Кто осуществляет второй уровень контроля качества медицинской помощи ккмп в медицинских организациях

Обновлено: 02.07.2024

Экспертный Совет ЛПУ организуют для коллегиального обсуждения и систематического контроля за качеством оказываемой больным медицинской помощи.

Председателем Экспертного Совета является главный врач лечебно-профилактического учреждения, подготовку осуществляет заместитель главного врача по КЭР или лицо, на которое возложены эти обязанности. Решение Экспертный Совет выносит коллегиально и реализует приказом главного врача.

Оценка качества лечебно-диагностического процесса

Оценку качества лечебно-диагностического процесса проводят методом экспертизы историй болезни с последующим обсуждением результатов.

Экспертному контролю обязательно подлежат:

• факты внутрибольничного инфицирования и осложнений;
• факты повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;
• факты заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения;
• жалобы пациентов или их родственников.

Эксперт во время проведения оценки качества лечебно-диагностического процесса:

• в обязательном порядке отмечает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и совмещения лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
• выявляет дефекты и устанавливает причины;
• готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Основные задачи экспертного совета

• Оценка правильности и своевременности диагностики, обоснованности лечения, качества ведения медицинской документации в случае возникновения конфликтной ситуации, жалобы пациента.
• Оценка конечных результатов деятельности специалистов и структурных подразделений (отделений) ЛПУ.
• Выявление дефектуры в преемственности между ФАПом, врачебной амбулаторией, участковой больницей, ЦРБ и СМП с анализом допущенных ошибок.
• Оценка качества оказания медицинской помощи в ЛПУ по результатам проверок специалистами ТФОМС, фонда соцстрахования.

Примерное положение о контроле качества медицинской помощи, оказываемой в лечебно-профилактическом учреждении

Цель контроля качества медицинской помощи, оказываемой в лечебно-профилактическом учреждении, — обеспечение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи на основе оптимального использования его кадровых и материально-технических ресурсов и применения совершенных медицинских технологий.


Система контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении

• Экспертиза процесса оказываемой медицинской помощи конкретным пациентам.
• Анализ показателей, характеризующих качество и эффективность оказываемой медицинской помощи (анализ основных показателей работы подразделений).
• Выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других причин снижения качества и эффективности оказанной медицинской помощи.
• Разработку рекомендаций, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе с целью повышения качества и эффективности медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ.

Уровни медицинской помощи:

• ФАП, врачебная амбулатория;
• участковая больница;
• ЦРБ, скорая медицинская помощь;
• областные лечебные учреждения.

Ступени контроля

• Первая — главный врач участковой больницы ЦРБ — зав. отделением.
• Вторая — заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, заместитель главного врача по лечебной работе.
• Третья — Экспертный Совет ЦРБ.

Главный врач участковой больницы (в ЦРБ—зав. отделением)

• Осуществляет постоянный контроль за исполнением организации и проведением лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности лечащими врачами и средним медицинским персоналом.
• Проводит экспертную оценку качества оказываемой медицинской помощи пациентам в разные сроки лечения с обязательным личным осмотром и записью в истории болезни.
• В течение месяца проводит экспертизу не менее 50 % законченных случаев лечения (в течение месяца) с заполнением экспертных карт (зав. отделением в стационарах проводят экспертизу 100 % законченных случаев).
• Предоставляет экспертные карты с историями болезни заместителю по клинико-экспертной работе с анализом проведенной экспертизы не позднее 5 числа месяца.
Заместитель главного врача по КЭР, заместитель главного врача по лечебной работе
• Осуществляют выборочный контроль: 1) текущий; 2) контроль по законченным случаям; 3) контроль по историям болезни и экспертным картам; 4) за исполнением врачами диагностики, лечения, реабилитации и экспертизы временной нетрудоспособности (не менее 50 экспертиз в квартал).
• Анализируют клинико-экспертные ошибки, докладывают на заседаниях Экспертного Совета результаты анализа и проводимых мероприятий по исправлению допущенных ошибок.
• Определяют уровень работы отдельных врачей с использованием экспертных карт. Сопоставление уровней качества, вычисленных на первой и второй ступенях контроля, позволяет оценить качество контроля, осуществляемого заведующим отделением и главным врачом участковой больницы.
• Осуществляют подготовку заседаний Экспертного Совета.
Экспертный совет лечебно-профилактического учреждения
• Оценивает качество работы структурных подразделений (отделений) ЦРБ с вынесением соответствующих решений. Разрабатывает предложения по улучшению качества оказания медицинской помощи в больнице.
• Определяет меру ответственности лиц, допустивших нарушения в организации оказания медицинской помощи пациентам, и ходатайствует перед администрацией ЦРБ с принятием соответствующих решений.

Данный Пакет подготовлен:

- в соответствии с проверочными листами (списками контрольных вопросов), используемых в настоящее время Росздравнадзором при проведении всех проверок и лицензионного контроля.

15. Форма Акта контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях (в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи, утверждёнными МЗ РФ)

16. Форма Акта контроля качества медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи, утверждёнными МЗ РФ)

17. Мероприятия по оценке качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок (соответствуют пункту 9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

18. Мероприятия по сбору статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ (соответствуют пункту 9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

19. Мероприятия по учету нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи) (соответствуют пункту 9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

20. Мероприятия по мониторингу наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций (соответствуют пункту 9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

21. Мероприятия по анализу информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (соответствуют пункту 9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

22. Мероприятия по анализу информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (соответствуют пункту 9 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

24. Положение о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации.

25. Положение о кабинете медицинской организации (в соответствии с требованиями утверждённых МЗ РФ порядков оказания медицинской помощи)

26. Положение об отделении медицинской организации (в соответствии с требованиями утверждённых МЗ РФ порядков оказания медицинской помощи)

27. Порядок организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации (в соответствии с приказом МЗ РФ об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи)

28. Положение о врачебной комиссии (ВК). К Положению прилагаются:

- форма плана-графика заседаний ВК;

- форма протокола решения ВК;

- форма журнала ВК (помимо, всем известной формы № 035/у-02);

- форма отчёта о работе Врачебной комиссии

29. Порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации (с учётом требований Порядка осуществления фармаконадзора, утверждённого приказом Росздравнадзора от 15.02.2017 г. № 1071)

30. Дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

31. Дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в подразделении медицинской организации

32. Дополнения в должностную инструкцию уполномоченного лица по консультативному сопровождению лекарственной терапии

37. Правила проведения фото/видеосъёмки в медицинской организации (подготовлены в строгом соответствии с требованиями законодательства о персональных данных и о соблюдении врачебной тайны, соответствуют требованиям п/п 15 пункта 17 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

38. Порядок создания системы оценки качества работы медицинской организации, её структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг (с учётом Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. приказом МЗ РФ от 31.07.2020 г. № 785н)

41. Анкеты пациента

42. Методика оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

43. Положение об общественном совете медицинской организации

45. Форма договора на оказание услуг по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности у индивидуального предпринимателя (применима и к небольшим мед. организациям, где работает 1-2 специалиста)

Кроме того, Пакет содержит 11 развёрнутых приказов, которые необходимо издать в медицинской организации, чтобы утвердить указанные документы, назначить ответственных и т.д. Общий объём документов более 270 страниц.

Все документы представлены в электронном виде, в т.ч. на диске.

Пакет документов представляет собой готовые документы, в которые необходимо только вставить название вашего учреждения, ФИО ответственных лиц и даты. При желании или необходимости Вы можете внести любые корректировки.

Приобретение Пакета осуществляется только после заключения лицензионного договора, в соответствии с которым Пакет может использоваться приобретателем только для внутренних целей без передачи третьим лицам за исключением предоставления надзорным и контролирующим органам в установленном законом порядке.


Отдел контроля качества медицинской помощи населению

- начальник отдела контроля качества медицинской помощи населению


ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ от 05 сентября 2013 г. № 892 "О порядке организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных медицинских организациях"


Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности


Свод результатов самоанализа медицинских организаций Калужской области, в соответствии с критериями оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения


Информация о результатах ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Нормативные акты

2012 год

Приказ министерства здравоохранения Калужской области от 26 марта 2013 года № 287 "О проведении социологического опроса по изучению мнения населения об удовлетвореенности качеством медицинской помощи" (.ipg, 268 Кб)

2011 год

2010 год

об отделе контроля качества медицинской помощи населению управления здравоохранения министерства здравоохранения Калужской области

Общие положения

- Отдел контроля качества медицинской помощи населению управления здравоохранения (далее – отдел) является структурным подразделением министерства здравоохранения.

- Отдел в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом и законами Калужской области, нормативными правовыми актами Калужской области, приказами и распоряжениями министра здравоохранения Калужской области.

- Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами министерства здравоохранения области, органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, предприятиями всех форм собственности.

Задачи отдела.

Основными задачами отдела являются:

1.Координация реализации основных направлений единой государственной и региональной политики по вопросам контроля качества медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

2.Определение приоритетных направлений контроля качества медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

3.Координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области контроля качества и стандартизации медицинской помощи.

4.Определение приоритетных направлений эффективной технологической политики в области здравоохранения; организация внедрения новых высокотехнологичных видов медицинской помощи и реабилитации.

5.Координация деятельности по опеке и попечительству в сфере здравоохранения области.

Функции отдела

В соответствии с возложенными задачами отдел осуществляет следующие функции:

1.Методическое руководство организации работы по контролю качества медицинской помощи в области, в том числе анализ результатов ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи и разработка территориальных нормативных документов. Контролировать реализацию нормативно-правовых и инструктивных документов по вопросам стандартизации, контроля качества медицинской помощи;

2.Осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам (установленным требованиям) в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

3.Изучение мнения населения о качестве медицинской помощи с обнародованием результатов социологических опросов.

4.Организация и распространение положительного опыта работы лечебно-профилактических учреждений, внедрение новых эффективных медицинских технологий, совершенствование медицинской помощи.

5.Взаимодействие с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральными службами и учреждениями здравоохранения по вопросам выделения квот и оказания консультативной и специализированной высокотехнологичной медицинской помощи пациентам Калужской области согласно решению областной экспертной комиссии.

6.Рассмотрение заявлений и обращений граждан по вопросам, находящимся в компетенции отдела.

7.Оказание методической помощи ЛПУ области, СМО, КОФОМС по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

8.Проведение плановых и внеплановых проверок ЛПУ области по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

9.Осущетсвление контроля деятельности органов местного самоуправления Калужской области по осуществлению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству.

10.Организация санаторно-курортного долечивания работающих граждан и санаторно-курортного лечения по медицинским показаниям в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Калужской области бесплатной медицинской помощи.

12.Подготовка в пределах своей компетенции проектов приказов, иных нормативно-правовых актов, направленных на реализацию задач и функций.

Права отдела

Для выполнения возложенных на него задач и реализации функций отдел имеет право:

1.Запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности материалы, необходимые для работы отдела.

2.Готовить в пределах своей компетенции материалы для заслушивания на совещаниях, коллегиях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

3.Представлять по поручению начальника управления интересы на межрегиональном, региональном и местном уровнях в части вопросов, входящих в компетенцию отдела.

В современной системе здравоохранения очень большое значение приобретает надзор за качеством медицинской помощи (КМП). Наряду с государственными и ведомственными проверками лечебным учреждениям предписывается осуществлять так называемый внутренний контроль КМП. Для чего он нужен, в каких формах реализуется, и кто уполномочен его проводить? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что это такое?

Внутренний контроль КМП это комплекс мероприятий, которые организовываются с целью обеспечения надлежащего уровня качества и безопасности медицинских услуг. Его суть заключается в том, что наряду с различными внешними проверками, учреждения здравоохранения обязаны также осуществлять и самостоятельный надзор за качеством работы своих подразделений. Это одна из важнейших сфер ответственности администрации медицинских организаций, поскольку любая, даже самая тщательная инспекция сторонних органов не в состоянии изучить и досконально проконтролировать все структуры, задействованные в работе клиник (иначе бы на такую проверку уходило слишком много времени).

Порядок проведения

Как следует из ст. 90 ФЗ №323 порядок и правила проведения внутреннего контроля качества медпомощи устанавливают руководители лечебных учреждений. Обычно они составляются администрацией клиник с учетом особенностей и специфики сферы деятельности (предписания для стоматологической поликлиники и хирургического центра будут существенно отличаться) и штатной структуры. Проверка может осуществляться:

  • Главой медицинской организации;
  • Заместителем руководителя и лицами, возглавляющими отдельные подразделения (например, заведующий терапевтическим отделением), в случае наделения их соответствующими полномочиями;
  • Специальной комиссией, состоящей из врачей данного учреждения;
  • Сторонними специалистами (привлекаются при необходимости по согласованию сторон).

Объектом внутреннего контроля КМП в клиниках являются пациенты, процесс медицинского вмешательства, учетно-отчетная документация и т.п. Всего выделяют несколько уровней проверки КМП, на каждом из которых экспертизу качества осуществляет один из представителей медицинской организации:

  • Самоконтроль — лечащий врач;
  • Первая ступень — заведующий структурным отделением изучает конкретные случаи предоставления медпомощи методом случайной выборки;
  • Вторая ступень — заместитель руководителя разбирает ряд случаев, оценивая компетентность как доктора, работавшего с пациентом, так и сотрудника, выполняющего функции первой ступени контроля;
  • Третья ступень — врачебная комиссия рассматривает наиболее затруднительные и конфликтные ситуации.

Экспертом при проведении внутреннего контроля качества выявляются как прямые нарушения установленных требований, подлежащие оценке по принципу минимальной достаточности и напрямую свидетельствующие о ненадлежащем качестве медицинской помощи, так и отклонения от оптимального хода лечебно-диагностического процесса различной степени выраженности и с различным влиянием на результат оказания медицинской помощи, подлежащие оценке по принципу соответствия.

Периодичность и формы проведения

Существует несколько видов внутреннего контроля КМП. К ним относятся плановый, предупредительный и целевой. В первом случае согласно установленному графику проверяется соблюдение врачами санитарно-эпидемиологических норм, фармпорядок (комплекс требований к условиям хранения медикаментов), организация питания, экспертиза законченных случаев оказания медицинской помощи и т.п. Второй подразумевает проведение мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, проведение семинаров, конференций и т.п. При целевом контроле отдельному рассмотрению подлежат случаи летальных исходов, различного рода осложнений, инфицирования внутри клиники, жалобы пациентов и их представителей.

Частота выполнения проверок в рамках организации внутреннего контроля определяется нормативными документами и рекомендациями вышестоящих инстанций, а при их отсутствии самой медицинской организацией. Уже упоминался приказ Департамента здравоохранения №820, который действует на территории Москвы. Согласно ему в учреждениях здравоохранения системы ОМС заведующий структурным отделением должен подвергать экспертизе не менее 50% законченных случаев лечения.

Заключение

Внутренний контроль КМП представляет собой комплекс мероприятий, который осуществляется руководителями и старшим медперсоналом учреждения (ЛПУ) с целью выявления дефектов в проведении лечения пациентов, и в целом, организации деятельности данного учреждения. По статистике такие проверки охватывают до половины законченных случаев лечения.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Министерство здравоохранения не только контролирует деятельность медицинских учреждений (как государственных, так и частных), но и проверяет качество .

Постоянное повышение уровня медицинских услуг, оказываемых гражданам является одной из приоритетных задач, поставленных перед министерством и всей сфе .

Контроль качества предоставляемых услуг и соблюдение правил безопасности являются важнейшими аспектами современной медицины. Ведь в конечном итоге дел .

Модернизация системы отечественного здравоохранения предполагает ее доступность, прозрачность, открытость для населения, улучшение качества предоставл .

  • Общая информация
  • Качество медпомощи по ОМС
  • Законодательная база
  • Пути повышения качества
  • Контроль качества
  • Безопасность медпомощи по ОМС
  • Страховой надзор за медорганизациями
  • Независимая оценка качества медуслуг
  • Страховой портал.ру
  • ОМС
  • Внутренний контроль качества медицинской помощи в условиях ОМС

Страховой портал.РУ 2011-2022 © - Незаконное копирование и републикация запрещены!

Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой

Читайте также: