Кто осуществляет ежеквартальный мониторинг федеральных целевых программ

Обновлено: 02.07.2024

от 19 января 2018 года N 4

Об утверждении Порядка оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

(с изменениями на 25 ноября 2021 года)

____________________________________________________________________
В тексте настоящего постановления аббревиатура "ГИС" заменена аббревиатурой "ИС ИАО" - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 мая 2021 года N 296.
____________________________________________________________________


В целях повышения результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и в соответствии с целевой моделью "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р, основными направлениями разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, "дорожной картой" по внедрению целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2017 N 12-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожных карт") по внедрению в Санкт-Петербурге целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга", Правительство Санкт-Петербурга

1. Внести изменение в Положение об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга", дополнив его пунктом 3.2.25 следующего содержания:

"3.2.25. Осуществлять оценку деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".

2. Утвердить Порядок оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Порядок) согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 мая 2021 года N 296. - См. предыдущую редакцию)

3. Установить, что оценку деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на основе ежеквартального мониторинга значений общих и индивидуальных ключевых показателей результативности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Мониторинг) (за исключением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и администраций районов Санкт-Петербурга) в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга Порядком осуществляет Контрольное управление Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), до 01.03.2018 обеспечить утверждение перечней индивидуальных ключевых показателей результативности, включая раздел показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по видам осуществляемого регионального государственного контроля (надзора) с методиками расчета и оценки значений с учетом требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р.

4-1. Утвердить Порядок ежемесячного информирования Губернатора Санкт-Петербурга о результатах работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга согласно приложению N 2 (далее - Порядок информирования).
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 мая 2021 года N 296)

5. Комитету по информатизации и связи:

5.1. Во взаимодействии с Контрольным управлением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга до 10.04.2018 обеспечить в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (далее - ИС ИАО) автоматизацию процесса Мониторинга: сбора, накопления и обработки необходимой информации, а также статистической обработки значений общих и индивидуальных ключевых показателей результативности, рейтинговых баллов.

5.2. Во взаимодействии с Контрольным управлением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга до 01.04.2018 в установленном порядке подготовить техническое задание на развитие ИС ИАО, предусматривающее доработки в части, касающейся обеспечения возможности онлайн-расчета значений общих и индивидуальных ключевых показателей результативности, рейтинговых баллов, сохранения информации, послужившей основанием для введенных данных, создания гибкой системы настроек прав доступа, механизма оперативного добавления (исключения) ключевых показателей результативности, а также получения результатов Мониторинга Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга в необходимой части.

5.3. Комитету по информатизации и связи во взаимодействии с Контрольным управлением Администрации Губернатора Санкт-Петербурга обеспечить доработку ИС ИАО в части, касающейся автоматизации процесса, предусмотренного Порядком информирования.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 мая 2021 года N 296)

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Пикалёва В.И.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2020 года N 79. - См. предыдущую редакцию)

Исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
А.Н.Говорунов

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
29 июня 2018 года
Регистрационный N 24142

к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 19 января 2018 года N 4
(в редакции, введенной
в действие постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 19 мая 2021 года N 296, -
см. предыдущую редакцию)


Порядок оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

(с изменениями на 19 мая 2021 года)

____________________________________________________________________
В тексте настоящего приложения к постановлению аббревиатура "ГИС" заменена аббревиатурой "ИС ИАО" - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 мая 2021 года N 296.
____________________________________________________________________

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - Порядок) разработан в целях повышения результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в отношении которых осуществляется ежеквартальный мониторинг значений общих и индивидуальных ключевых показателей результативности (далее - ИОГВ), а также реализации в Санкт-Петербурге целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р, основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, "дорожной карты" по внедрению целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2017 N 12-рп.

1.2. Настоящим Порядком устанавливается методика проведения оценки деятельности ИОГВ, в том числе уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - КНО), порядок обеспечения доступности информации о показателях деятельности ИОГВ, рекомендации по стимулированию государственных гражданских служащих ИОГВ, порядок контроля за достижением значений показателей деятельности ИОГВ.

1.3. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности КНО направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора).

1.4. Обязанности по общей координации ИОГВ, методологическому сопровождению мониторинга значений общих и индивидуальных ключевых показателей результативности ИОГВ (далее - Мониторинг), утверждению технических решений, проверке введенных значений показателей и порядка их расчета, информированию Губернатора Санкт-Петербурга о результатах работы возлагаются на Контрольное управление Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - Администратор мониторинга).

2. Система показателей для оценки деятельности ИОГВ

2.1. Для оценки деятельности ИОГВ создается система ключевых показателей результативности, состоящая из общих для всех ИОГВ ключевых показателей результативности (далее - общие КПР) и индивидуальных ключевых показателей результативности, отражающих отраслевую специфику конкретного ИОГВ (далее - индивидуальные КПР).

Перечень, методика расчета и оценки значений общих КПР приведены в приложении к Порядку.

2.2. Перечень индивидуальных КПР определяется ИОГВ самостоятельно и утверждается в каждом ИОГВ соответствующим правовым актом (далее - Правовой акт) после согласования с Администратором мониторинга по следующим критериям: наличие соответствующих полномочий у ИОГВ, обоснованность предложенного показателя, его объективность и достаточность.

При этом в приказах КНО дополнительно выделяется раздел показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по видам осуществляемого регионального государственного контроля (надзора) с методиками их расчета и оценки значений с учетом требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р.

2.3. Проект Правового акта (в том числе о внесении изменений в перечень индивидуальных КПР) направляется ИОГВ Администратору мониторинга.

2.4. Администратор мониторинга в течение десяти рабочих дней после получения проекта Правового акта согласовывает его либо отказывает в согласовании с мотивированным обоснованием.

2.5. Оценка деятельности ИОГВ, сбор, накопление и обработка информации, расчет и статистическая обработка значений общих КПР и индивидуальных КПР, итоговых и рейтинговых баллов осуществляется в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" (далее - ИС ИАО) в соответствии с Положением о государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2014 N 279.

2.6. Обязанность поддержания в ИС ИАО актуальности своих перечней индивидуальных КПР, методик расчета и оценки значений возлагается на ИОГВ, а по общим КПР - на ИОГВ и структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, являющиеся источниками информации, по согласованию с Администратором мониторинга.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 мая 2021 года N 296. - См. предыдущую редакцию)

3. Порядок проведения оценки деятельности ИОГВ

3.1. Оценка деятельности ИОГВ осуществляется на основе ежеквартального мониторинга значений общих КПР и индивидуальных КПР.

3.2. Источниками данных являются:

по общим КПР - ИОГВ и структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, указанные в приложении к Порядку;

по индивидуальным КПР - структурные подразделения ИОГВ, указанные в Правовых актах.

3.3. Ежеквартально во второй декаде месяца, следующего за отчетным периодом, по решению Администратора мониторинга оператор ИС ИАО обеспечивает техническую возможность для ввода информации (открывает мониторинг).

3.4. ИОГВ и структурные подразделения, указанные в пункте 3.2 Порядка, вводят в ИС ИАО информацию на основании утвержденных руководителем ИОГВ отчетов (далее - Отчеты), а также в целях обеспечения возможности сверки введенной информации по общим КПР размещают в ИС ИАО дополнительные сведения, которые послужили основанием для введенных значений. Отчеты и указанные дополнительные сведения размещаются в ИС ИАО одновременно с вводом данных по всем КПР в виде файлов в любом из следующих форматов: *.docx, *.xlsx, *.pdf.

3.5. Отчет составляется и утверждается ИОГВ в произвольной форме, содержащей следующие обязательные сведения: наименование ИОГВ, отчетный период, перечень КПР, достигнутые в отчетном периоде значения, а также сведения о лицах, составивших и утвердивших Отчет.

3.6. Информация по общим КПР, рассчитываемым ежегодно, вводится в ИС ИАО в период проведения Мониторинга по итогам квартала, указанный в приложении к Порядку.

3.7. Достигнутые значения каждого КПР оцениваются по пятибалльной шкале, при этом максимальный результат оценивается в 5 баллов, минимальный - в 1 балл.

3.8. Итоговый балл по общим КПР рассчитывается как среднее арифметическое значение (с точностью до трех знаков после запятой) участвующих в расчете показателей (общая сумма баллов делится на количество учитываемых показателей).

3.9. Итоговый балл по индивидуальным КПР рассчитывается как среднее арифметическое значение (с точностью до трех знаков после запятой) участвующих в расчете показателей (общая сумма баллов делится на количество учитываемых показателей).

3.10. При отсутствии у ИОГВ деятельности, оцениваемой КПР (в том числе в отчетном периоде), показатель не используется (исключается) в расчете итогового балла.

3.11. На основе суммы итоговых баллов, рассчитанных в соответствии с пунктами 3.8 и 3.9 Порядка, рассчитывается рейтинговый балл ИОГВ как их среднее арифметическое значение (с точностью до трех знаков после запятой), на основе которого формируется рейтинг ИОГВ.

3.12. При совпадении значений итоговых баллов ИОГВ (до трех знаков после запятой) более высокое место в рейтинге присваивается ИОГВ с наибольшим числом оцениваемых показателей.

3.13. В случае, если с учетом требований пункта 3.12 Порядка сохранится полное совпадение достигнутых значений, такие ИОГВ занимают одинаковое место в рейтинге.

3.14. По результатам проведенных Администратором мониторинга проверок в случаях выявления факта непредставления, а также представления ИОГВ недостоверных сведений по индивидуальным КПР происходит обнуление индивидуального итогового балла данного ИОГВ за отчетный период.

4. Порядок обеспечения доступности информации о показателях деятельности ИОГВ

4.1. Архивная информация об оценке деятельности ИОГВ, а также актуальные сведения за последний отчетный период доступны в ИС ИАО для всех ИОГВ, деятельность которых оценивается в соответствии с Порядком.

4.2. По решению Губернатора Санкт-Петербурга в ИОГВ может направляться дополнительная информация Администратора мониторинга о результатах оценки деятельности ИОГВ.

4.3. КНО самостоятельно размещают на своих официальных сайтах (страницах) в информационно-коммуникационной сети "Интернет":

копии Правовых актов (в течение 10 рабочих дней со дня их принятия и (или) внесения в них изменений);

информацию о фактических значениях индивидуальных КПР из раздела показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по видам осуществляемого регионального государственного контроля (надзора) с учетом требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р (ежеквартально).

4.4. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга вправе получать из ИС ИАО необходимую для осуществления своих полномочий информацию.

5. Стимулирование государственных гражданских служащих ИОГВ в зависимости от результатов оценки деятельности ИОГВ

5.1. Положения настоящего раздела рекомендуется применять в ИОГВ при определении размера ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих ИОГВ в зависимости от достигнутых результатов ежеквартального Мониторинга с учетом требований действующего законодательства о государственной гражданской службе.

5.2. Руководителям ИОГВ рекомендуется определять размер ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих ИОГВ в текущем месяце с учетом достижения ими показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности исходя из достигнутых в предыдущем квартале значений рейтингового балла ИОГВ способом корректировки его размера с учетом указанных в таблице коэффициентов:

Рейтинговый балл ИОГВ (Р)

5.3. Образовавшаяся по итогам календарного года неизрасходованная часть фонда оплаты труда может быть направлена по решению руководителя ИОГВ на индивидуальное поощрение государственных гражданских служащих ИОГВ, личный вклад которых оказал существенное влияние на достижение ИОГВ высоких значений общих КПР и индивидуальных КПР.

6. Контроль за достижением значений показателей деятельности ИОГВ

6.1. Администратором мониторинга на регулярной основе осуществляются выборочные проверки достоверности и полноты сведений, введенных в ИС ИАО.

6.2. Результаты мониторинга деятельности ИОГВ (рейтинг ИОГВ) ежеквартально докладываются Администратором мониторинга Губернатору Санкт-Петербурга.

Приложение
к Порядку оценки деятельности
исполнительных органов
государственной власти
Санкт-Петербурга
(В редакции, введенной
в действие постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 19 мая 2021 года N 296. -
См. предыдущую редакцию)

Перечень Общих ключевых показателей результативности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и методика их оценки в баллах

(с изменениями на 25 ноября 2021 года)

Формула расчета КПР

Источник информации, сроки ее представления

Область ключевой ответственности

Блок 1. Ключевые показатели результативности, рассчитываемые ежеквартально

Доля заявлений о предоставлении государственных услуг, по которым соблюден установленный срок фиксации в электронном виде информации о принятом решении

Правительство России признало, что треть государственных программ являются неэффективными [1] . Их реализация не приводит к повышению результативности использования бюджетных средств. В связи с этим особо актуальными становятся: оценка эффективности госпрограмм, анализ проблем, возникающих при их реализации, и выработка предложений по исправлению ситуации.

Вбольшинстве стран мира основным инструментом качественного бюджетного планирования выступает программно-целевой метод, основанный на системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ [2] .

Бюджет РФ и бюджеты большинства субъектов Федерации начиная с 2014 года формируются на основе государственных программ. Согласно исследованию качества управления финансами в субъектах РФ, проведенному Минфином России по итогам 2016 года [3] , лишь у 48 регионов доля программных расходов бюджета составляла 95% и выше (к ним относится и Владимирская область). В среднем по России данный показатель в 2016 году был равен 89,9%. А в ряде субъектов РФ доля программных расходов — и того ниже, вплоть до 40%.

Определимся с понятиями

Государственная программа — система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития*. Она состоит из подпрограмм и целевых программ, которые, в свою очередь, делятся на ведомственные целевые программы и основные мероприятия и воплощаются в виде конкретных действий, реализуемых в рамках государственных (муниципальных) заданий. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.

Проблемы госпрограмм

Счетная палата Владимирской области в ходе реализации своих полномочий по аудиту госпрограмм выявила следующие проблемы формирования и исполнения региональных государственных программ, а также отчетов об их исполнении.

1Низкое качество госпрограмм: недостатки структуры; неприемлемое качество системы показателей (индикаторов); отсутствие четкого разделения сфер реализации; необъективное отражение инструментов реализации государственной политики, влияющее на эффективность реализации госпрограмм.

2Отсутствие полной интеграции бюджетных процессов и госпрограмм: несоответствие форматов бюджета и госпрограмм; отсутствие совместного планирования расходов различного назначения (текущих, капитальных и т. д.); неполный охват расходов бюджета.

3Низкая эффективность реализации текущих госпрограмм: отсутствие возможности перераспределения бюджетных ассигнований в процессе исполнения бюджета; осуществление фактической деятельности исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы.

4Формальность оценки эффективности реализации госпрограмм : недостатки и несовершенство системы отчетности исполнителя госпрограммы; низкая ответственность руководителей за реализацию госпрограммы; наличие временного лага между деятельностью исполнителя госпрограммы и полученными результатами госпрограммы.

Показательно, что приведенная проблематика актуальна и для федерального уровня [4] .

Одной из первопричин недостаточного качества разрабатываемых государственных программ и их реализации является неработоспособность принципа декомпозиции целей, целевых показателей и индикаторов. Стратегии развития соответствующих отраслей и содержание государственных программ не коррелируют между собой.

Например, концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 года запланировано, что доля отечественной продукции мяса должна составить 87% [5] . Доктрина же продовольственной безопасности РФ устанавливает пороговые значения данного индикатора на уровне 85% [6] . В госпрограмме «Развитие сельского хозяйства на планируется повышение удельного веса отечественного мяса до 91,5% [7] , а в Стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2020 года — до 88,3% [8] .

Чтобы выработать новые подходы к оценке эффективности госпрограмм, целесообразно изучить положительный зарубежный и отечественный опыт.

Таблица 1. Положительный опыт оценки госпрограмм в зарубежной практике

Австралия является примером страны, применяющей программный бюджет в целях улучшения системы управления государственными финансами. Система показателей ежегодно конкретизируется. Оценка реализации бюджетных программ происходит и осуществляется более полно и систематически, чем во многих других странах. Информация о результатах реализации программ регулярно включается в бюджет.

В Южной Корее при оценке госпрограмм используются подходы, применяемые в социологических исследованиях. Ежегодно детальной проверке подвергается до 10% госпрограмм. Основой анализа служит специально разработанный перечень контрольных вопросов.

При оценке реализации госпрограмм во Франции применяются три главных критерия: социальный и экономический эффект, качество услуг, эффективность (результативность). Утвержденный закон о бюджете содержит набор конкретных показателей, позволяющий провести оценку каждой реализуемой программы. Ответственность за реализацию программы персональная.

В Канаде фокус оценки направлен на проблему value-for-money (полученная польза, ценность от потраченных денег). Оценка проводится в двух основных направлениях: актуальность (релевантность) программы и ее реализация.

В США применяется комплексная система рейтинговой оценки — PART (Program Assessment Rating Tool), GPRAMA (изменение системы планирования и отчетности). Оценка и анализ госпрограмм ежегодно проводятся Счетной палатой США. Оценка имеет две основные цели: снижение и устранение фрагментации целей программ; устранение перекрытия и дублирования целей программ. Стандарты и руководства по оценке госпрограмм издаются Счетной палатой США. Например, руководство Performance Measurement and Evaluation: Definitions and Relationships, GAO-11-646SP, May 2011.

Зарубежный опыт оценки госпрограмм

Опыт стран с развитой бюджетной системой показывает, что масштабное применение программно-целевого метода бюджетного планирования повышает гибкость в управлении бюджетными ресурсами, способствует минимизации затрат, повышению эффективности предоставления государственных услуг, является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий, а также обеспечивает большую прозрачность и открытость бюджета [9] .

Важными моментами оценки государственных программ в зарубежной практике, которая насчитывает более чем историю, являются:

  • повышение уровня ответственности и полномочий должностных лиц, реализующих программы;
  • повышение подотчетности и эффективности использования ресурсов;
  • наличие в бюджете конкретных показателей, позволяющих провести оценку каждой реализуемой программы;
  • процесс формирования системы показателей оценки эффективности госпрограмм проходит в разрезе трех позиций: гражданин, потребитель, налогоплательщик;
  • привлечение к оценке госпрограмм внешних экспертов.

Проведенный анализ показал, что практика оценки эффективности реализации госпрограмм наиболее успешна в следующих странах: Австралия, Франция, Южная Корея, Канада, США (таблица 1). Примечательно, что в этих государствах отсутствуют единый подход и методика оценки эффективности реализации госпрограмм, а также применяется два вида оценки программ: мониторинг программ и, собственно, сама оценка программ [10] .

Важно

Все существующие методики оценки основаны на план-фактном анализе, то есть характеризуют только исполнительскую дисциплину, а также анализируют показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при разработке госпрограммы.

Отечественный опыт оценки госпрограмм

Исследование отечественного опыта развития методик формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм показало следующее.

1 Отсутствие унифицированного подхода к оценке эффективности реализации государственных программ в субъектах РФ.

2 Различные подходы к проведению оценки эффективности даже в рамках одного субъекта России.

3 Различные подходы к построению математического аппарата методик оценки эффективности государственных программ, применяемых в субъектах РФ. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам на них. А может — как отношение достигнутого результата только к затратным финансовым показателям.

Наиболее сбалансированной, комплексной и объективной, на наш взгляд, является методика оценки эффективности государственных программ Новосибирской области [11] . Но в целом, к сожалению, ситуация следующая: несмотря на достаточно длительный период применения программно-целевого метода бюджетирования и большое количество попыток оценки эффективности реализации программ в регионах РФ, применяемые методы оценки результативности и эффективности являются формальными и не дают жителям ясного представления о реальном вкладе программ в социально-экономическое развитие территории.

В отечественном опыте отсутствует практика мониторинга хода реализации госпрограмм. В качестве такового, на наш взгляд, могла бы выступить экспертиза отчетов о ходе исполнения госпрограмм. В этом случае при проведении экспертизы годового отчета об исполнении госпрограмм можно использовать интегральную оценку эффективности их реализации с применением весовых коэффициентов целевых индикаторов. Это позволит вывести качественную характеристику реализации программы на основании соотношения оценки результативности реализации программы и уровня ее финансового обеспечения, а именно: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.

Интегральная оценка эффективности реализации госпрограмм

Под интегральной оценкой эффективности реализации (далее — R) госпрограммы (ГП) понимается показатель, определяющий качественную характеристику реализации программы на основании соотношения интегральной оценки результативности реализации госпрограммы и уровня финансового обеспечения госпрограммы. Рассчитывается по формуле:

где Iср — интегральная оценка результативности реализации ГП;

Vфин — уровень финансового обеспечения ГП.

Интегральная оценка результативности реализации ГП — это уровень достижения установленных значений целевых индикаторов, скорректированный с учетом присвоенных весовых значений целевых индикаторов. Определяется в процентах по формуле:

где ij — показатель оценки выполнения j-го целевого индикатора;

n — количество целевых индикаторов ГП.

Показатель оценки выполнения целевого индикатора определяется в процентах по формуле:

где Ij — индекс результативности целевого индикатора за отчетный период;

kj — весовой коэффициент, присвоенный целевому индикатору.

Весовой коэффициент целевого индикатора — параметр, отражающий значимость, относительную важность целевого индикатора в сравнении с другими, оказывающими влияние на достижение цели.

Индекс результативности целевого индикатора за отчетный период определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

где Ifj — фактическое значение целевого индикатора за отчетный период;

Ibj — базовое значение целевого индикатора — фактическое значение целевого индикатора программы на начало отчетного периода (или значение целевого индикатора программы в случае, если программа не была бы реализована в отчетном периоде);

Ipj — плановое значение целевого индикатора на отчетный период.

Уровень финансового обеспечения программы за отчетный период Vфин определяется в процентах и рассчитывается по формуле:

где Vf — фактические затраты, направленные на реализацию программы в отчетном периоде с учетом всех источников финансирования;

Vp — запланированный объем финансирования программы за счет всех источников финансирования.

Рассчитанное значение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы ® в дальнейшем сопоставляется с приведенными в таблице 2 значениями для определения качественной характеристики оценки реализации государственной программы.

Таблица 2. Интегральная оценка эффективности реализации программы

Численное значение интегральной оценки эффективности реализации программы ®

Качественная характеристика программы

[7] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

[10] Исхакова А. Ф. Анализ методов оценки эффективности реализации государственных программ в России и за рубежом. НИУ ВШЭ, 2015.

Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России
на 2014—2021 годы

Федеральная целевая программа (далее – Программа)

— это увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Государственный заказчик Программы

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Цель Программы

— формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок.

Задачи Программы:

  • поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований;
  • обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок;
  • обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации;
  • повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры, координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы.

Финансирование

Общий объем финансирования на 2014-2021 годы

За счет средств федерального бюджета

За счет внебюджетных средств

Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период.

Участником конкурса может быть:

  • Любое юридическое лицо, в том числе государственное (муниципальное) учреждение (за исключением казенного учреждения) по мероприятиям 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 3.1.1 и 3.1.2 Программы.
  • Любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности или любое физическое лицо по мероприятиям 2.3, 3.2, 3.3.1, 3.3.2 и 5.1 Программы.
  • 8 499 702-85-40
  • 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1, 6 этаж

Кто по окончании работ будет являться собственником макета оборудования, разработанного соисполнителем, если соисполнитель согласно ТЗ осуществляет разработку конструкции и создание макета такого оборудования?

Собственником макета оборудования (специмущества), разработанного соисполнителем, является головной исполнитель ПНИЭР, заказавший выполнение работ по созданию макета и оплативший их в соответствии с актом сдачи-приемки выполненных работ.
По окончании работ собственник специмущества проводит его инвентаризацию, в т.ч. оценку состоянии (износа) и принимает решение о его дальнейшей судьбе: утилизации или постановке на баланс для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, включая возмездную его передачу индустриальному партнеру, соисполнителю или третьему лицу.

— 22 прекратили действие (закончились годы реализации).

Наименование программы
Годы реализации
Документ утверждения
Государственный заказчик -координатор

Развитие высоких технологий

постановление Правительства РФ

от 23.03.2016 №230

(с изменениями от 07.06.2019)

постановление Правительства РФ

от 21.05.2013 №426

(с изменениями от 01.12.2020)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

постановление Правительства РФ

от 19.09.2017 №1124

(с изменениями от 22.12.2018)

Социальная инфраструктура

постановление Правительства РФ

от 09.08.2019 №1036

(с изменениями от 20.11.2021)

Министерство обороны РФ

Безопасность

постановление Правительства РФ

от 19.11.2015 №1248

(с изменениями от 22.12.2018)

постановление Правительства РФ

от 15.08.2005 №515

(с изменениями от 29.10.2018)

Министерство экономического развития РФ

постановление Правительства РФ

от 06.04.2018 №420

(с изменениями от 14.04.2021)

Федеральная служба исполнения наказаний РФ

Развитие регионов

«Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на

постановление Правительства РФ

от 04.08.2015 №793

(с изменениями от 03.11.2020)

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктик

постановление Правительства РФ

от 11.08.2014 №790

(с изменениями от 23.04.2021)

Министерство экономического развития РФ

постановление Правительства РФ

от 09.06.2015 №570

(с изменениями от 09.06.2021)

Министерство экономического развития РФ

Развитие государственных институтов

постановление Правительства РФ

от 27.12.2012 №1406

(с изменениями от 14.09.2021)

Министерство экономического развития РФ

Образование

постановление Правительства РФ

от 20.05.2015 №481

(с изменениями от 02.04.2016)

Министерство образования и науки РФ

постановление Правительства РФ

от 21.05.2013 №424

(с изменениями от 23.10.2014)

Министерство образования и науки РФ

Физическая культура и спорт

постановление Правительства РФ

(с изменениями от 18.06.2019)

Министерство спорта РФ

Культура

постановление Правительства РФ

от 03.12.2009. №985

(с изменениями от 14.12.2018)

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

постановление Правительства РФ

от 03.03.2012 №186

(с изменениями от 09.11.2018)

Министерство культуры РФ

Туризм

постановление Правительства РФ 02.08.2011 №644

(с изменениями от 07.02.2018)

Федеральное агентство по туризму

Промышленность и инновации

постановление Правительства РФ

от 03.03.2012 №189

(с изменениями от 04.03.2020)

Министерство промышленности и торговли РФ

постановление Правительства РФ

от 21.02.2008. №103

(c изменениями от 19.12.2015)

Министерство промышленности и торговли РФ

постановление Правительства РФ

(с изменениями от 12.05.2018)

постановление Правительства РФ

(с изменениями от 28.12.2017)

Министерство промышленности и торговли РФ

Сельское хозяйство

(приказом минсельхоза РФ

от 15.12.2010 №433 утверждена концепция ФЦП)

Министерство сельского хозяйства РФ

постановление Правительства РФ

от 15.07.2013 №598

(с изменениями от 02.08.2016)

Министерство сельского хозяйства РФ

постановление Правительства РФ

от 12.10.2013 №922

(с изменениями от 20.09.2017)

Министерство сельского хозяйства РФ

Жилищная политика и коммунальное хозяйство

от 17.12.2010 №1050

(с изменениями от 15.07.2020)

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

постановление Правительства РФ

от 22.12.2010 №1092

(с изменениями от 25.05.2016)

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Транспорт

постановление Правительства РФ

от 05.12.2001 №848

(с изменениями от 20.09.2017)

Министерство транспорта РФ

постановление Правительства РФ

от 01.09.2008 №652

(с изменениями от 26.04.2016)

Министерство транспорта РФ

Программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа

распоряжение Правительства РФ

(с изменениями от 17.08.2020)

Министерство транспорта РФ

Правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и безопасность государства

постановление Правительства РФ

от 05.09.2006 №540

(с изменениями от 31.12.2016)

Федеральная служба исполнения наказаний РФ

постановление Правительства РФ

от 03.10.2013 №864

(с изменениями от 16.05.2020)

Министерство внутренних дел РФ

постановление Правительства РФ

от 21.03.1996 №305

(с изменениями от 16.11.2018)

Министерство промышленности и торговли РФ

постановление Правительства РФ

от 28.04.2015 №418

(с изменениями от 29.08.2018)

Министерство здравоохранения РФ

постановление Правительства РФ

(с изменениями от 30.11.2018)

постановление Правительства РФ

от 23.04.2009 № 365

(с изменениями от 12.10.2017)

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

постановление Правительства РФ

от 30.12.2012 №1481

(с изменениями от 07.06.2017)

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Охрана окружающей среды

постановление Правительства РФ

от 19.04.2012 №350

(с изменениями от 20.05.2020)

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

(распоряжением Правительства РФ

от 22.06.2015 №1143-р утверждена концепция ФЦП)

Министерство экономического развития РФ

Информационные технологии и связь

постановление Правительства РФ

от 16.03.2013 №223

(с изменениями от 05.07.2017)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Региональное развитие

постановление Правительства РФ

от 07.12.2001 №866

(с изменениями от 09.03.2020)

Министерство экономического развития РФ

постановление Правительства РФ

от 15.04.1996 №480

(с изменениями от 28.12.2016)

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока

постановление Правительства РФ

от 21.08.2012 №847

(с изменениями от 26.05.2020)

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

постановлением Правительства РФ

от 24.12.2009 № 1087

(с изменениями от 25.05.2016)

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Прочие

отсутствуют реквизиты программы

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России

постановление Правительства РФ

от 20.08.2013 №718

(с изменениями от 25.05.2016)

Федеральное агентство по делам национальностей

Читайте также: