Кто осуществляет техническое обслуживание вагонов при подготовке к погрузке

Обновлено: 25.06.2024

1. Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, включающего локомотивы, моторвагонный подвижной состав, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, а также иной, предназначенный для перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (далее - железнодорожный подвижной состав).

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (владельцами железнодорожного подвижного состава), организациями железнодорожного транспорта общего пользования независимо от их организационно-правовых форм, выполняющими работы (оказывающими услуги), связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава (далее - работодатель).

Правила могут применяться в организациях железнодорожного транспорта необщего пользования, включая владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владеющих железнодорожным подвижным составом, а также при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозки по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею разной ширины.

2. Действие Правил не распространяется на организацию и производство текущего ремонта, среднего ремонта, капитального ремонта и капитально-восстановительного ремонта железнодорожного подвижного состава с продлением срока его службы.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

Связи документа

В видах работ

В новостях

В комментариях/вопросах

Оглавление

  • Приложение2
    • ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2
    • I. Общие положения 2
    • II. Требования охраны труда при организации производственных процессов 3
    • III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям и организации рабочих мест 6
    • IV. Требования охраны труда при техническом обслуживании и эксплуатации железнодорожного подвижного состава 7
      • Общие требования 8
      • Требования охраны труда при производстве маневровой работы на железнодорожных путях 9
      • Требования охраны труда при техническом обслуживании экипажной части, кузова, автосцепного устройства, автотормозного оборудования железнодорожного подвижного состава 14
      • Требования охраны труда при техническом обслуживании тепловоза, дизельного моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, электровоза, электропоезда 15
      • Требования охраны труда при осмотре и техническом обслуживании грузовых вагонов 16
      • Требования охраны труда при осмотре и техническом обслуживании пассажирских вагонов 20
      • Требования охраны труда при экипировке и мойке локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава 22
      • Требования охраны труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава 23
      • Требования охраны труда при эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава 28
      • Требования охраны труда при эксплуатации пассажирских вагонов 29
      • Требования охраны труда при коммерческом осмотре поездов, вагонов и устранении коммерческих неисправностей 32

      Термины

      Сокращения

      Термины

      Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, включающего локомотивы, моторвагонный подвижной состав, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, а также иной, предназначенный для перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав
      см. страницу термина

      Важно

      Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

      За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

      Техническое обслуживание порожних грузовых вагонов при их подготовке под погрузку проводится на специализированных ПТО, размещаемых на станциях массовой погрузки или вблизи этих станций. Эти подразделения называются пунктами подготовки ва¬гонов к перевозкам (ППВ), имеют необходимое технологическое оборудование и специализируются на определенных типах вагонов. Для полувагонов и платформ предназначены механизированные пункты подготовки (МППВ), для крытых и изотермических — пункты комплексной подготовки (ПКПВ), а для цистерн и битумных полувагонов — промывочно-пропарочные станции (ППС).

      На ППВ выполняется осмотр и оценивается техническое состояние вагонов, а затем выполняется их безотцепочный (ТО) или отцепочный (ТР-1) ремонт. Желательно, чтобы МППВ и ПКПВ располагались на крайних путях сортировочных парков, чтобы имелась возможность на примыкающей площадке разместить производственно-бытовые помещения и организовать подвоз материалов и запасных частей.

      Ремонт вагонов на МППВ и ПКПВ заключается в замене неисправных деталей и узлов на новые или заранее отремонтированные. Простой в текущем ремонте составляет 3—3,5 часа.

      На ПКПВ кроме ремонта крытых и изотермических вагонов производятся и некоторые дополнительные операции, которые не выполняются при подготовке к перевозкам полувагонов и платформ. К этим операциям относятся: наружная обмывка вагонов, проверка кузова на водопроницаемость, грубая очистка вагонов от остатков груза и мусора, внутренняя промывка, просушка кузова. После этих операций производится текущий ремонт.

      Наибольшая производительность ПКПВ достигается применением поточно-конвейерного метода на линии из пяти позиций. Простой группы из 10—20 вагонов на ПКПВ не должен превышать двух часов.

      На промывочно-пропарочных станциях осуществляется массовая комплексная подготовка цистерн к наливу нефтепродуктов. Эти предприятия создаются в основном в районах добычи нефти, в местах расположения нефтеперегонных заводов и в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного или водного транспорта на железнодорожный.

      Цистерны, прибывающие на станцию для налива, проходят специальную обработку. Она заключается в удалении остатков перевозимого груза, промывке горячей водой под давлением при температуре 80—90 °С или пропарке горячим паром под давлением 0,5—0,6 МПа. Для промывки цистерн используется специальный промывочный прибор, который через люк опускается внутрь цистерны на шланге. Сопла прибора вращаются в вертикальной плоскости, а сам прибор в горизонтальной плоскости.

      Для выполнения экологических требований на ППС должны быть мощные очистные сооружения для сбора остатков нефтепродуктов из промывочной воды. На рис. 12.2 приведена схема вакуумной установки для удаления из цистерн остатков груза.


      Вакуумная установка состоит из вакуум-насоса 1, трубопроводов 2 и 3 и вакуум-сборника 4. Перед пуском насоса вентиль А закрывается и открывается вентиль Б. При достижении разрежения воздуха до 0,06—0,07 МПа, не прекращая работы установки, открывают вентиль А и остатки неслитого нефтепродукта засасываются концом шланга в вакуум-сборник. После заполнения вакуум-сборника на 75 % нефтепродукты сливают через вентиль В в лоток 5. На ППС предъявляются повышенные требования к пожаробезопасности.

      В большинстве случаев пункты подготовки вагонов к перевозкам находятся на открытых путях. Однако на сети имеется ряд крупных ППВ, находящихся в крытых ангарах и оборудованных всеми необходимыми техническими средствами. Например, на станции Трудармейская Западно-Сибирской железной дороги находится один из крупнейших ППВ на 1500 полувагонов в сутки. Он имеет крытый ангар с тремя путями, на которых одновременно может находиться 180 полувагонов. Ангар имеет средства механизации для одновременного ремонта кузовов, рам, ходовых частей, автотормозов и автосцепного оборудования в шести частях состава [3].

      Техническое обслуживание грузовых вагонов предусматривает:

      – контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке их к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов;

      – выявление неисправностей; выполнение необходимого ремонта, беспечивающего безопасность движения, пожарную безопасность, сохранность перевозимых грузов;

      – постановку в поезда и следование в них технически исправных вагонов (ТО);

      – текущий ремонт вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов с подачей на специализированные пути (ТР-1);

      – текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от транзитных, прибывших в разборку, или сформированных составов (ТР-2).

      Техническое обслуживание вагонов выполняется:

      · в парке прибытия — выявление неисправностей, требующих отцепочного и безотцепочного ремонтов;

      · в сортировочном парке — выявление повреждений, происшедших в процессе маневровой работы, чтобы не пропустить в парк отправления неисправные вагоны, требующие ремонта с отцепкой, а также текущий ремонт на специально выделенных путях;

      · в парках отправления и сортировочно-отправочном — замена и ремонт неисправных деталей и узлов вагонов без отцепки от состава, обнаруженных как в парках прибытия и сортировочном, так и в парке отправления:

      · в приемо-отправочном парке для транзитных поездов совмещены работы, проводимые в парках прибытия и отправления.

      При техническом обслуживании вагонов проверяется:

      – наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам;

      – исправность и действие автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания и т.п.;

      – исправность кузова вагона.

      Работники ПТО должны в соответствии с технологическим процессом своевременно выполнять техническое обслуживание и нести ответственность за безопасное проследование вагонов без отцепки от поездов в пределах гарантийного участка.

      Рабочие места осмотрщиков оснащают связью громкоговорящего оповещения с переговорными колонками (их размещают в районе работы каждой группы), общестанционной телефонной связью, устройством централизованного ограждения (в парке технического обслуживания вагонов). Пульт дистанционного ограждения составов находится в помещении оператора. На станциях, не оборудованных системой централизованного ограждения, применяют ограждение состава переносными сигналами — красными щитами (днем) и красными фонарями (ночью).

      Освещение в парках в ночное время должно отвечать действующим нормам и требованиям охраны труда.

      Запрещается включать в поезда и допускать следование с ними груженых вагонов, в рамах которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

      — излом или трещина, выходящая с горизонтальной на вертикальную полку хребтовой, боковой продольной, шкворневой или концевой балок;

      — продольные трещины в балках и брусьях рамы длиной более 300 мм, а также вертикальные, продольные или наклонные трещины, когда они проходят более чем через одно отверстие для болтов или заклепок;

      — излом сварного шва угольника или шва крепления балок;

      — вертикальные прогибы балок у четырех- и шестиосных грузовых вагонов более 100, а у двухосных более 50 мм.

      — повреждение крыши, обшивки или пола, если груз может быть испорчен в результате подмочти, выпасть на путь или быть расхищеным, а также когда возникает опасность срыва или задира листов кровли;

      — неисправность обшивки, пола и крыши у порожних вагонов;

      — отсутствие двери или дверного упора;

      — перекос кузова более 75 мм у грузовых и более 50 мм у пассажирских вагонов;


      В кузовах крытых грузовых вагонов наблюдаются: повреждения крыши, обшивки, досок пола, двери и деталей ее подвешивания, рамок и запоров загрузочных люков, поручней; изгиб или излом раскосов, стоек, потолочных дуг, фрамуг, обвязочных поясов, люковых и дверных брусков, настенных досок и колобашек внутреннего несъемного оборудования; трещины и обрыв заклепочных сварных соединений; перекос и уширение кузова; щели в полу и стенах.


      Полувагоны повреждаются главным образом на вагоноопрокидывателях, при небрежной выгрузке грузов грейферными кранами и при неправильной погрузке тяжелых штучных грузов.



      Для четырехосных полувагонов характерны следующие неисправности кузовов: изгиб верхней металлической обвязки; повреждение торцевых дверей и запоров, крышек погрузочных люков, торсионов и запоров, сварных швов, прикрепляющих стойки к боковым продольным балкам; обрыв стоек, излом досок обшивки.

      Полувагоны с металлическими кузовами повреждаются в меньшей степени. У них наблюдаются прогиб, пробоины металлической обшивки и коррозия нижних частей стен.

      У платформчасто повреждаются деревянные борта, доски пола, бортовые запоры и кронштейны; изгибаются металлические борта; теряются валики шарнирных соединений и закладки запоров.



      У котлов цистерн наблюдаются трещины в швах, ослабление заклепок, пробоины, коррозия, особенно у кислотных.


      Саморазгружающийся цельнометаллический вагон бункерного типаоборудован специальным разгрузочным механизмом с пневматическим приводом, расположенным под рамой между бункерами.

      Наиболее часто встречающимися неисправностями разгрузочного механизма являются изгиб или обрыв штока поршня вследствие заедания связанного с ним зубчатого сектора, обрыв петель разгрузочного люка.


      Бункерные полувагоны для перевозки битума имеют двойные стенки, в пространство между которыми подводится пар для подогрева битума при выгрузке.

      При осмотре бункерного вагона необходимо проверять исправность всех крюков-растяжек, удерживающих бункеры в вертикальном рабочем положении. Перед подачей бункерного полувагона для погрузки следует осмотреть поверхности внутренних стен бункеров. При обнаружении на них пробоин вагон должен быть отправлен в ремонт.

      2.1.18. Для перевозки опасных грузов используют крытые грузовые вагоны парка железных дорог государств - участников Содружества (далее - вагоны парка железных дорог), специализированные вагоны, принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям) или специально выделенные вагоны парка железных дорог, арендованные грузоотправителями (грузополучателями). Некоторые опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе (см. Приложение 2), разрешено перевозить на открытом подвижном составе (в полувагонах или на платформах) при соблюдении требований п. 2.2.23, а также в
      универсальных контейнерах парка железных дорог государств - участников Содружества (далее - в универсальных контейнерах парка железных дорог).

      Для перевозки опасных грузов могут также использоваться специализированные контейнеры грузоотправителей (грузополучателей), если такие контейнеры предусмотрены стандартом или техническими условиями на данную продукцию.

      Конструкция и параметры специализированных вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий и обеспечивать сохранность груза и безопасность перевозки.

      Специализированные контейнеры - цистерны (далее - контейнеры - цистерны), предназначенные для перевозки жидких опасных грузов классов 3, 5, 6, 8 должны быть без нижнего сливного прибора и иметь сертификат компетентного органа, подтверждающий периодическое освидетельствование контейнера - цистерны и возможность перевозки в нем конкретного опасного груза.

      Род вагонов и тип контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов, указаны в Алфавитном указателе.

      2.1.19. Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, кроме знаков и надписей, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, должны иметь знаки опасности, соответствующие характеру опасности груза, согласно Алфавитному указателю, и номер ООН перевозимого груза.

      На вагоны знаки опасности наносят грузоотправители при перевозке в них грузов повагонной отправкой.
      Порядок нанесения знаков опасности и номеров ООН на вагоны и контейнеры изложен в Приложении 6.

      2.1.20. Подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора.

      Универсальные контейнеры, используемые под погрузку опасных грузов, должны быть только металлическими.

      Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.

      Запрещается подавать под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры без технического осмотра и признания их годными под перевозку этих грузов. Осмотр вагонов и контейнеров осуществляется в порожнем состоянии в день начала погрузки.

      Результаты осмотра записываются в журнале формы ВУ-14 с указанием наименования груза, под перевозку которого этот вагон или контейнер предназначается.

      Не допускается подавать под погрузку опасных грузов вагоны, у которых до планового ремонта осталось менее 15 сут.

      Технический осмотр и определение пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно - тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, производится работниками вагонного хозяйства железных дорог по заявке грузоотправителя, подаваемой начальнику станции письменно или регистрируемой телефонограммой.

      Техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов
      специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования
      определяет грузоотправитель.

      Перед каждой погрузкой опасного груза в специализированный или арендованный вагон или контейнер - цистерну грузоотправитель обязан предъявить работникам станции и вагонного депо свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера - цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безопасность перевозки этого груза (Приложение 9). Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге формы ВУ-14, а грузоотправитель на оборотной стороне накладной в графе 4 должен сделать отметку: "Вагон (контейнер - цистерна), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям".

      2.1.21. При подаче вагонов под сдвоенные операции на подъездные пути, где нет осмотрщиков вагонов, а также при погрузке опасных грузов на станциях, где нет работников службы вагонного хозяйства, порядок осмотра и подготовки вагонов, а также порядок направления подготовленных вагонов в пункт погрузки устанавливает начальник дороги.

      2.1.22. Специализированные вагоны, принадлежащие грузоотправителю (грузополучателю), или специально выделенные вагоны парка железных дорог, арендованные грузоотправителем (грузополучателем), должны быть приписаны к станциям постоянной погрузки (выгрузки). В них разрешается перевозить только те опасные грузы, для которых данные вагоны предназначены.
      После выгрузки и очистки специализированных и арендованных вагонов от перевозимых в них грузов средствами грузополучателя они могут быть использованы им для перевозки порожней тары из-под данных опасных грузов в адрес грузоотправителя на условиях, изложенных в п.2.1.48.

      Погрузка и выгрузка специализированных и арендованных вагонов производятся на подъездных путях. Перевозка грузов в этих вагонах разрешается только повагонными отправками.

      2.1.23. Специализированные вагоны грузоотправителя (грузополучателя) должны быть оборудованы приспособлениями для крепления грузов, а также оснащены всеми средствами согласно инструкциям по эксплуатации таких вагонов.

      2.1.24. Арендованные вагоны оборудуются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) в соответствии с условиями перевозок грузов, для которых эти вагоны арендованы.

      В случае аренды вагонов для конкретных грузов или группы грузов грузоотправитель (грузополучатель) над знаком опасности наносит наименование груза или группы грузов (высота букв 15 см).

      Под знаком опасности во всю ширину двери наносится черной краской надпись: "Другими грузами не загружать" или "Загружать только на станции приписки" (высота букв 10 см). Левее двери делается надпись: "Арендованный . (указывают наименование арендатора). Срочный возврат на ст. . (указывают станцию и дорогу приписки)".

      2.1.25. После выгрузки опасных грузов из контейнеров и вагонов общего парка железных дорог грузополучатели обязаны осмотреть контейнеры или кузова вагонов, собрать и удалить из них остатки перевозимых грузов и мусора с соблюдением мер предосторожности и безопасности, а при необходимости промыть, обезвредить (дегазировать) их и снять знаки опасности с вагонов и контейнеров.

      2.1.26. При повагонных отправках веществ, обладающих ядовитыми и едкими свойствами и указанных в графах 3 и 7 Приложения 2, в целях предупреждения отравления людей, животных и загрязнения грузов грузополучатель обязан после выгрузки своими силами и средствами тщательно очистить вагоны от остатков перевозимых грузов, промыть горячей водой, а при необходимости обезвредить их экологически безопасными методами.

      Осуществление промывки и обезвреживание вагонов после выгрузки ядовитых и едких веществ должен проверять в порядке контроля представитель органов санитарного надзора на железнодорожном транспорте в присутствии представителя станции и представителя грузополучателя, ответственного за промывку и обезвреживание вагонов. После промывки и обезвреживания ответственный за обработку вагонов представитель грузополучателя обязан выдать станции специальную справку, заверенную представителем органов санитарного надзора об обезвреживании и промывке вагонов и о возможности перевозки в них людей, животных, фуража, продовольственных и других грузов. Справка хранится в делах станции.

      Читайте также: