Кто осуществляет наблюдение и контроль за загрязнением опс

Обновлено: 19.05.2024

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности указанных органов и подведомственных им государственных учреждений.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 622 "Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3590).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 17.06.2013, N 24, ст. 3000.

Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее - государственный мониторинг), а также формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды (далее - государственная система наблюдений) и обеспечения функционирования такой системы.

2. Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.

3. Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

4. Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).

5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает:

а) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:

опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;
неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;
химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;
изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;

б) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

в) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

д) предоставление специально уполномоченным государственным органам Российской Федерации в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

е) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

ж) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

з) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведет в установленном порядке на основе документированных данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений, Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти:

с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики - в части получения и использования сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части получения и использования сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в части получения и использования сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также по вопросам установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - в части использования государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным медико-биологическим агентством - в части получения и использования сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

с Федеральным агентством водных ресурсов - в части получения и использования сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

с Федеральным агентством по рыболовству - в части использования сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

с Федеральным агентством по недропользованию - в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр;

с Федеральным агентством лесного хозяйства - в части использования сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга;

с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках международных и межведомственных соглашений.


Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В абзаце пятнадцатом пункта 4 Положения о государственной системе научно-технической информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. N 950 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 31, ст. 3696; 1998, N 28, ст. 3368; 2009, N 14, ст. 1663; 2010, N 18, ст. 2243):

а) слова "Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" заменить словами "Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

б) слова "окружающей природной среды и ее загрязнения" заменить словами "и загрязнения окружающей среды".

2. В подпункте 2 пункта 12 Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. N 208 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1234), слова "мониторинг окружающей среды" заменить словами "мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды".

3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6406):

а) в наименовании и абзаце втором слово "природной" исключить;

б) в Положении о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденном указанным постановлением:

в наименовании слово "природной" исключить;
по тексту слова "Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в соответствующем падеже заменить словами "Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в соответствующем падеже;
в предложениях первом и втором пункта 1 слово "природной" исключить;
в пункте 2:
в абзаце первом слово "природной" исключить, слова "мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения" заменить словами "мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Информация, содержащаяся в Едином государственном фонде данных, подлежит включению в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
в пункте 9 слова "Федеральной архивной службы России" заменить словами "Федерального архивного агентства".

4. В пункте 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2008, N 22, ст. 2581; 2009, N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4490), слова "мониторинга окружающей среды, ее загрязнения" заменить словами "мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды".

5. В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023):

а) в абзаце восьмом пункта 5 слова "окружающей среды" заменить словами "и прогнозирования чрезвычайных ситуаций";
б) в абзаце третьем пункта 19 слова "мониторинг окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов в части поверхностных водных объектов" заменить словами "мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды".

6. В Положении о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3434):

а) в пункте 16:
в подпункте 1 слова "мониторинг окружающей среды, ее загрязнения" заменить словами "мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды";
в подпункте 4 слова "мониторинга окружающей среды, ее загрязнения" заменить словами "мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды";

б) в подпункте 2 пункта 22 слова "мониторинг окружающей среды" заменить словами "мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды".

7. В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2172) слова "о загрязнении природной среды" заменить словами "о состоянии окружающей среды, ее загрязнении".

Многие из нас знают, что городской воздух здоровым не назовешь. Но, вероятно, немногие знакомы с тем, как именно осуществляется контроль за загрязнением воздушного бассейна. Приглашаю совершить небольшой экскурс, чтобы узнать, как это происходит в городе, где вы живете.

Как организованы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в РФ?

Посты наблюдений за атмосферным воздухом

Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на специальных постах. Постом наблюдения называется место, на котором размещают специально оборудованный павильон или автомобиль. Существуют посты наблюдений трех видов: стационарные, маршрутные и передвижные.

Стационарный пост используется для постоянного наблюдения за концентрацией загрязняющих веществ (ЗВ) или для постоянного отбора проб воздуха с их последующим анализом в специальной лаборатории. Стационарные посты оборудованы павильонами, которые устанавливают в заранее выбранных местах. Они используются для долговременного наблюдения за содержание основных ЗВ в атмосфере.

Число стационарных постов определяется численностью населения города, его площадью, рельефом местности, развитостью промышленности и расположением мест отдыха. В зависимости от численности населения, устанавливается: 1 пост — до 50 тыс. жителей; 2 поста — 50−100 тыс.; 2−3 поста — 100−200 тыс.; 3−5 постов — 200−500 тыс.; 5−10 постов — более 500 тыс.; 10−20 постов — более 1 млн. жителей.

Маршрутный пост организуется для регулярного сбора проб, когда нецелесообразно устанавливать стационарный пост. Он устанавливается, когда нужно детально исследовать состояние воздуха в отдельных районах, например в новостройках. Наблюдения на маршрутных постах осуществляются с помощью передвижной лаборатории, которая имеет все необходимое оборудование и приборы.

Маршрутные посты также устанавливают в заранее выбранных местах. Одна машина за рабочий день может произвести замеры в 4−5 точках. Порядок объезда передвижной лаборатории маршрутных постов должен быть всегда одним и тем же, чтобы получать достоверную информацию о концентрации ЗВ с одних и тех же постов в одно и то же время.

Передвижной (подфакельный) пост располагается под дымовым или газовым факелом предприятия, чтобы контролировать зону его воздействия как источника промышленных выбросов.

Работа на подфакельных постах также выполняется с помощью специально оборудованных передвижных лабораторий. Передвижные посты — это точки, расположенные на определенных расстояниях от источника загрязнения в направлении факела выбросов.

При подфакельных наблюдениях места сбора проб определяется таким образом, чтобы учесть наибольшее загрязнение на расстояниях 0,5; 1; 2; 3,…, 10 км от источника загрязнения и границы санитарно-защитной зоны.

Как осуществляется отбор проб воздуха

Отбор проб воздуха производится методом аспирации, определенный объем воздуха прокачивается через какой-либо поглотительный прибор, заполненный твердым или жидким сорбентом, либо через аэрозольный фильтр, который задерживает взвешенные в воздухе частицы ЗВ.

Таким образом примесь из большого объема воздуха оказывается сконцентрированной в небольшом объеме сорбента или на фильтре. Как правило, отбор проб воздуха и измерение концентрации различных вредных примесей производится на высоте от 1,5 до 3,5 метров от земли.

Какие существуют программы наблюдений?

На всех постах постоянное слежение за качеством воздуха осуществляется по одной из четырех программ: полной, неполной, сокращенной и суточной.

Полная программа наблюдений служит для того, чтобы иметь информацию о разовых и среднесуточных концентрациях ЗВ. Наблюдения ведутся ежедневно с применением автоматических устройств регистрации или 4 раза в сутки через равные промежутки времени, в этом случае пробы отбираются в 1, 7, 13 и 19 часов по местному времени.

При выполнении неполной программы отбор проб проводится в 7, 13 и 19 часов местного времени для того, чтобы получить информацию о разовом содержании ЗВ в воздухе.

По сокращенной программе с той же целью пробы собираются дважды в день в 7 и 13 часов.

Программа суточного отбора проб предназначена для того, чтобы получить данные о среднесуточной концентрации. Наблюдения по этой программе выполняются круглосуточно. Это не дает возможности получить разовые значения концентрации ЗВ.

Однако все четыре типа программ позволяют получить среднемесячные и среднегодовые значения.

В нашей стране работает автоматизированная система наблюдений и контроля окружающей среды (АНКОС-АГ). Она была разработана для автоматизированного сбора, обработки и передачи полученной информации о степени загрязнения воздуха. АНКОС-АГ поставляет непрерывную информацию о ЗВ и метеорологической обстановке в больших городах и промышленных зонах.

На основе этой системы осуществлены технические возможности определения, передачи и хранения информации о загрязнении атмосферного воздуха.

Кроме вспомогательного оборудования, АНКОС-АГ включает газоанализаторы оксида углерода, оксида, диоксида и суммы оксидов азота, диоксида серы, озона, суммы углеводородов без метана. Всю полученную информацию обрабатывает компьютер. Существует постоянная связь между автоматизированной системой наблюдения и контроля и Центром обработки информации.

Системы АНКОС-АГ и Центра позволяют получать в режиме on-line следующие характеристики:

• измеряемые круглосуточно определенные параметры воздушного бассейна;
• автоматический сбор информации со станций системы АНКОС;
• сбор информации от стационарных и передвижных постов;
• оперативную оценку состояния воздуха по значения предельно допустимых концентраций (ПДК);
• краткосрочный прогноз уровней загрязнения ЗВ.

Вы вправе мне сказать, что все замечательно: имеются посты наблюдений, специальные программы наблюдений, выполняются хитрым образом отборы проб. А как можно судить о качестве воздуха по полученной информации? Вот об этом пойдет речь в следующей статье.

Читайте также: