Кто осуществляет надзор за кредитными потребительскими кооперативами

Обновлено: 30.06.2024

Настоящее Положение на основании пункта 4 статьи 183.10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, ст. 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; N 50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, ст. 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, ст. 29, ст. 35; N 27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; N 29, ст. 4355, ст. 4362) (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") устанавливает порядок осуществления временной администрацией кредитного потребительского кооператива (далее - кредитный кооператив) контроля за деятельностью ликвидационной комиссии в случае принятия решения о ликвидации кредитного кооператива в период деятельности временной администрации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Временная администрация ликвидируемого кредитного кооператива (далее - временная администрация) осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии кредитного кооператива (далее - ликвидационная комиссия) непрерывно со дня назначения ликвидационной комиссии и до внесения записи о ликвидации кредитного кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц либо до прекращения деятельности временной администрации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

1.2. Временная администрация осуществляет контроль за принимаемыми ликвидационной комиссией решениями, а также соблюдением ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива, в том числе в части:

письменного уведомления кредиторов о ликвидации кредитного кооператива;

соблюдения запрета по приему новых членов, а также привлечению денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлению займов;

принятия мер по выявлению кредиторов кредитного кооператива и получению дебиторской задолженности кредитного кооператива;

предоставления для ознакомления отчета об оценке имущества кредитного кооператива по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива;

составления промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого кредитного кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения - после окончания срока для предъявления требований кредиторами;

обращения ликвидационной комиссии кредитного кооператива в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитного кооператива при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов;

соблюдения требований пункта 3 статьи 189.1 и пункта 3 статьи 189.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого кредитного кооператива;

соблюдения особенностей удовлетворения требований кредиторов кредитного кооператива и членов кредитного кооператива (пайщиков);

составления ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами;

распределения между членами кредитного кооператива (пайщиками) оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества пропорционально сумме их паенакоплений (паев).

1.3. Для осуществления контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация использует следующие формы контроля:

истребование документов и сведений о ликвидации кредитного кооператива;

проведение проверок деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив;

иные формы контроля, позволяющие анализировать информацию о деятельности ликвидационной комиссии.

1.4. При осуществлении контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация вправе:

запрашивать у ликвидационной комиссии документы и сведения по вопросам ликвидации кредитного кооператива;

проводить проверку с выходом в кредитный кооператив;

осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в целях контроля деятельности ликвидационной комиссии.

1.5. Ликвидационная комиссия представляет запрашиваемые временной администрацией документы и сведения в установленный временной администрацией срок.

1.6. При осуществлении контроля за деятельностью ликвидационной комиссии временная администрация обязана:

осуществлять контроль за принимаемыми ликвидационной комиссией решениями, а также соблюдением ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива в порядке, установленном настоящим Положением;

обеспечить документальное фиксирование результатов контроля, в том числе информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

принимать меры, указанные в пункте 2.9 настоящего Положения при наличии соответствующих оснований;

обеспечить мониторинг устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

составлять и направлять акт о воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации (далее - акт о воспрепятствовании) в соответствии с главой 3 настоящего Положения;

вести досье о деятельности ликвидационной комиссии и представлять его в Банк России в соответствии с главой 4 настоящего Положения.

Глава 2. Порядок осуществления контроля

2.1. Временная администрация не реже одного раза в 15 дней запрашивает у ликвидационной комиссии документы и сведения, содержащие:

информацию о проведенной ликвидационной комиссией работе;

сведения о требованиях кредиторов;

информацию о проведенных расчетах с кредиторами;

сведения о поступлении денежных средств, их источниках и расходовании денежных средств;

сведения о случаях обращения ликвидационной комиссии в суд.

Временная администрация запрашивает у ликвидационной комиссии следующие документы (в случае их отсутствия у временной администрации):

копии решения о ликвидации кредитного кооператива и документа, устанавливающего порядок и сроки ликвидации кредитного кооператива;

копию отчета об обязательной оценке рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива (при его наличии на дату получения запроса);

промежуточный ликвидационный баланс (при его наличии на дату получения запроса).

2.2. Временная администрация вправе запросить у ликвидационной комиссии дополнительные документы и сведения по вопросам ликвидации кредитного кооператива.

2.3. В запросах временной администрации о представлении документов и сведений указываются сроки их представления, которые не должны превышать семи календарных дней со дня получения запроса.

2.4. Запросы направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручаются руководителю ликвидационной комиссии нарочным.

В случае вручения запроса временной администрации руководителю ликвидационной комиссии нарочным факт его получения удостоверяется на копии запроса подписью руководителя ликвидационной комиссии с указанием даты вручения.

2.5. Временная администрация в течение 10 рабочих дней со дня представления ликвидационной комиссией запрошенных документов и сведений осуществляет их рассмотрение, в том числе в части соответствия деятельности ликвидационной комиссии требованиям законодательства Российской Федерации, и документально фиксирует результаты контроля.

2.6. Временная администрация вправе провести проверку с выходом в кредитный кооператив в следующих случаях:

наличия у временной администрации сведений, дающих основания предполагать нарушение ликвидационной комиссией при осуществлении своей деятельности требований законодательства Российской Федерации;

поступления в адрес временной администрации жалоб кредиторов и (или) членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) на действия (бездействие) ликвидационной комиссии;

наличия у временной администрации сведений, дающих основания предполагать, что представляемые ликвидационной комиссией документы и сведения недостоверны.

Временная администрация уведомляет ликвидационную комиссию о проведении проверки не позднее трех рабочих дней до дня начала проверки. Факт получения ликвидационной комиссией уведомления о проведении проверки должен быть документально подтвержден.

2.7. Проверки деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив проводятся руководителем и (или) членами временной администрации. Лица, не входящие в состав временной администрации, не могут быть привлечены к участию в указанных проверках.

В ходе проверки временная администрация вправе запросить любые документы (в том числе составленные третьими лицами), необходимые для проверки деятельности ликвидационной комиссии.

2.8. Временная администрация не позднее пяти рабочих дней со дня завершения проверки деятельности ликвидационной комиссии с выходом в кредитный кооператив документально фиксирует результаты проверки.

2.9. В случае несоблюдения ликвидационной комиссией порядка и сроков ликвидации кредитного кооператива, выявления временной администрацией фактов нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией, руководитель временной администрации направляет ликвидационной комиссии распоряжение об устранении выявленных нарушений.

При наличии оснований для привлечения членов ликвидационной комиссии к административной или уголовной ответственности временная администрация принимает меры к передаче материалов лицу, к компетенции которого отнесено принятие решения о возбуждении административного производства, либо в правоохранительные органы.

О выявленных временной администрацией фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией, и принятых мерах временная администрация уведомляет Банк России не позднее пяти рабочих дней со дня их выявления.

Глава 3. Воспрепятствование осуществлению функций временной администрации

3.1. Если ликвидационной комиссией путем совершения неправомерных действий или бездействия создаются условия, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее законодательством Российской Федерации, временная администрация обязана составить акт о воспрепятствовании.

3.2. Акт о воспрепятствовании составляется в день выявления факта воспрепятствования, подписывается руководителем временной администрации с указанием, в том числе, даты и места его составления, полного наименования ликвидируемого кредитного кооператива, обстоятельств, при которых произошло нарушение, действий (бездействия), являющихся нарушением, наименований нормативных правовых актов и номеров статей (пунктов), которые были нарушены.

3.3. Временная администрация не позднее дня составления акта о воспрепятствовании обязана:

Глава 4. Досье о деятельности ликвидационной комиссии

4.1. Временная администрация ведет досье о деятельности ликвидационной комиссии.

Досье о деятельности ликвидационной комиссии включает в себя следующие сведения:

сведения о решении о ликвидации кредитного кооператива;

сведения об обязательной оценке рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива;

сведения о деятельности ликвидационной комиссии и об исполнении ликвидационной комиссией обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

сведения о порядке и сроках ликвидации кредитного кооператива и их соблюдении ликвидационной комиссией;

сведения о результатах контроля временной администрацией деятельности ликвидационной комиссии, включая сведения о результатах проверок;

сведения о результатах рассмотрения жалоб (обращений) членов (пайщиков) и кредиторов ликвидируемого кредитного кооператива на действия ликвидационной комиссии;

сведения об участии временной администрации в общих собраниях членов кредитного кооператива;

заключения (справки, аналитические записки) о финансовом положении кредитного кооператива (при наличии);

сведения о случаях воспрепятствования ликвидационной комиссией осуществлению функций временной администрации, а также о выявленных временной администрацией фактах нарушения законодательства Российской Федерации, допущенных ликвидационной комиссией;

сведения о принятых временной администрацией мерах, направленных на устранение нарушений в деятельности ликвидационной комиссии.

Временная администрация вправе включать в досье иные сведения (документы), полученные в ходе исполнения возложенных на нее функций.

4.2. Временная администрация представляет в Банк России досье о деятельности ликвидационной комиссии кредитного кооператива не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса Банка России.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

В этой статье мы поговорим о взносах в кредитные потребительские кооперативы. КПК предлагают выше, чем у банковских депозитов процент по сбережениям, благодаря чему граждане могут не только уберечь свои накопления от инфляции, но и приумножить их. Какие гарантии предоставляют кооперативы пайщикам, как страхуются их сбережения – давайте разбираться.

Подпадает ли деятельность кредитных кооперативов под страхование?

Для начала определимся с термином КПК (кредитный потребительский кооператив). Это объединение на добровольных началах группы физических и юридических лиц с целью оказания взаимной финансовой помощи. Кооперативы осуществляют два вида деятельности: выдача займов и хранение под процент сбережений своих членов. Данные услуги предоставляют исключительно членам организации, каждый из которых хранит свои сбережения в паевом фонде.

В России банковские депозиты застрахованы государством: сбережения компенсируются, если у кредитной организации отозвали лицензию. Такая гарантия сохранности привлекает многих граждан.

Сбережения, которые пайщики хранят в кредитных кооперативах, не подпадают под государственное страхование. Поэтому, если кооператив обанкротится или не сможет выполнить свои финансовые обязательства перед пайщиками, они не могут рассчитывать на компенсации от государства.

Многих людей настораживает такое положение дел, хотя в действительности нет причин для паники: кооперативы в состоянии предоставить своим членам гарантии на сохранность и возврат их средств. Для этого разрабатываются многоуровневые системы страхования и формируются резервные фонды.

Страховые компании, которыми обеспечивается гарантия сбережений в КПК

Согласно законодательству, все КПК обязаны состоять в саморегулируемых организациях (СРО), у которых есть свои страховые фонды. Кооперативы регулярно отчисляют в них часть средств, и в случаях, когда КПК не может выполнить перед пайщиками финансовые обязательства, компенсационные выплаты производятся именно с фондов СРО.

Центральный банк РФ жёстко контролирует деятельность кредитных кооперативов. Он следит за тем, как КПК выполняют свои обязанности перед пайщиками, в том числе в вопросе выплаты компенсаций.

Кооперативы часто заключают договоры со страховыми компаниями, кроме того, у пайщиков есть право самолично застраховать свои сбережения, выбрав для этого подходящую организацию. Надежные кооперативы выставляют в открытый доступ на своих официальных сайтах всю необходимую информацию и документы о членстве в СРО, о включении в госреестр ЦБ и др.

Чтобы лично убедиться в гарантиях сохранности средств пайщику следует внимательно ознакомиться с Договором страхования и найти там информацию о том, что относится к страховым случаям, какой максимальный размер страховых выплат.

Российские кредитные кооперативы часто страхуют сбережения пайщиков в МОВС (Межрегиональном обществе взаимного страхования), который получил лицензию на данную деятельность еще в начале 2018 года.

Также кооперативы создают свои резервные фонды – взносы делаются как за счет доходов КПК, так и из средств самих пайщиков. Деньги фонда могут использоваться для покрытия убытков кооператива, а также для возмещения непредвиденных расходов.

Государственный надзор за деятельностью кооперативов продолжает совершенствоваться. В прошлом году В. Путин публично пообещал поручить Центральному банку разработать закон о страховании сбережений в кредитных кооперативах. Также российская государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ) заявило, что готово рассмотреть возможность страхования сбережений кредитных потребительских кооперативов.

С участием Банка России продолжается обсуждение создания единой системы сохранности средств пайщиков кооперативов. Так, есть предложение соединить компенсационные фонды СРО в единый денежный фонд. Новая система сможет предоставить достаточную гарантию, что в случае банкротства кооператива деньги его членам будут компенсированы.

В чём смысл кредитного потребительского кооператива

Это добровольный союз Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ граждан и/или юрлиц, который создаётся для удовлетворения финансовых потребностей его членов. Он может формироваться по территориальному, профессиональному или иному принципу. Например, быть союзом сталеваров или мурманчан.

Если упрощать, кредитный потребительский кооператив (КПК) — это некая касса взаимопомощи: все скидываются в общий котёл. Те, кому нужны деньги, берут из него немного — а потом возвращают. На деле (и по закону) всё, конечно, сложнее.

Как работает кредитный потребительский кооператив

Капитал КПК формируется из членских взносов. Они бывают нескольких видов:

  • Вступительные. Их смысл понятен из названия: вносятся при вступлении.
  • Членские. Платятся периодически в соответствии с уставом: раз в месяц, в квартал, в год.
  • Паевые. Эти взносы бывают обязательными в фиксированной (как правило, небольшой) сумме и добровольными — на усмотрение пайщика.

Первые два вида обычно представляют собой небольшие суммы и тратятся в основном на административные расходы. В дело, то есть на выдачу кредитов, идут паевые взносы. Причём большую часть капитала формируют именно добровольные вложения, которые отдаются кооперативу под проценты. КПК также может привлекать деньги от кредитных организаций и юрлиц, если у тех в уставе предусмотрена такая возможность.

Чтобы сформировать процентную часть для вкладчиков, КПК выдаёт займы тоже под проценты. Кооперативы могут кредитовать исключительно Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ своих членов. При этом возврат средств может обеспечиваться поручительством или залогом, в том числе недвижимого имущества.

Кооперативы также могут инвестировать деньги пайщиков, но с ограничениями. Их разрешается Указание Банка России от 24 сентября 2015 г. № 3805‑У вкладывать в государственные ценные бумаги, держать на банковских депозитах или давать в долг кооперативам второго уровня (это объединения, члены которых только КПК).

Кредитный потребительский кооператив — это некоммерческая организация, смысл существования которой не в получении прибыли, а в поддержке своих пайщиков. Поэтому КПК не имеет права, например, торговать или создавать производства. Но в целом ему не запрещается заниматься иными видами деятельности, кроме финансовой взаимопомощи, если они закреплены в уставе.

Что нужно знать о кредитном потребительском кооперативе

Что с деньгами

Проценты в КПК обычно выше, чем в банке, — и для займов, и для вкладов. Обещанная доходность по последним ограничена законом и не может превышать ключевую ставку, умноженную на 1,8 Базовый стандарт совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке (сейчас это 7,65%). А вот для займа под залог имущества предельная планка равна 17% Совет директоров Банка России принял решение об определении максимального размера процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами . Поэтому в кооператив выгоднее вносить деньги, чем брать взаймы, — с учётом рисков, но об этом позднее.

  • 50% от объёма выданных займов, если пайщиков до 100 человек, а КПК существует менее полугода;
  • 20%, если пайщиков менее 200;
  • 10%, если пайщиков от 200 до 3 000;
  • 7%, если пайщиков от 3 000.

Есть ограничения и по количеству денег, которые могут быть внесены одним пайщиком. Верхний предел:

  • 50% от собранной суммы, если пайщиков до 100 человек, а КПК существует менее полугода;
  • 25%, если пайщиков менее 200;
  • 20%, если пайщиков от 200 до 3 000;
  • 15%, если пайщиков от 3 000.

Что с управлением

Между общими собраниями кооператив находится в руках правления, которое избирается из числа пайщиков сроком не более чем на пять лет. Оно принимает и исключает членов, готовит общие сборы и так далее.

Что с рисками

Это логичный вопрос, когда речь заходит о деньгах: не будет ли так, что однажды они все просто исчезнут и пайщики останутся ни с чем. Чтобы этого не происходило, в законе предусмотрено несколько уровней защиты.

Во‑первых, за деятельностью кредитных потребительских кооперативов наблюдает Центробанк. Он ведёт реестр Реестры КПК, в котором сейчас значится почти 1,4 тысячи действующих организаций. Там же есть список кооперативов, находящихся в стадии реорганизации или ликвидации, а также более не существующих. Если ЦБ заметит, что КПК нарушает законодательство, он может вмешаться.

Во‑вторых, каждый кооператив должен состоять в саморегулируемой организации. Их реестр также ведёт Центробанк. Туда отчисляется не менее 0,2% от среднегодовой величины активов. Если КПК обанкротится, пайщики смогут получить компенсацию. При этом взносы не страхуются агентством по страхованию вкладов, как это делается с банковскими депозитами.

  • 2% — для КПК, существующего менее полугода и с менее чем 100 членами;
  • 4% — если пайщиков меньше 200;
  • 5% — если пайщиков больше 200.

Но, увы, всё это не гарантирует, что деньги в безопасности и вернутся к членам кооператива в стопроцентном объёме. А главный риск — нарваться на финансовую пирамиду, которая маскируется под КПК. Поэтому важно как минимум проверить, чтобы кооператив был в реестре Центробанка и состоял в саморегулируемой организации. Насторожить должна головокружительно высокая доходность — ей просто неоткуда взяться в законно работающем КПК. Ещё один тревожный сигнал слишком агрессивная реклама.

В Центробанке просят Регулятор предупреждает: не стоит путать КПК с потребительским обществом также не путать кредитные потребительские кооперативы с потребительскими обществами. Последние во многом пересекаются с КПК, вот только финансовая взаимопомощь не основной вид их деятельности. Они могут выдавать займы, но не более четырёх раз в год.

И ещё момент: ответственность за деятельность кооператива пайщики несут сообща. Так что если он уйдёт в минус, поправлять ситуацию придётся дополнительными взносами.

Что с возможностями

Каждый член кооператива имеет право получить финансовую помощь, когда она ему понадобится. В этом и смысл объединения. При этом в пайщики не принимают кого попало — по крайней мере, если КПК нормальный. Решение по каждому члену выносится либо правлением, если это предусмотрено уставом, либо всеми пайщиками сообща.

Соответственно, если член кооператива хочет взять заём, сделать это ему достаточно просто. В отличие от банка, КПК не будет пристально изучать кредитную историю, требовать огромного количества справок. Однако кооперативы обязаны Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ передавать данные о займах хотя бы в одно бюро кредитных историй. Так что на будущие взаимоотношения с банком это может повлиять.

Для тех, кто вкладывает деньги, доходность выше, чем на депозите в банке. Как и риски.

Как вступить в кредитный потребительский кооператив

Стать членом КПК может физлицо старше 16 Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ лет или юрлицо. Нужно найти кооператив и написать заявление о приёме в его члены. Если кандидатуру одобрят, запись об этом внесут в реестр пайщиков. А новоиспечённому члену КПК выдадут подтверждающий это документ.

Сама процедура очень простая, но важно не нарваться на мошенников. На что обратить внимание — написано в части текста о рисках.

Как открыть кредитный потребительский кооператив

1. Найти потенциальных членов

Чтобы создать КПК, нужно Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ не менее 15 граждан или не менее пяти юридических лиц. Если членами будут и те и другие, то суммарно их должно быть от семи.

2. Придумать название

3. Написать устав

В документе должны содержаться все условия работы КПК. Какие именно — ищите в статье 8 Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ закона о кредитной кооперации. Устав — это главный документ организации, поэтому его лучше подготовить с юристом.

4. Провести учредительное собрание

Учредители должны протоколом оформить решение о создании кредитного кооператива, утверждение устава и других документов, формирование органов КПК.

5. Собрать с пайщиков первую часть взносов

Перед регистрацией члены КПК должны передать в его фонд не менее 10% от первоначального паевого взноса.

6. Оплатить госпошлину

Её размер составляет 4 000 рублей. Реквизиты лучше уточнить в отделении ФНС, где вы собираетесь регистрировать КПК. Оно должно соответствовать юридическому адресу организации.

7. Обратиться в ФНС

Вы должны принести в налоговую следующие документы:

  • заявление на госрегистрацию по форме № Р11001;
  • устав;
  • протокол учредительного собрания;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Сделать это можно лично, через МФЦ, почтовым отправлением или через нотариуса. Решение о регистрации в ФНС должны принять в течение трёх дней.

8. Вступите с саморегулируемую организацию

Это обязательное условие, так что позаботьтесь о его выполнении.

Как ликвидировать кредитный кооператив

Деятельность КПК может быть прекращена Федеральный закон от 18.07.2009 № 190‑ФЗ принудительно по решению суда или добровольно по решению общего собрания пайщиков. Кооператив обязан самоустраниться, если в течение полугода в нём меньше членов, чем необходимо по закону.

Когда решение о ликвидации принято, КПК прекращает свою работу и не может принимать деньги или выдавать кредиты. Затем назначается ликвидационная комиссия (при добровольном закрытии это делают учредители). В её обязанности входят оценка имущества кооператива и расчёты с кредиторами.

Оставшиеся после этого деньги делятся между пайщиками пропорционально их вложениям. А в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись, что организации больше не существует.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

Сферой финансового контроля в организациях кредитной потребительской кооперации является заемно-сберегательная деятельность по финансовой взаимопомощи. Реализация контроля по проверке и оценке работы кредитного кооператива законодательно регламентируется и осуществляется посредством ревизии или аудита.

Кредитно-потребительское движение в форме кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, потребительских обществ, обществ взаимного кредитования и других некоммерческих кредитных образований, работающих на основе действующего федерального и регионального законодательства, сегодня является одним из инструментов финансового рынка России.

Специфика образования, цель деятельности, особенности функционирования и управления, финансовые аспекты деятельности выдвигают необходимость осуществления постоянного контроля в кредитных потребительских кооперативах.

Содержание понятия "контроль" со временем менялось, и пока в определении контроля и перечня его функций нет единодушия.

Как видим, такой дифференцированный подход специалистов к анализу сущности контроля — это не стремление дать универсальную трактовку понятия контроля, а следствие подхода с точки зрения интересов представителей различных научных направлений.

Финансовый контроль в кредитных потребительских кооперативах, на наш взгляд, это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и положений устава кредитного потребительского кооператива, достоверности, законности и экономической целесообразности совершенных заемно-сберегательных и других денежных операций и действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении. Сферой финансового контроля кредитного потребительского кооператива является заемно-сберегательная деятельность, охватывающая практически все денежные операции кооператива, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов. Такой широкий диапазон объясняется тесной взаимосвязью финансовых и экономических показателей, а также тем, что на формирование и использование финансовых ресурсов оказывают влияние различные факторы.

КОНТРОЛЬ как проверка
Лука Пачоли: "Доброе дело сделали, когда для наблюдения за неисправными маклерами и бухгалтерами назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях".

И. П. Сенигов: " Контроль - это проверка счетов и действий одного лица или учреждения другим лицом или учреждением".

В. Даль: "Контроль - учет, проверка счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся проверкой счетов".

С. И. Ожегов: "Контроль - это проверка, а также наблюдение с целью проверки".

КОНТРОЛЬ как стадия цикла управления

Е. А. Кочергин: "Контроль - завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными".

А. Г. Зверев: "Контроль - это проверка законности, правильности и целесообразности расходования государственных средств, эффективности их использования".

КОНТРОЛЬ как обратная связь

А. А. Годунов: "Контроль - это способ организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения ее решения".

КОНТРОЛЬ как система

А. С. Наринский и Н. Г. Гаджиев: "Контроль - система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных перед ней задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению ее целей".

Ф. Б. Риполь-Сарагоси: "Контроль - система наблюдения и проверка процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, осуществляемые для оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения; выявления отклонений от требований этих решений и нарушений принципов законности, достоверности и целесообразности операций и процессов деятельности управляемого объекта; вскрытия факторов, причин и условий возникновения неблагоприятных явлений и их устранения".

КОНТРОЛЬ как система управления

Н. П. Ефимова: "Контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей".

Н. Д. Погосян: "Контроль - это совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности".
М. Мескон, А. Хедоури: "Контроль - это процесс обеспечения и достижения целей".

КОНТРОЛЬ как функция управления

Д. Хан: " Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности".

Международные стандарты финансовой отчетности: "Контроль - это возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности"

А. С. Петров: "Функция контроля является аналитической. Она осуществляет наблюдение за течением производственных процессов и ходом выполнения производственной программы, сравнивает величины контролируемого параметра с заданной программой, фиксирует результаты сравнения в форме, удобной для использования".

В. Г. Афанасьев: "Контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования".

С. О. Шохин и Л. И. Воронина: "Контроль - одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел".

Цель контроля — проверка состояния объекта контроля, а содержанием контрольной деятельности является достижение поставленной цели, которая состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.

Существуют два основных подхода к определению задачи финансового контроля. При первом подходе его задачей является контролируемость состояния и поведения объектов контроля в соответствии с установленной нормой. При втором подходе его задача состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дела, сопоставить его с намеченными целями, оценить ситуацию и предложить в случае необходимости корректирующие меры. В общем, цели и задачи финансового контроля осуществляются при соблюдении определенных принципов контроля.

Процесс финансового контроля деятельности любого кредитного потребительского кооператива в целом или отдельного сегмента его деятельности — это сложный процесс, требующий существенных временных и экономических затрат на его организацию, поэтому целесообразно предварительно провести работу, направленную на максимальное сокращение времени контрольных мероприятий и проверок (ревизий), не снижая при этом их качества.

В связи с отсутствием единых рекомендаций по технологии проведения контрольных мероприятий в организациях кредитной потребительской коопера-ции граждан, многие ревизионные комиссии столкнулись с трудностями системного характера. Одни шли по пути создания набора разрозненных методик, охватывающих лишь определенные этапы проведения ревизии, и увязли в многочисленных взаимных противоречиях. Другие пытались навязать членам комиссии целый комплекс недостаточно продуманных инструкций, указаний, макетов, которые персонал игнорировал.

Наиболее распространенной формой контроля до недавнего времени являлась ревизия. Ревизия и контроль — эти понятия взаимосвязаны, первое является производной более широкого понятия системы экономического контроля и отражает конкретные действия по регулированию отношений организации с вышестоящими организациями и бюджетом.

Ревизия означает пересмотр ранее произведенных операций или их конкретное изучение в целях установления соблюдения законности и экономической целесообразности. Посредством ревизии обеспечивается систематический контроль сохранности имущества и использования средств экономического субъекта. Ревизия позволяет более полно и глубоко проверять качество производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организаций, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Подчеркнем, что в процессе ревизии в отличие от других форм контроля проверяется не только состояние хозяйствующего субъекта, но и оценивается уровень его руководства. Она проводится в намеченные планами сроки или при наличии фактов, дающих основание предполагать возможные нарушения, при невыполнении заданий и обязательств, в случаях, когда нужно получить полную и точную информацию о состоянии дел, а также по заданию правовых и исполнительных органов.

По нашему мнению, ревизия — это форма контроля, которая должна применяться с учетом изменившейся действительности, новых условий хозяйствования. Следует отметить, что деятельность внешних аудиторов во многом опирается на результаты работы ведомственных и внутренних ревизоров. Квалифицированно и эффективно проведенная ревизия снижает затраты времени и стоимость внешнего аудита, резко уменьшает аудиторский и информационный риск.

Между аудитом и ревизией много общего в организационных подходах к их проведению, способах и методах осуществления, составе элементов, что обусловливает сходство методик и приемов, применяемых при проведении аудита и ревизии, позволяет обмениваться накопленными опытом, правилами и стандартами. Конкретизация методологии этих форм финансового контроля должна осуществляться на использовании опыта ревизий и правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Демократический контроль как основной кооперативный принцип в кредитных потребительских кооперативах реализуется путем осуществления независимой контрольной деятельности по проверке и оценке работы кооператива в интересах пайщиков. Контроль в кредитных потребительских кооперативах может осуществляться как в форме аудита, проводимого аудиторами, аудиторскими фирмами и ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов, так и в форме ревизии.

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый структурными элементами кредитного кооператива, заключается в оперативном аналитическом контроле заемно-сберегательной деятельности и формировании фонда финансовой взаимопомощи, а также в выявлении резервов повышения эффективности уставной деятельности организации.

В системе же сельскохозяйственной кредитной кооперации функции ревизионной комиссии берут на себя наблюдательные советы. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" Федеральным законом от 03.11.06 № 183-ФЗ, сельскохозяйственные кооперативы подлежат ежегодной ревизии с выдачей ревизионного заключения.

Ревизия в кредитных потребительских кооперативах как форма финансового контроля — это система контрольных действий, основанных на принципах приоритетности защиты интересов пайщиков, целенаправленности совершаемых финансовых операций, обеспечении снижения рисков финансовых вложений и осуществляемых ревизионной комиссией (ревизионным союзом) по проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, достоверности и экономической целесообразности совершенных операций и действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении.

По нашему мнению, ввиду специфики деятельности и степени институционального развития, на современном этапе в организациях кредитной потребительской кооперации совпадают цели, задачи, формы, методы аудита и ревизии. Аудит в кредитной потребительской кооперации может быть комплексным или тематическим. Исходя из методов проверки (сплошная, выборочная, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.) аудит может быть подтверждающим, системно ориентированным или базирующимся на риске. Подтверждающий аудит предполагает подтверждение правильности и достоверности совершения финансовых операций и оценку достоверности бухгалтерской информации и финансовой отчетности кредитного потребительского кооператива. Системно ориентированный аудит проводится с целью проверки объектов с учетом оценки эффективности системы внутреннего контроля аудируемого кооператива. Аудит, базирующийся на риске, предполагает проведение действий аудита с корректировкой на уровень риска на объектах контроля.

Внешний контроль (аудит) может проводиться по договору с аудиторскими организациями, по федеральному законодательству он является обязательным. Применительно к рассматриваемому нами объекту организация проверок и методика аудита не имеет законодательно закрепленного регламента и поэтому строится согласно определенному набору требований ко всем проверкам данного рода и разбивается на несколько этапов, которые могут осуществляться в разной последовательности.

Процесс аудиторской проверки на всех этапах сопровождается выполнением аналитических процедур, проводимых в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аналитические процедуры". Применение аналитических процедур позволяет аудитору получить первоначальную информацию о кредитном потребительском кооперативе и возможных зонах риска, проверить взаимоувязку показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности и провести их оценку, изучая вероятностные зависимости.

В отличие от прочих экономических субъектов аудит организаций кредитной потребительской кооперации, наделенных личными сбережениями пайщиков, должен включать выявление фактов мошенничества или ошибки, что фактически ограничивает аудитора в формировании собственных суждений. Несмотря на то что выявление ошибок и мошенничества законодательно не предусмотрено, это вытекает из правовых особенностей организаций данного рода.

Аудит в кредитном потребительском кооперативе включает аналитические, документальные и контрольные приемы. Аналитические методы заключаются во взаимосверке учетных данных с данными книжек пайщиков о суммах полученных займов и остатках средств на счетах привлеченных личных сбережений пайщиков. Этот широко распространенный в практике зарубежных кредитных потребительских кооперативов прием в российских кооперативах используется крайне редко, хотя он весьма действенен даже при выборочной проверке.

Потребность в инициативном аудите в кредитной потребительской кооперации, по нашему мнению, возникает чаще всего:

  • из-за отсутствия у кооператива четко налаженной системы внутреннего контроля;
  • при выявлении фактов нарушения демократических кооперативных принципов, заемной и сберегательной деятельности;
  • при несоблюдении руководством кооператива положений внутренних и внешних нормативных документов;
  • при выявлении любых угроз деятельности кооператива и др.

Следовательно, инициативный аудит в кредитной потребительской кооперации, ставящий целью выяснение конкретной ситуации, проводится в исключительных случаях и охватывает узкий участок деятельности с проведением ограниченного количества аудиторских процедур.

Таким образом, в зависимости от вида кредитного потребительского кооператива законодательно регламентируется форма осуществления финансового контроля — ревизия или аудит, а конкретизация методологии этих форм контроля должна осуществляться на использовании опыта ревизии и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Кроме того, отсутствие нормативных документов по организации и ведению бухгалтерского учета в кредитных потребительских кооперативах требует, в целях обеспечения пайщиков достоверной финансовой информацией, разработки единых рекомендаций по технологии проведения ревизии.

Источник: Бухгалтерский учёт, №18, сентябрь 2008

Читайте также: