Кто поручил художнику францу рубо изобразить бородинскую панораму

Обновлено: 30.06.2024

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) родился в Одессе в семье выходцев из Франции, обосновавшихся в России. Отец, Алекс Рубо, был родом из Марселя, занимался книжной торговлей. Франц рано проявил способности к рисованию, и отец поддержал стремление сына стать художником.

В девятилетнем возрасте Франц был отдан в Одесскую рисовальную школу, в которой проучился до 1877 года. В 1878 поступил в Баварскую академию художеств в Мюнхене. В период учебы Рубо каждое лето приезжал в Россию и отправлялся путешествовать по Украине, Средней Азии или Кавказу. Из каждой такой поездки он привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавал картины.

Начинал он в бытовом жанре, рисуя небольшие картины, чаще всего - сцены охоты, но постепенно перешел к батальной живописи.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором, руководителем батальной мастерской Петербургской академии художеств. Через несколько лет он был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

После окончания работы над панорамой она несколько дней экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах.

11 сентября 1912 года во временном деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова на Чистых прудах у Покровских ворот, состоялось торжественное открытие панорамы. На открытие прибыл император Николай II.

Бородинская панорама оказалась последней масштабной работой в творчестве Рубо. В 1913 году он уехал на лечение в Германию, предполагая через некоторое время вернуться на родину, однако эти планы нарушили начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция в России.

С 1913 года Франц Рубо вместе со второй женой Эльзой и детьми жил в Баварии. Он построил для семьи небольшой дом в окрестностях Мюнхена недалеко от озера. По воспоминаниям внучки Сильвии, там он стал страстным приверженцем парусного спорта, на собственной парусной яхте принимал участие в различных соревнованиях и регатах.

В последние годы жизни, не имея значительных заказов, художник жил почти в полном забвении.

Скончался Франц Рубо 13 марта 1928 года в Мюнхене.


Чем знаменит

Панорамы Рубо представляют собой широкоохватные картины, создающие, благодаря сочетанию с трехмерным макетом на переднем плане, иллюзию исторического события, происходящего на глазах у зрителя.

Эти работы были отмечены высокими наградами, а сам художник приобрел огромную популярность.

В 1904-12 годах Рубо преподавал в Академии художеств и воспитал немало баталистов. Среди его учеников - М. Б. Греков, М. И. Авилов, П. И. Котов и другие.

О чем надо знать

Однако первоначально Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенную битву за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов Ермолова и Кутайсова. Он подготовил большой эскиз будущей картины, но император его отклонил. В живопись вмешалась политика — это было время создания и упрочения русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания, образовав Антанту.

Дальнейшая история панорамы оказалась не менее драматичной. Ажурная крыша временного деревянного здания, которое изначально планировалось вскоре заменить на постоянное каменное, протекала во время дождей. Из-за этого промокали и разрушались холщовый зонт над площадкой и предметный план, а на картине оставались потеки.

После Октябрьской революции здание панорамы вместе с картиной Рубо было передано электротехническому училищу, его стали использовать для собраний и митингов.

Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила – из 1725 м² были утеряны 900 м². Предметный план также оказался частично утраченным. В 1939 году комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая панораму, пришла к выводу о невозможности ее восстановления.

После Великой Отечественной войны группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти панораму. За 1,5 года полотно восстановили. При этом было отреставрировано около 150 м² батальных сцен и примерно 500 м² неба. Однако Корин внес в оригинальную работу Рубо ряд изменений, увеличив фигуру Михаила Кутузова и впервые поместив на картину раненого Петра Багратиона.

После реставрации картины оказалось, однако, что в Москве нет места для ее размещения, и панорама вновь была отправлена на хранение — на этот раз в запасники ГМИИ имени Пушкина.

Но и в этот раз картина Рубо экспонировалась недолго. Спустя пять лет, в июне 1967 года, сторонники Культурной революции в Китае облили панораму воспламеняющейся жидкостью и подожгли. При пожаре погибло около 60% картины.

Восстановлением полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.

Прямая речь

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Так создавалась панорама

Для создания панорамы мало написать большое полотно, необходимо оформить и предметную экспозицию переднего плана, естественно переходящую в живописное изображение. Художнику пришлось осваивать новое для себя дело, стать и бутафором, и скульптором, и светотехником.

Успех окрылил мастера, и он приступил к грандиозной работе по созданию новой панорамы, посвященной обороне Севастополя в ходе Крымской войны. Работа проводилась в предместье Мюнхена в течение трех лет. Вместе с Рубо над созданием панорамы трудились и немецкие художники.

Поражают масштабы панорамы, созданной в такой короткий срок. При высоте полотна в 14 метров, его длина составляла 115 метров. Только предметный план панорамы составил около 1000 квадратных метров. К открытию панорамы в 1905 году, в Севастополе пришлось построить специальное здание по проекту военного инженера подполковника . Успех панорамы превзошел все ожидания, у зрителей создавалась иллюзия реальности исторического события, разворачивающегося прямо на их глазах.

Авторитет художника-баталиста Рубо стал в России необычайно высок. Его пригласили в Петербургскую академию художеств преподавать батальную живопись. В Академии он проработал более 8 лет, воспитав немало прекрасных баталистов, среди его учеников были , М.Б. Греков, .

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную Бородинской битве, председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Фрагмент панорамы

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. В основу сюжета был положен один из ключевых моментов Бородинского сражения — штурм французами деревни Семеновское. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников, Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика , который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Фрагмент панорамы

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал:

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника П. Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет.

Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе рядом со знаменитой Кутузовской избой. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Ольга Федорова

Одной из тем, привлекших внимание Рубо, стала Бородинская битва — событие, ушедшее от нас в глубину истории уже почти на два столетия.

В силу своей специфики панорамное «искусство тяготело к исторически правдивому показу событий, реалистическому воспроизведению картин природы, горных и морских пейзажей. Рубо хорошо понимал, что зрелищность, которая привлечет внимание людей, разных по уровню образования, профессии, возрасту, не должна скрывать основную патриотическую мысль Бородина.

Приближался вековой юбилей Бородинского сражения, к подготовке которого были привлечены известные историки, военные и политические деятели, солдаты и офицеры российской армии, художники.

Франц Рубо, принявший предложение, начал работу. О Бородине его интересовало все: последовательность эпизодов баталии, особенности формы и строя русской и французской армий, расцветка знамен, масть лошадей разных кавалерийских полков, позы работающих у орудий артиллеристов, предметы вооружения обеих армий, портреты военачальников, характер ландшафта. Чтобы осмотреть поле битвы и выбрать наиболее удачную точку обзора в задуманной панораме, баталист приезжал в апреле 1910 г. со своими военными консультантами — полковником Афанасьевым и внучатым племянником П.И.Багратиона Д.П.Багратионом — в Бородино. Тогда же он посетил музей, открытый 11 февраля 1902 года в двух залах станции. Во время этой поездки художник исполнил первые эскизные наброски пейзажа, которые, к сожалению, не сохранились.

Один из жителей деревни Семеновское позже вспоминал, что для Рубо сооружали на правом берегу Семеновского ручья смотровую площадку высотой около шести метров. На ней укрепили полукругом картон, чтобы можно было лучше осмотреть поле и, выбрав наиболее удачный момент битвы для изображения на холсте, начать первоначальный эскиз.

Живописное полотно панорамы было решено создавать в Мюнхене, в оборудованной для этой цели мастерской. Уехав в Баварию, Рубо продолжал изучать документы, исторические материалы, а также иконографические источники, которые преломились в его творческом воображении весьма своеобразно.

Глубина пространства, изображенного на полотне, невелика. Она ограничена склоном холма, но и на небольшом поле перед батареей Раевского Рубо сумел разместить значительный отряд русской пехоты. Он превосходно передал динамику боя. Фигуры солдат почти слились со склоном высоты, острия их штыков направлены в одну точку — к вершине кургана, куда указывает рука Ермолова, скачущего на белом коне в гуще пехоты. Воля полководца соединилась в общем порыве с устремленностью массы солдат.

В изображении больших отрядов войск Рубо идет от общего к частному. Его основная цель — передать психологическое состояние батальона уфимцев в целом. Единство русской армии баталист подчеркнул, показав плотную группу пехотинцев обобщенно и выделив лишь фигуру военачальника. Главное в трактовке этого эпизода — стремление российских солдат вперед, к победе над противником.

На полотне хорошо виден юго-восточный склон Курганной высоты, по нему уфимцы устремились в контратаку. Со смотровой площадки, которая находится на краю Семеновского оврага, этот склон почти не виден. Чтобы его осмотреть, следует встать несколько выше, ближе к батарее Раевского, и восточнее, то есть за домами деревни Семеновское — на холме, господствующем в этом районе поля. С этой же точки вдали, на юго-западе, просматривается позиция войск Наполеона. Хорошо видно пространство, где шел несколько часов бой за Багратионовы флеши. На нем разворачивались пехотные части российской армии (в их числе — и дивизия генерала П.П.Коновницына), которые отбивали у противника укрепления левого фланга. Рубо приблизил их к зрителю, как и батальон Уфимского полка, действовавший в центре позиции. Горизонтальное членение этой части полотна на ряд планов помогает художнику изобразить большое пространство, на котором идет жестокий бой. На холсте — огромные массы сражающихся противников. Части французской пехоты и кавалерии атакуют Семеновские высоты. Русские артиллеристы, встречая неприятеля на правом берегу ручья, стреляют почти в упор, переходят врукопашную, а издали приближаются многочисленные войска французов. У горизонта виден район деревни Шевардино, где стоит в резерве гвардия Наполеона. Там же, на командном пункте, едва заметна маленькая фигурка французского полководца, руководящего своими войсками.

Два несохранившихся холста первоначального варианта панорамы были объединены общим сюжетом — отражением российскими войсками неудачной атаки противника на флеши. В контратаку двинулась выходящая из Утицкого леса дивизия Коновницына. В ее составе со знаменем в руках генерал А.А.Тучков, увлекающий за собой солдат своей бригады. Кирасиры И.М. Дуки, содействуя пехоте, теснят французов, уже покидающих русские укрепления.

Расширяя сюжетную канву панорамы, Рубо включил в нее эпизод кавалерийского боя у батареи Раевского, происходившего позднее на два часа. Это было необходимо для утверждения главной идеи художника и вносило разнообразие в композицию, позволяя показать зрителю особенности строя, вооружения, экипировки кавалерийских частей обеих армий. Баталист изобразил тяжелую кавалерию Наполеона, саксонских и вестфальских кирасир, которые развернутым строем приближаются сплошной стеной к батарее Раевского. Им навстречу на рысях двигаются полки русских кирасир генерала Н.М.Бороздина. Польские уланы Рожнецкого уже врубились в легкокавалерийские части российской армии.

Четкость и упорядоченность композиции соседнего фрагмента, на котором представлены резервы армии М.И.Кутузова, сопоставлены с динамичным решением эпизода кавалерийской сечи во ржи.

Выбирая для Бородинской панорамы те эпизоды битвы, в которых проявилось наивысшее напряжение эмоциональных и физических сил русских солдат и офицеров, благодаря чему был достигнут военный успех, Рубо, как и Толстой, подчеркивает моральное превосходство российской армии над противником. Изображение всех родов войск давало художнику возможность показать многообразие движений огромных масс, скоординировать и уравновесить динамичные эпизоды со статичными. Через эти разнохарактерные действия виртуозный мастер батальной композиции передает особенности психологического состояния сражающихся войск.

Холсты первоначального эскизного варианта произведения, исполненные к началу марта 1911 года, являются этапной работой мастера. Они наиболее полно отражают его эстетическую программу. Рубо, в отличие от Верещагина, не изображал ужасов войны. На его полотнах нет кровавых сцен и корчащихся в предсмертных муках человеческих тел. Трагизм войны он выявлял тактично, ненавязчиво, с помощью особенностей живописного решения панорамы. Большую роль в этом играет пейзаж, который в эскизе не только несет эмоциональную нагрузку, но и является, наряду с батальными эпизодами, равноправным компонентом в раскрытии содержания произведения. Сопоставление мирной картины природы (равнины со спелой золотистой рожью и сочной зеленью отросшей травы) и жестокой битвы подчеркивает драматизм события, внося трагические мотивы в изображение.

Бытовые детали в пейзаже единичны, но все же их можно заметить. На первом плане, у батареи Раевского, Рубо написал небольшую распаханную полоску ржаного поля. Среди отвалов рыхлой почвы на краю пашни осталась брошенная соха — орудие мирного крестьянского труда. Война прервала занятие пахаря, плоды его усилий безжалостно уничтожаются в ходе сражения, а забытая им соха, усиливающая трагизм войны, стала символом мира и тишины.

Небольшой размер холста первого варианта придает ему камерный характер. Колорит отличается особой мягкостью и лиризмом. На желто-зеленом, а иногда коричневатом фоне пестреют

мундиры солдат, поблескивают штыки и кирасы, белеют клубы дыма от разорвавшихся гранат. Голубеющие дали подернуты пеленой, так что переход от неяркой зелени лугов к синеве неба почти незаметен. Приглушенно звучат яркие тона мундиров французских кавалеристов. Всплески белого, красноватого, синего цвета не вырываются из общей зеленовато-охристой гаммы.

В окончательном варианте панорамы баталист изобразил события на Бородинском поле после полудня, когда включались в сражение огромные массы кавалерии, что придавало батальной сцене излишнюю бравурность, так как полки гвардейской пехоты российской армии отодвигались на дальние планы, а других ярких эпизодов содружества разных родов войск в это время не происходило.

Для этой цели Рубо вновь посетил Бородинское поле 26 августа 1911 года, когда, очевидно, изменил точку обзора, приблизив ее к оврагу и южной окраине деревни Семеновское. Отсюда хорошо просматривался русский левый фланг до Утицкого леса, а также высоты, куда устремились войска неприятеля. С этой точки баталист смог показать более отчетливо отражение русской гвардейской пехотой кавалерийских атак противника.

Заключив контракт с Главным штабом российской армии, художник уехал в Мюнхен, где создавал панораму в содружестве с баталистом К.Беккером, пейзажистами К. Фрошем, Цено-Димером и Мюллером. Он постоянно общался с историками, приезжавшими в Баварию, вел переписку с потомками героев 1812 года, получал советы, рисунки, образцы оружия и формы. В конце мая 1912 года панорама была закончена, и с 29 мая по 2 июня зрители могли осмотреть ее в мюнхенской мастерской.

Судьба Бородинской панорамы сложилась трагично. Рубо хотел показать оба ее варианта в одном здании, чтобы зрители смогли по достоинству оценить их сюжеты. Но первый эскизный вариант, некоторое время экспонировавшийся на юбилейной выставке в Музее 1812 года, неожиданно бесследно исчез. Позднее выяснилось, что холсты купил великий князь Николай Михайлович для своей коллекции и по его распоряжению их сняли с экспозиции и увезли в Санкт-Петербург.

Любители панорамного искусства и специалисты не видели эскизного варианта до конца 1940-х годов. Чудом уцелевшие во время Великой Отечественной войны и находившиеся по неизвестным причинам в Малоярославце, полотна (четыре из шести) в 1950-х годах посту-

пили в Бородинский музей из фонда Министерства культуры СССР.

Эскизу повезло больше, чем окончательному варианту панорамы. Он попал в руки крупного художника-реставратора А.Д. Корина, который сделал все, чтобы его сохранить для потомков: закрепил и восстановил частично утраченный красочный слой, затонировал осыпавшуюся нижнюю часть полотен, воссоздал поврежденные фрагменты батальных сцен. Для создания оптимальных условий хранения холстов при экспонировании Корин забрал их в общую раму, предварительно устранив все деформации эскиза. При перестройке здания Бородинского музея к 150-летию сражения для показа первоначального варианта панорамы был специально спроектирован большой зал, где четыре холста нашли достойное место.

Вопрос о восстановлении этого монументального произведения решался много раз. К 1941 году специальная комиссия, возглавляемая академиком И.Э.Грабарем, исследовала холст и подготовила его к реставрации. Из почти 1200 квадратных метров полотна утраты составили 445, поврежденная площадь — 529 квадратных метров. Из них 82 метра — жанровая часть, остальное — небо.

К 1946 году, когда специалисты вновь осмотрели панораму, оказалось, что погибло более 900 метров холста с изображением неба, поврежденной оказалась и батальная часть композиции. Но, несмотря на это, последовало решение начать реставрацию. Восстановление этой большой работы русского панорамиста длилось более десяти лет. Второе ее рождение состоялось в 1962 году, к 150-летнему юбилею Бородина.

На этом злоключения с панорамным холстом не закончились. В 1968 году пожар, возникший по неизвестным причинам в экспозиционном зале, уничтожил почти все полотно. Оставшийся небольшой фрагмент (около 40 квадратных метров) был вмонтирован при воссоздании панорамы в новый холст, написанный художниками студии имени М.Б. Грекова. Теперь зрители могут осматривать, по существу, копию, созданную разными мастерами, почерк которых существенно отличается от живописной манеры Рубо. Подлинный фрагмент, находящийся на значительном расстоянии от смотровой площадки, затерялся, так что зрители лишены возможности его изучать и рассматривать.

Единственным подлинным произведением позднего творчества большого мастера панорамного искусства, каким был Франц Рубо, являются четыре полотна первоначального эскиза-варианта, хранящиеся в музее на Бородинском поле. Они дают возможность оценить достоинства сюжета и художественного языка Бородинской панорамы.


Архитектор П.Воронцов-Вельяминов и инженер Е.Израилович построили на Чистых прудах павильон с ажурной купольной конструкцией, в котором и экспонировалось живописное батальное полотно. Первыми посетителями панорамы стали император Николай II и его семья. Павильон считался временным до планируемой постройки каменного здания предположительно возле храма Христа Спасителя, но грянула революция и про проект музея Отечественной войны забыли почти на полвека.


Для нового музейного здания было выбрано место в бывшей деревне Фили возле воссозданной кутузовской избы, той самой, в которой в 1812 году проходил Военный совет, принявший решение оставить Москву французам без боя. Архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов подготовили проект цилиндрического здания со стеклянной облицовкой фасада в стиле советского модернизма.

Панорама во все времена пользовалась популярностью у интересующихся историей горожан и туристов, в кассы выстраивались длинные очереди, однако в 1967 году произошёл трагический инцидент: в период обострения отношений между СССР и Китаем члены китайской делегации совершили акт вандализма, облив картину самовоспламеняющейся жидкостью. В огне пострадало 60% полотна, но реставраторы Студии военных художников имени Грекова смогли восстановить утраченные фрагменты.




Памятник Михаилу Кутузову (1973, скульптор Н.Томский, архитектор Л.Голубовский). Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне с подзорной трубой в правой руке. На семиметровом постаменте с трёх сторон расположены бронзовые горельефы, посвящённые соратникам Кутузова и русским солдатам. Скульптуры героев Отечественной войны, среди которых Пётр Багратион, Барклай де Толли, Матвей Платов, Дмитрий Дохтуров, Николай Раевский, Алексей Ермолов, Пётр Коновницын, Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие, выполнены с портретным сходством.







Музей располагает коллекцией из 69 трофейных артиллерийских стволов, захваченных в 1812-1814 годах. Все орудия использовались в наполеоновских войсках в качестве вооружения дивизионной и полковой артиллерии и участвовали в боевых действиях. Представленные на стилобате стволы отлиты на трёх заводах — в Страсбурге, Дуэ и Метце. Они имеют единую конструкцию, общую систему обозначений и одинаковые прицельные приспособления, но отличаются рядом декоративных отличий. На орудиях выгравирована информация о параметрах пушки и вензель Наполеона. Несколько захваченных пушек были изготовлены в Италии, Австрии, Пруссии.



В боковых крыльях здания разместились музейные залы с экспозицией о начале вторжения французов в Россию, пожаре Москвы и бегстве наполеоновской армии. На сегодня в фондах музея собрано 40 000 экспонатов, включая художественные произведения, старинные книги, вооружение, обмундирование и снаряжение воевавших сторон.













Штаб Наполеона размещался на Шевардинском редуте, император изображён на белом коне во главе своей свиты. Он бросил в бой кавалерию, но атака французских кирасир была ослаблена естественной преградой — всадникам пришлось преодолевать Семёновский овраг небольшими группами. На картине то здесь, то там запечатлены ожесточённые схватки русских и французских кавалеристов.











Бородинское поле в наши дни


Фрагменты картины Франца Рубо крупным планом





























Историческая изба крестьянина Фролова была утрачена ещё в XIX веке и дважды восстанавливалась. Её первоначальный вид сохранился на картинах художника Алексея Саврасова.



Бюст Михаила Кутузова (1958 год, скульптор Николай Томский)



Обелиск возле Кутузовской избы установлен в 1883 году офицерами Гренадерского корпуса, которые решили увековечить историческое место совета в Филях и перенесли сюда каменный верстовой столб со Смоленской дороги.



Храм-часовня Михаила Архангела была построена в 1912 году на средства Московского общества хоругвеносцев и пожертвования москвичей по случаю столетнего юбилея Отечественной войны в память о генерал-фельдмаршале Михаиле Кутузове (архитектор Н.Струков, гражданский инженер М.Литвинов).

После Октябрьской революции обезглавленный храм использовался как рабочий клуб, а затем для хозяйственных нужд Министерства финансов. В наши дни храм Михаила Архангела возвращён верующим и входит в состав музейного комплекса.


Архитектор П.Воронцов-Вельяминов и инженер Е.Израилович построили на Чистых прудах павильон с ажурной купольной конструкцией, в котором и экспонировалось живописное батальное полотно. Первыми посетителями панорамы стали император Николай II и его семья. Павильон считался временным до планируемой постройки каменного здания предположительно возле храма Христа Спасителя, но грянула революция и про проект музея Отечественной войны забыли почти на полвека.


Для нового музейного здания было выбрано место в бывшей деревне Фили возле воссозданной кутузовской избы, той самой, в которой в 1812 году проходил Военный совет, принявший решение оставить Москву французам без боя. Архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов подготовили проект цилиндрического здания со стеклянной облицовкой фасада в стиле советского модернизма.

Панорама во все времена пользовалась популярностью у интересующихся историей горожан и туристов, в кассы выстраивались длинные очереди, однако в 1967 году произошёл трагический инцидент: в период обострения отношений между СССР и Китаем члены китайской делегации совершили акт вандализма, облив картину самовоспламеняющейся жидкостью. В огне пострадало 60% полотна, но реставраторы Студии военных художников имени Грекова смогли восстановить утраченные фрагменты.



Памятник Михаилу Кутузову (1973, скульптор Н.Томский, архитектор Л.Голубовский). Полководец изображён в парадном мундире верхом на коне с подзорной трубой в правой руке. На семиметровом постаменте с трёх сторон расположены бронзовые горельефы, посвящённые соратникам Кутузова и русским солдатам. Скульптуры героев Отечественной войны, среди которых Пётр Багратион, Барклай де Толли, Матвей Платов, Дмитрий Дохтуров, Николай Раевский, Алексей Ермолов, Пётр Коновницын, Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие, выполнены с портретным сходством.







Музей располагает коллекцией из 69 трофейных артиллерийских стволов, захваченных в 1812-1814 годах. Все орудия использовались в наполеоновских войсках в качестве вооружения дивизионной и полковой артиллерии и участвовали в боевых действиях. Представленные на стилобате стволы отлиты на трёх заводах - в Страсбурге, Дуэ и Метце. Они имеют единую конструкцию, общую систему обозначений и одинаковые прицельные приспособления, но отличаются рядом декоративных отличий. На орудиях выгравирована информация о параметрах пушки и вензель Наполеона. Несколько захваченных пушек были изготовлены в Италии, Австрии, Пруссии.



В боковых крыльях здания разместились музейные залы с экспозицией о начале вторжения французов в Россию, пожаре Москвы и бегстве наполеоновской армии. На сегодня в фондах музея собрано 40 000 экспонатов, включая художественные произведения, старинные книги, вооружение, обмундирование и снаряжение воевавших сторон.














Штаб Наполеона размещался на Шевардинском редуте, император изображён на белом коне во главе своей свиты. Он бросил в бой кавалерию, но атака французских кирасир была ослаблена естественной преградой - всадникам пришлось преодолевать Семёновский овраг небольшими группами. На картине то здесь, то там запечатлены ожесточённые схватки русских и французских кавалеристов.










Бородинское поле в наши дни


Фрагменты картины Франца Рубо крупным планом





























Историческая изба крестьянина Фролова была утрачена ещё в XIX веке и дважды восстанавливалась. Её первоначальный вид сохранился на картинах художника Алексея Саврасова.


Бюст Михаила Кутузова (1958 год, скульптор Николай Томский)


Обелиск возле Кутузовской избы установлен в 1883 году офицерами Гренадерского корпуса, которые решили увековечить историческое место совета в Филях и перенесли сюда каменный верстовой столб со Смоленской дороги.



Храм-часовня Михаила Архангела была построена в 1912 году на средства Московского общества хоругвеносцев и пожертвования москвичей по случаю столетнего юбилея Отечественной войны в память о генерал-фельдмаршале Михаиле Кутузове (архитектор Н.Струков, гражданский инженер М.Литвинов). После Октябрьской революции обезглавленный храм использовался как рабочий клуб, а затем для хозяйственных нужд Министерства финансов. В наши дни храм Михаила Архангела возвращён верующим и входит в состав музейного комплекса.

Читайте также: