Кто осуществляет контроль за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков
Обновлено: 17.05.2024
Контрольный орган в сфере закупок — это ФАС. Она следит за соблюдением контрактного законодательства. Для реализации этих полномочий он вправе проводить плановые и внеплановые проверки, приостанавливать процедуры и выносить предписания. Дополнительно госзакупки контролируют Казначейство, Счетная палата, местные администрации и комитеты и общественные организации.
Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные власти
Постановление правительства № 728 от 26.08.2013 устанавливает, что контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба.
Помимо ФАС, контрольные полномочия имеются у органов власти субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и муниципальные властные субъекты.
Часть 3 статьи 99 44-ФЗ устанавливает, кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют в зависимости от уровня заказчика:
- уполномоченный орган власти соответствующего субъекта;
- ФАС России и ее территориальные управления
- уполномоченный субъект муниципалитета;
- уполномоченное лицо соответствующего субъекта;
- ФАС России и ее территориальные управления
Часть 4 статьи 99 44-ФЗ регулирует, кто осуществляет контроль за электронными площадками, — Федеральная антимонопольная служба.
Контрольные мероприятия бывают двух типов:
Периодичность плановых проверок — не чаще одного раза в полгода.
Не позднее чем за неделю до предполагаемой проверки контролер извещает о ней госзаказчика специальным уведомлением, где подробно описывает:
- когда проводится проверка;
- какой период проверят;
- срок самой проверки;
- какие документы необходимо подготовить;
- если проверка выездная, в уведомлении укажут просьбу организовать помещение для работы контролеров.
В результате проверки контрольный орган в сфере закупок принимает решение:
- что в ходе проверочных мероприятий нарушений не выявлено;
- о выдаче предписания устранить обнаруженные нарушения;
- о возбуждении административного производства по факту правонарушения;
- о подаче иска в суд о признании ранее заключенного контракта недействительным.
Как контролируют заказчиков Казначейство, региональные финансовые органы
Компетенция ФАС России — контроль за соблюдением правил 44-ФЗ, Антимонопольная служба не касается вопросов финансирования контрактов, финансовый контроль госзакупок — задача Казначейства и региональных финансовых органов.
В финансовом контроле выделяются два направления:
- проверка информации, размещаемой в ЕИС;
- внутренний государственный финансовый контроль.
Суть контроля информации, размещаемой в ЕИС, — в сопоставлении объема бюджетных средств, которые предоставлены заказчику, и объема закупок, которые этот заказчик намерен проводить. В норме заказчик не вправе выходить за пределы предоставленных ему средств.
Чтобы проверить, насколько заказчик следует этому правилу, контролирующие органы проверяют публикуемые в ЕИС планы-графики, извещения о закупках, проверяют распределение финансирования на все этапы закупки.
Такой контроль происходит с помощью функционала системы: информация автоматически передается контролеру и если она прошла проверку, автоматически публикуется. Если не прошла — заказчик получает от контролера протокол с описанием выявленных нарушений.
В рамках внутреннего финансового контроля проверяется:
- правильность подготовки закупки, в том числе соблюдение правил нормирования и обоснования НМЦК;
- исполнение контрактов — на сколько реальное исполнение соглашения соответствует его положениям и изначальным целям закупки.
Такие проверки бывают плановыми и внеплановыми, а в результате контролер принимает решение:
- об отсутствии нарушений со стороны заказчика;
- о выдаче предписания об устранении нарушений;
- о возбуждении административного производства;
- о передаче материалов правоохранителям для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о подаче иска в суд для признания того или иного контракта недействительным и возмещения ущерба, причиненного бюджету соответствующего уровня.
Что делать заказчику в ходе контрольных мероприятий
Если в отношении вас органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ или органы финансового контроля проводят плановую или внеплановую проверку, важно оказывать им необходимое содействие:
- предоставлять требуемые документы;
- предоставлять помещения для работы, если проводится выездная проверка;
- определить должностное лицо, которое обязано взаимодействовать с проверяющими.
При этом все взаимодействие с контролерами следует максимально формализовать: все требования с их стороны и ваши ответы оформляются письменно и передаются друг другу официально.
Не следует препятствовать проверке — это приведет к дополнительной административной ответственности.
Любые результаты проверки, если они вас не устроят, обжалуются в вышестоящий орган или в суд.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Читайте также: