Кто предоставляет субвенции из бюджета федерального фонда бюджетам территориальных фондов

Обновлено: 28.06.2024

У муниципальных образований стало больше возможностей получать и предоставлять средства в рамках межбюджетных отношений. Это предусмотрено:

    с поправками к Бюджетному кодексу; с поправками к федеральным законам от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Перечислим четыре ключевых изменения.

1. Регионы и муниципальные образования теперь обладают более широкими полномочиями по установлению единых нормативов отчислений от неналоговых доходов в другие бюджеты.

3. Законодатели уточнили порядок предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, а также условия выделения субсидий, дотаций и субвенций местным бюджетам.

4. Появилась возможность объединить в единую субвенцию предоставляемые из федерального или регионального бюджета субвенции на обеспечение расходных обязательств. Речь идет об обязательствах, которые возникают при исполнении органом МСУ переданных ему двух и более полномочий РФ или региона.

Регионы могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов

Расширены бюджетные полномочия регионов, муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.

Субъекты РФ теперь вправе устанавливать нормативы отчислений от своих неналоговых доходов в местные бюджеты (ст. 8 БК). Регион может передать эти доходы муниципалитетам полностью или частично. Он имеет право ввести единые нормативы отчислений от своих неналоговых доходов трех видов:

  • денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП или региональным законом об административных правонарушениях;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъекта РФ.

Муниципальные районы и городские округа с внутригородским делением также имеют право передавать свои неналоговые доходы нижестоящим бюджетам (ст. 9 БК).

1. Органы власти муниципального района могут установить нормативы отчислений в бюджеты поселений, входящих в состав района.

2. Органы власти городских округов с внутригородским делением вправе ввести аналогичные нормативы для бюджетов внутригородских районов.

В обоих случаях Бюджетный кодекс разрешает устанавливать нормативы отчислений от неналоговых доходов четырех видов:

На заметку: Финансисты учитывают неналоговые доходы местных бюджетов, когда определяют расчетный уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования для предоставления дотаций, субвенций и субсидий

  • денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП или региональным законом об административных правонарушениях;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах поселений и внутригородских районов;
  • средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Регионы будут выделять дотации на поощрение лучших муниципальных практик

Правительство вправе предусмотреть предоставление регионам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях поощрения лучших практик по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения. Такая возможность предусмотрена частью 3 статьи 18.1 Закона № 131-ФЗ. Теперь Минфин может предоставлять такие трансферты регионам в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ (ст. 131 БК). Регионы, в свою очередь, могут направлять эти средства в виде дотаций в местные бюджеты. Дотации предоставляются без каких-либо условий и целей. Этими суммами муниципалитет волен распорядиться по своему усмотрению. Кто именно получит финансирование, региональные власти решат по итогам оценки эффективности деятельности органов МСУ.

Субъекты РФ будут предоставлять дотации на основании соглашений между региональным финансовым органом и местными администрациями. В соглашении можно предусмотреть меры по социально-экономическому развитию муниципальных образований и оздоровлению муниципальных финансов. При расчете размера дотаций регионам запрещено снижать планируемое значение критериев выравнивания бюджетной обеспеченности по сравнению с текущими показателями.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от НДФЛ. Такая замена возможна при составлении бюджета субъекта РФ на очередной год и только по согласованию с органами МСУ.

Уточнены условия предоставления субсидий местным бюджетам

Муниципальное образование может получить субсидию, только если в местном бюджете запланированы бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. Объем этих ассигнований должен быть достаточным с учетом размера субсидии.

На заметку: Условие предоставления субсидии на конкретные цели — долевое участие бюджета-получателя

Регион заключает с муниципальным образованием соглашение о предоставлении субсидии. В нем должны быть закреплены:

  • обязательство муниципалитета выделить средства на расходы, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
  • ответственность за неисполнение расходных обязательств.

Субъект РФ выделяет муниципальным образованиям субсидии, предусмотренные специальным перечнем. Его регион составляет самостоятельно.

На заметку: Ограничено предоставление иных межбюджетных трансфертов

Общий объем иных межбюджетных трансфертов и дотаций из регионального бюджета на обеспечение сбалансированности местных бюджетов теперь ограничен (ст. 139.1 БК). Он не может превышать 15 процентов:

  • от общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта, за исключением субвенций;
  • расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (или его части), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.

Данное ограничение может быть превышено на сумму межбюджетных трансфертов, которые регион выделил для поощрения муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития, а также для ликвидации последствий ЧС.

Уточнен порядок предоставления субвенций местным бюджетам

Регион устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам в законе субъекта РФ (п. 5 ст. 140 БК). В этом документе закрепляют:

  • правила определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий;
  • показатели (критерии) распределения субвенций между муниципальными образованиями.

Субвенции выделяются безвозмездно и безвозвратно, но на определенные цели. Кроме того, деньги нужно потратить в установленный срок. Если муниципалитет не выполнил эти условия, субвенцию придется вернуть в региональный бюджет.

У муниципального образования могут возникать расходные обязательства в связи с выполнением двух и более государственных полномочий РФ или региона, переданных органам МСУ. В этом случае субвенции на финансовое обеспечение этих обязательств можно объединить в единую субвенцию. Порядок ее формирования и предоставления утверждает своим законом регион.

Регионы теперь могут предоставлять субсидии друг другу. Такое же право получили муниципальные образования (ст. 138.3 БК).

Субсидии из одного регионального бюджета другому можно предоставлять для софинансирования расходных обязательств для выполнения полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения. Цели и условия выделения таких сумм устанавливаются в соглашениях между субъектами РФ.

Важно: В расчет уровня доходности не включают арендную плату за земельные участки, предоставленные муниципальным предприятиям, казенным, бюджетным и автономным учреждениям

Муниципальное образование, у которого налоговые доходы превышают установленный регионом уровень, теперь может предоставить субсидию субъекту РФ. При расчете уровня доходности муниципалитетов регион будет учитывать как налоговые, так и неналоговые доходы их бюджетов за счет поступлений из трех источников:

  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платы за передачу в аренду муниципальных земельных участков, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • средств от продажи прав на заключение договоров аренды этих земельных участков.

Цели и условия предоставления субсидии местные администрации устанавливают в соглашении. Порядок его заключения определяет представительный орган муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.

У глав неплатежеспособных муниципальных образований появились новые обязательства

90 дней — максимальный срок, на который регион может предоставить бюджетный кредит

Расширена статья, касающаяся восстановления платежеспособности муниципального образования (п. 168.4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). Если оно не в состоянии погасить задолженность перед регионом или другим муниципалитетом, временная финансовая администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности. Затем план согласовывают стороны, участвующие в производстве по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования. План утверждает представительный орган МСУ.

За реализацию плана отвечает глава муниципального образования. Он заключает с финансовым органом субъекта РФ соглашение, в котором стороны отражают обязательства муниципального образования. Данное соглашение заключают не более чем на пять лет.

Уточнены условия предоставления бюджетных кредитов

Муниципальное образование может получить бюджетный кредит, только если оно не имеет просроченной или неурегулированной задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, к которому обратилось за кредитом (п. 1 ст. 93.2 БК).

Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счете местного бюджета не должен превышать 1/12 утвержденного объема доходов этого бюджета. Субсидии, субвенции и другие трансферты, имеющие целевое назначение, исключаются из этого объема доходов. Бюджетный кредит предоставляется не более чем на 90 дней. Муниципальное образование должно вернуть деньги не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Читайте также: