Кто организует стажировку лиц претендующих на должность нотариуса

Обновлено: 02.07.2024

Различается порядок освобождения от должности нотариуса в отношении государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой. Так, увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с трудовым законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу. Причем состав преступления не конкретизирован;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства (например, совершение нотариусом действия по доверенности, срок действия которой истек), а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.

Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора, в котором определяются их права и обязанности. Стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой, также осуществляется на основании заключения трудового договора (контракта) между нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку.

Стажеры для прохождения стажировки могут назначаться на вакантную должность государственного нотариуса, помощника нотариуса, консультанта.

Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее 6 месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты

Непосредственное руководство работой стажеров в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом со стажем работы по специальности не менее 3 лет, на которого приказом органа юстиции возложены эти функции. За осуществление этих функций нотариусу может быть установлена органом юстиции надбавка к должностному окладу.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или занимающийся частной практикой, может одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров.

Оплата труда стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

Территориальным органом Федеральной регистрационной службы утверждается программа стажировки, которая является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки и содержит перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.




В обязанности стажеров может входить: подготовка проектов нотариальных документов, прием посетителей, правовая оценка представленных документов, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий и т. д.

По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о ее итогах, которое прикладывается к заявлению о сдаче квалификационных экзаменов.

Общее количество должностей нотариусов определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, как правило, исходя из количества населения, проживающего на определенной территории, и числа совершаемых нотариальных действий. Но это количество непостоянно, так как, с одной стороны, потребность на нотариальные услуги может вырасти в силу изменения экономических и иных условий либо, наоборот – уменьшиться. И, как следствие, необходимо соответственно увеличить количество нотариусов в конкретной местности либо сократить.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется также названными органами. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. При органах юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной палаты образуется квалификационная комиссия, которая принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью. По результатам проведения экзамена комиссия принимает решение о профессиональной подготовленности лица для осуществления им нотариальной деятельности, которое подписывается всеми присутствующими на экзамене членами комиссии и остается на хранении в соответствующем органе юстиции. Лица, сдавшие квалификационные экзамены, получают лицензию на право занятия нотариальной деятельностью. Сама лицензия не дает права приступить к нотариальной деятельности. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции РФ. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Лицензия носит именной характер, имеет порядковый номер, выполнена на специальном бланке.

Порядок проведения конкурса определен Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97. Положение устанавливает, что целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Конкурс должен быть объявлен распоряжением территориального органа Федеральной регистрационной службы не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через 2 месяца после объявления конкурса.

Для проведения конкурса приказом территориального органа образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек из равного количества работников территориального органа Федеральной регистрационной службы и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.

К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее – лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии, которое затем регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера. В месте с заявлением должны быть предоставлены нотариально удостоверенные копии: диплома о высшем юридическом образовании, трудовой книжки, лицензии на право нотариальной деятельности, а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.

Могут быть предоставлены и иные документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие профессиональную юридическую подготовку кандидата. После чего на основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе.

При проведении конкурса конкурсанты оцениваются на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия вправе проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. Оценка кандидатов производится по десяти балльной системе.

Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

2. Прекращение полномочий нотариуса

Различается порядок освобождения от должности нотариуса в отношении государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой. Так, увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с трудовым законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу. Причем состав преступления не конкретизирован;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства (например, совершение нотариусом действия по доверенности, срок действия которой истек), а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

3. Стажер и помощник нотариусов

Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.

Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора, в котором определяются их права и обязанности. Стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой, также осуществляется на основании заключения трудового договора (контракта) между нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку.

Стажеры для прохождения стажировки могут назначаться на вакантную должность государственного нотариуса, помощника нотариуса, консультанта.

Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее 6 месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты

Непосредственное руководство работой стажеров в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом со стажем работы по специальности не менее 3 лет, на которого приказом органа юстиции возложены эти функции. За осуществление этих функций нотариусу может быть установлена органом юстиции надбавка к должностному окладу.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или занимающийся частной практикой, может одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров.

Оплата труда стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

Территориальным органом Федеральной регистрационной службы утверждается программа стажировки, которая является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки и содержит перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.

В обязанности стажеров может входить: подготовка проектов нотариальных документов, прием посетителей, правовая оценка представленных документов, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий и т. д.

По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о ее итогах, которое прикладывается к заявлению о сдаче квалификационных экзаменов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Судебный контроль за деятельностью нотариусов

Цели и задачи адвокатской деятельности Адвокатской деятельностью называется оказание профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам на основе правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном,

14. Учреждение должности нотариуса

14. Учреждение должности нотариуса В соответствии с Основами о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в

15. Требования, предъявляемые к соискателю должности нотариуса

15. Требования, предъявляемые к соискателю должности нотариуса Основы о нотариате определяют условия, при наличии которых лицо может обладать специальным статусом нотариуса.1. Гражданство РФ. Закон не предусматривает возможность назначения на должность иностранного

17. Ликвидация должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе

17. Ликвидация должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе Основы о нотариате устанавливают институт ликвидации должности. Однако это не означает сокращения штатной единицы.Основы закрепляют основания увольнения нотариуса, работающего в

18. Ликвидация должности нотариуса, занимающегося частной практикой

18. Ликвидация должности нотариуса, занимающегося частной практикой Основы о нотариате устанавливают институт ликвидации должности нотариуса, занимающегося частной практикой, который может сложить полномочия в добровольном порядке (по собственному

§ 8. Освобождение от должности нотариуса

§ 8. Освобождение от должности нотариуса Различается порядок освобождения от должности нотариуса в отношении государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой. Согласно ч. 4 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате увольнение нотариуса,

§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса

§ 9. Стажер и помощник нотариуса, исполнение обязанностей нотариуса По смыслу Основ законодательства РФ о нотариате работа нотариуса носит сугубо личностный, доверительный характер и не может осуществляться иными лицами. Нотариальная деятельность в этом плане

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов Вопросы профессиональной этики занимают значительное место в деятельности нотариусов, поскольку к нотариусу предъявляются высокие требования и как к профессиональному юристу, и как человеку с точки зрения его

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов 1. Виды судебного контроля за деятельностью нотариусовВ силу своего места в правовой системе России особое место и значение имеет судебный контроль, осуществляемый за деятельностью нотариусов. В современной правовой

Новаторский подход Электронные помощники Андрей Хомяков

Новаторский подход Электронные помощники Андрей Хомяков О технических новинках, пришедших на помощь сотрудникам УИС, рассказывает заместитель начальника отдела безопасности и оперативной работы УРУ ГУФСИН края, подполковник внутренней службы Андрей Петрович

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов 1. Правомочия нотариусаСовокупность законодательно закрепленных полномочий, предоставленных нотариусу, составляют его компетенцию, которая подразделяется на: предметную и территориальную.Предметная

ЛЕКЦИЯ № 29. Контроль за деятельностью нотариусов. Ответственность нотариусов

ЛЕКЦИЯ № 29. Контроль за деятельностью нотариусов. Ответственность нотариусов 1. Контроль за совершением нотариальных действийОсновы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:1) судебный контроль (ст.

ЛЕКЦИЯ № 30. Профессиональная этика нотариуса

ЛЕКЦИЯ № 30. Профессиональная этика нотариуса 1. Общие вопросы этики нотариусаВ целях повышения стандартов профессиональной деятельности нотариусов РФ 18 апреля 2001 г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ был принят Профессиональный Кодекс

36. Стажер и помощник нотариусов

36. Стажер и помощник нотариусов Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной

В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее - Порядок).
2. Руководителям территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации:
2.1. Провести необходимые мероприятия, направленные на реализацию Порядка.
2.2. До 1 октября 2000 года утвердить количество должностей стажеров нотариуса на предстоящий период стажировки, руководителей стажировки, программу стажировки, порядок проведения экзамена у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также даты проведения экзамена и начала стажировки.
2.3. Организовать прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, в соответствии с Порядком.
2.4. Об исполнении настоящего Приказа доложить в Министерство юстиции Российской Федерации до 1 декабря 2000 года.

Утвержден
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 21 июня 2000 г. N 179

решением
Правления Федеральной
нотариальной палаты
от 26 мая 2000 года

ПОРЯДОК
ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ ЛИЦАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ
НА ДОЛЖНОСТЬ НОТАРИУСА

(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120,
от 18.08.2008 N 174)

1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее - Порядок), утвержден в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате .
--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357.

2. Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации (далее - территориальный орган) и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата).

Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

3. Лицо допускается к стажировке, если оно:

  • является гражданином Российской Федерации;
  • имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;
  • обладает необходимым уровнем подготовки.

Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен.

4. Не менее чем за два месяца до даты проведения экзамена в общедоступных местах в помещениях территориального органа и нотариальной палаты вывешиваются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

  • требования, предъявляемые к кандидатам на должность стажера нотариуса;
  • количество должностей стажеров;
  • сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для сдачи экзамена;
  • дата, время, место и порядок проведения экзамена;
  • перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты;
  • кандидатуры руководителей стажировки;
  • дата начала стажировки.

5. Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением территориального органа и нотариальной палаты.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

6. Территориальный орган и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, решают вопрос о необходимости создания комиссии, на которую может быть возложен прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также другие функции по организации стажировки.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

7. Заявление о допуске к экзамену по форме, установленной территориальным органом, подается лицом, желающим пройти стажировку у нотариуса, не менее чем за месяц до даты проведения экзамена. При подаче заявления предъявляются подлинники и предоставляются копии:
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

  • документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации;
  • документа государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, либо документа о высшем юридическом образовании, полученном в другом государстве и признанном в Российской Федерации в установленном порядке;
  • документа, подтверждающего стаж работы (трудовой книжки) - при наличии трудового стажа.

Заверенные копии формируются в личное дело экзаменуемого, а подлинники возвращаются заявителю в день их предоставления.

8. Территориальный орган и нотариальная палата совместно утверждают кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов со стажем работы нотариусом не менее трех лет, при наличии у них соответствующих условий для организации работы стажера.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

После проведения экзамена территориальный орган и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. На основании данного решения территориальный орган или нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок стажировки не позднее месяца с даты проведения экзамена. Дата начала стажировки является единой для всех стажеров.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

9. Назначение на должность стажера с указанием руководителя стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется территориальным органом, а на должность стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой. При необходимости территориальный орган или нотариальная палата в течение срока стажировки могут принять решение о назначении другого руководителя стажировки. При этом назначение производится из числа кандидатур, утвержденных в соответствии с частью первой пункта 8 настоящего Порядка.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.

Оплата труда стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

10. Программа стажировки утверждается совместным решением территориального органа и нотариальной палаты. Она является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки. Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

Руководитель стажировки составляет на основании программы стажировки и представляет для утверждения соответственно территориальному органу или нотариальной палате индивидуальный план стажировки.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

11. Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером осуществляют территориальный орган и нотариальная палата.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

12. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в территориальный орган или нотариальную палату.
(в ред. Приказов Минюста РФ от 01.08.2005 N 120, от 18.08.2008 N 174)

При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку.

Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 151
"Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса"

Министр А.В. Коновалов

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса
(утв. решением правления Федеральной нотариальной палаты от 18 мая 2015 г., приказом Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 151)

1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее - Порядок), утвержден в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (далее - Основы).
2. Лица, претендующие на должность нотариуса, проходят стажировку в течение одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой (далее - нотариус) и имеющего стаж нотариальной деятельности не менее трех лет.
3. Стажером нотариуса (далее - стажер) может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.
4. Количество должностей стажеров ежегодно определяется решением нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата) по согласованию с территориальным органом Минюста России (далее - территориальный орган).
5. В течение десяти рабочих дней после даты определения количества должностей стажеров нотариальной палатой утверждаются кандидатуры руководителей стажировки из числа нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее трех лет, а также условия прохождения стажировки.
6. Не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения кандидатур руководителей стажировки в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте нотариальной палаты размещаются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:
требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность стажера;
количество должностей стажеров, определенных решением нотариальной палаты и реквизиты этого решения;
сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для прохождения стажировки;
список руководителей стажировки.
7. В течение двадцати рабочих дней со дня размещения информационных материалов, указанных в пункте 6 Порядка, лицо, претендующее на должность стажера, подает в нотариальную палату заявление (приложение к Порядку), а также предъявляет подлинники и представляет копии:
документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации;
документа о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования.
Указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта заявление и копии документов могут быть представлены лично, через представителя или направлены почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом датой подачи заявления является дата его отправления. Оригиналы документов представляются при заключении трудового договора.
В случае подачи заявления и представления документов лично заявление и заверенные уполномоченным сотрудником нотариальной палаты копии представленных документов формируются в личное дело лица, претендующего на должность стажера, а подлинники возвращаются этому лицу в день их представления.
Фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, претендующего на должность стажера, перечень и реквизиты поданных им документов, дата и время подачи документов, а также его подпись и подпись уполномоченного сотрудника нотариальной палаты, принявшего документы, заносятся в журнал заявлений лиц, претендующих на должность стажера.
Нотариальная палата проверяет достоверность представленного документа о высшем юридическом образовании.
8. В течение десяти рабочих дней со дня, следующего за последним днем подачи заявления и документов, нотариальная палата принимает решение о соответствии лиц, претендующих на должность стажера, требованиям части первой статьи 19 Основ.
В случае если число лиц, претендующих на должность стажера и удовлетворяющих требованиям части первой статьи 19 Основ, превышает количество утвержденных должностей стажеров, нотариальная палата принимает решение о проведении экзамена с целью выявления наиболее подготовленных лиц.
Дата и время проведения экзамена согласовываются с территориальным органом. При этом дата проведения экзамена не может быть ранее двадцати рабочих дней со дня размещения информации, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта.
В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также на сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о лицах, допущенных к сдаче экзамена (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), о дате, времени, месте, порядке проведения экзамена, а также перечень примерных вопросов, включаемых в тесты.
Лицам, допущенным к сдаче экзамена, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении экзамена нотариальная палата почтовым отправлением или по адресу электронной почты, указанному в заявлении лица, претендующего на должность стажера, направляет уведомление о дате, времени и месте проведения экзамена.
В порядке и в срок, определенные в абзаце пятом настоящего пункта, лица, не допущенные к сдаче экзамена, уведомляются нотариальной палатой об отказе в допуске к сдаче экзамена с указанием причин отказа.
9. Экзамен проводится в форме тестирования. Порядок проведения экзамена и перечень вопросов, включаемых в тесты, определяются нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом.
10. Для приема экзамена формируется экзаменационная комиссия в составе не менее шести человек. В состав экзаменационной комиссии на паритетных началах входят представители нотариальной палаты и территориального органа. В число представителей со стороны нотариальной палаты и территориального органа могут входить члены судейского и научного сообщества.
Председателем комиссии по должности является начальник территориального органа или его заместитель, заместителем председателя комиссии - президент нотариальной палаты или член правления нотариальной палаты.
В состав экзаменационной комиссии не могут входить руководители стажировки, а также супруг (супруга), родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки лица, претендующего на должность стажера, или родители, дети, внуки, братья, сестры, дедушки, бабушки супруга (супруги) лица, претендующего на должность стажера.
Полномочиями по приему экзамена у лиц, претендующих на должность стажера, может наделяться квалификационная комиссия, сформированная в соответствии с Положением о квалификационной комиссии*.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
11. На должности стажеров зачисляются лица, набравшие наибольшее количество баллов по результатам сдачи экзамена.
При равном количестве баллов, полученных по результатам сдачи экзамена, на должности стажеров зачисляются все лица, получившие равное количество баллов. При этом количество должностей стажеров увеличивается в соответствии с пунктом 4 Порядка.
В течение двух рабочих дней со дня сдачи экзамена в общедоступных местах в помещении нотариальной палаты, а также на сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о лицах, зачисленных на должность стажера.
12. Не позднее двадцати рабочих дней со дня проведения экзамена нотариальная палата принимает решение о назначении руководителей стажировки лицам, зачисленным в стажеры, и заключает с ними трудовой договор на один год.
Оплата труда стажера производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты.
13. Программа стажировки является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки и утверждается нотариальной палатой.
Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса.
При сокращении срока стажировки или его продлении стажер обязан освоить программу стажировки в полном объеме.
На основании программы стажировки руководитель стажировки составляет индивидуальный план стажировки, который утверждается нотариальной палатой.
14. Дата начала стажировки определяется нотариальной палатой в течение трех рабочих дней после заключения трудовых договоров, предусмотренных пунктом 12 Порядка, и является одинаковой для всех стажеров.
Срок стажировки может быть сокращен через шесть месяцев прохождения стажировки на основании совместного решения территориального органа и нотариальной палаты.
Решение о сокращении срока стажировки принимается на основании заявления стажера, а также ходатайства и заключения об итогах стажировки руководителя стажировки.
Нотариальная палата и руководитель стажировки ведут учет времени, фактически отработанного стажером. Время отсутствия стажера в период прохождения стажировки не засчитывается в срок стажировки.
Срок стажировки продлевается совместным решением территориального органа и нотариальной палаты на время отсутствия стажера в период прохождения им стажировки. В случае продления срока стажировки трудовой договор подлежит продлению на время отсутствия стажера.
В течение срока стажировки на основании заявления руководителя стажировки и стажера, а также в случае прекращения статуса нотариуса, являющегося руководителем стажировки, нотариальная палата принимает решение о назначении другого руководителя стажировки из утвержденного нотариальной палатой списка руководителей стажировки. Назначение другого руководителя стажировки осуществляется в течение трех рабочих дней. При этом время отсутствия стажера в период замены руководителя стажировки засчитывается в срок стажировки.
15. Нотариальная палата осуществляет контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки и выполнением индивидуального плана стажером путем проведения промежуточного тестирования стажеров не реже одного раза в квартал по темам программы стажировки, а также иными способами, установленными нотариальной палатой.
16. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его в нотариальную палату.
В заключении об итогах стажировки указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя стажировки; фамилия, имя, отчество (при наличии) стажера; срок прохождения стажировки, в том числе срок продления или сокращения стажировки; причины продления срока стажировки или его сокращения; объем выполненного плана стажировки; результаты промежуточной проверки прохождения стажировки; заключение о готовности к сдаче квалификационного экзамена.
Нотариальная палата на основании заключения об итогах стажировки в пятнадцатидневный срок со дня поступления заключения принимает решение об удовлетворительном или неудовлетворительном результате прохождения стажировки.
Решение о результате прохождения стажировки в письменной форме направляется лицу, проходившему стажировку, в течение десяти рабочих дней со дня его принятия.
Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.

Читайте также: