Кто подписывает устав ооо при создании если несколько учредителей

Обновлено: 28.06.2024

Рекомендуем тому, кто еще не сделал, внести в устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) положения, закрепляющие возможность альтернативного нотариальному способу подтверждения принятых решений и состава участников. Это касается как обществ с несколькими участниками, так и с единственным участником.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников ООО решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Требование о нотариальном удостоверении решений общего собрания участников ООО на решение единственного участника не распространялось, что подтверждалось судебной практикой, разъяснениями Федеральной налоговой службы, Банка России, Федеральной нотариальной палаты.

25 декабря 2019 года Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах.

Из данного Обзора, в том числе, следует:

  • Решение общего собрания участников ООО, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения.

Иными словами, больше не получится избежать нотариального заверения решения, включив в него дополнительную повестку дня, как описано выше. Теперь остается три возможных варианта действий:

  1. нотариально заверять решения каждый раз;
  2. однократно нотариально заверить решение, в котором участники установят, что в отношении всей будущих решений будет применяться альтернативный способ подтверждения, например, подписание решения всеми присутствующими участниками;
  3. внести непосредственно в устав положения о возможности применения альтернативных способов подтверждения.

Первый вариант весьма затратный с финансовой и временной точки зрения. На практике он будет крайне неудобен. Второй вариант возможен, но нужно будет не забывать каждый раз брать это решение с собой к нотариусу.

Третий вариант, с нашей точки зрения, представляется наиболее предпочтительным. Кроме того, практически при любом обращении к нотариусу требуется предъявить устав.

  • Требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника.

В указанном обзоре Верховный суд РФ изложил свое наиболее неоднозначно оцениваемое юридическим сообществом мнение о том, что положения подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК о необходимости нотариального удостоверения решений общего собрания участников ООО распространяются, в том числе, и на ООО с единственным участником.

Свою позицию суд аргументирует стремлением исключить подделки подписей на решениях не только общих собраний, но и единственного участника, которые также подвержены риску фальсификации. Кроме того, суд указывает на то, что закон не содержит прямых исключений в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении.

Как эта позиция суда должна реализовываться на практике, еще не совсем понятно, поскольку отсутствует механизм нотариального удостоверения принятых единственным участников решений. Скорее всего, нотариусы будут заверять лишь подлинность подписи единственного участника на решении.

В данном случае мы бы также рекомендовали ООО с единственным участником закрепить в уставе возможность применения альтернативных нотариальному способов подтверждения.

В своём Определении от 30 декабря 2019 г. № 306-ЭС19-25147 Верховыный суд дал ответ на вопрос, распространяются ли указанные выше требования на решения общих собраний и единственного участника, принятые ранее 25.12.2019. Суд пояснил, что в целях защиты правовой определенности и разумных ожиданий участников гражданского оборота, разъяснения, приведенные в пунктах 2 и 3 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, подлежат применению только при рассмотрении споров, связанных с оспариванием решений общих собраний участников (решений единственного участника), принятых после указанной даты.

Информация для ООО с иностранным участием:

Обществам с иностранным участием, которые не последуют нашим рекомендациям, нужно обратить внимание, что подтверждение принятых решений собранием должно происходить согласно российскому законодательству о нотариате. Для этого руководители участников или их представители по доверенности должны будут явиться к российскому нотариусу.

В ближайшие месяцы вопрос заверения решений будет актуальным для годовых собраний, а они должны проводиться в строго определенные сроки и только в очной форме. (Напомним, что с 1 октября 2019 года на решения общих собраний участников, принятых в заочной форме, требование о подтверждении принятых решений и присутствующих при этом участников не распространяется).

Елизавета Кобрина

Новые и действующие ООО могут не разрабатывать собственный устав, а сразу или во время работы перейти на типовой. Типовые уставы не нужно заверять у нотариуса, не нужно изменять при смене юрадреса или названия и не обязательно отправлять контрагентам. Всего таких уставов разработали 36, поэтому любое ООО сможет найти для себя подходящий вариант.

Что такое типовой устав

Устав — это обязательный документ для регистрации ООО. В нем компания определяет порядок деятельности и указывает основную информацию о себе. Например, в стандартном уставе прописывается название организации, место нахождения, размер уставного капитала, порядок внесения вкладов в имущество, выхода участников, проведения общего собрания и пр.

Учредители разрабатывают устав и отправляют его в налоговую вместе с другими документами для регистрации ООО. Если в будущем фирма захочет внести в устав изменения, она должна будет сообщить об этом в налоговую для государственной регистрации новой версии устава.

Типовой устав отличается тем, что он стандартизирован и упрощен: в нем всего две страницы, нет никакой информации о названии, адресе, уставном капитале, и опущены некоторые положения о работе компании. Он готовый, поэтому разрабатывать самостоятельно ничего не придется, но изменить и дополнить типовой устав тоже нельзя.

Подавать типовой устав в налоговую для регистрации не нужно — достаточно поставить специальную отметку в заявлении № Р11001 или № Р13014. На выбор у ООО есть 36 уставов, которые отличаются различными положениями.


Положения типового устава № 6

Плюсы и минусы типовых уставов

Переход на типовой устав упрощает регистрацию и работу ООО. Но перечень положений, которые есть в типовом уставе, достаточно маленький, поэтому от некоторых привычных вещей придется отказаться. Мы собрали основные плюсы и минусы в таблице.

  • не нужно тратиться на юриста для разработки устава и переживать, что в регистрации ООО откажут из-за несоответствия устава закону
  • если меняется законодательство, изменять типовой устав не нужно — его дорабатывает и принимает Минэкономразвития
  • не нужно регистрировать изменение наименования, места нахождения, уставного капитала — этих данных в типовом уставе нет
  • не нужно представлять устав контрагентам, банкам или нотариусам — все тексты есть в интернете
  • не нужно хранить бумажный устав и получать в налоговой дубликаты в случае порчи или потери
  • не нужно заверять устав у нотариуса для представления в банк или госорганы
  • изменить и доработать типовой устав под свои потребности нельзя
  • некоторые стороны деятельности ООО в типовом уставе не определены, поэтому нужно работать в соответствии с нормами закона
  • участники общества не могут распределять прибыль непропорционально долям, пользоваться преимущественным правом на выкуп доли, устанавливать свою цену для покупки доли
  • нельзя сформировать совет директоров, правление, ревизионную комиссию
  • нельзя менять порядок принятия решений общего собрания
  • нельзя закрепить специальные правила одобрения сделок с заинтересованностью
  • нельзя обязать участников вносить вклады в имущество

Если в вашем текущем уставе нет положений, которые противоречат типовому, то можно смело менять один на другой. Новым ООО следует оценить, насколько весомы перечисленные недостатки, и уже исходя из этого принимать решение.

Кто может работать с типовым уставом

Перейти на типовой устав могут как новые, так и уже действующие ООО. Это доступно почти любым компаниям, но есть несколько исключений:

  • ООО, в которых больше 15 участников. В таких компаниях должна быть ревизионная комиссия, положения о которой прописываются в уставе. В типовом уставе таких положений нет, поэтому работать по нему не получится.
  • ООО, в которых есть совет директоров или правление. Положений о работе этих органов тоже нет в типовом уставе, поэтому придется либо расформировать их, либо делать свой устав.

Как выбрать типовой устав

В нем нужно ответить на несколько важных вопросов о положениях устава. Так, можно решить:

  1. Разрешать ли участникам выходить из ООО;
  2. Разрешать ли участникам продавать или иным способом отчуждать свои доли в пользу других участников без согласия остальных;
  3. Разрешать ли участникам продавать или иным способом отчуждать свои доли в пользу третьих лиц без согласия остальных участников;
  4. Давать ли участникам общества право преимущественной покупки доли у участника, который отчуждает ее третьему лицу;
  5. Спрашивать ли согласия участников на переход доли к наследникам или правопреемникам других участников;
  6. Кого сделать единоличным исполнительным органом;
  7. Как подтверждать решение общего собрания и состав его участников.

Если вам понравились типовые уставы, но вы не нашли для себя подходящий на 100 %, можете взять самый удачный и дополнить его своими положениями. Но такой устав не будет считаться типовым, поэтому его нужно будет подать в налоговую для регистрации, заверять у нотариуса, направлять в банки и контрагентам и пр.

Обратите внимание! Правомерность уставов № 4, 10, 16, 22, 28 и 34 под вопросом. Они исключают преимущественное право покупки доли участниками, что косвенно противоречит Закону об ООО. По мнению составителей типовых уставов так делать можно, но юристы рекомендуют дождаться формирования судебной практики и пока не использовать эти уставы.

Как перейти на типовой устав

Перейти на типовой устав можно либо при регистрации ООО, либо во время работы.

Чтобы перейти на него при создании организации, достаточно указать в пункте 8 заявления на регистрацию ООО № Р11001 номер типового устава. Печатать и прикладывать устав не нужно.


Пункт о выборе типового устава в заявлении № Р11001

Если на типовой устав решает перейти уже существующая организация, то в регистрирующий орган нужно подать заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ по форме № Р13014 и решение о переходе на типовой устав. Решение принимают на общем собрании участников не менее ⅔ голосов и оформляют протоколом. Если участник один, он принимает решение единолично и оформляет его письменно.


Заявление № Р13014 для перехода на типовой устав

Согласно действующему законодательству РФ, смена состава учредителей ООО может производиться без прекращения деятельности компании. На определенном этапе в бизнес могут войти новые партнеры или, напротив, действующие участники захотят выйти из ООО. Существует несколько способов проведения данной процедуры, каждый из которых имеет свои особенности

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Основания для смены состава учредителей ООО

Заключение учредителем договора купли-продажи доли со сторонним лицом или оформление договора ее дарения.

Переход доли ООО во владение наследнику или правопреемнику учредителя.

Заявление о вступлении в состав учредителей нового участника.

Выход участника из состава учредителей по собственному решению или в результате его принудительного исключения.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Способы смены учредителя ООО

Существует два основных способа смены учредителя ООО:

Ввод нового участника с последующим выходом старого. С точки зрения законодательства данный способ соответствует всем допустимым нормам. Риск заключается в возможном несоблюдении договоренностей одной из сторон соглашения. Например, не исключено, что старый участник откажется от выхода из состава учредителей.

Отчуждение доли. В случае заключения сделки купли-продажи оформляется соответствующий договор, который подлежит заверению у нотариуса. В более сложных ситуациях, например, при переходе доли третьему лицу на правах наследства, может потребоваться консультация у юриста.

Второй способ имеет ряд особенностей и нюансов:

В качестве покупателя могут выступать другие учредители, само ООО, а также третьи лица. Закон об ООО закрепляет за участниками общества преимущественное право покупки доли.

Если сделка купли-продажи была проведена с нарушением прав преимущественного выкупа, заинтересованные лица могут оспорить ее в течение 3 месяцев.

Как сменить единственного участника ООО
Если ООО имеет единственного участника, то есть два варианта смены:
1. Продажа 100% доли в уставном капитале.
2. Ввод нового участника и последующий выход прежнего.
Перерегистрация ООО на другого учредителя в ходе продажи происходит также, как и продажа доли. Если есть время, то лучше воспользоваться вторым способом – это обойдется дешевле. Подробнее см. ниже.

Данный способ более предпочтителен для нового участника. В договоре купли-продажи указывают все права и обязанности сторон, поэтому отсутствует риск невыполнения условий соглашения продавцом. Кроме того, процедура занимает меньше времени, так как документы подаются в налоговую инспекцию один раз.

Недостаток данного способа заключается в дополнительных расходах на оплату услуг нотариуса. Их стоимость колеблется в пределах от 0,15 % до 0,5 % от цены доли.

Продавец доли направляет всем лицам, имеющим преимущественные права на приобретение доли, предложение о ее выкупе. Участники общества вправе принять данное предложение или отказаться от него в течение 30 дней. В течение еще семи дней преимущественным правом может воспользоваться само общество, при условии, если это предусмотрено уставом.

По истечении данного периода или в случае отказа участников общества от покупки доля может быть продана третьим лицам. Ее стоимость не может быть ниже цены, ранее указанной в оферте.

Для заключения сделки потребуются следующие документы:

Договор купли-продажи с указанием данных продавца и покупателя, а также размера доли. Данный договор должен быть заверен нотариусом.

Документы, которые подтверждают право продавца на реализацию доли, например, устав ООО, решение о его создании, свидетельство о регистрации юридического лица, протокол общего собрания учредителей, справка о составе участников общества.

Выписка из ЕГРЮЛ.

Справка об оплате покупки, составленная по форме ООО и подписанная генеральным директором и бухгалтером.

Документы, подтверждающие полномочия генерального директора и бухгалтера.

Согласие супруга/супруги продавца на заключение сделки или его заявление о том, что он не состоит в браке.

При заключении сделки покупатель доли подписывает заявление по форме Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Документы в течение 2 дней нотариус направляет в налоговую инспекцию. Уведомление о внесении изменений в ЕГРЮЛ поступает через 5 дней.

Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству материалов для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Смена состава учредителей ООО на основании наследования доли возможна в двух случаях:

Устав ООО не запрещает включать в состав участников наследников учредителя (в противном случае наследнику выплачивается действительная стоимость доли);

остальные участники общества дали свое согласие на передачу доли по наследству (если это предусмотрено Уставом).

При отсутствии каких-либо запретов новому участнику необходимо:

Получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство.

Письменно уведомить ООО о своем вступлении в состав учредителей.

Подать в налоговую инспекцию форму P14001 в заполненном виде и свидетельство о праве на наследство.

Внимание!
Игнорирование данного запроса или нарушение сроков ответа на него является основанием трактовать данные действия как согласие учредителей на смену собственника доли. Это следует из статьи 21 Закона об ООО.

В течение 3 дней после получения согласия от всех участников общества наследнику необходимо подать данный документ в органы ФНС одновременно с формой Р14001 и свидетельством о наследстве. После внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ новый учредитель приобретает статус полноправного участника ООО.

Если Устав ООО содержит запрет на переход доли по наследству или в случае отказа учредителей, компания обязана возместить наследнику стоимость данной доли в денежном эквиваленте.

Ввод нового участника с последующим выходом старого

Данная схема отличается большими временными затратами, но позволяет существенно сэкономить на услугах нотариуса. Ниже представлена пошаговая инструкция по ее осуществлению.

Первый этап — вступление нового участника

Первый этап процедуры предусматривает выполнение следующих действий:

Составление и подача новым участником заявления на имя руководителя ООО о желании вступить в состав учредителей общества. В этом же заявлении оговаривается размер доли, срок оплаты и порядок внесения. В этом случае меняется текст учредительного договора, так как увеличивается уставный капитал.

Рассмотрение заявления на общем собрании учредителей. Если организатор ООО единственный, решение о вступлении нового участника принимается им единолично.

Вынесение протокола собрания учредителей или принятие решения единственным основателем компании об увеличении уставного капитала или изменении размера долей.

Внесение соответствующих изменений в устав юридического лица.

Формирование пакета документов и их подача в органы ФНС.

Ответ из налоговой инспекции о внесении изменений в ЕГРЮЛ поступает в течение 5 дней.

Внимание!
Срок внесения вклада нового участника установлен Законом об ООО и не может быть больше шести месяцев со дня принятия соответствующего решения.

После этого в течение месяца нужно подать в ИФНС следующие документы:

Форма Р13001 в заполненном виде. При подаче на бумажном носителе документ необходимо заверить нотариально. При его оформлении в электронном виде потребуется усиленная цифровая подпись.

Решение единственного учредителя или протокол собрания. Документ может быть заверен нотариально или электронной подписью (в зависимости от способа его подачи).

Устав с внесенными изменениями (2 экземпляра).

Квитанция об оплате покупки новым участником.

Актуальная выписка из ЕГРЮЛ.

Документ об оплате госпошлины в размере 800 рублей (пошлину надо платить ,если документы подаются в налоговую инспекцию лично, через официального представителя или почтовым отправлением).

Второй этап — выход старого участника

Порядок вывода старого участника предусматривает выполнение следующих действий:

Старый участник подает заявление на имя генерального директора о желании выйти из состава учредителей ООО. Документ необходимо заверить нотариально.

Общее собрание ООО утверждает протокола с указанием данных старого участника и сведений о перераспределении долей между оставшимися учредителями.

Подача в ИФНС заявления по форме Р1400 о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Данная обязанность возлагается на генерального директора ООО или его официального представителя.

Формирование и подача в налоговую инспекцию пакета документов (перечень бумаг тот же, что и при вступлении нового участника).

Уведомление о внесении изменений в регистрационные данные поступит из ФНС в течение 5 дней.

Внимание!
Если при смене состава учредителей общество покидает участник, который одновременно является генеральным директором компании, необходимо сообщить об этом контрагентам и банку. Таким образом впоследствии удастся избежать путаницы в документообороте.

Дарение доли, мена

Отчуждение доли ООО может быть произведено не только на основании договора купли-продажи, но и по результатам сделок дарения, мены, соглашения об отступном или при вступлении третьего лица в права наследования.

При заключении сделок дарения, мены или соглашения об отступном необходимо проверить Устав ООО на предмет отсутствия в нем запретов и ограничений на данные действия.

Если в качестве получателя доли выступает один из действующих участников общества, препятствием для заключения договора может служить запрет на изменение соотношения долей, распределенных между учредителями, или ограничение их размера.

Если в лице нового собственника представлено третье лицо, сделка может оказаться незаконной по причине наличия в Уставе прямого запрета на отчуждение доли. В некоторых случаях может потребоваться письменное разрешение остальных учредителей или самого ООО.

Instagram Деловой среды

Получайте советы для вашего бизнеса в нашем Instagram. Подписывайтесь, чтобы получить свою порцию пользы

Исключение участника из состава учредителей ООО

Принудительное исключение участника из состава учредителей ООО возможно только в судебном порядке. Для этого требуется предоставить документальные доказательства того, что данное лицо своим действием или бездействием наносит вред компании и негативно влияет на результаты ведения предпринимательской деятельности.

Основания для подачи искового заявления с просьбой исключения участника общества могут быть следующими:

неявка ответчика на общие собрания учредителей без уважительной причины, что создает препятствия для принятия важных решений;

сговор с конкурентами;

публикация или распространение ложной информации, которая негативно отражается на репутации компании и др.

Внимание!
Подать исковое заявление об исключении учредителя вправе только участники общества, доля которых составляет не менее 10 %.

В случае удовлетворения иска необходимо подать в органы ФНС форму Р14001 и судебное решение, вступившее в законную силу. После внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ доля переходит в собственность ООО. Компания обязана возместить бывшему участнику ее стоимость.

Процедура смены состава учредителей ООО может быть проведена на разных основаниях. В каждом случае она имеет свои особенности и нюансы. В связи с этим единая пошаговая инструкция для ее осуществления не предусмотрена. При возникновении затруднений рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу.

До принятия решения о создании юрлица его учредители должны учесть множество моментов. Существуют ошибки, которые можно допустить, а также нюансы, о которых можно просто не знать или забыть. И если какие-то ошибки не столь значимы, то некоторые оборачиваются довольно серьезными последствиями вплоть до признания госрегистрации юрлица недействительной. А в некоторых случаях юрлицо попросту не получится зарегистрировать.

Кто не может стать участником юрлица

Существует перечень оснований, при наличии которых нельзя выступать учредителем юрлица . Так, будущему учредителю, если он является участником другой организации, следует убедиться, что такая организация, к примеру:

а) не находится в стадии ликвидации.

Решение экономического суда Брестской области;

б) не находится в процедуре конкурсного производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Обратите внимание!
Если организация находится в другой процедуре банкротства (например, в защитном периоде), ее участники могут при отсутствии других ограничений в этот период создавать другие юрлица;

в) не признана банкротом и с даты исключения ее из ЕГР прошло менее одного года;

г) не находится в реестре субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным законодательством.

На сегодняшний день при регистрации юрлиц действует заявительный принцип. Это значит в том числе, что сотрудник регистрирующего органа не обязан проверять, подпадают ли учредители под вышеуказанные случаи. Обнаружиться факт их наличия может даже через несколько лет работы компании. Последствием в такой ситуации будет признание госрегистрации юрлица недействительной. Доход за весь период деятельности организации будет взыскан в местный бюджет .

Как избежать ошибки

До госрегистрации юрлица проверьте, не являетесь ли вы участником иных организаций. Для этого закажите в отношении себя выписку из ЕГР. В ней вы найдете сведения о статусе соответствующего юрлица (действующий, находится в процессе ликвидации, исключен из ЕГР).

Справочно
Срок представления такой выписки для физлиц — не более 5 календарных дней, для юрлиц — не более 7 . Уплатить нужно 1 БВ за каждый экземпляр выписки .

Как подтвердить предполагаемое местонахождение

До госрегистрации юрлица учредителям важно определить его предполагаемое местонахождение . Оно должно быть указано в заявлении о госрегистрации и в уставе . При этом регистрирующему органу не нужно представлять документы, подтверждающие местонахождение (например, гарантийное письмо) .

Иногда с предполагаемым арендодателем достигается устная договоренность о будущем местонахождении организации. Может сложиться ситуация, когда после госрегистрации в силу объективных или субъективных причин арендодатель не сможет предоставить обещанное помещение. Юрлицо вынуждено будет искать другое местонахождение и уведомлять о его изменении регистрирующий орган буквально сразу же после госрегистрации .

Справочно
Срок уведомления регистрирующего органа об изменении местонахождения составляет 10 рабочих дней со дня такого изменения .

На практике некоторые налоговые инспекции рассматривают вышеописанную ситуацию как представление при госрегистрации заведомо недостоверных, ложных сведений о местонахождении юрлица. И подают иски в суд о признании госрегистрации недействительной. Суды же чаще признают это формальным нарушением, допускаемым при госрегистрации, и в удовлетворении исков отказывают. Но не всегда с первого раза.

Защита от таких исков влечет для ответчика финансовые и временные затраты.

Как избежать ошибки

Рекомендуем получать от будущего арендодателя гарантийное письмо с указанием конкретного помещения, которое будет предоставлено в качестве местонахождения юрлица. В гарантийном письме целесообразно отразить обязанность арендодателя заключить договор аренды после госрегистрации юрлица. Не лишним будет получить также и копии документов на помещение (техпаспорт, свидетельство о госрегистрации и др.).

Справочно
Гарантийное письмо не является стопроцентной гарантией заключения договора аренды. Оно лишь может стать аргументом для налоговой инспекции в пользу неподачи иска о признании госрегистрации юрлица недействительной.

Что нужно учесть, если учредители — иностранцы

Учредителями юрлиц в Беларуси могут выступать как физические, так и юридические лица, как резиденты нашей страны, так и иностранцы. Причем от иностранной организации (иностранного физлица) при госрегистрации дополнительно нужно представить в регистрирующий орган :

— от иностранной организации — легализованную выписку из торгового регистра страны ее учреждения. Заменить такую выписку может иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения. Эти документы могут быть представлены как в виде оригиналов, так и в виде нотариально заверенных копий;

— от иностранного физлица — копию документа, удостоверяющего личность.

К документам, выданным за пределами Беларуси и представляемым для госрегистрации юрлица, предъявляются определенные требования. Во-первых, они должны быть переведены на русский или белорусский язык. Во-вторых, подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена .

Обратите внимание!
Если интересы нерезидента в Беларуси будет представлять уполномоченное лицо, ему понадобится доверенность . В большинстве случаев такая доверенность будет оформлена не на русском или белорусском языке. Соответственно ее также необходимо будет переводить и удостоверять подпись переводчика.

На практике возникают следующие ошибки как при оформлении документов за пределами страны, так и при последующем их переводе в Беларуси:

— выписка и доверенность не удостоверены гербовой печатью выдавшего органа и подписью уполномоченного сотрудника.

Пример
Выписку в отношении юрлица из Литовской Республики можно получить в электронном виде. Если в последующем такую выписку не удостоверить подписью и гербовой печатью, в регистрирующем органе Беларуси ее не примут даже с переводом и нотариальным удостоверением подписи переводчика;

— не переведены на русский или белорусский язык удостоверительные надписи нотариуса или текст печати (штампа). На деле это означает, что документ переведен не полностью;

— документ, оформленный на двух и более листах, не скреплен таким образом, чтобы было понятно, что это один цельный документ (например, не прошит). В таком случае белорусский нотариус откажет в совершении нотариального действия и, как следствие, в регистрирующий орган не будет представлен надлежащий пакет документов для госрегистрации юрлица.

В законодательстве отсутствует такое основание для отказа в госрегистрации юрлица, как неправильное оформление документов от иностранных учредителей. Однако, как мы отмечали выше, в случае ненадлежащего оформления документов в госрегистрации юрлица будет отказано на основании непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для госрегистрации документов . А это означает потерянное время и, как правило, финансовые затраты (повторная пересылка документов в (из) Беларусь(и), расходы на нотариуса, переводчика и т.д.).

Как избежать ошибки

Внимательно и скрупулезно подходить к оформлению документов из-за рубежа. Не допускать вышеприведенных ошибок. Не лишним будет также проверить:

— действительно ли на документе стоит гербовая печать. Самый простой способ — проверить с помощью интернет-ресурсов (например, здесь);

В какой регистрирующий орган подавать документы

Документы для госрегистрации организации необходимо подавать в соответствующий регистрирующий орган по месту ее нахождения . Не столь серьезная, на наш взгляд, но все же неприятная ошибка может быть связана с неверно выбранным регистрирующим органом.

Пример
Учредителями юрлица выступают иностранные субъекты, его местонахождение — в Минском районе. В этом случае документы для госрегистрации необходимо подавать не в Минский районный, а в Минский областной исполком.

В приеме документов при их подаче в ненадлежащий орган будет отказано . Необходимо будет возвращать уплаченную госпошлину и уплачивать ее повторно по другим реквизитам.

Справочно
Возврат госпошлины осуществляется в течение одного месяца со дня подачи заявления о ее возврате .

Как избежать ошибки

Перед уплатой госпошлины за регистрацию убедитесь, что обращение за госрегистрацией будет осуществлено в надлежащий регистрирующий орган. Для этого можно зайти на соответствующий сайт в интернете или позвонить по телефону в соответствующий регистрирующий орган.

Справочно
Список регистрирующих органов и номеров их телефонов можно посмотреть здесь.

Читайте также: