Кто осуществляет лицензионный контроль деятельности по управлению мкд

Обновлено: 02.05.2024

Деятельность многих организаций и компаний возможна только после того, как будет получено специальное разрешение государства. Процесс получения такого разрешения называется лицензированием.

Лицензирование подразумевает собой не только разрешение, но и последующий контроль организации, получившей право на ведение той или иной деятельности. Свидетельство о таком разрешении называется лицензией.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Зачем УК нужна лицензия?

До 2014 года управляющие компании работали без лицензий. В результате проверок, проведенных Министерством строительства и ЖКХ, в 2013 году, выяснилось, что никто точно не знает, сколько управляющих компаний действует в России, куда и как расходуются денежные средства. Подробнее о доходах и расходах УК на сегодняшний день, читайте здесь.

Результатом данных проверок стал ФЗ №255, вступивший в силу 21 июля 2014 года. Этим законом введено обязательное лицензирование УК. Был установлен порядок и круг УК, подлежащих лицензированию.

Помимо вышеуказанного закона, процесс лицензирование УК определяется ЖК РФ, в части лицензирования УК и Постановлением Правительства за № 1110 от 28.07.2014 года, утвердившем Положение о лицензировании, постановлениями региональных органов управления, которые должны соответствовать нормам федерального законодательства.

Лицензионные требования к управляющим компаниям в сфере ЖКХ

Чтобы УК была допущена к лицензированию, она должна отвечать требованиям закона. Лицензионные требования к управляющим компаниям в сфере ЖКХ следующие:

  1. Наличие регистрации на территории России.
  2. Уставная деятельность организации.
  3. Руководители организации должны иметь соответствующую квалификацию и пройти курсы ее повышения, что должно подтверждаться документально.
  4. В УК должен быть соответствующий профилю штат работников. Например, дворники, электрики, сантехники — то есть те люди, которые и будут непосредственно заниматься обслуживанием домов и прилегающей к ним территории.
  5. Наличие техники и оборудования, необходимых для выполнения уставных задач. Все оборудование и техника должна принадлежать УК на законных основаниях.
  6. Наличие собственного помещение (нежилого) у УК. Оно должно отвечать определенных требованиям, установленным для подобного рода организаций.
  7. Компания должна соблюдать правила и нормы работы с информацией. Особенно в части раскрытия информации населению.

К руководителям УК закон предъявляет особые требования:

  • у руководителя должен быть квалификационный аттестат;
  • он должен пройти курсы повышения квалификации и иметь соответствующее свидетельство;
  • руководитель УК не может быть дисквалифицированным должностным лицом;
  • у него не должно быть непогашенных судимостей.

Необходимые основания для получения

Лицензия той или иной УК может быть выдана на основании:

  • заявления с просьбой допустить к аттестации;
  • соответствия УК требованиям ФЗ №255;
  • решения лицензионной комиссии.

Кроме этого основанием для выдачи лицензии УК служат заключенные с домом или домами следующие договора:

  • по оказанию услуг на обслуживание многоквартирного дома;
  • на выполнение работ;
  • по содержанию общедомового хозяйства;
  • на управление домом.

Кто выдает?

Лицензированием УК занимается Госжилнадзор — орган, который осуществляет надзор за жилым фондом, находящимся в ведении государства.

Надо помнить, что лицензия для управляющей компании ЖКХ, выданная эти органом, действительна только на территории региона, где расположено отделение Госжилнадзора, выдавшее ее УК.

Кроме отделения Госжилнадзора в лицензировании УК принимает участие и лицензионная комиссия. Именно она принимает решение о выдаче разрешения на деятельность УК, т. е. лицензию. Решение комиссией принимается на основании заключения Госжилнадзора.

Принятое комиссией решение передается в Госжилнадзор, который и оформляет, а затем выдает лицензию просителю. Если, конечно, решение будет в его пользу.

Порядок процедуры

Процесс получения лицензии можно условно разбить на три этапа:

    Подготовка документов, которые прилагаются к заявлению в Госжилнадзор.

В их число входят:

  • справка о регистрации на территории РФ, в качестве ИП или юрлица;
  • справки о судимости руководителей УК или об отсутствии оной;
  • выписка из реестра дисквалифицированных руководителей о наличии либо отсутствии в его списках руководителей УК;
  • справка о ранее аннулированных лицензиях — есть таковые или нет;
  • справка о лицензиях, которые ранее выдавались данной компании;
  • перечень печатных изданий или интернет-сайтов, где размещается информация о деятельности УК;
  • квитанция об уплате госпошлины, размер которой составляет 30000 рублей.

Сдача квалификационного экзамена. Эту процедуру необходимо пройти руководителю, а лучше всему руководящему составу — директору, заместителю, главному инженеру. Тем более что сдача экзамена является бесплатной.

Справка! Процесс лицензирования займет примерно полтора месяца. Большая часть времени уйдет на проверку жилинспекцией поданных документов.

Чаще всего в выдаче лицензии отказывают по мотивам искажений в раскрытии информации. Поэтому очень важно, чтобы размещенные материалы в печати и на сайтах соответствовали реальному положению дел в компании.

После того, как документы инспекцией будут проверены, подготовлены выводы по УК, все материалы передаются в лицензионную комиссию. Она на основании переданных ей материалов и принимает решение. Решение комиссии передается обратно в Госжилнадзор. Руководствуясь этим решением, инспекция либо выдает лицензию, либо отказывает УК.

На фото вы можете увидеть, как выглядит лицензия, выдаваемая управляющим компаниям:

Квалификационный экзамен

Его должны сдавать все претенденты на руководящие должности в УК. К экзамену допускаются только те соискатели, которые соответствуют требованиям закона. В частности, претендентом не может быть дисквалифицированное лицо, то есть его не должно быть в реестре подобных руководителей.

Сначала соискатель регистрируется в лицензионной комиссии. Для этого подается заявление по установленной форме в эту организацию.

Заявление рассматривается не более 15 дней. Они отсчитываются с момента приема заявления.

Если соискатель будет допущен к экзамену, ему будет выслано уведомление об этом. Уведомление высылается претенденту не позднее, чем за 5 дней до дня проведения экзамена. Для участия в экзамене необходим паспорт.

Сам экзамен представляет собой компьютерное тестирование. Время на тест — два часа.

Справка! Соискателю предлагается ответить на сто вопросов. Если он правильно ответит не менее, чем на 86 из них — экзамен засчитывается. Если нет, то он может попробовать сдать тест повторно. Закон не ограничивает количество подобных попыток.

В срок, не превышающий 5 дней после проведения экзамена, объявляются его результаты. Тот, кто успешно прошел тест, получает квалификационный аттестат. Срок действия документа – 5 лет.

Просмотрев видео вы ознакомитесь с подробной информацией о сдаче квалификационного экзамена для последующего лицензирования деятельности УК:

Если УК не сдала экзамен или допустила нарушения после лицензирования

То, что УК не получила лицензию с первого раза не означает прекращение ее деятельности. Ей предоставляется право повторно пройти процедуру лицензирования. Если и со второго раза управляющая компания опять не сдает квалификационный экзамен, тогда с рынка жилищных услуг придется уйти.

Кстати, выданная УК лицензия является бессрочной. Но государство вправе отозвать предоставленную лицензию, если грубо нарушается законодательство и установленные правила и нормы обслуживания жилищного фонда. В зависимости от рода и тяжести нарушений, УК либо вовсе прекращает деятельность, либо повторно проходит лицензирование.

Такие условия действуют только в отношении вновь сформированных управляющих компаний.

Внимание! Управляющие компании, которые работали до 01.05.2015 года и не получили к этому сроку государственную лицензию, заниматься деятельностью по обслуживанию многоквартирных домов запрещено.

Как проверить наличие лицензии?

Существуют два способа, как узнать есть ли лицензия у управляющей компании: первый – обратиться в муниципалитет; второй – в Госжилнадзор.

Порядок личного обращения определяется на местах. Где то могут потребовать написать заявление, где то – ознакомят со списком лицензированных УК на основании устной просьбы.

Кроме личного обращения, для проверки информации можно воспользоваться интернетом. Данные о всех УК, имеющих лицензию, доступны на сайте ГИС ЖКХ.

Для проверки наличия лицензии у УК вам необходимо:





  • знать и обеспечивать выполнение своих обязанностей;
  • решать проблемы с задолженностью перед РСО;
  • грамотно вести учетную политику.

Если же УК не устраивает собственников МКД, например, превышает полномочия, в частности, по отключению электроэнергии за долги, или не предоставляет всех услуг по договору, в том числе не знакомит владельцев квартир с ежегодным отчетом, то можно ее проверить на предмет наличия нарушений и в дальнейшем сменить УК или просто отказаться от нее.

Последующий контроль управляющей организации

Лицензионный контроль управляющих компаний в сфере ЖКХ возложен на жилищную инспекцию — Госжилнадзор. Осуществляется он путем плановых, а так же внеплановых проверок деятельности УК.

Руководители органов Госжилнадзора несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, в том случае, когда предписание нарушителю не выдается.

Важно! Если УК дважды за год подвергалась взысканиям, то ее могут лишить права управления домами. Если УК нарушала дважды в год требования не менее чем в 15 процентов домов, которыми управляет, то ее могут лишить лицензии.

В этом случае Госжилнадзор обращается с иском в суд. Именно он и принимает решение об аннулировании действующей лицензии. Если суд примет такое решение, то на его основании Госжилнадзор прекращает действие лицензии провинившейся компании.

Заключение

Необходимо привести в соответствие с требованиями закона не только документацию, но и саму хозяйственную деятельность, и только потом обращаться за лицензией.

В видео рассказаны все нюансы получения лицензии управляющими компаниями:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



1 сентября 2014 года вступили в законную силу изменения в жилищное законодательство Российской Федерации, предусматривающие переход к государственному регулированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с использованием механизма лицензирования.

В соответствии с указанным нормативно правовым актом Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом Х, предусматривающим положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионных требованиях к лицензиату (соискателю лицензии), должностному лицу лицензиата (соискателя лицензии), аннулировании лицензии и прекращении ее действия.

Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 789/пр. Указанный приказ вступил в силу 15 декабря 2014 года.

- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

В соответствии с Положением о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:

- копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;

- опись прилагаемых документов.

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома в соответствии с требованиями установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах);

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности);

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

- регистрация лицензиата в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

- наличие у должностного лица лицензиата квалификационного аттестата;

- отсутствие у должностного лица лицензиата неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата;

- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату;

- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса (обеспечение свободного доступа к информации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 года).

Согласно ст. 194 Жилищного кодекса Российской Федерации заявление лицензиата (соискателя лицензии) рассматривается в срок не более 30 рабочих дней лицензирующим органом, который представляет лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории Иркутской области.

Основаниями для отказа являются:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года.

После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами обязаны обратиться в Службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, осуществляющую региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности.

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Что изменилось в новом законе о проверках

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
- через МФЦ;
- через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
- решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
- акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
- действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Законом установлены форма и содержание жалобы (ст. 41) и основания для отказа в рассмотрении жалобы (ст. 42). Отказ в рассмотрении жалобы не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

Верховный Суд указал, что отсутствие в реестре лицензий сведений о МКД, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление деятельности без нее


Верховный Суд опубликовал Определение № 302-ЭС19-17595, в котором разобрался, может ли управляющая компания оказывать услуги собственникам многоквартирного дома, если, по данным реестра лицензий региона, такие дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет УК.

13 сентября 2017 г. учреждение и Минобороны России заключили договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, в том числе многоквартирными домами. В соответствии с п. 10.1 договора учреждение приступило к выполнению обязанностей с 1 ноября 2017 г. и произвело начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, предъявив к оплате платежные документы за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г.

Решением Арбитражного суда Красноярского края, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Суды, признавая законным предписание службы надзора, руководствуясь положениями ст. 4, 20, 154, 161, 162, 192, 196, 198, 200 Жилищного кодекса, ст. 12, 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением № 1110, Положением о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 3 апреля 2012 г. № 143-п, исходили из отсутствия у учреждения правовых оснований для начисления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платы за жилищно- коммунальные услуги и выставления платежных документов за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г. Они указывали, что, согласно данным реестра лицензий Красноярского края, спорные многоквартирные дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет учреждение.

При этом суды посчитали, что факт реального управления учреждением многоквартирными домами не имеет правового значения ввиду отсутствия у заявителя права на осуществление указанной деятельности, в том числе заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Учреждение обратилось в Верховный Суд.

Высшая инстанция сослалась на ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса, в соответствии с которой лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Суд заметил, что в силу ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса в редакции, действовавшей в 2017 г., если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

С учетом изложенного, указал ВС, осуществление юрлицом или ИП на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги).

Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Кроме того, Суд указал, что фактическое оказание учреждением услуг в соответствии с условиями договора управления и правильность исчисления за период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г. размера оплаты услуг за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные услуги, используемые в целях надлежащего содержания общего имущества, и коммунальные услуги по электроснабжению, службой надзора под сомнение не ставились, в акте проверки и оспоренном предписании выводы по данным обстоятельствам отсутствуют.

Таким образом, Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу и признал предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края недействительным.

По результатам контроля осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, их объединения и организации имеют возможность осуществлять контроль за исполнением государственной функции путем обращения по адресу, указанному в подпункте 2.1.1., в порядке, установленном подпунктом 2.1.2. раздела II настоящего Регламента.

Выписка из ЕГРИП

Формат предоставления документа:

Тип входящего документа:

Может быть получен в ходе оказания услуги

Варианты предоставления:

Предоставляется без возврата

Количество:

Описание:

Отказ в предоставлении услуги/исполнении функции

Сведения о государственной функции

Проверка управляющих организаций

Реестровый номер функции

Идентификатор цели

Дата размещения сведений в Региональном реестре государственных услуг:

Дата последнего обновления сведений в Региональном реестре государственных услуг:

11 декабря 2017

Порядок обжалования

5.1. Заинтересованные лица (заявители) имеют право на обжалование действий (бездействия) Инспекции, а также должностных лиц Инспекции, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции.

5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) Инспекции, а также должностных лиц Инспекции, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции

5.4. Заявитель в своей письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в который направляет письменную жалобу, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) (наименование юридического лица) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

Жалоба может быть подана в форме устного обращения на личном приеме заявителя. Прием граждан осуществляют начальник Управления и его заместитель.

Прием заявителей начальником Инспекции и его заместителем проводится по предварительной записи, которая осуществляется в соответствии с графиком работы службы, предусмотренным разделом 2 настоящего административного регламента, в приемной начальника Управления (лично и по телефону (8412) 94-13-91).

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема заявителя. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заявителя. В остальных случаях дается письменный ответ.

В ходе личного приема заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Жалоба может быть подана по электронной почте на адрес Инспекции, указанный в пункте 5.3. настоящего регламента.

5.5. Заинтересованные лица имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

- при личном обращении;

- при обращении по телефону;

- по письменным обращениям, в том числе поступившим в виде электронного документа.

5.6. Заявитель может подать жалобу на решения и действия (бездействия) Управления, а также ее должностных лиц в ходе выполнения государственной функции в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями).

5.7. Письменная жалоба и жалоба по электронной почте должны быть рассмотрены Инспекцией в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, когда для проверки и решения, поставленных в жалобе вопросов, требуется более длительный срок, допускается продление руководителем сроков ее рассмотрения, но не более чем на 30 дней, о чем сообщается заявителю, подавшему жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

5.8. По результатам рассмотрения жалобы Управление принимает одно из следующих решений:

1) удовлетворяет жалобу;

2) отказывает в удовлетворении жалобы.

Ответ на обращение, поступившее в письменной форме, направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

5.9. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявитель может получить по адресам и телефонам, указанным в подпункте 2.1.1. раздела II настоящего регламента.

Участвующие организации

Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области

Предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям

Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области

Читайте также: