Кто передает информацию в росреестр

Обновлено: 30.06.2024

Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе до 01.01.2023 направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе.

Таким образом, до 01.01.2023 органы государственной власти и местного самоуправления вправе направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и получать такие сведения на бумажном носителе соответственно, если в запросе, представляемом органом государственной власти и органом местного самоуправления, указан способ получения документа - в виде документа на бумажном носителе.

Относительно заполнения запроса о предоставлении сведений ЕГРН ограниченного доступа лицами, имеющими право на бесплатное предоставление сведений ЕГРН, отмечаем следующее.

При этом пунктом 49 Порядка установлено, что:

вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения (для заявителя - руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя территориального органа государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления, Председателя Банка России, заместителя Председателя Банка России, а также для руководителя или заместителя руководителя многофункционального центра);

слова "для осуществления полномочий (деятельности)", далее - наименование организации и федерального закона, определяющего основные задачи и функции данной организации, для выполнения которых запрашиваются сведения;

реквизиты и положения (абзац, подпункт, пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которым установлено представление документа (копии документа) и (или) информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;

номер (идентификатор) услуги в реестре государственных услуг или в реестре муниципальных услуг, положение соответствующего нормативного правого акта указываются в случае представления запроса органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, многофункциональным центром, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, в целях предоставления государственных или муниципальных услуг и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, за исключением случаев подачи указанных в настоящем пункте запросов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

в случае если запрос органа государственной власти или органа местного самоуправления направлен в целях выявления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, в запросе дополнительно указываются слова "выявление правообладателей объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд".

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательность исполнения распоряжений и требований судов, судебных приставов-исполнителей, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц.

Дополнительно сообщаем, что письма Управления не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Работа за компьютером. Клавиатура

Выписка по требованию

Идея Федеральной службы безопасности Российской Федерации засекретить данные о владельцах недвижимости, самолетов и судов, на днях была одобрена членами правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Инициатива предполагает, что возможность доступа к персональным данным правообладателей недвижимого имущества без их согласия будет недоступна третьим лицам, кроме госорганов.

Согласно закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исключение составляет информация о документах, устанавливающих право на недвижимость (свидетельство о праве собственности и договор купли-продажи), обобщенные данные о правах конкретного лица на объекты, которыми он владеет или владел, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Здесь законодательно определен четкий круг лиц, который имеет право на получение информации.

Механика процесса

При личном визите при себе нужно иметь паспорт и квитанцию об оплате госпошлины в размере 200 рублей для физических лиц и 600 рублей — для юридических. Далее составляется соответствующее заявление по указанному объекту, и выписка выдается в течение 5 рабочих дней. Столько же составляет срок подготовки документа при заполнении заявки через электронный сервис "Получение сведений из ЕГРП".

Если же воспользоваться сервисом "Запрос к информационному ресурсу ЕГРП", предварительно получив ключ доступа к системе, то доступ к данным можно получать за 10 минут, но это будет справочная информация без печати, не имеющая юридической силы и не действительная в суде.

Открытость в тренде

Публичный реестр, по мнению экспертов, служит гарантией стабильности рынка недвижимости и возможной защиты его участников от каких-то мошенничеств. "Другое дело, что такие данные, как страховой номер индивидуального лицевого счета, такие вещи, которые слишком индивидуальные, можно убрать", — высказывается адвокат "Аснис и партнеры" Дмитрий Кравченко.

Кроме того открытость, как говорится, — в мировом тренде. Президент гильдии риелторов Москвы Сергей Саяпин акцентирует внимание на том, что цивилизованный мир идет по пути максимального открытия информации, а не ее закрытия, и засекречивание данных о владельцах недвижимости — совсем неуместная законотворческая идея.

Новый проект получил отрицательную оценку и на заседании Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, рассказывает агентству завкафедры гражданского права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Евгений Суханов. "Мое мнение отрицательное. Реестр должен быть публичным, в противном случае он не имеет никакого смысла. Реестр всегда должен быть открыт, иначе эти сделки совершать невозможно. Закрытый реестр, он бессмысленный, его можно просто не вести. Но тогда нельзя совершить сделку с недвижимостью, потому что завтра вам могут продать Кремль, если не написано, кто владелец", — указывает собеседник агентства.

В интересах меньшинства

Хотя все-таки интерес в закрытии данных объясним, считает основатель и главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. Законопроект, по его мнению, отличается "лукавством", поскольку изменения отвечают не общественным интересам, а выгодны лишь ограниченной группе лиц, скрывающей данные о своем имуществе. Им не хочется, чтобы кто-то узнал, на каких основаниях тот или иной гражданин, например, чиновник, проживает в загородном поместье или многокомнатной квартире, которой нет в его декларации, уточняет он.

Большую роль здесь сыграла деофшоризация российской экономики, запущенная в 2014 году. "Ведь раньше все имущество скрывали в офшорах где-нибудь на Кипре, а сейчас в условиях деофшоризации его тоже нужно прятать", — делится мнением Трифонов.

А вот добросовестным гражданам, которые перед покупкой жилья сейчас самостоятельно или через своих юристов, риелторов могут оперативно запросить, кто владеет объектом, и проследить историю перехода права собственности, новые изменения "перекроют кислород", добавляет он.

Риелторы в сомнениях

"Блокирование" справки из ЕГРП являются нежелательной мерой с точки зрения риелторской деятельности, уверена руководитель департамента городской недвижимости компании "НДВ-Недвижимость" Светлана Бирина.

"По сути, нововведение усложняет и так нелегкий процесс, хотя само влияние законопроекта на рынок, и на риелторов в частности, нельзя назвать критичным. Участники рынка, скорее всего, перестроят свою работу так, чтобы все равно получить необходимую информацию", — рассуждает она.

С этим соглашается директор департамента вторичного рынка "Инком-Недвижимость" Сергей Шлома. По его мнению, инициатива ФСБ вряд ли грозит рынку недвижимости катастрофой и возвращением в "лихие 90-е". Хотя, безусловно, добавит добрую щепотку бюрократических процедур, но ничего критичного, отмечает он.

Впрочем, гендиректор "Юрпартнеръ" Антон Толмачев все-таки высказывает опасения, что риелторы более не смогут найти реального владельца объекта недвижимости и истории перехода права собственности.

Поздняков

"Соответственно, могут возникнуть ситуации, когда риелтор помимо своей воли будет участвовать в мошеннической схеме в качестве посредника. Это особенно опасно для всего сообщества, потому что сегодня в России многие граждане и так с опаской относятся к этому виду деятельности в связи с многочисленными скандалами, связанными с так называемыми "черными риелторами"", — поясняет эксперт.

Мошенников не победить

Любая "закрытость" будет порождать злоупотребление, считает Трифонов. По его словам, те же риелторы не дадут себя лишить дохода и будут пользоваться серыми базами. Начнутся ли взятки, эксперт не уверен. "За что? Чтобы получить доступ? Скорее будут сливы и "сайтики"", — говорит собеседник агентства. Речь идет о данных, предоставляемых недобросовестными работники коммерческих организаций и различными органами власти.

Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов видит опасность возникновения рисков при приобретении жилья, а также ограничений при гражданско-правовых сделках с недвижимостью.

Пленарное заседание Государственной Думы РФ

В случае подобных ограничений при регистрации договора купли-продажи на руках у бывших собственников могут оставаться старые подлинники документов. И недобросовестные граждане, имея такие неактуальные документы, могут использовать их в своих мошеннических схемах, например, для получения авансов, поясняет управляющий партнер "Миэль-Сеть офисов недвижимости" Марина Толстик.

Ведь, к примеру, если продавец на сделке демонстрирует только свидетельство о собственности, то оно потенциальному покупателю ничего не подтверждает, потому что актуальными данными о продаже или дарении недвижимости располагает только реестр, обращает внимание адвокат Кравченко.

В целом эксперты, говоря о новой инициативе, отмечают, что не понятно, как механизм будет работать. Так или иначе, но пока непубличный реестр сулит только трудности как отдельным гражданам, так и риелторам, усложняя в обоих случаях процедуру проверки юридической чистоты сделки.


Эксперты разошлись в оценках позиции ВС РФ. Один из них согласился с ней, указав, что у административных истцов отсутствовало намерение приобретать имущество, а имело место только желание получить данные собственников. Другой напомнил, что ЕГРН создавался для проверки недвижимости и информация, которая в нем содержится, должна быть доступна для всех участников гражданского оборота.

Алексей Навальный и Фонд борьбы с коррупцией обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий Росреестра и возложении обязанности совершить действия по предоставлению выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о правообладателях двух жилых домов.

Свои требования административные истцы мотивировали тем, что по их запросу Росреестром им была предоставлена выписка из ЕГРН, однако в ней отсутствуют сведения о правообладателях объектов недвижимости. По их мнению, непредоставление таких сведений нарушило их права и законные интересы на получение информации, гарантированные ст. 7 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ч. 1 ст. 8 Закона об информации.

Определением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, производство по административному делу было прекращено. Суды сочли, что оспариваемыми выписками из ЕГРН не разрешаются права административных истцов как собственников жилых помещений, вследствие чего неуказание сведений о собственнике не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей, а также не создает препятствий к их осуществлению и не возлагает каких-либо обязанностей.

В кассационной жалобе Алексей Навальный настаивал на том, что отказ Росреестра в предоставлении интересующей его информации нарушает его право на получение информации, гарантированное федеральным законодателем. По его мнению,
вопрос о наличии или отсутствии материального интереса подлежит выяснению в ходе судебного разбирательства и не может являться основанием для прекращения производства по делу без исследования фактических обстоятельств и всех доказательств. Кроме того, он указал, что обжалуемые судебные акты нарушили право заявителей на судебную защиту и право на справедливое судебное разбирательство.

Поскольку в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Президиуме Московского городского суда было отказано, Алексей Навальный обратился в Верховный Суд.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, проверив доводы кассационной жалобы, сочла, что нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, и оставила ее без удовлетворения.

Судебная коллегия отметила, что гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. А организация – информации, непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с госорганами при осуществлении ее уставной деятельности.

ВС РФ напомнил, что Закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним допускает предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по запросам любых лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законодательством. В частности, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная коллегия указала, что, согласно материалам дела, в связи с обращением заявителей в Росреестр они получили выписку из ЕГРН, содержащую сведения об интересующих их жилых домах за исключением сведений, касающихся персональных данных правообладателя, т.е. информации, доступ к которой ограничен. Документов, подтверждающих фактическую заинтересованность административных истцов в получении указанной спорной информации, к административному иску не приложено.

Таким образом, Суд согласился, что нижестоящие инстанции, прекращая производство по делу, пришли к правильному выводу о том, что при таких обстоятельствах права и законные интересы истцов не нарушаются и не затрагиваются.

Для любой юридической операции с недвижимостью необходимо получить справку из Росреестра. С ее помощью вы можете подтвердить право собственности на объект недвижимости, проверить имущество на юридическую чистоту и обременения, ознакомиться с базовыми характеристиками. Сроки изготовления выписки ЕГРН зависят от способа оформления.

Содержание

Срок выдачи выписки из ЕГРН - где брать документ

Выписка из ЕГРН

Порядок выдачи справок из Росреестра, их формы и сроки изготовления регламентируются ФЗ РФ № 218. Получить выписку можно в бумажном и электронном виде с подписью Росреестра. Оба варианта бланка равнозначны по юридической силе и могут использоваться при совершении сделок с недвижимостью и земельными участками.

Срок получения выписки через МФЦ (долго)

Для получения справки из росреестра через многофункциональный центр необходимо подготовить определенный пакет документов, записаться на прием к специалисту, оплатить госпошлину за выписку. Процедура оформления выписки состоит из таких этапов:

  1. Запись на прием к консультанту по телефону или лично;
  2. Посещение МФЦ и предоставление документов, которые дают возможность заявителю получить нужный бланк;
  3. Выдача расписки сотрудником центра, где указан срок изготовления выписки ЕГРН;
  4. Получение готового документа в бумажном виде.

Срок изготовления выписки ЕГРН через МФЦ занимает до пяти рабочих дней, т.к. запрос будет отправлен в Росреестр.

Получить выписку из Единого реестра в течение часа можно, воспользовавшись услугами онлайн сервиса ЕГРНка.ру. Электронная версия справки заверяется ЭЦП госрегистратора и равнозначна бланку, полученному через госорганизации.

Срок выдачи документа в Росреестре (долго)

Срок выдачи документа в Росреестре

Заказать справку со сведениями из ЕГРН можно напрямую через отделение Росреестра лично или онлайн. Для получения бланка вам нужно выполнить такие же действия, как и при заказе бланка в МФЦ, но заявление необходимо подать в Регпалату.

Чтобы оформить онлайн-заказ на официальном сайте Росреестра пользователю нужно:

  • Авторизоваться на сайте и создать личный кабинет;
  • Найти в списке предоставляемых услуг нужную;
  • Заполнить форму заявки, указав сведения об объекте;
  • Указать персональные данные собственника;
  • Приложить к заявлению скан-копии необходимых документов и квитанции о внесении госпошлины;
  • Дождаться оформления справки.

Оформляем справку на портале за 15 минут

Информация о недвижимом имуществе и его правообладателях содержится в базе Росреестра. Проверить юридическую чистоту объекта, характеристики и узнать ФИО собственников, можно двумя способами: посетив отделение Росреестра или воспользовавшись услугами по формированию онлайн отчета в PDF формате, сервисом EGRNka.online

Выдачей выписок ЕГРН занимается только Росреестр. Правила получения информации установлены в ФЗ РФ № 218, Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Для оформления онлайн запроса на портале ЕГРНка и получения официальной справки заверенной ЭЦП госрегистратора из Государственного Реестра недвижимости, необходим:

поиск кадастровых координат или адреса в росреестре через сервис ЕГРНка

результаты поиска объекта недвижимости в онлайн сервисе ЕГРНка

Если информация по объекту будет отсутствовать, необходимо обратиться в территориальное отделение Росреестра или МФЦ, для выяснения причин отсутствия данных в Едином госреестре недвижимости.

информация по объекту недвижимости из Росреестра в сервисе ЕГРНка

Бесплатно получить расширенные сведения об объекте недвижимости из базы Росреестра — НЕЛЬЗЯ! Чтобы увидеть полную информацию, придется заплатить госпошлину, размер которой зависит от вида документа.

4) Оплатите справку любым удобным для вас способом.

Способы оплаты официальных выписок из Росреестра на портале EGRNKa.ru

После оплаты заказанных документов, запрос на получение выписки ЕГРН будет отправлен в Росреестр. Формирования справки, обычно происходит в течение часа, если на официальном сайте не проводятся технические работы, из за чего, срок может увеличиться до 48 часов. После обработки заявки на указанную электронную почту, придет отчет в PDF формате. Форма, структура и содержание документа регламентируется Приказом Минэкономразвития РФ № 975.

При обращении в отделение МФЦ или через сайт Госуслуг, ждать документы придется от 3 до 7 рабочих дней, а иногда и дольше. Быстрее всего, получить электронную версию документа для проверки юридической чистоты онлайн.

Читайте также: