Кто распределяет маршруты для водителей

Обновлено: 25.06.2024

Подача заявления в Ространснадзор на получение разрешения на перевозку грузов повышенной опасности сопровождается составлением маршрута перевозки. На согласование этого маршрута с владельцами дорог и уходит большая часть времени получения спецразрешения.

Составление правильного маршрута, который согласуют после первой итерации, поможет вам сэкономить ваше время на согласование изменений маршрута или даже на повторную подачу заявления.

Сразу скажем, чтобы разочарование не ждало вас в конце статьи, что универсального, 100 процентного рецепта, как согласовать маршрут с первого раза нет! Просто потому, что нет четких критериев, по которым управления Госавтодорнадзора и владельцы дорог оценивают маршрут! Они действуют исходя из общих принципов и своих локальных задач.

Есть два типа специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности: это разрешения на международную перевозку опасных грузов, и разрешения на внутрироссийские перевозки. Форма, процессы и требования для этих двух типов разрешений сильно отличаются. В этом материале постараемся подробно осветить особенности требований к маршруту для обоих типов перевозок.

Для получения специального разрешения на перевозку груза повышенной опасности необходимо обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации перевозчика. Привязка к месту регистрации при подаче заявления вроде бы и отменена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р), но, по причине некоторых юридических тонкостей, управления могут отказать вам в приеме заявления на получение разрешения на перевозку опасного груза не по месту регистрации. Поэтому лучше не тратить свое время и нервы и сразу обратиться в Госавтодорнадзор по месту регистрации.

Для специальных разрешений на международную перевозку маршрут проверяется на отсутствие запретов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы только сотрудниками Госавтодорнадзора, а вот для внутрироссийской перевозки требуется так же согласование владельцев дорог, по которым этот самый маршрут проходит.

После приема заявления сотрудники Госавтодорнадзора проверяют маршрут на соответствие формальным признакам:

  • наличие маршрута в заявлении
  • соответствие маршрута типу заявления: то есть, международный маршрут или внутренний
  • длина написания маршрута – для международных перевозок маршрут задается очень короткий (не более 750 символов), чтобы он влез в небольшое поле бланка спецразрешения – достаточно указать основные точки маршрута, не вдаваясь в подробности. Для внутрироссийских перевозок маршрут может быть любой длины и, мало того, маршрутов может быть несколько! Для внутрироссийских перевозок опасных грузов к бланку спецразрешения предусмотрено приложение, которое не ограничено по объему.

Обращаем внимание, что требование Госавтодорнадзора о наличии в заявлении на специальное разрешение только одного маршрута незаконно! Упоминание этого требования контрольно-надзорного органа связано с тем, что такие прецеденты имели место быть.

Некоторые территориальные подразделения Госавтодорнадзора очень пристально следят за подробностью указания маршрута перевозки опасного груза. Это связано, в первую очередь, с особенностями конкретного города, конкретной территории.

Например: губернатор решил, что по главной улице города не должны постоянно ездить транзитные бензовозы. Как следствие – территориальный Госавтодорнадзор запрещает прописывать в маршруте главную улицу, муниципалитет не согласовывает маршруты с указанием этой самой главной улицы, а ГИБДД, да и сам Госавтодорнадзор выставляют на неё инспекторов и штрафуют всех перевозчиков грузов повышенной опасности, если в маршруте разрешения она не указана!

В таких случаях, чаще всего, подразделения Госавтодорнадзора сразу предлагают изменить маршрут и составить его в объезд участков, где перевозка опасного груза нежелательна.

После положительной проверки заявления и прилагаемых документов, ответственный сотрудник Госавтодорнадзора начинает процесс согласования маршрута с владельцами дорог. Еще раз отметим, что согласование маршрута с владельцами требуется только для внутрироссийских перевозок.

Процесс согласования маршрута происходит в несколько этапов:

На запрос согласования может вернуться положительный ответ, отрицательный и предложение о изменении маршрута с последующим повторным согласованием. Последний вариант скорее неформальный, но практика такая есть.

Если сотрудник Госавтодорнадзора знает, что там, где пройдет маршрут, планируются массовые мероприятия, то он имеет возможность запросить альтернативный маршрут для провоза грузов повышенной опасности. Например, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году этой нормой активно пользовались, но чаще просто отказывали в выдаче разрешения, а действующие приостанавливали.

  1. Правка маршрута при необходимости. Тут всё зависит от сотрудника Госавтодорнадзора : если решил, что изменение незначительное- внес правки в маршрут, не известил заявителя и выдал спецразрешение. Если решит, что правки существенные — может позвонить договориться с Заявителем, а может принять решение об отказе по причине несогласования маршрута.

Как вы видите, здесь многое зависит от сотрудника Госавтодорнадзора, и не стоит просить действовать по закону – по закону всегда, в случае необходимости изменения маршрута, будет отказ владельца в согласовании. В лучшем случае пустят в объезд без уведомления заявителя.

Как уже говорилось во введении, однозначного рецепта, который в 100 процентах случаев приведет к согласованию маршрута с первого раза, НЕТ! Можно только выделить несколько основных правил, которые увеличат шансы на согласование маршрута с первого раза:

  1. Прописывайте маршрут подробно! У водителя не должно быть возможности выбирать маршрут между двумя указанными точками на своё усмотрение. Маршрут должен быть однозначным!
  2. Используйте правильные географические названия и только общепринятые сокращения. В идеале, маршрут должен легко разбираться программными средствами, а не только человеком.
  3. При прокладке маршрута учитывайте правила провоза опасных грузов через тоннели. Особенно это касается перевозок за границей Российской Федерации – там все тоннели имеют категорию провоза опасных грузов. В нашей стране категорий у тоннелей пока нет, но зато можно неожиданно встретить перед въездом в тоннель знак, запрещающий проезд машин с опасным грузом.
  4. При прокладке маршрута по населенным пунктам, старайтесь чтобы путь не проходил рядом со школами, детскими садами, концертными залами, администрацией города и прочими объектами массового скопления людей. Все понимают, что это условие не всегда выполнимо, но к этому стоит стремиться.
  5. Старайтесь избегать прокладывать маршрут вблизи стратегических и опасных объектов. Иногда, даже проезд по определенному мосту может стать причиной отказа в согласовании маршрута.
  6. Если известно о массовых мероприятиях на маршруте, лучше сразу прописать объездной путь, или действие спецразрешения не должно включать в себя дату проведения мероприятия.
  7. Необходимо учитывать требования к стоянкам и заправке топливом при перевозке определенного груза.
  8. Если в заявлении указано несколько маршрутов, то желательно, во-первых, пронумеровать маршруты, а во-вторых, написать короткое наименование для каждого маршрута.
  9. При наличии возможности, стоит обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора для разъяснения именно их требований к маршруту.

Большинство из этих правил могут меняться, дополняться, в зависимости от территории по которой пролегает ваш маршрут, от подразделения Госавтодорнадзора, от перевозимого груза. Если вам известны еще какие-нибудь рекомендации по формированию маршрута или причины отказа в согласовании, то просьба писать в комментарии, делиться опытом.

В процессе получения спецразрешения и, в частности, в процессе согласования маршрута перевозки грузов повышенной опасности есть ряд проблемных вопросов, которые упущены в нормативных документах или просто не работают в жизни:

  1. Длительность согласования маршрута владельцами дорог хоть и ограничена 4 днями с момента получения заявки от Госавтодорнадзора, но часто это временное ограничение не соблюдается. Процесс этот может быть долгим и результат его не гарантирован. Всё зависит от расторопности владельцев дорог. Сотрудники территориальных управлений Госавтодорнадзора могут повлиять на процесс лишь косвенно. Как следствие, бывали случаи, когда получение специального разрешения теряло актуальность к моменту окончания согласования с владельцами дорог.
  2. В настоящее время отсутствуют критерии, по которым владелец дороги может принять решение о согласовании перевозки опасного груза. Владельцы дорог имеют слабое представление о потенциальной угрозе, исходящей от перевозимого груза. В результате, перевозчики вынуждены месяцами перестраивать и согласовывать маршруты, чтобы доставить груз по причине необоснованного отказа на одном из участков маршрута.

С другой стороны, нередко согласовывается перевозка вблизи социально значимых объектов в период их пиковой посещаемости, без учета степени угрозы, исходящей от груза. При данной постановке вопроса, выдача специального разрешения теряет какой-либо смысл.

  1. Отсутствие требований к подробностиописания маршрута. Маршрут в заявлении должен содержать название всех дорог, по которым проследует транспортное средство. Если дороги, где остановлено транспортное средство для проверки, нет в маршруте специального разрешения, то это формальная причина считать, что специальное разрешение отсутствует и вынести постановление по ч.1. ст 12.21.2 КоАП РФ.

Госавтодорнадзор, чаще всего, при получении заявления, не проводит анализ на непрерывность маршрута, а разбивает имеющийся маршрут на отдельные участки по владельцам дорог и отправляет на согласование. То есть, если вам выдали специальное разрешение — не факт, что там указаны все улицы, по которым придётся ехать, и это лучше отследить самостоятельно.

  1. Необходимость конвертировать маршрут из графического представления в подробный текст. Перевозчик первоначально прокладывает маршрут по карте, а уже потом вынужден переводить в текстовый вид для указания в заявлении.

Причем и водителю сложно воспринимать маршрут, состоящий из множества записей, которые можно расшифровать только с применением специализированных атласов, и часто он просто сбивается с маршрута или не следует ему.

  1. Одни и те же маршруты согласуются постоянно для перевозки одних и тех же опасных веществ. Например, одни и те же бензовозы возят свой груз всегда от завода до определённого набора автозаправочных станций, и каждый год, для каждого транспортного средства, одни и те же маршруты согласовываются заново.
  2. Согласованный маршрут может не учитывать существующих знаков. На маршруте может оказаться знак, запрещающий проезд или предписывающий определенное направление движения для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В такой ситуации любое действие наказуемо. Однако, за уход с маршрута предусмотрены гораздо более строгие штрафные санкции, чем за игнорирование этих знаков.

Часто ни владельцы дороги, ни сотрудники Госавтодорнадзора не имеют информации о наличии таких знаков, и, тем более, нет базы данных, где эти знаки могли бы храниться для автоматического формирования корректного маршрута.

В практике надзорных органов не редки случаи, когда маршрут, приложенный к специальному разрешению не соответствует согласованному, а попросту поддельный. Так делать не стоит – подделка обнаруживается достаточно быстро: инспектора контрольно-надзорных органов внимательно проверяют подлинность документов и печатей, а у инспекторов Госавтодорнадзора есть возможность проверить все реквизиты специального разрешения, включая маршрут на компьютере. И, при выявлении подделки, перевозчика ожидают гораздо более крупные неприятности чем при отклонении от маршрута.

В Ространснадзоре давно говорят о реализации Личного кабинета заявителя, где можно будет задать конечные точки маршрута, а информационная система сама построит маршрут с учетом ограничений, соответствующих конкретной перевозке, сформирует заявление с правильным текстовым описанием маршрута, но пока этот функционал не реализован.

Ведутся активные работы по реализации возможности подачи заявления на специальное разрешение по перевозке грузов повышенной опасности через портал Госуслуг, но в каком виде там будет возможность задать маршрут — не понятно. Хорошо, если в принципе появиться возможность использовать сайт Госуслуг.

По идее, перевозчик, должен на сайте Госуслуг задать, помимо прочих параметров перевозки, начальную и конечную точку маршрута и получить правильный маршрут, учитывающий все требования. Но, сейчас, для реализации этого нет:

  1. Нет четких формализованных требований к маршруту
  2. Нет перечня объектов, вблизи которых перевозка опасных грузов запрещена или ограничена, и как следствие нет возможности определить соответствующие географические области
  3. Отсутствует перечень тоннелей с информацией по ограничениям перевозки опасных грузов. В Российской Федерации тоннели еще в принципе не имеют категории.
  4. Отсутствует обновляемая база владельцев дорог
  5. Отсутствует программные средства у владельцев дорог, где они могли бы не только принимать решения о согласовании конкретной заявки, но и вводить временные или постоянные ограничения на проезд автомобильного транспорта вообще и на провоз опасных грузов в частности! Сейчас, очень часто, работа с владельцами дорог ведется через письма и хорошо если электронные
  1. Нет маршрута перевозки в электронном виде
  2. Не понятно, находится машина в данный момент в рейсе или нет. Не понятно, едет машина с грузом или порожняком
  3. Не понятно по какому конкретно маршруту, по какому спецразрешению, то есть с каким грузом, двигается транспортное средство. У перевозчика нет обязанности сообщать про конкретную перевозку
  4. Аппаратура ГЛОНАСС устанавливается только на тягачи, а груз перевозится в полуприцепах и не всегда является опасным.

Развитие информационных технологий влечет за собой как автоматизацию многих рутинных операций, так и возможность дополнительного контроля за перевозкой опасных грузов. Но, в первую очередь надо думать о безопасности людей, о безопасности природы, которые могут пострадать при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами.

Информатизация сферы перевозки опасных грузов очень важна как для облегчения работы перевозчиков, так и для обеспечения безопасности таких перевозок.

Согласование маршрута перевозки опасного груза вопрос не однозначный и на него сложно дать точный ответ. Развитие законодательство в этой области, развитие информационных технологий должны помочь в решении накопившихся вопросов.

Приведенные в статье рекомендации являются результатом анализа текущего состояния нормативных документов и реального опыта работы по получению спецразрешений и согласованию маршрутов перевозки грузов повышенной опасности.

Подача заявления в Ространснадзор на получение разрешения на перевозку грузов повышенной опасности сопровождается составлением маршрута перевозки. На согласование этого маршрута с владельцами дорог и уходит большая часть времени получения спецразрешения.

Составление правильного маршрута, который согласуют после первой итерации, поможет вам сэкономить ваше время на согласование изменений маршрута или даже на повторную подачу заявления.

Сразу скажем, чтобы разочарование не ждало вас в конце статьи, что универсального, 100 процентного рецепта, как согласовать маршрут с первого раза нет! Просто потому, что нет четких критериев, по которым управления Госавтодорнадзора и владельцы дорог оценивают маршрут! Они действуют исходя из общих принципов и своих локальных задач.

Есть два типа специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности: это разрешения на международную перевозку опасных грузов, и разрешения на внутрироссийские перевозки. Форма, процессы и требования для этих двух типов разрешений сильно отличаются. В этом материале постараемся подробно осветить особенности требований к маршруту для обоих типов перевозок.

Для получения специального разрешения на перевозку груза повышенной опасности необходимо обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации перевозчика. Привязка к месту регистрации при подаче заявления вроде бы и отменена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р), но, по причине некоторых юридических тонкостей, управления могут отказать вам в приеме заявления на получение разрешения на перевозку опасного груза не по месту регистрации. Поэтому лучше не тратить свое время и нервы и сразу обратиться в Госавтодорнадзор по месту регистрации.

Для специальных разрешений на международную перевозку маршрут проверяется на отсутствие запретов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы только сотрудниками Госавтодорнадзора, а вот для внутрироссийской перевозки требуется так же согласование владельцев дорог, по которым этот самый маршрут проходит.

После приема заявления сотрудники Госавтодорнадзора проверяют маршрут на соответствие формальным признакам:

  • наличие маршрута в заявлении
  • соответствие маршрута типу заявления: то есть, международный маршрут или внутренний
  • длина написания маршрута – для международных перевозок маршрут задается очень короткий (не более 750 символов), чтобы он влез в небольшое поле бланка спецразрешения – достаточно указать основные точки маршрута, не вдаваясь в подробности. Для внутрироссийских перевозок маршрут может быть любой длины и, мало того, маршрутов может быть несколько! Для внутрироссийских перевозок опасных грузов к бланку спецразрешения предусмотрено приложение, которое не ограничено по объему.

Обращаем внимание, что требование Госавтодорнадзора о наличии в заявлении на специальное разрешение только одного маршрута незаконно! Упоминание этого требования контрольно-надзорного органа связано с тем, что такие прецеденты имели место быть.

Некоторые территориальные подразделения Госавтодорнадзора очень пристально следят за подробностью указания маршрута перевозки опасного груза. Это связано, в первую очередь, с особенностями конкретного города, конкретной территории.

Например: губернатор решил, что по главной улице города не должны постоянно ездить транзитные бензовозы. Как следствие – территориальный Госавтодорнадзор запрещает прописывать в маршруте главную улицу, муниципалитет не согласовывает маршруты с указанием этой самой главной улицы, а ГИБДД, да и сам Госавтодорнадзор выставляют на неё инспекторов и штрафуют всех перевозчиков грузов повышенной опасности, если в маршруте разрешения она не указана!

В таких случаях, чаще всего, подразделения Госавтодорнадзора сразу предлагают изменить маршрут и составить его в объезд участков, где перевозка опасного груза нежелательна.

После положительной проверки заявления и прилагаемых документов, ответственный сотрудник Госавтодорнадзора начинает процесс согласования маршрута с владельцами дорог. Еще раз отметим, что согласование маршрута с владельцами требуется только для внутрироссийских перевозок.

Процесс согласования маршрута происходит в несколько этапов:

На запрос согласования может вернуться положительный ответ, отрицательный и предложение о изменении маршрута с последующим повторным согласованием. Последний вариант скорее неформальный, но практика такая есть.

Если сотрудник Госавтодорнадзора знает, что там, где пройдет маршрут, планируются массовые мероприятия, то он имеет возможность запросить альтернативный маршрут для провоза грузов повышенной опасности. Например, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году этой нормой активно пользовались, но чаще просто отказывали в выдаче разрешения, а действующие приостанавливали.

  1. Правка маршрута при необходимости. Тут всё зависит от сотрудника Госавтодорнадзора : если решил, что изменение незначительное- внес правки в маршрут, не известил заявителя и выдал спецразрешение. Если решит, что правки существенные — может позвонить договориться с Заявителем, а может принять решение об отказе по причине несогласования маршрута.

Как вы видите, здесь многое зависит от сотрудника Госавтодорнадзора, и не стоит просить действовать по закону – по закону всегда, в случае необходимости изменения маршрута, будет отказ владельца в согласовании. В лучшем случае пустят в объезд без уведомления заявителя.

Как уже говорилось во введении, однозначного рецепта, который в 100 процентах случаев приведет к согласованию маршрута с первого раза, НЕТ! Можно только выделить несколько основных правил, которые увеличат шансы на согласование маршрута с первого раза:

  1. Прописывайте маршрут подробно! У водителя не должно быть возможности выбирать маршрут между двумя указанными точками на своё усмотрение. Маршрут должен быть однозначным!
  2. Используйте правильные географические названия и только общепринятые сокращения. В идеале, маршрут должен легко разбираться программными средствами, а не только человеком.
  3. При прокладке маршрута учитывайте правила провоза опасных грузов через тоннели. Особенно это касается перевозок за границей Российской Федерации – там все тоннели имеют категорию провоза опасных грузов. В нашей стране категорий у тоннелей пока нет, но зато можно неожиданно встретить перед въездом в тоннель знак, запрещающий проезд машин с опасным грузом.
  4. При прокладке маршрута по населенным пунктам, старайтесь чтобы путь не проходил рядом со школами, детскими садами, концертными залами, администрацией города и прочими объектами массового скопления людей. Все понимают, что это условие не всегда выполнимо, но к этому стоит стремиться.
  5. Старайтесь избегать прокладывать маршрут вблизи стратегических и опасных объектов. Иногда, даже проезд по определенному мосту может стать причиной отказа в согласовании маршрута.
  6. Если известно о массовых мероприятиях на маршруте, лучше сразу прописать объездной путь, или действие спецразрешения не должно включать в себя дату проведения мероприятия.
  7. Необходимо учитывать требования к стоянкам и заправке топливом при перевозке определенного груза.
  8. Если в заявлении указано несколько маршрутов, то желательно, во-первых, пронумеровать маршруты, а во-вторых, написать короткое наименование для каждого маршрута.
  9. При наличии возможности, стоит обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора для разъяснения именно их требований к маршруту.

Большинство из этих правил могут меняться, дополняться, в зависимости от территории по которой пролегает ваш маршрут, от подразделения Госавтодорнадзора, от перевозимого груза. Если вам известны еще какие-нибудь рекомендации по формированию маршрута или причины отказа в согласовании, то просьба писать в комментарии, делиться опытом.

В процессе получения спецразрешения и, в частности, в процессе согласования маршрута перевозки грузов повышенной опасности есть ряд проблемных вопросов, которые упущены в нормативных документах или просто не работают в жизни:

  1. Длительность согласования маршрута владельцами дорог хоть и ограничена 4 днями с момента получения заявки от Госавтодорнадзора, но часто это временное ограничение не соблюдается. Процесс этот может быть долгим и результат его не гарантирован. Всё зависит от расторопности владельцев дорог. Сотрудники территориальных управлений Госавтодорнадзора могут повлиять на процесс лишь косвенно. Как следствие, бывали случаи, когда получение специального разрешения теряло актуальность к моменту окончания согласования с владельцами дорог.
  2. В настоящее время отсутствуют критерии, по которым владелец дороги может принять решение о согласовании перевозки опасного груза. Владельцы дорог имеют слабое представление о потенциальной угрозе, исходящей от перевозимого груза. В результате, перевозчики вынуждены месяцами перестраивать и согласовывать маршруты, чтобы доставить груз по причине необоснованного отказа на одном из участков маршрута.

С другой стороны, нередко согласовывается перевозка вблизи социально значимых объектов в период их пиковой посещаемости, без учета степени угрозы, исходящей от груза. При данной постановке вопроса, выдача специального разрешения теряет какой-либо смысл.

  1. Отсутствие требований к подробностиописания маршрута. Маршрут в заявлении должен содержать название всех дорог, по которым проследует транспортное средство. Если дороги, где остановлено транспортное средство для проверки, нет в маршруте специального разрешения, то это формальная причина считать, что специальное разрешение отсутствует и вынести постановление по ч.1. ст 12.21.2 КоАП РФ.

Госавтодорнадзор, чаще всего, при получении заявления, не проводит анализ на непрерывность маршрута, а разбивает имеющийся маршрут на отдельные участки по владельцам дорог и отправляет на согласование. То есть, если вам выдали специальное разрешение — не факт, что там указаны все улицы, по которым придётся ехать, и это лучше отследить самостоятельно.

  1. Необходимость конвертировать маршрут из графического представления в подробный текст. Перевозчик первоначально прокладывает маршрут по карте, а уже потом вынужден переводить в текстовый вид для указания в заявлении.

Причем и водителю сложно воспринимать маршрут, состоящий из множества записей, которые можно расшифровать только с применением специализированных атласов, и часто он просто сбивается с маршрута или не следует ему.

  1. Одни и те же маршруты согласуются постоянно для перевозки одних и тех же опасных веществ. Например, одни и те же бензовозы возят свой груз всегда от завода до определённого набора автозаправочных станций, и каждый год, для каждого транспортного средства, одни и те же маршруты согласовываются заново.
  2. Согласованный маршрут может не учитывать существующих знаков. На маршруте может оказаться знак, запрещающий проезд или предписывающий определенное направление движения для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В такой ситуации любое действие наказуемо. Однако, за уход с маршрута предусмотрены гораздо более строгие штрафные санкции, чем за игнорирование этих знаков.

Часто ни владельцы дороги, ни сотрудники Госавтодорнадзора не имеют информации о наличии таких знаков, и, тем более, нет базы данных, где эти знаки могли бы храниться для автоматического формирования корректного маршрута.

В практике надзорных органов не редки случаи, когда маршрут, приложенный к специальному разрешению не соответствует согласованному, а попросту поддельный. Так делать не стоит – подделка обнаруживается достаточно быстро: инспектора контрольно-надзорных органов внимательно проверяют подлинность документов и печатей, а у инспекторов Госавтодорнадзора есть возможность проверить все реквизиты специального разрешения, включая маршрут на компьютере. И, при выявлении подделки, перевозчика ожидают гораздо более крупные неприятности чем при отклонении от маршрута.

В Ространснадзоре давно говорят о реализации Личного кабинета заявителя, где можно будет задать конечные точки маршрута, а информационная система сама построит маршрут с учетом ограничений, соответствующих конкретной перевозке, сформирует заявление с правильным текстовым описанием маршрута, но пока этот функционал не реализован.

Ведутся активные работы по реализации возможности подачи заявления на специальное разрешение по перевозке грузов повышенной опасности через портал Госуслуг, но в каком виде там будет возможность задать маршрут — не понятно. Хорошо, если в принципе появиться возможность использовать сайт Госуслуг.

По идее, перевозчик, должен на сайте Госуслуг задать, помимо прочих параметров перевозки, начальную и конечную точку маршрута и получить правильный маршрут, учитывающий все требования. Но, сейчас, для реализации этого нет:

  1. Нет четких формализованных требований к маршруту
  2. Нет перечня объектов, вблизи которых перевозка опасных грузов запрещена или ограничена, и как следствие нет возможности определить соответствующие географические области
  3. Отсутствует перечень тоннелей с информацией по ограничениям перевозки опасных грузов. В Российской Федерации тоннели еще в принципе не имеют категории.
  4. Отсутствует обновляемая база владельцев дорог
  5. Отсутствует программные средства у владельцев дорог, где они могли бы не только принимать решения о согласовании конкретной заявки, но и вводить временные или постоянные ограничения на проезд автомобильного транспорта вообще и на провоз опасных грузов в частности! Сейчас, очень часто, работа с владельцами дорог ведется через письма и хорошо если электронные
  1. Нет маршрута перевозки в электронном виде
  2. Не понятно, находится машина в данный момент в рейсе или нет. Не понятно, едет машина с грузом или порожняком
  3. Не понятно по какому конкретно маршруту, по какому спецразрешению, то есть с каким грузом, двигается транспортное средство. У перевозчика нет обязанности сообщать про конкретную перевозку
  4. Аппаратура ГЛОНАСС устанавливается только на тягачи, а груз перевозится в полуприцепах и не всегда является опасным.

Развитие информационных технологий влечет за собой как автоматизацию многих рутинных операций, так и возможность дополнительного контроля за перевозкой опасных грузов. Но, в первую очередь надо думать о безопасности людей, о безопасности природы, которые могут пострадать при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами.

Информатизация сферы перевозки опасных грузов очень важна как для облегчения работы перевозчиков, так и для обеспечения безопасности таких перевозок.

Согласование маршрута перевозки опасного груза вопрос не однозначный и на него сложно дать точный ответ. Развитие законодательство в этой области, развитие информационных технологий должны помочь в решении накопившихся вопросов.

Приведенные в статье рекомендации являются результатом анализа текущего состояния нормативных документов и реального опыта работы по получению спецразрешений и согласованию маршрутов перевозки грузов повышенной опасности.

Шобохонова М. В.

В практику российских организаций и ИП вернулись инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, какие виды инструктажей необходимо организовать, какие требования установлены к инструктирующему

Для кого обязательны инструктажи по БДД

Новые правила Минтранс утвердил Приказом № 145 от 30.04.2021. Требования обязательны для физических лиц, которые работают на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Эти работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Новые правила не действуют в отношении:

  • органов государственной и муниципальной власти,
  • аварийно-спасательных служб,
  • иностранных (международных) грузовых и пассажирских перевозок,
  • перевозок грузов внутренним промышленным транспортом.

Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель

Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.

  1. Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.

В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.

В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.

  1. Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.

  1. Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.

Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.

Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.

  1. Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.

Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

Богданова

Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:

Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).

Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:

Как оформить инструктажи с водителями

Работодателям придется завести журнал учета инструктажей водителей, где отмечать все проведенные мероприятия. В журнале надо указать дату и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Правила допускают применение электронной цифровой подписи, если работодатель уже ввел электронное оформление инструктажей.

Мы рекомендуем расширить объем журнала. Если работодатель решит вести инструктажи в электронном виде, то и журнал должен содержать ЭЦП ответственного и водителя. Для крупного бизнеса это выгодно, а ИП могут проводить инструктажи и в бумажном виде.

Пример заполнения журнала инструктажей по БДД вы найдете в нашей шпаргалке.

Минтранс утвердил социальные стандарты для общественного транспорта. Там прописано, сколько должны стоить билеты на городской транспорт, где должны быть остановки, какими должны быть автобусы, троллейбусы и трамваи и на сколько минут они могут отставать от графика (спойлер: на 2 минуты).

По замыслу, государственные и муниципальные власти будут учитывать новые стандарты при планировании городского строительства, при заключении контрактов с автотранспортными компаниями и при утверждении тарифов на перевозку пассажира.

Что за стандарты?

В 2008 году в России начала действовать транспортная стратегия до 2030 года. Чиновникам потребовалось почти 500 страниц, чтобы описать, как должна развиваться транспортная инфраструктура России. Если верить этому документу, то через 20 лет у нас будет обширная сеть автомобильных дорог, современный железнодорожный и авиатранспорт, безопасный и экологичный городской. Социальные стандарты транспортного обслуживания — это один из пунктов этой стратегии.

Стандарты как бы подтверждают, что государство действительно хочет сделать так, чтобы весь городской транспорт стал лучше. Дальше чиновники Минтранса оценят транспорт во всех муниципалитетах на соответствие нормативам, составят рейтинг проблемных муниципалитетов и начнут устранять недостатки в самых плохих районах и городах. Дело за малым.

Что написано в стандартах? Каким должен быть общественный транспорт по мнению Минтранса?

В стандартах много конкретики:

Доступность. Остановки должны находиться не дальше 500 метров от многоквартирного дома и 800 метров от частного, если в районе застройки живет не меньше 25 человек. Отдельно прописан норматив для больниц и поликлиник: не дальше 300 метров от остановки.

Стоимость. Цена билета на общественный транспорт должна зависеть от среднего дохода в регионе, а ежемесячные расходы на транспорт не должны превышать 7% от доходов пассажиров.

Опоздания. Рейсы по маршрутам должны идти строго по расписанию, с опозданием не больше чем на 2 минуты.

Комфорт. В салоне должно быть не холоднее 12 градусов зимой и не жарче 25 градусов летом. В автобусе не должно быть слишком много людей: максимум пять человек на один квадратный метр.

Пересадки. Вы должны доехать в любую точку города максимум с двумя пересадками, если живете в городе с населением больше 500 000 человек, и с одной пересадкой, если город меньше.

Так что теперь изменится? И как было раньше?

Раньше требования к городскому транспорту были разрозненными и за их выполнением следили разные службы.

Например, расположение автобусных маршрутов и остановок устанавливали строительные нормы. За удовлетворительное состояние салонов автобусов и трамваев отвечал Роспотребнадзор. А стоимость билетов утверждали городские власти исходя из собственных сложных расчетов.

Чтобы изменить маршрут автобуса или перенести остановку, чиновникам приходилось привлекать все эти службы. Процесс шел медленно, а результат не всегда получался удобным для пассажиров.

Социальный стандарт объединил все требования к городскому транспорту в одном документе. Соблюдать единый стандарт проще.

Что это значит для меня?

Вы можете сравнить, соответствует ли городской транспорт в вашем районе новым стандартам. Если не соответствует, то подождите, когда власти приведут его в порядок. А лучше вмешайтесь и попытайтесь ускорить процесс.

У нас весь дом идет пешком два километра, чтобы сесть на троллейбус. Что нам делать?

Пишите жалобу в муниципалитет. Приложите карту с отметками, на которой видно, что расположение остановки не соответствует стандарту. Соберите подписи соседей и сошлитесь на распоряжение Минтранса.

Каждый день замерзаю в трамвае, там +10 градусов. Что мне делать?

Сообщите о нарушении в автотранспортную компанию, которая обслуживает ваш маршрут. Приготовьте данные: дату, время, номер маршрута и номер трамвая, если знаете. Сошлитесь на социальный стандарт.

Если телефонный звонок ничего не изменит, готовьте письменную жалобу в муниципалитет, прокуратуру и Минтранс.

И все-таки как новые стандарты помогут изменить ситуацию? Мало же просто бумажку написать.

Социальные стандарты — это ориентир, которому должна соответствовать транспортная система страны, города и района. Дальше государство должно разработать программу реализации социальных стандартов. В плане работы Министерства транспорта этот пункт намечен на IV квартал 2017 года. Один из этапов внедрения социальных стандартов — оценка качества работы общественного транспорта в каждом муниципалитете.

Жалобы пассажиров помогут муниципалитетам устранить мелкие нарушения до начала процедуры оценки их работы. Когда оценка начнется, мэр или руководитель района смогут показать надзорным инстанциям хорошую работу общественного транспорта. Чем раньше пожалуетесь — тем больше вероятность, что проблему решат быстро.

Какие еще есть социальные стандарты? Как государство их соблюдает?

Социальные стандарты — минимальный набор материальных благ и общедоступных бесплатных услуг, который государство гарантирует гражданам. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата, стандарты бесплатного образования и медицины — это всё социальные стандарты. Если государство принимает очередной социальный стандарт, то берет на себя обязательства по его выполнению.

К сожалению, социальный стандарт ничего не гарантирует гражданам. Бывает, государство годами реализует прописанные нормы, а затем признаёт их устаревшими и вовсе отменяет.

Читайте также: