Кто отвечает за противодействие коррупции в воинской части
Обновлено: 02.07.2024
Необходимо проводить работу по противодействию и профилактике коррупционных преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации, опираясь на всю специфику особенностей службы.
1. В части кадрового отбора при приеме на службу. Повышение качества отбора и изменение процедур психодиагностики личности поможет снизить процент проникновения в систему ВС РФ лиц, которые будут ставить свои интересы превыше службы.
2. Проведение профилактической работы среди личного состава. Командование имеет возможность организовывать как личную работу с каждым военнослужащим (лицом гражданского персонала), так и общую работу в виде занятий и лекций, направленных на предупреждение коррупционных взаимоотношений.
3. Повышение денежного довольствия военнослужащих.
4. Усиление нормотворческой работы по созданию регламентов осуществления деятельности, воинских должностных полномочий, принятий решений и выдаче различных официальных справок и документов. Отсутствие на данный момент четких механизмов и обязанностей у отдельных высокопоставленных военнослужащих позволяет им совершать какие-либо деяния, фактически выходящие за их полномочия, но доказать нарушения становится затруднительным, ибо их полномочия и так в полном объеме на уровне должностной инструкции не закреплены.
Список использованной литературы и иных нормативных источников
1. Астахов, А.А. Справочник по кадровой работе в военных организациях: практическое издание / А.А. Астахов. М.: За права военнослужащих, 2009.
2. Военная энциклопедия: в 8 т. / Т. 3. М.: Воениздат, 1995.
3. Военно-юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М.: За права военнослужащих, 2008.
4. Изотов, М.О. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления : автореф. … дис. филос. наук / Изотов Максим Олегович : 09.00.11. Иваново, 2012.
5. Корякин, В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия : монография / В.М. Корякин. М.: За права военнослужащих, 2009.
6. Куракин, А.В. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации : автореф. … дис. д-ра юрид. наук / Куракин Алексей Валентинович : 12.00.14. Люберцы, 2008.
7. Путин, В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В.В. Путин // Российская газета, 2012, 20 февраля.
8. Поляков, М.М. Административно-правовые способы предупреждения коррупционных правонарушений : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Поляков Максим Михайлович : 12.00.14. М., 2009.
[1] Поляков, М.М. Административно-правовые способы предупреждения коррупционных правонарушений : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Поляков Максим Михайлович : 12.00.14. М., 2009. С. 10.
[2] Куракин, А.В. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации : автореф. … дис. д-ра юрид. наук / Куракин Алексей Валентинович : 12.00.14. Люберцы, 2008. С. 19.
[5] Военно-юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М.: За права военнослужащих, 2008. С. 336.
[6] Изотов, М.О. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления : автореф. … дис. филос. наук / Изотов Максим Олегович : 09.00.11. Иваново, 2012. С. 9.
[7] Путин, В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В.В. Путин // Российская газета, 2012, 20 февраля.
[8] Таблица составлена на основании данных, содержащихся в Основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг., утвержденных Минфином России.
[9] Принцип единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти и соответствующими правами по отношению к подчиненным, в возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности войск (сил флота). (Военная энциклопедия: в 8 т. / Т. 3. М.: Воениздат, 1995. С. 157).
[10] Корякин, В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия : монография / В.М. Корякин. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 159.
[11] Астахов, А.А. Справочник по кадровой работе в военных организациях: практическое издание / А.А. Астахов. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 6.
Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса 1 . Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.
Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.
В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер 2 . Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.
Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?
Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
- предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
- расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
- минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.
Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
Сумма незаконного вознаграждения | Санкция |
---|---|
Меньше или равна 1 млн руб. | От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. | От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 20 млн руб. | От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения |
К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.
Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп
- либо исправительные работы до 1 года,
- либо ограничение свободы до 2 лет,
- либо лишение свободы до 1 года.
- либо исправительные работы до 3 лет,
- либо ограничение свободы до 4 лет,
- либо лишение свободы до 3 лет.
Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.
Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.
Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.
Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?
Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.
В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.
Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.
Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?
Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.
Новые документы содержат важные рекомендации:
- Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
- Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
- Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
- Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
- При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
- Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
- Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
- Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
- Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
- В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
- Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
- Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
- В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
- Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.
Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.
За какие ошибки компании привлекают к ответственности?
1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.
Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения 4 .
2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.
Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела 6 .
Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.
- Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
- Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
- Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
- Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
- Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
- Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.
4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.
5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.
6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.
Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса 1 . Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.
Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.
В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер 2 . Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.
Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?
Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
- предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
- расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
- минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.
Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
Сумма незаконного вознаграждения | Санкция |
---|---|
Меньше или равна 1 млн руб. | От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. | От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения |
Больше 20 млн руб. | От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения |
К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.
Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп
- либо исправительные работы до 1 года,
- либо ограничение свободы до 2 лет,
- либо лишение свободы до 1 года.
- либо исправительные работы до 3 лет,
- либо ограничение свободы до 4 лет,
- либо лишение свободы до 3 лет.
Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.
Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.
Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.
Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?
Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.
В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.
Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.
Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?
Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.
Новые документы содержат важные рекомендации:
- Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
- Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
- Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
- Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
- При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
- Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
- Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
- Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
- Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
- В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
- Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
- Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
- В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
- Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.
Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.
За какие ошибки компании привлекают к ответственности?
1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.
Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения 4 .
2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.
Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела 6 .
Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.
- Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
- Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
- Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
- Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
- Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
- Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.
4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.
5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.
6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.
Борьба с преступлениями чиновников и контроль за законностью деятельности госорганов всех уровней — приоритетная задача российского государства и одно из главных направлений деятельности прокуратуры нашей страны. Президент РФ и правительство уделяет первоочередное внимание совершенствованию антикоррупционных нормативно-правовых актов и проверке выполнения принятых законов.
Прокуратура РФ — основной правоохранительный орган, основной задачей которого является контроль за соблюдением Основного закона и других нормативных документов. Деятельность эта правоохранительная структура ведет во всех субъектах Федерации.
Эти функции закреплены в Конституции РФ, законе 2202-1 и 273-ФЗ. Все мероприятия ведутся согласно Плану, который утверждается лично главой государства.
В нашей стране действуют также межгосударственные соглашения, ратифицированные РФ. Согласно Конвенции ООН, принятой в 2007 г., в подразделениях прокуратуры созданы и успешно функционируют специализированные подразделения, которые контролируют исполнение нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. Сокращенное название этих подразделений — СППК.
В Генпрокуратуре РФ эти функции выполняет отдельное управление. Также созданы региональные и местные отделы.
Принципы противодействия коррупции
Во избежание злоупотреблений со стороны должностных лиц и для предотвращения нарушения законности для назначения на должность сотрудников и руководителей этих подразделений, а также увольнения предусмотрена особая процедура.
Кроме того, введет в действие особый порядок привлечения к ответственности в случае нарушения действующего законодательства.
- Занимать должность в подразделениях СППК могут кандидаты, которые одобрены Генеральной прокуратурой РФ после тщательного изучения личности. Работники должны иметь опыт работы на прокурорских должностях не менее 5 лет, иметь глубокие навыки в профессии и незапятнанную личную репутацию. Выбором кандидатов занимается отдельная комиссия.
- Приказ о принятии на работу в СППК независимо от подчиненности подразделения подписывается главой Генпрокурором РФ. Привлекать работника дисциплинарной ответственности за совершенные проступки также можно только по согласованию з ГП РФ.
- Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере борьбы с коррупцией при Генеральной прокуратуре осуществляет организационное и методическое руководство за работой подразделений. Руководит сотрудниками на местном уровне прокурор соответствующего подразделения или приравненный к нему работник специализированного отдела.
-
Центральное управление, которое руководит деятельностью подразделений на местном уровне, состоит из следующих подразделений:
- Контроль за выполнением законодательных и подзаконных НПА;
- Надзор по контролю за ОРД и следователями;
- Поддержание обвинения в судах;
- Организация и анализ работы.
Помимо центрального аппарата контрольные полномочия реализуются прокурорами, которые контролируют исполнение законодательства государственными органами на местах.
Основные принципы противодействия коррупции
В Российской Федерации в подразделениях прокуратуры создана автономная и независимая контрольная структура, которая обеспечивает эффективный контроль за исполнением законов в сфере противодействия коррупции. Благодаря такой организации полностью исключается давление на сотрудников со стороны государственных органов независимо от их уровня. Штатные сотрудники получают возможность спокойно выполнять возложенные на них задачи и контролировать работу чиновников независимо от занимаемой ими должности.
Основная цель СППК — контроль законности, защита законных прав российских граждан, интересов юридических лиц.
Согласно закону 273-ФЗ меры по борьбе с коррупционными явлениями включают в себя:
- Предупреждение коррупционных действий и устранение причин, которые могут повлечь нарушение законодательства чиновниками;
- Выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений со стороны лиц, занимающих государственные должности;
- Ликвидация последствий коррупционных действий.
Для выполнения поставленных законом целей органы прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией выполняют следующие задачи:
- Используют инструменты прокурорского надзора, чтобы выявить коррупционные нарушения, обнаружить и устранить причины их появления в минимально возможные сроки;
- Проверяют исполнение законов о противодействии коррупции другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти;
- Контролируют исполнение уголовно-процессуального законодательства следователями и законность оперативно-розыскной деятельности сотрудниками полиции, которые специализируются на выявлении фактов коррупции;
- Привлекают к ответственности должностных лиц, виновных в совершении правонарушений и преступлений;
- Защищают права граждан, государства и его органов, юридических лиц, пострадавших от коррупционных деяний, в судах и принимают меры к возмещению причиненного ущерба.
Функции противодействия коррупции
Для выполнения поставленных задач и достижения целей специализированные подразделения по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства выполняют следующие функции:
Читайте также: