Кто осуществляет контроль за доменами

Обновлено: 07.07.2024

Как сообщает РБК, гендиректор ЗАО "Технический центр Интернет" (ТЦИ) - главный технический подрядчик КЦ, которому принадлежит 75% ТЦИ, - Алексей Платонов рассказал, что государство может "усилить свою роль в управлении доменами".

По его словам, контроль может быть передан государственному предприятию, например, подведомственные Минкомсвязи ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), созданный при Россвязи, и ФГУП "Восход", который занимается программами электронного правительства.

Однако пока точно не известно, кто будет контролировать российские доменные зоны. Так, директор КЦ Андрей Колесников заявил, что вообще не слышал об инициативе со стороны государства передать управление. В пресс-службе Минкомсвязи тоже заявили, что им "неизвестно о намерении передавать функции КЦ другим структурам".

Заметим, что КЦ - некоммерческая организация, которая существует на комиссию от продажи доменных имен. Среди ее учредителей нет госструктур, однако в совет КЦ входит представитель Минкомсвязи, и у него есть право вето на любое решение центра. По словам главы ТЦИ Алексея Платонова, в начале 2000-х годов была выбрана компромиссная модель в вопросе контроля доменных зон, что позволяло соблюсти интересы и общества, и государства.

Стоит добавить, что вопрос о доменах может решиться совсем скоро. В ближайшие дни, скорее всего, состоится заседание Совета безопасности РФ, на котором будут обсуждаться проблемы интернета. По данным источников РБК, близких к Кремлю, предположительно, 1 октября руководство страны, спецслужбы, члены правительства и интернет-операторы обсудят проблемы информационной безопасности в Сети. Алексей Платонов предполагает, что на заседании обсудят и передачу полномочий КЦ новой организации.

– Что такое система DNS? Как можно нарушить ее работу?

– Кто может испортить эти записи?

Получить корневой сервер в распоряжение российских структур сейчас маловероятно: для этого нужно, чтобы кто-то из ныне действующих операторов от него отказался.

– Насколько вероятно, что ICANN предпримет действия, которые повредят рунету?

– Наши госорганы, которые занимаются безопасностью, отмечают что ICANN находится в юрисдикции США и работает по контракту с американским министерством торговли. Они считают, что американцы могут предпринять какие-то действия в отношении доменов верхнего уровня. По опыту знаю, что делегирование нового домена действительно происходит с одобрения министерства торговли - они ставят визу. Но считаю почти невероятным, что ICANN предримет что-то во вред рунету. Так как это будет означать конец концепции единого и неделимого интернета, каким мы его привыкли видеть. И это в первую очередь оберенется против стратегии самих США. Такой недружественный акт в результате приведет к разрушению сложившейся экосистемы, при которой и страны и бизнесы доверяют корпорации ICANN.

– Были ли прецеденты, когда национальные домены исчезали из системы?

– Нам известен случай, когда был почти отключен интернет в Ливии в 2011 году, на протяжении одного дня у некоторых пользователей были проблемы. Правда, отключение, скорее всего, произвели ливийские госорганизации, и произошло оно после выбытия из строя серверов следующего после корневого уровня, обслуживающих зону .ly. Два из пяти таких серверов остановили работу, оставшиеся приняли на себя всю нагрузку.

Это было реализовано за несколько лет. Государство денег не выделяло, мы создали систему за деньги, которые заработали сами - стоимость проекта не раскрываем. Систему перехода на резервные сервера может обеспечить бесперебойность работы рунета. Она не раз подтверждала свою устойчивость при массированных DDoS атаках на наши DNS-сервера.

Насколько мне известно, на учениях, в частности, оценивалась надежность российского сегмента в случае внесения изменений в записи именно на недоступных нам корневых серверах.

– Каким образом проверяли?

– Повторю: точные детали учений мне неизвестны. Давайте я лучше расскажу, как мы сами готовимся к сложным ситуациям. Мы имитируем потерю записи в корневой зоне - как я уже говорил, на это мы не можем повлиять. У нас есть точная копия корневого сервера, находящегося зарубежом, и еще один сервер – дублирующий. Удаляем запись из корневого сервера, отслеживаем службой мониторинга изменения и осуществляем переход на дублирующий резервный сервер в смоделированном сегменте сети. Все запросы после этого идут на дублирующий сервер.

Если мы это делаем быстро, никто ничего не замечает. С нашей точки зрения, главное в этой задаче – вопросы координации и взаимодействия между операторами. У всех операторов в России уже есть элементы инфраструктуры, которые необходимы для переключения на дублирующий DNS-сервер.

Мы всегда держим резервный сервер наготове, пока система модельная, но она работает.

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Если даже выключить корневые зарубежные DNS-сервера, моментальной дезорганизации работы интернета все равно не произойдет. Информация будет некоторое время находится в кэш-памяти, и вся система продолжит работать. Этого времени достаточно, чтобы найти причину и восстановить сервера. Кроме того, как я уже говорил, ресурсы всегда будут доступны по IP-адресу.

– Сами по себе прошедшие учения – это уникальное событие? Или их проводят постоянно?

– Я о подобном раньше не слышал.

– Кто и когда позвал вас на эти учения?

– Письмо нам, в ТЦИ, пришло 15 июля, прошло несколько совещаний, а 22 июля, как я понимаю, был определен сценарий мероприятия.

– Кто будет докладчиком на посвященном интернету заседании Совбеза, намеченном на начало октября?

– Это не важно, важно, кому будет спущено поручение по итогам заседания и какие выводы будут сделаны. Скорее всего, поручение получит Минкомсвязи – что-то исследовать, что-то разработать, но вряд ли пойдет речь о законодательных инициативах в первом приближении. Система слишком сложная и критическая, чтобы сходу начинать в ней что-то менять. По крайней мере, было бы странно это делать без консультации со специалистами, которые двадцать лет потратили на построение одной из лучших в мире систем адресации.

Сейчас мы находимся в неопределенной ситуации, надеюсь, все станет яснее после заседания Совбеза. Озабоченность государства может быть понятна. Думаю, большинство опасений можно снять путем детального изучения вопросов, понимания инфраструктуры, функционирования участников системы DNS. Например, не лишним будет знать, что у Координационного центра нет юридических и прочих обязательств перед ICANN или любой другой зарубежной организацией.

– По-вашему, что нужно защищать впервую очередь?

– Мы считаем, что надо создать сеть, которая охватывает госресурсы - она должна быть защищена, у нее должна быть система перехода на альтернативные сервера. Вот этим и должно заниматься государство, а остальное должно быть отдано бизнесу и специалистам,. При этом всегда нужно помнить про принцип не класть яйца в одну корзину. Это самый главный принцип интернета - распределенность, он придуман военными. Одну сеть, даже самую крутую легче прихлопнуть, чем тысячу мелких.

– Чиновники к вам прислушиваются?

– Пока реализованного проекта нет, хотя достаточно давно обсуждается строительство RSNet [Russian state network, российской госсети]. Насколько я понимаю, на нее и должны быть возложены функции поддержки госресурсов.

Именно представители этих четырех организаций-учредителей присутствовали в 1999 году на встрече с Владимиром Путиным, на тот момент – премьер-министром, и обсуждали развитие интернета. На встрече решили, что нужно соблюсти интересы общества и государства: так возник КЦ и была предложена новая система из нескольких структур. По сути, была использована стандартная схема, которая реализована во многих странах.

– Каков же роль государства в этой системе?

– В совет КЦ, высший орган этой организации, входит представитель Минкомсвязи, у которого есть право вето на любое решение. Он может, к примеру, сказать, что какое-либо решение не соответствует национальным интересам, и его заблокируют.

– Расскажите о случаях, когда право вето было использовано?

– Таких случаев пока не было.

– Эта система может быть пересмотрена?

– Я пока ничего не знаю об этом. Но не исключаю, что государство захочет усилить свою роль в управлении доменами. Государство вправе потребовать передать управление национальными доменами госоргану или государственной организации.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок контроля за выполнением управляющей организацией условий договора управления МКД – одно из четырёх существенных условий договора управления, без обсуждения которых договор управления МКД не будет считаться заключённым (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Как актуализировать данные технического паспорта МКД

Кто контролирует управляющую организацию

В ч. 3 ст. 162 ЖК РФ не написано, что контроль за исполнением договора управления обязательно должны осуществлять собственники. В этой статье речь идёт о том, что в ДУ нужно прописать порядок осуществления такого контроля.

  • собственники помещений и их представители;
  • эксперты и аудиторы, которых привлекли собственники.

Внутренние документы управляющая организация может проверить самостоятельно или это сделает СРО, если УО является членом СРО. Органы государственного надзора проверяют деятельность управляющей организации на соответствие нормативным правовым актам.

СРО и органы государственного надзора работают по своим внутренним документам, поэтому управляющим организациям нужно описать в договоре управления порядок проведения контроля со стороны собственников.

Контроль со стороны собственников

Контроль со стороны собственников проявляется в том, что представитель собственников может участвовать при приёмке работ и услуг (абз. 5 п. 4 Правил № 416). Таким образом, контроль со стороны собственников – это, в первую очередь, подписание актов приёмки работ.

    закрепил акты выполненных работ в составе технической документации на МКД. Это значит, что управляющая организация не может отказаться от их составления.
  1. 16 февраля 2016 года вышел приказ Минстроя РФ № 761/пр – он утвердил форму акта.
  2. Управляющие организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и ГИС ЖКХ, среди прочего размещаются акты выполненных работ.

Акты выполненных работ – краеугольный камень при осуществлении контроля за исполнением договора управления. С их помощью управляющая организация может доказать, что выполнила работы качественно и в срок.

Акты приёмки выполненных работ

Порядок приёмки работ и услуг, периодичность составления актов приёмки выполненных работ нигде не установлены. Управляющие организации принимают решение самостоятельно: одни составляют акты ежемесячно, другие составляют акты раз в год.

Второй подход считается более эффективным, потому что минимум на год заключается договор управления МКД, в рамках года принимается перечень работ, на год утверждается цена договора. Соответственно, отчитываться удобнее за год.

Периодичность составления актов приёмки выполненных работ можно предусмотреть в договоре управления МКД – поставьте тот срок, который будет вам удобен. Раз в год достаточно.

Если вы не прописали периодичность в договоре управления, будут применяться нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие аналогичные отношения. По ст. 720 ГК РФ заказчик имеет право принять работы, заявить о недостатках. Если другое не предусмотрено договором, заказчик, который принял работы без проверки, не может в будущем ссылаться на недостатки работ.

  • наименования,
  • объём,
  • расценки,
  • стоимость выполненных работ и услуг.

Цена услуги или работы, отражённая в акте, должна соответствовать размеру выручки по договору управления, признанной в бухгалтерском и налоговом учёте управляющей организации в размере начисленной платы за содержание и ремонт ОИ в МКД.

Подписание акта выполненных работ

Акт выполненных работ может подписать председатель Совета МКД или уполномоченное лицо. Бывают ситуации, когда ни председатель Совета МКД, ни уполномоченное лицо не выбраны или они выбраны, но не хотят подписывать акты.

Так как ПП РФ № 761 руководства к действию не даёт, рекомендуем действовать согласно ст. 7 ЖК РФ – по аналогии. Закрепите в договоре управления возможность подписания акта в одностороннем порядке.

После подписания акта в одностороннем порядке вам останется уведомить об этом всех собственников помещений. Сделать это можно, вывесив информацию на информационном стенде в подъезде.

В договор управления или в сам акт внесите замечание о процедуре подписания актов выполненных работ для собственников: укажите, что у них есть тридцать дней, чтобы согласиться или написать мотивировочный отказ.

Для составления такого отказа собственники проводят ОСС, на котором составляют акт с претензиями к качеству, срокам и объёмам выполненных работ. Затем этот акт направляется в управляющую организацию. Если акта нет, работы и услуги считаются выполненными в полном объёме и в надлежащие сроки и принятыми собственниками.

Рекомендуем предусмотреть в договоре управления ситуацию, при которой выбраны председатель Совета МКД и уполномоченное лицо, но они не идут на контакт. Напишите, что в случае отсутствия этих лиц или поступления от них немотивировочного отказа от подписания акта, управляющая организация имеет право подписать данный акт с любым собственником.

Расчёт затрат по содержанию и текущему ремонту ОИ в МКД: 5 практических советов

Претензии от неуполномоченных лиц

Согласно Закону о защите прав потребителей, все собственники помещений в МКД могут высказывать управляющей организации свои претензии.

  • ходом и качеством выполняемых работ,
  • соблюдением сроков,
  • качеством поставляемых подрядчиком материалов,
  • правильностью использования материалов.

Чтобы контроль и надзор со стороны собственников не превратились в абсурд, рекомендуем прописать в ДУ, что собственники их осуществляют, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Также рекомендуем специально указать в ДУ следующий момент: если заказчик обнаружил какие-либо погрешности в работе, он должен сообщить о них немедленно. Если такого заявления нет, заказчик теряет в дальнейшем право ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Управляющая компания — это организация, которая обслуживает многоквартирный дом, а собственники квартир ей за это платят.

Такие компании следят за лифтами, поддерживают чистоту в подъездах, ремонтируют трубы в доме. Еще они в ответе за то, чтобы не текла крыша и ни на кого не упала сосулька.

Основной документ, регулирующий деятельность управляющей компании, — Жилищный кодекс РФ.

Что входит в обязанности УК

У управляющих компаний две основных обязанности: по договору они обслуживают дом и контактируют с другими поставщиками коммунальных услуг.

Как управляющая компания обслуживает дом:

  1. Ремонтирует и обслуживает общее имущество: лестничные площадки, сами лестницы, чердаки и подвалы.
  2. Ремонтирует отопление, водопровод и электричество в квартирах.
  3. Занимается вопросами пожарной безопасности. Например, следит, чтобы на этажах были пожарные краны и шланги, чтобы они работали.
  4. Следит за чистотой в подъездах и во дворе круглый год.
  5. Вывозит мусор.
  6. Нанимает работников и оплачивает их труд. Например, содержит штат дворников, сантехников, электриков и уборщиц.

Контакты с другими поставщиками. Кроме управляющей компании дом обслуживают другие поставщики коммунальных услуг: за электричество, воду и отопление управляющая компания обычно не отвечает.

Она выступает посредником между поставщиками и жильцами дома:

  1. Контролирует счетчики коммунальных услуг. Часто управляющая компания отправляет поставщикам показания квартирных счетчиков за жильцов.
  2. Собирает плату и работает с должниками. Люди платят поставщикам, а управляющая компания помогает в этом.
  3. Предупреждает собственников о перебоях. Например, если будут менять трубы и отключат воду.
  4. Информирует об авариях. Если на линию электропередач рухнул столб, УК не будет это чинить, но может сообщить, что произошло и когда дадут свет.

В каких вопросах управляющая компания может и не может помочь

Услуга Может помочь Не может помочь
Уборка в подъезде На лестницах грязь — УК нанимает и отвечает за уборщиц Сосед высыпает мусор перед дверью — разбирайтесь с соседом или обратитесь в полицию
Электричество У вас перегорела лампочка — если не можете поменять сами, УК пришлет электрика. Услуга может быть платной Авария на линии электропередач — УК только проинформирует, а ремонтировать будет поставщик электроэнергии
Водопровод В квартире сломался кран — УК пришлет сантехника Летом отключили горячую воду и ведут технические работы — УК только предупредит об отключении
Отопление Зимой в вашей квартире холодные батареи, а у соседей горячие — УК проверит систему отопления В холодное время года просто плохо топят — это поставщик может экономить топливо

У вас перегорела лампочка — если не можете поменять сами, УК пришлет электрика. Услуга может быть платной

Как проверять УК

Управляющие компании размещают информацию на сайтах и предоставляют ее по требованию собственника.

  1. Правильно ли выставили счета для оплаты коммунальных услуг. Не завышены ли тарифы.
  2. Как управляющая компания выполняет свои обязанности по договору — что сделала, что планирует сделать.

Поищите на сайте. Управляющие компании выкладывают в интернет:

  1. Список тарифов и обязательных платежей с ценами. Сравните этот документ со своими квитанциями. Если тарифы в вашей квитанции выше, это нарушение со стороны управляющей компании.
  2. Отчет о работе. В нем вы найдете данные о расходах управляющей компании по содержанию дома за определенный период. Например, если в доме и вокруг грязно, проверьте, сколько дворников и уборщиц наняла управляющая компания.

Напишите обращение. Эти же вопросы можно задать с помощью заявления в управляющую компанию. Заявление подавайте в приемную в двух экземплярах: один забираете себе со штампом секретаря. Если подаете заявление через интернет, сделайте скриншот экрана.

Куда жаловаться на управляющую компанию

Органы исполнительной власти. С жалобами на УК работают:

Некоммерческие организации. С нарушениями в жилищно-коммунальном хозяйстве борются политические партии и общественные организации, например общества по защите прав потребителей.

Суд. Если жалобы не помогают, вы имеете право подать иск в суд. Почитайте, как правильно выбрать суд.

Кто контролирует управляющие компании

Нормативы и критерии качества коммунальных услуг определяют Министерство строительства РФ и Министерство энергетики РФ. Нормативы показывают, что и в каком объеме нужно среднему гражданину в месяц. Например, сколько воды или электричества он использует, сколько топлива уйдет на отопление. Также Минстрой указывает, что считать качественной или некачественной работой УК и других поставщиков. В целом эти министерства больше издают методические указания, как контролировать, чем проводят проверки.

Ответственность за нарушение нормативов: ст. 7.23 КоАП РФ

Лицензирование. Управляющие компании лицензирует Госжилнадзор, а потом устраивает для них проверки. Это называется лицензионным контролем. В ходе таких проверок жилищная инспекция ищет нарушения — и если найдет, то может отозвать лицензию. Если вы сообщите о нарушении в Госжилнадзор, они могут провести внеплановую проверку УК .

Контроль за тарифами. Федеральная антимонопольная служба следит, чтобы управляющая компания устанавливала тарифы на услуги по закону. Этим же занимается региональный комитет по тарифам, а если его нет — региональное министерство энергетики.

Ответственность за нарушение правил содержания и ремонта: ст. 7.22 КоАП РФ

Жильцы дома тоже могут контролировать свою управляющую компанию — об этом мы рассказали выше.


ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Надзор государства над интернетом в России осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и другими профильными ведомствами, в том числе силовыми.

В сетях российских интернет-провайдеров установлено оборудование Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). В соответствии с федеральным законом "О связи" от 7 июля 2003 года, операторы обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и их деятельности в интернете.

14 июля 2007 года был опубликован Федеральный список экстремистских материалов (составляется Министерством юстиции РФ на основании решений российских судов, введен законом "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 года). С 2008 года российские провайдеры начали блокировать доступ к ресурсам, внесенным в этот список, хотя на тот момент правовой основы для такой блокировки еще не было.

В черный список первоначально попадали сайты, содержащие информацию о наркотиках, детскую порнографию и призывы к суициду, а также ресурсы, по которым было вынесено судебное решение о нарушении законодательства. Оператором реестра с вредоносной информацией является Роскомнадзор. Принимать решение о включении сайтов в "черный список" могут также МВД, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Роспотребнадзор.

В ноябре 2013 года Роскомнадзор, ФСКН и Роспотребнадзор разработали единый список, в котором содержались определения терминов "детская порнография", "пропаганда суицида и наркотиков в интернете". В нем содержатся критерии оценки информации на интернет-сайтах, запрещенной к распространению в России.

Процедура блокирования ресурса может быть инициирована на основании мониторинга интернета, а также на основании уведомлений от органов власти, организаций и граждан. После получения требования Генпрокуратуры Роскомнадзор направляет операторам связи требование об ограничении доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Операторы связи после получения этого требования обязаны незамедлительно ограничить доступ. Затем Роскомнадзор определяет хостинг-провайдера сайта, на котором содержится противозаконная информация, и направляет ему уведомление. Провайдер, в свою очередь, должен сообщить владельцу информационного ресурса о необходимости удалить противоправный контент, после чего доступ к ресурсу будет возобновлен.

1 августа 2013 года в России вступил в силу так называемый антипиратский закон ("О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", подписан президентом РФ Владимиром Путиным 2 июля 2013 года), который ввел процедуру досудебной блокировки сайтов с нелицензионными фильмами и сериалами. Такая блокировка проводится Роскомнадзором по жалобе правообладателей, заявление которых рассматривает Московский городской суд (Мосгорсуд).

1 февраля 2014 года вступил в силу закон, дающий Роскомнадзору право по запросу генпрокурора или его заместителей без суда вносить в черный список и блокировать интернет-ресурсы с призывами к экстремизму и массовым беспорядкам.

25 июля 2014 года вступил в силу приказ Минсвязи от 16 апреля 2014 года, обязавший операторов связи до 31 марта 2015 года привести оборудование СОРМ к новым критериям функционирования, обеспечивающим сбор более подробных и точных данных о пользователях интернет-коммуникаций и хранение полной записи их сетевых взаимодействий за период не менее 12 часов.

1 августа 2014 года вступил в силу так называемый закон о блогерах ("О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей", подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 мая 2014 года). Закон обязывает авторов интернет-ресурсов с аудиторией свыше 3 тыс. пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре. К таким владельцам сайтов и авторам блогов применяются ограничения, установленные в России для СМИ.

15 января 2015 года на рассмотрение Госдумы внесен пакет законопроектов с предложениями по усилению контроля за пользователями интернета. Авторы предлагают внести дополнения в закон о досудебной блокировке сайтов, обязав интернет-ресурсы и хостинг-провайдеров хранить данные о пользователях в течение полугода после окончания их деятельности, а также уведомлять Роскомнадзор о "начале деятельности, предполагающей распространение информации и организацию обмена данными между пользователями сети". В работе над пакетом законопроектов участвовали ФСБ, МВД и Росфинмониторинг, причем инициатором выступили именно правоохранительные органы. Цель готовящегося закона - выявлять и пресекать террористическую, а также любую другую преступную деятельность на ранних стадиях.

С 1 мая 2015 года Роскомнадзор на основе поправок к антипиратскому закону ("О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", подписан президентом РФ Владимиром Путиным 24 ноября 2014 года) сможет в досудебном порядке блокировать доступ к сайтам с нелегальными копиями книг, музыки и программ. При систематическом нарушении прав интеллектуальной собственности доступ к сайту может быть заблокирован навсегда. Эта мера будет применяться в том случае, если правообладатель дважды выиграет судебный процесс против одного и того же ресурса. Принимать решение о постоянной блокировке, как и прежде, будет Мосгорсуд. После этого Роскомнадзор в течение суток уведомит оператора о решении суда, на блокировку также будет отведено 24 часа.

Тренд на усиление контроля за интернетом

Согласно оценкам международной правозащитной организации Freedom House (ежегодный рейтинг Freedom on the Net), Россия за последние четыре года показала явный тренд по усилению контроля за интернет-пространством, находясь все это время в категории "стран с частично свободным интернетом". Оценивая степень свободы по 100-балльной шкале (где 0 баллов означает интернет без ограничений), эксперты организации в 2011 г. присвоили России 52 балла, а в 2014 - 60 баллов.

К концу 2014 года Роскомнадзор внес в единый реестр запрещенных интернет-ресурсов более 45700 онлайн-ссылок (URL). 64% ресурсов уличены в пропаганде и распространении наркотических средств, 15% - детской порнографии, 12% - суицида. В реестр блогеров было внесено 317 человек, ожидали внесения 187.

Согласно опросу, который в 2014 году провел "Левада-центр", 54% россиян поддерживали введение цензуры в интернете из-за множества опасных сайтов и материалов. 31% опрошенных посчитали введение цензуры в интернете недопустимым, при этом более трети респондентов (38%) отнеслись бы спокойно, если бы Госдума приняла законы, ограничивающие доступ россиян в мировой интернет. Отрицательный ответ на этот вопрос дали только 13% респондентов.

По данным Минкомсвязи на декабрь 2014 года, интернетом активно пользуются 62% россиян.

Читайте также: