Кто осуществлял власть на местах в китае времен династии цинь

Обновлено: 18.05.2024

Династии Цинь , или Чин династии в Wade-Giles латинизации, был первой династии из императорского Китая , продолжительностью от 221 до 206 г. до н. Династия, названная в честь своего центра в штате Цинь (современные Ганьсу и Шэньси ), была основана Цинь Ши Хуаном , первым императором Цинь. Сила государства Цинь была значительно усилена законными реформами Шан Яна в четвертом веке до нашей эры, в период Воюющих царств . В середине и конце третьего века до нашей эры государство Цинь осуществило серию стремительных завоеваний, сначала положив конец бессильной династии Чжоу и, в конечном итоге, завоевав остальные шесть из семи враждующих государств . Его 15 лет были самой короткой крупной династией в истории Китая, состоявшей всего из двух императоров, а ее территорией было сердце Желтой реки и реки Янцзы, а не современный Китай, знакомый по нашим картам. Несмотря на короткое царствование, однако, уроки и стратегия Цинь сформировали династию Хань и стали отправной точкой китайской имперской системы , которая длилась с 221 г. до н.э., с прерыванием, развитием и адаптацией к ним , до 1912 года нашей эры .

Цинь стремился создать государство, объединенное структурированной централизованной политической властью и большой армией, поддерживаемой стабильной экономикой. Центральное правительство предприняло попытку ограничить аристократов и землевладельцев, чтобы получить прямой административный контроль над крестьянством, которое составляло подавляющее большинство населения и рабочей силы. Это позволило реализовать амбициозные проекты с участием трехсот тысяч крестьян и осужденных, например, соединить стены вдоль северной границы, в конечном итоге превратившись в Великую Китайскую стену , и создать новую массивную национальную дорожную систему, а также Мавзолей Первого Цинь размером с город. Императора охраняет Терракотовая армия в натуральную величину .

Цинь ввел ряд реформ, таких как стандартизированная валюта, веса, меры и единая система письма, которые были направлены на объединение государства и развитие торговли. Кроме того, ее военные использовали новейшее вооружение, транспорт и тактику, хотя правительство было жестко бюрократическим. Ханьские конфуцианцы изображали законническую династию Цинь как монолитную тиранию, особенно ссылаясь на чистку, известную как сожжение книг и захоронение ученых, хотя некоторые современные ученые оспаривают правдивость этих рассказов.

Когда первый император умер в 210 г. до н.э., двое его советников поместили наследника на трон в попытке повлиять и контролировать администрацию династии. Эти советники поссорились между собой, что привело к гибели как их самих, так и второго Императора Цинь. Вспыхнуло народное восстание, и ослабленная империя вскоре пала перед генералом Чу , Сян Юй , который был провозглашен королем-гегемоном Западного Чу, и Лю Баном , основавшим династию Хань .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Истоки и раннее развитие


В 9 веке до нашей эры Фэйцзы , предполагаемый потомок древнего политического советника Гао Яо , получил власть над городом Цинь. Современный город Тяньшуй стоит на месте, где когда-то был этот город. Во время правления короля Чжоу Сяо , восьмого короля династии Чжоу, этот район стал известен как государство Цинь. В 897 г. до н.э., во времена Регентства Гонхэ , этот район стал зависимым отелем, предназначенным для выращивания и разведения лошадей. Один из потомков Фэйцзы, герцог Чжуан , стал любимцем короля Чжоу Пина , 13-го короля в этой линии. В награду сын Чжуана, герцог Сян, был отправлен на восток в качестве лидера военной экспедиции, во время которой он официально основал Цинь.

Государство Цинь впервые начало военную экспедицию в центральный Китай в 672 г. до н.э., хотя не участвовало в каких-либо серьезных вторжениях из-за угрозы со стороны соседних соплеменников. Однако к началу четвертого века до нашей эры все соседние племена были либо покорены, либо побеждены, и была подготовлена ​​почва для подъема экспансионизма Цинь.

Рост власти



Лорд Шан Ян , государственный деятель Цинь периода Воюющих царств , отстаивал философию легализма , проводя ряд выгодных с военной точки зрения реформ с 361 г. до н.э. до своей смерти в 338 г. до н.э. Ян также помог построить столицу Цинь, начиная с середины четвертого века до нашей эры Сяньян . Получившийся город очень напоминал столицы других Воюющих государств.

Еще одним преимуществом Цинь было то, что у них была большая боеспособная армия и способные генералы. Они также использовали новейшие разработки в области вооружения и транспорта , которых не хватало многим их противникам. Эти последние разработки позволили повысить мобильность по нескольким различным типам местности, которые были наиболее распространены во многих регионах Китая. Таким образом, и в идеологии, и на практике Цинь превосходили в военном отношении.

Завоевание враждующих государств


Перед завоеванием в четвертом и третьем веках до нашей эры Цинь потерпели несколько неудач. Шан Ян был казнен в 338 г. до н.э. королем Хуэйвэнем из-за личной неприязни, затаенной с юности. В 307 г. до н.э. существовала также внутренняя борьба из-за преемственности Цинь, что несколько децентрализовало власть Цинь. Цинь потерпел поражение от союза других государств в 295 г. до н.э. и вскоре после этого потерпел еще одно поражение от государства Чжао, потому что большая часть их армии тогда защищалась от Ци. Однако агрессивный государственный деятель Фань Суй (范 雎) вскоре пришел к власти в качестве премьер-министра, даже когда проблема преемственности была решена, и он начал экспансионистскую политику, зародившуюся в Цзинь и Ци, что побудило Цинь попытаться завоевать другие государства.

Цинь быстро напали на другие государства. Сначала они атаковали ханьцев прямо на восток и в 230 г. до н.э. захватили свою столицу Синьчжэн. Затем они нанесли удар на север; государство Чжао сдалось в 228 г. до н.э., а за ним последовало самое северное государство Янь, которое пало в 226 г. до н.э. Затем армии Цинь начали наступление на восток, а затем и на юг; они взяли город Вэй Далянь (ныне Кайфэн) в 225 г. до н.э. и вынудили Чу сдаться к 223 г. до н.э. Наконец, они свергнули остатки династии Чжоу в Лояне и завоевали Ци, взяв город Линьцзы в 221 году до нашей эры.

Расширение на юг


В 214 г. до н.э. Цинь Ши Хуан обеспечил свои границы на севере небольшой частью (100 000 человек) своей большой армии и послал большую часть (500 000 человек) своей армии на юг, чтобы завоевать территорию южных племен . До событий, приведших к господству Цинь над Китаем, они овладели большей частью Сычуани на юго-западе. Армия Цинь была незнакома с местностью джунглей и потерпела поражение от тактики партизанской войны южных племен, в результате чего было потеряно более 100 000 человек. Однако после поражения Цинь удалось построить канал на юг, который они активно использовали для снабжения и усиления своих войск во время второй атаки на юг. Опираясь на эти достижения, армии Цинь захватили прибрежные земли, окружающие Гуанчжоу , и захватили провинции Фучжоу и Гуйлинь . Они достигли даже Ханоя на юге . После этих побед на юге Цинь Шихуан переместил более 100 000 заключенных и изгнанников, чтобы колонизировать только что завоеванные области. Что касается расширения границ своей империи, Первый Император добился огромных успехов на юге.

Кампании против хунну

Однако, хотя империя временами расширялась на север, Цинь редко могли удерживать землю надолго. Племена этих мест, коллективно именуемые Цинь Ху , были свободны от китайского правления в течение большей части династии. Запрещенное торговать с крестьянами династии Цинь, племя сюнну, живущее в регионе Ордос на северо-западе Китая, вместо этого часто совершало набеги на них, вынуждая Цинь нанести ответный удар. После военной кампании под руководством генерала Мэн Тяня регион был завоеван в 215 г. до н.э. и было основано сельское хозяйство; крестьяне, однако, были недовольны, а затем восстали. Последующая династия Хань также расширилась до Ордоса из-за перенаселения, но при этом истощила свои ресурсы. Действительно, это было верно в отношении границ династии во многих направлениях; современный Синьцзян , Тибет, Маньчжурия , Внутренняя Монголия и регионы к юго-востоку были чужды Цинь, и даже районы, над которыми у них был военный контроль, были культурно отличными.

Падение от власти


На камне вырезан рельеф династии Хань, изображающий покушение Цзин Кэ на Цинь Шихуаня (справа), держащего императорский нефритовый диск. Цзин Кэ (слева) держит придворный врач (на заднем плане). Кинжал застрял в столбе. Солдат (крайний справа) бросается спасать своего императора.

В это время Ли Си и Чжао Гао выпали, и Ли Си был казнен. Чжао Гао решил заставить Цинь Эр Ши покончить жизнь самоубийством из-за некомпетентности Цинь Эр Ши. После этого Цзыин , племянник Цинь Эр Ши, взошел на трон и немедленно казнил Чжао Гао. Цзыин, видя, что среди людей растет беспокойство и что многие местные чиновники объявили себя королями, попытался удержаться на своем троне, провозгласив себя одним из царей среди всех остальных. Однако он был подорван своей некомпетентностью, и в 209 г. до н.э. вспыхнуло народное восстание. Когда мятежники Чу под командованием лейтенанта Лю Банга атаковали, состояние в таком смятении не могло продержаться долго. Цзыин потерпел поражение у реки Вэй в 207 г. до н.э. и вскоре сдался; он был казнен вождем Чу Сян Юй . Столица Цинь была разрушена в следующем году, и историки считают, что это конец Империи Цинь. Лю Бан тогда предал и победил Сян Юя, объявив себя императором Гаозу из новой династии Хань 28 февраля 202 г. до н.э. Несмотря на непродолжительность династии Цинь, она оказала большое влияние на структуру будущих династий.

Культура и общество

Домашняя жизнь

Аристократия Цинь во многом была похожа по своей культуре и повседневной жизни. Региональные различия в культуре считались символом низших классов. Это произошло от Чжоу и было подхвачено Цинь, поскольку такие вариации рассматривались как противоречащие объединению, к которому стремилось правительство.

Во времена династии Цинь рабство в Китае начало набирать обороты и использоваться.

Архитектура


Дуцзянъянь , ирригационный проект, завершенный в 256 г. до н.э. в период Сражающихся царств Китая государством Цинь. Он расположен на реке Мин в провинции Сычуань , недалеко от столицы провинции Чэнду . Хотя железобетонная плотина заменила оригинальные утяжеленные бамбуковые корзины Ли Бина, расположение инфраструктуры осталось прежним и до сих пор используется для орошения более 5300 квадратных километров земли в регионе.

Архитектура эпохи Воюющих Государств имела несколько определяющих аспектов. Городские стены, используемые для защиты, были удлинены, и, действительно, иногда строили несколько второстепенных стен, чтобы разделить разные районы. Подчеркивалась универсальность федеральных структур для создания ощущения авторитета и абсолютной власти. Архитектурные элементы, такие как высокие башни, ворота с колоннами, террасы и высокие здания, хорошо передают это.

Философия и литература


Во время династии Цинь конфуцианство - наряду со всеми другими не-легалистскими философиями, такими как даосизм - были подавлены Первым императором; Императоры ранней династии Хань поступали так же. Законничество осуждало феодальную систему и поощряло суровые наказания, особенно когда император не повиновался. Права людей обесценивались, когда они вступали в противоречие с желаниями правительства или правителя, а торговцы и ученые считались непродуктивными и подлежащими уничтожению.

Правительство и военные

Правительство Цинь было сильно бюрократическим и управлялось иерархией чиновников, служивших Первому Императору. Цинь претворил в жизнь учение Хань Фэйцзы , позволив Первому Императору контролировать все свои территории, включая недавно завоеванные. Все аспекты жизни были стандартизированы, от измерений и языка до более практических деталей, таких как длина осей колесниц.

Почему внешняя политика Китая в эпоху правления династии Цин негативно влияла на развитие экономики государства?


Почему завоеватели-­маньчжуры позаимствовали у китайцев опыт государственного управления, их верования, культурные достижения? С чем был связан переход Китая к политике самоизоляции? (История Нового времени, 7 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 31-2. Цинская империя в Китае
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 1 Январь 2022, 09:03

Оглавление

1. Общество, государство и власть в цинском Китае

XVII в. стал для Китая временем больших исторических перемен. Огромная страна, насчитывавшая 150 млн жителей, была завоевана немногочисленными (не более 700 тыс. человек) маньчжурскими племенами. На протяжении 267 лет (1644–1912) она управлялась чужеземной династией Цин. Это была последняя императорская династия в истории Китая.

По политическому строю цинский Китай являлся неограниченной монархией. Верховная власть принадлежала самодержавному правителю (богдыхану). Он считался Сыном Неба и был фигурой священной. Под страхом смерти запрещалось произносить имя правителя. Даже видеть лицо государя было запрещено. Во время его передвижения окна и двери домов наглухо закрывались.

По китайским законам, сохранившимся и во время правления династии Цин, полноправными группами (сословиями) китайского населения считались шэньши (лица, выдержавшие экзамены на ученую степень), земледельцы, ремесленники и торговцы. Все они имели право участвовать в сдаче экзаменов на получение ученой степени. Однако шэньши принадлежали к правящей верхушке. Что же касается нетитулованных помещиков, то они не выделялись законом в особую группу населения, а рассматривались как часть сословия земледельцев. То же можно сказать и о состоятельных торговцах.


2. Интенсивное развитие городов, ремесел и торговли

К концу XVII в. китайская экономика оправилась от тяжелых потерь, произошедших в годы народного восстания и маньчжурского нашествия. В XVIII в. земледелие переживало период настоящего подъема. Государственный поземельный налог был умеренным, арендная плата держалась на приемлемом уровне.


Возрождались китайские города, между ними восстанавливались прерванные связи. Наблюдался подъем государственного и частного ремесленного производства. Широко распространено было изготовление хлопковых и шелковых тканей. Они производились даже на экспорт. Значительно увеличился объем выпуска фарфоровых изделий, славившихся на весь мир. Свидетельством экономического подъема был рост численности населения, которое к концу XVIII в. составляло около 300 млн человек.

Однако период социальной стабильности и экономического подъема был сравнительно недолгим. Уже в последней четверти XVIII в. стали заметны признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Во многом это было связано с завоевательной политикой государства, которая требовала огромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. Около трети государственных налоговых поступлений уходило на охрану границ империи. В результате постепенно увеличивались налоги, которые взимались с земледельцев и ремесленников.

Рост численности населения в стране не сопровождался соответствующим увеличением посевных площадей. Земли стало не хватать, и это приводило к подъему цен на нее и ухудшению условий аренды. Деревенские низы нищали, становились безземельными тружениками, а то и бандитами. Дело дошло до того, что вокруг зажиточных деревень стали сооружаться оборонительные укрепления.


3. Внешняя политика

На протяжении XVII–XVIII вв. цинское правительство активно осуществляло агрессивную внешнюю политику, которая соответствовала интересам не только маньчжурских феодалов, но и китайской аристократии. Были завоеваны и присоединены к Китаю земли, населенные кочевыми народами: Монголия и степные территории на западе до Памира. На юго-западе цинских правителей привлекал Тибет, который в конце XVIII в. был насильственно включен в состав Цинской империи.

Менее удачными были завоевательные походы против стран Индокитая — ​Бирмы и Вьетнама. Оба государства признали сюзеренитет Китая. Однако зависимость была формальной и ограничивалась посылкой в Пекин подарков для богдыхана.

Завоевательная политика правителей из династии Цин привела к значительному увеличению территории Китая, но она истощала казну и постепенно подрывала экономику страны.

Однако в первой половине XVIII в. отношение к иностранцам решительно изменилось. Цинские правители, безусловно, испытывали страх перед далекой неведомой Европой. В то же время господствующий класс Китая экономически не был заинтересован в торговых отношениях с европейцами. Наконец, деятельность христианских миссионеров вызывала недовольство народа. В результате католические церкви были закрыты, а миссионеры высланы из страны.

4. Духовная жизнь и культура

Несмотря на последствия маньчжурского завоевания, китайская культура не утратила связь с традициями предыдущих эпох. Образование, искусство и литература процветали, как и во времена династии Мин.

Основой духовного воспитания и обучения в маньчжурском Китае являлись классические конфуцианские книги, в которых излагались взгляды Конфуция на различные вопросы морали, этики, управления государством, а также описывались всевозможные церемонии, обряды, правила поведения и содержались летописи исторических событий. К этим книгам китайцы относились с особым трепетом и благоговением. Считалось, что в них можно найти ответы на все вопросы и они представляют собой высшее достижение человеческой мысли.

Классические книги, по существу, являлись учебными пособиями для многих поколений китайцев. Однако их освоение было непростым делом, так как они были написаны сотни лет назад на языке, который современники плохо понимали. Изучение конфуцианской мудрости зачастую сводилось к обыкновенному зазубриванию малопонятных текстов.

За 7–8 лет обучения школьники зазубривали 2–3 тыс. иероглифов и получали минимальные знания по арифметике и китайской истории.

Образованные люди в Китае пользовались большим уважением. Овладение конфуцианской мудростью открывало дорогу к чиновничьей карьере, а значит, к обогащению.

В специальных трудах излагались лечебные свой­ства растений и основы медицины.

После первых контактов с европейцами китайцы проявляли неподдельный интерес к достижениям Запада. Некоторые китайские ученые даже начали изучать латынь. У христианских миссионеров было заимствовано искусство гравюры. Но в целом китайцы сохранили пренебрежительное отношение к европейской культуре и научно-­техническим достижениям Европы.


Оправившись от социально-­политических и экономических потрясений прошлой эпохи, к концу XVII в. Китай во главе с новой династией Цин вошел в период относительной стабильности и процветания. Однако уже к концу XVIII в. государство встало перед лицом новых проблем. Огромные военные расходы и рост численности населения обострили экономические проблемы, а политика самоизоляции лишила китайцев возможности использовать европейские достижения в области науки и техники. Богатые китайские литературные и живописные традиции продолжали развиваться преимущественно на местной культурной почве. На них временами негативно влияла политика маньчжурских властей.

Вопросы

2. Какие мероприятия привели к интенсивному развитию городов, ремесел и торговли в Китае в XVIII в.?

3. Назовите причины кризиса правления династии Цин.

4. Охарактеризуйте внешнюю политику цинского правительства с использованием примеров из учебного пособия.


К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китаяи вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства.

Рожденный властвовать

В другой версии Люй Бувэй как основная движущая сила императорских интриг тоже присутствует. Но во втором варианте истории он лишь помог возвышению отца Ин Чжэна, а сам стал премьер-министром царства. Так что в 13 лет Ин Чжэн занял престол уже по праву престолонаследия. Как бы там ни было, но на самом деле вся власть была сосредоточена в руках того же Люй Бувэя и вдовствующей императрицы. Прошло еще 9 лет, прежде чем Ин Чжэн стал полноправным и единоличным правителем. Он тут же обвинил Люй Бувэя в подготовке мятежа и отправил в ссылку.

С самого начала своего царствования молодой и амбициозный Ин Чжэн отлично разбирался в военном деле. Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами. В дело шло все: и создание сети шпионов, и взятки, и помощь мудрых советников. Так что очень быстро царство Цинь стало самым могущественным среди всех его окружавших государств.

Великий реформатор…

Шли годы, Ин Чжэн все больше убеждался в мысли, что война — это процесс столь же бессмысленный, сколько бесконечный. Постепенно он пришел к пониманию того, что необходимо закончить вражду между царствами. Самому могущественному на тот момент императору Ин Чжэну не стоило большого труда объединить всех в единое государство и установить единое центральное правительство. Так он стал первым в ряду многочисленных сменяющих друг друга императорских династий. Вместе с этим в Китае закончился период Сражающихся царств, который длился почти два с половиной столетия.

Казалось, что у Ин Чжэна был уникальный дар выбирать наиболее подходящих людей для назначение их на государственные должности. Под его руководством были проведены многочисленные и, что важно, успешные военные реформы и реформы в сельском хозяйстве. А к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось воплотить в жизнь свою самую большую мечту. Он не только успешно провел колоссальную кампанию по объединению Поднебесной, но и стал первым носителем нового императорского титула, который просуществовал вплоть до Синьхайской революции 1911 года, то есть до конца эпохи императорского Китая.

Надо сказать, что в своих политических воззрениях Ин Чжэн никогда не допускал возможности федерации или просто мирного сосуществования разных государств-соседей. По его убеждениям, любое сосуществование рано или поздно все равно заканчивается войной за первенство. Идея единого государства красной нитью проходит через всю многовековую историю Китая, занимая мысли самых разных китайских мыслителей и политиков.

В периоды, когда военные столкновения и волнения разного рода сотрясали китайское общество, интеграция враждующих царство в единое государство всегда оставалась главной целей для всех правителей. Проблема была лишь в том, вокруг какой власти будет происходить это объединение, кто именно из исторических личностей возьмет на себя благородную миссию объединителя нации.

Для укрепления своей власти Цинь Шихуанди выбрал путь политико-административных реформ. Первостепенной задачей он определил усиление эффективности государственного управления. Для этого Цинь Шихуанди заменил иерархическую вассальную систему на новую административную структуру. Все царство было разделено на 36 префектур-военных округов, которые в свою очередь были также разделены на более мелкие административные единицы.

В центральном правительстве Цинь Шихуанди были 12 министров, которые непосредственно подчинялись самому императору. Большинство военачальников и глав администраций также назначались лично императором. Соответственно, император мог и отрешить всех их от должности. Такая система государственного управления обеспечивала Цинь Шихуанди тотальный контроль как за военной, так и гражданской администрацией. И нельзя не отметить, что эта система государственного администрирования существовала в императорском Китае на протяжении следующих почти двух тысячелетий.

Времена правления Цинь Шихуанди отмечены значительными изменениями и в других сферах общественной жизни и культуры. При нем были унифицированы системы мер и весов, введена единая денежная система. Были упразднены разрозненные системы иероглифов покоренных царств.

Император Цинь Шихуанди полагал, что сельское хозяйство и торговля должны стать ключевыми элементами в процессе общественного развития. Соответственно, он уделял этим сферам экономики самое пристальное внимание. При Цинь Шихуанди была создана единая сеть дорог, которая объединила отдаленные региона страны с центром. Это также способствовало бурному экономическому и культурному развитию империи.

… и жестокий диктатор

Но несмотря на столь впечатляющие достижения, Цинь Шихуанди вовсе не был правителем-благодетелем. Скорее наоборот, он был жестоким и деспотичным тираном. Цинь Шихуанди был последователем такого философского учения, как легизм. Его ближайшим помошником был легист Ли Сы (Li Si ), ученик великого Сюнь-цзы (Xun Zi).Основной идеей этой философской школы было равенство всех перед Законом и императором — Сыном Неба. Следствием этого являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. То есть любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Однако на деле легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Это и произошло в империи Цинь Шихуанди.

Цинь Шихуанди взял на вооружение основной тезис легизма: культ закона, а точнее, административных распоряжений правителя, который обладал безграничной властью. На этой основе он выстраивал тоталитарное общество, где любая оппозиция власти рассматривалась как тяжкое преступление, заслуживавшее смертной казни. Любое инакомыслие жестоко подавлялось, многие диссиденты были убиты.

Как правило, их трагическую судьбу разделяли и их близкие. Всё проводилось самым жестоким образом. В лучшем случае, в качестве наказания за свободомыслие человека ссылали в самые отдаленные и глухие районы страны. В список запрещённых внесли трактаты, подвергавшие сомнениям философию, которая была принята самим императором как единственно верная. Сожжение книг на городских площадях стало обычным делом.

Но это всё меркнет перед событиями в Сяньяне, где по приказу императора 460 последователей учения Конфуция были заживо закопаны в землю.

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями.

Великая стена и величественная гробница

Грандиозные строительные проекты императора ложились тяжким грузом на плечи простых людей. Император задумал построить оборонительные сооружения, которые защитили бы империю от набегов кочевых племен и одновременно были бы знаком единения страны. Сотни тысяч людей были отправлены на строительство того, что впоследствии получило название Великой китайской Стены. По разным данным, на этой стройке от лишений и непосильного труда умерли почти 70% всех вовлеченных в этот проект рабочих.



Первоначально Шихуанди собирался захоронить живьём 4000 воинов для охраны богатств своего мавзолея, но такой варварский поступок мог вызвать бурю народного возмущения. Тогда император приказал изготовить глиняную армию, которая будет сопровождать его в загробном мире. Так было создано по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей.



Приказ о строительстве мавзолея был отдан им еще в 13 лет, т.е. едва он занял трон. Как и сооружение Великой китайской стены, это строительство продолжалось не один год и унесло не одну сотню жизней строителей. А те из них, кто сумел выжить, в результате были похоронены вместе со своим императором. Это было не столько честью, сколько мерой предосторожности, чтобы никто не мог выдать тайну местонахождения последнего приюта императора. Также вместе с императором были похоронены все его жены, которые не смогли родить ему наследников.

И эти меры предосторожности оказались весьма эффективными. Во всяком случае, мавзолей Цинь Шихуанди был обнаружен лишь в 1974 году, причем совершенно случайно. А вход в мавзолей не найден до сих пор. Целый ряд историков выражают сомнение, что найденное захоронение — действительно мавзолей Цинь Шихуанди. Но подтвердить или опровергнуть свои сомнения они до сих пор не могут. Согласно историческим хроникам, захоронение было заполнено ртутью, так что всякое проникновение может стать смертельно опасным для решившихся нарушить вечный покой императора.

Поиски бессмертия

Сохранилась легенда, что Цинь Шихуанди отправил одного из своих слуг на поиски секрета бессмертия. Слуга по имени Сюй Фудун (Xu Fudong) в сопровождении тысячи юношей и девушек отправился в плавание на восток. И они никогда больше не вернулись в Китай, возможно, потому, что боялись императорского гнева и наказания за невыполненное поручение. Но они высадились на далеком острове и стали жить там, вдали от родных берегов. Так, если верить древней легенде, появились Япония и японцы.


Так и не раскрыв тайну бессмертия, Цинь Шихуанди умер в 210 году до нашей эры. Не суждено было исполниться и его мечтам о вечности основанной им династии.

Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай его сопровождал вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы.

Когда Цинь Шихуан внезапно умер, Чжао Гао и Ли Сы около двух месяцев скрывали его смерть. Они поместили гроб с телом императора на повозку, носили еду и принимали письма императору, отвечая на них от его имени. Когда из-за большой жары тело стало разлагаться, они обложили повозку солёной рыбой, чтобы перебить запах. Они же подделали завещание императора, назначив наследником младшего сына Ху Хая, наставником которого он был. Они послали от имени Цинь Шихуана старшему сыну Фу Су и генералу Мэн Тяну приказание почётно покончить c собой. Генерал Мэн Тян был старшим братом Мэн И и охранял страну от гуннов на северной границе, он обладал очень хорошей репутацией. Мэн И был также убит.

Сразу же после его смерти борьбу за трон начали все те, кого он в свое время от этого трона отодвинул. Так что все семейство Цинь Шихуанди было уничтожено, и к 206 году до нашей эры эпоха династии Цинь закончилась.

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Цинь Шихуанди — император единого Китая

Император Цинь Шихуанди был первым правителем, который сумел объединить весь Китай. Во время его правления разрозненная страна стала империей.

В государстве начались обширные общественные стройки: именно при Цинь Шихуанди было организовано возведение Великой китайской стены и Терракотовой армии ― ныне известных памятников архитектуры, которыми восхищается современный мир.

Почему так получилось и как правитель первой империи в истории Китая искал формулу бессмертия, расскажем в статье.

Происхождение и детство Цинь Шихуанди

Пленник в царстве Чжао

царство чжао, детство императора цинь шихуанди

Будущий император Цинь под именем Ин Чжэн родился в 259 г до. н.э. в княжестве Чжао, одном из семи княжеств Китая Эпохи Сражающихся царств.

Впоследствие, именно Цинь Шихуанди покончит с периодом раздробленности Китая и сделает его единым государством.

Отец будущего объединителя, согласно распространённому мнению, был человеком знатного рода из другого княжества ― государства Цинь, однако, лишённым всякого права на трон. В Чжао он содержался в качестве почётного пленника.

Политическое преследование

Запретный город

Происхождение его матери под вопросом: политические оппоненты Цинь Шихуанди говорили о ней, как о наложнице низкого ранга. В действительности же мать Ин Чжэна могла происходить из могучего древнекитайского рода Чжао.

Это объясняет, например, почему в княжестве Чжао Ин Чжэн сумел избежать гибели: местный правитель начал уничтожать представителей династии Цинь, и лишь благодаря родственникам мамы, спрятавшим семью будущего правителя, он смог выжить.

Побег в княжество Цинь и покровительство Люй Бувэя

Пока мать Цинь Шихуанди вместе с сыном укрывалась у своей родни, отец мальчика бежал в родное княжество Цинь. Сбежать ему помог купец Люй Бувэй, подкупивший стражников деньгами.

Люй Бувэй уже тогда был знаменит тем, что оказывал покровительство политикам того времени. Опытный интриган, он сумел сделать так, чтобы после смерти последнего правителя княжества Цинь, его место занял отец Цинь Шихуанди.

Кстати, на протяжении 2000 лет доминировало мнение, что Люй Бувэй является биологическим отцом первого в истории объединителя Китая. Дополнительные исследования профессоров Джона Кноблока и Джеффри Ригеля успешно опровергли эту теорию.

Правление императора Цинь Шихуанди

Начало правления

Терракотовая армия Цинь Шихуанди

Отец Ин Чжэна правил страной менее трёх лет. Он умер в 247 г. до. н.э. Ему было 35 лет.

Новым правителем уже по праву наследования стал 13-летний Шихуанди, а Люй Бувэй принял титул его официального опекуна.

Отец оставил будущему объединителю Китая хорошие условия для старта: армия княжества Цинь была сильнейшей, и даже объединённые альянсы других княжеств не всегда могли её победить. К тому же, в самом княжестве были устранены политические конкуренты.

Впрочем, всё это не помешало созреть заговору, который Цинь Шихуанди подавил уже самостоятельно и с особой жестокостью.

Самоубийство Люй Бувэя

Княжество Цинь всегда было агрессивным государством, поэтому в военном деле Цинь Шихуанди продолжил курс своего деда и отца.

Незадолго до своих завоеваний, Цинь Шихуанди снял с поста Люй Бувэя в 237 г. до. н.э. Причиной этого стала распутная жизнь бывшего покровителя.

Тем не менее, Люй Бувэй даже без официальных должностей обладал влиянием на чиновников. Для Цинь Шихуанди такое влияние представляло реальную угрозу, и под его давлением Люй Бувэй выпил отравленное вино.

Завоевание Китая

После Люй Бувэя вторым лицом в государстве стал новый советник императора Ли Цыси. Историки считают, что именно под его влиянием Цинь Шихуанди от чисто завоевательных идей пришёл к объединению Китая.

Первым делом армия императора покорила центральные области страны ― провинцию Хань. Возникшие в то время стихийные бедствия сыграли на руку, и в 229 г. до. н.э. были последовательно завоёваны княжество Чжао и область Янь.

Последним княжеством, которое оказало сильное сопротивление, было государство Ци. Но и оно покорилось несгибаемой воле объединителя Китая.

Реформы Цинь Шихуанди

великая китайская стена

Объединение Китая под властью одного императора способствовало развитию страны. Был ликвидирован хаос и вражда внутри одной нации. Принят единый свод законов.

Новообразованная империя Цинь была поделена на комендатуры, аналог районов. Области были соединены между собой сетью дорог, которые перестали разрушаться из-за постоянных междоусобиц.

К тому же, были упорядочены единицы измерения, что положительно сказалось на торговле и развитии ремесла.

Репрессии Цинь Шихуанди и создание памятников архитектуры

Объединение Китая требовало полного подчинения и отсутствия всякого инакомыслия. Такое насильственное единство попросту не могло обойтись без репрессий.

Цинь Шихуанди начал гонения на сторонников свободы, среди которых были различные философские школы. Конфуцианство было запрещено.

В княжествах, которые были присоединены к империи, уничтожались старые традиции и уклады жизни. Сжигались книги, трактаты и другие источники традиций.

Словно из пепла старых порядков, император Шихуанди возводит собственную гробницу с многотысячным войском, состоящим из глиняных истуканов ― Терракотовую армию. А для защиты единой империи от кочевников была возведена Великая китайская стена, которая начала строиться ещё в Период сражающихся царств.

Закат империи. Цинь Шихуанди в поисках вечной жизни

закат империи цинь шихуанди

Современные китайские археологи выяснили, что император единого Китая был одержим поисками эликсира бессмертия. Перед тем как сделать такой вывод, учёные раскопали и перевели более 40 табличек с указаниями Цинь Шихуанди по всей стране.

Предчувствовал ли правитель кончину своей династии, когда наступит его собственная кончина? Вряд ли. Скорее всего, он просто искренне хотел жить вечно.

В последние годы жизни Цинь Шихуанди активно путешествовал. Впрочем, путешествия проводились под видом инспекционных проверок.

Так, он совершал походы на острова Восточного моря. Три раза посещал небезызвестный остров Чжифу, где по преданиям была гора бессмертия.

Власть в империи Цинь держалась на авторитете грозного правителя, и его потомки не обладали такими же качествами. Всего через 4 года после смерти Шихуанди, в 206 г. до. н.э. внук императора Цзыин был казнён, и империя прекратила своё существование.

Читайте также: