаев действия применяющих насилие противоречат закону. Более того, закон запрещает такие действия под угрозой применения к ним самим насилия. Что касается государства, то формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно учесть также не только легитимность насилия, применяемого государством, но и то, что только ему принадлежит это исключительное право. Коль скоро все граждане независимо от социального положения, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности равны перед законом, то ни один из них не вправе (кроме тех случаев, которые предусмотрены законом) применить насилие в отношении другого человека. Это касается и разного рода организаций, объединений, союзов, заинтересованных групп и т.д.

Другими словами, право применения или угрозы применения насилия отнято у всех индивидов и коллективов, составляющих общество, и сосредоточено у государства. Государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, то есть монополией на применение насилия. Поэтому-то и говорят, что государство обладает монополией на легитимное, или узаконенное, насилие. Из этого можно сделать вывод, что государство обладает публичной властью, то есть прерогативами отдавать приказы и принуждать повиноваться этим приказам, что обеспечивается, в частности, монополией на легитимное насилие.

В соответствии с концепциями современных теорий верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не вправе преступать. Это — неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Как подчеркивал П.И. Новгородцев, императивом для верховной власти остается "идея суверенитета народа и личности". Между правом, государством и отдельно взятой личностью существует некий договор относительно этих неотчуждаемых прав личности на жизнь, свободу и независимость, договор, подкрепленный "народовластием и парламентаризмом" в конституции. Гарантией сохранения и реализации прав личности Новгородцев считал строгое разделение прерогатив и функций властей, призванное не допустить перекоса в пользу какой-либо ветви власти, в том числе и "деспотизма парламента". При этом он всячески подчеркивал, что "под единой властью. не разумеется, конечно, власть единоличная".

Очевидно, что в современную идею суверенитета органически встроены принципы, не допускающие ее использования в целях установления деспотизма, будь то исполнительная или законодательная ветви власти или отдельное лицо. В значительной мере эти принципы реально воплощены в системе разделения властей на три главные равносущные друг другу ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей отражает конкретные интересы конкретных социальных и политических сил, их борьбу и взаимодействие.

Суть теории разделения властей можно наглядно продемонстрировать на примере конституции США. Здесь законодательная власть сосредоточена в конгрессе, состоящем из двух палат: сената и палаты представителей. Исполнительная власть передана президенту страны как главе государства и одновременно главе правительства, а судебная власть - Верховному суду США, а также судам, учрежденным конгрессом. Здесь суть системы "сдержек и противовесов" состоит в следующем. Конгресс принимает законы, но каждый из них представляется президенту, который вправе не подписать его, наложив на него вето, и возвратить со своими возражениями в конгресс для повторного рассмотрения. Президент наделен правом заключать международные договоры, которые, однако, подлежат одобрению сенатом. Президент назначает высших должностных лиц, судей Верховного суда, послов, но "по совету и с согласия сената". Конгресс наделен полномочиями объявить импичмент президенту в случае совершения им противоконституционных действий. Верховный суд имеет право объявить неконституционными акты конгресса и президента. Из этих положений следует, что разделение властей означает не их сепаратность, а их равновесие, сбалансированность, их способность в тесном взаимодействии и переплетении обеспечивать систему взаимных сдержек и противовесов.

При анализе власти неизбежно возникает вопрос о ее соотношении с политическим влиянием и политическим авторитетом. По мнению некоторых авторов, влияние - наиболее всеохватывающее из этих понятий, поскольку соединяет все формы убеждения, давления, принуждения и т.д. Выделяется также принуждение, рассматриваемое как вид влияния, характеризующийся высокой степенью оказываемого давления как экономического, социального, политического, так и проявляющегося в запугивании или применении насилия. В этом аспекте власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которого состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли и т.д. с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия.

Таким образом, с функциональной точки зрения задача власти состоит в реализации целей управления. Здесь власть призвана осуществлять отношения господства и подчинения между правителями и управляемыми. Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Более того, можно сказать, что феномен власти имманентно присущ обществу. Но вместе с тем следует особо подчеркнуть, что власть имеет множество различных источников и опор и представляет собой многосторонний феномен, различающийся по своим масштабам, авторитету, объему и стоимости. Выделяются различные формы проявления и функционирования власти: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Поэтому очевидно, что власть нельзя свести всецело к функции насилия. Она проявляется в различных ипостасях.

Социальная система власти, будучи некоторой целостностью, включает ряд подсистем – правовую, административно-управленческую, военную, воспитательно-образовательную и т.д., в которых как по горизонтальному, так и по вертикальному срезам устанавливаются определенные, характерные для каждой из них, отношения. Власть необходима в качестве первостепенного условия реализации права, служащего краеугольным камнем государства. В то же время власть подчиняется праву, призванному четко определить властные прерогативы и функции государства. С учетом всего этого можно сказать, что власть - это своеобразная система коммуникации между различными ее субъектами, субъектами и объектами, между двумя или более лицами или сторонами, участвующими в системе властных отношений, а не просто достояние одной из сторон. "Власть, - подчеркивал Т. Парсонс, - занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах". В этом смысле, по справедливому замечанию К. Дойча, власть представляет одно из "платежных средств" в политике, которое применяется там, где не срабатывает влияние или добровольное согласование действий. Она выполняет функции по регулированию групповых конфликтов и осуществлению коммуникации внутри системы.

С этой точки зрения власть сильна и дееспособна не тогда, когда она всемогуща и прибегает к силе, не в качестве prima ratio, а в качестве ultima ratio, когда проявляется максимум заботы о членах общества и обеспечиваются оптимальные условия для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. В этом контексте нельзя забывать то, что политика - это не только насилие или угроза применения насилия, наказание и конфликт, но и обещания, вознаграждения, сотрудничество, обмен и т.д. В методологическом плане власть как отношения между двумя или более партнерами опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции как отдельного человека', так и социальных групп в системе общественных и политических отношений.

Государство, как носитель и субъект власти, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества и распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил игры в обществе и государстве и т.д.

Заключая все изложенное, еще раз подчеркну, что центральное место в мире политического занимают власть и ее главный носитель - государство. Но остается невыясненным вопрос о том, как соотносятся мир политического в целом с политической системой и она, в свою очередь, с государством и властью. Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь выяснив, что такое политическая система.

Тема 2. Политическая власть.

Когда мы говорим о политике, мы чаще всего думаем о власти.

Власть и политика нераздельны и взаимообусловленны. Власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за ее овладение и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества.

Власть - центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики.

Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Формы осуществления власти: господство, руководство, координация, организация, контроль.

Средства осуществления власти: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.

Отличительными чертами политической власти являются:

ü легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

ü публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

ü моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической;

ü многообразие ресурсов.

В соответствии со сферами жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти: экономические (собственность, золотой запас и др.), социальные (социальные группы и слои), юридические (законы и законодательные акты), административно-силовые (совокупность властных учреждений), культурно-административные (система организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, СМИ). Также ресурсы могут быть разделены на организационные (структуры управления), поощрительные (материальные и социальные блага, с помощью которых власть "подкармливает" определенные слои населения и политиков), принудительные (меры административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа), нормативные (средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти.

Власть касается каждого из нас в повседневной жизни. Если нам приходится кому-то подчиниться, то делаем мы это потому, что он об­ладает властью над нами. Родители, школьные учителя, милиционер, тренер иногда заставляют делать нас то, что они считают нужным, не спрашивая, хотим ли мы того же или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них оказывает на нас влияние, но разного характера.

• Когда поздно вечером к вам подходят трое здоровенных парней и вынуждают вас отдать свои деньги, они применяют силу.

• Когда на собрании отдела начальник, облеченный официальными полномочиями, объявляет вам выговор, он проявляет власть.

• Когда президента России, накануне отказавшегося присутство­вать на захоронении останков царской семьи, академик Д.С.Лихачев все-таки убеждает сделать это, он проявляет авторитет.

Сила, власть и авторитет - три формы проявления влияния. Оно показывает, что один человек или группа в чем-то превосходит дру­гих. Это может быть превосходство в физических качествах или воо­ружении, тогда налицо влияние через силу. Это может быть превосход­ство в должности, социальном положении, которое закреплено кон­ституцией, уставом, законом, традицией — тогда налицо влияние с помощью власти. Это может быть превосходство в обаянии, компе­тентности, знаниях, нравственных качествах, популярности и тогда мы говорим о влиянии через свой авторитет.

Между тремя способами влияния существуют очень сложные взаи­моотношения и переплетения. Иногда они проявляются в чистом виде, как показано выше, но это бывает редко. Гораздо чаще они выступа­ют в комбинации. Попробуем разобраться во взаимоотношениях трех способов влияния.

Сила - применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. В таком значении сила вы­ступает как принудительное влияние. Власть - это влияние на ос­нове закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказыва­емое на других людей в рамках закона или обычая. Другое опреде­ление власти - способность и возможность навязывать свою волю другим людям помимо их желания, но законным путем.

Исторически власть возникла тогда, когда возникают первые со­общества людей (первобытное стадо), ведущих бродячий образ жизни охотников и собирателей. Случилось это 40-30 тыс. лет назад. Позже, 6-5 тыс. лет назад, когда возникли первые государ­ства, начался новый этап в развитии власти - государственный. Законная власть, закрепленная в специальных кодексах, хартиях, конституциях, распространилась на сотни тысяч и миллионы лю­дей.

Власть становится политическим институтом общества, который оформляет свое влияние в законных решениях, принимающих вид ко­ролевских указов, парламентских законов, принятых судом постанов­лений, приказов директора или генерала и т.д. Кроме первого лица в государстве законной властью обладает первое лицо в любом учреждении, даже самом маленьком, если оно создано законным путем. Первые лица делегируют часть своей власти, т.е. делятся ею, со своими подчиненными, передавая им часть контрольных и управленческих функций. Так возникает разветвленная пирамида власти. Люди подчиняются приказам руководителей (начальников), образующих эту пирамиду, не из личных симпатий или физического принуждения, а потому что выполняют предписанные роли. Под авторитетом (от лат. - власть, влияние) следует понимать способность и возможность влиять на поведение других людей с их согласия и желания. В широком смысле авторитет - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, репутации; в узком - одна из форм осуществления власти. Основа авторитета - уважение.

Таким образом, сила и авторитет могут считаться двумя источниками власти. Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую иерархию, разделены на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и руководимые. Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений. Его так и называют - властные отношения.

Так уж устроено общество, что власть всегда находится в руках активного меньшинства. Если она не заинтересована в поддержке своего режима пассивным большинством, может продержаться и без него, то народ к управлению не допускается. А если, как при демократии, находящиеся у власти сильны только поддержкой масс, они станут их привлекать к управлению. Если они этого не делают, то демократов очень скоро оттеснят олигархи - кучка влиятельных богатеев, которые распоряжаются властью в интересах узкой группы людей. Олигархи - опасные враги демок­ратов, вот почему вторые должны искать поддержку у народа. Борьба за власть на время объединяет врагов. Но как только массы или группа заговорщиков приходят к власти, начинаются внутренние ссоры и выяснение отношений. У власти появляется оппозиция, мечтающая свергнуть правительство или президента (короля, царя, султана и т.д.) любым путем. От своих ближайших друзей и завистников правитель уберегает власть множеством разнообразных спо­собов. Он засылает шпионов и использует доносчиков, сообщающих о властолюбивых происках недругов. Время от времени он проводит чистки в рядах оппозиции, как это делал Иван Грозный с боярской знатью. Наконец, для укрепления самодержавия он придумывает множество законов, ограничивающих доступ к власти. Самым испы­танным является закон о престолонаследии, согласно которому трон передается только членам королевской семьи. Но он не защищает правителя от гнева революционной толпы, свергающих королей, и законодательных шагов парламента, ограничивающих амбиции еди­ноличного правителя. История Нового времени переполнена приме­рами бесконечных битв, иногда кровопролитных, между парламен­том и королем. Избавиться от насильственного посягательства на трон правителю помогают мощные армия, полиция и суды, т.е. узаконен­ные способы применения физической силы.

В науке власть считается средством разрешения экономических, соци­альных и политических проблем. Демократическая партия, пришедшая к власти, проводит всеобщие выборы, расширяет политические свободы и права граждан, повышает материальный уровень жизни, укрепляет пра­вовой порядок в обществе. Но часто власть превращается в средство лич­ного обогащения или субъективно выступает как самоцель (власть ради власти).

Из средства решения насущных проблем власть превращается в самоцель по самым разным причинам. Это могут быть личные качества руководителя. Многие тираны с детства мечтали властвовать над миром. Кроме того, причиной могут служить социальные условия. Мы знаем, что когда политическая партия набирает голоса, она раздает множество обещаний, задабривая народ посулами решить все его проблемы. Но когда она получает власть, партия моментально забывает о предвыборных обещаниях, делает все, чтобы удержаться на полити­ческом Олимпе, не гнушаясь и такими средствами, которые губят народ: залезает в долги перед другими государствами, устраивает войну, где гибнут тысячи простых людей и т.п.

2.2. Виды власти.

Одну из первых типологий власти, используемых в науке до сих пор, со­здал в начале XX века великий немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864-1920). Он полагал, что власть может основываться на а) личных качествах, б) традиции и обычаях, в) формальном законе. Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т.е. легитимной. Соответственно этим трем источникам власти различают власть ха­ризматическую, традиционную и легальную. Чтобы вам не путаться в непонятных словах - легитимная и легальная, конкретизируем оба понятия. Это необходимо сделать хотя бы потому что, читая полити­ческую литературу, вам все равно придется сталкиваться с этими терминами.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справед­ливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, поддерж­кой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, со­гласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например, свобода слова, защита гражданских прав или социальная помощь бедствующим слоям населения.

Итак, два однокоренных латинских слова породили два различных тер­мина. Первый шире второго. Легитимный означает узаконивание через традиции, харизму и закон, т.е. через все три указанных выше источника законной власти. Легальный обозначает только одну разновидность за­конной власти - установленную с помощью юридических документов, формального закона. Поэтому мы имеем право говорить о трех разновид­ностях легитимной власти, одной из которых выступает легальная.

Легитимная власть

Люди подчиняются лидеру

(вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств. Такие лидеры появляются обычно в периоды великих социальных потрясений. Они

бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало. Пример: Иисус Христос, Ленин, Гитлер.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они

поддерживают сложившийся строй. Примером

служат королевские и

царские династии античности, средневековья и Нового времени.

Люди подчиняются лидеру (вождю, королю,

президенту) потому, что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например, парламент. Руководство страной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата - типичные служители закона.

Традиционная власть . Она достигается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для мо­нархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в пат­риархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается проч­ностью благодаря институту наследования власти монарха, подкрепля­ющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения к другому. Примером могут служить отношения между господином и слугой. В родовых поме­стьях европейской аристократии случалось так, что династии господ и династии слуг шли сквозь время параллельными рядами. Дети господ становились новыми господами, а дети слуг - новыми слугами у той же самой семьи господина. Традиция вошла в кровь и плоть настолько глу­боко, что расставание со своим господином было равнозначно смерти.

Легальная власть. Она называется еще разумно узаконенной, посколь­ку господство связано с верой в правильность юридических норм и необ­ходимость их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчи­няться будут другому - серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со ста­рым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традицион­ным лидером. Уволенному и любимому начальнику они выразят сочув­ствие и горячую поддержку, но против приказа никто не пойдет. Это при­знак того, что в данном обществе верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.

В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители вла­сти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству го­сударства, а не к отдельным личностям. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалование.

Комбинация типов власти. В чистом виде указанные типы власти встре­чаются редко. Гораздо чаще можно увидеть их комбинацию. Главы Като­лической и Православной церкви, как и стоящие ниже по иерархической лестнице священнослужители, выступают для прихожан одновременно как: а) харизматические лидеры; б) традиционные руководители; в) ле­гальные правители. Однако, церковь, пожалуй, единственный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бывает так, что легальное правление выступает основой управлен­ческой иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях.. Харизматическому лидеру люди подчиняются добровольно, с энтузиаз­мом и самопожертвованием. Это как раз то, чего добиваются все прави­тели. Но достигают очень немногие. В каждом столетии, если говорить о главах государств, найдется не более пяти по-настоящему харизма­тических лидеров. Хотя некоторые периоды истории, как, например, XX столетие, могут быть более урожайными. Большинство монархов до­вольствовалось властью на основе закона и традиции. Власть Сталина и Гитлера нельзя назвать традиционной, но можно - харизматической и легальной. В молодых демократиях легитимность власти может осно­вываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства.

Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти. В политической системе США доминирует легальная бюрократия, но в ней присутствуют и другие элементы, например, хариз­матические. Американцы с любовью относятся ко многим руководите­лям своего государства. Такие президенты, как Франклин Рузвельт и Джон Кеннеди, с их точки зрения, являлись харизматическими лидерами.

2.3. Разделение властей.

Три ветви власти . Высшим проявлением легальной власти в современ­ном обществе является механизм разделения властей. Он опирается на принятие законов, их исполнение и контроль за правильным принятием и исполнением законов. Соответственно вся политическая власть делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть. Высшим законодательным органом России явля­ется Парламент. Он называется Федеральным собранием и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Все законы принимают в Государственной Думе депутаты - избранные народом политики, представ­ляющие интересы народа. Первая Госдума в России появилась в 1906 г. Совет Федерации является другой палатой парламента. В него входят по два пред­ставителя от законодательной и исполнительной власти субъектов российской федерации (губернаторы краев, мэры таких городов, как Москва и Санкт-Пе­тербург и т.д.). Принимаемые в Госдуме законы поступают на одобрение в Совет Федерации, а потом направляются Президенту, который в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его. Президент может отклонить его. В этом случае парламент будет его рассматривать вновь.

Судебная власть . В нашей стране существуют разные суды. Высшей инстанцией в стране считается Конституционный суд, который следит за тем, чтобы принимаемые законы соответствовали Основному закону стра­ны, не нарушались наши права и свободы. Он дает толкование Конститу­ции и разрешает споры о соответствии всех законодательных актов Кон­ституции, Этот суд может отменить закон, противоречащий Конституции. Большинство дел уголовного, гражданского, административного и трудо­вого характера разрешаются в судах общей юрисдикции. К ним относят верховные суды, краевые, областные и городские (районные) суды.

Все ветви политической власти в стране упорядочивают жизнь общества, издавая законы и следя за их исполнением. Исполнять за­кон должны все - от президента до бомжа. Главный принцип социаль­ного и политического контроля гласит: перед законом все равны. Ины­ми словами, он не знает исключений.

Смысл разделения властей - в гарантиях от неправовых форм применения силы. Поскольку факт законотворчества сам по себе не влечет наличия или исполнения закона, порукой от произвола и бесправия является сила контроля суда и общественного мнения. Три ветви власти выступают субъектами политического контроля в обществе.

Читайте также: