Кто осуществляет контроль за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков

Обновлено: 17.05.2024

Контрольный орган в сфере закупок — это ФАС. Она следит за соблюдением контрактного законодательства. Для реализации этих полномочий он вправе проводить плановые и внеплановые проверки, приостанавливать процедуры и выносить предписания. Дополнительно госзакупки контролируют Казначейство, Счетная палата, местные администрации и комитеты и общественные организации.

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные власти

Постановление правительства № 728 от 26.08.2013 устанавливает, что контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба.

Помимо ФАС, контрольные полномочия имеются у органов власти субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и муниципальные властные субъекты.

Часть 3 статьи 99 44-ФЗ устанавливает, кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют в зависимости от уровня заказчика:

  • уполномоченный орган власти соответствующего субъекта;
  • ФАС России и ее территориальные управления
  • уполномоченный субъект муниципалитета;
  • уполномоченное лицо соответствующего субъекта;
  • ФАС России и ее территориальные управления

Часть 4 статьи 99 44-ФЗ регулирует, кто осуществляет контроль за электронными площадками, — Федеральная антимонопольная служба.

Контрольные мероприятия бывают двух типов:

Периодичность плановых проверок — не чаще одного раза в полгода.

Не позднее чем за неделю до предполагаемой проверки контролер извещает о ней госзаказчика специальным уведомлением, где подробно описывает:

  • когда проводится проверка;
  • какой период проверят;
  • срок самой проверки;
  • какие документы необходимо подготовить;
  • если проверка выездная, в уведомлении укажут просьбу организовать помещение для работы контролеров.

В результате проверки контрольный орган в сфере закупок принимает решение:

  • что в ходе проверочных мероприятий нарушений не выявлено;
  • о выдаче предписания устранить обнаруженные нарушения;
  • о возбуждении административного производства по факту правонарушения;
  • о подаче иска в суд о признании ранее заключенного контракта недействительным.

Как контролируют заказчиков Казначейство, региональные финансовые органы

Компетенция ФАС России — контроль за соблюдением правил 44-ФЗ, Антимонопольная служба не касается вопросов финансирования контрактов, финансовый контроль госзакупок — задача Казначейства и региональных финансовых органов.

В финансовом контроле выделяются два направления:

  • проверка информации, размещаемой в ЕИС;
  • внутренний государственный финансовый контроль.

Суть контроля информации, размещаемой в ЕИС, — в сопоставлении объема бюджетных средств, которые предоставлены заказчику, и объема закупок, которые этот заказчик намерен проводить. В норме заказчик не вправе выходить за пределы предоставленных ему средств.

Чтобы проверить, насколько заказчик следует этому правилу, контролирующие органы проверяют публикуемые в ЕИС планы-графики, извещения о закупках, проверяют распределение финансирования на все этапы закупки.

Такой контроль происходит с помощью функционала системы: информация автоматически передается контролеру и если она прошла проверку, автоматически публикуется. Если не прошла — заказчик получает от контролера протокол с описанием выявленных нарушений.

В рамках внутреннего финансового контроля проверяется:

  • правильность подготовки закупки, в том числе соблюдение правил нормирования и обоснования НМЦК;
  • исполнение контрактов — на сколько реальное исполнение соглашения соответствует его положениям и изначальным целям закупки.

Такие проверки бывают плановыми и внеплановыми, а в результате контролер принимает решение:

  • об отсутствии нарушений со стороны заказчика;
  • о выдаче предписания об устранении нарушений;
  • о возбуждении административного производства;
  • о передаче материалов правоохранителям для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • о подаче иска в суд для признания того или иного контракта недействительным и возмещения ущерба, причиненного бюджету соответствующего уровня.

Что делать заказчику в ходе контрольных мероприятий

Если в отношении вас органы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ или органы финансового контроля проводят плановую или внеплановую проверку, важно оказывать им необходимое содействие:

  • предоставлять требуемые документы;
  • предоставлять помещения для работы, если проводится выездная проверка;
  • определить должностное лицо, которое обязано взаимодействовать с проверяющими.

При этом все взаимодействие с контролерами следует максимально формализовать: все требования с их стороны и ваши ответы оформляются письменно и передаются друг другу официально.

Не следует препятствовать проверке — это приведет к дополнительной административной ответственности.

Любые результаты проверки, если они вас не устроят, обжалуются в вышестоящий орган или в суд.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Читайте также: