Кто осуществляет контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй

Обновлено: 02.07.2024

Национальное бюро кредитных историй (НКБИ) является одниой из крупнейших в России организаций, которая собирает данные о кредитах и заемщиках. В базе находится 100 млн кредитных историй заемщиков, 400 млн записей о кредитах, 4 тыс. кредиторов-партнеров. НБКИ появилось в 2005 году в Москве, где и расположен центральный офис бюро.

Главной услугой для физических и юридических лиц является получение своей кредитной истории (КИ). Дополнительно в НКБИ можно узнать свой ПКР, оспорить КИ при обнаружении ошибок, заказать сведения из ЦККИ.

Содержание:

Для чего нужна проверка кредитной истории

Бюро кредитных историй предоставляет возможность осуществить проверку кредитного досье любого физического или юридического лица, данные о котором хранятся в этом БКИ. Проверка может быть осуществлена либо самим клиентом, либо другим лицом или организацией с его письменного согласия.

Вам будет интересно: Что такое кредитная история

Кому может быть нужна КИ клиента:

  • Самому заемщику; при принятии решения о выдачи нового кредита;
  • Страховой компании при оформлении страховки на крупную сумму;
  • Работодателю, когда приходит трудоустраиваться новый человек в отдельные организации. Например, на управленческие места в государственных структурах, крупных коммерческих компаниях, финансовых организациях.

Обратите внимание! Банки запрашивают КИ в обязательном порядке, другие организации и компании определяют необходимость самостоятельно.

С помощью отчета проверяется добропорядочность человека, его уровень ответственности, как он исполняет обязательства. Сформировать мнение можно по качеству обслуживания кредитов, сколько было подано заявок, какие решения принимали кредиторы и принимал ли клиент предложенные условия.

Порядок проверки регулируется законодательством РФ. Субъект вправе два раза в год через бюро кредитных историй сформировать отчет о своей кредитной истории бесплатно. Если требуется получать отчеты чаще, придется оплатить услугу. Для физических лиц ее стоимость 450 руб. за один запрос. Ограничений по платным запросам нет.

Зачем нужно проверять кредитную историю заемщику:

Если по отчету видно, что вы неоднократно нарушали условия предыдущих кредитных договоров, имели просрочки, с трудом погашали задолженность, чтобы увеличить шанс на получение кредита, вы сможете улучшить КИ. Для этого потребуется оформлять и своевременно погашать небольшие суммы кредитов. Удобно это сделать через оформление кредитной карты. Последующие кредитные отчеты покажут, что вы справляетесь со своими обязательствами в срок.

Вам будет интересно: Мифы о кредитной истории

Как хранится кредитная история

НБКИ обеспечивает обработку, хранение и передачу информации в соответствии с требованиями российского законодательства. За разглашение, незаконное использование конфиденциальных сведений уполномоченные лица несут ответственность.

Доступ к данным открывает сам субъект кредитной истории или он открывается в ходе судебных действий. Третьим лицам предоставляется сокращенный вариант отчета, сам заемщик получает полную КИ, состоящую из 4 разделов:

  • Титульная часть. Включает основную информацию по заемщику.
  • Основная часть. Отражен адрес и история кредитов и займов: суммы, даты получения и погашения, выход на просрочку, какое обеспечение, актуальный остаток долга или отметка о погашении. Дополнительно здесь размещены сведения о неисполненных в установленный срок решениях суда о взысканиях средств за жилье, коммунальные услуги и алименты.
  • Закрытая часть. Содержит сведения о лицах и организациях, которые делали запрос на проверку данного кредитного досье.
  • Информационная часть. Включает информацию по не выданным кредитам, куда были поданы заявки, с причинами неполучения кредита.

Согласно ст. 7 ФЗ №218 от 20.12.2004 г. КИ хранится в течение 10 лет со дня последнего изменения данных. По прошествии времени кредитная история будет аннулирована. Исключениями являются вступившие в силу решения суда, если клиент оспорил информацию, содержащуюся в КИ.

Порядок запроса и получения кредитной истории в НБКИ

Для получения отчета нужно сформировать запрос по специальной форме, которая есть на сайте (скачать форму для юридических и физических лиц).

Способы отправки запроса:

Кстати! Компания Юником24 также входит в список партнеров Национального Бюро Кредитных Историй, а значит у нас вы можете получить отчет по своей кредитной истории! Для этого перейдите по ссылке и следуйте инструкциям.

Как узнать кредитную историю в НБКИ бесплатно

Чтобы получить отчет по вашей кредитной истории на сайте НБКИ, воспользуйтесь нашей инструкции:

Обратите внимание! Вам не обязательно вводить тот же адрес электронной почты и пароль, что и на сайте Госуслуг.

  • На указанный адрес придет письмо со ссылкой активации:
  • Личный кабинет создан, чтобы подтвердить регистрацию, необходимо перейти по ссылке, которая поступит в уведомлении.

При первом входе в личный кабинет необходимо заполнить профиль и синхронизировать введенные данные с учетной записью на портале Госуслуг.

Для этого необходимо сделать следующее:

  • Войти в личный кабинет, введя адрес электронной почты и пароль, используемые при регистрации.
  • Ввести необходимую информацию в профиле:
  • Система автоматически перенаправит на сайт портала Госуслуг, где нужно ввести учетные данные для входа в свою учетную запись:
  • Если система не обнаружила ошибок, произойдет перенаправление пользователя обратно в личный кабинет НКБИ. Это значит, что синхронизация прошла успешно и можно совершать действия в профиле.

Обратите внимание: синхронизация данных с порталом Госуслуг производится один раз, при первом входе в личный кабинет. В дальнейшем функционал профиля будет доступен при вводе адреса электронной почты и пароля.

Теперь можно заказать КИ, воспользовавшись возможностями личного кабинета:

    При необходимости вы сможете оплатить услугу онлайн.

Обычно документ изготавливается в течение нескольких минут, если произошла задержка, нужно просто подождать. В крайнем случае можно обратиться в Службу поддержки по телефону 8 (800) 600-64-04.

Обратите внимание: в целях сохранения конфиденциальности информации отчет не высылается на e-mail клиента даже по запросу. Получить его можно только в личном профиле.

Юридические лица должны предварительно сформировать запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России, чтобы убедиться, что их КИ хранится именно в НКБИ. Это можно сделать через портал Госуслуг (при наличии подтвержденной учетной записи). Для формирования запроса потребуются уставные документы компании, документы, подтверждающие полномочия руководителей.

Подают запрос теми же способами, что и физические лица.

Рекомендуется проверять свою КИ через 30–50 дней после погашения каждого кредита или закрытия кредитной карты. Тогда вы будете точно уверены в достоверности данных отчета при последующем обращении в банк с новой заявкой.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.


Кредитные истории заемщиков находятся в специально созданных бюро. Они отвечают за сохранность, защиту, достоверность информации. Законом не ограничено количество БКИ, банки сами выбирают организацию для хранения данных. Поэтому, прежде чем заказывать КИ, пользователь должен узнать, в каком Бюро (одном или нескольких) она находится.

  1. Сколько БКИ в России в 2019 году?
  2. Функции бюро кредитных историй
  3. Перечень БКИ
  4. Как получить свой список БКИ?
  5. В какой форме предоставляется кредитная история?
  6. Что дальше делать с КИ?
  7. Как часто происходит обновление КИ?

Сколько БКИ в России в 2019 году?

Сегодня в Российской Федерации официально осуществляют деятельность 12 БКИ. Информация представлена согласно размещенному на сайте ЦБ РФ государственному реестру БКИ, по состоянию на 04.10.2019 года.



Функции бюро кредитных историй

Главными функциями БКИ являются:

  • Хранение КИ пользователей;
  • Защита данных, содержащихся в КИ;
  • Формирование отчетов в ЦККИ, по запросу пользователей и субъектов КИ;
  • Редактирование КИ в соответствии с полученными изменениями.

Для осуществления деятельности, БКИ должно иметь лицензию.

Поскольку организация является коммерческой структурой, часть услуг оказывается на платной основе.

Перечень БКИ

Основными Бюро, где хранятся более 90% всех КИ, являются следующие компании:

121069, г. Москва, Скатертный переулок, д.20, стр. 1

127006, г. Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1

129090, г. Москва, ул. Каланчёвская, д. 16, стр. 1

(495) 790-73-31/ (495) 967-30-91

105318, г. Москва, Семеновская площадь, д. 7, корп. 1

Полный перечень размещен на сайте ЦБ РФ по ссылке.

Как получить свой список БКИ?

Для получения списка БКИ, где находится КИ конкретного заемщика, потребуется следующее:

  • Зарегистрироваться на сайте Госуслуг.
  • Подтвердить учетную запись. Это можно сделать, посетив Центр обслуживания лично, по почте России, электронной подписью. Клиенты банков Сбербанк, Тинькофф Банк, Почта Банк смогут подтвердить УЗ в своем интернет-банке.
  • На портале Госуслуг войти в личный кабинет и в электронном виде подать заявку на услугу. Потребуются паспортные данные и номер СНИЛСа.
  • Перечень БКИ будет выслан в личный кабинет клиента.

Если заемщик делает запрос в электронном виде, перечень БКИ ему представляется по регламенту в срок до 3 рабочих дней, когда клиент лично обращается в организацию с запросом, список формируется за 1 день.

Как использовать перечень БКИ?

После того, как получен перечень БКИ, можно запрашивать информацию о кредитном рейтинге или КИ.

Способы отправки запроса:

  • В личном кабинете БКИ;
  • Почтовым отправлением. В этом случае подпись заявителя заверяется нотариально;
  • Телеграммой. Подпись заявителя заверяется на почте;
  • По электронной почте, если заявитель имеет усиленную ЭЦП;
  • Непосредственно в офисе организации.

Дополнительно клиенты могут воспользоваться платными способами: в онлайн банках, у партнеров Бюро.

Как делать запрос в БКИ на примере НБКИ:





В какой форме предоставляется кредитная история?

В зависимости от Бюро, отчет будет сформирован по-разному, но он обязательно будет содержать 4 части:

  • Титульная с основной информацией о заемщике.
  • Основная с данными по всем кредитам и займам.
  • Дополнительная с наименованиями кредиторов.
  • Информационная с дополнительными сведениями.

Например, в Сбербанк онлайн отчет выглядит следующим образом:



С 2019 года заказывать отчет можно 2 раза в год бесплатно, количество платных запросов не ограничено.

Что дальше делать с КИ?

При обнаружении недостоверной информации в отчете, следует срочно связываться с БКИ и банком, предоставившем недостоверные сведения. Составляется соответствующее заявление, которое Бюро обязано рассмотреть в срок до 30 дней. Если в БКИ получен отказ в изменении КИ, клиент может обратиться в суд.

Если КИ безнадежно испорчена, можно попробовать постепенно ее выправлять, получая и погашая небольшие суммы микрозаймов, кредитов.

Как часто происходит обновление КИ?

Обновление КИ происходит после каждого изменения ситуации с задолженностью: погашение, выход на просрочку, изменение условий договора и т. д. Банки в течение 5 дней обязаны передать сведения в БКИ, Бюро вносит изменения в течение 1 дня.

О важности кредитной истории знает каждый, кто хоть раз пытался получить кредит или рассрочку. Это база, в которую записываются все сведения о поведении человека при взятии кредитов, займов, ссуд, кредитных карточек. Даже задолженности по обязательствам, назначенные по решению суда, отображаются в КИ. История хранится в БКИ — специальных бюро, которые занимаются сбором и хранением информации о заемщиках. Два раза в год ее можно запросить бесплатно — этой возможностью стоит пользоваться, чтобы быть в курсе своей репутации у банков. Там же можно отследить ошибки в КИ и подать запрос на их исправление. Но для этого надо понимать, как правильно читать кредитную историю, — с первого взгляда в ней можно запутаться.

Содержание статьи

Четыре части кредитной истории

КИ официально разбита на четыре раздела. Сам человек может получить доступ к любому из них, третьи лица — только к некоторым: это конфиденциальная информация. А сторонний человек вовсе не имеет права просматривать чужую кредитную историю. Четыре части нужны для удобства ориентирования в документе.

Титульная

Тут указываются личные данные человека: Ф., И., О., номера СНИЛС и ИНН, дата рождения и номер паспорта. Они идентифицируют заемщика. Здесь же фиксируются изменения в личной информации.

Основная

В этой части размещаются сведения о кредитах: открытых и закрытых, просроченных и погашенных вовремя. Тут описаны просрочки, случаи передачи дела в суд, задолженности по кредитам, а также по иным обязательствам: ЖКХ, компенсации, алименты.

Закрытая

К этой части доступ имеют только сам человек и организации, которые сотрудничали с ним в рамках кредитования. Тут указывается, кто и когда выдавал заемщику кредит, кто запрашивал информацию о КИ с согласия человека и кому передавались займы — если такое было.

Информационная

Здесь фиксируются просрочки по кредитам, а также обращения за кредитованием — как успешные, так и те, за которыми последовал отказ. Банки используют сведения отсюда как еще один способ оценить благонадежность заемщика — поэтому людям советуют не оставлять слишком много заявок на кредит.

Как читать кредитную историю

  • Просмотрите личные сведения, указанные в титульной части. В них не должно быть ошибок или опечаток.
  • Оцените таблицу с суммарными обязательствами по договорам — там кратко описаны имеющиеся у Вас кредиты и займы. Информация опять же должна соответствовать действительности.
  • Прочитайте детальные сведения о кредитных договорах. Проверьте, не указаны ли закрытые кредиты как активные, нет ли там некорректных сведений, которые могут навредить КИ.
  • Обратите внимание на информационную часть. Там указываются не только заявки, но и их статус, а также причина отказа — если банк не выдал кредит. Это важно: можно отследить, не пытались ли брать на Вас кредит мошенники, а также оценить причины, по которым банки отказывали.
  • Просмотрите список из закрытого раздела и узнайте об организациях, которые запрашивали о Вас сведения. Это тоже может быть важно.

На что обратить внимание

Некоторые моменты заслуживают отдельного внимания: они показывают, не стали ли Вы жертвой мошенника или технической ошибки. Перечислим эти сведения.

Количество обязательств. Данные должны соответствовать действительности. Если Вы видите заем, который не брали, это тревожный звонок: есть вероятность, что на Вас взяли кредит мошенники. Стоит обратиться в БКИ за разъяснениями, а затем — в полицию. Еще одна деталь, которую надо проверить, — все ли погашенные займы отображаются как закрытые. Бывает такое, что банк или МФО забывают передать в БКИ сведения о закрытии обязательств, — тогда кредит или заем отображается как открытый и портит кредитную историю заемщика. Много открытых кредитов — это высокая кредитная нагрузка, а банки редко хотят иметь дело с такими клиентами.

Имя кредитора. Проверьте, чтобы оно совпадало с настоящим, особенно если покупали в кредит технику или мебель. Если кредит оформляется на кассе, кредитором вполне может стать незнакомая Вам микрофинансовая организация: надо быть внимательным к таким деталям.

Запросы. Если кто-то запрашивает сведения о Вашей кредитной истории без Вашего ведома — это повод насторожиться. Возможно, на Вас обратили внимание злоумышленники. Помните, что запрашивать информацию о КИ могут только сам человек или люди и компании, действующие с его разрешения. В остальных ситуациях это незаконно.

Просрочки. Во-первых, проверьте, есть ли они, и совпадает ли информация о них действительности. Если в кредитной истории отмечены просрочки, которых Вы не допускали, обратитесь в банк и БКИ: возможно, произошла ошибка при внесении данных. Во-вторых, обратите внимание на срок: чем он больше, тем хуже кредитная история. Просрочки до 30 дней не считаются слишком критичными, а вот длительные серьезно ухудшают КИ.

Кредитная история дает море информации, которую следует внимательно проверять. Если где-то допущена ошибка — позаботьтесь о том, чтобы ее исправили, иначе это может негативно сказаться на отношении банков. А некоторые подозрительные детали, например, незаконные запросы КИ, могут говорить о мошенничестве — будьте осторожны и сообщите об этом в банк и в полицию.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск


Что входит в КИ заемщика?

Из каких частей состоит КИ:

  1. Титульная. ФИО заемщика, паспортные данные, ИНН, СНИЛС.
  2. Основная. Тут содержится информация, позволяющая финансовой организации оценить клиента. Отображаются данные о недееспособности, банкротстве, просрочках, случаях обращения кредиторов в суд, расшифровка всех обязательств гражданина по займам.
  3. Закрытая. Источники информации, ФО, с которыми человек имел дело.
  4. Информационная. Появилась в 2014 году. Здесь отображаются отказы по заявкам на получение заемных средств вместе с суммами и причинами отклонения. Это нужно, чтобы банк смог осуществить качественную оценку соискателя и изучить риски.

Правки 2019 года

В 2019 году в закон о бюро кредитных историй были внесены очередные изменения. В последней редакции основы остались теми же, но стоит отметить пару поправок:

  • Теперь бесплатно запрашивать досье из БКИ можно два раза в год, а не один, как раньше;
  • Вместе с КИ удастся получить информацию о собственном рейтинге, чтобы понимать, на что может рассчитывать заемщик. Чем выше показатель, тем благонадежнее гражданин — так россияне смогут узнать, как они выглядят с точки зрения кредиторов.

Что такое бюро кредитных историй?

Бюро кредитных историй — организации, где хранятся данные обо всех займах, когда-либо полученных частным лицом или фирмой. Их работа регулируется 218 ФЗ. Крупнейшее бюро — НБКИ. Изначально БКИ создавались, чтобы предоставлять кредиторам информацию о финансовом рейтинге заемщика.

Какие сведения можно получить из бюро?

  • займы, взятые гражданином;
  • наличие просрочек;
  • поданные заявки;
  • задолженности, переданные по договору переуступки.

Каждая ФО (финансовая организация) должна формировать и передавать отчеты в БКИ. При необходимости эти данные выдаются разным банкам и частным лицам по запросу.

О правах и обязанностях БКИ

БКИ несет определенную ответственность согласно российскому законодательству. Если оно не будет исполнять положения Федерального закона и предписания Центробанка РФ, ЦБ РФ направит иск в суд и потребует удалить БКИ из реестра.

Список прав представителей Бюро:

  • предоставление отчетных документов по кредитным соглашениям;
  • создание методов оценки финансового рейтинга заемщиков;
  • формирование союзов;
  • отправка запросов в госструктуры для получения сведений, позволяющих проверить субъекты и проинформировать об этом пользователей.

Каковы обязанности БКИ:

  • подача конфиденциальных данных в Центральный каталог;
  • получение лицензии на право защиты информации;
  • выдача отчетов пользователям;
  • включение сведений в КИ (при наличии электронного носителя на это отводятся сутки, бумажного — пять суток).

Как предоставляется информация

Источник формирования досье (ФО) предоставляет все необходимые данные в БКИ, опираясь на положения заключенного договора по оказанию информационных услуг. Закон позволяет заключать сделки этого типа с одним или несколькими Бюро, поэтому информация об отношениях заемщика с кредиторами может храниться в разных местах.

Финансовые организации, занимающиеся кредитованием населения, обязаны отправлять сведения о заемщиках, поручителях и принципалах хотя бы в одно БКИ, включенное в реестр Бюро. Сообщать необходимо и о погашении задолженностей, когда оно происходит, чтобы в документе не образовалось ложного долга.

Получение кредитного отчета

Отчет по КИ содержит в себе сведения о кредитах, взятых субъектом, суммах, погашении долгов, возникших просрочках. Заемщик может бесплатно получить его из БКИ (например, обратившись в Национальное бюро). Заявку можно отправлять два раза в год. Все последующие запросы подаются платно. Заказывать документацию допустимо не только в самом Бюро, но и через свой банк.

Контроль и надзор за деятельностью БКИ

Работу всех БКИ России регулирует ЦБ РФ. Каковы его обязанности?

  • ведение реестра;
  • требование соблюдения представителями Бюро условий финансовых положений;
  • проверка организаций на предмет соблюдения положений 218 ФЗ;
  • выдача предписаний, проверка того, как они исполняются.

Ликвидация и реорганизация


Автор статьи Константин Милантьев

Эксперт в области банкротства физических лиц. Является действующим арбитражным управляющим с 2015 года. Публикации Константина размещены в различных экспертных изданиях и СМИ. Активный участник конференций, семинаров и обсуждений внесения правок в действующее законодательство РФ по банкротству.

Читайте также: