Кто осуществляет непосредственное руководство вооруженными силами российской федерации

Обновлено: 04.07.2024

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 87 Конституции РФ:

Согласно ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации является главой государства, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Соответственно, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, наделен правом введения военного положения.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1. определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

3. осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

5. вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

6. принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7. утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

8. утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

9. утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10. утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11. утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

12. принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13. утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военноморском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

14. утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

15. утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

16. утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17. ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18. издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

19. утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;

20. осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Ст. 4 названного закона предусматривает, что военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Режим военного положения определяется гл. II названного закона и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Общее руководство ВС РФ (и другими воинскими формированиями и органами) осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону об обороне (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), им является Президент Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения ВС РФ, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития армии, других войск и воинских формирований, план их применения, мобилизационный план, которым определяется порядок работы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время.

В условиях мира готовится и утверждается Президентом Российской Федерации Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент Российской Федерации утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, а также планы размещения на территории страны объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, Верховный главнокомандующий утверждает их структуру и состав, структуру и состав других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Эти документы — законы армейской и флотской жизни.

Оно может быть введено на территории всей страны или в Отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент Российской Федерации наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении ВС РФ, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.




Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Основные его функции — разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция Российской федерации и Закон об обороне четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования войск за пределами территории Российской федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные закбны в области обороны.

Государственная Дума — представительный орган всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов от политических партий, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства Российской Федерации в этой сфере сформулировано в Законе об обороне.

Согласно этому Закону, Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

- организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

- определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;

- определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

- организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны через Минобороны России и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. Он издает по наиболее важным вопросам жизни и деятельности приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет ВС РФ через Минобороны России и Генеральный штаб Российской Федерации.

Минобороны России участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства ВС РФ. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основной орган оперативного управления войсками и силами флота — Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации, план строительства ВС РФ и координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план ВС РФ. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности он организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской федерации и др.

В структуру центрального аппарата Минобороны России входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Минобороны России входят Главные командования видами Вооруженных Сил Российской Федерации. В структурном отношении они состоят из Главного штаба, управлений, отделов и.служб. Во главе вида ВС РФ стоит главнокомандующий, он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы ВС РФ.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 87 Конституции РФ:

Согласно ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации является главой государства, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Соответственно, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, наделен правом введения военного положения.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1. определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

3. осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

5. вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

6. принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7. утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

8. утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

9. утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10. утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11. утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

12. принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13. утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военноморском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

14. утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

15. утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

16. утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17. ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18. издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

19. утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;

20. осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Ст. 4 названного закона предусматривает, что военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Режим военного положения определяется гл. II названного закона и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Общее руководство ВС РФ (и другими воинскими формированиями и органами) осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону об обороне (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), им является Президент Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения ВС РФ, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития армии, других войск и воинских формирований, план их применения, мобилизационный план, которым определяется порядок работы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время.

В условиях мира готовится и утверждается Президентом Российской Федерации Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент Российской Федерации утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, а также планы размещения на территории страны объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, Верховный главнокомандующий утверждает их структуру и состав, структуру и состав других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Эти документы — законы армейской и флотской жизни.

Оно может быть введено на территории всей страны или в Отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент Российской Федерации наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении ВС РФ, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.




Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Основные его функции — разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция Российской федерации и Закон об обороне четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования войск за пределами территории Российской федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные закбны в области обороны.

Государственная Дума — представительный орган всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов от политических партий, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства Российской Федерации в этой сфере сформулировано в Законе об обороне.

Согласно этому Закону, Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

- организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

- определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;

- определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

- организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны через Минобороны России и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. Он издает по наиболее важным вопросам жизни и деятельности приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет ВС РФ через Минобороны России и Генеральный штаб Российской Федерации.

Минобороны России участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства ВС РФ. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основной орган оперативного управления войсками и силами флота — Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации, план строительства ВС РФ и координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план ВС РФ. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности он организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской федерации и др.

В структуру центрального аппарата Минобороны России входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Минобороны России входят Главные командования видами Вооруженных Сил Российской Федерации. В структурном отношении они состоят из Главного штаба, управлений, отделов и.служб. Во главе вида ВС РФ стоит главнокомандующий, он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы ВС РФ.

Читайте также: