Кто пишет учебные пособия

Обновлено: 30.06.2024

Изучение предмета, курса, или большой темы по любой дисциплине осуществляется, как правило, по программам и учебникам, утвержденным Министерством образования. Ученики школ и студенты вузов, имея книжки по определенным предметам, учат теорию и выполняют практические задания, постепенно погружаясь в тему и усваивая ее в полной мере. Конечно, часто учащиеся используют дополнительные учебные материалы в виде хрестоматий, словарей, и других пособий.

А что использует педагог? Неужели он подает учащимся только ту информацию, которая есть в учебнике и предусмотрена программой? Над этим вопросом мало кто задумывается до тех пор, пока сам не попробует себя в роли учителя. Для того, чтобы подача учебного материала была правильной, последовательной, информативной и результативной, педагоги используют методическое пособие. Что представляет собой данной пособие? Каких оно бывает видов и из чего состоит? Попробуем разобраться в данной статье.

Методическое пособие. Что это?

Под методическим пособием понимают издание, которое создается специально для учителей и облегчает им процесс преподавания. Оно содержит материалы, направленные на практическое применение знаний на практике, с подробным описанием методик преподавания. Построено на примерах и рекомендациях, и состоит их теоретических положений, посвященных популярным мнениям в педагогике на излагаемую тему или вопрос.

Методическое пособие – это учебно-методическое издание, в котором собран и структурирован материал, описывающий задачи и методику обучения и содержание курса, предмета, раздела, или же посвященный учебно-воспитательной работе. Часто авторы таких научных изданий включают в содержание дополнительные материалы в виде планов, конспектов, разнообразного дидактического материала.

Что характерно для пособий?

Любое пособие для учителя или преподавателя вуза должно быть понятным и доступным, и строиться на основе учебников, по которым проводится обучение. Как правило, в методичках указывается автор и год выхода учебной литературы. Если говорить о том, что является характерным для таких пособий, то можно отметить следующее:

  1. Четкая практическая направленность.
  2. Доступная форма изложения.
  3. Оказывает существенную помощь в повседневной работе педагогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Какие требования выдвигаются к методическим пособиям?

Для того, чтобы материалы, созданные в помощь учителю, были понятными и доступными, и использовались без региональной привязки при организации образования, они создаются с учетом строгих требований, проходят контроль и утверждаются в Министерстве, и только потом отдаются в печать.

Итак, методическое пособие должно быть:

  • Информативным, с максимальной насыщенностью информацией.
  • Информация должна быть изложена ясно и четко, быть популярной.
  • Структурированным.
  • Иметь оригинальные способы организации деятельности учителя или воспитателя (если касается детских дошкольных учреждений).
  • Издание должно содержать новые методические приемы форм деятельности или их новое сочетание, для развития системы преподавательского процесса.
  • С подтвержденной эффективностью. В качестве доказательных материалов в методических пособиях могут использоваться иллюстрации, или материалы экспериментальной апробации.

Стоит учитывать, что кроме методических пособий, педагоги применяют в своей работе и методические рекомендации. Они отличаются от пособий тем, что теория по конкретному предмету или теме в нем раскрывается минимально, то есть, содержание рекомендаций основано преимущественно на практике педагога, на тонкостях процесса подачи материала и способах организации учебного процесса.

Какую структуру имеет методическое пособие?

При разработке изданий для помощи педагогам в их повседневной деятельности авторы придерживаются строгой структуры в своих пособиях. Поэтому, если взять методички по разным учебным дисциплинам, например, математике и химии, то структурно они будут идентичными. Отличия будут только в поданном материале и в рекомендованных Минобразованием практичных заданиях для усвоения и контроля знаний у учеников.

Структура методического пособия выглядит следующим образом:

  • Начинается вступлением или в виде пояснительной записки.
  • Далее следует основная часть, которая составляет примерно 75% всего текста. Здесь идет описание особенностей изучаемой теории, технических методик, технологий, перечисляются практичные работы и даются к ним рекомендации, а также контрольные задания.
  • Заключение, с описанием кратких и четких выводов и результатов, которые будут достигнуты при использовании данного методического пособия.
  • Литература.
  • Приложения. Часто состоит из нормативных документов, и других материалов, с помощью которых педагог сможет качественно и рационально организовать свою работу, и при этом, не нарушив требований.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Методические пособия и их виды

Существуют различные виды методических пособий, при использовании которых в комплексе, педагоги получают возможность шире, глубже, информативней передать материал учащимся, донести до них важную информацию максимально интересно и доступно. Для этого в работе педагогов применяются следующие виды методического пособия:

  • Продукция информационно-ознакомительного характера, к которой относят листовки, буклеты, информационно-методические справочные материалы, и т.д.
  • Материалы и издания организационно-методического направления. Сюда входят методические записки, разработки, рекомендации.
  • Прикладная продукция в виде карточек, тестовых заданий, технических схем, иллюстраций, и т.д.

В общем, используя методическое пособие, педагог может четко, грамотно, последовательно изложить учебный материал для качественного его усвоения учащимися.


Методическое пособие

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

  1. Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.

Методические разработки

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Методические рекомендации

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.

Комплекс учебно-методических материалов

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

  • предмет излагаемого материала;
  • назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
  • указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
  • в каких сферах возможно применение изложенного материала;
  • данные об авторе или авторах.

3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:

  • сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
  • цель рекомендаций;
  • лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.

  • тесты;
  • планы по организации мероприятий;
  • ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
  • методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
  • карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
  • приблизительная тема мероприятий.

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

  • название учебного пособия;
  • данные об авторе;
  • цель издания;
  • возраст целевой аудитории;
  • необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
  • список необходимых материалов или оборудования;
  • ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
  • методические рекомендации по результатам мероприятия;
  • перечень использованных источников;
  • приложения.

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

  • изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
  • создание плана работы;
  • написание теории, согласно плану;
  • приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
  • предоставить необходимый дидактический материал;
  • создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
  • список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

  1. Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
  2. Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
  3. Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
  4. Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
  5. Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
  6. Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.

Как оформить

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.

  • электронный документ;
  • электронное издание.

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

  • план учебных мероприятий;
  • программа дисциплины;
  • теоретические материалы в электронном формате;
  • пособие для практических занятий;
  • тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
  • методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
  • мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

  • справочники или словари по предмету;
  • периодическая литература;
  • научные источники;
  • хрестоматийная литература;
  • ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Moodle

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы слышим огромное число претензий, высказываемых в адрес Министерства образования. Критикуют всё: от цен на питание до наполнения учебников и карантинных мероприятий.

Блок 1. Общие вопросы

1. Как в целом происходит подбор материала для учебников? Кто принимает участие? На каких источниках основана подача информации?

2. Могут ли родители также поучаствовать в разработке тех или иных учебников? Если да, то как это сделать?

3. Если родители или педагоги заметили ошибку в учебнике, куда они могут обратиться, чтобы донести информацию? Ведь от ошибок никто не застрахован, а обратная связь могла бы во многом помочь.

4. Существует сложность с подачей материала. Это касается как определения понятий (физика, обществоведение, география), так и способов решения задач (скажем, по тригонометрии или алгебре).

5. Кто несёт ответственность за рецензирование учебников?

Список использованных источников в данном пособии представляет собой не имена авторов, а ссылки на интернет-хабы стихов и прочих произведений

Список использованных источников в данном пособии представляет собой не имена авторов, а ссылки на интернет-хабы стихов и прочих произведений

1. Как в целом происходит подбор материала для учебников? Кто принимает участие? На каких источниках основана подача информации?

Добрый день! Давайте начнём с того, что разработка школьного учебника – очень сложное дело. Те авторы, которые писали учебники для ВУЗов и школы, признаются, что написать учебник для школы гораздо сложнее.

Написанию учебника предшествует разработка учебной программы по учебному предмету. Учебная программа является нормативным, а значит, обязательным к выполнению документом. Она определяет содержание учебного пособия по учебному предмету. В учебной программе указывается перечень тем и вопросов, которые подлежат изучению, время на их изучение, а также требования к результатам учебной деятельности учащихся, т.е. чему они должны научиться (что должны знать и уметь).

С 2015 года мы поэтапно обновили учебные программы по всем учебным предметам для 1-11 классов. В 2021/2022 учебном году по новым программам учатся наши 11-классники. Для разработки новых учебных программ были созданы рабочие группы, в которые на паритетных началах вошли:

🔹ученые (это преподаватели ВУЗов, специалисты НАН Беларуси;

🔹научные сотрудники Национального института образования);

🔹методисты Национального института образования (НИО);

🔹Академии последипломного образования (АПО);

🔹региональных институтов развития образования (ОИРО);

🔹педагоги учреждений общего среднего образования (как правило, учителя высшей категории и учителя-методисты).

❗️ При разработке новых учебных программ:

👉исключались теоретические вопросы, которые, по мнению педагогов, были сложны для усвоения учащимися;

👉некоторые темы и вопросы были перенесены в старшие классы, например, закон Архимеда по новой программе изучается в 9 классе, а раньше изучался в седьмом;

👉усилен белорусский контент, включено больше вопросов, которые предусматривают изучение природных и культурных достопримечательностей Беларуси, достижений белорусского народа в разных отраслях жизнедеятельности;

👉в требованиях к результатам учебной деятельности учащихся акцент сделан на умении применять усвоенные знания для решения учебных задач, а также в жизни (ремонт, покупки, посещение музеев и др.).

После разработки все учебные программы обсуждались в творческих группах учителей-предметников на базе АПО и ОИРО, были доработаны по их замечаниям и предложениям и утверждены.

Для авторов учебных пособий учебная программа по предмету – закон! Они должны отразить в учебных пособиях все указанные в программе темы и вопросы и предложить задания, упражнения, иллюстрации, которые будут направлены на то, чтобы учащиеся усвоили учебный материал и научились тому, что предусмотрено учебной программой.

Отбор учебного материала для учебного пособия по указанным в программе темам и вопросам осуществляют авторы учебного пособия.

2. Могут ли родители также поучаствовать в разработке тех или иных учебников? Если да, то как это сделать?

Полагаю, что большинство авторов новых учебных пособий являются мамами, папами или бабушками и дедушками. Хотя анализ состава авторских коллективов по такому критерию мы не проводили.

❓Как они стали авторами учебников?

Мы уверены в том, что разрабатывать школьные учебники должны профессионалы. Это люди, знающие учебный предмет, методику обучения этому предмету и психологию обучения и воспитания детей конкретного возраста. Как показал опыт, наиболее успешными оказались авторские коллективы, в которых объединились ученые, методисты и учителя-практики.

На сегодняшний день все учебные пособия для учреждений общего среднего образования, их всего 217, обновлены. Но это не значит, что работа с ними прекращается.

☝️В советском учебном книгоиздании была хорошая практика совершенствования учебников при подготовке их к переизданию. Некоторые учебники выдерживали по 20 и более переизданий, становясь всякий раз лучше.

Мы эту практику сохранили. Все учебные пособия проходят опытную проверку. В ней участвуют педагоги. Работая с конкретным учебным пособием в течение учебного года, они пишут свои замечания по его содержанию:

🔹по текстам параграфов;

🔹формулировкам определений понятий

🔹по иллюстративному материалу

🔹вопросам и заданиям

Все замечания по результатам опытной проверки обобщаются и систематизируются в Национальном институте образования. Мы организуем круглые столы с авторами, методистами, педагогами, участвовавшими в опытной проверке, и определяем направления доработки и совершенствования учебных пособий.

❓Могут ли родители сегодня поучаствовать в разработке учебников? Скорее, в совершенствовании содержания действующих учебников. Для этого нужно внимательно прочитать действующий учебник. Постараться понять замысел, идею авторского коллектива. Изложить свои предложения по совершенствованию содержания учебного пособия.

3. Если родители или педагоги заметили ошибку в учебнике, куда они могут обратиться, чтобы донести информацию? Ведь от ошибок никто не застрахован, а обратная связь могла бы во многом помочь.

Совершенно верно. Обратная связь с педагогами, родителями, учащимися – важное средство совершенствования учебных пособий. Поэтому, начиная с 2015 года, мы проводим онлайн-анкетирования педагогов, учащихся, их родителей, с целью изучить их мнения о новых учебниках, определить направления их доработки и совершенствования.

🤝 Мы открыты к общению со всеми участниками образовательного процесса. Ждем конкретные замечания и предложения по содержанию действующих учебных пособий. Можно написать на инфолинию портала, можно обратиться другим образом. Мы все обращения передаем авторам учебных пособий. Они рассматриваются при подготовке учебных пособий к переизданию.

4. Существует сложность с подачей материала. Это касается как определения понятий (физика, обществоведение, география), так и способов решения задач (скажем, по тригонометрии или алгебре).

Доступность изложения учебного материала – это одно из основных требований, которые предъявляются к школьным учебникам. В Национальном институте образования был проведен не один семинар для авторов учебных пособий, на которых обсуждались пути обеспечения доступности учебных текстов: это и количество слов в предложении, и использование лексических и синтаксических конструкций, например, не злоупотреблять придаточными предложениями, излишними эпитетами и др.

Если что-то не получилось с первого раза, будем отрабатывать в ходе подготовки учебного пособия к переизданию. Будут учитываться при этом и предложения, которые поступили в институт.

С другой стороны, хочу отметить, что учеба – это интеллектуальная деятельность, она предполагает ежедневную кропотливую работу:

✅нужно внимательно слушать объяснение учителя на уроке;

✅внимательно читать тексты учебных пособий;

✅ежедневно выполнять домашние задания.

И об этом стоит говорить и с родителями, и с учащимися.

5. Кто несёт ответственность за рецензирование учебников?

Все учебные пособия по учебным предметам проходят многоступенчатую экспертизу:

👉 проверку на соответствие содержания учебной программе по учебному предмету;

👉 рецензирование специалистами: учеными ВУЗов, НАН Беларуси, методистами, учителями-практиками;

👉 психолого-педагогическую экспертизу на соответствие возрастным познавательным особенностям учащихся;

👉 рассмотрение на заседаниях предметных секций, президиума и бюро Научно-методического совета при Министерстве образования.

Учебные пособия по истории, обществоведению, литературе, географии Беларуси рассматриваются на заседаниях секций и бюро Государственной комиссии по подготовке учебников в обществоведческо-гуманитарной сфере, состав которой утверждается распоряжением Президента Республики Беларусь.

❗️ Указанные грифы принципиально важны! ❗️

Они означают, что учебное издание прошло экспертизу и может использоваться в образовательном процессе. По Кодексу Республики Беларусь об образовании (п. 9 ст. 94) только такие учебные издания могут использоваться в учреждениях образования .

❌Но сегодня на рынке есть много другой учебной литературы без этих грифов. Она издается издательствами самостоятельно, без представления в НИО на экспертизу. И если вы купили такое издание, то претензий к его качеству ни в Министерство образования, ни в Национальный институт образования предъявлять не стоит. Более того, использование таких пособий в образовательном процессе неправомерно.

Для родителей учащихся повторю: на титульном листе учебного издания, которое рекомендуется использовать в образовательном процессе, должно быть написано:

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 15 человек(а).

Учебное пособие — инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

Изображение с названием Create Study Guides Step 1

  • Если вам легче учиться визуально, подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
  • Если у вас линейный ум, организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
  • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом, чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
  • Если вы можете быстро запоминать информацию, используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.

Изображение с названием Create Study Guides Step 2

  • Пример когнитивной карты для параграфа из учебника истории о космических полетах может включать "Космическую гонку" как основной заголовок, от которого будут идти отдельные ветки для США и СССР, с ответвлением информации об отдельных запусках, проектах, удачах и неудачах.
  • Классический план, который вам время от времени требуется создать в заданиях по написанию эссе, это пример когнитивной карты. Если планы срабатывают у вас и организуют информацию так, что она становится полезной вам, составьте план изучаемой информации. Планы могут быть отличными учебными пособиями, но только если вам легко их писать. Если создание плана сопровождается стрессом, лучше выбрать другой подход.
  • Диаграммы технической информации могут помочь вам визуально представить процесс или выполняемые процедуры в виде последовательной череды обозначенных шагов. Она начинается с основной концепции и организуется слева направо таким образом, чтобы выделить важные ключевые факторы в том порядке, в котором они должны происходить. [1] X Источник информации
  • Временные шкалы удобны для выделения серии хронологических событий, и чаще всего используются для предметов типа истории, политики и биологии. [2] X Источник информации

Изображение с названием Create Study Guides Step 3

  • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
  • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.

Изображение с названием Create Study Guides Step 4

  • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.

Изображение с названием Create Study Guides Step 5

Изображение с названием Create Study Guides Step 6

  • Некоторые студенты отмечают, что переписывание и структурирование информации от руки, если сравнивать с набором ее на компьютере, включает моторную память. В то время как электронное копирование записей не ведет к их запоминанию, активное чтение и переписывание информации может дважды помочь вам в учебе: вы читаете материал один раз, еще раз читаете, и третий раз читаете, когда пишете. [4] X Источник информации
  • Как вариант, если у вас трудночитаемый почерк или вы просто предпочитаете работать на компьютере, смело печатайте ваше учебное пособие, сделайте его для себя настолько графически-привлекательным, как вам хочется, распечатайте или читайте со своего мобильного устройства.

Изображение с названием Create Study Guides Step 7

  • Некоторые предметы являются накопительными, подразумевая, что информация и навыки аккумулируются на уроках на протяжении семестра, в то время как по другим дисциплинам не будет проверок вплоть до проверки изложенного материала на финальном экзамене, или наоборот, регулярно опрашивая по отдельным темам или параграфам. Не забудьте спросить своего учителя о конкретном содержании будущего экзамена, к которому вы готовитесь, и учите только эту информацию.
  • Когда вы сомневаетесь, что именно учить, делайте упор на изучение новой информации или навыков. И хотя учителя могут любить подбрасывать старые вопросы, чтобы проверить вашу память, с большей вероятностью вас будут спрашивать только по последним параграфам, лекциям и данным. Большинство учителей не хотят вас подлавливать.

Изображение с названием Create Study Guides Step 8

  • Перечитывайте материалы, чтобы выделить основные идеи для внесения в ваше учебное пособие. Когда просматриваете материалы, скорее всего, нет необходимости перечитывать каждое слово параграфа. Вместо этого, просмотрите основные понятия, чтобы освежить их в памяти, и выделите эту информацию для внесения ее в свое учебное пособие. Это, само по себе, является отличным первым шагом в подготовке к проверке знаний.
  • Посмотрите на краткое содержание главы или вопросы к главе, чтобы они навели вас на содержание вашего учебного пособия. Если в учебнике перечисляется список возможных вопросов или даны утверждения для проверки понимания прочитанного, скопируй те их в свои записи, чтобы включить в свое учебное пособие. Даже если ваш учитель не основывает тест на материалах учебника, повторное прохождение материала - это отличный способ повторить вопросы, которые он может задать.

Изображение с названием Create Study Guides Step 9

  • Иногда, записи, сделанные на занятии, могут быть в беспорядке, сбивать с толку или иным образом быть сложными в использовании, в таких случаях учебное пособие будет включать все источники чистовой версией ваших записей с занятий. Найдите немного времени для копирования из своих записей, не слово-в-слово, а охватывая основные понятия и важные идеи, о которых говорил учитель. Приведите их к лаконичной форме для использования в своем учебном пособии.
  • Если писать конспекты у вас не очень хорошо получается, спросите одноклассников, можно ли вам просмотреть их записи, будучи с ними особенно аккуратным и возвращая своевременно. В будущем отплатите одолжением за одолжение, делая подобные записи и позволяя своим друзьям пользоваться ими для повторения пройденного.

Изображение с названием Create Study Guides Step 10

  • Если вы готовитесь к итоговому экзамену, убедитесь, что вы собрали ваши предыдущие тесты, методические указания и раздаточные материалы. Из них получатся идеальные учебные пособия.

Изображение с названием Create Study Guides Step 11

  • Когда вы повторяете пройденное по математике или другим точным наукам, убедитесь, что вы запомнили необходимые формулы, если они будут требоваться, но важнее фокусироваться на применении этих формул. Понимайте, как использовать формулу и когда ее использовать. Понятие, стоящее за формулой, важнее, чем формула сама по себе. Этот подход также верен для физики, химии и других точных наук, в которых полезно делать конкретные примеры, которые являются приложением материала к реальным жизненным ситуациям.
  • Когда повторяете пройденное по литературе, убедитесь, что знаете имена всех действующих лиц из книги, по которой вас будут тестировать, но больше концентрируйтесь на сюжете, смысле рассказа, и других особенностях чтения, чем на отдельных деталях. Если вам нужно сослаться на "сестру главного героя" в сочинении по повести потому, что вы забыли ее имя, это будет не так важно для сочинения, если оно рассудительное и хорошо написано.
  • Когда повторяют пройденное по истории, часто тратят значительное время на запоминание ключевых фактов и терминов, но также важно понимать особенности исторического периода, который вы изучаете, и причины, по которым эти факты важны. Понимайте взаимосвязи между всеми именами и датами, и все у вас станет еще лучше.

Изображение с названием Create Study Guides Step 12

  • Выявите, объясните и продемонстрируйте связи между идеями и понятиями в подпунктах вашего учебного пособия или группируйте ваши учебные пособия в подборки, которые вы сможете изучать вместе. Если вы повторяете изученное для итогового экзамена по истории, может иметь смысл связать все военные блоки в одну подборку, или всю информацию о президентах, чтобы смотреть на схожие темы.

Изображение с названием Create Study Guides Step 13

  • Вытащите свое учебное пособие, когда находитесь в транспорте или перед телевизором, и пробегитесь по нему взглядом. Чем чаще вы будете делать "круги почета" по тестируемому материалу, тем больше вы приблизитесь к его запоминанию.

Изображение с названием Create Study Guides Step 14

Выделите сложный материал, чтобы еще раз к нему вернуться перед экзаменом. Если вам сложно запомнить конкретную формулу или разобраться в понятии, выделите их отдельным цветом, например, голубым, и продолжайте изучать остальной материал. Когда вы снова возьметесь за материалы, начните со всего, выделенного этим цветом, и убедитесь, что вы это поняли до того, как начался экзамен. Это может быть отличным способом напомнить себе не только о том, что вам нужно выучить, но поставит вам конкретные цели, которые нужно достигнуть в своем обучении.

Изображение с названием Create Study Guides Step 15

Учитесь более чем в одном месте. Некоторые исследования показывают, что изменение места занятий может увеличить вашу способность к запоминанию материала. Другими словами, если вы учитесь только в своей спальне, может быть сложнее запомнить информацию, чем если вы учились намного в спальне, немного на заднем дворе, немного в школьной столовой. [5] X Источник информации


Учебно-практическое пособие — это издание, которое, во-первых, утверждено официально. Во-вторых, соответствует определенной программе. В-третьих, в полной мере (либо частично) замещает (дополняет) учебник. Проанализируем отличительные особенности, а также требования, которые предъявляются к ним.

психология учебное пособие

Особенности

Для чего необходимо учебное пособие? Что такое методический комплекс? Эти вопросы актуальны для педагогов образовательных организаций (школ, техникумов, академий, университетов). Чаще всего его выпускают в качестве дополнения к основному учебнику. Все его разделы сопровождаются контрольными вопросами или (и) заданиями обучающего плана, которые помогают осваивать знания по конкретной дисциплине.

Когда применяется

В некоторых случаях электронное учебное пособие выполняет функции главного издания по дисциплине. В частности, если появляется новая дисциплина федерального компонента. По которой на первом этапе нет полноценного учебника. Или он не рекомендован Министерством просвещения РФ. Именно в этот переходный период требуется учебное пособие. Что такое региональный компонент? В рамках ФГОС второго поколения он введен во всех предметах школьной программы. Предполагается знакомство обучающихся с особенностями региона (традициями, историей, экономикой).

учебные пособия по языкам

Отличия

Чем интересно учебное пособие? Что такое есть в нем, чего нет в обычном издании, предназначенном для обучения? Так как создается оно более оперативно, включается в него актуальный, новый материал по определенной научной дисциплине. Подается информация в рамках фундаментальных знаний, но помимо апробированных положений и знаний, пособие включает спорные вопросы, которые дают представление о какой-то проблеме с разных точек зрения.

Требования к УП

Каким должно быть качественное учебное пособие? Что такое важное в нем должно быть? В структуру УП должны входить следующие обязательные компоненты:

предназначение (цель) издания, соответствие конкретной учебной программе;

вид издания и его расположение в системе иных учебных изданий по данной дисциплине, новизна, актуальность, специфика авторской концепции;

особенности структуры пособия;

методические рекомендации по применению в учебной деятельности;

характеристика структуры пособия;

дидактический, справочный, библиографический материал

учебно-практическое пособие

Специфика содержания

Учебные пособия по языкам, естественным предметам должно соответствовать программе предмета, утвержденной Министерством Просвещения РФ. Главы, разделы, параграфы основной его части должны излагаться логично, согласно тематическому плану предмета.

В тематических разделах предполагаются выводы, обобщения учебного материала. Обязательным является и присутствие в УП дидактического аппарата, который предполагает примеры, контрольные вопросы, упражнения, тесты, практические и расчетные задачи.

Заключение предполагает обобщение материала. Какие к нему предъявляет требования современное российское образование? Учебное пособие должно завершаться следующими моментами:

иметь основные выводы и рекомендации;

включать перспективы развития отрасли науки (учебной дисциплины);

включать выводы и итоги

Оно должно иметь рекомендации, касающиеся последующего самостоятельного рассмотрения сложных проблем.

учебно-практическое пособие

Справочный и библиографический аппарат УП

Как осуществляется подготовка учебного пособия? Помимо подбора основного материала, о котором речь шла выше, отдельное внимание уделяется и справочных материалам. Библиография предполагает не только список книг, использованных для его создания, но и четкий порядок их расположения. Источники указываются в алфавитном порядке, отмечается издательство, год выпуска, количество страниц.

Если учебное пособие содержит более 10 авторских листов, в него рекомендуется включать алфавитный и именной указатели. Разработаны требования ГОСТ Р 7.0.5.-2008 к Библиографическим ссылкам, несоответствие которым является основанием отказа в публикации УП.

Требования к рецензированию

Существуют и определенные требования к рецензии на УП. Она должна давать четкую оценку пособия, анализировать его достоинства и основные недостатки, а также содержать рекомендации по применению в учебном процессе. Состоит она из трех блоков:

В общей части рецензии отмечается оценка рассматриваемой рукописи по определенным критериям:

соответствия требованиям стандарта;

научность и соответствие учебного материала уровню профессиональных образовательных программ;

корректность в рамках межпредметных связей;

постановка цели и задач в рамках личностного подхода к обучению и ориентации на достижение желаемого результата;

инновационность, новизна, присутствие оригинальной авторской идеи;

соответствие стандартам Министерства Просвещения РФ;

рациональность и правильность применения обозначений и специальных терминов;

доступность, четкость изложения, полнота применения литературы, присутствие ссылок на применяемые источники (оформленных по правилам);

соответствие контрольных заданий и вопросов общему содержанию материала;

рациональность применения иллюстраций, их связь с текстом;

рациональность расположения схем, графиков, картинок, их качество;

наличие стилистических и логических ошибок

Вторую часть рецензии освящают следующим вопросам:

подробному перечню замечаний, отмеченных рецензентом (неправильные формулировки, стилистические и смысловые ошибки, погрешности);

выделению тех мест рукописи, которые, по мнению эксперта, следует подкорректировать (убрать)

образование учебное пособие

Последний раздел

Оформляется текст рецензии на бланке, на котором обязательно указывается наименование документа, наименование, информация о рецензенте (ФИО, должность), подпись, дата, печать.

Если на учебное пособие оформляется коллективная рецензия, в таком случае составляется выписка из протокола заседания коллектива, в рамках которого рукопись рассматривалась.

Варианты вузовских учебных изданий

В зависимости от целевого предназначения УП делят на следующие группы:

Такие издания опубликовывают или размещают на сайте университета. Независимо от места публикации УП должны по структуре и содержанию соответствовать требованиям, предъявляемым к заявленному типу.

особенности учебных пособий

Наглядный пример

Что должно быть включено в УП по этой дисциплине? Введение посвящается психологическим заповедям будущего российского педагога. Отдельное внимание уделяется статистическим исследованиям, посвященным оценке здоровья детей.

Далее идет теоретический материал, посвященный следующим моментам:

общим вопросам детской психологии;

современным представлениям о нормальном развитии (отклонениям от норм);

механизмам генетического влияния;

воздействию социальных факторов на развитие детей разного возраста;

видам психического дизонтогенеза;

видам отклонений развития (дизонтогении)

Следующий раздел пособия включает в себя специальные разделы:

психология умственно отсталых детей;

особенности формирования познавательного интереса в предметных областях;

психология детей с задержками в умственном развитии;

профилактика диагностики и коррекции при слабовыраженных отклонениях в психофизическом развитии

Отдельное место в пособии занимает сурдопсихология. Студенты могут совершить небольшой исторический экскурс в предмет, познакомиться с причинами нарушений зрения, спецификой формирования познавательной сферы, особенностями развития эмоциональной сферы.

В следующем разделе рассматриваются вопросы, касающиеся психолого-педагогической диагностики различных отклонений.

Обязательным элементом УП являются приложения. К ним относятся: тесты, беседы для родителей, разработки мероприятий для детей с отклонениями в развитии. Завершается учебное пособие по психологии, предназначенное для обучения будущих педагогов, списком литературы.

учебные пособия-особенности

Подведем итоги

В российской системе образования помимо учебников, справочников, используются и специальные учебные и методические пособия. В каждой научной сфере существуют свои УП, отличающиеся по основному содержанию. Несмотря на различия, между всеми учебно-методическими пособиями есть сходство в структуре. Сначала предполагается введение (постановка цели и задач), затем излагается основной материал (выделяют главы и разделы), заключение содержит выводы и рекомендации, список источников должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5.-2008 к Библиографическим ссылкам. Многие академии и университеты РФ разрабатывают собственные УП, руководствуясь требованиями, предъявляемыми к таким материалам Министерством просвещения.

Читайте также: