Кто первым стал обучать римских граждан праву юстиниана

Обновлено: 28.06.2024

Гражданский кодекс, по которому мы живем, выстроен во многом на римском праве. Хотя, конечно, через несколько передаточных звеньев. Они начали это делать три тысячи лет назад. Это оказалось на самом деле живучим. Им удалось создать практически универсальную систему.

Как одно из античных племен умудрилось распространить свое право на все человечество. В чем секрет? Надо рассматривать два варианта ответа. С одной стороны, нужно иметь римские легионы. Но с другой стороны, римляне внутри своей общины вырабатывают практически универсальную модель. Что такое право? Искусство доброго и справедливого, как его определяют юристы. Если мы сейчас спросим не улице, что такое справедливость, кто ее определяет? Нам скажут, государство, что-нибудь такое высокое, страшное. А римлянин скажет — нет, большая справедливость возникает из маленьких частных, это совокупность множества частных справедливостей. Вот если со мной поступают справедливо, справедливо с вами поступают, справедливо с ним. Так мы перейдем к определению справедливости.

Флавий Юстиниан I

До универсальности оставалось несколько веков. Со временем все это усложнялось, разрасталось и т. д. В определенный момент — очень сильно упрощаю, конечно, — юристы начинают воспринимать то, чем они занимаются, искусством. Очень красивое определение, когда юрист пишет про себя: мы называем себя жрецами справедливости. Это почти религия. Начинают воспринимать это как искусство, как науку, как то, что требует осмысления, рефлексии постоянной. Начинают разрабатывать систему права.

Если 20 лет назад представить российскую улицу, на которой одна машина вьехала в другую. Что бы сделали восемь из десяти водителей? Взяли монтировку и вышли разбираться. Что бы сделал римлянин? Пошел в суд, предъявил иск о возмещении ущерба. У него мозг был устроен так, что он искал бы правовую коллизию. Восстановить порушенную ниточку паутинку, чтобы она снова начала действовать. Вот система, которую они сумели разработать, именно она оказалась универсальной. Именно римляне придумали, что право делится на частное и публичное. Что право делится на общее для всех народов и право цивильное, то, что мы называем правом граждан какого-то народа. Наконец, то, что внутри права граждан будет деление на право лиц, право вещей и право обязательств. Право собственности относится к вещному праву. И внутри каждого из разделов пойдут подразделы, секции.

В том, что все это великолепие не пропало, огромную роль сыграл персонаж, живший полторы тысячи лет назад. Это Восточная Римская империя, Западная уже отсутствует примерно 60 лет как. На Востоке на императорский трон поднимают очень любопытную личность, выходца из простых людей по имени Юстиниан. Которого охватывает совершенно неудержимая мечта, которая сейчас прозвучит очень зловеще. Потому что с тех пор мы видели много таких мечтателей восстановить Римскую империю в ее величии и мощи. Для него восстановление империи — это не просто вернуть все земли. Для него восстановление империи — это и приведение в порядок права. Выстраивание правового универсума.

У права, которое я описывал, права, растущего снизу, есть ровно один минус: число юристов не уменьшается, их становится все больше, больше. Те, кто жил давно, оставляют свои тексты. В судах начинается совершеннейший ужас, когда судья, к которому приходят истец и ответчик, вынужден выслушивать бесконечные отсылки стороны истца и стороны ответчика, это новые, новые, новые тексты. А потом разбираться во всех этих текстах. Бывали случаи, когда тяжба разрешалась в ту или иную пользу, когда истец уже давно умер, ответчик умер, их сыновья уже умерли. И результат тяжбы был озвучен внукам истца и ответчика каким-то очередным по счету судьей, потому что судьи тоже умерли.

Много из того, что вы прочтете, будет близко, понятно и знакомо. Если мы перенесемся в средние века Европы, плюс 700 лет к Юстиниану, мы имеем вот эту рукопись, где мы видим, что университеты Европы вырастали на изучении права Юстиниана. Да, университеты начинаются с изучения права. Юридические факультеты самые древние. Первенство оспаривают, как известно, медицинский и теологический факультеты, но, все-таки, юриспруденция, мне приятнее думать, что она была первой.

Про универсальность можно говорить и по-другому. Например, Наполеон, один из самых знаменитых портретов в императорской одежде и диадеме? Он иммитирует Юстиниана I. Для него император — это Юстиниан. Этому есть еще доказательство. В 1804 году Наполеон становится императором. Что он делает именно в этот год? Провозглашает кодекс, который известен тогда как кодекс Наполеона, а сейчас весь мир знает его, как французский гражданский кодекс. Это он и есть, туда внесены поправки, обновления.

Если мы обратим внимание на современное право, в котором не так много, как хотелось бы, осталось от римского, но вот портал кассационного суда в Риме. Несколько статуй из тех, что там есть: Марк Антистий Лабеон, Сальвий Юлиан, Гай, Фабиниан. Это все классические юристы от I века до нашей эры до III века нашей эры. Это же все классика римского права. Почему же эти статуи стоят на портале кассационного суда? Для судей совершенно однозначно, что эти юристы олицетворяют саму идею права. Ведь не то, что в стенах кассационного суда Рима цитируют ночи напролет римских юристов, нет. Но они олицетворяют саму идею того, что такое право, каким оно должно быть и какими должны быть юристы, если мы говорим про личный облик служителя.

Скажу крамольное, вы видите государство. Государство, которого римляне не знали. Но что есть государство, как не правовой конструкт? Формально правовой, подчеркиваю. Если шагать через эпохи довольно широкими шагами, то господство частного права, частных отношений длилось очень долго, на самом деле. Оно приобретало самые разные формы, зачастую неприятные, сугубо извращенные, например, феодализм, который не знал государства и, более того, был ему противоположен. Но все это господство частных отношений базируется на частных правовых сделках. Когда эта система начинает давать сбой массовый, а это где-то начало XV-XVI века, очень много чего в Европе творится, об этом можно много говорить. Но когда начинает давать сбой система, на первый план выходят кто? Не рыцари, не священники, выходят горожане, бюргеры, буржуазия. Которые говорят: дайте нам спокойно торговать, спокойно производить то, что мы продаем. Дайте нам спокойствие. Гарантируйте нам его юридически, гарантируйте нам права.

И медленно, очень медленно, где-то там до конца XVIII века, и очень мучительно, начинает прорастать сама идея государства. Как гаранта, конечно. Как той системы институтов, которая очень четко выделяет публичное пространство, отделяя его от частных пространств и гарантирует, что в публичных пространствах сделки и отношения будут в безопасности.

Конечно, еще влияет много чего. Идея граждан для государства, идея силового управления. Это полностью противоположно, конечно. Если почитать теоретиков, на кого они будут ссылаться? Есть такое направление — юснатурализм, есть юристы, которые опираются на право и понимают, что сначала право, а потом государство. А есть те, кого называли легистами, от слова lex — закон, что все, что дает государство — и есть право, любой закон становится правом. В Европе очень мощная культура того, что называется юридическим, т. е. они понимают, что сначала право, а потом государство. В России традиционно первично было государство.

Статуи портал кассационного суда в Риме

Права человека — это наследие римского права. В самом Риме понятия прав человека не было, но это понятие вырастает из римского материала. Это в XVII веке впервые прозвучало как права человека, но это именно правовая культура. Вы видите борьбу за права отдельного человека, вы видите саму идею конституции, как правоустанавливающего акта. Как того документа, который создает политический порядок, обратите внимание. Легистам не нужна конституция, им нужна воля правителя. Легизм восходит в этом плане к Востоку. К тому, что называется восточной деспотией. Когда есть воля монарха, а все остальное идет лесом.

Если мы когда-нибудь доживем до момента, когда римское право — система принятия справедливости как совокупности множества частных справедливостей, — покажется нам эпизодом далекого прошлого, это значит, что мы доживем до того момента, когда конкретный человек для нас ничего не будет значить.

Уже древнейший, царский период истории Рима дает нам некоторые свидетельства, раскрывающие один из секретов будущего универсализма римского права — способность свободного заимствования и творческого синтеза законов других народов. Хорошо известно, что Рим изначально был открытой общиной, принимавшей в себя новых граждан независимо от их этнического и религиозного статусов. Недаром древние авторы удивлялись, что римляне даже рабов делают своими гражданами, готовыми защищать свое новое отечество. Известно также, что в архаический период Рим долго служил пристанищем для беглых рабов. Кроме того, римляне всегда, даже в те периоды, когда римское гражданство было предметом особого вожделения многих средиземноморских народов, стремились дать права гражданства по крайней мере сильнейшей части того народа, который подпадал под сферу их влияния. Наконец, хорошо известно, что в итоге все свободные жители необъятной Римской империи получили права гражданства. Принцип впитывания, органического присоединения к себе всего объективно полезного для римлян господствовал не только в системе римского гражданства. Римляне довольно часто для управления государством и написания законов приглашали иностранцев, представителей соседних народов. Так широко известно сакральное законодательство VIII в. до н. э. сабинянина Нумы Помпилия, законы этруска с греческими корнями Тарквиния Древнего и вообще сына рабыни то ли этрусского, то ли латинского происхождения — Сервия Туллия, а также участие грека Гермодора Эфесского в составлении Законов XII таблиц.

культуры других народов, а синтезировали их в свою культуру, творчески перерабатывая и вбирая самое ценное. На мой взгляд, эта особенность, эта открытость к другим культурам свидетельствует не о слабости, а об огромном позитивном потенциале собственно римской культуры, способной вобрать в себя и переварить столько чуждых элементов, сохранив при этом собственный стержень, особенные черты, придающие заимствованному элементу новые черты, уже очищенные от узко национальных или кастовых ограничений.

Но еще более широкими и глубокими были заимствования следующего периода, связанного с интенсивным развитием так называемого преторского права (IV–I вв. до н. э.). Обилие судебных тяжб заставило римлян ввести в 366 г. до н. э. особую должность судебного магистрата — городского претора, разбиравшего иски между гражданами. В 242 г. до н. э., когда во время первой Пунической войны Рим был наводнен иностранцами, была введена должность претора перегринов, предназначенного разбирать тяжбы как между римскими гражданами и Перегринами (чужеземцами-негражданами), так и между самими Перегринами. Деятельность перегринов основывалась не на цивильном праве, а почти исключительно на так называемом праве народов (jus gentium). Это право базировалось на международных мирных договорах и торговых соглашениях между римлянами и другими народами. В отдельных случаях преторы были вынуждены учитывать и действующие законы других стран. Таких дел было достаточно много, решать их следовало быстро (не более чем за 10 дней), нормы различных стран часто противоречили римским законам, поэтому для преторов представлялось крайне необходимым выработать некоторые общие универсальные юридические принципы справедливости в судебных решениях, которые удовлетворили бы интересы представителей различных стран. И такие принципы были найдены, составив особый раздел — международное римское право (jus gentium).

Не менее важным институтом вещного права Законов XII таблиц были сервитуты, также имевшие универсальный характер применения как в частном, так и в публичном праве. Даже более того, древнейшие сервитуты прохода, прогона скота, проезда, проведения воды и выпаса скота первоначально развивались именно в области публичного и даже международного права. Так, право свободного прохода, проезда и прогона скота по чужой территории связано с древнейшими военными и торговыми союзами Рима и латинов. Вместе с тем уже в Законах XII таблиц регулировался правовой режим содержания общественных дорог частными владельцами прилегающих к ним земельных участков. Те же законы регулировали правовой режим пользования реками, ручьями и стоками дождевой воды, проходящими по общественной и частной земле. Наконец, к древнейшим относились и сервитуты выпаса частного скота на общественном поле, причем за выпас до 10 голов скота частные владельцы прилегающих к общенародному полю участков не облагались никакими налогами. Право общего пользования публичными дорогами, реками в ирригационных целях, хотя и принадлежало всем римским гражданам, однако достаточно строго регламентировалось римскими законами и сенатусконсультами, в частности, запрещая использование повозок в городах в дневное время, прогон и выпас скота на особо важных публичных дорогах, ограничивая определенным временем поочередное пользование реками для полива садов и огородов и т. д. По мере распределения общественной земли между частными владельцами, а позднее и собственниками земли, многие нормы применения публичных сервитутов стали использоваться и между частниками.

Второе основное деление архаического судопроизводства связано с двумя разновидностями универсальной исковой формы — легисакционного сакраментального иска, который предъявлялся либо в отношении лиц, либо в отношении вещей. В последнем случае речь идет об уже упоминавшемся виндикационном иске. Следует отметить, что и вещный сакраментальный иск применялся как в частном, так и в публичном праве. Если речь шла о применении этого иска в судопроизводстве по частным делам, то вел иск и выносил судебное решение сам магистрат или назначенный им частный судья, если же иск шел о вещах, принадлежащих всему римскому народу, то магистрат, начав иск, передавал его для вынесения судебного решения сенату, т. е. суду центумвиров, или народу, т. е. суду народных собраний.

Таким образом, уже на раннем этапе, в VII–V вв. до н. э., сформировались основные системные принципы построения римского права. Сложившаяся в Законах XII таблиц система права стала конституционной основой всего цивильного права и на протяжении многих веков сохраняла непререкаемый авторитет, а все последующие республиканские законы, как правило, касались лишь отдельных институтов, не затрагивавших систему права в целом. Вместе с тем краткость и неизбежное устаревание этих законов требовали как минимум их расширительной интерпретации, а в ходе превращения патриархального города-государства в крупнейшую средиземноморскую державу встала необходимость и значительной доработки системы в целом. Эту задачу выполнило уже упоминавшееся выше преторское право, наиболее тесно связанное с реальной жизнью римского общества IV–I вв. до н. э. Особенности системы преторского права связаны со своеобразием развития преторского эдикта.

Преторы и прочие судебные магистраты выбирались народом ежегодно, и кандидаты в ходе предвыборной кампании издавали эдикты — предвыборные обещания по поводу того, как они собираются судить. В случае победы кандидата его предвыборная программа становилась своего рода постоянным уставом, обязательным к исполнению для данного магистрата. Таким образом, ежегодно обновляясь согласно требованиям избирателей, преторский эдикт наиболее активно развивал систему римского права именно в тех частях, совершенствования которых требовало социальное развитие общества. Среди наиболее важных областей деятельности преторов следует назвать две основные: обязательственное и муниципальное право.

Для составления муниципального законодательства кроме Законов XII таблиц римские магистраты все же не могли не учитывать и местное законодательство, причем в отношении не только своих союзников, но и покоренных народов провинций. Так, в провинции Сицилия осталась нетронутой существовавшая еще до римлян греческая система сбора поземельных податей и откупов, а законодательство о морской торговле союзного Риму греческого о. Родоса, продолжая действовать и при римлянах в Восточном Средиземноморье в качестве международного торгового права и как jus gentium было воспринято и самими римлянами.

Действительно, первые титулы эдикта касались прав гражданства, свободы, места жительства, семейного положения, гражданских повинностей, сената и статуса сенаторов, обязанностей муниципальных и иных магистратов. В этих комментариях также идет речь о публичных судах, об уголовных преступлениях, об управлении государственным имуществом, о публичных откупах и о праве фиска, о военном деле, о сакральных, религиозных и публичных вещах. Наконец, значительная часть преторских интердиктов посвящена пользованию публичными дорогами, акведуками, реками и т. д. Таким образом, слова Гая о чрезвычайной широте преторского права находят свое подтверждение в комментариях юристов к преторскому эдикту. Хорошо известно, что в эпоху республики преторы, председательствуя в комиссиях публичных и уголовных судов, принимали к рассмотрению самые разнообразные уголовные дела, управляя целыми провинциями, руководили и системой государственных откупов, а при принципате и системой государственных поставок продовольствия, и делами императорского фиска. Эта широчайшая область публичного права не могла не отразиться и в преторском эдикте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО Феномен римского права, его удивительного долголетия и востребованности у самых разных народов и в разные эпохи, обычно объясняется такими его свойствами как универсализм, системность, сочетание глубины и ясности принципов. Вместе с тем нередко

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО Бартошек M. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989. Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Ярославль, 2004.Дигесты Юстиниана / Пер. с лат., отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2008. Т. 1.Дождев Д.В. Основание

ГЛАВА VI Каким образом римское право сохранилось в стране лангобардов

ГЛАВА VI Каким образом римское право сохранилось в стране лангобардов Все подчиняется открытым мною принципам. Закон лангобардов был беспристрастен, и римляне не были заинтересованы в том, чтобы оставить свой закон и принять закон лангобардов. Причина, побуждавшая

ГЛАВА VII Каким образом римское право исчезло в Испании

ГЛАВА VII Каким образом римское право исчезло в Испании Иначе обстояло дело в Испании. Закон вестготов в ней восторжествовал, а римское право погибло. Шендасуинд и Ресессуинд отменили римские законы и не позволили даже ссылаться на них в судах. Кроме того, Ресессуинд был

Глава 13. Римское право

Глава 13. Римское право Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.Оно

§ 2. Римское право древнейшего периода

§ 2. Римское право древнейшего периода Общая характеристика. Вплоть до середины III в. до н. э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом

§ 3. Римское право классического и постклассйческого периодов

§ 3. Римское право классического и постклассйческого периодов Публичное и частное право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному

§ 17. Древнейшее римское право

§ 17. Древнейшее римское право Священное право и царские законы Начало формирования римского права относится еще к догосударственному периоду истории Рима (VIII–VI вв. до н. э.). Правовые порядки в условиях становления полисной государственности были неразрывны с

§ 34. Римское право в средневековой Европе

§ 34. Римское право в средневековой Европе Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и

Римское право в варварских королевствах

Римское право в варварских королевствах Сформировавшиеся на землях бывших римских провинций в V–VI в. варварские королевства (см. § 22) не могли игнорировать традиционное римское право: основная часть населения жила по его правилам. Обычаи и право самих варварских

Римское право на пороге Нового времени

Римское право на пороге Нового времени К началу XVI в. старые приемы и методы школ глоссаторов и комментаторов потеряли общественные симпатии. Эпоха Возрождения принесла с собою новое, историческое и гуманистическое отношение к античной культуре, а вместе с этим — и к

Читайте также: