Кто осуществляет подбор общественного воспитателя

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

на общем собрании работников

ГОУ РК «Специальная (коррекционная)

___________________ С.В. Лихачева

об общественных воспитателях

государственного общеобразовательного учреждения

Республики Коми

I. Общие положения


2. Общественным воспитателем (далее - общественный воспитатель) может назначаться любой педагог школы-интерната, способный по своим деловым и моральным качествам быть авторитетным наставником, социально положительным примером для несовершеннолетнего.

3. Общественный воспитатель из числа педагогов школы-интерната закрепляется решением заседания Совета профилактики правонарушений (далее – СПП) за одним обучающимся, состоящим на ВШУ.

II. Основные задачи общественного воспитателя


Основными задачами общественного воспитателя являются:

Участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих способностей, возможностей и полномочий;

2. Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях предупреждения его антиобщественных действий, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений;

3. Взаимодействие с другими педагогами по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего.

IV. Права и обязанности общественного воспитателя


1. Общественный воспитатель имеет ПРАВО:

- посещать несовершеннолетнего в классе, группе, по месту жительства;
- давать несовершеннолетнему необходимые советы по соблюдению

- обращать внимание родителей (иных законных представителей) на ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, разъяснять порядок привлечения к ответственности за невыполнение либо ненадлежащее выполнение

указанных обязанностей;
- вносить на обсуждение СПП вопросы, касающиеся воспитания его подопечного, о невыполнении родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего своих родительских обязанностей и участвовать при этом в заседании СПП.

- содействовать несовершеннолетнему в организации занятости, досуга, дополнительного образования в свободное время, продолжении получения образования, проведении осмотра врачами-специалистами в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья, получении иного медицинского обслуживания;

- принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего;
- обращаться в администрацию учреждения, в СПП за необходимой помощью и содействием в составлении и реализации индивидуальной программы реабилитации состоящего на ВШУ.

2. Общественный воспитатель ОБЯЗАН:

- разработать индивидуальный план реабилитации своего подопечного

- содействовать созданию условий для улучшения поведения, закреплённого к нему воспитанника, состоящего на учёте (и как следствие, дальнейшего снятия с учёта), отказа от вредных привычек (при их наличии), от противоправных действий (при проявлении намерений для их совершения в школе, семье, общественных местах );

- содействовать регулярному посещению обучающимся уроков, кружков и секций, внеклассных занятий и мероприятий образовательного учреждения.

V. Прекращение деятельности общественного воспитателя, замена
общественного воспитателя

Общественный воспитатель прекращает свою деятельность в случае:
- выполнения программы индивидуального профилактического плана реабилитации несовершеннолетнего (ИППРН);

- снятия с учёта его подопечного;

- увольнения из школы-интерната;

- в связи с отпуском по беременности и родам;


VI. Поощрение общественных воспитателей

Общественные воспитатели, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по решению СПП и ходатайству (представлению) председателя СПП могут поощряться администрацией школы-интерната.


VI I. Порядок внесения изменения и дополнений

1. В Положение об общественных воспитателях могут быть внесены изменения и дополнения.

2. Изменения и дополнения в Положение об общественных воспитателях вносятся путем издания приказа директора о внесении изменений или дополнений.

3. Изменения и дополнения в Положение об общественных воспитателях вступают в силу с даты, указанной в приказе о внесении изменений или дополнений, а в случае отсутствия указания в нем даты — по истечению 7 календарных дней с даты вступления в силу приказа о внесении изменений или дополнений в локальный акт.

VI II. Заключение

1. Положение принимается на неопределенный срок.

2. Дополнения и изменения в Положение вносятся в соответствии с порядком, установленным данным Положением.

3. После принятия новой редакции, предыдущая редакция утрачивает силу.

4. Положение вступает в силу с даты утверждения данного положения директором школы.

5. Положение издается в двух экземплярах, один из которых хранится в методическом кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе, второй у секретаря директора школы.

6. Копия данного Положения размещается заместителем директора по УВР на сайте школы для всеобщего обозрения.

7. Копия данного Положения размещается заместителем директора по УВР в методическом уголке.

9. Председатель СПП знакомит вновь назначенных общественных воспитателей школы с Положением под роспись.

10. Заместитель по УВР осуществляет контроль исполнения данного Положения общественными воспитателями и проводит необходимые мероприятия по исполнению данного Положения.

Информация

Считаем, что общественный воспитатель несовершеннолетних по своим деловым и моральным качествам способный быть авторитетным наставником, социально положительным примером для несовершеннолетнего, а также возлагающий добровольно на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, имеющий, как правило, педагогическое образование и, в силу своей профессиональной деятельности способный заниматься воспитанием и оказывать положительное влияние на несовершеннолетнее лицо, склонное к совершению проступков, правонарушений, оказывающий необходимую помощь в воспитании, защите их прав безнадзорного несовершеннолетнего, состоящего на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Общественный воспитатель выполняет обязанности на безвозмездной основе, составляет проект индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и проект плана мероприятий по её реализации

А.Основными задачами общественного воспитателя являются:

1) участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих способностей, возможностей и полномочий;

2) оказание помощи родителям или иным законным представителям в воспитании несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации или склонного к нарушениям общественного порядка;

3) проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях предупреждения его антиобщественных действий, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений;

4) взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего;

5) иные задачи, установленные федеральным законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также законами Курской области и иными нормативными правовыми актами Курской области.

Б. Общественный воспитатель может закрепляться за одним из несовершеннолетних:

1) оказавшихся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации;

2) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

3) систематически пропускающих учебные занятия.

При закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним родители или иные законные представители не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и от ответственности за его поведение.

В. Общественный воспитатель в пределах своих полномочий может:

1) посещать несовершеннолетнего по месту жительства;

2) давать несовершеннолетнему необходимые советы по соблюдению правил поведения;

3) обращать внимание родителей (иных законных представителей) на ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, разъяснять о порядке привлечения к ответственности за невыполнение либо ненадлежащее выполнение указанных обязанностей, о степени ответственности, в том числе за противоправное поведение своих детей;

4) вносить вопрос на обсуждение Совета профилактики ОУ, комиссии по делам несовершеннолетних по родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, за которым закреплён, а также по самому несовершеннолетнему, и участвовать при этом в заседании Совета профилактики ОУ, комиссии по делам несовершеннолетних;

5) содействовать несовершеннолетнему в организации занятости, досуга, дополнительного образования в свободное время, проведении осмотра врачами-специалистами в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья, получении иного медицинского обслуживания;

6) принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего;

7) получать в соответствии с законодательством от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимую информацию о несовершеннолетнем и о родителях (законных представителях) несовершеннолетнего, за которым закреплён, связанную с исполнением своих обязанностей, как общественного воспитателя;

8) обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за необходимой помощью и содействием в реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;

9) участвовать по предварительному приглашению в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации специалистов по вопросам совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

10) оказывать родителям (иным законным представителям) помощь в исполнении ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;

11) создавать условия для социальной реабилитации несовершеннолетнего, отказа от вредных привычек (при их наличии), от противоправных действий, от нарушений прав граждан, его окружающих (при проявлении намерений для их совершения);

12) содействовать регулярному посещению несовершеннолетним образовательного учреждения, а также наблюдать за его успеваемостью, поведением в образовательном учреждении, в семье, на улице, в общественных местах;

13) оказывать, при необходимости, содействие несовершеннолетнему в трудоустройстве, временной занятости либо получении знаний, умений и (или) навыков в учреждениях дополнительного образования, отдыха, досуга, спорта, культуры, искусства и других общественных местах;

14) способствовать формированию у несовершеннолетнего навыков общения, поведения, правосознания, правовой культуры;

15) оказать содействие в формировании морально-нравственных ценностей, патриотизма и гражданской культуры;

16) оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетними и членами его семьи;

17) при необходимости информировать комиссию по делам несовершеннолетних о наличии конфликтов, разногласий, противоречий между несовершеннолетним и родителями (иными законными представителями).

Общественные воспитатели, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними поощряются стимулирующими выплатами из фонда заработной платы.

Педагог и его квалификация в правовом поле

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни. 7-е издание

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Сборник содержит нормативно-правовые документы по начальному образованию, методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта. Издание адресовано руководителям органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов.

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?


Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

За что несет ответственность воспитатель?

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

36 часов (1 неделя)

Разбираем типичные ситуации

Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада ?

Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

Если ваши права нарушают родители , попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.

На основании распоряжения местной администрации от 17 ноября 2011 г. создано МКУ СРЦ, в котором К. с 11 января 2012 г. работала в должности воспитателя в отделении социальной реабилитации. Согласно условиям трудового договора от 16 марта 2011 г. К. установлен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней и рабочее время продолжительностью 30 часов в неделю. К. указала, что в январе 2016 года работодателем ей вручено уведомление о том, что в связи с изменением действующего законодательства с 1 апреля 2016 г. изменяются определенные трудовым договором условия в части рабочего времени и времени отдыха, а именно: ежегодный основной оплачиваемый отпуск устанавливается К. продолжительностью 28 календарных дней (вместо 56 дней), сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (вместо 30 часов).

По мнению К., изменение работодателем в одностороннем порядке условий трудового договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и увеличения продолжительности рабочего времени является неправомерным и нарушает ее трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились.

По этим основаниям истец просила суд признать незаконным изменение условий трудового договора, обязать ответчика сохранить прежние условия трудового договора, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением суда в удовлетворении исковых требований К. отказано.

Апелляционным определением решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Суд апелляционной инстанции признал изменение условий трудового договора, заключенного между К. и МКУ СРЦ, в части сокращения продолжительности отпуска до 28 дней и увеличения рабочей недели до 36 часов в неделю незаконными; взыскал с ответчика в пользу К. компенсацию морального вреда – 1000 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в кассационном порядке, с апелляционным определением не согласилась по следующим основаниям.

Судом по делу установлено, что К. с 15 марта 2011 г. состояла в трудовых отношениях с МУ СРЦ, работала в отделении социальной реабилитации в должности воспитателя, с ней был заключен трудовой договор, по условиям которого К. устанавливался ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней и рабочее время продолжительностью 36 часов в неделю.

В связи с изменением типа МУ СРЦ распоряжением местной администрации от 17 ноября 2011 г. с 21 декабря 2011 г. создано МКУ СРЦ.

29 декабря 2011 г. между К. и МКУ СРЦ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому К. с 11 января 2012 г. переведена в отделение социальной реабилитации на должность воспитателя с сохранением ранее установленной продолжительности ежегодного отпуска и рабочего времени.

31 октября 2012 г. с К. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому продолжительность рабочего времени составила 30 часов в неделю.

31 декабря 2014 г. дополнительным соглашением к трудовому договору К. установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 30 часов в неделю, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

МКУ СРЦ, как установлено судом, является учреждением социального обслуживания, не имеющим лицензии на осуществление образовательной деятельности, и не осуществляет обучение находящихся в учреждении детей в соответствии с образовательными программами.

Между тем судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.

Частями первой и второй ст. 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.

Частью первой ст. 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть третья ст. 333 ТК РФ).

Согласно п. 2.6 приложения No 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. No 1601 норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее – медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пп. 2.5 и 2.7 названного приложения).

В силу ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе воспитателям (согласно номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. No 678), состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, устанавливается норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы, а также предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.

Как установлено судом, МКУ СРЦ, в трудовых отношениях с которым состоит К. в должности воспитателя, является специализированным учреждением социального обслуживания, предназначенным для профилактики безнадзорности и беспризорности; предметом деятельности учреждения является оказание квалифицированной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении; основной вид деятельности направлен на предоставление услуг по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. МКУ СРЦ не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, вывод суда апелляционной инстанции о том, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, Судебная коллегия признала основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Читайте также: