Кто осуществляет деятельность по раскрытию и расследованию преступлений

Обновлено: 04.07.2024

2. Общие положения организации выявления и расследования преступлений 1. Понятие выявления и расследования преступлений.

• Выявление и расследование преступлений - это
деятельность специально уполномоченных
государственных органов по получению
сведений о действии или бездействии, могущих
иметь признаки преступления, установлению
события и состава преступления, изобличению
виновных в его совершении лиц, принятию
мер
по
возмещению
причиненного
преступлением ущерба, выявлению причин и
условий,
способствовавших
совершению
преступления:

3. Эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

• в
ходе
оперативно-розыскных
мероприятий,
• производства дознания,
• предварительного следствия,
• иной деятельности,
но

4. но расследование преступлений может производиться только в двух формах

• дознания
(ч.3 ст.150 УПК РФ)
• предварительного
следствия ( ч.2 ст.
150 УПК РФ, ст.
151УПК РФ)
в строгом соответствии с
нормами УПК РФ.

5. Оперативно-розыскная деятельность

• Призвана помогать деятельности по
расследованию
преступлений.
Собранные
в
ходе
оперативно-розыскной
деятельности сведения не являются
доказательствами
по
уголовному
делу.
Оперативно-розыскная
деятельность
лишь
помогает
определять направления, в которых
возможен поиск доказательств.

7. Задачи оперативно-розыскной деятельности:

• выявление, предупреждение, пресечение
и раскрытие преступлений;
• выявление лиц, их совершивших;
• розыск лиц, скрывающихся от следствия,
суда или отбывания наказания, а также
без вести пропавших лиц;
• сбор
информации
о
различных
правонарушениях
и
незаконной
деятельности.

8. Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения:

• органов внутренних дел РФ;
• органов федеральной службы безопасности;
• федеральных органов государственной охраны;
• таможенных органов РФ;
• Службы внешней разведки РФ;
• органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ;
• Федеральной службы исполнения наказаний;

9. Методы ОРД

• Гласно(открыто)
• Негласно (скрыто)
• Опрос
• Наведение справок
• Сбор образцов для
сравнительного
исследования
• Исследование предметов и
документов
• Проверочная закупка и др.
• Наблюдение
• Негласное обследование
помещений, зданий,
транспортных средств и
др. объектов
• Прослушивание
телефонных переговоров
• Оперативное внедрение
• Контролируемая поставка
• Снятие информации с
технических каналов связи

10. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

• При
проведении
оперативно-розыскной
деятельности органы, осуществляющие ее,
вправе:
• Проводить опрос;
• Наводить справки;
• Обследовать помещения, здания и сооружения,
участки местности, транспортные средства;
• Прослушивать телефонные и иные переговоры;
• Производить оперативное внедрение;
• Производить
отбор
образцов
для
сравнительного
исследования,
контрольные
закупки;
• Осуществлять иные действия.

11. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности

12. Органы предварительного расследования

•Органы дознания-
государственные органы и • дознаватель - должностное лицо органа
должностные лица,
дознания, правомочное либо уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять
уполномоченные в
предварительное расследование в форме
соответствии с настоящим
дознания, а также иные полномочия,
Кодексом осуществлять
предусмотренные Уголовным и Кодексом;
дознание и другие
процессуальные полномочия
•Органы предварительного
следствия
• следователь - должностное лицо,
уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному
делу, а также иные полномочия,
предусмотренные Уголовным Кодексом

13. Задачи дознания и предварительного следствия:

• Установление обстоятельств совершения
преступления и изобличение виновных
лиц, то есть сбор доказательств для
последующего рассмотрения уголовного
дела
в
суде.
Между
собой
указанные
виды
деятельности различаются органами, их
осуществляющими,
сроками
производства, набором процессуальных
полномочий.

14. Основная функция органов предварительного расследования - уголовное преследование процессуальная деятельность, осуществляемая

стороной
обвинения
в
целях
изобличения
подозреваемого,
обвиняемого
в
совершении
преступления;
-
частного
публичного
частно-публичного
обвинения
обвинения
обвинения
уголовное
судопроизводство
досудебное и судебное производство
по
уголовному
делу
стадии : досудебная и судебная

15. К органам дознания относятся (ст.40 УПК РФ, ст.151 УПК РФ):

• органы внутренних дел РФ и входящие в их состав
территориальные, в том числе линейные, управления (отделы,
отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с
федеральным
законом
полномочиями
по
осуществлению
оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ, Фед. органы
государственной охраны, таможенные органы и др);
• начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ,
командиры воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений и гарнизонов;
• Органы Федеральной службы судебных приставов (н-р:
Главный судебный пристав РФ, гл.суд. пристав субъекта
РФ, их заместители, ст. суд. пристав и др.)
• органы государственного пожарного надзора федеральной
противопожарной службы.

16. ДОЗНАНИЕ

• дознание
форма
предварительного
расследования,
осуществляемого
дознавателем (следователем), по уголовному
делу,
по
которому
производство
предварительного следствия необязательно;
Также на органы дознания возлагается
• выполнение
неотложных
следственных
действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, - в порядке, установленном
статьей 157 УК РФ;

• Выполнение неотложных следственных действий
возлагается также на:
• капитанов морских и речных судов, находящихся
в дальнем плавании, - по уголовным делам о
преступлениях, совершенных на данных судах;
руководителей геологоразведочных партий и
зимовок, удаленных от мест расположения
органов дознания - по уголовным делам о
преступлениях,
совершенных
по
месту
нахождения данных партий и зимовок;
• глав
дипломатических
представительств
и
консульских учреждений РФ - по уголовным
делам о преступлениях, совершенных в пределах
территорий
данных
представительств
и
учреждений.

• Полномочия органов дознания при производстве
расследования
преступлений
определяется
характером уголовного дела.
• 1) если по уголовному делу предварительное
следствие обязательно, то в полномочия
органов
дознания
входит
возбуждение
уголовного дела и производство по нему
неотложных следственных действий.
• 2) если по уголовному делу предварительное
следствие не
обязательно, то орган
дознания полномочен возбудить уголовное дело
и
произвести
по
нему
необходимые
следственные и процессуальные действия,
предусмотренные УПК, в полном объёме, вплоть
до направления дела в суд.

19. Дознаватель уполномочен:

• производить
следственные
и
иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, в соответствии
с требованиями закона и в случаях, когда
на это требуются согласие начальника
органа дознания, санкция прокурора и
(или) судебное решение;
• осуществлять
иные
предусмотренные УПК РФ.
полномочия,

20. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Предварительное
следствие
урегулированная
уголовнопроцессуальным
законом
деятельность, которая начинается с
момента возбуждения уголовного дела
и принятия его следователем к своему
производству
и
заканчивается
обвинительным
заключением,
постановлением о направлении дела в
суд для применения принудительных
мер медицинского характера либо
постановлением
о
прекращении
уголовного дела.

• Производство предварительного следствия
обязательно по всем уголовным делам,
• за исключением дел о преступлениях
небольшой и средней тяжести.
• Предварительное следствие
проводится
следователями – должностными лицами,
уполномоченными
государством
осуществлять предварительное следствие по
уголовному делу (ст.38 УПК РФ).

22. Органы осуществляющие предварительное следствие:

• следователи Следственного
комитета РФ;
• следователи органов Федеральной
службы безопасности;
• следователи органов внутренних
дел;

• Каждый из этих органов проводит
предварительное расследование по
определенным
категориям
дел,
отнесенных к их подследственности
(ст.151 УПК РФ).
• Процессуальные
полномочия
следователей
этих
органов
абсолютно одинаковые

24. Правовое положение следователя:

• следователь процессуально независим;
• он вправе давать соответствующим органам
указания о производстве оперативно-розыскных
мероприятий;
• изымать у органов дознания и принимать к
своему производству до истечения срока
дознания
дела,
по
которым
обязательно
производство предварительного следствия;
• Следователь самостоятельно принимает решения,
связанные с производством предварительного
следствия, в определенных случаях (арест, обыск
и т.п.) получив решение суда на совершение
определённых следственных действий;
• и др. полномочия, предусмотренные УПК РФ.

25. Основные отличия процессуального порядка дознания от процессуального порядка следствия таковы:

1.
2.
3.
Дознание
осуществляется
не
от
имени
дознавателя, а от имени органа дознания.
Поэтому все основные решения по уголовному
делу подлежат утверждению начальником
органа дознания. Дознавателю вправе давать
указания, обязательные для исполнения, не
только прокурор, но и начальник органа
дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Сроки дознания короче сроков следствия.
Дознание — альтернативная (необязательная)
форма предварительного расследования. При
необходимости прокурор может заменить его
следствием (ч. 4 ст. 150, п. 4, ч. 1 ст. 226 УПК
РФ). Следствие заменяться дознанием не
может.

На
дознании
отсутствует
акт
(процессуальное действие) предъявления
обвинения.
5.Итоговым
документом
дознания
признается
не
обвинительное
заключение,
как
на
следствии,
а
обвинительный акт. Этот документ по
существу
объединяет
в
себе
два
документа: постановление о привлечении
в качестве обвиняемого и обвинительное
заключение. Если на следствии лицо
становится
обвиняемым с момента
вынесения постановления о привлечении
в качестве обвиняемого, то на дознании

с
момента
составления
обвинительного акта.
4.

• 6.
Согласие
на
производство
следственных
и
иных
процессуальных
действий, когда
таковое
требуется по закону,
дознавателю даёт не руководитель
следственного органа, а прокурор.

Под председательством прокурора области Константина Жилякова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов по вопросу организации и состояния работы по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств

В прокуратуре области под председательством прокурора области Константина Жилякова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов региона по вопросу организации и состояния работы по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

Объем запланированных расходов регионального бюджета на текущий год превышает 75 млрд руб., при этом свыше 18,7 млрд руб. запланированы на реализацию национальных проектов.

В этой связи борьба с преступными посягательствами в бюджетной сфере является необходимым условием для обеспечения экономической безопасности и развития региона. Основными направлениями этой работы являются своевременное выявление, раскрытие и качественное расследование преступлений, возмещение причиненного государству ущерба.

Отмечено, что правоохранительными органами принимаются определенные меры, направленные на выявление, раскрытие и расследование таких преступлений, в следствие чего, удалось активизировать работу по привлечению должностных лиц к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, добиться возбуждения уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств, не допустить неправомерные бюджетные траты.

Между тем, не всегда эффективна деятельность правоохранителей по выявлению преступлений в бюджетной сфере в результате оперативно-розыскной деятельности. В ряде районов области такие преступления не выявлялись.

Вызывает нарекания качество проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел, не всегда принимаются эффективные меры по установлению имущества подозреваемых и обвиняемых, на которое может быть наложен арест, в целях обеспечения возмещения ущерба.

По итогам совещания с учётом обозначенных проблем выработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях, связанных с хищением бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

1 Изображения

Рубрики

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

29 сентября 2021, 16:00

Под председательством прокурора области Константина Жилякова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов по вопросу организации и состояния работы по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств

В прокуратуре области под председательством прокурора области Константина Жилякова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов региона по вопросу организации и состояния работы по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

Объем запланированных расходов регионального бюджета на текущий год превышает 75 млрд руб., при этом свыше 18,7 млрд руб. запланированы на реализацию национальных проектов.

В этой связи борьба с преступными посягательствами в бюджетной сфере является необходимым условием для обеспечения экономической безопасности и развития региона. Основными направлениями этой работы являются своевременное выявление, раскрытие и качественное расследование преступлений, возмещение причиненного государству ущерба.

Отмечено, что правоохранительными органами принимаются определенные меры, направленные на выявление, раскрытие и расследование таких преступлений, в следствие чего, удалось активизировать работу по привлечению должностных лиц к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, добиться возбуждения уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств, не допустить неправомерные бюджетные траты.

Между тем, не всегда эффективна деятельность правоохранителей по выявлению преступлений в бюджетной сфере в результате оперативно-розыскной деятельности. В ряде районов области такие преступления не выявлялись.

Вызывает нарекания качество проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел, не всегда принимаются эффективные меры по установлению имущества подозреваемых и обвиняемых, на которое может быть наложен арест, в целях обеспечения возмещения ущерба.

По итогам совещания с учётом обозначенных проблем выработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях, связанных с хищением бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

Деятельность данных органов регулируется ФЗ от 5 июля 1995 г "Об оперативно-разыскной деятельности". Осуществляется данная деятельность гласно и негласно.

1) Выявление, предупреждение, раскрытие, пресечение преступлений и лиц, подготавливающих или совершивших преступление;

2) Розыск лиц, уклоняющихся от следствия и суда, а также без вести пропавших;

3) Добывание информации о событиях и действиях, бездействии, создающих угрозу экономической и военной, экологической, государственной безопасности России;

4) Установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-разыскная деятельность основывается на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Оперативно-разыскные органы осуществляют следующие мероприятия:

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- исследование предметов и документов;

- обследование помещений и местности;

- контроль различных средств коммуникации;

Оперативно-разыскные мероприятия, которые связаны с ограничением конституционных прав и свобод проводятся на основании судебной санкции, например,обыск, прослушивание телефонных переговоров и т.п.

Результаты оперативно-разыскных мероприятий могут быть использованы в качестве повода и основания для возбуждения уголовных дел и в качестве доказательств по уголовному делу.

7) Органы ПСКН (т.е. по контролю за обороту наркотиков)

Законные требования лиц, осуществляющих ОРД являются обязательными для всех, кого не касаются. Непосредственный контроль - прокурорский надзор - осуществляют органы прокуратуры.

Органы дознания и их виды.

1) К органам дознания отнесены органы внутренних дел, а также все органы, наделенные правом оперативно-разыскной деятельности (см.выше)

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов

4) Органы государственного пожарного надзора

Полномочия органов дознания:

Первый вид полномочий: расследование преступлений в форме дознания небольшой и средней тяжести, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы.

Срок дознания - 30 суток-продляется прокурором еще на 30 суток, а в одном случае (ст.223 УПК) - до 6 месяцев и до 12 месяцев.

По окончании дознания составляется обвинительный акт, который утверждается прокурором, после чего дело передается на рассмотрение в суд.

Второй вид полномочий:

проведение неотложных следственных действий с целью скорейшего обнаружения и фиксации следов преступления, а так же закрепления,изъятия доказательств.

После производства неотложных следственных действий не позднее 10 суток материалы дознания направляются следователю,и в дальнейшем органы дознания могут привлекаться к расследованию по поручению следователя.

Кроме указанных выше государственных органов, функции дознания выполняют три категории должностых лиц:

1) Капитаны морских и речных судов дальнего плавания по делам о преступлениях,совершенных на этих судах;

2) руководители геолого-разведовательных партий и зимовок по делам о преступлениях, совершенных вместе с дислокацией партий и зимовок

3) главы дипломатических и консульских учреждений по делам о преступлениях, совершенных на территории этих учреждений.

Названные лица возбуждают уголовные дела, проводят неотложные следственные действия, после чего передают материалы прокурору.

Руководство дознания осуществляет начальник соответствующего органа дознания, который обладает определенными процессуальными полномочиями по руководству дознания.

Надзор за законностью дознания осуществляет прокурор.

Указания начальника дознания и прокурора обязательны для дознавателя, он их может обжаловать вышестоящему руководителю дознания или вышестоящему прокурору.




(3) Органы предварительного следствия, их виды, задачи и полномочия.

Предварительное следствие выполняется по делам о тяжких и наиболее тяжких преступлениях.

Функции предварительного следствия осуществляют 4 ведомства:

- следственный комитет РФ

- следователи органов внутренних дел

- следователи ФСКН (федеральной службой за контролем по обороту наркотиков)

Каждый орган имеет свою подследственность: наиболее широкая подследственность у следственного комитета. Например, убийства,должностные преступления, похищения человека и др.

Следователи ОВД расследуют преступления против здоровья граждан,собственности, половой неприкосновенности, например: кража, мошенничество,грабеж, хулиганство и др.

Следователи ФСБ расследуют преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, например: террористический акт, государственная измена, шпионаж.

Следователи ФСКН расследуют преступления в области незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ и их аналогов.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи обладают одинаковыми процессуальными полномочиями и самостоятельностью.

Начиная от возбуждения уголовного дела и включая предъявление обвинения и т.д.

Для собирания и проверки доказательств следователь выполняет различные следственные действия: допросы,выемки,осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

Задачами предвартиельного следствия являются:

- доказывание события преступления, виновности лица в совершении преступления, мотивы преступления, обстоятельства,смягчающие и отягчающие наказание, способствующие совершение преступления и иные обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения предварительного следствия - 2 месяца. При необходимости он продляется руководителем следственного органа до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока возможно только по решению руководителя следственного органа соответствующего федерального ведомства, т.е. председателя следственного комитета РФ или руководителем следственного аппарата МВД, ФСБ, ФСКН.

Непосредсвенно руководство предварительным расследованием уголовных дел осуществляют руководители следственных органов, которые вправе поручать следствие следователю или группе следователей, передавать дело от одного следователя другому, отменять незаконные постановления следователей, давать следователям указания о направлении расследований, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении отмене или изменении мер пресечения, которые допускаются по решению суда.

Руководитель следственного подразделения в праве лично возбудить уголовное дело и вести по нему расследование.

Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, которое утверждает прокурор, после чего дело передается в суд.

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальным законом правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного (ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Роль предварительного расследования чрезвычайно велика Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания.

Предварительное расследование подразделяется на две формы: дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия.

1) и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

2) при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

3) единое правовое обеспечение: свою деятельность они осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.

4. по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. ДО 3 месяцев – руководителем следственного органа; до 12 месяцев - руководителем следственного органа субъекта.

6. по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Закон предоставляет следователю больше процессуальной самостоятельности, нежели дознавателю. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

- при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения,

В целях эффективного выполнения указанных задач на органы дознания, кроме того, возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность является самостоятельной функцией, выполнение которой возлагается на органы дознания, располагающие оперативными службами.

1. следственные действия регулируются уголовно-процессуальным законом и проводятся только после возбуждения уголовного дела, а ОРД осуществляется на основе Закона об ОРД.

2. по результатам: в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе ОРД лишь предварительные данные, которые станут таковыми по результатам их закрепления процессуальным путем.

ОРД основывается как на общеправовых принципах (законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина), так и на принципах, свойственных данной отрасли права: конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, указанный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Выявление и расследование преступлений представляют тобой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве.

Выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия.

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, упол­номоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

— расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, но возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

— дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

- предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

- территориальный (местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

- персональный (личный) признак — определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства.

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия.

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Дознание, как отмечалось выше, — одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. В российском уголовно-процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание производится в пределах установленной законом компетенции:

— дознавателями органов внутренних дел РФ;

— дознавателями пограничных органов ФСБ России;

— дознавателями органов ФССП России;

— дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения.

-органов внутренних дел РФ;

-органов ФСБ России;

-таможенных органов РФ;

-органов ФСКН России.

Кроме того, к органам дознания относятся:

-органы ФССП России;

-командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

-органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Ряд должностных лиц — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой — имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Оперативно-розыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией. К таким органам относятся оперативные подразделения:

— органов внутренних дел РФ:

— органов ФСБ России:

— таможенных органов РФ:

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию.

Адвокатура — негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи, в том числе участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях

Читайте также: