Кто осуществлял единое командование вооруженными силами до их реформирования

Обновлено: 25.06.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 9 военные реформы

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1810-12 - проводились в российской армии под руководством военного министра генерала М. Б. Барклая-де-Толли в связи с подготовкой к предстоящей войне с наполеоновской Францией. Основное содержание: увеличение численности армии; введение корпусной организации; реорганизация Военного министерства; составление "Учреждения для управления Большой действующей армией" 1812 (1-е положение о полевом управлении войск); образование войсковых штабов.

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1905-12 - проведены в российской армии после поражения в русско-японской войне. Основное содержание: сокращение срока службы; омоложение офицерского состава; улучшение мобилизационных возможностей армии; новые уставы.

военные реформы 1810-1812

военные реформы 1810-1812 годов

военные реформы 1860-1870-х гг

Вое́нные рефо́рмы 1860-1870-х гг. - в России. Проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью (1874) и создание массовой армии; вооружение армии новым нарезным оружием; создание военных округов; улучшение боевой подготовки войск (новые уставы) и подготовки офицеров (военные гимназии, военные и юнкерские училища).

военные реформы 1860-1870-х годов

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-1870-х годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1860-1870-х годов в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) - составная часть Великих реформ, связанных с отменой крепостного права, преобразования в области организации военного дела под руководством военного министра Д.А. Милютина. Реформы коснулись всех сторон организации вооруженных сил: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью (1874); создание массовой армии; вооружение армии новым нарезным оружием; создание военных округов; улучшение боевой подготовки войск (новые уставы) и подготовки офицеров (военные гимназии, военные и юнкерские училища).

Необходимость реформы русской армии выявилась в ходе Крымской войны (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА) (1853-1856), когда стало очевидным отставание от западноевропейских стран в области военной техники и организации войск. Общая программа военных преобразований была составлена в течение двух месяцев и 15 января 1862 года представлена императору Александру II Николаевичу. Главная задача этой программы заключалась в создании массовой армии европейского типа, что означало сокращение численности войск в мирное время. Хотя сразу поставить вопрос об отказе от рекрутской системы Д.А. Милютин не решился, конечной целью реформ был переход к всесословной воинской повинности. Военные реформы проводились постепенно, в течение более чем 10 лет.

Одну из основных задач военной реформы Д.А. Милютин (см. МИЛЮТИН Дмитрий Алексеевич) видел в сокращении армии в мирное время при значительном увеличении ее в военное за счет создания обученного запаса. Сокращение состава армии с 1132 тысяч человек (1864) до 742 тысяч (1867) позволило увеличить обученный запас к 1870 году до 553 тысяч человек. В 1862-1864 годах был осуществлен переход на военно-окружную систему: территория России разделена на 15 военных округов, каждый из которых являлся одновременно органом строевого управления войск и военно-административного устройства. Местные военные органы фактически создавались заново, ранее их не существовало в большинстве регионов, особенно внутри империи. Во главе округа стоял командующий войсками. Военно-окружная реформа дала возможность ликвидировать чрезмерную централизацию отдельных отраслей управления, сосредоточив в министерстве лишь общее руководство. В 1868 было реорганизовано Военное министерство, упразднены дублирующие структуры, аппарат министерства сокращен почти на тысячу человек, расширены полномочия военного министра, которому стали подчиняться все отрасли военного управления.

Пример быстрой мобилизации прусской армии и ее победа во франко-прусской войне (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) (1870-1871) ускорили введение всесословной воинской повинности (1874) в России. По закону от 1 января 1874 года призыву на военную службу подлежали мужчины всех сословий с 21 года; общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6- действительной и 9 - в запасе; на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, срок действительной службы сокращался и составлял от 4 лет до 6 месяцев. От воинской повинности освобождалось духовенство, представители некоторых религиозных сект, народы Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири, Средней Азии. От действительной службы освобождались в первую очередь лица, имевшие льготы по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, призывники, у которых в семье старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы; около 15-20% призывников освобождались от службы по физической непригодности. Всего, по различного рода льготам, от службы освобождалось до половины призывников. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, призываемое лишь во время войны. Казаки отбывали военную службу на особых основаниях.

В 1860-х годах проводилось перевооружение армии: продолжался начавшийся в первой половине 19 века переход от гладкоствольного к нарезному стрелковому оружию. В 1867-1869 годах начался переход к казнозарядному оружию. В 1868 году была принята на вооружение американская винтовка (см. ВИНТОВКА) системы Бердана, а в 1870 - так называемый Бердан № 2, фактически новая система, разработанная русскими инженерами. К концу 1860-х годов было закончено перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжавшимися с казенной части. Изменения в военной технике потребовали перемен в боевой подготовке войск, был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые утверждали новые тактические принципы. Реформы в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Однако значительное влияние в армии консерваторов и недостаток финансов тормозили перестройку системы боевой подготовки.

Военные реформы уже в период их подготовки встретили сильное сопротивление части генералитета и высшей бюрократии. Главным противником Д.А. Милютина был генерал-фельдмаршал А.И. Барятинский (см. БАРЯТИНСКИЙ Александр Иванович), его поддерживал шеф жандармов П.А. Шувалов , основным критиком в печати вступил военный писатель Р.А. Фадеев. Оппозиция осуждала в военных реформах бюрократический характер, умаление роли строевого начала, упрекала в отказе от вековых устоев русской армии. Тем не менее, Александр II, преодолев колебания, поддержал программу Д.А. Милютина. В целом военные реформы выполнили главную задачу модернизации и повышения боеспособности русской армии, что положительно сказалось в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

военные реформы 1905-1912

Вое́нные рефо́рмы 1905-1912 - проведены в российской армии после поражения в русско-японской войне. Основное содержание: сокращение срока службы; омоложение офицерского состава; улучшение мобилизационных возможностей армии; новые уставы.

военные реформы 1905-1912 годов

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1905-1912 годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1905-1912 годов - преобразования русской армии после поражения в русско-японской войне (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) (1904-1905). Война выявила серьезные недостатки в организации системы комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. Для их устранения был проведен ряд военных реформ, затронувших почти все стороны жизни армии.

Первый период реформ (1905-1908) при военном министре А.Ф. Редигере (см. РЕДИГЕР Александр Федорович) характеризовался децентрализацией военного управления: было учреждено независимое от военного министерства Главное управление Генерального штаба, которому были переданы все вопросы подготовки страны к войне. Военному министру были оставлены лишь административные вопросы. Кроме того, были созданы два самостоятельных органа во главе с великим князем Николаем Николаевичем - Совет государственной обороны (1905) с целью согласования деятельности правительственных учреждений по вопросам обороны и Высшая аттестационная комиссия (1906); учреждены должности генерал-инспекторов (пехоты, кавалерии, инженерных войск, военно-учебных заведений), независимых от военного министра; сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4, на флоте с 7 до 5 лет). После русско-японской войны из армии было уволено около 7 тысяч офицеров по возрасту и несоответствию должности; введен новый порядок аттестации; улучшен быт солдат, их питание и вещевое довольствие.

Во второй период военных реформ (1909-1912) при военном министре В.А. Сухомлинове (см. СУХОМЛИНОВ Владимир Александрович) проявилась тенденция к централизации. В 1908 году Главное управление Генерального штаба было включено в военное министерство с подчинением начальника Генерального штаба военному министру. В 1909 году был упразднен Совет государственной обороны, военный министр был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии. В 1909-1910 годах было реорганизовано управление артиллерийского, инженерного и военно-учебного ведомствами, генерал-инспекторы этих ведомств, а также пехоты были подчинены военному министру. Важным мероприятием стала реорганизация армии. Полевая армия была усилена за счет упразднения слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск, составлявших в то время до 15% армии; было сформировано семь новых пехотных дивизий и одна стрелковая бригада; каждая пехотная дивизия была обеспечена артиллерийской бригадой из 48 орудий, а стрелковая бригада - дивизионом из 24 орудий, создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия; усилены инженерные и железнодорожные войска и войска связи. При полевых частях был создан запас скрытых кадров, который с объявлением мобилизации выделялся для развертывания 35 резервных дивизий. В 1910 году была изменена дислокация войск в мирное время, за счет уменьшения количества войск в западных военных округах было увеличено количество войск в центральных военных округах. Это позволило ввести в европейской части России территориальную систему комплектования с установлением особых районов пополнения (корпусных, дивизионных и полковых), что облегчало мобилизацию. Рубеж стратегического развертывания в случае войны был перенесен на восток - на линию Вильно-Белосток-Брест, что вызвало упразднение всех висленских и наревских крепостей кроме Новогеоргиевска и Осовца, и укрепление линии Немана - Гродно-Ковно-Брест). В 1912 году введен новый закон о воинской повинности, по которому сокращались льготы по семейному положению и расширялись льготы по образованию. Запасники были разделены на два разряда в целях укомплектования полевых войск более молодыми возрастами, а резервных и тыловых - старшими.

В 1909-1910 годах были приняты на вооружение 122- и 152-мм гаубицы (см. ГАУБИЦА), 107-мм пушки, в полках созданы пулеметные команды по 8 пулеметов, сформированы корпусные авиаотряды и радиостанции. Введение в 1909-1912 годах новых уставов, в том числе полевого, и наставлений улучшило обучение войск в звене рота-полк и индивидуальную подготовку солдат и унтер-офицеров. В 1912 году был введен новый устав о пенсиях и улучшено материальное положение офицеров, что способствовало поступлению на военную службу молодежи с высоким образовательным цензом. В 1910 году были введены новые программы для военных училищ и юнкерские училища преобразованы в военные; открыт ряд новых военно-учебных училищ и школ; увеличены денежные оклады сверхсрочникам. Военные реформы подняли боеспособность русской армии, хотя из-за недостатка финансовых средств, значительная часть которых была выделена на усиление флота, многие из преобразований были выполнены не полностью, а некоторые не были осуществлены, особенно в области артиллерии.

военные реформы 1924-1925 годов

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1924-1925 годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1924-25, проведены в Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич). Основное содержание: армия сокращена до 560 тыс. человек, введено смешанное кадровое и территориально-милиционное устройство армии, централизованы органы управления, укреплено единоначалие, принят (1925) закон об обязательной военной службе.

военные реформы россии

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-70-х гг. в России - проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью (1874) и создание массовой армии; вооружение армии новым нарезным оружием; создание военных округов; улучшение боевой подготовки войск (новые уставы) и подготовки офицеров (военные гимназии, военные и юнкерские училища).


России к началу XXI века досталась старая, во многом разрушенная армия и преимущественно старая советская техника, у которой была такая уже старая военная элита, обладающая еще более старыми взглядами на войну. Это, может быть, излишне резкая оценка того состояния, в котором оказались ВС России (как и вся экономика и общество) к 2009–2010 годам XXI века, ни в коем случае не относится ни к истории, ни к традициям, а тем более тем самоотверженным и героическим военнослужащим, которые в то время пытались (и решали) несмотря ни на что боевые задачи.

Эти проблемы, сравнения и планы, дающиеся в 2016 году, по- лезно сравнить с ситуацией, в которой оказалась Россия в 1991 году:

Союз Советских Социалистических Республик имел общие для всех республик (в том числе для РСФСР) Вооружённые Силы, в отличие от ведомств МВД.

После распада СССР принимались попытки сохранить в рамках СНГ единые вооружённые силы, в период с лета 1991 года по начало 1993 года Объединённые Вооружённые Силы СНГ состояли из остатков Советской Армии, дислоцированных на территории РСФСР и других союзных республик.

7 мая 1992 года Указом президента России №466 части бывшей Советской Армии, дислоцировавшиеся на территории России были объявлены Вооруженными Силами Российской Федерации, входящими в состав ОВС СНГ.

За эти годы, Вооружённые силы России приняли участие в ряде вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР и на территории бывшей Югославии: молдавско-приднестровский конфликт, грузино-абхазский и грузино-югоосетинский, а также в 1999 году в Косово.

201-я мотострелковая дивизия была оставлена в Таджикистане в условиях начала гражданской войны 1992–1996 гг.

В период осетино-ингушского конфликта на Северном Кавказе 31 октября — 4 ноября 1992 в регион вводились войска.

В первой половине 1990-х годов Вооружённые силы России в значительной степени подверглись трансформациям, связанным как с разделом остатков Советской Армии, так и выводом на территорию Российской Федерации ряда формирований из Восточной Европы. Примером может служить использование фронтовой авиации все время Второй Чеченской войны.

Военное командование сделало определенные выводы из прошлой Чеченской кампании, а также из боевых действий НАТО в Югославии. В Первой Чеченской войне федеральные войска понесли большие потери в живой силе и в технике, развивая наступление без предварительной огневой подготовки. Большие потери были и среди мирного населения, когда для достижения результатов срочно потребовалась поддержка ударной авиации.

На этот раз основная роль в воздушно-наземной операции отводится авиации. Предварительно ведется тщательная разведка авиационными средствами, разведывательными подразделениями спецназа, агентурной разведкой. Как следствие, более грамотно производится выбор средств поражения выявленных конкретных целей, что подразумевает уменьшение разрушений гражданских объектов и количества жертв среди мирного населения.

Фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25 в боевых действиях также применяются практически без изменений по составу оборудования и номенклатуре вооружения.

В сентябре 2008 г. Президент России Д. Медведев выделил пять главных задач развития Вооруженных Сил[4]:

— Совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования войск с переводом всех боевых соединений и частей в категорию постоянной готовности;

— Повышение эффективности системы управления Вооруженными Силами;

— Совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки;

— Оснащение Вооруженных Сил современным оружием;

— Решение социальных проблем военнослужащих.

Главными направлениями военной политики России в период после 2010 года были:

— во внутренней военной политике — реформа вооруженных сил и модернизация военно-промышленного комплекса страны;

— во внешней военной политике — сохранение режима обеспечения стратегической стабильности, укрепление военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве и улучшение отношений с США и НАТО.

К основным факторам, определявшим выбор приоритетов текущей военной политики России и промежуточные результаты реформы Вооруженных Сил, наряду с вводом в действие новых концептуальных документов, следует отнести:

— критическое осмысление руководством страны состояния Вооруженных Сил по результатам их участия в разрешении конфликта на Кавказе в августе 2008 г.;

— отказ стран Запада начать конструктивный диалог с Россией по вопросу о совершенствовании системы обеспечения международной безопасности в Евроатлантическом регионе;

— двойственность политики НАТО по отношению к России (предложения о расширении сотрудничества наряду с подтверждением курса на расширение блока, в том числе за счет приема в него Грузии и Украины);

— сохранение очагов потенциальных вооруженных конфликтов на Кавказе и в Центральной Азии;

— изменение характера российско-американского диалога по обеспечению стратегической стабильности (подписание нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений при одновременном сохранении планов США по развертыванию системы противоракетной обороны в Европе);

— продолжающийся рост военной мощи Китая;

— снижение темпов экономического развития страны в условиях глобального кризиса;

— продолжающуюся стагнацию большей части военно-промыш- ленного комплекса страны;

— сокращение финансовых возможностей РФ по комплексной реформе военной организации государства;

— отсутствие активной поддержки военной реформы со стороны населения страны[6].

Исходя из содержания статьи 32 Стратегии, главными задачами государства по укреплению национальной обороны следует считать:

— сохранение потенциала стратегических ядерных сил;

— наращивание количества частей постоянной готовности;

— совершенствование оперативной и боевой подготовки;

— организацию межвидового взаимодействия войск и сил;

— уточнение системы комплектования ВС РФ и других войск;

— повышение престижа военной службы и статуса офицерского состава;

— выполнение государственных программ по разработке и созданию вооружения и военной техники.

[1] Попов И. М., Хамзатов М. М. Война будущего: Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли — М.: Кучково поле, 2016. — С. 183.

Важнейшим мероприятием по переходу СССР от войны к миру стала демобилизация вооруженных сил, перевод их на мирное положение, организация структурных изменений. Это была задача, которую следовало решить в максимально короткие сроки и без ущерба для обороноспособности государства.

Демобилизация проводилась на основе соответствующих законодательных актов, которые регулировали порядок увольнения военнослужащих, организацию их доставки к месту постоянного жительства, предоставление льгот при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения, обзаведении хозяйством.

Произошли крупные изменения в организации управления вооруженными силами. В сентябре 1945 г. вслед за ГКО прекратила свою деятельность Ставка верховного главнокомандования и другие органы полевого управления войсками, фронты преобразовывались в военные округа.

После обсуждения в Политбюро ЦК ВКП(б) в начале 1946 г. вопросов дальнейшего военного строительства был принят ряд нормативно-правовых актов по изменению организационной структуры Вооруженных сил СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР руководство сухопутными войсками, авиацией и флотом сосредоточивалось в Наркомате вооруженных сил (с 15 марта 1946 г. – Министерство вооруженных сил, с марта 1953 г. – Министерство обороны СССР).

Для оперативного руководства видами вооруженных сил были созданы главные командования видов Вооруженных сил СССР (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и Войск противовоздушной обороны). В подчинение министру обороны перешел Генеральный штаб Вооруженных сил СССР. При главкомах видов вооруженных сил учреждаются Военные советы, а при министре – Высший военный совет. Претерпели изменения и центральные политические органы советских Вооруженных сил. По решению Политбюро было создано единое Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота, работавшее на правах отдела ЦК партии, а в видах вооруженных сил – политические управления.

В июне 1946 г. воздушно-десантные войска были выведены из состава ВВС и подчинены непосредственно министру обороны. В 1948 г. Войска ПВО страны окончательно оформляются в самостоятельный вид вооруженных сил. В 1954 г. была упразднена конница как род войск.

Большое внимание уделялось развитию и совершенствованию организации и деятельности добровольных массовых оборонно-патриотических организаций трудящихся, тем более что после окончания войны Всеобуч был ликвидирован, а начальная военная подготовка учащихся не проводилась. В августе 1951 г. по решению Совета министров СССР в целях дальнейшего улучшения работы ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ, на которые в 1948 г. был разделен Осоавиахим, объединились в одно Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).

Богатый опыт в различных областях жизни и деятельности войск, накопленный в период Великой Отечественной войны, был обобщен и закреплен в новых общевоинских и боевых уставах, принятых в 1946–1951 гг. Уставы носили ведомственный характер.

С 1946 г. Красная армия стала именоваться Советской армией, что более полно отвечало ее социальному составу и характеру.

10 июня 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР был утвержден текст новой военной присяги и Положение о ее принятии.

Мероприятия по сокращению и организационной перестройке советских вооруженных сил были направлены на то, чтобы в условиях обострения международной обстановки и бурного развития научно-технического прогресса надежно обеспечить безопасность СССР.

Сущность научно-технической революции в военном деле составил переход от обычного вооружения к ракетно-ядерным средствам борьбы и соответствующим им новым способам достижения стратегических целей войны.

25 августа 1949 г. ТАСС сообщил, что в Советском Союзе освоено производство ядерного оружия. Таким образом, атомная монополия США была ликвидирована. В августе 1957 г. СССР осуществил запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Вскоре новое оружие в массовом количестве стало поступать в войска.

Коренные преобразования в области вооружения и боевой техники, изменения в характере и способах ведения вооруженной борьбы, обусловленные научно-технической революцией в военном деле, потребовали по-новому решать проблемы строительства Советской армии и Военно-морского флота. Таким образом, Вооруженные силы СССР во второй половине 50-х гг. вступили в новый этап своего развития.

Руководство СССР, считая ракетно-ядерное оружие главным средством сдерживания противника, приняло решение в январе 1960 г. на сессии Верховного Совета СССР о создании нового вида Вооруженных сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

При этом особенно пострадали крупные надводные корабли, дальняя авиация, артиллерия больших калибров. Увольняемые без должного материального обеспечения офицеры, не имевшие гражданских специальностей, оказались в сложном положении. Все это вызывало протест среди личного состава Вооруженных сил.

Наряду с созданием РВСН осуществлялся процесс развития других видов вооруженных сил и родов войск в направлении их насыщения современными образцами техники и вооружения. Так, качественно иными стали сухопутные войска. В их составе появились новые рода войск – ракетные войска и артиллерия, включавшие части и подразделения оперативно-тактических и тактических ракет, войска ПВО и др.

Основу огневой мощи войск ПВО страны стали составлять зенитные ракетные войска и ракетоносная истребительная авиация. Резко возросли боевые возможности военно-воздушных сил. Советская военная авиация стала реактивной, всепогодной, ракетоносной, многоцелевой. Коренные изменения произошли в военно-морском флоте. Его главной ударной силой стали атомные подводные лодки-ракетоносцы и морская ракетоносная авиация.

Новый этап строительства советских Вооруженных сил обусловил и соответствующее развитие военного законодательства в области комплектования, прохождения службы и других воинских отношений.

В 1954 г. решением Совета министров СССР военно-строительные части были реорганизованы в военно-строительные отряды (ВСО). В связи с этим возникла новая своеобразная форма выполнения советскими гражданами воинской обязанности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1951 г. были сокращены до 2–3 лет сроки службы для лиц рядового и сержантского состава, имеющих высшее или среднее образование. Были введены в действие новые положения о прохождении службы различными категориями военнослужащих, внесены существенные изменения и дополнения в общевоинские уставы.

В рассматриваемый период в Советском государстве вооруженные силы принимали участие в различных инцидентах.

С 23 октября по 11 ноября 1956 г. более 60 тыс. советских военнослужащих приняли участие в подавлении народного восстания в Венгрии. В ходе ожесточенных боев венгры потеряли более 5 тыс. убитыми, 19 226 человек ранеными. Убитых советских военнослужащих было 640 человек, раненых – 1251, 67 – пропали без вести.

24 октября 1960 г. в результате катастрофы при запуске новой межконтинентальной баллистической ракеты погибли около 200 специалистов-ракетчиков во главе с Главнокомандующим Ракетными войсками СССР Главным маршалом артиллерии М. И. Неделиным.

2 июня 1962 г. доведенные до отчаяния трудящиеся Новочеркасска в ответ на повышение цен на мясомолочные продукты и снижение расценок за работу вышли на улицу. Против них были брошены войска Северокавказского военного округа, которые применили оружие. 24 человека были убиты, 105 – осуждены, семеро приговорены к расстрелу. Заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант М. К. Шапошников пытался предотвратить кровавую акцию, хотел разобраться в причинах, но ему было предъявлено обвинение по ст. 70 УК РСФСР в антисоветской агитации и пропаганде. Только через 27 лет события в Новочеркасске стали достоянием гласности.

В октябре 1962 г. в результате карибского кризиса мир оказался на грани ядерной войны. США объявили морскую блокаду Кубе, а СССР ответил размещением ядерных ракет. Американский президент Д. Кеннеди и советский лидер Н. С. Хрущев сумели вовремя отказаться от дальнейших роковых шагов по обострению конфронтации. Все это разрушало теорию о единстве армии и народа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Реформа местного управления

Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с

Реформа городского управления

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Реформа центрального управления

Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей

Реформа государственного управления

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Реформа управления вооруженными силами (1941–1945)

Реформа управления вооруженными силами (1941–1945) Военно-политическое руководство СССР во время Великой Отечественной войны уделяло большое внимание развитию всех видов советских вооруженных сил и родов войск, совершенствованию органов управления ими, добиваясь, чтобы

Реформа управления вооруженными силами

Реформа управления вооруженными силами К середине 60-х гг. XX в. в Вооруженных силах СССР произошли серьезные изменения, обусловленные революцией в военном деле, возникли новые условия и задачи военного строительства. Назрела необходимость в очередной военной реформе,

§ 3. Реформа местного управления

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-вое-водекой системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Реформа местного управления

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

§ 3. Реформа местного управления

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Верховное главнокомандование вооруженными силами Германии (ОКВ)

Верховное главнокомандование вооруженными силами Германии (ОКВ) (Oberkommando der Wehrmacht; OKW). Было создано по приказу Гитлера 4 февраля 1938 вместо Военного министерства (Reichskriegsministerium). Верховным главнокомандующим вооруженными силами являлся Гитлер, на верность которому личный

Реформа местного управления

Реформа местного управления Реформа сельского управления на уровне уездов и волостей обсуждалась правительством, хотя и не непрерывно, с начала 1880-х гг. В первые годы двадцатого века в центре внимания оказался вопрос о недостатках в службе уездных предводителей

Приложение. Приказ лавнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России О ЗЕМЛЕ

1. Управление вооруженными силами

1. Управление вооруженными силами Увеличение численности и расширение состава русского войска отразилось, прежде всего, на управлении армией, основные принципы которого сформировались уже в первой половине XVI в. Каждый вновь возникавший разряд служилых людей имел

№47 Докладная записка командующего вооруженными силами Украины и Крыма А.И. Егорова председателю РВС СССР Л.Д. Троцкому о новой организационной структуре стрелковых частей

№47 Докладная записка командующего вооруженными силами Украины и Крыма А.И. Егорова председателю РВС СССР Л.Д. Троцкому о новой организационной структуре стрелковых частей № 110, г. Харьков22 августа 1924 г.СекретноКопии: зам. пред[седателя] РВС СССР т. ФрунзеНачснабу РККА т.

30. ДВА ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ: СИЛАМИ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ И СИЛАМИ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. Всячески восхваляя

30. ДВА ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ: СИЛАМИ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ И СИЛАМИ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. Всячески восхваляя способ освобождения России силами русской эмиграции, авторы и не думают говорить, что к делу освобождения России силами иностранной интервенции надо

№47 Докладная записка командующего вооруженными силами Украины и Крыма А.И. Егорова председателю РВС СССР Л.Д. Троцкому о новой организационной структуре стрелковых частей

№47 Докладная записка командующего вооруженными силами Украины и Крыма А.И. Егорова председателю РВС СССР Л.Д. Троцкому о новой организационной структуре стрелковых частей № 110, г. Харьков22 августа 1924 г.СекретноКопии: зам. пред[седателя] РВС СССР т. ФрунзеНачснабу РККА т.

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Причины военной реформы Милютина

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Военная реформа Александра 2

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Этапы военной реформы Алесандра 2

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы

Таблица - военная реформа Александра 2

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

Читайте также: