Кто осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях спо

Обновлено: 30.06.2024

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарии к ст. 331 ТК РФ

1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утв. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.

См. также Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства, направленные письмом Минобразования России от 14 ноября 2003 г. N 32ю-50-2197/32-05.

2. Особенности допуска к педагогической деятельности установлены, в частности, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

3. На педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437).

4. Старший воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 34 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046).

5. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867).

6. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется их уставами. Для работников кадетской школы и кадетской школы-интерната работодателями являются кадетская школа и кадетская школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании (п. 33 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427).

На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 29 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117).

7. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288).

8. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления (п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

9. Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

10. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612).

11. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196).

12. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

13. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища (п. 48 Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177).

14. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, перечисленные в п. 2 ст. 53 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420).

15. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством РФ.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. п. 38 - 41 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204).

16. Особенности приема на педагогическую работу установлены также в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 июля 2000 г. N 2311.

17. См. также Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

18. Письмом Минздрава России от 7 августа 2000 г. N 1100/2196-0-117 утв. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и работающие: в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения); в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи); в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы); во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.), должны проходить аттестацию и гигиеническую подготовку.

19. Вопросы, связанные с медицинскими обследованиями педагогических работников, регулируются также:

письмом Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 2 марта 2000 г. N 16-2-78 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах";

Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 марта 2002 г. N 150 "О порядке проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения о состоянии здоровья граждан, оформляющихся на работу в летние оздоровительные учреждения";

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 мая 2004 г. N 242 "О проведении диспансеризации педагогических работников";

Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

Квалификационные требования к педагогическим работникам — это система требований к уровню образования и стажу работы, которые определяют возможность заниматься педагогической деятельностью. По-другому их называют профстандартами.

Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.


Квалификационные требования по должностям

Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.

Профстандарт для педагога-психолога

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.


Профстандарт специалиста в области воспитания

Специалист в области воспитания осуществляет:

  • организацию процесса воспитания;
  • библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
  • реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.


Профстандарт педагога дополнительного образования

В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.

Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.


Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).


Запреты и ограничения

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарии к ст. 331 ТК РФ

1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утв. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.

См. также Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства, направленные письмом Минобразования России от 14 ноября 2003 г. N 32ю-50-2197/32-05.

2. Особенности допуска к педагогической деятельности установлены, в частности, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

3. На педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437).

4. Старший воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 34 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046).

5. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867).

6. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется их уставами. Для работников кадетской школы и кадетской школы-интерната работодателями являются кадетская школа и кадетская школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании (п. 33 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427).

На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 29 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117).

7. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288).

8. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления (п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

9. Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

10. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612).

11. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196).

12. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

13. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища (п. 48 Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177).

14. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, перечисленные в п. 2 ст. 53 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420).

15. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством РФ.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. п. 38 - 41 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204).

16. Особенности приема на педагогическую работу установлены также в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 июля 2000 г. N 2311.

17. См. также Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

18. Письмом Минздрава России от 7 августа 2000 г. N 1100/2196-0-117 утв. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и работающие: в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения); в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи); в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы); во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.), должны проходить аттестацию и гигиеническую подготовку.

19. Вопросы, связанные с медицинскими обследованиями педагогических работников, регулируются также:

письмом Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 2 марта 2000 г. N 16-2-78 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах";

Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 марта 2002 г. N 150 "О порядке проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения о состоянии здоровья граждан, оформляющихся на работу в летние оздоровительные учреждения";

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 мая 2004 г. N 242 "О проведении диспансеризации педагогических работников";

Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

В этой методической разработке приведены шаблоны документов и перецень нормативно-правовых актов, которые помогут начинающему педагогу оформить документы по преподавательской деятельности.

Здесь вы найдете:

  • Основные нормативно-правовые акты
  • Рекомендации по составлению и оформлению рабочей учебной программы дисциплины/модуля. 8
  • Календарно-тематический план
  • План урока
  • План работы преподавателя
  • Нормативно-правовая база, литература и источники информации
ВложениеРазмер
v_pomoshch_molodomu_prepodavatelyu.docx 104.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Работа педагога профессионального обучения должна быть обеспечена сопровождающей методической документацией. Перед началом педагогической деятельности необходимо ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность педагога СПО:

ВЫПИСКА
из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

"Об утверждении
Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

III. Должности педагогических работников

Должностные обязанности. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; основы трудового законодательства; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В своей ежедневной профессиональной деятельности педагог должен опираться на документацию:

Читайте также: