Кто осуществляет сброс сточных вод

Обновлено: 28.06.2024

Ю.Н. Женихов, В.Н. Иванов
Организация государственного экологического контроля
Учебное пособие. — Тверь: ТГТУ, 2010. — 108 с.

5.16. Особенности осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в целях сброса сточных и дренажных вод

Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований может производиться на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать:

1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

До утверждения в соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации схем комплексного использования и охраны водных объектов, но не позднее, чем до 1 января 2015 года, лимиты сброса сточных вод, а также квоты сброса сточных вод для каждого субъекта Российской Федерации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 6.1 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ).

При осуществлении контрольных проверок использования водных объектов для сброса сточных и дренажных вод органы госводконтроля постоянно должны учитывать, что, согласно Водному кодексу Российской Федерации, запрещается:

производить сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты:

1) содержащие природные лечебные ресурсы;

2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3) расположенные в границах:

б) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

в) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон;

сбрасывать в водные объекты сточные воды, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ст. 56, п. 6).

Согласно санитарным нормам и правилам СанПиН 2.1.5.980-00 место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами, с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях. Место выпуска сточных вод в непроточные и малопроточные водные объекты должно определяться с учетом санитарных, метеорологических и гидрологических условий.

Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 (санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09).

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами.

При осуществлении контрольных проверок использования водных объектов для сброса сточных и дренажных вод органы госводконтроля постоянно должны учитывать, что, согласно санитарным нормам и правилам СанПиН 2.1.5.980-00, запрещается:

1. Сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т. д.), которые:

могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 дм 3 ≤ 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 дм 3 ≤ 500 и числа колифагов БОЕ/100 дм 3 ≤ 100;

содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ориентировочные допустимые уровни воздействия (ОДУ), а также отсутствуют методы их определения;

2. Сбрасывать промышленные, сельскохозяйственные, городские сточные воды, а также выполнять организованный сброс ливневых сточных вод:

— в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

— в черте населенных пунктов;

— в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;

— в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;

— в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные СанПиН 2.1.5.980-00 гигиенические нормативы.

3. Сброс неочищенных сточных, подсланевых, балластных вод и утечки других веществ с плавучих средств водного транспорта.

4. Использование подпертых устьев участков притоков (по всей зоне подпора), а также мелководных зон (с глубинами 2 м и менее) водохранилищ и нижних бьефов для сброса любых сточных вод.

5. Сброс сточных вод в приплотинный участок водохранилища и в зону нижнего бьефа, особенно при каскадном расположении ГЭС в случаях возможного неблагоприятного влияния сточных вод на вышерасположенные пункты водопользования вследствие образования обратных течений при резком сокращении расхода воды, пропускаемой через подпорные сооружения.

Органы госводконтроля должны располагать полным перечнем водопользователей, осуществляющих сброс очищенных сточных (дренажных) вод нормативного качества непосредственно в водный объект с указанием места сброса, основных показателей сбрасываемых сточных вод и состава загрязняющих (вредных) веществ в них.

Оперативный контроль сброса сточных (дренажных) вод производится путем отслеживания показателей качества воды в контрольных створах соответствующими государственными службами.

Согласно СанПиН 2.1.5.980-00, контрольные створы (контрольный створ — поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды) должны назначаться таким образом, чтобы обеспечить отслеживание соблюдения нормативов качества воды:

— при сбросе сточных (дренажных) вод в водные объекты, используемые для питьевых и хозяйственно-бытовых целей:

1) в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого водоснабжения, место купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и др.);

2) в водоемах на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования;

— при сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа, но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).

В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд к составу и свойствам его вод при госводконтроле принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.

Водопользователи, осуществляющие сброс сточных вод в водный объект, должны иметь собственную службу по контролю качества и объему сбрасываемой воды, включая лабораторные исследования.

Взаимодействие всех служб по контролю качества сбрасываемой воды с органами госводконтроля может устанавливаться в каждом конкретном случае путем соглашения.

— соблюдение соответствия водоохранным и природоохранным требованиям установления мест и количества контрольных створов по отслеживанию качества воды;

— наличие и состояние контрольно-измерительной аппаратуры по определению количества и качества сбрасываемых водопользователями сточных вод);

— соблюдение установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов или лимитов сброса сточных (дренажных) вод;

— соблюдение установленного состава вредных (загрязняющих) веществ и лимитов их содержания в сточных (дренажных) водах;

— соблюдение температурного режима сточных вод, если это предусмотрено условиями водопользования (летняя температура воды на водном объекте в результате сброса сточных вод не должна повышаться более чем на 3 °С по сравнению со среднемесячной температурой самого жаркого месяца за последние 10 лет);

— наличие, состояние и организацию систематического производственного лабораторного контроля за работой очистных сооружений, составом сточных вод, качеством воды водных объектов в контрольных створах (состояние технической базы и оборудования для контроля, перечень контролируемых показателей, частота отбора проб, ведение журнала отчетности и др.).

— наличия прудов-аккумуляторов, регулирующих емкостей и других сооружений для выдерживания, обезвреживания сбросных и дренажных вод, соответствием их параметров и режима эксплуатации проектным данным;

— наличия и работы контрольно-измерительной аппаратуры, следящей за сбросом дренажных и сбросных вод;

— концентрации пестицидов, минеральных и органических веществ в сбросных и дренажных водах.

— наличие в составе водоохранного комплекса емкостей (регуляторов расхода, усреднителей) для регулирования объема и концентрации сбрасываемых вод;

— наличие специальной программы сброса вод, согласованной с бассейновым органом Минприроды России, а также с органами санэпиднадзора, рыбоохраны.

— поступлении информации о допущении нарушений органами, осуществляющими оперативный контроль;

— поступление от населения и общественных организаций жалоб, касающихся ухудшения качества воды водного объекта, вызванного деятельностью водопользователя, осуществляющего водоотведение.

Проверки таких объектов органами госводконтроля должны осуществляться совместно с органами санэпиднадзора, рыбоохраны, представителями органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественности. Проверке в таких случаях подлежат:

— выполнение временно установленных территориальными органами управления Минприроды России условий сброса загрязненных сточных вод;

— ход выполнения плана мероприятий по исключению возможности сброса неочищенных сточных вод.

Недавно был установлен обновленный порядок того, как проводится контроль состава и свойств сточных вод. Основной документ, в котором перечисляются обновления – Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Кроме того, данным Постановлением внесены некоторые изменения в отдельные нормативные акты. Без сомнений – это достаточно весомое изменение в экологическом законодательстве, вопросов много.

Актуальным остается вопрос о том, как теперь будет осуществляться контроль сточных вод, направляемых в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), ведь прежние Правила утратили силу. Мы изучили нововведения и в этом материале постараемся уделить внимание основным аспектам данного вопроса.

Кто контролирует состав и свойства сточных вод?

22 мая 2020 года было принято Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 которым были внесены изменения в правила холодного водоснабжения и водоотведения и утверждены новые правила контроля состава и свойств сточных вод.

Предметом контроля является состав и свойства сточных вод, которые физические и юр. лица, заключившие договор водоснабжения и водоотведения, направляют в центральную систему водоотведения (ЦСВ).

Что изменилось в водоотведении в 2020 году?

Известно, что до 3 июня 2020 года действующими считались Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525.

Теперь на смену ранее действующим пришли новые правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728.

Основное отличие новых правил от уже устаревших: ранее абоненты делились на две категории:

  • Абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС загрязняющих веществ (ЗВ), или же иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ;
  • Абоненты, для объектов которых нормативы допустимых сбросов в ЦСВ не устанавливаются.

Теперь контролю подлежат состав и свойства сточных вод, сбрасываемые всеми абонентами в канализации, абонентов не делят на категории “с НДС” и “без НДС”. Ранее контроль проводился в соответствии со специальной программой контроля состава и свойств сточных вод. Она разрабатывалась согласно Правилам №525. В данную программу входил перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов (по категориям абонентов).

В новых же Правилах №728 больше нет разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод. Таким образом, НДС для абонентов, имеющих объекты, которые осуществляют сбросы в ЦСВ не устанавливаются. Программу контроля состава и свойств сточных вод разрабатывать и согласовывать не нужно.

Обязательными критериями соответствия сточных вод теперь являются:

  • Фактические показатели состава и свойств сточных вод, которые входят в Декларацию о составе и свойствах сточных вод
  • Нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойства сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Что включает в себя контроль состава и свойств сточных вод в 2020 году?

После того как Правила №728 вступили в силу, контроль сточных вод включает в себя следующие этапы:

  • Проведение отбора проб сточных вод;
  • Дальнейший анализ отобранных проб сточных вод;
  • Визуальный контроль (если точнее, то под этим подразумевается проверка объектов на соблюдение требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения).

Обратим внимание, визуальный контроль – этап новый. Выполняется в соответствии с Правилами №644 и Правилами №728 по веществам, отходам, сточным водам, по которым проверка на соответствие требованиям о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и далее его анализа. Такая процедура проводится, если запрещенные сбросы в ЦСВ визуально можно обнаружить. Данные вещества есть в перечне приложения №4 к Правилам №644.

Фактические показатели сточных вод определяются с помощью специального оборудования для отбора проб, которое устанавливает организация, осуществляющая водоотведение.

Предлагаем Вам ознакомиться с тем, что из себя представляет форма акта отбора проб сточных вод.

Визуальный контроль, отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод

Предлагаем немного подробнее остановиться на том, что такое визуальный контроль, а также такие этапы контролирования как отбор проб сточных вод и анализ уже отобранных проб.

Кто отвечает за каждый этап контроля водоотведения?

  • Визуальный контроль проводит организация по водоотведению;
  • Согласно специальным требованиям, отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией или же организацией по водоотведению;
  • Также аккредитованная лаборатория проводит анализ уже отобранных проб.

Требования к абонентам:

  1. Предоставить возможность провести визуальный контроль и отбор проб сточных вод;
  2. Обеспечить свободный доступ к воде для проведения контроля;
  3. Дать организации по водоотведению свободный доступ к канализации;
  4. Обеспечить места для отбора проб сточных вод и установить специальные указатели, которые будут идентифицировать контрольные канализационные колодца (они не должны мешать установке оборудования);
  5. В процессе осуществления визуального контроля должен присутствовать абонент или его представитель.

Периодичность контроля водоотведения

Контроль бывает плановым и внеплановым. Давайте рассмотрим его отличия.

Плановый контроль проводится не чаще чем 1 раз в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. Исключение – абоненты, объекты которых производят сбросы объемом меньше 30 кубометров в сутки в целом (если сточные воды отводятся в канализацию). Периодичность планового контроля в таком случае не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

Что касается внепланового контроля – он проводится в обязательном порядке в том случае, если:

  • Произошла авария, либо ЦСВ или ее элементы вышли из строя;
  • При государственном экологическом надзоре были выявлены нарушения и получены предписания об их устранении;
  • Водный объект был загрязнен ЦСВ в месте выпуска в него сточных вод.

Штрафы для водопользователей

Размер штрафов для водопользователей зависит от состава нарушения. Загрязнение вод может грозить водопользователю даже уголовной ответственностью. Штрафы не коснутся Вас лишь в том случае, если Вы соблюдаете нормы экологического законодательства и имеете всю необходимую предприятию разрешительную документацию. Специалисты ЭкоПромЦентра помогут Вам в любом вопросе водопользования!

На момент написания материала продолжают вносится изменения. Для абонентов с водоотведением менее 30 кубометров в сутки, плата составляет 20 000 руб./мес. Кроме того, планируется введение новой услуги касаемо платы за экологический ущерб сетям водоотведения. Нужно учесть, что необходимо дождаться окончательных результатов изменений для полного понимания того, как предстоит отчитываться водопользователям.

Сброс сточных вод в водный объект

Сброс сточных вод в водный объект - достаточно серьезное нарушение, за которое ваше предприятие может быть привлечено не только к административной ответственности. За данное нарушение предприятию еще и рассчитают ущерб, который, как правило, в 10 раз больше, чем сумма штрафа.

Сброс сточных вод в водный объект

Причем нарушением считается не только сброс неочищенных сточных вод, но и сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты.

Недостаточно очищенные сточные воды - это сброшенные сточные воды после очистных сооружений с превышением нормативов ПДК загрязняющих веществ, которые установлены разрешением на сброс ЗВ в ОС.

Сброс сточных вод в водный объект законодательство

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

статья 44 Водного кодекса Российской Федерации

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

статья 56 Водного кодекса Российской Федерации

Запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

пункт 1 часть б ст.60 Водного кодекса Российской Федерации

Ущерб от сброса сточных вод

Расчет ущерба производится на основании Методики исчисления размера вреда, утверждённой Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Таким образом, если ваше предприятие коснулась такая ситуация, то вам:

  1. предложат в добровольном порядке оплатить ущерб предоставим вам расчет ущерба с сопроводительным письмом;
  2. в случае неуплаты в установленный срок вашему предприятию будет предъявлен иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Требования к сбросу сточных вод в водный объект

  • разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду/ с 01.01.2019 расчет нормативов допустимых сбросов для объектов НВОС 2 категории; ; ; ;
  • производственный контроль за сбросом сточных вод в водный объект.

Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для объектов НВОС 3 категории

судебная практика:

Из материалов дела установлено, что в процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект. Предприятие является ОНВОС 3 категории.

В отношении предприятия была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой по проведенным отборам сбрасываемых сточных вод выявлено в сбрасываемых предприятием в водный объект сточных водах фактическое значение нитрит-иона - в 2,1 раза, фосфат-иона - в 1,8 раза, железа - в 6,2 раза, марганца - в 14 раз, меди - в 4,4 раза, цинка - в 2,9 раза, превышающие норматив предельно допустимую концентрацию (ПДК), установленную приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - Приказ Минсельхоза N 552).

В связи с выявлением указанных нарушений предприятию было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которым предприятие должно устранить нарушения, для чего - довести фактическое содержание загрязняющих веществ в указанных выше сточных водах до нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза N 552, подтвердить устранение нарушения лабораторными исследованиями сточных вод на соответствие установленным нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Не согласившись с предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке и проиграло.

Аргументация предприятия:

В силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Выводы суда:

В силу пункта 2 статьи 3 Водного кодекса одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 2 статьи 16 названного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьей 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ в редакции действующей на момент проверки).

Доводы предприятия о том, что в рассматриваемом случае действующее законодательство не возлагает на субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объект III категории, обязанность по соблюдению концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, признаны судами несостоятельными, поскольку рассматриваемые правоотношения регулируются нормами Водного кодекса, которым установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты и выдача разрешений на пользование водными объектами.

Действительно, согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Между тем согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса).

Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза N 552.

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема и забора (изъятия) из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод должно производиться с периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных и (или) дренажных вод.

Факт превышения ПДК в сточных водах, а именно: фактическое значение нитрит-иона - в 2,1 раза, фосфат-иона - в 1,8 раза, железа - в 6,2 раза, марганца - в 14 раз, меди - в 4,4 раза, цинка - в 2,9 раза, подтверждается экспертным заключением от 12.03.2020 N 3-в.

Такое превышение ПДК установлено относительно нормативов, регламентированных в Приказе Минсельхоза N 552.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).

С учетом поименованного прямого запрета, Общество обязано соблюдать нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.

Суды обоснованно признали требование о необходимости снижения названных в заключении показателей основанными на законе и фактических обстоятельствах.

Штраф за сброс сточных вод в водный объект

Ответственность сброс сточных вод в водный объект предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий

Водопользование с нарушением его условий -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Сброс сточных вод

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей. Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов. Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

Кому необходимо получать разрешение на сброс сточных вод?

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

  • Сброс сточных вод в канализацию. Приоритетный способ отведения сточных вод в городских условиях — сброс в центральную или локальную канализационную систему. Главное преимущество этого способа – канализация оснащена всеми очистительными системами и эффективно выполняет функцию сбора и транспортировки большого объема сточных вод. При этом перед сбросом стоков в канализационную систему, их также очищают до установленных законом уровней загрязнения.
  • Сброс сточных вод на рельеф. Если отведение сточных вод в канализационную систему невозможно, сброс может быть организован непосредственно на рельеф. Особенно часто такая система отвода применяется для ливневых вод, которые перед сбросом достаточно очистить механическим способом. Если речь идет о бытовых и промышленных стоках, производить их сброс на рельеф допускается только после согласования конкретной точки сброса с территориальными органами Росприроднадзора. Бытовые и промышленные стоки перед отводом на рельеф обязательно должны пройти механическое и биологическое очищение и лабораторное исследование образцов. Сброс на рельеф допускается только после официального подтверждения того факта, что концентрация загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Это необходимо в рамках защиты экологического состояния почвы и водных резервуаров.
  • Сброс сточных вод в водоемы. В современных условиях, промышленными предприятиями очень часто используется способ сброса сточных вод в близлежащие водоемы. Для осуществления этого метода может использоваться береговой и русловой способ сброса сточных вод. Для получения разрешения на сброс сточных вод в водоем необходимо разработать подробный проект, который направляется на дальнейшее согласование и утверждение в органы Росприроднадзора. Комиссия при этом оценивает не только уровень загрязнения стоков, но и назначение конкретного водоема для сброса. Категорически недопустим отвод сточных вод в водоемы, вода из которых используется для технических нужд, полива сельскохозяйственных угодий и бытовых нужд. Также нельзя сбрасывать в водоемы стоки, содержащие болезнетворные бактерии и паразитов.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований. Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов. Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 –Согласование точки сброса сточных вод с органамиРосприроднадзора. Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 –Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана. На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 –Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения. Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Сроки

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Читайте также: