Кто по вашему мнению виновен в гибели станционного смотрителя

Обновлено: 02.07.2024

В этом произведении впервые в русской литературе начинает звучать тема маленького человека. Эта тема присуща такому направлению, как реализм. Ведь романтизм, предыдущее литературное направление, интересовался только выдающимися, великими личностями.

Пушкин, таким образом – первооткрыватель этой глубокой реалистической темы в литературе.

Образ Самсона Вырина

Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. (. ) признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса (. )

Ведь Самсон Вырин прост, добродушен. С большой любовью он относится к своей дочери, Дуне. Он подкупает автора своим человеческим началом — простотой и добротой. Рассказчик признается:

Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна.

Образ дочери Дуни

Совсем не таковы черты характера Дуни, его ненаглядной любимой дочери. Она ни в чем не похожа на своего отца.
Если Вырин внешне сер, обычен, непригляден и потому притягивает на себя все нагоняи, то дочь его необыкновенно обаятельна и привлекательна, и потому покоряет всех посетителей станции одним своим видом.

Однако Дуня не обладает ни глубиной его натуры, ни теплотой его сердца. Уехав без предупреждения с гусаром Минским, она становится его содержанкой, а затем и супругой. Но ни одного известия она не подала отцу о своем положении, чтобы положить конец его тревогам. Когда же Вырин пытался навестить ее в Петербурге у Минского, то встретил у ее возлюбленного самый холодный и унизительный прием. Минский и не думает общаться с ним уважительно, как с отцом своей возлюбленной. От такого унижения и от невозможности видеться с дочерью, от переживаний за нее Вырин теряет здоровье, спивается и уже через три года умирает. Он не ведает, что его дочь вполне удачно вышла замуж и родила троих детей. Ведь дочь и не подумала за три года навестить отца. Почему? Нам сложно найти ответ на этот вопрос. Но она приезжает на его могилу и долго плачет на ней, лежа прямо на земле.

Кто виновен в трагедии станционного смотрителя?

В трагедии маленького человека сложно винить кого-то одного. Особенность произведений реализма как раз в том, что скорее показывается трагизм и сложность самой жизни в целом.
Каждый из героев скорее неосознанно вложил свою лепту в то, что случилось с Самсоном Выриным. Никто в повести не является злодеем и никто не хотел такой трагедии, просто каждый действовал сообразно своей натуре.
Дуня действовала как легкомысленная, ветреная кокетка, которая создана для того, чтобы блистать в светском обществе, получать комплименты.

Впоследствии, в своей удачно сложившейся жизни она попросту забыла про несчастного отца, упиваясь своим счастьем. Здесь показан ее эгоцентризм и отсутствие таких качеств, как чувство долга по отношению к родителю и привязанность к нему. За внешней красотой этой девушки, таким образом, скрывается определенная пустота души.

Образ жениха Дуни

Ротмистр Минский не уважает смотрителя, потому что, как человека маленького, бедного, беззащитного, он его не боится. Он знает, что похищение Дуни останется, скорее всего, безнаказанным, потому что он даст бедной Дуне богатство, а мнение и человеческие чувства ее отца ему безразличны.
Но еще больше раскрывается натура Минского, когда Вырин к нему приезжает в поисках Дуни. Обращаясь к нему на ты, Минский не желает его слушать, и не думает просит у него руки дочери.

Попросту становится ясно, что Вырин для него – пустое место. Минский не гнушается ни фамильярным обращением, ни оскорблениями. Не потому ли, что у бедного старика нет приданого для дочери и маленький чин?

Итак, мы можем сделать вывод из поведения Минского том, что этот герой не уважает людей низшего звания и даже, по сути, не считает их за людей.

Мы знаем про отношение Пушкина к такому явлению. Уже в начале повести автор с юмором (за которым скрывается горькая ирония) описывает, что в русском обществе все построено на уважении чинов, на чинопочитании, а не на уважении людей друг к другу. Чинопочитание – это противоположность человечности, равенству и подлинному уважению среди людей.

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать?

Итак, ротмистр, избранник Дуни – живое воплощение такого явления, как чинопочитание и неразрывно связанная с ним бесчеловечность. Безусловно, через образ Минского в произведении прослеживается критика этого социального явления, которое во многом послужило причиной трагедии главного героя.

Роль главного героя Самсона Вырина в своей трагедии

Но вносит свою лепту в собственную трагедию и сам главный герой, смотритель Вырин.
Заметим, что Пушкин во вступлении в основное повествование говорит о том, что и смотрители, и слуги (холопы) (то есть самые маленькие люди) тоже являются активными звеньями цепочки чинопочитания:

Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина.

Они, эти жертвы системы, тоже являются действующей частью системы.

Рассмотрим поведение самого Вырина в истории. Оно безвольно, неуверенно, нерешительно. Это основано на том же страхе чинов, которое по сути высмеивается Пушкиным в начале повести. Вырин разговаривает с Минским не как разгневанный отец, у которого похитили дочь, а как жалкий робкий слуга, низший по званию:

Бросается в глаза в этой сцене, что молодой гусар обращается к пожилому отцу девушки на ты, а тот, наоборот, обращается к молодому человеку на вы. Это неравенство происходит из-за разницы в их общественном положении, но также и из-за чувства собственной незначимости, которое владеет Выриным. Отец похищенной девушки не сумел поставить себя так, чтобы его чувства были услышаны и приняты во внимание. Несмотря на то, что он человек пожилой, он не смог поставить на место молодого человека и отстоять свои права.

Старик пришел к себе на квартиру. Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться.

Почему бедный отец решил сдаться? Возможно, слишком велико было унижение, которое он испытывал от неуважительного отношения Минского. Слишком велик был страх перед большим чином Минского и его положением в обществе. Слабость натуры Вырина не позволила ему бороться с этим чувством своего бессилия и добиться своего, добиться уважения к себе.

Махнув рукой на чувство собственного достоинства, он выбрал путь молчаливого страдания в одиночестве, путь угасания и забытья в пьянстве.

Итак, Пушкин затронул в свое время совершенно новую тему — он заговорил о тех, кто до той поры был не интересен обществу. О людях маленьких, безобидных, беззащитных. О том, что они подобны былинкам на ветру. Любой может их погубить в одночасье, и не понесет за это никакого наказания. Но автор не умалчивает и такую деталь, что эти люди сами позволяют себя унижать.

В своей трагедии Самсон Вырин в большей части виноват сам. Он мыслил шаблонно и не мог предположить другого исхода жизни для своей дочери. Дочь тоже невнимательна к отцу. Вроде она и переживает за него, но она единственная, кто бы мог успокоить отца и объяснить ему, что у нее все хорошо. Ну и проезжий гусар тоже мог бы быть более ответственным человеком и более внимательным к чувствам отца. Раз уж полюбил девушку – найди общий язык с ее родителем. Получается, что виноваты все трое.

Другие интересные вопросы и ответы

Кто по вашему повинен в смерти Самсона Вырина? Обоснуйте свое мнение

Станционный смотритель
В одном пристанционном грязном городке жил дед Самсон Вырин. Робил он на железной дороге смотрителем. Всё смотрел и смотрел, то туда, то сюда… До того довертел башкой, что рехнулся на этой почве и придя домой, после очередного захода в трактир, набрасывался на свою жёнку с кулаками. Мол де она и щи не так сварила и солонку не туда поставила, и рюмку водки не припасла, стерва! Дочь была у них, Дуня. До того страшная, сопливая и косая, что прямо ужас. А уже пора было замуж выдавать,

кто по вашему повинен в смерти Самсона Вырина? Обоснуйте свое мнение

Как автор “Станционного смотрителя” относится к Самсону Вырину?

Преже всего автор сочувствует Самсону Вырину, жалеет его изображая его горе после потери любимой дочери, которая после смерти жены была смыслом его жизни. Но и показывает некоторую ограниченность смотрителя. Он как бы не верит в возможность другого счастья как для себя, так и для своей дочери. С одной стороны автору его жаль, а сдругой, если бы Дуня сказала отцу о своем намерении уехать, он точно не отпустил бы ее, считая, что другой судьбы, кроме как бедной дочери маленького человека у нее быть не может.

Автор сочувствует ему. Старик потерял единственное, что ему было дорого – любимую дочь Дуню, которую он практически боготворил. Дуня сбежала в Петербург с заезжим гусаром и после этого ни разу не написала отцу и не навестила его. Однако, автор показывает, что Дуня все же счастлива со своим мужем, тот не обманул доверчивую девушку. Но Самсон Вырин до самого конца не смог смириться с поступком дочери и вскоре спился умер, не перенеся удара. Алена В. 7

О чем жалеют старики на пороге вечности?

У каждого человека есть мечты, некоторые из них глобальные, другие крохотные, как горчичное зернышко. Перед лицом смерти старые люди переживают, что многие так и остались неисполненными, растаяли, как тают прожитые годы и дни. Часто мы живем с оглядкой на других. Научиться играть на флейте? Какая глупость, возраст не тот, да и люди будут смеяться. Осуществляйте свои мечты! Начинайте прямо сегодня. Если кому-то они покажутся неразумными, какое дело вам до этого, ведь вы проживаете свою жизнь. Вы мечтали в детстве встать на коньки, а до пятидесяти лет так и не удосужились это сделать? Еще не поздно. Отправляйтесь на каток, пусть мечта исполнится.

3. Спрятанные чувства

Если бы старики стали молодыми, они перестали бы прятать свои чувства. Признавались бы в любви, не молчали, когда сталкивались с несправедливостью, не стеснялись высказать собственное мнение и жили бы по своим установкам. Невысказанные слова, затаившиеся эмоции лежат на дне души пожилых людей, причиняя боль и разочарование. Чтобы поднять отношения на новый уровень, потребуется больше искренности и честности. Нужно стать смелей и быть готовыми к разной реакции людей. Возможно, некоторые друзья или знакомые исчезнут из вашей жизни, но ваше развитие поднимется на более высокий уровень.

4. Потерянная дружба

С друзьями связаны лучшие воспоминания. Но часто связи с ними рвутся, отношения портятся, возникает недопонимание. Старики в последние свои дни часто говорят о тех, с кем проводили веселое время, кто давал им ощущение нужности, с кем смеялись до упаду, придумывали невинные розыгрыши. Пожилым друзья напоминают о молодости, о счастливых и давно ушедших днях. Старые люди жалеют, что слишком мало внимания уделяли дружбе, позволили мелочам и глупым недомолвкам разрушить ее. Перед тем как отойти в мир иной, пожилые хотят увидеть своих друзей, поговорить с ними, заглянуть в их глаза. Но, увы, понимание ценности дружбы приходит слишком поздно.

5. Ощущение счастья

Все до единого старика жалели о том, что не стали счастливыми. Но даже в конце жизни они не осознают, что счастье – это осознанный выбор, состояние души. Часто происходит подмена понятий, за счастье люди принимают комфорт и положение в обществе. В конце жизни старики переживают, что когда-то привычки, сложившиеся представления, мнение других людей, давление родственников помешали им сделать собственный выбор. Они не посмели изменить свою жизнь, крылья за спиной так и остались сложенными.


Гусар Минский

Ротмистр Минский — молодой и блестящий офицер, который волей судьбы возвращался домой через почтовую станцию смотрителя. Он остановился, чтобы поменять лошадей и был очарован юной дочерью смотрителя Дуней. Чтобы провести с девушкой больше времени и очаровать её, гусар притворился больным и отлёживался на станции несколько дней.

Безусловно, для человека чести это довольно легкомысленный и даже низкий поступок: соблазнить и увезти девушку, обманув её доверчивого отца. Однако при этом Минский не действовал против воли Дуни, не имел злого умысла поразвлечься с девушкой, а затем оставить её.

В то же время Минский не пожелал объясняться со смотрителем или считаться с его чувствами. Но существует ряд обстоятельств, которые частично оправдывают персонажа:

  1. Гусар принял смотрителя у себя и попросил прощения за обман.
  2. Попытался объяснить невозможность для Дуни и её отца вернуться к старому образу жизни.
  3. Дал бедному смотрителю денег, чтобы как-то компенсировать его горе после расставания с Дуней.
  4. Женился на Дуне, сделав её барыней.

сочинение ** тему трагедия станционного смотрителя Самсона вырина

Дочь Дуня

Следующим, кто виноват в страданиях Самсона Вырина, является его любимая дочь Дуня. В неё смотритель вложил всю заботу и нежность, на которую был способен после смерти жены. Дуня прекрасно понимала, что без неё жизнь отца начнёт угасать, но всё равно решилась уехать с Минским.

До самой смерти отец в глубине души ждал возвращения дочери, но Дуня не решилась даже на одно краткое свидание с ним из-за чувства стыда и вина, а также потому, что теперь она была далека от прежней жизни.

  1. Всегда была послушной и хорошей дочерью, исполняющей родительскую волю.
  2. В конце концов, приехала навестить своего отца.
  3. Горько плакала на его могиле, прося у него прощения за то, что оставила.

Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, узнав о смерти смотрителя, пожалел потраченных зря денег, но когда ему рассказали о приезде на могилу Дуни, он подумал, что совершил поездку не напрасно и почувствовал душевное успокоение.

Помогите. Составьте по плану сочинение. на тему Кто виноват в трагедии Самсона Вырина?

Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.

Общественный уклад

Единственной отрадой в его мрачной жизни была Дуня, которая могла укротить гнев любого приезжего. Она была помощницей и опорой отца. И когда Самсон Вырин осознал, что главную радость в его жизни забрали навсегда, и он никак не сможет возвратить её, что-то надломилось в душе смотрителя. Остаток жизни он провёл в бесконечных сожалениях, беспрестанно ругая то подлого гусара, то непутёвую дочь, то жестокость и равнодушие всего мира.

Получается, что людское безразличие делают подобные частные истории возможными и более трагичными, чем они могли бы быть. Возможно, если бы смотрителю больше сочувствовали, он бы не спился и не умер в нищете.

Личный характер

А. С. Пушкин в своем произведении показывает, что трагедия главного героя никак не связана с его социальным положением. Это глубоко личная трагедия, связанная с семейным и собственным счастьем Самсона Вырина. Описанные события – это история одной человеческой судьбы. Бегство дочери с офицером – настоящая проблема для дальнейшего существования Самсона Вырина. Он не хочет такой жизни, да он и не привык к такой жизни. Главный герой привык жертвовать своим благом для жизни дочери. Поэтому предательство человека, ради которого Вырин жил, становится крушением всех его жизненных принципов и надежд.

Образ Лизы в повести “Бедная Лиза” – главной героини произведения

В чём трагедия Самсона Вырина

И действительно, жизнь Самсона Вырина очень нелегка. Путешественники постоянно винят его во всех бедах, происходящих с ними в пути. Ни ночью, ни днем этот человек не знает покоя: бесконечные требования, обвинения и толчки недовольных постояльцев, изначально враждебно настроенных к смотрителю. ­ Впрочем, Самсона Вырина такое положение не очень угнетает: в свои пятьдесят лет он по-прежнему свеж и бодр, а в его скромном жилище царит уют и порядок. Причиной тому является дочь смотрителя — красавица Дуня.

Именно поэтому, когда Дуня встречает молодого гусара Минского и влюбляется в него, она решается уехать из родительского дома. Конечно, бегство любимой дочери становится болезненным ударом для Самсона Вырина, но не в этом основная причина его личной трагедии.

см. также: Краткое содержание Станционный смотритель, Пушкин Краткая биография Александра Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть трагизм и драматизм судьбы Самсона Вырина. В уроке используется мозговой штурм, защита проектов.

Тема урока. Кто виноват в смерти Самсона Вырина?

развивать умение анализировать художественный текст, совершенствовать навыки групповой исследовательской работы, создания мини-проекта, развивать умение строить связное высказывание с опорой на художественный текст;

воспитывать неравнодушное отношение к людям, чувство ответственности за свои поступки, воспитывать любовь и уважение к родителям.

На столе треуголка смотрителя,

Только нет самого старика…

II. Актуализация опорных знаний.

- Какое впечатление произвела на вас повесть А.С.Пушкина?

- Какие чувства вы испытываете? (Грусть, жалость, боль, сострадание, возмущение… потому что…)

2. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Какое настроение он навевает?

Грустное… Наш урок тоже будет пронизан тихой грустью… Ведь мы столкнулись с человеческой жизнью, в которую вторглись и безжалостно растоптали…

III. Мотивация учебной деятельности.

1.. О чьей жизни идет речь?

- Драматична ли судьба Самсона Вырина? Почему?

- Что мы знаем о нем?

(станционный смотритель, робкий, добрый, доверчивый, ранимый, любящий, беззащитный)

2. Впервые мы встречаемся с ним на страницах повести, видим его глазами рассказчика. - - Какой он? (Текст + иллюстрация))

Последняя встреча, третья, на которую надеялся рассказчик, не состоялась.

За четыре года из бодрого и крепкого человека смотритель превратился в дряхлого старика и умер.

- Что стало причиной его смерти?

На какой вопрос вы бы хотели найти ответ?

--- Кто виноват в смерти Самсона Вырина?

IV. Тема и цель урока.

Решая проблемный вопрос, вы будете учиться работать с текстом, выступите в роли исследователей, покажите свое умение работать в группах и выступать перед одноклассниками.

V. Работа над темой урока.

1. Мозговой штурм. Кто же, по-вашему, виноват в смерти Самсона Вырина? (Сост. опорной схемы – Дуня, Минский, Самсон Вырин и … государство)

Итак, вы правильно определили виновников смерти героя, но об одном, не менее важном, забыли.

- Какая эпоха описана в повести?

- Как Пушкин говорит о сложившихся в то время служебных отношениях, ведь наш герой служил станционным смотрителем? (Чин чина почитай)

- Сыграло ли это свою роль в том, что трагической оказалась судьба смотрителя?

Значит, в его смерти виновато и государство.

2. Итак, четыре идеи – четыре группы, каждая из которых постарается доказать виновность своего героя в смерти Самсона Вырина.

3. Работа в группах. Ваша задача кратко, лаконично записать на листке тезисы и подготовиться к выступлению перед одноклассниками.

4. Защита проектов. Запись опорных положений выступлений в тетрадь. По окончанию выступления ребята из других групп могут дополнять , исправлять, задавать вопросы.

Минский Дуня

- Увез Дуню -Уехала с Минским

- жил с ней без благословления -оставила отца одного

-не интересовался судьбой ее близких -не писала, не давала о себе знать

-пытался откупиться, заплатить за

свой покой - не получила отцовского благословления

- презирал Вырина, унизил, выгнал,

растоптал его человеческое достоинство - думала только о своем благополучии

Самсон Вырин Государство

- Очень любил дочь - деление всех служащих на 14 классов

- волновался, беспокоился о ее - узаконенное презрительное отношение к

- не верил в благородство - чин чина почитай

Минского - уважение только к богатому

- хотел спасти дочь от позора - ум и человеческое достоинство

и смерти на улице обесценены

- не мог протестовать

VI. Подведение итогов урока.

Над какой темой мы работали на уроке? Раскрыли мы ее?

Реализовали ли цели, поставленные в начале урока?

Каждая группа еще раз выступит и подведет итог работы на уроке.

Итак, работая над темой урока, мы пришли к выводу, что в смерти Самсона Вырина виновато и государство, и гусар Минский, и дочь Дуня, и сам герой.

Оценивание результатов работы на уроке.

VII. Домашнее задание.

Подготовить устное монологическое высказывание «Могла ли жизнь Самсона Вырина сложиться по-другому?

- Что дал вам сегодняшний урок?

- Над чем заставил задуматься?

- Какое открытие вы сделали для себя? ( Это может быть открытие, связанное с текстом, с творчеством А.С. Пушкина… или может вы что-то открыли в себе?)

Читайте также: