Кто осуществляет отнесение радиоактивных материалов к категории рао

Обновлено: 04.07.2024

Остаются вопросы – например, что делать с источниками ионизирующего излучения и особыми РАО, каким способом производить захоронение, и главное – как решить эти вопросы, согласуясь с общественностью.

Специалисты и общественники оценивают Закон по-разному. Одни полагают, что он неплохой, и реализация основных его положений идет успешно. Другие считают, что Закон изначально имел множество пробелов, которые стали причиной отсутствия видимого продвижения в решении вопросов обращения с РАО, особенно вопроса захоронения. Практика показала, что Закон действительно имеет ряд существенных недостатков, хотя многие из них предсказать заранее было сложно, они проявились только сейчас, спустя пять лет.

Торопились захоронить

Например, одним из основных положений Закона является создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами (ЕГС РАО). По результатам первичной регистрации на сегодняшний день на территории России имеется 809 пунктов хранения РАО, которые принадлежат различным собственникам, начиная с крупных федеральных предприятий и заканчивая мелкими организациями. Это без учета тех мест, которые не имеют собственников или по каким-то причинам не выявлены.

Последний этап при создании ЕГС РАО – это строительство пунктов захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) и перемещение в них всех имеющихся на территории России РАО. Поскольку Закон четко не определил, как должен работать механизм перемещения (передачи) РАО национальному оператору для последующего их размещения в ПЗРО, то система практически не работает.

Неудачный термин

То же касается и пунктов размещения РАО – их в Законе семь категорий. Такая обширная категоризация хранилищ также вызывает недопонимание относительно отличий между ними и сомнение в необходимости такой бюрократизации.

Чужие отходы

В губе Андреева (Мурманская область) начались работы по выгрузке отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок. Отправка ОЯТ из губы Андреева для дальнейшей переработки намечена на конец июня 2017 года. Фото: РосРАО

Ваше мнение не очень важно

Существенным недостатком Закона является то, что в нем не закреплена процедура общественного участия на разных стадиях обращения с РАО. Постоянно возникает проблема невозможности осуществления общественного контроля за проектами ПЗРО, в первую очередь – в вопросе о выборе места строительства ПЗРО.

Также все решения, включая захоронение высокоактивных РАО 1-го и 2-го классов, представляющих особую опасность для людей и окружающей среды, принимаются без обсуждения и участия представительных органов власти, специально созданных комиссий парламента РФ и законодательных собраний регионов. Это происходтит из-за того, что в Законе и постановлении Правительства РФ не проведены различия между РАО 1-го и 2-го классов и остальными РАО в части процедур в ходе принятия решений по обращению с РАО.

И другие проблемы

Закон совсем не затрагивает вопрос компенсаций, которые хотели бы получать территории, населенные пункты и граждане за риски, возникающие при обращении с РАО. Возможно, этот вопрос не является предметом рассмотрения в данном Законе, но, к сожалению, и другими российскими законами и нормативными документами такие компенсации не предусматриваются. В то время как международная практика говорит о том, что вопросы строительства новых радиационно-опасных объектов решаются намного легче, если есть возможность компенсировать риски.

Конечно, кроме недостатков, в самом Законе есть и другие положения, по причине которых процесс создания ЕГС РАО продвигается очень медленно. Реализация Закона сильно зависит от работы тех структур, которые за это отвечают, – национального оператора по обращению с РАО (НО РАО) и ФГУП РосРАО. Как и любая российская государственная компания, они отягощены бюрократической системой принятия решений. Из-за нее срок согласований документов и процедур с момента разработки декларации о намерениях до момента получения лицензии на строительство приповерхностного ПЗРО для РАО 3-4 классов растягивается до пяти лет. Срок строительства такого ПЗРО с момента начала подготовительного периода до подписания акта по вводу в эксплуатацию может растянуться на шесть лет.

В заключение

Несомненно, что принятие Закона было важным и необходимым шагом для решения проблем накопленных ранее и нарабатываемых сегодня РАО. Но с позиции сегодняшнего дня видно, что одного этого шага оказалось недостаточно.

Бюрократическую систему согласований, которая значительно влияет на динамику решения проблем с РАО, изменить практически невозможно. К тому же и у общественности есть мнение, что некоторые вопросы (например, захоронение РАО 1-го и 2-го классов) должны обсуждаться долго и обстоятельно, на всех уровнях, с привлечением независимых экспертов, и только после этого можно будет принимать какие-то решения. Это разумно, но должно касаться только высокоопасных отходов. С решением проблем остальных РАО необходимо продвигаться быстрее и эффективнее.

При эксплуатации радионуклидных гамма-дефектоскопов (например, радионуклид Иридий-192, источник 2 категории по потенциальной радиационной опасности) нужно ли всем дефектоскопистам получать разрешения Ростехнадзора?

Разрешения Ростехнадзора для каждого дефектоскописта не требуются. Категории лиц, которые должны получать разрешения определены постановлением Правительства РФ от 3 марта 1997 г. № 240 "об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать Разрешения (лицензии) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии".

В соответствии с п. 9 этого Постановления Разрешение должен получать начальник структурного подразделения (участка), в подчинении которого находятся дефектоскописты, а также другие руководители, стоящие по рангу выше в структурной иерархии предприятия.

Относится ли персонал физической защиты к категории А?

Учитывая вышеизложенное, решать вопрос об установлении категории персонала необходимо с органом, который эти группы и определяет.

Имеем дело с закрытыми радионуклидными источниками 5 категории по потенциальной радиационной опасности. Нет ли тут каких-то подводных камней? Достаточно ли получить заключение местной СЭС и далее работать без лишних хлопот?

Для организаций, эксплуатирующих радиационные источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности требования к лицензированию определены статьей 36.1 федерального закона 170-ФЗ (Об использовании атомной энергии), в которой установлено следующее:

Статья 36.1. Особенности регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники

Регулирование деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для целей настоящей статьи радионуклидными источниками признаются изделия, содержащие зафиксированное в ограниченном объеме радиоактивное вещество и предназначенные для использования в составе радиационных источников.
Деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, не признаются эксплуатирующими организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В каком документе дано определение радиационной безопасности?

Каковы основные принципы радиационной безопасности?

Для обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников излучения необходимо руководствоваться следующими основными принципами: - нормирование, обоснование и оптимизация.
принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

В соответствии с п.3.1 (ОСПОРБ-99/2010) устанавливается четыре категории радиационных объектов по потенциальной радиационной опасности. Под радиационным объектом понимается (НРБ-99/2009) физический объект (сооружение, здание, огороженный комплекс зданий), где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения.

Под радиационным объектом понимается (НРБ-99/2009) физический объект (сооружение, здание, огороженный комплекс зданий), где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения.

В соответствии с РБ-054-09 радиационный источник стационарный (РИС) – территориально обособленный, т.е. расположенный в отдельном здании (помещении) или технологически независимый объект использования атомной энергии, назначение и конструкция которого предполагают его эксплуатацию на постоянном месте в течение всего проектного срока эксплуатации, в состав которого входят один или несколько комплексов, установок, аппаратов, изделий, и включающий в себя работников (персонал), оборудование для проведения работ, средства физической защиты и т.п. РИС может иметь в своем составе хранилища (места хранения) РИМ, РнИ, РВ и РАО, предусмотренные его проектом.

Распространяется ли категорирование на открытые радионуклидные источники?

Методология категорирования распространяется как на закрытые, так и на открытые радионуклидные источники. В руководстве безопасности, разработанном экспертами МАГАТЭ, (Серия норм по безопасности, № RS-G-1.9, п. 1.13) это определено следующим образом:

1.13. Категоризация относится к закрытым источникам; однако эта методика может применяться также и для категоризации открытых радиоактивных источников. Некоторые примеры этого включены в Приложение I.

Нужно ли получать полис страхования гражданско-правовой ответственности организациям, эксплуатирующим только источники 4 и 5 категорий по потенциальной опасности?

В статье 34 (Эксплуатирующая организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии) этого же закона определено понятие эксплуатирующей организации следующим образом:

Поскольку организации, эксплуатирующие радионуклидные источники только 4 и 5 категорий по потенциальной опасности, не являются эксплуатирующими организациями, то и страховать гражданско-правовую ответственность (получать полис страхования) не требуется.

*Разработаны в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Андрюшина Н.Ф., Качана Л.В., Кирсанова В.С., Кушневского Л.Н., Сопова О.В., Соповой М.В., Телкова С.Н. (НТЦ ЯРБ), Хрокало И.О. (Ростехнадзор)

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

Зона баланса материалов - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов (далее - ЯМ) зона для учета и контроля ЯМ, в которой на основании измерений определяется количество ЯМ при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ЯМ за установленный период времени.

Иммобилизация продуктов - перевод продуктов, относимых к категории радиоактивных отходов (далее - РАО), в формы, препятствующие на современном техническом уровне извлечению ЯМ, входящих в состав РАО, и дальнейшему их использованию.

Кондиционирование жидких (твердых) РАО - перевод РАО, содержащих ЯМ, в формы, пригодные для безопасного хранения, и (или) транспортирования, и (или) захоронения.

Критерии приемлемости РАО - критерии качества РАО, которым они должны отвечать после сбора, переработки, хранения и кондиционирования.

1.1 Настоящие федеральные нормы и правила "Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов" устанавливают требования к комплексу мероприятий по переводу в категорию РАО веществ в виде соединений, сплавов и изделий, содержащих ЯМ, состоящие на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ (далее - продукты), не предназначенных для дальнейшего использования, снятию с государственного учета содержащихся в них ЯМ и постановке на государственный учет образованных из этих продуктов РАО, содержащих ЯМ.

1.2 Настоящие Правила распространяются на деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой и хранением ЯМ.

1.3 Требования настоящих Правил не распространяются на перевод продуктов в категорию радиоактивных веществ (далее - РВ).

2.1. Наименование и количество продуктов, которые переводятся в категорию РАО, устанавливаются эксплуатирующей организацией, обеспечивающей учет и контроль ЯМ и РВ, организацией, выполняющей работы и предоставляющей услуги для эксплуатирующей организации (далее - организация), фиксируются в учетных документах и отражаются в отчетных формах системы государственного учета и контроля ЯМ.

2.2. Информация об образованных РАО (не предназначенных для дальнейшего использования веществах, находящихся в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормами радиационной безопасности), содержащих ЯМ, фиксируется в учетных документах и отражается в отчетных формах системы государственного учета и контроля РВ и РАО. Методики, в соответствии с которыми осуществляется перевод продуктов в категорию РАО в организации, должны быть согласованы органами управления использованием атомной энергии.

2.3. Перевод продуктов в категорию РАО должен осуществляться в зоне баланса материалов по месту учета ЯМ.

2.4. Продукты, отнесенные к категории РАО, должны пройти иммобилизацию, если это необходимо, и быть переведены в состояние, отвечающее критериям приемлемости кондиционированных РАО для хранения или захоронения, и помещены в хранилище РАО.

2.5. ЯМ, содержащиеся в продуктах, переведенных в категорию РАО, должны быть сняты с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ, а РАО, содержащие ЯМ, поставлены на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

2.6. До перевода продуктов в категорию РАО к ним должны применяться средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, проникновения в зону ограниченного доступа, которые подразделяются на системы наблюдения и устройства индикации вмешательства.

2.7. Контроль за государственным учетом ЯМ и РАО осуществляется в установленном порядке органами управления использованием атомной энергии.

3.1. Для перевода продуктов в категорию РАО приказом руководителя эксплуатирующей организации или организации назначается комиссия.

3.2. Решение о переводе продуктов в категорию РАО принимает руководитель эксплуатирующей организации или организации (или уполномоченное им лицо) на основании акта комиссии организации.

3.3. В категорию РАО продукты могут переводиться при соблюдении следующих условий:

■ невозможно или экономически нецелесообразно извлечение из переводимых продуктов содержащихся в них ЯМ с использованием современных технологий;

■ продукты, относимые к категории РАО, могут быть иммобилизованы и переведены в состояние, отвечающее критериям приемлемости РАО.

3.4 . Подготовка продуктов к переводу в категорию РАО должна включать:

■ определение перечня (списка) продуктов, которые предполагается перевести в категорию РАО;

■ размещение продуктов, подготовленных к переводу в категорию РАО, в специально выделенных местах зоны баланса материалов.

■ проверяет выполнение требований п.п. 3.3 и 3.4 настоящих Правил;

■ проводит инвентаризацию продуктов, переводимых в категорию РАО. При этом должны быть установлены: правильность определения фактически наличного количества ЯМ в продуктах, переводимых в категорию РАО; соответствие фактических параметров учетных единиц существующим учетным данным и радиационным характеристикам ЯМ. При необходимости комиссия может потребовать проведения внеплановой физической инвентаризации;

■ оформляет акт по результатам работы.

Порядок подготовки продуктов к переводу в категорию РАО по пункту 3.4 и порядок работы комиссии могут быть дополнены с учетом специфики деятельности организации.

3.6. Акт, оформляемый по результатам работы комиссии, должен содержать:

■ основание для создания комиссии, ее состав;

■ основание для перевода в категорию РАО подготовленных продуктов;

■ указание мест размещения продуктов, подготовленных к переводу в категорию РАО;

■ выводы и предложения комиссии (возможность иммобилизации продуктов, относимых к категории РАО, возможность приведения этих продуктов после иммобилизации в состояние, отвечающее критериям приемлемости РАО).

Кроме того, в акте могут быть отражены дополнительные сведения по усмотрению комиссии.

3.7. После утверждения акта руководителем эксплуатирующей организации или организации продукты, относимые к категории РАО, должны пройти процесс иммобилизации.

3.8. До проведения процесса иммобилизации эксплуатирующая организация или организация должны обеспечить сохранность продуктов, относимых к категории РАО, в соответствии с действующими для ЯМ требованиями.

3.9. До момента отправки в пункты хранения к продуктам, относимым к категории РАО, для исключения несанкционированного доступа должны применяться средства контроля доступа в соответствии с действующими для ЯМ требованиями.

4.1. ЯМ, содержащиеся в иммобилизованных продуктах, должны быть сняты с государственного учета ЯМ, а сами продукты должны быть поставлены на государственный учет как РАО в течение одного рабочего дня с момента завершения процесса иммобилизации.

Оформление соответствующих документов на образованные РАО должно быть произведено в течение одного рабочего дня с момента завершения процесса иммобилизации.

4.2. Ежемесячно по имевшимся в этот период случаям изменения количества ЯМ, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли эти изменения, либо непосредственно после каждого снятия с учета ЯМ, в службу, осуществляющую учет ЯМ в эксплуатирующей организации или организации, должны направляться отчеты об изменении инвентарного количества ЯМ в зоне баланса материалов с данными о ЯМ, содержащихся в продуктах, переведенных в категорию РАО.

4.3. Информация об образованных РАО должна направляться в установленном порядке в информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающий функционирование государственной системы учета и контроля РВ и РАО на ведомственном или региональном уровне.

4.4. Снятие с государственного учета ЯМ, содержащихся в продуктах, переведенных в категорию РАО, и постановка образованных РАО на государственный учет фиксируется в установленном порядке.

Обращение с радиоактивными (ядерными) отходами — классификация РАО

Любая производственная деятельность подразумевает не только создание какого-либо продукта, но и получение отходов производства. Самыми опасными являются радиоактивные. Они могут быть в различных агрегатных состояниях, но всегда содержат соединения, негативным образом влияющие на жизнедеятельность всех живых организмов. Губительно это сказывается и на экологии.

Что такое радиоактивные отходы

Радиоактивные (ядерные) отходы – это такие вещества, в которых содержатся изотопы различных химических соединений. Они не имеют никакой практической ценности и представляют серьезную опасность для всех организмов. Объясняется это тем, что в их состав входят радионуклиды и источники излучения.

Транспортировка и хранение отходов, обладающих радиоактивным излучением, запрещено на территории многих стран на законодательном уровне.

Отличия РАО от ОЯТ

Многие путают радиоактивные отходы с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Однако они имеют существенные отличия. И эту разницу необходимо осознавать:

  1. РАО – это радиационные вещества, использование которых в дальнейшем является недопустимым;
  2. ОЯТ – топливо, состоящее из оружейного урана 235. Оно используется в работе ядерного реактора, в результате чего выделяет энергию благодаря делению ядер урана. По окончании процесса топливо признается отработанным, и его высвобождают из реактора. В нём содержится неделящийся уран 238, который загрязнен искусственными изотопами.

Остатки ядерного топлива являются важным ресурсом для вторичного обращения. Однако топливо, извлекаемое из определенных разновидностей реакторов, может относиться к категории опасных радиационных веществ.

Критерии отнесения отходов к радиоактивным

Радиоактивные вещества

Законодательством установлены следующие критерии радиоактивных отходов:

  1. Отходы в различных агрегатных состояниях, которые содержат радионуклиды (за исключением тех, которые были получены в результате добычи либо переработки минерального или органического сырья с большим содержанием природных радионуклидов) являются радиоактивными, если их удельная и объемная активность превышает единицу.
  2. Если невозможно изначально выявить удельную активность, то их также можно определить, как ядерные отходы. Однако они должны быть связаны с использованием атомной энергии. Активность обязательно должна превышать:
    10 Бк/г – для радионуклидов, которые излучают альфа-элементы;
    100 Бк/г – для радионуклидов, которые излучают бета-элементы.
  3. Жидкие отходы, связанные с атомной энергией, являются радиоактивными, если их удельная активность более:
    0,05 Бк/г – для радионуклидов с альфа-излучением;
    0,5 Бк/г – для радионуклидов с бета-излучением.
  4. Твердые вещества относятся к радиационным отходам, если они соответствуют условию: ARa (активность радия — 226) + 1,3 ATh (активность тория — 232) + 0,09 AK (активность калия — 40) > 10 Бк/г.
  5. Жидкие отходы можно причислить к радиоактивным, если выполняется данное условие: AU (активность урана 238) + 2,14 ATh (активность тория 232)> 0,13 Бк/г.

Источники образования РАО

Урановые отходы могут образовываться не только на промышленных предприятиях, деятельность которых основана на выделении атомной энергии. Источником образования могут быть и другие сферы.

Природного происхождения

В природе встречаются вещества, содержащие различные нуклиды (рубидий, торий, уран или калий). Такими веществами являются:

  • уголь. В нем имеется немного радионуклидов, среди которых встречается торий либо уран. Концентрация этих опасных элементов выше всего в золе. Обращение с золой не представляет особой опасности. Однако дышать зольной пылью крайне нежелательно;
  • газ, нефть. Они содержат радий и иные продукты его распада (радон). Радон чаще имеется в скважинах, трубопроводах;
  • отходы, образованные после обогащения полезных ископаемых, также могут быть радиоактивными.

Промышленные

Источником появления радиоактивных отходов может быть промышленность. Например, в типографии, для того чтобы снять статический заряд, применяются вещества с альфа-излучением.

В радиографии часто используют гамма-элементы. В процессе радиометрии скважин, богатых нефтью, применяются источники нейронного излучения.

В труднодоступных районах особой популярностью пользуются термоэлектрические генераторы и иные установки с бета-излучением.

Медицинские

В медицинских отходах часто содержатся источники бета- и гамма-излучений. Они делятся на два класса:

  • в ядерной медицине преобладают такие вещества, как технеций и иные гамма-излучатели. Их особенность в коротком времени распада. Они утилизируются обычным способом, как любой другой мусор;
  • при лечении щитовидной железы, лимфом, раковых заболеваний, а также при внешней лучевой и брахитерапии используются: иттрий, иод, стронций, иридий, кобальт или цезий.

Классификация РАО

Классификация РАО

Законодательством РФ определена чёткая классификация отходов, причисленных к разряду радиоактивных. Они могут классифицироваться по различным признакам.

По агрегатному состоянию:

  • Твердые. К ним относится посуда, используемая в исследовательских и медицинских лабораториях.
  • Жидкие получают путем переработки использованного топлива. Такие элементы содержат высокую степень радиации.
  • Газообразные. Они исходят от вентиляционной системы на промышленных и иных заводах.

По составу излучения:

  • Альфа. Оно образовывается зачастую при распаде сложных ядер атомов (радия, урана или тория).
  • Бета. Получаются в результате превращение одного элемента в другой. При этом изменяются свойства протонов и нейтронов.
  • Гамма. Представляет собой энергетическое излучение в виде фотонов. Такое излучение часто называют электромагнитным.
  • С нейронными частицами. Такое излучение появляется в результате взрыва ректоров. Отходы АЭС часто относят к веществам с нейронным излучением.
  • короткоживущие (менее 1 года);
  • среднеживущие (от 1 года до 100 лет);
  • долгоживущие (более 100 лет).

По активности или классу опасности:

  • низкоактивные (менее 0,1 Ки на квадратный метр);
  • среднеактивные (от 0,1 до 1 000 Ки на квадратный метр);
  • высокоактивные (более 1 000 Ки на квадратный метр).

Обращение с радиоактивными отходами

Хранилище радиоактивных отходов

Обращение с ядерными отходами имеет свои особенности. Связано это с тем, что такие отходы являются наиболее опасными для окружающей среды.

Чем опасны радиоактивные отходы

Недостаточно знать, что такое ядерные отходы. Важно также понимать, какую они представляют опасность для экологии и человека. А заключается она в следующем:

  • происходит загрязнение окружающей среды. В результате человек вдыхает ядовитые вещества, негативно воздействующие на организм. Почвы и водоемы становятся непригодными для использования;
  • в живых организмах под воздействием ядерных веществ могут происходить генные мутации, уродства;
  • токсичные вещества могут быть причиной неизлечимых заболеваний.
  • все имеющиеся на территории России РАО считаются накопленными. Обращение осуществляется на средства налогоплательщиков;
  • предусматривается реализация окончательного захоронения данных отходов. При этом особо опасные вещества должны быть захоронены в наиболее глубоких геологических объектах;
  • завозить РАО на территорию страны не разрешается. Однако данный вопрос полностью не урегулирован. В связи с этим все же можно встретить бочки с токсическими веществами, которые было решено ввезти в определенные районы.

Принципы МАГАТЭ

Основными принципами международного агентства по атомной энергетике являются:

  • обращаться с ядерными отходами следует так, чтобы была возможность обеспечить оптимальный уровень защиты здоровья людей и защиты окружающей среды;
  • обращение должно регулироваться на законодательном уровне;
  • следует стремиться к минимизации образования радиоактивных отходов.

Стадии обращения с РАО

Оборот ядерных отходов проходит через несколько стадий:

  • Сбор, который производится в месте их образования.
  • Сортировка.
  • Кондиционирование. Этот процесс позволяет снизить опасность токсичных веществ и уменьшить их объем для более удобной транспортировки.
  • Раздельное хранение в специальных сооружениях, обеспечивающих максимальную безопасность и изоляцию от окружающей среды.
  • Транспортировка. , исключающих излучение токсических элементов во внешнюю среду. Зачастую для этих целей создаются специальные могильники. Их расположение специалисты часто определяют с помощью географической карты.

Радиоактивные отходы являются самыми опасными для экологии и живых организмов. Поэтому обращаться с ними стоит крайне осторожно.

Читайте также: