Кто осуществляет постановку спектакля

Обновлено: 28.03.2024

Для более правильного подхода к этому делу, каждый раз, когда вы собираетесь читать памятку, надо дочитывать ее до конца, поскольку между многими из этапов есть связь, и выполнение одного события тесно связано с результатом другого. Если обращать внимание на все мелочи, у вас получится ни о чем не забывать.

Задачи

Главная задача режиссера заключается не только в том, чтобы просто поставить спектакль, но и найти правильный подход к вашему коллективу, тогда удовольствие от результата получат обе стороны.

Этапы

1. Поиск сценария

Требования к сценарию достаточно велики:

- сюжет должен быть интересным

- сюжет должен учитывать возрастную категорию актеров, аудитории

- рассчитанный на школьников

- количество ролей соответствует количеству желающих принять участие

- подходящая длительность спектакля

2. Набор актеров в театральную труппу

На этом этапе, режиссеру нужно завлечь ребят, то есть фактически прорекламировать это мероприятие. На это у вас есть не так много времени, поэтому нужно заранее понять – что именно может привлечь к участию в этой деятельности. Если же несмотря на ваши усилия, желающих участвовать слишком мало, необходимо принимать меры. Воспользуйтесь своей фантазией, подумайте, что в таком случае, заинтересовало бы вас.

1. сделать презентацию, используя фотографии театрального фестиваля прошлых лет;

2. договоритесь с классным руководителем об уроке – просмотре видеозаписей фрагментов спектаклей, получивших гран-при;

3. устроить беседу со старшеклассниками, уже принимавшими участие в театрального фестиваля, пусть они поделятся впечатлениями.

3. Проведение тренингов (опираясь на учебник ОС)

4. Прочтение сценария, распределение ролей, беседы с актерами по поводу их персонажей

С первых же репетиций, нужно задуматься о распределении ролей в вашем коллективе. Чтобы рассмотреть все кандидатуры, при первых прочтениях роли можно варьировать между актерами, затем, когда вы уже определитесь, нужно плавно перейти к чтению непосредственно по ролям. На этом этапе отношение с актерами могут испортиться из-за конкуренции на определенную роль между ребятами (нужно подобрать роли, опираясь не только на возможности каждого из актеров, но и на их заинтересованность, желание, даже характер). Если несмотря ни на что кто-то из ребят остается недовольным своей ролью, ваша задача – заставить его поверить в то, что роль интересна и ее действительно стоит сыграть.

5. Поиск песен для спектакля (музыка, авторы, слова и т.д.)

Прежде чем озадачивать такими заданиями старших, уже умеющих опыт учеников, нужно попробовать максимально заинтересовать и привлечь к процессу участников именно вашего спектакля. Скорее всего, они будут отказываться, но задача режиссера как раз и заключается в том, чтобы показать, что на самом деле это очень интересный процесс. Для этого, возможен вариант организации подобной деятельности в коллективе, так процесс будет проходить веселее и быстрее.

К тому же, к этому же этапу можно отнести поиск музыкального оформления спектакля (та музыка/звуки, которые будут звучать, как фон действия или сопровождать само действие в соответствии с сюжетом). Но, конкретно к выполнению этой задачи, нужно подходить, уже четко осознавая – что будет представлять собой ваша постановка.

6. Подготовка атрибутов и т.д.

Многие атрибуты будут необходимы уже на первых репетициях, поскольку, это поможет ребятам лучше двигаться на сцене (ориентироваться на сцене, не выпадать из действия). Этот этап чаще всего выполняется не вовремя, из-за чего возникают проблемы со временем. Поэтому, нужно выполнить эту задачу, как можно раньше, ведь актеры быстрее будут вовлекаться в процесс.

7. Репетиции сцен в движение, с использованием атрибутов

В этот момент происходит резкий переход от одного этапа к другому (см. пункт 6), нужно сорганизовать процесс так, чтобы этот переход произошел как можно более плавно и незаметно для актеров, при этом, не следует забывать про предыдущий пункт.

Для лучшей организации работы всегда удобно составить график и решить - какие именно сцены, с какими актерами и когда, будут репетироваться.

8. Репетиции сцен без текста, постепенно актеры учат слова

9. Репетиции массовых сцен, объединение сцен в действие

Удобнее всего организовать репетиции небольших сцен, с маленьким количеством действующих лиц, по будням. Большие, массовые сцены и объединение маленьких, оставить на выходные. При этом, в будние дни, особенно удобно организовать вашу работу при помощи составления графика (см. пункт 7).

10. Запись песен, постановка танцев

Оба эти действия, могут происходить параллельно, но, безусловно, решить проблему написания песен (авторства) необходимо гораздо раньше (см. пункт 5). После этого уже можно начинать постановку танцев и непосредственно запись песен.

11.Включение танцевальных и вокальных элементов в сцены, продумывание связок, перестановки декораций

Нужно четко распределить обязанности между участниками (кто в каких сценах играет, кто какие песни поет, кто какие танцы танцует, кто какие декорации выносит/уносит), для удобства, можно создать специальный список сцен, который будет висеть за кулисами, чтобы ребята имели возможность проконтролировать ход спектакля.

12. Разработка идеи костюмов, тканей, покупка всего необходимого для осуществления своих задумок.

Для того, чтобы спектакль был ярким, атрибуты и костюмы должны тоже иметь определенную общую стилистику. Для того, что бы на сцене, действие смотрелось органичным, необходимо придумать интересное решение для одежды ваших персонажей. Все костюмы должны быть объединены каким-то общим элементом (ткань, цвет, фактура, фасон), тогда весь спектакль будет смотреться целостным. Только после определения с идеей можно приступать к покупке тканей (тогда, к этому моменту вы уже сможете рассчитать – сколько ткани понадобиться, сколько средств нужно для покупки и т.д.). То же самое правило необходимо соблюдать при изготовлении декораций.

13. Создание костюмов, декораций, недостающих атрибутов

Этот пункт непосредственно связан с предыдущим (только после выполнения 12-ого этапа можно приступать к 13-ому). Необходимо максимальное вовлечение в этот процесс самих актеров, с целью вырабатывания их правильного/аккуратного/бережного отношения к костюмам, атрибутам, декорациям. Нужно поговорить с их родителями, возможно, среди них найдутся заинтересовавшиеся, которые смогут вам помочь, потому что в одиночестве, этот процесс займет очень много сил и времени.

14. Прогоны и генеральные репетиции (объединение всех элементов в одно целое)

15. Показ спектакля

Перед показом необходимо настроить актеров на нужный лад и всеми силами попытаться избавить от волнения и себя, и свои труппу. Конечно же, задача режиссера – убедиться в том, что все готово: декорации, костюмы, актеры, музыка, песни.

Советы

Уделять максимальное внимание деятельности самих участников, ведь весь этот процесс – для них

Делать все заранее

От того, насколько четко и правильно режиссер организует процесс, зависит и конечный результат. То, как начал работать режиссер, подхватит и вся труппа. Поэтому от желания - отложить все на потом, надо избавляться. Чем раньше будет происходить выполнение каждого из этапов, тем лучше, больше времени останется на последний, самый сложный пункт.

Создать хороший коллектив

Естественно вся работа будет зависеть от отношений между людьми, с которыми вы работаете. Поэтому, ваш напарник (если режиссер у спектакля не один) должен быть человеком, с которым ваш комфортно. В любых случаях, нужно избегать конфликтов, как между ребятами, так и между друг другом. Если этого добиться не удается, то нужно принимать определенные меры, например, можно организовать какие-то встречи вашу труппу не для работы, а для отдыха, например, посетить театр, такое событие не только будет непосредственно связано с достижением вашей цели, но и сплотит коллектив.

Действительно очень важно, на протяжение всей работы не пытаться заставить участников что-то сделать, а увлечь их процессом, заинтересовать, научить чему-то. Но, поскольку работа коллективная, в конце концов должен произойти некий обмен между всеми членами труппы (пользу от процесса должен получить каждый, в том числе и сам режиссер). Поэтому так важно обращать внимание на участие в постановке самих актеров, на их самовыражение, предложения, мнения, идеи.

Читайте также: