Кто осуществлял раскопки майкопского кургана с 1885 по 1917 гг

Обновлено: 30.06.2024

Майкопская культура , границы которой охватывают предгорья Северного Кавказа, начала формироваться в эпоху ранней бронзы. Наибольшее количество памятников, относящихся к этой археологической культуре, сосредоточено в бассейнах рек Белой и Фарса, а название своё она получила в честь знаменитого Майкопского кургана. Значение этого уникального памятника для мировой археологии сложно переоценить.

Майкопский курган

Курган 11-метровой высоты располагался в восточной части города Майкопа, и первым исследователем, возглавившим раскопки на этом месте, был известный отечественный археолог Н. И. Веселовский. Произошло это в 1897 году.

Расположенную в центральной части могильную яму прямоугольной формы окружал кромлех из известняковых плит.

В процессе обустройства могильной ямы её стенки были обшиты деревом, а бревенчатый потолок опирался на деревянные столбы. Деревянные перегородки разделяли могилу на три части, в наиболее просторной из которых располагалось главное погребение.

Все трое погребённых лежали на боку в скрюченном состоянии. Скелеты и дно могильной ямы покрывал густой слой красной краски. Над телом главного покойника располагалось некое подобие балдахина, расшитого золотыми бляшками, — на костяке сохранилось несколько десятков золотых пластин в виде львов и быков.

kurgan-maikop.jpg

Рядом с телом археологи обнаружили восемь серебряных полых трубок длиной более метра каждая, на четырех из которых были насажены фигурки золотых и серебряных быков. Ученые интерпретируют эти трубки как возможные опоры балдахина.

byk.jpg

Помимо этого, в заполнении погребальной камеры археологам удалось обнаружить множество золотых, серебряных, сердоликовых и бирюзовых бусин, другие ювелирные украшения, а также керамические и металлические сосуды. Заполнение могильной ямы изобиловало не только драгоценностями, но и предметами вооружения и орудиями труда, изготовленными как из камня, так и из металла.

276451.jpg.jpg

Убранство двух второстепенных захоронений уступало главному, но было не менее разнообразным и также включало в себя украшения, в том числе, золотые и сердоликовые бусы, а также металлические и керамические сосуды.

Богатая коллекция уникальных находок, их высокая историческая и художественная ценность позволила учёным с самых первых дней начала раскопок отнести Майкопский курган к числу наиболее выдающихся археологических памятников в северокавказском регионе. Вероятно, здесь покоился старейший представитель рода, либо предводитель племени, который помимо руководящей роли выполнял ещё и функцию жреца. В вопросах датировки Майкопского кургана большинство исследователей сходятся на середине III тыс. до н. э.

Старомышастовский клад

Первый год раскопок кургана в Майкопе ознаменовался ещё одной знаковой находкой — во время работ по добыче глины в станице Старомышастовской был обнаружен клад. В состав клада, помещённого в серебряный сосуд, входило более 2,5 тысяч бусин из золота и сердолика, головка льва и фигурка быка, выполненные из золота и серебра, несколько золотых розеток.

zoloto_kubani_3_93.jpg

Кроме того, клад включал в себя несколько сотен бус, изготовленных из полудрагоценных камней, а также три десятка золотых проволочных колец с нанизанными на некоторые из них сердоликовыми бусами.

zoloto_kubani_3_79.jpg

По стилистике Старомышастовские находки очень близки с теми, что археологам удалось обнаружить в Майкопском кургане. Хронология также совпадала.

Новосвободненские курганы

В курганах у станицы Новосвободная археологи выявили две дольменообразные гробницы. В конструктивном отношении первая гробница представляла собой сооружение из мощных плит и разделялась на две камеры разного размера. В большой камере находился погребённый, который покоился на боку в согнутом положении у западной стенки гробницы и головой был ориентирован на юг. Скелет был щедро посыпан охрой. Погребальный инвентарь отличался богатством и разнообразием, включал в себя многочисленные изделия из драгоценных металлов и камней, что свидетельствовало о высоком социальном статусе похороненного здесь человека.

oshad.jpg

В изголовье гробницы были обнаружены многочисленные золотые украшения: серьги с лазуритовыми привесками, височные кольца, игла с ушком, бусы. Помимо золотых бусин также встречены сердоликовые и выполненные из горного хрусталя. В области грудной клетки погребённого располагались в основном орудия труда и военное снаряжение: бронзовые топоры-тёсла, ножи и кинжальчики, наконечники копий и многое другое. Вдоль восточной стенки гробницы помещались котлы, изготовленные из тонких медных листов, а также медные и керамические сосуды небольших размеров.

Маленькая камера содержала только предметы различного назначения: шарик для пращи, несколько наконечников для дротиков, точильные бруски и медные шилья, подвески и костяные бусы.

Вторая двухкамерная дольменообразная гробница была обнаружена в ходе раскопок ещё одного кургана, исследованного Н. И. Веселовским. Поперечная плита также разделяла её на два помещения разной площади, одно из которых использовалось в качестве погребальной камеры, а второе предназначалось для хранения погребального инвентаря. В отличие от первой новосвободненской гробницы вторая имела плоскую, а не двускатную крышу.

Fig01.jpg

Около западной стенки большой камеры располагалось тело погребённого, который покоился в скорченном положении на правом боку головой на юг. Скелет был покрыт охрой. Поверх костяка сохранились фрагменты верхней одежды, сшитой мехом наружу, а также остатки одеяния из шерсти и окрашенной в пурпурный цвет холщовой ткани. В изголовье было обнаружено несколько треугольных кремнёвых наконечников стрел, а также посоховидные серебряные булавки, имеющие сходство с найденными ранее булавками. Комплекс находок из гробницы включал в себя также несколько топоров, два четырехгранных шила, нож и маленький кинжальчик, вложенный в медные ножны.

В небольшом тайнике, устроенном над головой погребённого, строители гробницы поместили два золотых кольца, а также соединённые красным плетёным шнурком бусины из серебра и сердолика. В области колен были найдены три каменных шарика для пращи. Помимо перечисленных находок, в погребальной камере находилось несколько глиняных горшков, покрытых красной и чёрной краской и украшенных жемчужным и ёлочным орнаментом, рядом с которыми лежал точильный брусок.

Находки из второй камеры представлены, преимущественно костяными бусами, также там были найдены два кабаньих клыка и бронзовое шило.

Урочище "Клады"

zoloto_kubani_3_91.jpg

Особого внимания заслуживает находка бронзового обоюдоострого меча, длина которого составляет 63,5 см. Вторая камера не отличалась богатством убранства и содержала лишь глиняную посуду и кости животных — остатки погребальной пищи.

В 1982 г. А. Д. Резепкин изучил курган с погребением женщины. Захоронение не изобиловало инвентарём, однако исследователей поразили нанесенные на стены одной из камер красной и черной краской рисунки. На трёх стенах были изображены лук с колчаном и щит, а на четвёртой — бегущие лошади. Значение этого открытия огромно, поскольку прежде росписи в подобных гробницах не встречались. Для изучения особенностей искусства эпохи раннего металла данная находка имеет важнейшее значение.

Говоря об архитектуре погребальных памятников майкопской культуры, можно с уверенностью сказать, что они являются отражением социального статуса погребённых в племени или роде. Судя по инвентарю захоронений, основные богатства были сосредоточены у представителей родоплеменной верхушки.

Поселения

Помимо курганов майкопская культура представлена и целым комплексом поселенческих памятников, открытых на рубеже 1950-60-х годов в бассейне рек Фарс и Белая. Полученных материалов оказалось достаточно для реконструкции облика этих поселений, которые представляли собой конгломерат жилых построек, располагавшихся вокруг защитной стены с центральной площадью.

Известны и пещерные стоянки носителей майкопской культуры, среди которых наиболее полно исследовано поселение Мешоко, в оборонительных целях окружённое мощной каменной стеной. Благодаря раскопкам на территории поселений стало известно, что майкопские племена занимались, преимущественно животноводством, а также земледелием, которое играло второстепенную роль.

Майкопская культура и Ближний Восток

Изучение материалов из Майкопского кургана и других памятников майкопской культуры позволило выделить основные характеристики носителей этой археологической культуры, распространённой в Прикубанье и на Северном Кавказе приблизительно во 2-й половине IV — начале III тыс. до н. э.

Носители майкопской культуры в достаточной степени владели искусством металлообработки, а также добычи сырья из местных руд. Они занимались изготовлением предметов быта и вооружения, ювелирных украшений и предметов культа.

Некоторые изделия из золота и серебра, обнаруженные в курганах майкопской культуры, демонстрируют выраженный привозной характер, что свидетельствует о наличии контактов с другими племенами и народностями. По мнению исследователей, большинство из импортных предметов происходят из Передней Азии.

Таким образом, хотя формирование и развитие майкопской культуры происходило на местной основе, однако немаловажную роль в этом процессе играло и влияние переднеазиатских цивилизаций.

Майкопский курган – памятник мирового значения, найден в 1897 году - http://www.natpress.net/

На Кавказе и в Закавказье металл начали использовать с I пол. IV тыс. до н.э. Сначала это была медь. Но со временем заметили, что добавление мышьяка улучшало физико-химические свойства меди. Например, присутствие в меди 0,5% мышьяка повышало его ковкость в холодном состоянии, позволяло получить более плотные отливки, а также увеличивало текучесть сплава в жидком виде. При содержании до 8% мышьяка пластичность сплава не ухудшается, в отличие от медно-оловянистого сплава.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана – памятника мирового значения. В 1897 г. археолог из Санкт-Петербурга, известный востоковед профессор Веселовский Н.И. раскопал одиннадцатиметровый курган Ошад (адыгское название кургана) на восточной окраине г. Майкопа. Сейчас это пересечение улиц Курганной и Подгорной в черте города, а на месте археологического памятника, ставшего впоследствии знаменитым во всем научном мире, стоит обелиск.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных при его раскопках вещей представляет выдающийся памятник не только для Северного Кавказа, но и для Европы в целом, поскольку на всем ее пространстве до сих пор не открыто более древнего памятника, сравнимого с ним по богатству погребального инвентаря. Майкопский курган датируется серединой III тыс. до н.э.
В кургане был погребен мужчина - вождь племени или племенного союза, выполнявший, возможно, и жреческие функции, и две женщины. В могиле было найдено множество золотых и серебряных предметов, керамических, бронзовых и медных изделий, а также каменных орудий труда.

В Майкопском кургане были найдены 8 серебряных стержней длиной 1,17 м., четыре из которых были полностью серебряные с насаженными на них серебряными же фигурками бычков, а четыре имели золотые концы, куда были насажены золотые бычки (в наши дни эти фигурки бычков символически воспроизведены в орнаменте на гербе г. Майкопа). Кроме того, в погребении обнаружено 2 золотых кувшина и 14 серебряных, два из которых были украшены гравированными изображениями животных (в том числе и не встречающихся на Кавказе, например, львов) и элементами пейзажа с горами и реками. Также были найдены 68 золотых пластинок в виде львов,19 золотых пластинок в виде бычков, 40 золотых нашивных колец, множество золотых и серебряных бус, а также бус из полудрагоценных камней, не встречающихся в природе на Кавказе, но встречающихся в Азии. На голове у мужчины - главного покойника - были 2 золотые диадемы с розетками.
В том же году в ст. Старомышастовской в кургане был найден клад. В серебряном гладком сосуде с крышкой были обнаружены золотая головка льва, серебряные фигурки быка, 3 золотые розетки, свыше 2500 золотых и серебряных бус различной величины, более 400 бус из полудрагоценных камней (сердолика, лазурита, гагата, морской пенки) и 30 золотых проволочных колец. Эти предметы одновременны вещам из Майкопского кургана и стилистически близки к ним.

Наряду с богатыми погребениями Майкопской культуры известно много куранных захоронений со скромным погребальным инвентарем (а. Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, на территории Шовгеновского р-на, у ст. Келермесской и т.д.). Уже к 1990-м г. число открытых памятников Майкопской культуры достигло 200. К сожалению, большая часть памятников ограблена в древности, что частично снижает их ценность.

Как установлено учеными, большинство изделий из драгоценных металлов в Майкопском кургане, а также бусы были привезены из Передней Азии, скорее всего – из Месопотамии. Бронзовые же предметы изготовлены на месте. Во II пол. III тыс. до н.э., а особенно, в конце его на Северном Кавказе интенсивно развивается местная металлургия бронзы и, как полагают, обработка золота.
Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В 50-60-х гг. ХХ в. открыта большая группа поселений майкопцев, по р. Белая и Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох, Каменомосская пещера, Ясенова поляна), а также поселения Свободное (Красногвардейский р-н) Большетенгинское (Отрадненский р-н), Псекупсское и Ахметовское поселения. Но лучше других изучено поселение Мешоко на окраине пос. Каменномостского. Оно располагалось в горах на высоком плато, занимало S в 1,5 га, было укреплено мощной оборонительной стеной в 3-4 м. К оборонительной стене дома изнутри примыкали саманные дома, а основная площадь не была застроена и предназначалась для сохранения скота в случае опасности. На основании анализа материалов из погребений и поселений ученые установили, что основным занятием майкопских племен было скотоводство (содержали главным образом мелкий рогатый скот, но был и крупный, изредка встречаются кости лошади).
Земледелие у майкопцев также получило развитие, но играло второстепенную роль. Им было известно ткачество, а гончарство находилось на высоком уровне. Это – самый древний очаг керамического производства на Кавказе и в Европе, где применялся гончарный круг. После исчезновения Майкопской культуры он на Северо-Западном Кавказе был забыт почти на II тыс. лет. Племена Майкопской культуры были в основном оседлыми.
Майкопская культура формировалась на местной основе, однако прослеживается серьезное влияние со стороны переднеазиатских цивилизаций.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

МАЙКОПСКИЙ КУРГАН — богатое погребение племенного вождя (2-я половина 3-го тыс. до н. э.), открытое в г. Майкоп. Найдены золотые и серебряные украшения и сосуды, в т.ч. серебряный сосуд с изображением горного хребта.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Диадема. Майкопский курган, 1897 г

Диадема. Майкопский курган, 1897 г

Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы.

Найденное в майкопском кургане представляет не только историческую, но и художественную ценность, а ряд находок просто бесценны.
Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец.

Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус.

У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа — золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки — одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике.

Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков (кстати, стилизованные изображения этих бычков изображены на гербе города). Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Украшения из Майкопского кургана Середина- конец 4-го тысячелетия

Украшения из Майкопского кургана Середина- конец 4-го тысячелетия

Большинство исследователей, начиная с В.Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, округлой формы, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосуде сложную композицию.
Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек — одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все тулово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом.

Майкопский курган Ошад

Бронзовый век оставил уникальное напоминание о себе жителям Северного Кавказа. Множество архитектурных и культурных памятников, как погребальных, так и бытовых, большинство которых расположены в Майкопском районе Краснодарского края. На территории этого района был обнаружен памятник мировой известности – Майкопский курган.

Открыл памятник профессор-археолог Н.И.Веселовский в 1897 году. Его более тщательным исследованием занимался В.М.Массой.

майкопский курган

Располагался памятник в восточной части Майкопа. Высота его приближалась к 11 метровой отметке. Глубина, расположенного под ним захоронения, была 14 метров. Стены углубления были укреплены известняковыми плитами, которые создавали прямоугольник, разделенный внутри перегородками. Образовавшиеся комнаты не были равны между собой.


Находки в Майкопском кургане

В самой большой части располагалось мужское захоронение, а в двух других – женские. Все они лежали на боку с поджатыми к животу ногами и согнутыми руками. Это раскрывает нам одну из особенностей культуры древнего народа. Считалось, что человек должен закончить свою жизнь так же, как и начинал в утробе матери, в согнутом положении.


Золотые, серебрянные, сердоликовые бусы (Майкопский курган)

В большой комнате было обнаружено большинство исторических, художественных и даже бесценных находок. Золотые бляшки, на которые были нанесены изображения животных, кольца, пластинки, нашитые на покрывало, укрывавшее покойника.


Диадема (Майкопский курган)

Золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы. Серьги и диадемы. Серебряные стержни, с надетыми фигурками золотых и серебряных бычков (образы, которых симитированны на гербе города). Стержни представляли собой каркас для балдахина. Все эти находки указывали на то, что покойный принадлежал к царскому или очень знатному на то время роду.


Серебряный Кувшин (Майкопский курган)

Рядом с погребенным стояли разнообразные сосуды и лежали орудия труда. Сосуды были украшены изображениями ландшафта и животных, которые были главным богатством средневековых племен. В других комнатах были так же найдены различные украшения, и стояли сосуды. Некоторые из украшения являются привозными, что говорит о близкой связи между племенами Северного Кавказа и Древнего Востока.


Для возведения кургана прилагалось огромное количество человеческих усилий. По приблизительным подсчетам исследователей – 15 000 человеко-дней. Такие трудозатраты мог позволить себе человек с очень высоким социальным положением.

Курган имеет еще одно название – Ошад. Это название он получил благодаря одной из легенд. Пять братьев – Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж, Чемдеж жили на территории современного Майкопа. И была у них сестра, необычайной красоты девушка, по имени Сусао. Возлюбленный девушки – Кожоуб решил похитить ее из родного дома. Это не понравилось братьям, и они решили непременно вернуть сестру. Братья пустились догонять Кожоуба. Один за другим они настигали похитителя, и каждый из братьев пал от его стрелы.


Штампованные золотые кольца, нашивки в виде животных

Лишь Чемдеж сумел догнать и убить Кожоуба, но и сам он, в процессе погони, получил смертельное ранение. Жители ближайших аулов предали тела братьев земле там, где они были найдены. Над их могилами насыпали курганы и каждый был назван в честь того брата, над которым он был возведен. Майкопский курган получил название — Ошад, Арым — находится около станицы Кужорской, Ченчаушхо — около аула Хачемзий, Чемдеж и Колясиж — невдалеке от аула Кошехабль, а захоронение Кожеуба осталось безымянным.

Сегодня на месте кургана поставлен памятник, который представляет собой каменный обелиск, находящийся там с 1972 года. На одной его грани изображен воин и орудия труда. На другой грани – изображения животных и бытовых предметов. Украшает памятник золоченая надпись.

Анастасия Берсенева
Инна Антонова


В Великобритании из-за дефицита археологов задерживается строительство новых объектов — ученые не успевают делать свои заключения, без которых нельзя получить разрешение на стройку. На Ставрополье все наоборот — массовое строительство вынуждает археологов срочно исследовать древние памятники, пока есть еще что исследовать.

Кладбище майкопской культуры

Курган на северной окраине Ессентуков, где недавно начались раскопки, представляет собой рукотворный холм высотой 7 метров и диаметром около 80, из которых сохранилось примерно 50 метров.

— Он возник в эпоху ранней бронзы, ориентировочно в начале IV тысячелетия до нашей эры. Заложили курган представители майкопской культуры, но позднее он использовался в качестве кладбища и другими племенами, которые здесь жили, — говорит Алексей Калмыков, начальник Кавминводской археологической экспедиции, главный научный сотрудник ООО "Наследие". — "Майкопской" культура называется по месту, где были обнаружены первые подобные памятники, предметы, способы захоронения. Как эти люди называли себя сами, мы не знаем, потому что письменных источников нет. Принято считать, что они пришли на территорию Северного Кавказа из Закавказья, куда в свою очередь попали из Междуречья.


Фото: Родион Рольский

Алексей Калмыков

Для местных, а в начале IV тысячелетия здесь жили лишь скотоводческие племена, эти пришельцы были сродни инопланетянам, говорит ученый. Во-первых, они принесли c cобой земледелие, которого здесь прежде не знали. Отсюда — большее разнообразие продуктов, более высокий уровень жизни и, как следствие, более глубокое расслоение общества.

— У них были великолепные орудия труда: мотыги, бронзовые топоры; отличная посуда: керамическая, бронзовая, серебряная, золотая, — продолжает Алексей Калмыков. — Кроме того, они делали керамическую посуду с помощью гончарного круга! — Невиданного тогда агрегата. Когда майкопские племена ушли отсюда, с ними исчез и гончарный круг. Он появился на Кавказе вновь только через несколько тысяч лет. Майкопские племена — это был такой всплеск в развитии! А когда они пропали, вместе с ними пропали и все эти плоды цивилизации. Возможно, климатические условия не позволили им здесь оставаться. Климат ведь менялся всегда. Нынешнее глобальное потепление — не первое в истории; потеплений и засух только за те времена, которые мы можем проследить, было огромное количество.


Фото: Родион Рольский

Археологи надеются, что раскопки кургана помогут выяснить, куда и почему ушли с Северного Кавказа племена майкопской культуры. В последнее время у ученых появились новые интересные методики изучения древних находок, в частности костей. Их генетический материал в сравнении с материалом других народов может открыть схожие черты и проследить происхождение древних земледельцев. Поэтому археологи очень бережно, слой за слоем разбирают курган.

Разрушить, чтобы спасти

— Копать будем долго, несколько месяцев. Там очень много каменных конструкций, их нужно разгребать руками, это большой труд. Почему в зиму? Так получилось из-за денежных вопросов. Раскопки — дело дорогое: дом снять для специалистов, аренда транспорта и другой техники, день работы бульдозера стоит 15−17 тысяч. Как нашли инвестора, так и копаем. Пока погода позволяет. Если температура опустится до минус пяти и ниже, законсервируем раскоп, продолжим весной, — говорит начальник экспедиции.


Фото: Родион Рольский

По его словам, когда начались раскопки, к археологам стали подходить местные жители. И рассказывать о своих находках: кто-то, когда рыл котлован под фундамент, нашел человеческие кости, кто-то — наконечники стрел, а кто-то — бронзовый меч. Кто-то нашел, а наука — потеряла.

— К сожалению, последние годы вокруг кургана велась застройка, хотя он стоит на учете управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия и должен иметь охранную зону 25 метров, — объясняет Алексей Калмыков. — У нас интересных курганов много, но не все, к сожалению, находятся на учете, поэтому многие из них уже потеряны для нас. Но этот в связи со своими выдающимися размерами и местоположением стал памятником не регионального значения, а федерального. То есть Российская Федерация признала, что он достоин быть памятником всероссийского значения. Но, увы, законы по охране памятников соблюдают не всегда хорошо. Когда в Ессентуках начался отвод земель под жилую застройку, власти города должны были сделать согласование с рядом организаций, в том числе и с краевым управлением по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, но по какой-то причине не сделали. И начали нарезать участки. Памятник со всех сторон был окружен, срезан. Последние дома построены уже буквально на кургане. Попутно были разрушены еще несколько курганов. Управление писало письма, все безрезультатно. К счастью, нынешняя администрация нашла возможность взяться за решение проблемы, организовать раскопки.

Читайте также: