Кто относится к субъектам правоотношений в связи с профессиональным обучением

Обновлено: 18.05.2024

Образовательное отношение – это отношение, возникающее между обучающимися, образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимися дошкольного, общего и профессионального образования.

Субъектами правоотношений выступают обучающиеся лица, которые желают получить общее или профессиональное образование.

Образовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности и имеющие государственную аккредитацию, т.е. имеющие право на выдачу дипломов государственного образца.

Педагогический работник – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование и ведущее образовательную деятельность.

Образовательными отношения характеризуются следующими особенностями:

1. Правоотношения возникают на основе правоприменительного акта образовательного учреждения, которым лицо признается в качестве обучающегося этого учреждения

2. Образовательное правоотношение проявляется в том, что преподаватель осуществляет свою деятельность посредством передачи знаний и умений в ходе лекций, семинарских занятий и иных способов, предусмотренных образовательной программой

3. Образовательное отношение характеризуется особым объектом – совокупностью духовных благ, ради которых человек вступает в образовательное правоотношение. Эти блага – знания, навыки, способность совершать определенные действия на высоком профессиональном уровне и умения

4. Особенность объекта напрямую влияет на правовой статус обучающегося. Обучающийся в этом правоотношении выступает управомоченным лицом. Он имеет право на получение знаний, навыков и умений. Одновременно обучающийся выступает обязанным лицом. Он должен постоянно демонстрировать наличие у него наличие знаний, навыков и умений в соответствии с учебным планом. Эти знания, навыки и умения демонстрируются в ходе семинаров

5. В этом плане педагогические работники выступают в 2х ипостасях:

· Как специалист, передающий знания

· Как должностное лицо, осуществляющее функции аттестации обучающегося

6. В образовательных отношениях отсутствует материальная и иная ответственность за прекращение обучающимся занятий

2. Почему образовательное правоотношение не является образовательной услугой

В современной юридической литературе нередко можно встретить утверждения о том, что образовательные правоотношения являются образовательной услугой и права и обязанности субъектов этого правоотношения определяются гражданским законодательством.

· Во-первых, в этом правоотношении отсутствует принцип равенства, потому что преподаватель в этом правоотношении не равноправный партнер, а специалист, наделенный властными отношениями.

· Во-вторых, содержание образовательного отношения определяется не обучающимся, и не образовательным учреждением, а государственным образовательным стандартом и учреждение отступать от него не имеет права. Далее, аттестация как промежуточная, так и итоговая ведется по образовательному государственному стандарту.

· В-третьих, итоговая аттестация проводится государственной комиссией, которую возглавляет председатель, утверждений МинОбр на уровне ВУЗов, либо другим органом управления образования.

· В-четвертых, договор, на основании которого обучающийся, оплачивая стоимость обучения, выступает лишь юридическим фактом необходимым для заключения образовательного отношения.

Таким образом, эти особенности нам показывают, что образовательные отношения гражданскому праву не соответствуют и выступают особым видом правоотношений.

3. Образовательное право как самостоятельная отрасль системы российского права

Образовательное право представляет собой сложное системное образование. Состоит из отношений, образующих его основу, профиль. Кроме того в образовательное право входят комплексные институты – гражданского, трудового, семейного, финансового права и т.д.

Наличие норм и институтов других отраслей права присутствующих в образовательном праве не отменяет самостоятельного значения данной отрасли, поскольку нет ни одной отрасли, имеющей чистый предмет правового регулирования без присутствия норм других отраслей права. Например, гражданское право является наиболее уникальной отраслью права и имеет наиболее чистый предмет правового регулирования, тем не менее в нем присутствуют процессуальные нормы и нормы административного права. Поэтому наличие комплексных институтов в образовательном праве не лишает его права быть самостоятельной отраслью, тем более что образовательное право имеет свой уникальный метод правового регулирования, который выражается в следующих особенностях:

1. В образовательном праве отсутствуют недееспособные лица. Любой самый умственно отсталый ребенок является субъектом образовательных отношений, его все равно обучают элементарным навыкам поведения

2. В образовательном праве существует весьма низкий уровень наступления дееспособности. По общему правилу полная дееспособность в отраслях права с 18 лет, однако в образовательном праве дееспособность наступает с того момент как ребенок пошел в образовательное учреждение за получением знаний. Поэтому гражданско-правовая конструкция, когда за дееспособное лицо действуют опекуны или родители, в образовательном праве не действует.

3. Метода образовательного права характеризуется особенностью вступления в образовательные правоотношения. На уровне общего образования все лица, достигшие определенного возраста, не только имеют право, но и обязаны приступить к изучению школьной программы. Эта обязанность является всеобщей, доступной и бесплатной

Метод образовательного права характеризуется специфическими способами прекращения данного правоотношения. Обучающийся профессиональному образованию может покинуть образовательное учреждение в любой момент, не неся за это ответственность.

Таким образом, названное свидетельствует, что метод образовательного права характеризуется определенной спецификой, отличающееся

Следовательно, образовательное право, обладающее собственным предметом и отличным методом правового регулирования, является отдельной отраслью права. Однако эта отрасль находится в стадии становления. Не все юристы признают право данной отрасли быть самостоятельной отраслью права, что имеет определенные исторические предпосылки.

В условиях советского государства, когда образование было полностью бесплатным, все регулирование осуществлялось на уровне актов. Оно было лаконичным и пробельным, потому что споров между обучающимся и преподавателем не было.

В настоящее время система образования существенно расширилась, появилось платное образование, чтобы решать вопросы, связанные с решением проблем в данной сфере.

Решающим этапом на пути формирования образовательного права как новой отрасли права является подготовка и принятие образовательного кодекса. В настоящее время такой кодекс имеется во Франции и Белоруссии. В РФ пока что ведутся предпроектные исследования данного вопроса – нужен ли в России образовательный кодекс.

Первая попытка создания такого кодекса в России предпринималась в начале 21 века

Основы этого кодекса были закреплены в модельном кодексе об образовании, принятом Генеральной Ассамблеей стран-участников СНГ.

Для разъяснения содержания и пределов образовательного права необходимо:

  • выделить понятие отношения в образовательном праве;
  • установить содержание и структуру отношения в образовательном праве, уделяя особое внимание оценке его особых признаков, которые отличают ϶ᴛᴏт вид отношений от других правоотношений;

Образовательное правоотношение применяется же для того, чтобы обозначить правоотношения, которые составляют сам предмет образовательного права, его основу, как самостоятельной отрасли права. Эти правовые отношения наиболее полно показывают специфику сферы образования, функции и место в гражданском обществе.

Можно сделать вывод, что образовательное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, которые связаны с:

  • поступлением в образовательную организацию, прохождением обучения в ней, получением документа об образовании, отношения, связанные с получением образования в кругу семьи, самостоятельного образования и системы экстерната;
  • отношениями между образовательным учреждением и учащимся;
  • отношениями между образовательным учреждением и преподавателями, в соответствии с трудовым законодательством;
  • отношениями по обеспечению образовательной организации, которые урегулированы нормами финансового права;
  • отношениями между органами власти и образовательной организацией по поводу управления процессом образования, которые урегулированы нормами административного права;
  • отношениями, относящиеся к созданию и реорганизации образовательных организаций и учреждений, которые урегулированы нормами гражданского права.

Готовые работы на аналогичную тему

Вышеописанные отношения составляют предмет образовательного права.

Субъекты образовательных правоотношений

Субъектами образовательных правоотношений принято считать участников образовательного процесса, которые вступают друг с другом в правовую связь, в соответствии с каким-либо нормативно-правовым актом.

Следует учитывать, что не любой участник становится субъектом конкретного правоотношения, так как в одной ситуации участник образовательного процесса может выступать как субъект правоотношения, в другом может таковым не являться. Например, преподаватель, ведущий занятие, является, с одной стороны, субъектом образовательного правоотношения, в связи с тем, что вся его педагогическая деятельность находится в рамках определенных нормативно-правовых актов (его принятие на работу, выплата ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией и т.п.).

Все субъекты обычно формируют в группы по различным критериям, так же происходит и в образовательных отношениях. Наиболее удачной формой группирования субъектов образовательных отношений представляется следующая:

  1. Индивидуальные субъекты. В эту группу включаются: ученик, учитель, студент, директор образовательного учреждения.
  2. Институциональные субъекты. В эту группу входят: образовательные учреждения, подразделения образовательных учреждений, государственные органы, осуществляющие управление образованием, а так занимающиеся его финансированием и т.д.

Главная юридическая характеристика, которая выражает их правовое качество- это правосубъектность - это закрепленная в законе Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее способность субъектов (индивидуальных, институциональных) обладать субъективными правами и обязанностями в области образовательных отношений.

Для участия в образовательном отношении субъект должен обладать дееспособностью и правоспособностью.

Правоспособность является предусмотренной нормами права способностью лиц обладать субъективными правами, а так же нести юридические обязанности. Данное явление никак не зависит от лица, лишь является внешней необходимостью, которая закреплена действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно закону негосударственные образовательные организации создаются лишь в форме некоммерческой организации. В связи с этим коммерческие организации не признаются субъектом правоотношений в этой сфере и не могут обладать правоспособностью.

Законодательство в области образования регламентирует допуск граждан к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в связи с этим принимает и их специальную трудовую правосубъектность, которая включает в себя степень проф. подготовки к специальному труду, обученность, возможность выполнения работы в рамках определенной профессии, а так же квалификацию.

Согласно законодательству, к педагогической деятельности в образовательных организациях могут допускаться лица, имеющие образовательный ценз, который определяется положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Допуск к данной деятельности лиц, которые не имеют образовательного ценза, считается неправомерным.

Читайте также: