Кто относится к должностным лицам таможенных органов

Обновлено: 25.06.2024

Служба в органах таможни считается особым видом госслужбы граждан РФ, которые осуществляют профессиональную деятельность по реализации функций, прав, а также обязанностей органов таможни, которые входят в систему правоохранительных органов страны.

Государственная служба в таможенных органах

Под госслужбой в органах таможни необходимо понимать профессиональную деятельность граждан страны на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных, а также правоохранительных полномочий в сфере таможенного дела, в частности, специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в органах таможни и организациях считается федеральной госслужбой, находится в непосредственном ведении РФ и финансируется строго за счет средств федерального бюджета.

Законодательство касательно службы в органах таможни базируется на российской Конституции и состоит из следующих ФЗ:

На подзаконном уровне регулировка правоотношений в области осуществления служебной деятельности должностных лиц органов таможни осуществляется на основании указов Президента страны, постановлений российского Правительства, а также ведомственных актов ФТС страны.

Таможенная служба считается компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, реализуемой на всех уровнях системы органов таможни, в организациях, учреждениях, предприятиях, которые подведомственны ФТС страны.

Специфические особенности таможенной службы как вида федеральной госслужбы:

  • Специфика задач и целей ФТС страны.
  • Систематичность осуществления деятельности касательно выполнения государственных функций, реализации полномочий в области таможни.
  • Специфические условия, а также порядок поступления на службу.
  • Специфические условия прохождения данной службы, напрямую связанные с применением физической силы, а также особых средств и оружия.
  • Установление особого обеспечения (то есть денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и проч.)

Принципы, на которых основан процесс прохождения госслужбы в органах таможни

Процесс прохождения государственной службы в органах таможни страны базируется на общих принципах организации, а также деятельности госслужбы в РФ:

  1. Принцип федерализма – он обеспечивает единство системы госслужбы, а также соблюдение конституционного разграничения предметов ведения между федеральными органами гос. власти, а также органами гос. власти российских субъектов, в соответствии с каковыми таможенная служба причисляется к федеральной госслужбе и находится в исключительном ведении непосредственно РФ.
  2. Принцип законности – он обязывает государственных таможенных служащих в собственной деятельности строго соблюдать предписания российской Конституции, ФЗ, а также прочих нормативных правовых актов.
  3. Принцип единства правовых, а также организационных основ таможенной службы – он обеспечивается единой системой органов таможни, ее функциями и задачами. Единые служебные требования всегда предъявляются к госслужащим органов таможни абсолютно всех уровней.
  4. Принцип приоритета прав, а также свобод индивида выражается в том, что государственные таможенные служащие во время реализации собственных полномочий должны признавать, соблюдать, а также защищать права, честь, достоинство и законные интересы индивида.
  5. Принцип равного доступа граждан к госслужбе – он обеспечивает равные условия поступления на службу в таможне и ее прохождение вне зависимости от пола, национальности, расы, происхождения, имущественного, а также должностного положения, места проживания, отношения к религии, личных убеждений, принадлежности к общественным организациям, от прочих обстоятельств, которые напрямую не связаны с профессиональными и деловыми качествами таможенного служащего.
  6. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих – он нужен для правильной организации, а также нормального функционирования таможенной службы. Учитывая особенности и сложность правового и организационного регулирования в области таможенного управления, нужна как общая, так и строго специальная подготовка должностных лиц органов таможни для осуществления их служебных полномочий.
  7. Принцип стабильности кадров – он выступает гарантией построения результативной системы администрирования в сфере таможенного дела. Должностное положение государственного таможенного служащего не должно напрямую зависеть от процессов реформирования органов таможни, политических преобразований в стране и прочих перемен в системе организации таможенной службы.
  8. Принцип гласности (то есть доступности информации касательно таможенной службы) – он обеспечивает конституционные права граждан страны относительно их собственного участия в управлении государственными делами. Должностные лица органов таможни должны знакомить любого с документацией и материалами, которые напрямую касаются его личных прав и свобод. ТК ТС и Закон о таможенном регулировании предусматривают прямую обязанность должностных лиц органов таможни осуществлять общее информирование, а также консультирование всех заинтересованных индивидов касательно вопросов, которые касаются актуального таможенного законодательства ТС и РФ. Должностные лица служб таможни обязаны обеспечивать своевременность, объективность и правдивость предоставляемых данных, строго соблюдая баланс гласности и служебной конфиденциальности.
  9. Принцип взаимодействия с общественными объединениями, а также индивидами – он подтверждает данность того, что государственная служба таможни не противопоставляется обществу, а плотно с ним взаимодействует. Так, таможенные органы независимы от непосредственного вмешательства в их работу органов местного самоуправления, а также общественных объединений (согласно девятой статье Закона о таможенном регулировании).
  10. Принцип ответственности таможенных служащих за подготавливаемые, а также принимаемые ими решения, за неисполнение либо же ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей. Неисполнение либо же ненадлежащее исполнение работниками таможенных органов возложенных на них обязанностей образует состав дисциплинарного либо же должностного правонарушения, приводит к дисциплинарной, материальной, административной либо уголовной ответственности.
  11. Принцип внепартийности и свободы совести – он означает то, что служащие таможни пользуются свободой вероисповедания, а также свободой принадлежности к политическим партиям, но при исполнении служебных обязанностей они не имеют права руководствоваться партийными решениями либо своими религиозными убеждениями, а должны действовать в строгом соответствии с правовыми актами.
  12. Принцип защищенности служащих таможни от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность – он обеспечивает результативность осуществления должностными лицами органов таможни собственных полномочий. Государственные служащие таможни обладают правом на защиту от применения насилия, от угроз, а также прочих не являющихся правомерными действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей. Они обязаны исполнять поручения исключительно своих руководителей, которые даются в соответствии с пределами их полномочий.

Субъектами реализации гос. власти в области таможенного управления считаются должностные лица – то есть государственные служащие таможни. Любому из таможенных служащих государство делегирует конкретный объем полномочий строго в рамках замещаемой им должности.

Особыми признаками госслужащего органов таможни можно назвать:

  1. Обязательная принадлежность к российскому гражданству.
  2. Замещение должности госслужбы в органах таможни либо же учреждениях системы органов таможни.
  3. Обладание конкретной административной компетенцией, которая закрепляется в должностном регламенте или должностной инструкции.
  4. Возмездность (то есть платность) профессиональной деятельности в сфере таможенного управления, получение за выполнение своих должностных обязанностей вознаграждения строго из средств федерального бюджета.
  5. Присвоение в установленном законодательно порядке специального звания либо классного чина.

Должность в органах таможни – это некий объем функций и правомочий по реализации компетенции определенного органа таможни, нормативно установленный для одного индивида.

  1. Сотрудники органов таможни, которые замещают должности правоохранительной службы в том порядке, который устанавливается этим Законом, которым в соответствии с ним присваиваются особые звания.
  2. Государственные гражданские служащие органов таможни, которые замещают должности гражданской службы согласно порядку, установленному Законом, которым в строгом соответствии с ним присваиваются классные чины федеральной гражданской службы.

Работники органов таможни, не относящиеся к госслужащим, осуществляют собственную деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам (то есть контрактам) на должностях работников органов таможни. Список таких должностей определяется строго руководителем ФТС страны и преследует цели технического обеспечения деятельности органов таможни. Профессиональные отношения работников органов таможни регулируются на законодательном уровне (законодательством страны о труде), который распространяется на работников бюджетных организаций. На работников органов таможни не распространяется действие законодательства касательно госслужбы, помимо некоторых норм и социальных, а также медицинских гарантий.

Штатный состав таможенных органов РФ

Таблица 1. Штатный состав органов таможни страны сформирован согласно приказу ФТС страны от пятнадцатого февраля 2011 года № 318

§1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов рф. 33

1.1 Понятие государственного таможенного служащего. 33

1) принадлежность к российскому гражданству; 33

2) замещение должности в таможенных органах и орга­низациях таможенной службы; 33

3) выполнение обязанностей, определяемых занимае­мой должностью; 33

4) получение за выполнение этих обязанностей денежно­го вознаграждения за счет средств федерального бюджета; 33

5) наличие присвоенного в установленном законом по­рядке специального звания. 33

Лица, занимающие должности в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не характеризу­ющиеся хотя бы одним из указанных выше признаков, государственными таможенными служащими не являют­ся. 34

Под должностью следует понимать обособ­ленную и закрепленную в официальных документах (штат­ных расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа (органи­зации таможенной службы), предоставленной лицу — го­сударственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственнос­ти государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным слу­жащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы. 34

Система должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы: 34

1) младший состав, 34

2) средний начальствующий состав, 34

3) старший начальствующий состав, 34

4) высший начальствующий состав. 34

Перечни должностей государственных таможенных слу­жащих младшего состава, среднего и старшего началь­ствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания, а также квалификационные требо­вания к сотрудникам, занимающим указанные должнос­ти, утверждаются Председателем ГТК России. Перечень должностей государственных таможенных служащих выс­шего начальствующего состава и соответствующие им спе­циальные звания утверждаются Президентом РФ. 34

• младшему составу — прапорщик таможенной служ­бы; старший прапорщик таможенной службы; 35

• среднему начальствующему составу — младший лей­тенант таможенной службы; лейтенант таможенной служ­бы; старший лейтенант таможенной службы; капитан та­моженной службы; 35

• старшему начальствующему составу — майор тамо­женной службы; подполковник таможенной службы; пол­ковник таможенной службы; 35

• высшему начальствующему составу — генерал-май­ор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной службы; генерал-полковник таможенной службы; действи­тельный государственный советник таможенной службы. 35

Специальные звания, присваиваемые государственным таможенным служащим в соответствии с занимаемыми ими должностями подразделяются на первое и очередные. Первое специальное звание до капитана таможенной служ­бы включительно присваиваются начальниками таможен­ных органов и организаций таможенной службы, кото­рым такое право предоставлено Председателем ГТК Рос­сии. Первое специальное звание государственному тамо­женному служащему, назначенному на должность сред­него или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора до полковника таможен­ной службы включительно присваиваются Председателем ГТК России. Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ по пред­ставлению Председателя ГТК России. 35

Присвоение специальных званий государственным та­моженным служащим осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. 36

Очередное специальное звание как поощрение за доб­росовестное исполнение должностных обязанностей может быть присвоено таможенному служащему и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше звания соответствующего долж­ности. За особые заслуги очередное специальное звание на одну ступень выше соответствующего должности мо­жет быть присвоено по истечению срока выслуги в специ­альном звании. Очередное звание на одну ступень выше соответствующего должности (до полковника таможенной службы включительно) может быть присвоено таможен­ному служащему, имеющему ученую степень или ученое звание. 36

Представление к присвоению очередного звания госу­дарственного таможенного служащего, который имеет дис­циплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дис­циплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки. 36

Начальник таможенного органа, необоснованно задер­жавший представление своего сотрудника к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность. При этом указанный сотрудник имеет право на компенсацию ему положенных видов доволь­ствия, которые он получил бы при своевременном присво­ении очередного специального звания. 36

1.3 ОБЩЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 37

Права являются мерой возможного поведения таможен­ных служащих при прохождении ими государственной таможенной службы, а обязанности — мерой их должного поведения. А общеслужебными рассмотренные ниже права и обязанности именуются потому, что они являются общими для всех государственных таможенных служащих и не зависят от места работы и занимаемой должности. 37

1. Право на ознакомление с документами, определяю­щими права и обязанности таможенного служащего по занимаемой должности, а также критерии оценки каче­ства прохождения таможенной службы, способствующие его продвижению по службе. 37

2. Право на получение в установленном порядке ин­формации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. 37

3. Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей любых организа­ций независимо от форм собственности. 37

4. Право на принятие решений и участие в подготовке и принятии решений в соответствии с должностными обя­занностями, что означает возможность участия таможен­ного служащего в обсуждении и решении вопросов дея­тельности как таможенного органа или организации та­моженной службы в целом, так и его конкретных подраз­делений, а также выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить соответствующие предложения. 37

5. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном орга­не, что обеспечивает реализацию конституционного пра­ва граждан на равный доступ к государственной службе. 37

6. Право на продвижение по службе, а также на увеличение размера денежного довольствия с учетом выслу­ги лет, результатов службы и уровня квалификации. 38

7. Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотрен­ных на содержание ГТК России. 38

8. Право на применение физической силы, специаль­ных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ. 38

право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих объяснений; 38

право на проведение по его требованию служебного рас­следования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 38

К общеслужебным обязанностям относятся: 38

1. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных — непреклонное требование, предъявляе­мое ко всем государственным служащим. 38

2. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой сфере. 38

3. Обязанность выполнять приказы и распоряжения вы­шестоящих в порядке подчиненности руководителей, от­данные ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных. 39

4. Обязанность в пределах своей компетенции своевре­менно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также обращения государственных орга­нов, органов местного самоуправления и организаций. 39

5. Обязанность соблюдать установленные в таможен­ных органах правила внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнять долж­ностные инструкции. 39

6. Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязан­ностей. 39

7. Обязанность хранить государственную и иную охра­няемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обя­занностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. 39

Таможенный служащий должен исполнять свои обя­занности в строгом соответствии с действующим законо­дательством, присягой и контрактом. При исполнении своих служебных обязанностей таможенный служащий находится под защитой государства и никто, кроме орга­нов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его служебную дея­тельность. 39

1.4 ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. 40

1) запрет заниматься другой оплачиваемой деятельно­стью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 40

2) запрет совмещать таможенную службу с исполнени­ем обязанностей депутата федерального органа законода­тельной власти, органов законодательной власти субъек­тов Российской Федерации, а также органов местного са­моуправления; 40

3) запрет заниматься предпринимательской деятельно­стью как лично, так и через доверенных лиц; 40

4) запрет состоять членом органа управления коммер­ческой организации (за исключением ряда оговоренных в законе случаев); 40

5) запрет быть поверенным или представителем по де­лам третьих лиц в таможенных органах; 40

6) запрет на использование в неслужебных целях сред­ства материально-технического и информационного обес­печения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию; 40

7) запрет на получение гонораров за публикации и вы­ступления, связанные с исполнением должностных обя­занностей; 40

8) запрет на получение от физических и юридических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, средств на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений, связанных с исполне­нием служебных обязанностей; 40

9) запрет принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, а также международных и иностранных организаций; 41

10) запрет выезжать в служебные командировки за пре­делы России за счет средств юридических и физических лиц за исключением служебных командировок в соответ­ствии с международными договорами Российской Феде­рации; 41

11) запрет на использование своего служебного поло­жения в интересах политических партий и общественных (в том числе религиозных) объединений. 41

Читайте также: