Кто осуществляет роль федерального канцлера в германии

Обновлено: 30.06.2024

Федеральное правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом исполнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту. Германию вследствие этого нередко именуют "канцлерской республикой".

Основный закон предусматривает следующий порядок формирования: Бундестаг по предложению Президента ФРГ избирает федерального Канцлера - главу правительства (в ФРГ избирается только Канцлер, на этом роль парламента в формировании правительства заканчивается). Для избрания кандидату необходимо поучить абсолютное большинство голосов Бундестага. После этого следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные вопросы относительно Правительства решаются помимо парламента. Остальные министры назначаются и увольняются Президентом ФРГ по представлению Канцлера.

Если у предложенного Президентом кандидата нет поддержки в парламенте, то Бундестаг в течение 2 недель должен избрать на пост Канцлера абсолютным большинством другое лицо, и Президент обязан назначить его на пост Канцлера. При относительном большинстве - есть выбор у Президента: либо назначить его Канцлером, либо распустить Бундестаг.

Канцлер назначается с созывом нового Бундестага. В ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69 Основного закона). Его полномочия могут быть прекращены досрочно также при добровольной отставке.

Федеральные министры возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (по особым поручениям). Министерств относительно немного (в 1949 г. - 13, в 1987 г. - 17). В большинстве случаев создается коалиционное Правительство, вице-канцлер - представитель партии, находящейся в блоке с партией большинства. Число членов Правительства определяется Канцлером.

Основной закон ФРГ устанавливает в стране канцлерскую демократию. Канцлер - центр политической власти в ФРГ. Роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.

Основу вспомогательного аппарата Канцлера составляют 3 ведомства:

n Служба Федерального Канцлера,

n Служба прессы и информации Федерального правительства,

n Федеральная разведывательная служба.

Федеральное правительство принимает свой регламент, который нуждается в одобрении федерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о порядке работы правительства.

В компетенцию Правительства входят важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федеральное правительство активно использует имеющееся у него право законодательной инициативы.

Делегированное законодательство - парламент может уполномочить правительство или какого-либо министра издавать постановления общего характера (ст.80). Федеральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Правительство может издавать постановления, имеющие силу закона (ст.119), в сфере управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.

Контроль за деятельностью органов управления в землях - правительство контролирует исполнение землями федеральных законов. При помощи конференций министров земель под председательством компетентного федерального министра правительство осуществляет общий надзор и координацию деятельности органов управления в землях.

Заседания Кабинета проходят по мере необходимости, обычно раз в неделю в резиденции Федерального канцлера. Заседания закрытые. Круг лиц, приглашенных на заседание определяет Служба Федерального канцлера по согласованию с главой Правительства.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Роль канцлера в конституционной системе Федеративной Республики Германия

1. Высшие органы власти ФРГ………………………………………3 стр.

2. Основные функции канцлера и федерального правительства….7 стр.

3. Конституционная система ФРГ………………………………. 10 стр.

Цель данного реферата: выявить роль канцлера в конституционной системе ФРГ.

- рассмотреть систему высших органов власти в ФРГ;

- выявить основные функции канцлера в системе высших органов власти в ФРГ;

- проанализировать конституционную систему ФРГ.

1. Высшие органы власти ФРГ

Объективная тенденция централизации государствен­ной власти, доминирования федерации в вопросах законо­дательства определяет особое стремление германских зе­мель влиять на государственную политику в целом через бундесрат, который, согласно Основному закону, является не представительством земель, а федеральным органом вла­сти, состоящим из членов земельных правительств.

Основной закон лишает главу государства исконно гер­манского права командования вооруженными силами, воз­лагая эти обязанности в мирное время на министра оборо­ны, во время войны - на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о созда­нии, а затем усилении полномочий специальной парламент­ской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также долж­ность уполномоченного бундестага по обороне для охраны основных прав.

В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения от должности президента по обвинению в умыш­ленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении долж­ности принадлежит ФКС.

Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, кото­рый выбирается большинством членов бундестага по пред­ложению первого. Им становится лидер партии большинст­ва в бундестаге. Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США или Франции. Эта тенденция усиливается почти не­изменным формированием правительства партией канцле­ра ХДС в союзе с ХСС. С 1949 г. до 1998 г. эти партии бес­сменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции [4] .

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении минист­ров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом.

Основным гарантом правового государства ФРГ явля­ется, по Конституции 1949 г., ФКС, который выбирается бундестагом и бундесратом и стоит во главе судебной сис­темы страны. По отношению ко всем конституционным органам ФКС является единственной и независимой су­дебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, кон­тролирует правовые нормы на их совместимость с норма­ми более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы [5] .

В 1969 г. в целях усиления охраны прав граждан был принят закон, положения которого составили содержание пункта 4 а ст. 93 Конституции 1949 г. На основании этого закона ФКС призван рассматривать дела по искам всех лиц, считающих неконституционными действия государственных властей, ибо они нарушают их основные права. В этом случае ФКС действует в качестве высшей апелляционной инстанции.

К таким жалобам, однако, предъявляются жесткие тре­бования, в том числе требования предоставления доказа­тельств, что все другие пути восстановления нарушенных прав были исчерпаны жалобщиком. Благодаря этому 98% таких жалоб ФКС просто не рассматривается. Судьи неза­висимы и подчиняются только закону.

2. Основные функции канцлера и федерального правительства

ОЗ предусматривает следующий порядок формирования: Бундестаг по предложению Президента ФРГ избирает федерального Канцлера - главу правительства (в ФРГ избирается только Канцлер, на этом роль парламента в формировании правительства заканчивается). Для избрания кандидату необходимо поучить абсолютное большинство голосов Бундестага. После этого следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные вопросы относительно Правительства решаются помимо парламента. Остальные министры назначаются и увольняются Президентом ФРГ по представлению Канцлера.

Если у предложенного Президентом кандидата нет поддержки в парламенте, то Бундестаг в течение 2 недель должен избрать на пост Канцлера абсолютным большинством другое лицо, и Президент обязан назначить его на пост Канцлера. При относительном большинстве - есть выбор у Президента: либо назначить его Канцлером, либо распустить Бундестаг.

Канцлер назначается с созывом нового Бундестага. В ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера. Его полномочия могут быть прекращены досрочно также при добровольной отставке [7] .

Федеральные министры возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (по особым поручениям). Министерств относительно немного (в 1949 г. - 13, в 1987 г. - 17). В большинстве случаев создается коалиционное Правительство, вице-канцлер - представитель партии, находящейся в блоке с партией большинства. Число членов Правительства определяется Канцлером [8] .

ОЗ ФРГ устанавливает в стране канцлерскую демократию. Канцлер - центр политической власти в ФРГ. Роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.

Основу вспомогательного аппарата Канцлера составляют 3 ведомства:

- Служба Федерального Канцлера,

- Служба прессы и информации Федерального правительства,

- Федеральная разведывательная служба.

Федеральное правительство принимает свой регламент, который нуждается в одобрении федерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о порядке работы правительства.

В компетенцию Правительства входят важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федеральное правительство активно использует имеющееся у него право законодательной инициативы.

Делегированное законодательство - парламент может уполномочить правительство или какого-либо министра издавать постановления общего характера. Федеральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Правительство может издавать постановления, имеющие силу закона, в сфере управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.

Контроль за деятельностью органов управления в землях - правительство контролирует исполнение землями федеральных законов. При помощи конференций министров земель под председательством компетентного федерального министра правительство осуществляет общий надзор и координацию деятельности органов управления в землях.

Заседания Кабинета проходят по мере необходимости, обычно раз в неделю в резиденции Федерального канцлера. Заседания закрытые. Круг лиц, приглашенных на заседание определяет Служба Федерального канцлера по согласованию с главой Правительства.

К функциям канцлера относится:

-определение основных направлений внутренней и внешней политики;

-руководит работой Правительства;

-увольняет министров, а также другие вопросы.

3. Конституционная система ФРГ

Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Это четвертая в истории Германии конституция (три конституции приняты в 1849—1919гг.) [9] .

Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома гитлеровской Германии (четвертая, обособленная оккупационная зона, на территории которой впоследствии была создана ГДР, находилась под управлением СССР).

Проект конституции был обсужден и принят Парламентским советом, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина. В Парламентском совете были представители всех существовавших тогда в Германии политических партий [10] .

Конституция разрабатывалась и принималась в обстановке демократического подъема, при значительном влиянии трех западных держав-победительниц, с которыми согласовывались многие положения проекта и которые, по существу, утверждали их. После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии (Свободного баварского государства), но вступила в силу и для нее.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демократического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы — законодательные, исполнительные и судебные. Путем перечисления этих органов в конституции ФРГ дана достаточно широкая трактовка способов осуществления власти народа, более широкая, чем во многих других конституциях. Важнейшей гарантией демократии является специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Такими гарантиями являются, далее, предусматриваемая конституцией многопартийная система, различные способы защиты конституционных прав и свобод граждан и т.д.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. При этом законом, а не судом, как во многих других странах, устанавливается размер и вид возможной компенсации. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-экономические и культурные права личности.

Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять [11] .

Согласно Основному закону, система органов государственной власти ФРГ базируется на принципе разделения властей.

Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США или Франции. Эта тенденция усиливается почти неизменным формированием правительства партией канцлера ХДС в союзе с ХСС. С 1949 г. до 1998 г. эти партии бессменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное - он направляет всю внешнюю и внутреннюю политик страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом.

К основным функциям канцлера относится:

-определение основных направлений внутренней и внешней политики;

-руководит работой Правительства;

-увольняет министров, а также другие вопросы.

Канцлер назначается с созывом нового Бундестага. В ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера. Его полномочия могут быть прекращены досрочно также при добровольной отставки.

Список использованной литературы

1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. – М., 1991

2. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994

3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М., 1995

4. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран, т. 1-2, 3. – М., 1997

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1996

6. Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм. - М., 1994

7. Дворак П. Германия. Страна представляется. - Гамбург, 1997

[1] Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М., 1995

[2] Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран, т. 1-2, 3. – М., 1997

[3] Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994

[4] Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм. - М., 1994

[5] Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм. - М., 1994

[6] Дворак П. Германия. Страна представляется. - Гамбург, 1997

[7] Дворак П. Германия. Страна представляется. - Гамбург, 1997

[8] Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм. - М., 1994

[9] Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм. - М., 1994

[10] Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. – М., 1991

[11] Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. – М., 1991

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Власть Германии: Канцлер, Правительство, Президент

Власть Германии: Канцлер, Правительство, Президент

Исполнительная власть Германии представлена Канцлером, Правительством и Президентом. В федеральный состав Правительства ФРГ входит Федеральный Канцлер и министры. Роль каждого из представителей того или иного уровня власти четко ограничена Конституционными нормами страны.

Избирательный процесс заключается в формировании Бундестага (Парламента) путём свободного голосования граждан страны. Система выборов смешанная. Каждый избиратель имеет два бюллетеня: с перечнем кандидатов их округа и с партийным списком. Для партий установлен 5% барьер. Места в Бундестаге распределяются между партиями пропорционально полученным результатам по партийным спискам. В депутаты Бундестага попадают выигравшие в своих округах представители партий, оставшиеся места заполняют депутаты списочного состава.

Депутаты Бундестага уполномочены избирать Канцлера. Процесс выборов на пост Федерального Канцлера проходит в три тура. Выдвигаемая Президентом и одобренная Бундестагом кандидатура возглавляет Правительство, утверждает списки кандидатов в министры и предоставляет их на рассмотрение Президенту. Канцлер осуществляет контроль за деятельностью министров, также в список его прямых обязанностей входит ведение векторной внешней и внутренней политики Республики. Фактически, в системе органов исполнительной власти данная должность наделена главенствующим статусом.

Исполнительная власть Германии функционирует согласно трехступенчатой системе. Представлена она министерствами (осуществление политических задач); ведомствами среднего звена (надзирательный орган); ведомствами низшего звена (исполнительные функции). Состав министров вправе осуществлять вверенные ему задачи по своему усмотрению (в рамках закона) и нести за принятые решения и последовавшие за этим последствия полную ответственность перед Федеральным Канцлером. В случае несоответствия кандидатов занимаемой должности их кандидатуры будут пересмотрены в личном порядке и заменены.

Правительство ФРГ напрямую зависит от Бундестага, который вправе вынести вотум недоверия Канцлеру (как прямому представителю Правительства), что может являться причиной отставки как Правительства, так и Канцлера. В обратном порядке, в случае возникновения спорных вопросов, угрожающих интересам благополучия страны, Канцлер имеет возможность выразить недоверие Бундестагу и требовать его роспуска посредством вынесения соответствующего решения Президентом.

Конституционно закреплёнными функциями Правительства ФРГ являются:

  • Осуществление контроля по воплощению в жизнь законопроектов, после их принятия Парламентом, путём рассмотрений и голосования;
  • Планирование векторов движения развития страны в политическом ракурсе;
  • Воплощение в жизнь процессов руководства государственно- важными делами и иными вопросами подобного уровня важности;
  • Осуществление контроля над деятельностью управленческих органов на местах;
  • Издание постановлений: общего характера, об исполнении законов, имеющих силу, равную законам.

Представители Правительства избираются на срок до 4 лет. Данный термин может быть сокращен в связи с несколькими факторами, а именно:

  • Уход в отставку, либо смерть Федерального Канцлера страны;
  • Утверждение нового состава Бундестага;
  • Выдвижение вотума недоверия, адресованного Федеральному Канцлеру;
  • В случае отклонения Бундестагом, выдвинутого Канцлером, вопроса о роспуске Бундестага Президентом.

Президент в Германии избирается путём выборов, проводимых Федеральным Собранием, на срок до 5 лет (допускается сохранение должности за одним человеком до двух сроков подряд). Обычно основной кандидатурой на пост главы государства является представитель победившей на гражданских выборах партии. Им вправе стать лицо, которое достигло сорокалетнего возраста и на протяжении, не менее чем десяти лет является гражданином страны, не имеющим судимости. Выборы главы государства проходят в три тура. Мероприятие проходит следующим образом:

В полдень в Берлине. в здании Бундестага начинается заседание Федерального собрания, которое открывает его президент. Федеральное собрание состоит из 1200-1250 человек. Это примерно 620 членов Бундестага и столько же представителей федеральных земель. Первый тур голосования начинается с поименного вызова каждого из них. Они покидают зал и получают избирательные бюллетени и конверты. После этого в специально установленных кабинах они отмечают в бюллетене фамилию кандидата в президенты, которого они решили поддержать. Голосующий кладет бюллетень в конверт и возвращается в зал заседаний, где стоят избирательные урны. Выборщик сдает избирательное удостоверение и опускает конверт в одну из урн. Первый тур длится примерно два с половиной часа. Президентом становится тот кандидат, который наберет в первом или втором туре голосования — абсолютное большинство голосов. Третий тур проводится, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, тогда результатом выборов становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Выбранный глава государства не имеет права находиться в составе Правительства, Парламента и Ландтага земель, а также занимать иную оплачиваемую должность. Функциональные обязанности Президента ФРГ включает в себя:

  • Назначение судей и министров;
  • Выдвижение кандидатуры Федерального Канцлера;
  • Подписание законов федерального характера.

Отстранение Президента от занимаемой должности возможно в случае наличия выдвинутых Бундестагом обвинений и принятия соответствующего решения Конституционным судом страны. Президент Германии с 23 марта 2012 года - Йоахим Гаук.

Бундесрат осуществляет представительство регионов на федеральном уровне, участвуя в законодательной и исполнительной деятельности. Правительство каждой из земель направляет в Бундесрат своих представителей, кроме того, в бундесрат входит 10 постоянных членов — представителей различных районов. Количество представителей земли зависит от количества населения на ней проживающем. Зачастую бундесрат выступает оппозиционно к Бундестагу, не пропуская законопроекты, ущемляющие права земель. Интересы земли при этом стоят у депутатов выше в приоритетах, чем партийные обязательства. Председатель бундесрата становится и.о. Президента, в случае если последний не может осуществлять свои обязанности.

В Германии законодательную инициативу проявляет Правительство, члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты Правительства отправляются в Бундесрат, который дает заключения, а затем в Бундестаг. Если законопроект инициирован Бундесратом, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

Ангела Меркель 2019 cropped.jpg

В канцлер Германии, официально федеральный канцлер Федеративной Республики Германия (Немецкий: Bundeskanzler(в) der Bundesrepublik Deutschland), это глава правительства и исполнительный директор из Германия, так же хорошо как главнокомандующий из Вооруженные силы Германии в военное время. Канцлер избирается Бундестаг (нижняя палата Федерального парламента) по предложению федеральный президент и без обсуждения (статья 63 Конституция Германии). [3]

Нынешний чиновник Ангела Меркель, который был избран в 2005 году и переизбран в 2009, 2013 и 2018 годах. [4] Она первая женщина, избранная канцлером.

Содержание

История офиса

Канцелярия канцлера имеет долгую историю, восходящую к священная Римская империя, когда офис немецкого архиканцлер обычно проводился Архиепископы Майнца. Название время от времени использовалось в нескольких немецкоязычных странах Европы. Современный офис канцлера был основан Северо-германская конфедерация, из которых Отто фон Бисмарк стал Bundeskanzler (смысл "Федеральный канцлер") в 1867 году. С расширением этой федеральной земли до Германской империи в 1871 году название было переименовано в Рейхсканцлер (смысл "Канцлер королевства"). С Конституция Германии 1949 года, название Bundeskanzler был возрожден.

В разные эпохи роль канцлера менялась. С 1867 по 1918 год канцлер был единственным ответственным министром федерального уровня. Он был установлен федеральным президиумом (т. Е. Прусским королем; с 1871 года именовался императором). В Staatssekretäre были государственными служащими, подчиненными канцлеру. Помимо исполнительной власти, конституция наделяла канцлера только одной функцией: председательствовать в Федеральном совете, представительном органе штатов (вместе с парламентом - законодателем). Но на самом деле канцлер почти всегда был также министром-президентом Пруссии. Косвенно это давало канцлеру полномочия Федерального совета, включая роспуск парламента.

Хотя эффективное правление было возможно только при сотрудничестве с парламентом (Рейхстагом), результаты выборов оказали лишь косвенное влияние на канцлерство. Только в октябре 1918 года конституция была изменена: она требовала от канцлера доверия парламента. Примерно через две недели канцлер Макс фон Баден объявил об отречении императора и незаконно уступил власть революционному Совету народных делегатов.

Согласно Веймарская конституция с 1919 г. канцлер был главой коллегиального правительства. Канцлер был назначен и освобожден от должности президентом, как и министры, по предложению канцлера. Канцлер или любой министр должны были быть уволены, если того требовал парламент. Как и сегодня, канцлер имел прерогативу определять руководящие принципы правительства (Richtlinienkompetenz). На самом деле эта власть была ограничена коалиционным правительством и президентом.

С 1867 г. 33 человека занимали посты глав правительств Германии, Западной Германии или Северной Германии, почти все они имели титул канцлера.

В связи со своими административными задачами руководитель священнослужители в часовне Императорский дворец вовремя Каролингская империя назывался канцлер (из латинский: cancellarius). Колледж часовни действовал как Императорский канцелярия выдача документов и капитулы. Со времен Людовик Немецкий, то архиепископ Майнца был ex officio Немецкий архиканцлер, должность, которую он занимал до конца священная Римская империя в 1806 г., а де-юре то архиепископ Кельнский был канцлером Италия и архиепископ Трирский из Бургундия. Эти три князья-архиепископы были также князья-избиратели империи, избирающей Король римлян. Уже в средневековье у канцлера Германии была политическая власть, как у архиепископа. Виллигис (архиканцлер 975–1011, регент короля Отто III Германии 991–994) или Райнальд фон Дассель (Канцлер 1156–1162 и 1166–1167) при императоре Фредерик Барбаросса.

В 1559 году император Фердинанд I учредил учреждение императорской канцелярии (Reichshofkanzlei) в Вене Дворец Хофбургво главе с вице-канцлером под номинальной властью архиепископа Майнца. В 1620 году Битва у Белой горы, Император Фердинанд II создал офис Австрийский канцлер суда по внутренним и иностранным делам Габсбургская монархия. С 1753 г. пост государственного канцлера Австрии занимал принц Кауниц. Императорская канцелярия потеряла свое значение, и со времен Мария Тереза и Иосиф II, существовала просто на бумаге. После распада Священной Римской Империи князь Меттерних служил государственным канцлером Австрийская Империя (1821–1848), также принц Hardenberg действовал как Прусский канцлер (1810–1822). В Германская конфедерация 1815–1866 гг. не имел правительства или парламента, только Бундестаг как представительный орган штатов.

В ныне несуществующей Германская Демократическая Республика (ГДР, Восточная Германия), которая существовала с 7 октября 1949 года по 3 октября 1990 года (когда территория бывшей ГДР была воссоединена с Федеративной Республикой Германия), должности канцлера не существовало. Эквивалентная позиция называлась либо Министр-президент (Министр-президент) или же Председатель Совета Министров ГДР (Vorsitzender des Министры дер ГДР). (Видеть Лидеры Восточной Германии.)

Канцлер Северо-Германской Конфедерации (1867–1870)

Глава федерального правительства Северо-германская конфедерация, созданный 1 июля 1867 г., назывался Bundeskanzler. Единственным, кто занимал этот пост, был Отто фон Бисмарк, то премьер-министр Пруссии. Король, будучи носителем Bundespräsidium, установил его 14 июля.

Согласно конституции от 1 января 1871 года, король имел дополнительно титул императора. Конституция все еще называется канцлером Bundeskanzler. Это было изменено только в новой конституции от 16 апреля 1871 г. Рейхсканцлер. Офис остался прежним, а Bismarck даже не переставили.

Канцлер Германской империи (1871–1918)


В 1871 г. Германская Империя, то Рейхсканцлер ("Имперский канцлер") служил и первым министром императора, и председателем Бундесрат, верхняя палата немецкого парламента. Он не был избран парламентом и не отвечал перед ним ( Рейхстаг). Вместо этого канцлера назначил император.

На федеральном уровне было четыре органа:

  • король Пруссии в своей федеральной конституционной роли носителя Bundespräsidium, с 1871 г. в титуле императора
  • Федеральный совет (Бундесрат), состоящий из представителей федеральных земель и возглавляемый канцлером
  • парламент, названный дер Рейхстаг
  • федеральная исполнительная власть во главе с Отто, Фюрст фон Бисмарк, то Министр-президент Пруссии, как канцлер.

Технически министры иностранных дел штатов империи поручили депутатам своих штатов в федеральный совет (Бундесрат) и, следовательно, превзошли канцлера. По этой причине принц Бисмарк (каким он был с 1871 г. и далее) продолжал выполнять обязанности премьер-министра и министра иностранных дел Пруссии практически на протяжении всего срока своего пребывания на посту канцлера империи, поскольку он хотел и дальше осуществлять эту власть. Поскольку Пруссия контролировала семнадцать голосов в Бундесрате, Бисмарк мог эффективно контролировать процесс, заключая сделки с более мелкими государствами.

В обоих этих аспектах исполнительная власть федерации, а затем и империи, как она была образована в 1867 и 1871 годах, сознательно отличалась от имперского министерства государства. революционные годы 1848/49, которым руководил премьер-министр, избранный национальное собрание.

Конституция Германии была изменена 29 октября 1918 года, когда парламенту было предоставлено право уволить канцлера. Однако изменение не смогло предотвратить вспышку революции через несколько дней.

Революционный период (1918–1919)

9 ноября 1918 г. канцлер Макс фон Баден передал канцелярию канцлера Фридрих Эберт. Эберт продолжал исполнять обязанности главы правительства в течение трех месяцев между концом Германской империи в ноябре 1918 года и первым собранием Национального собрания в феврале 1919 года, но не использовал титул канцлера.

В то время Эберт также занимал пост председателя "Совет народных депутатов", до 29 декабря 1918 г. вместе с Независимый социал-демократ Хьюго Хаасе.

Канцлер Веймарской республики (1919–1933)

Канцелярия канцлера была продолжена в Веймарская республика. Канцлер (Reichskanzler) был назначен Президент и был ответственным перед парламентом.

При Веймарской республике канцлер был довольно слабой фигурой. Как и его Французский аналог, он обычно был больше председателем кабинета, чем его лидером. Решения Кабинета министров были приняты большинством голосов. Фактически, многие правительства Веймара сильно зависели от сотрудничества президента из-за трудностей с получением большинства в парламенте.

Канцлер нацистской Германии (1933–1945)


Канцлер Федеративной Республики Германии (с 1949 г.)



Полномочия канцлера проистекают из положений Основного закона и на практике из их статуса лидера партии (или коалиции партий), имеющей большинство мест в парламенте. Бундестаг (федеральный парламент). За исключением Гельмут Шмидт, канцлер также был председателем своей партии. Так было с канцлером Герхард Шредер с 1999 г. до выхода в отставку с поста председателя СПД в 2004 г.


Канцлер определяет состав Федеральный кабинет. В Президент официально назначает и смещает министров кабинета по рекомендации канцлера; одобрение парламента не требуется. Согласно Основному закону, канцлер может устанавливать количество министров кабинета и диктовать их конкретные обязанности. Канцлер Людвиг Эрхард в середине 1960-х у него был самый большой кабинет из 22 министров. Гельмут Коль председательствовал более чем на 17 министрах в начале своего четвертого срока в 1994 году; кабинет 2002 года, второй канцлера Герхард Шредер, было 13 министров, а Ангела Меркель Кабинет министров по состоянию на 22 ноября 2005 г. - 15.

В статье 65 Основного закона изложены три принципа, определяющие порядок функционирования исполнительной власти:

Вице-канцлер

Канцлер должен назначить одного из министров кабинета в качестве Вице-канцлер, которые могут замещать канцлера, если они отсутствуют или не могут выполнять свои обязанности. Хотя канцлер теоретически может выбрать любого министра кабинета в качестве вице-канцлера, он или она предпочитает, чтобы в коалиционных правительствах вице-канцлер обычно был министром самого высокого ранга второй по величине коалиционной партии.

Если срок полномочий канцлера истекает или они уходят в отставку, Бундестаг должен избрать нового канцлера. В Президент Германии может попросить бывшего канцлера действовать в качестве канцлера до избрания нового должностного лица, но если они не хотят или не могут этого сделать, президент может также назначить вице-канцлера исполняющим обязанности канцлера до тех пор, пока не будет избран преемник. Это случилось однажды: 7 мая 1974 г. канцлер Вилли Брандт ушел в отставку в результате Дело ГийомаШпионский скандал. В своем письме об отставке президенту Густав Хайнеманн он написал:

Президент Хайнеманн выполнил просьбу. Вальтер Шил был назначен исполняющим обязанности канцлера и служил в течение девяти дней до избрания Гельмут Шмидт 16 мая 1974 г.

Список канцлеров (с 1949 г.)

Официальная резиденция

С 2001 года официальной резиденцией канцлера является Федеральная канцелярия (Берлин) (Bundeskanzleramt). Бывшая резиденция Федерального канцлера, Дворец Шаумбург в бывшей столице Бонн, теперь служит второстепенным официальным местом. Загородная резиденция канцлера Schloss Meseberg в состоянии Бранденбург.

Читайте также: