Кто отменил христианское право

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня, прежде чем рассказать о святых этого дня, ответим на вопрос, звучащий ежегодно в предновогодние дни. Причём как со стороны людей воцерковленных, так и находящихся на пути к Церкви. Итак:

Можно ли православному христианину праздновать гражданский Новый год?

Ответ прост: не просто можно, но и нужно. И не только для того, чтобы своим показным благочестием не смущать людей неверующих. Так, в храмах Русской Церкви даже установлен особый молебен на новолетие, а в некоторых церквах он даже совершается непосредственно в новогоднюю ночь. Это никак не обусловлено церковным Уставом, но установлено исключительно ради того, чтобы в это время не напиваться за праздничным столом и не нарушать пищевых постных ограничений. И вместе с тем – ради соборной молитвы о предстоящем годе. Хотя, разумеется, любые суеверные ожидания, связанные с Новым годом, противоречат христианской вере. В этом смысле 31 декабря ничем не отличается от 1 января, как и от любой даты февраля или марта.

А теперь что касается уже упомянутых постных ограничений в новогоднюю ночь. Да, они довольно строги. Так, в 2021 году 31 декабря, согласно уставным предписаниям, благословляется только постная пища без растительного масла. Но выпить немного вина или того же шампанского не возбраняется. Поэтому вполне можно проводить старый год бокалом шампанского под постную закуску, при желании послушать выступление по телевизору главы государства Российского и лечь спать.


Мученик Севастиан Медиоланский, Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер, диаконы Маркеллин и Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул. Святые страдальцы, принявшие мученические венцы в Риме за верность Христу и Его Церкви в годы языческих антицерковных гонений императоров-соправителей Диоклитиана (Диоклетиана) и Максимиана, царствовавших в 284-305 годах от Рождества Христова. Святой Севастиан был начальником дворцовой стражи, человеком чести и отважным воином, которого искренне уважали подчинённые. Будучи тайным христианином, он во всём старался поддерживать своих братьев по вере. Так, узнав о том, что арестованные братья-христиане Маркеллин и Марк под давлением своей матери-язычницы поколебались в верности Христу, он пришёл к ним и произнёс проникновенные слова:

Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слёз и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, – то непременно пожелали бы войти в неё с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно.

Это укрепило святых братьев, и они решились на мученический подвиг. Но царский хранитель Никострат, чью супругу Зою исцелил святой Севастиан, отдал приказ отпустить Маркеллина и Марка. Узнав о чуде, уверовал во Христа и начальник римских тюрем Клавдий. В результате призванный ими христианский священник Поликарп крестил отца Маркеллина и Марка Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осуждённых узников. Всего новокрещёных было 64 человека. Вскоре многие из них, в том числе святые Севастиан, Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер, диаконы Маркеллин и Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул, пострадали за веру. После страшных истязаний они были казнены в 287 или 304 году от Рождества Христова (точная дата неизвестна).

Святитель Модест, архиепископ Иерусалимский. Первоиерарх Иерусалимской Православной Церкви первой половины VII столетия от Рождества Христова – времён, когда христиане Святого града Иерусалима и его окрестностей сильно пострадали от нашествия персидского царя Хозроя, войска которого, объединившись с иудеями, в 614 году перебили 90 тысяч христиан, разрушили многие христианские святыни.

Владыка Модест благодаря помощи, оказанной Александрийским Патриархом, святителем Иоанном Милостивым, смог восстановить разрушенные христианские храмы, в том числе и главную святыню – Храм Гроба Господня. Святитель отошёл ко Господу в 97-летнем возрасте – в 634 году от Рождества Христова.


Преподобный Флор, епископ Амийский. Высокопоставленный придворный императора Ромейского царства (Византии) святой Флор, пережив семейную трагедию (его супруга и дети умерли от оспы), оставил мир ради монашеского уединения. Впоследствии этого праведника избрали епископом Амийским. Святитель мирно скончался в начале VII века от Рождества Христова.

Преподобный Михаил Сингел, Константинопольский, исповедник. Этот святой IX столетия был цареградским священником и церковным чиновником (заведующим делами церковного управления). При еретичествующих императорах-иконоборцах Льве Армянине и Феофиле, царствовавших в Ромейском царстве (Византии) в 813-820 и в 829-842 годах от Рождества Христова, многое претерпел за защиту истинной веры.

После того как благочестивая императрица Феодора (вдова умершего нечестивого Феофила) возродила православное иконопочитание, отцу Михаилу предложили стать Патриархом, но он из смирения остался на прежней должности, в которой и отошёл ко Господу в 845 году от Рождества Христова.

Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский. Русский святой XV столетия, основатель монашеской обители в честь Преображения Господня на реке Сохоти в 90 верстах от города Романова (ныне город Тутаев Ярославской области). Братия монастыря вместе со своим игуменом полностью обеспечивала себя и обитель плодами собственных трудов. Святой Севастиан отошёл ко Господу в 1500 году от Рождества Христова.

Прославление праведного Симеона Верхотурского. Великий русский праведник первой половины XVII столетия, дворянин, скрывавший своё происхождение и ведший смиренную жизнь бедняка. Житие этого святого свидетельствует:

Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, – за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.

Святой праведный Симеон Верхотурский отошёл ко Господу совсем молодым, на 36-м году своей земной жизни, в 1642 году от Рождества Христова. А уже в 1694 году он был прославлен в лике святых.


Мученик Виктор Матвеев (1936), священномученики Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский, Илия Бенеманский, Иоанн Миронский, Владимир Преображенский и Никола Кобранов, пресвитеры (1937), священномученик Сергий Астахов, диакон, и мученица Вера Трукс (1942). Все эти святые страдальцы в архиерейском, священническом и диаконском санах, а также мирянка приняли смерть за верность Христу и Его Церкви в период советских богоборческих гонений. Каждый из них был прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с наступающим гражданским новолетием (Новым годом) и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!"

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Христианское право , или религиозное право , являются христианскими политическими фракциями , которые характеризуются их сильной поддержкой социально консервативной политики. Христианские консерваторы стремятся влиять на политику и общественную политику своей интерпретацией учения христианства.

В Соединенных Штатах правые христиане представляют собой неформальную коалицию, сформированную вокруг ядра преимущественно белых консервативных протестантов-евангелистов и католиков . Правые христиане получают дополнительную поддержку от политически консервативных протестантов основной линии и членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней . Движение уходит корнями в американскую политику, уходящую корнями в 1940-е годы; это было особенно влиятельно с 1970-х годов. Его влияние опирается на активизм на низовом уровне, а также на сосредоточение внимания на социальных вопросах и способность мотивировать электорат вокруг этих проблем.

СОДЕРЖАНИЕ

Терминология

История


В 1863 году представители одиннадцати христианских конфессий в Соединенных Штатах организовали Национальную ассоциацию реформ с целью внесения христианской поправки в Конституцию США , чтобы сделать страну христианским государством . Национальная ассоциация реформ рассматривается как одна из первых организаций правых христиан, через которую приверженцы нескольких христианских конфессий работали вместе, чтобы попытаться закрепить христианство в американской политике.

Ранние организации христианских правых, такие как Христианская гражданская лига штата Мэн, основанная в 1897 году, поддерживали цели движения за воздержание .

В свете государственного атеизма, поддерживаемого коммунистическими странами, секуляризация стала рассматриваться многими американцами как самая большая угроза американским и христианским ценностям, и к 1980-м годам католические епископы и евангелисты начали работать вместе над такими проблемами, как аборты.

Отчуждение южных демократов от Демократической партии способствовало подъему правых, поскольку контркультура 1960-х годов вызвала страх социальной дезинтеграции . Кроме того, по мере того, как Демократическая партия стала отождествляться с позицией сторонников абортов и с нетрадиционными общественными ценностями, социальные консерваторы все чаще присоединялись к Республиканской партии.

В 1976 году президент США Джимми Картер получил поддержку правых христиан в основном из-за его широко признанного религиозного обращения. Однако духовная трансформация Картера не компенсировала его либеральную политику в сознании христианских консерваторов, что отражено в критике Джерри Фалуэлла о том, что «американцы буквально стояли в стороне и наблюдали, как безбожные, бесхребетные лидеры довели нашу страну до грани смерти. "

Умение организовать


Правые христианские участвовали в битвах за аборты, эвтаназию , контрацептивы , порнографию , азартные игры, непристойность , христианский национализм , воскресный субботник (в отношении законов о воскресном синем ), санкционированную государством молитву в государственных школах , содержание учебников (касающееся креационизма ), гомосексуализм и сексуальные отношения. образование . Решение Верховного суда сделать аборт конституционно защищенным правом в решении по делу Роу против Уэйда 1973 года стало движущей силой подъема христианских правых в 1970-х годах. Изменение политического контекста привело к тому, что правые христиане стали отстаивать другие вопросы, такие как противодействие эвтаназии и кампания за половое воспитание, основанное только на воздержании .

Рэндалл Балмер, с другой стороны, предположил, что рост Нового правого христианского движения был связан не с проблемой абортов, а с отказом Университета Боба Джонса подчиниться постановлению Верховного суда 1971 года по делу Грин против Конналли, которое разрешило внутреннее Служба доходов (IRS) собирает штрафные налоги с частных религиозных школ, нарушающих федеральные законы.

Массовый активизм

Власть правых христиан в американской политической системе во многом объясняется их необычайной явкой на избирательные участки. Избиратели, которые сосуществуют с правыми христианами, также имеют высокую мотивацию и стремятся высказать свою точку зрения по вопросам, которые их волнуют. Помимо высокой явки избирателей, они могут посещать политические мероприятия, стучать в двери и распространять литературу. Члены правых христиан готовы выполнять предвыборную работу, необходимую для избрания своего кандидата. Из-за их высокого уровня преданности христианские правые не нуждаются в денежном вознаграждении этим людям за их работу.

Политические лидеры и институты

Учреждения в США

Национальные организации

Одна из первых попыток внедрить христианское право в американскую политику началась в 1974 году, когда Роберт Грант , один из первых лидеров движения, основал компанию American Christian Cause для защиты христианских идеологических учений в Южной Калифорнии. Обеспокоенный тем, что христиане подавляющим большинством проголосовали за президента Джимми Картера в 1976 году, Грант расширил свое движение и основал Christian Voice, чтобы сплотить христианских избирателей в поддержку социально консервативных кандидатов. До своего союза с Фалуэллом Вейрих стремился к союзу с Грантом. Грант и другие сотрудники Christian Voice вскоре открыли свой главный офис в штаб-квартире Weyrich's Heritage Foundation. Однако союз между Вейрихом и Грантом распался в 1978 году.

В конце 1980-х Пэт Робертсон основал Христианскую коалицию Америки , основанную на его президентской гонке 1988 года , вместе с республиканским активистом Ральфом Ридом , который стал представителем коалиции. В 1992 году национальная христианская коалиция со штаб-квартирой в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, начала выпускать справочники для избирателей, которые она распространила среди консервативных христианских церквей, как протестантских, так и католических, с благословения Римско-католической архиепископии Нью-Йорка . Под руководством Рида и Робертсона Коалиция быстро стала самым заметным голосом в консервативном христианском движении, ее влияние достигло высшей точки в усилиях по поддержке избрания консервативного христианина на пост президента в 1996 году . Кроме того, они поощряли сближение консервативной христианской идеологии с политическими проблемами, такими как здравоохранение, экономика, образование и преступность.


Партизанская деятельность церквей

Избирательная деятельность

Как правые христианские, так и светские организации по проведению опросов иногда проводят опросы, чтобы определить, какие кандидаты в президенты получат поддержку правых христиан. Один из таких опросов проводится на Саммите избирателей по ценностям Совета по семейным исследованиям . Успех Джорджа Буша на выборах во многом был обусловлен его подавляющей поддержкой со стороны белых евангелических избирателей, которые составляют 23% голосов. В 2000 году он получил 68% голосов белых евангелистов; в 2004 году этот процент вырос до 78%. В 2016 году Дональд Трамп получил 81% голосов белых евангелистов.

Образование


Ассоциация правовой защиты домашних школ была основана в 1983 году Майклом Фаррисом , который позже основал колледж Патрика Генри , и Майклом Смитом. Эта организация пытается оспорить законы, которые служат препятствием для разрешения родителям обучать детей на дому, и объединить разрозненную группу семей, обучающихся на дому, в сплоченный блок. Число семей, обучающихся на дому, увеличилось за последние двадцать лет, и около 80 процентов этих семей идентифицируют себя как евангелисты.

Основные университеты, связанные с правыми христианами в США:

  • Университет Боба Джонса - протестантское фундаменталистское учреждение, основанное в 1927 году.
  • Колледж христианского мира - римско-католическое учреждение, основанное в 1977 году.
  • Университет Свободы - баптистское учреждение, основанное в 1971 году.
  • Regent University - евангельское христианское учреждение, основанное в 1977 году.

СМИ сыграли важную роль в подъеме правых христиан с 1920-х годов и продолжают оставаться мощной силой политического христианства сегодня. Роль средств массовой информации для религиозных правых повлияла на их способность соединять христианскую аудиторию с более широкой американской культурой, в то же время привлекая и удерживая религию в игре как политическую и культурную силу. Политическая повестка дня правых христиан распространялась среди общественности через различные средства массовой информации, включая радиовещание, телевидение и литературу.

Просмотры

Образование

Эволюция

Сексуальное воспитание

Некоторые христианские группы выступают за изъятие литературы по половому воспитанию из государственных школ, за отказ родителей от всестороннего полового воспитания или за половое воспитание, основанное только на воздержании . Тридцать процентов американских программ сексуального воспитания основаны на воздержании. Эти программы продвигают воздержание до брака как единственный способ предотвратить беременность, заболевания, передающиеся половым путем, и эмоциональные проблемы, которые могут возникнуть в результате сексуальной активности. Нет никаких доказательств, подтверждающих эффективность полового воспитания, основанного только на воздержании; многочисленные исследования не обнаружили никакой пользы и даже обнаружили, что это может быть вредно. Было обнаружено, что это неэффективно для снижения риска заражения ВИЧ в развитых странах . Точно так же он не снижает уровень сексуальной активности или незапланированной беременности по сравнению со всесторонним половым воспитанием.

учеба в школе

Христианское право продвигает домашнее обучение и частное обучение как действенную альтернативу государственному образованию для родителей, которые возражают против содержания, преподаваемого в школе. В последние годы процент детей, обучающихся на дому, вырос с 1,7% от общего числа учащихся в 1999 г. до 2,2% в 2003 г. Большая часть этого увеличения объясняется желанием включить христианские учения в учебную программу. В 2003 г. 72% родителей, обучавших своих детей на дому, указали, что способность давать религиозные или моральные наставления является причиной исключения своих детей из государственных школ. Дело Китцмиллер против школьного округа Дувра установило, что креационизм нельзя преподавать в государственных школах, и в ответ чиновники все чаще выделяли государственные средства на чартерные школы , в которых преподаются такие программы, как ускоренное христианское образование .

Воскресный субботник

Христианское право выступает за законодательство, которое поддерживает и продвигает воскресный субботник , например, законы о синих воскресных днях , запрещающие покупки и ограничивающие продажу алкоголя по воскресеньям, которые в господствующем христианстве являются Днем Господним .

Роль правительства

Церковь и государственные отношения

Как правило, правые христиане поддерживают присутствие религиозных институтов в правительстве и общественной сфере и выступают за уменьшение ограничений на государственное финансирование религиозных благотворительных организаций и школ. Как католики, так и протестанты, согласно исследованию Гэллапа 2005 года , поддерживают школьную молитву в государственных школах.

Экономика

Ранние американские фундаменталисты, такие как Джон Р. Райс, часто выступали за невмешательство в жизнь и были откровенными критиками Нового курса, а затем и Великого общества . Современные правые христиане поддерживают экономическую консервативную политику, такую ​​как снижение налогов, и социальную консервативную политику, такую ​​как налоговые льготы на детей.

Средний Восток

Во время гражданской войны в Ливане, которая началась в 1975 году и закончилась в 1990 году, многие христианские партии поддерживали правый политический спектр, такой как христианские ливанские фаланги, известные как партия Катаеб , а затем и Ливанские силы, в противостоянии с более радикальными исламистами или левыми. движения, такие как шиитское движение Амаль и Прогрессивная социалистическая партия в 1980-х.

Аборт и контрацепция

Правые христианские элементы в коалиции Рейгана решительно поддержали его в 1980 году, полагая, что он назначит судей Верховного суда, чтобы отменить дело Роу против Уэйда . Они были удивлены и встревожены, когда его первой встречей была Сандра Дэй О'Коннор , которая, как они опасались, потерпит аборт. Они упорно трудились, чтобы победить ее подтверждение, но потерпели неудачу.

Биотехнологии

Из-за взглядов христианских правых на этику и в некоторой степени из-за негативных взглядов на евгенику, общих для большинства идеологий в Северной Америке, они работали для регулирования и ограничения определенных приложений биотехнологии . В частности, правые христиане выступают против терапевтического и репродуктивного клонирования человека , отстаивая запрет Организации Объединенных Наций в 2005 году на эту практику, а также исследования стволовых клеток человеческого эмбриона , которые включают извлечение одной или нескольких клеток из человеческого эмбриона. Правые христиане поддерживают исследования взрослых стволовых клеток , амниотических стволовых клеток и индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, в которых не используются клетки человеческих эмбрионов, поскольку они рассматривают сбор биологического материала из эмбриона, не имеющего возможности дать разрешение, как нападение на живое существо.

Правые христиане также выступают против эвтаназии и в одном получившем широкую огласку случае сыграли активную роль в поиске государственного вмешательства, чтобы не дать Терри Скьяво лишиться питания и гидратации .

Противодействие наркотикам

Христианские правые исторически поддерживали движение за воздержание , таким образом поддерживая такие причины, как соблюдение законов о воскресном синем , добавление предупреждений об упаковке алкоголя на бутылки и ограничение рекламы алкоголя. Он выступал за запрет наркотиков и выступал против попыток легализации марихуаны.

Секс и сексуальность

Современные корни взглядов правых христиан на сексуальные вопросы были очевидны в 1950-х годах, в период, когда многие христианские консерваторы в Соединенных Штатах рассматривали сексуальную распущенность не только как чрезмерную, но фактически как угрозу своему идеальному видению страны.

Многие правые христиане рассматривают однополые браки как центральную проблему в культурных войнах, в большей степени, чем другие проблемы прав геев, и даже в большей степени, чем аборты. Легализация однополых браков в Массачусетсе в 2004 году изменила христианское право, заставив его поставить противодействие этим бракам выше большинства других вопросов. Он также создал ранее неизвестные межрасовые и экуменические коалиции и стимулировал новую избирательную активность пасторов и общин.

Критика

Критика правых христиан часто исходит от христиан, которые верят, что весть Иисуса была сосредоточена на социальной ответственности и социальной справедливости . Богослов Майкл Лернер резюмировал: «Нечестивый союз политических правых и религиозных правых угрожает уничтожить Америку, которую мы любим. Он также угрожает вызвать отвращение к Богу и религии, отождествляя их с милитаризмом, экологической безответственностью, фундаменталистским антагонизмом по отношению к науке. рациональное мышление и невосприимчивость к нуждам бедных и бессильных ". Комментаторы со всех сторон, такие как Роб Шенк , Рэндалл Балмер и Чарльз М. Блоу, раскритиковали христианское право за его терпимость и поддержку Дональда Трампа во время президентских выборов 2016 года, несмотря на то, что Трамп не придерживался каких-либо принципов, отстаиваемых Христианские правые группы на протяжении десятилетий.

Толкование христианства

Один аргумент, который ставит под сомнение легитимность христианских правых, утверждает, что Иисуса Христа можно считать левым в современном политическом спектре . Забота Иисуса о бедных и кормление голодных среди прочего, как утверждают сторонники христианского левачества, являются основными атрибутами современного социализма и социальной справедливости . Однако другие утверждают, что, хотя забота Иисуса о бедных и голодных является добродетельной и что у людей есть моральное обязательство помогать другим, отношения между благотворительностью и государством не следует толковать таким же образом.

Некоторые критикуют то, что они считают политизацией христианства, потому что они говорят, что Иисус превосходит политические концепции.

Раса и разнообразие

Правые христианские пытались завербовать социальных консерваторов в черную церковь . Перед президентскими выборами в США в 2016 году афроамериканский республиканец Бен Карсон стал лидером правых христиан. Другие афроамериканцы-христиане, которые отождествляют себя с консерватизмом, - это судья Верховного суда Кларенс Томас , рэпер Канье Уэст , Альведа Кинг и пастор Тони Эванс .

Права ЛГБТ

В то время как христианские права в Соединенных Штатах обычно отождествляются с аспектами противостояния правам ЛГБТ , другие христианские движения утверждают, что библейские тексты выступают против только определенных типов дивергентного сексуального поведения, таких как педерастика (то есть изнасилование мальчиков старшими мужчинами). Во время администрации Трампа усилился толчок к принятию законопроектов о свободе вероисповедания , которые позволили бы отдельным лицам и предприятиям, исповедующим религиозные по своему происхождению анти-ЛГБТ- убеждения, освободиться от соблюдения антидискриминационных законов, направленных на защиту ЛГБТ-людей.

Использование ярлыков доминионизма

Одни христиане на основании этого стиха и некоторых других высказываний апостола Павла считают, что Божий закон отменен смертью Иисуса Христа на Голгофе. Мол, Иисус исполнил за нас закон, который мы люди не могли исполнить.

Второй лагерь христиан, по другому толкуют данное высказывание апостола Павла, а также видят в Новом завете массу текстов, где Божий закон превозносится.

В Библии мы отчетливо видим, как Иисус и Его апостолы цитируют Божий закон и заявляют о его ценности. Давайте вспомним.

Например, слова Иисуса:

Иоан.14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Матф. 7:23 Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие БЕЗЗАКОНИЕ.

2 Пет. 2:9 Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а БЕЗЗАКОННИКОВ соблюдать ко дню суда, для наказания

Иаков брат Господа:

Иак.2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем

1Иоан.5:3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

И еще есть много подобных текстов в Новом Завете. Вроде, кажется, все понятно. Но нет. Апостол Павел как будто противостоит остальным авторам Библии.

На каком основании? Павел, разве выше Господа Иисуса или остальных апостолов? Конечно, нет!

Но Павел никогда и не отменял закон. Я со временем разобрался в этом тексте. Давайте вместе посмотрим, что в Рим.10:4 хотел донести до читателей апостол.

Рим. 10:4 Конец закона Христос к праведности всякого верующего

Рим.10.1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Так о чём в первых трех стихах говорит апостол Павел? Вспомним, что Павел был еврей. Он любил свой народ.

И здесь в 10 главе он говорит, что желает, чтобы Израиль обрел спасение. Внимание! Тут говорится об Изриальтянах (Иудеях), уверовавших в Иисуса. Изриальтяне, не признавшие в Иисусе Христа и Господа, не стали бы читать послание Павла.

То есть тут поднимается тема спасения христиан Израильтян. Далее сравнивается попытка спасения Израильтян – Иудеев ЗАКОНОМ и спасение ВЕРОЙ ВСЕХ, как Израильтян, так и обращенных Еллинов, то есть бывших язычников.

В тексте нет противопоставления ЗАКОНА и ВЕРЫ в ИИСУСА, как считают многие. Здесь сравниваются СПАСЕНИЕ Иудеев законом и СПАСЕНИЕ верой в Иисуса всех — Иудеев и Еллинов.

Вообще большая часть послания к Римлянам посвящена Израилю-Иудеям в сравнении их с Еллинами-язычниками в контексте закона и спасения.

Во 2-й главе Павел доказывал, что Иудей уже не Иудей, если он нарушает закон. И наоборот, язычник станет, как Иудей, если соблюдает закон

Рим. 2:26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? 27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? 29 ..[тот] Иудей, кто внутренно [таков]

В первые десятилетия в церкви были проблемы, связанные со вхождением в Божий народ язычников. Многие христиане Иудеи, себя считали выше по отношению к Богу, они, мол, родились Божьим народом и находятся под клятвою — под законом.

Но Павел во 2-й и 3-й главе послания к Римлянам развенчивает это мнение.

Рим.2:11 НЕТ ЛИЦЕПРИЯТИЯ у Бога. 12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

Рим.3:9 Итак, что же? имеем ли мы (Иудеи) преимущество? НИСКОЛЬКО. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10 как написано: нет праведного ни одного; 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

В 4-й главе послания к Римлянам Павел приводит в пример Авраама – наивысший авторитет для Иудеев. Апостол вспоминает историю из Писания, показывая, что Бог назвал Авраама праведным еще до выполнения заповеди обрезания, за то, что Авраам поверил — Богу, оставил семью и вышел из Ура Халдейского. То есть, живая вера – доверие Господу имеет приоритет над формальным выполнением заповедей закона.

В 5-й главе Римлянам, апостол переходит к Иисусу

Рим.5:1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа

Далее идет речь о спасении жертвой Иисуса и о законе. Давайте вернемся к 10 гл.

В первых трех текстах 10 главы послания Римлянам, мы прочитали о неверной праведности Иудеев и правильной праведности Божьей.

Павел пытается объяснить христианам Иудеям, что они на данный момент не правильно понимают праведность Божью, они неверно рассуждают.

Что такое праведность? Праведность это правильная жизнь, то есть жизнь по воле Божьей — жизнь, которую Бог одобряет.

На примере Авраама видно, что согласно воле Божьей, праведность заключается в живой вере — в доверии Богу. Евреи же считали, что для их праведности достаточно формального соблюдения заповедей – родился Иудеем, обрезался – половина спасенья, исполняешь закон – гарантировано спасен.

Павел констатирует, что Израильтяне усердно стараются быть праведными перед Богом, исполняя закон, но не только в этом воля Божья.

Иисус говорил о том же ранее:

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и ВЕРУ; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Когда пришел Христос - Сам Господь на землю, многие Евреи не придали этому большого внимания. Даже те, кто уверовал в Иисуса. По сути, они продолжали жить, как жили раньше. Хотя на землю приблизилось Царство Небесное. Теперь воля Божья заключается в том, что не мертвые буквы закона, а живой Господь Иисус Христос должен стать центром веры каждого человека. Вера в Иисуса это и есть праведность Божья в этом контексте.

Давайте еще раз прочитаем спорный текст:

Рим.10.3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, — (В ЧЕМ ОНА?) 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

К чему здесь подвел Павел?

Закон теперь отменен? Так тут написано?

Кстати, кто-нибудь помнит хоть один текст Нового Завета, где было бы прямо сказано: Закон отменен! Или, теперь уже не нужно исполнять закон! Таких текстов нет. Есть спорные слова апостола Павла, типа: “Конец закона Христос” или “Законом никто не оправдывается пред Богом”. При том, что апостол Петр предупреждал верующих, неправильно понимающих Павла, что они могут потерять спасение (см. 2Пет.3:16).

1Тим 1:5 Цель (τέλος) же увещания (приказание, повеление, заповедь, наставление) есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.

В 1Тим 1:5 мы видим похожую мысль - цель заповедей - любовь! При этом, Христос есть любовь!

Всё таки. Как нам перевести слово τέλος в Рим.10.4 – ЦЕЛЬ или КОНЕЦ в смысле завершение, то есть отмена?

Давайте прочитаем оба варианта.

1 вариант перевода. Конец закона Христос, где конец — это ОТМЕНА

Рим.10.3 (Иудеи в контексте спасения) … усиливаясь поставить собственную праведность , они не покорились праведности Божией , 4 потому что ОТМЕНА закона — Христос, к праведности всякого верующего .

То есть Христос отменил закон, закон уничтожен, и поэтому теперь каждый верующий праведен, ведь нечего уже нарушать? Грешите все и всё равно будете праведны и спасены?!

В тексте как бы сравнивается “ собственная праведность ” Иудеев и праведность Божья” . В этом варианте перевода “ собственная праведность” Иудеев это соблюдение закона , а “ праведность Божья” заключена в отмене закона . Так?

Но такое толкование извращает Писание, ведь оно ПОЛНОСТЬЮ противоречит словам Иисуса и апостолов, рассмотренным и выше. И что важно, такое толкование ПРОТИВОРЕЧИТ словам самого апостола Павла, сказанным ранее в этом же послании Римлянам:

Рим.3:31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Также вспомним, что Павел говорил:

Рим.7:12 закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. 16 …соглашаюсь с законом, что он добр … 22 нахожу удовольствие в законе Божием.

Вспомним, Когда Павел возвращается в Иерусалим из третьего Миссионерского путешествия, в Деяниях 21 главе, его встречают все пресвитеры Иерусалима и говорят, что христиане Иерусалима “все … ревнители закона”. Но о Павле ходят слухи, что он учит “отступлению от Моисея”. Пришлось Павлу доказывать, что это не так.

Потом в 28 главе Деяний Павла привозят в узах в Рим. Но разрешают общение.

Деян.28:17 …Павел созвал знатнейших из Иудеев (тут речь об Иудеях, еще не уверовавших в Христа, что видно далее по тексту) и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа ИЛИ ОТЕЧЕСКИХ ОБЫЧАЕВ.

Неужели Павел им цинично врет? Конечно, нет. Павел и не думал отменять закон.

Поэтому давайте рассмотрим Второй вариант перевода Рим. 10:4

2 вариант перевода. Конец закона Христос, где конец — ЭТО ЦЕЛЬ

Рим.10.3 (Иудеи) … усиливаясь поставить собственную праведность , они не покорились праведности Божией , 4 потому что ЦЕЛЬ закона — Христос, к праведности всякого верующего .

В этом варианте собственная праведность” Иудеев это спасение законом , а праведность Божья” в спасении всех верующих Иудеев и язычников — через веру в жертву Христа, который и является целью всего закона.

Какой перевод логичней и соответствует всем восхвалениям закона Иисусом и апостолами в других текстах Нового завета, которые мы рассмотрели в начале?

Конечно Второй. Так переводят текст многие богословы.

Институт перевода Библии

Восточный перевод

Перевод Журомского

Еврейский перевод – Мессианских евреев (уверовавших в Христа), носителей истории и традиций иудаизма

Закон детоводитель ко Христу

Второе толкование согласуется с похожим текстом из послания к Галатам. Вообще послания Галатам и Римлянам очень похожи. И там и там расставляются приоритеты между спасением по закону и по вере.

Гал.3.24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.

Здесь та же мысль: закон подвел ко Христу — цель закона Христос.

Детоводитель – это гувернёр. Задачей гувернёра было научить подростка всему важному в жизни. Гувернёр имел много власти над чадом, пока тот не становился взрослым. Но когда человек вырос, то он уже был не под властью гувернёра.

Гал.3:25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.

Но значит ли это, что взрослый человек должен был забыть всё, чему его учил гувернёр? Конечно, нет, он должен был все полученные знания применять в жизни. Значит ли это то, что гувернёра можно было убить? Конечно, нет. Мудрые люди, даже став взрослыми, уважали своих учителей. Естественно, повзрослев, они были уже не под их властью, но продолжали относиться к учителям с почтением.

Детоводитель — гувернёр это закон. Закон – имел своей целью Христа! Закон подвел нас к живому Господу — Христу. Ведь в законе предсказывался Христос. Иисус пронизывал весь закон, как символ всех обрядов в храме и как духовный автор всего учения закона о морали и нравственности, правильного поведения.

Раньше центром жизни верующего был закон, указывающий на Божий характер, теперь центр – это вера в сошедшего на землю Господа Иисуса Христа!

Закону не конец — у закона остаются задачи

Закон все еще нужен, хоть и не централен. Центр жизни верующего теперь – это Христос. Именно жертвенной смертью Христа мы спасаемся. А у закона другая задача – показать на грех.

Об этом Павел дважды говорит в этом же послании к Римлянам:

Рим.3:20 законом познается грех.

Рим.7:7 я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Павел цитирует Исх.20:17)

Законом мы не спасаемся. Закон не может оживить, а Христос может!

Гал.3:21 Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона

Христос - это Слово. Иисус Законодатель!

Чтобы еще больше укрепиться в нашем выводе прочитаем 10 главу чуть подальше, ведь мысль Павла не заканчивается на 4 тексте.

Вспомним, что в 3 тексте рассматривается две праведности

Рим.10.3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность , они не покорились праведности Божией

То есть, сравниваются собственная праведность Иудеев и праведность Божья . Далее Павел их подробнее рассматривает.

Рим.10.5 Моисей пишет о праведности от закона : исполнивший его человек жив будет им. (Здесь цитируется Лев. 18:5 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь.)

Рим.10:6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

Здесь цитата из Писания. Прочитаем оригинал, который тут вспоминает Павел:

Посмотрите внимательно. Павел вместо закона в текст ставит Иисуса. И это не случайно, ведь, Иисус, являясь Господом, Сам дал закон – Он и есть Законодатель.

Рим.10:6 А праведность от веры (праведность Божья) так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. (не надо на небо, Христос уже сошел) 7 Или кто сойдет в бездну? (это аналогия моря) то есть Христа из мертвых возвести. (не надо в бездну, Христос уже воскрес) 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе СЛОВО, в устах твоих и в сердце твоем, то есть СЛОВО ВЕРЫ, которое проповедуем.

Рим.10:9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Рим.10:11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. (Цитата Ис. 28:16) 12 Здесь нет РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ Иудеем и Еллином (опять Павел говорит, что они равны, и через веру в Иисуса спасются те и другие), потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне (Иисуса), спасется.

Итак, Павел утверждает, что спасение собственной праведностью Иудеев, то есть праведностью от закона, меньше Богу угодна, чем жизнь и спасение праведностью от веры. Тем более, когда идет речь о вере в Иисуса, как Господа и Спасителя.

И Иудей и Еллин, то есть бывший язычник перед Богом равны, и те и другие, будут спасены, если поверят, что Иисус — Господь, что Бог воскресил Его из мертвых, и если призовут Господа Иисуса, то есть поставят Христа на первое место в своей жизни.

Сделаем вывод. Что больше: Закон или Законодатель? Конечно Законодатель, ведь Он и дал закон и этот закон отражает Его характер! Поэтому Павел указывает на приоритет живой веры в Иисуса! Общение с Законодателем полезнее и легче, чем формальное скрупулезное исполнения данного Им закона.

Как легче спастись, стараясь через силу соблюдать закон? Или живя каждый день с Господом, исполняя закон из любви к Богу? Если человек полюбит Иисуса, будет вникать в Его учения, следовать Его советам, то соблюдение заповедей Христа ему будет в радость, а не в тягость. Здесь важны приоритеты.

Жена по требованию мужа каждый день вставала утром в 7.30, чтобы приготовить ему завтрак. И это её очень утомляло. Муж умер. Женщина спустя время второй раз вышла замуж, и сильно полюбила нового мужа. Спустя время она поймала себя на том, что без принуждения, сама встает каждый день не в 7.30, а в 7 утра, чтобы приготовить любимому завтрак. И при этом, это ей не докучает, а наоборот ей нравится делать приятное своему возлюбленному.

Давайте и мы правильно расставим приоритеты. На первое место поставим Иисуса Христа – Господа, спустившегося на Землю, и явившего людям любящий жертвенный характер Божий. Взирая на жертву Христа, мы из благодарности и любви будем такими, какими Он хотел бы нас видеть. А каким Бог нас хочет видеть? Какова о нас воля Божья?

1Фесс.4:3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, . 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противоЗАКОННО.

Воля Божья относительно человека подробно изложена в Его законе. С помощью заповедей, мы можем увидеть свой грех, чтобы с Божьей помощью избавляться от него.

Будем теми, о ком сказано в последней книги Библии Откровение:

Откр.14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

Как видите, в этом тексте не противостоят, а соединены воедино вера в Иисуса и Божьи заповеди.

Великая схизма католической и православной церквей есть разделение единой христианской церкви на два враждующих лагеря: Западный и Восточный. И каждый из них, по сути, провозгласил свою собственную христианскую веру: со своими законами и атрибутами. Так, 1054 год стал для верующих христиан годом Великого раскола.

Что такое схизма: понятие и происхождение слова

великая схизма

Понятие схизмы объясняет и трактует сам древнегреческий язык, и определение его звучит следующим образом: разделение, расщепление, раскол или, по-простому говоря — распря. И все это касается, в случае со схизмой, не просто каких-то бытовых человеческих недопониманий, что встречаются время от времени в нашей жизни.

Здесь же поссорились не просто Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем на несколько дней, а, в итоге, — сам отлученный от церкви константинопольский патриарх с представителем Римского папы кардиналом Гумбертом, предав, по сути, друг друга анафеме — и сразу на несколько веков.

Исторических персонажей этих давно уже нет на свете, а вот великий раскол христианской церкви существует и поныне. И вместо одного христианского мира их с тех пор существует два: западный католический и восточный православный.

Разногласия между восточной и западной церквями до великого раскола

апостол Павел

Расколы в христианской церкви — события отнюдь не исключительные. Они происходили и до так называемого Великого раскола 1054 года, исподволь готовя, тем самым, почву для последнего и окончательного ее разделения и расщепления, можно сказать, задолго и основательно.

Еще в давние времена начала христианства предостерегал апостол Павел самых первых представителей христианской веры от тех или иных между собою распрей. А распри имели место быть здесь с самого начала. И это при том, что в древнем Риме вплоть до 4-го века христианство считали опасной ересью.

Появлялись распри между церквями как в результате разного рода столкновений и несовместимостей взглядов, так и вследствие разных трактовок церковных догм религиозными владыками еще на заре становления христианской церкви.

Предыстория Великой схизмы

разногласия

Так, 35 лет длилась так называемая Акакианская схизма (484-519 гг), возникшая по причине религиозных разночтений Энотикона, особого вероисповедального послания, которое византийский император Зенон направил верующим с призывом объединиться и перестать конфликтовать. Однако, некоторые лица мыслили несогласно с упомянутыми в Энотиконе отцами…

Далее, с 863 до 867-го года длилась следующая, Фотиева схизма между Римским папством и патриархией Константинополя, возникшая вследствие неоднозначной трактовки законности вступления на престол патриарха Фотия…

А когда из всеми гонимой секты христианская церковь стала превращаться в богатую и процветающую религиозную систему, разногласия между ее прихожанами не только не сошли на нет, а лишь многократно умножились.

Великий раскол христианской церкви и отличия православия от католицизма

раскол

Как известно, православная и католическая церкви — представители двух одноименных ветвей единой христианской религии. И те, другие одинаково верят в Иисуса Христа и многое, в принципе, здесь одинаково, но — далеко не все.

Каждая из этих церквей представляет собою отдельную конфессию. Конфессия в переводе с латинского confession обозначает исповедание. А точнее, — его особенности в пределах того или иного вероучения. Вот и получается, что католичество и православие представляют разные конфессии.

Православная или ортодоксальная церковь (ортодоксия, в переводе с греческого — правоверие, или правильное учение) утверждала, что церковная глава — есть исключительно Иисус Христос, и светская власть с церковной не пересекаются, причем светская при этом считается выше, чем церковная.

Что же касается власти и влияния на жизнь католиков папы Римского, то оно как раз всегда было гораздо сильнее и значимее в жизни светской. Иисуса Христа католицизм ( в переводе с латинского вселенский или всеобщий ) представляет как невидимого главу церкви, а видимый ее глава — и есть папа Римский.

Являясь, таким образом, наместником Бога на земле, Римский папа, по мнению католиков, безгрешен. (В чем, как показывает история, могут возникать большие сомнения…)

Причины Великого раскола

причины великого раскола

Таким образом, причины Великой западной схизмы 1054 года или, простыми словами, ее раскола, накапливались и разъедали христианство на протяжении нескольких предыдущих веков вплоть до 11-го века. Тогда, собственно, и произошло окончательное разделение единой веры на католическую, сформированную западной цивилизацией во главе с Римом, и православную, зародившуюся в восточной Византии.

И несмотря на то, что за период внедрения христианства в языческий мир и так было пролито немало крови, это не удержало власть имущих церковнослужителей от вражды, краха и распада единой выстроенной системы.

Политический фактор раскола

Римскую империю уже с третьего века фактически нельзя было считать единым государством, так как в нем, к тому времени, уже появились его Восточная и Западная части.

Дальше, когда в восточной части империи зародился Константинополь, разногласия усилились, так как император Константин Великий и римские епископы не желали делить власть над своими территориями ни с кем.

Существование в Константинополе своих патриархов было своеобразным бельмом в глазу епископов: папы Римские не желали смешиваться с византийскими иерархами и хотели быть единственным церковным авторитетом в христианском мире.

Не заставил себя ждать и скандальный прецедент: во время своего коронования король франков Карл Великий был провозглашен императором Рима и стал считаться равным по могуществу византийским императорам.Те же не признали такую коронацию, увидев в этом решении ущемление своих прав и своего влияния.

В результате византийцы стали считать Карла Великого захватчиком, а его коронование — началом имперского раскола в Риме.

Культурные расхождения

различия языков

Как обычно происходит в таких случаях, расколы в государствах начинаются и с языка, на котором говорит (или говорило прежде) население. Так, на востоке Римской империи в ходу был язык греческий, в западной ее части говорили на латыни.

Тем не менее, во времена апостолов и тот, и другой язык использовались в едином тогда еще Риме параллельно — и проблем с этим не возникало: граждане понимали оба языка. Теперь же возникло языковое разделение, и обе части империи практически перестали понимать друг друга. (Вам это ничего не напоминает. )

Ну и, как следствие такого языкового разделения, на основе разных языков в едином некогда государстве стали формироваться различные, теперь уже, культуры:

  • В восточной части больше почитали святых отцов эпохи Вселенских соборов: Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Григория Богослова и Василия Великого.
  • В западной изучались работы в основном, Августина Блаженного, почти не известного в Византийской части Рима.

Объяснялось это еще и тем, что для восприятия необразованными варварами, принявшими христианскую веру, витиеватые восточные богословские рассуждения были сложноваты…

Экклезиологический или церковный фактор

церковный фактор

В результате всех этих разновекторных путей развития видоизменялись и сами общецерковные учения. Папская западная доктрина не разделяла византийских патриархальных настроений: Римский папа становился богоизбранным настоятелем мирового христианства, в то время как Патриарх Византии уже в четвертом веке присвоил себе этот титул, став патриархом Вселенского масштаба.

В итоге западная церковь стала считаться абсолютной монархией Римского папы, в то время как восточная стояла за соборное церковное управление и до сих пор на это опирается. В этом и по сей день состоит основное разногласие между католицизмом и православием.

Богословский фактор расхождений во взглядах церквей

богословский фактор

Возникли разногласия между церквями и в понимании сути Святого Духа: эту тему провозгласил Никейский собор в своем Символе Веры. Византийцы рассматривали происхождение духа Святого от Бога Отца, западники — от Бога Отца и Сына.

Это при том, что основанный на Священном Писании Символ Веры неоспорим и его изменения недопустимы. Скорее всего, новая формулировка с добавлением Сына появилась в период арианской ереси, но скоро она вошла в общую церковную практику католиков.

С этим не могло согласиться прочтение Символа Веры у православных, потому что:

Различия в православных и католических обрядах

католический храм

  • Католические обряды позволяют прихожанам удобно разместиться на скамейках и слушать католическую мессу, в то время как православная литургия требует от присутствующих стоять: никакие скамейки или лавочки в храме не предусмотрены;
  • Православным крестным знамением осеняют себя верующие справа налево, католическое крещение — слева направо;
  • Священники православной церкви выступают в своих речах от имени Бога, католической — от своего собственного имени;
  • Православные храмы отличаются от католических преувеличенной пышностью и роскошью, в них большое количество икон и свеч: их используют верующие в течение богослужений и молитв.
  • Верующие католики не ставят за себя свечи, считая это пережитком язычества. У них в храмах преобладают скульптуры, обстановка более сдержанная и, я бы сказала, сурово-величественная.

Важно еще отметить, что обе церкви живут по разным календарям. Юлианский календарь используют православные, григорианский — католики. Отсюда и разные даты единых христианских праздников.

Что касается самих священнослужителей, то и здесь существуют различия в том, что для них допустимо, а что — нет. Католическое духовенство не имеет права вступать в брак и у них существует традиция безбрачия (целибат).

Православным, в этом отношении, повезло больше: обычные священники могут вступать в браки так же, как и простые миряне: безбрачие распространяется в православии только на представителей так называемого черного духовенства, то есть, монахов. Не могут также создавать семью и священники, которые приняли сан до того, как произошел обряд их пострига.

Есть и еще интересные различия между православной и католической церковью

индульгенция

Ими являются пресловутые индульгенции: возможность освободиться от грехов в случае, если грешник раскаялся или купил такое право за деньги.

Традиция католицизма предполагала возможность такие индульгенции, избавляющие человека от грехов, просто-напросто продавать. (Интересная особенность практичного западного менталитета).

Однако, такая практика, продолжавшаяся вплоть до 1567-го года, привела к тому, что сильно возросло недовольство со стороны верующих, так как было очевидно, что святые отцы злоупотребляли этим возвышенным правом.

В результате Пием Пятым продажа индульгенций за деньги была запрещена, но Руководство по индульгенциям и его последнее дополнение от 1999 года, в принципе, освобождение от грехов с помощью этого инструмента позволяет, но уже не за деньги, а за очень искреннее раскаяние.

Папские амбиции и последний повод для раскола

папские амбиции

Итак, возвращаясь к началу нашего повествования, напомню, что окончательным этим поводом стал конфликт между первосвященниками: Римским, папой Львом Девятым и Византийским: патриархом Константинополя Михаилом Керулларием.

Папа настаивал на том, что Римская кафедра первостепенна и ее следует безропотно почитать как мать. Однако, Михаил так не считал, полагая, что кафедра Константинополя имеет отнюдь не меньшее значение. С этого всё и началось. А точнее, — этим всё и закончилось.

Его необузданный нрав и некоторая, как свидетельствуют от этом источники, наглость привели к тому, что высокие особы рассорились окончательно.

Результаты и последствия

софийский собор

В июле 1054 г. представители Римской церкви прошли в алтарь Софийского собора и начали обличать священного патриарха Михаила в неправедности прямо во время его богослужения. А после заявили о том, что восточный патриарх отлучается от церкви вместе со своими приверженцами, обвинив того, по ходу, еще и в ереси.

Патриарх онемел от изумления. Присутствовавший при этом народ тоже не сразу оправился от потрясения, но, придя в себя, поддержал своего владыку. Поднялись сильные волнения, и представителям Рима пришлось срочно покинуть Константинополь.

В свою очередь, Керулларий также вскоре созвал свой Собор, где предал анафеме папских сторонников. Так произошла Великая схизма.

Вот уж воистину: Запад есть Запад — Восток есть Восток: им вместе не быть никогда.

Соответственно, восточные патриархаты остались с Византией, западные с Римом. С тех пор церковь восточная стала именоваться православной, западная — католической.

Великий западный раскол

византия

Хотя к тому времени всё, что могло было расколото, было уже расколото, стоит вспомнить и еще об одной схизме, раз уж мы посвятили статью этому не вполне привычному для нас слову.

Не менее великий, но уже исключительно западный раскол произошел, в свою очередь, после того, как умер папа Римский Григорий XI, и продолжался он в самой западной церкви с 1378 по 1417 год. Истинными или настоящими папами объявили себя тогда сразу три претендента на этот высокий пост.

Их взаимоотношения были сложными, противоречивыми и продолжающимися, как мы видим, также не один год. Мы не будем сейчас подробно анализировать все эти дела давно ушедших дней. Обозначим лишь факт религиозных распрей владык едва ли не основной причиной всех этих Великих и невеликих схизм. Что привело, в целом, к разделению двух, близких по сути, но теперь уже таких далеких по содержанию христианских церквей.

Да, человеческий фактор в истории еще никто не отменял…

И еще о церковных расколах и разногласиях:

Читайте также: