Кто осуществляет регулирование движением флота на внутренних водных путях

Обновлено: 02.07.2024

Основные нормативные документы по диспетчерскому
регулированию движением судов

1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129

2. Порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 01.03.2010 г. № 47

3. Правила пропуска шлюзов через шлюзы внутренних водных путей.Утверждены Приказом Минтранса России от 3 марта 2014 г. № 58

Общие положения

1. Диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте – администрациями бассейнов внутренних водных путей.

2. Диспетчерское регулирование движения судов на ВВП осуществляется во всем бассейне или на отдельных участках внутренних водных путей бассейна (регулируемых участках). На реках, на которых возведены искусственные сооружения, изменившие естественный режим стока, на каналах, а также на регулируемых участках ВВП, имеющих ограничения по условиям плавания, диспетчерское регулирование движения судов на ВВП является обязательным.

3. Диспетчерское регулирование движения судов на ВВП осуществляется диспетчерами подведомственных Росморречфлоту организаций во взаимодействии с диспетчерами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для выполнения всех вышеперечисленных задач диспетчер, регулирующий движение судов, должен иметь возможность прямой оперативной радиосвязи с судами, а также современные средства мониторинга судопотока.

Основная задача диспетчера движения– получить картину движения (trafficimage) в зоне своей ответственности.

Для этого используются основные технологии получения данных о движении судов:

– Радиолокационный контроль акватории;

– Мониторинг движения по технологии АИС;

(*) ОВЧ–очень высокие частоты – диапазон частот, используемых для радиосвязи речного флота.


Рисунок 4.12– Информационное обеспечение диспетчерского пункта
регулирования движением судов

Следует отметить, что диспетчерское регулирование движением судов осуществляется, как правило, не повсеместно на всех участках водного пути, а только на сложных для судоходства, например в узкостях, на шлюзах, на участках с односторонним движением. На рисунке 4.13 показано размещение диспетчерских пунктов регулирования движением на Волго–Балтийском водном пути.


Рисунок 4.13– Размещение диспетчерских пунктов регулирования
движением судов на Волго–Балтийском водном пути

Организация работы диспетчеров

Диспетчер:

– принимает меры для обеспечения безопасного плавания судов на регулируемом участке, своевременно передает на суда оперативную информацию по вопросам безопасности судоходства;

– передает на суда по заявкам капитана (вахтенного начальника) и судовладельца информацию о путевых условиях плавания на ВВП, а также об опасных для плавания судов явлениях;

– информирует судоводителей об ограничениях движения судов на внутренних водных путях и осуществляет диспетчерское регулирование в соответствии с этими ограничениями;

– в зависимости от установленных судну ограничений по ветро–волновому режиму и (или) ледовым условиям плавания судов и прогноза погоды дает разрешение на выход или запрещает его;

– получает сведения от капитанов (вахтенных начальников) судов о соответствии габаритов судов и составов габаритам пути, шлюзов, мостов, соблюдении установленных запасов воды под днищем;

– осуществляет планирование и пропуск судов и составов через шлюзы;

– в целях регулирования движения судов на ВВП фиксирует местонахождение судов на регулируемом участке. На графике или дислокации судов указываются название судна, судовладелец, арендатор, судовой агент, количество пассажиров, род и количество груза, пункты отправления и назначения судов;

– при получении от судна сигнала бедствия незамедлительно сообщает в Государственный морской спасательно–координационный центр, а также всем судам, находящимся в данном районе, его координаты для оказания помощи в спасании судна, людей и имущества.


Рисунок 4.14 – Электронная дислокация (пример–Волго–Балт)

Диспетчер движения обязан вести следующую документацию:

- журнал приема–сдачи дежурств;

- журналы (подшивки, файлы данных) прогнозов погоды и путевых условий;

- журнал регистрации транспортных происшествий

Взаимодействие капитана судна с диспетчером движения

Капитан судна:

– при подходе судна к регулируемому участку, а также к пункту местонахождения диспетчерской (контрольного пункта), капитан (вахтенный начальник) судна передает по запросу диспетчера следующую информацию:

• о названии и классе судна, судовладельце, арендаторе, габаритах и техническом состоянии судна, максимальной осадке, а также о пунктах отправления и назначения, роде и количестве груза, количестве пассажиров;

• о дате и времени выхода судна в рейс из пункта отправления;

• о полагаемом времени прибытия судна в пункт назначения;

• о вынужденной или намеренной остановке судна в пути и ее окончании;

• о повреждении, неисправности или отсутствии знаков навигационного ограждения, транспортном происшествии, загрязнении водной среды;

• о неблагоприятной санитарно–эпидемиологической обстановке на судне.

–запрашивает у диспетчера разрешение на движение судна по участку, отход судна из пункта стоянки, с рейда ожидания.

–при подходе судна к участку внутреннего водного пути разрядов "О" или "М" сообщает диспетчеру об установленных судну ограничениях по ветро–волновому режиму, а также по ледовым условиям плавания судна и запрашивает разрешение на продолжение движения.

–докладывает диспетчеру о дальнейшем движении судна с указанием времени выхода судна, полагаемом и фактическом времени прохождения участка разрядов "О" или "М" или остановке судна и делает соответствующую запись в судовом журнале.

Пример диспетчерской движения приведен на рисунке 4.15.


Рисунок 4.15– Диспетчерская движения (Санкт–Петербург)

- Диспетчер: На связи, доброй ночи!;

- Диспетчер: Все поняла, спасибо. Счастливого пути!

- Судно: Спасибо, Вам всего доброго!

- Судно:Через полчаса подойдем к приемному;

- Диспетчер: Хорошо, полным ходом подходите, полным;

- Судно:Хорошо, принято;

- Судно: Ясно, принято;

- Диспетчер:Вам в принципе столько– же идти.Подскажите, прогноз погоды получили?;

- Судно: Да, прогноз принят;

- Диспетчер: Хорошо. Фамилия капитана, ограничения по волне, готовность к переходу в озеро?

- Судно:Принято!;

- Судно: Начали подъем !;

- Судно: Закончили подъем;

- Диспетчер: вам добро на спуск и выход в озеро. Диспетчер Куликов;

- Судно: Принято! Капитан Фатеев.

Правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей

Пропуском судов чрез шлюзы руководит диспетчер (начальник вахты) шлюза. Основным исходным источником информации является график подхода, формируемый по следующим правилам:

– пассажирские и иные суда, работающие по расписанию, должны пропускаться через шлюз в соответствии с расписанием их движения;

– пропуск через шлюзы и шлюзованные участки иных судов осуществляется по заявке, подаваемой судоводителем диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа до предполагаемого подхода судна к границе шлюза или шлюзованного участка ВВП;

– вне очереди через шлюзы пропускаются военные корабли, пограничные корабли, военно–вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях;

– при наличии на подходе к границам шлюза или шлюзованного участка ВВП очереди из судов более чем на одно шлюзование диспетчером шлюза должна обеспечиваться следующая последовательность их пропуска:

· 1–я очередь – пассажирские и иные суда, следующие по расписанию;

· 2–я очередь – нефтеналивные суда с нефтью и/или нефтепродуктами, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, со скоропортящимися грузами;

· 3–я очередь – средства плавучей механизации и суда технического флота, а также суда, перевозящие специальные грузы;

· 4–я очередь – сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные суда и составы с нефтью и/или нефтепродуктами, а также их остатками, с температурой вспышки паров 60 °C и выше;

· 5–я очередь – сухогрузные буксируемые составы, плоты и иные суда

Так же, как и на других участках регулирования движением судов, график подхода судов к шлюзу формируется заблаговременно на основе информации, поступившей в письменном виде: по факсу, электронной почте или по телефону с последующей записью в график.

В дальнейшем связь с судами на подходе и непосредственно в процессе шлюзования осуществляется с использованием голосовой радиосвязи в ОВЧ диапазоне, по следующим правилам:

- в границах шлюза или шлюзованного участка судовые радиостанции должны быть переключены на канал радиосвязи диспетчера шлюза. На этом канале радиосвязи ведутся переговоры, относящиеся только к пропуску судов через шлюз и обеспечению безопасности плавания;

- все переговоры между судами и диспетчером шлюза по радиосвязи, относящиеся к пропуску через шлюз и обеспечению безопасности плавания в границах шлюза или шлюзованного участка ВВП, должны фиксироваться автоматической звукозаписью. Записи радиопереговоров подлежат хранению в течение трех месяцев;

- при пропуске судна через шлюз капитан (вахтенный начальник) судна должен поддерживать постоянную связь по радиосвязи с диспетчером шлюза.

- Судно: Добрый вечер! Судно подготовлено к шлюзованию.
Подхожу снизу к подходному каналу;

- Шлюз: Добрый вечер ! Шлюз подготовлен для Вас.Ошвартуйтесь правым бортом, носовой четвертый;

- Судно: Правый борт носовой четвертый, добро;

- Судно: Мы еще не доложились, что ошвартовались!;

- Шлюз:Ничего страшного, у нас наполнение спокойное;

- Судно: Ошвартовано!;

- Шлюз: Вам также всего хорошего, счастливого пути!


Пример типовой башни управления шлюзом и помещения пульта управления шлюзом и рабочего места диспетчера (начальника вахты шлюза) приведены на рисунках 4.16 и 4.17.

Рисунок 4.16 – Башня управления шлюзом (Шлюз №1, г. Вытегра)


Рисунок 4.17– Пульт управления шлюза №1

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

Читайте также: