Кто одержал победу в этом споре отцы и дети

Обновлено: 30.06.2024

Думаю, каждый когда спорит потом считает себя победителем, люди вообще неохотно признают свою неправоту.

Та же история и когда спорят отцы и дети.

И та и другая сторона считает себя правыми, в той или другой ситуации.

Родители, как правило считают что они победители, поскольку они более опытные, прожили больше и знают в этом толк. Конечно, опыт — большое дело, но не всегда это играет роль.

Дети в свою очередь считают, что старшее поколение ничего не понимает в этой жизни поэтому считают себе заранее победителями в конфликте.

Если мы хотим дружно жить со своими детьми, то абсолютно неважно победителем ты станешь или проигравшим в конфликте, главное — хорошие отношения.

Думаю, что многие спорящие люди (в нашем случаи отцы и дети) даже после спора считают победителями, и отчасти это действительно так. Ведь у каждого есть свою точка зрения, своя правда. Сказать, что кто-то в споре совсем не прав нельзя, в ходе спора он доказывает свою точку зрения.

Говоря о споре отцов и детей, прежде всего имеют в виду спор поколений. В нём нет победителей и побеждённых. История развития общества показывает, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего — будущего. И только непрерывная связь поколений может привести к успешному будущему.

Добрый хозяин никогда не начинает строить новый дом, до основания разрушив старый. Он просчитает разные варианты и обеспокоится прежде всего тем, а где его семья будет жить во время постройки нового жилища. Конечно, если старый дом стал непригоден для жилья, с ним надо расставаться без сожаления, но мечтать о новом, который будет лучше прежнего.

Так и в истории развития общества: надо без сожаления расставаться с тем, что тормозит развитие, но опираться на опыт прошлых поколений.

Современное поколение олицетворяет Ермолай Лопахин — предприимчивый начинающий буржуа.

Будущее поколение — это Аня и Петя, которые только мечтают о светлом будущем, хотя не представляют, каким конкретно должно оно быть.

Лучше всего на вопрос о споре поколений ответил Н. Г. Чернышевский:

Как правило у любого спора есть две стороны, которые противоположны друг другу в своих суждениях и взглядах.

Именно в споре рождается истина, как принято говорить, поэтому и происходит спор.

Спор отцов и детей, очень сложен по определению того, что чаще всего каждый из них прав по своему.

Отцы прожили жизнь и судят обо всём с высока своих лет, исходя из приобретенного им опыта и знаний.

А вот дети, это совсем другое поколение, поколение новаторства и именно поэтому чаще всего и происходит спор, из-за разницы взглядов и суждений.

Чаще всего в споре отцов и детей нет победителей и побежденных, так как каждый уверен в своей правоте и не станет менять своих взглядов.

Отцы не понимают,что их мнение не всегда бывает правильно, хотя,как им кажется, оно продиктовано жизненным опытом. Дети не понимают, что с отцами лучше не спорить. В данном споре, как правило, истина не рождается. И обе,к сожалению, стороны не понимают, когда следует нажать на педаль тормоза и вовремя уйти в сторону, чтобы бы не начать дубасить друг друга. В процессе таких споров побежденных нет. Нет и победителей. Есть раздраженные и обиженные, утирающие слюну отцы, и уже вяло, без энтузиазма, по-щенячьи повизгиваюшие дети.

Один из главных героев, Евгений Базаров, считающий себя нигилистом, по нашему- пофигистом, почему-то возомнил, что можно не считаться с какими-то общепринятыми взглядами. Эти взгляды, как казалось двум молодым людям преклонного возраста и есть норма. Их раздражало высокомерие Базарова, его безапелляционность суждений. Павел Петрович Кирсанов, человек достаточно жесткий, особенно кипел и готов был откушать базаровым, но нормы… Нормы каннибализма в стране не признавались и были чужды в кругу аристократии.

Евгений отплатил бы тем, же,но… Слишком скучно,да и мерзко все это. Душа требовала, каких-то великих свершений, каких-то подвигов и совсем не подвиг надерзить старому чудаку.

В любом случае не прослеживается в данной повести ни победителей, ни побежденных. Но в выигрыше оказались те, кто старался не вступать в конфликты и словесные прения.

Думаю, ответ на этот вопрос зависит от самого спора.

Если спор завязан вокруг предмета, на который есть конкретный ответ, то один из спорщика будет прав, другой нет. Если спор был на что-то (желания, деньги и т.д.) или же при свидетелях, и один из спорщиков опростоволосился в итоге, — то можно считать, что в этом споре есть победитель и побежденный.

Анализ 10 главы отцы и дети


Главные герои

Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, то есть философии, ставящей под сомнение все общепринятые ценности.

Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи нигилизма.

Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается демократичных взглядов, любит поэзию и музыку.

Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Впоследствии выходит замуж за Аркадия.

Мнение об аристократии

Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

Характеристика эпизода

Если делать полный разбор романа, то становится ясно, что десятая глава основана на споре двух действующих лиц. Ссора между Базаровым и Кирсановым является подтверждением конфликта отцов и детей. Неприязнь этих двух мужчин возникла с их самой первой встречи. Со временем их отношения накаливались и дошли до пика. Теперь этот неприкрытый конфликт двух поколений


Кульминацией 10 главы является спор за вечерним чаепитием. Шла беседа об аристократии, и Павел высказывался в ее пользу. Он считал, что именно аристократы являются основной движущей силой, которая продвигает все общество. Мужчина уважал конституционную монархию. По его мнению, идеала можно достичь только через реформы и гласность.

Эти аргументы немного отличались от мнения Базарова. Он не верил, что либералы приведут к светлому будущему. По его словам, аристократы — это бесполезные люди, которые могут только громко говорить.

Основная мысль сочинения основана на том, чтобы читатель задумался, что в жизни является самым важным и к чему нужно стремиться. Проанализировав 10 главу, можно говорить, что это воспитательная часть, главное — понять основную суть. Тургенев не навязывает свое мнение, а лишь наталкивает на правильное решение.

Отношение к нигилизму

Анализ 21 главы отцы и дети

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.

Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.

Разбор по плану

Для того чтобы понять замысел автора, необходимо более подробно разобрать анализируемый эпизод. Для этого достаточно разбить текст на смысловые подзаголовки, например:

Составленный план поможет кратко раскрыть главную тему. Кроме того, каждая часть содержит в себе основные действия героев романа.

Взгляды на положение простого народа

Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.

Спор между кирсановым и базаровым

Цветы от девственниц и аплодисменты: в Воронеже похоронили Аркадия Давидовича

Аркадий Филиппович умер 25 февраля на 91-м году жизни в больнице. Госпитализировали его примерно за неделю до кончины в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией. COVID-19 Давидович победил – он получил отрицательный тест. Но ослабленный организм (у Давидовича были серьёзные заболевания) не справился с нагрузкой, и сердце мастера остановилось.

Вероятно, оценил бы он и то, как прошли проводы в последний путь. Как говорится, всё смешалось.

Во-вторых, имя. Как сказал раввин, имя человека – не то, которое ему дали родители, а то, под которым его знают люди. Так что и молитву он читал не за Адольфа (это настоящее имя Давидовича), за Аркадия – псевдоним мастера афористики.

По иудейской традиции тело Аркадия Давидовича раввин посыпал святой землёй, а на погружённый в могилу гроб каждый из присутствовавших (проводить в последний путь Давидовича собралось человек 30) бросил горсть земли. Опять-таки, согласно иудейской традиции, сделать это нужно было с помощью лопаты, которую после манипуляций надо воткнуть в землю, не передавая из рук в руки.

Справка:

Восприятие искусства и природы

Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса. Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

  1. Павел читает огромное количество романов на разных языках.
  2. Он имеет сентиментальный характер.
  3. Персонаж обладает мизантропической душой.
  4. Кирсанов является ранимой личностью.

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Новые слова

Во время прочтения книги можно встретить слова с непонятным значением. Для того чтобы текст был прозрачным необходимо растолковать каждое из них, например:

  1. Нигилизм — философия, которая оспаривает общепринятые идеалы, принципы и нормы культуры.
  2. Провинция — населенный пункт, находящийся вдали от столицы.
  3. Колодец — вырытая в земле яма с водой.

Все эти слова встречаются на протяжении всего повествования. Они имеют свое значение и смысл в произведении.

Самый значительный роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” впервые был напечатан в журнале “Русский вестник” в 1862 году, сразу вызвав много споров и нареканий со стороны критиков. В нем отразились радикальные изменения в общественной жизни России того времени, столкновения поколений, представлявших два разных класса, либералов и демократов.

Главное место в произведении занимает вечная тема отцов и детей. Самыми яркими представителями двух противоборствующих сторон выступают Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, молодой разночинец нигилист и стареющий аристократ совершенно различны между собой. Протестующая внешность Базарова выражает его резкую оппозицию старому миру, к которому принадлежит Павел Петрович. Эта оппозиция ощущается в каждом базаровском слове, в каждом сознательном действии. Поэтому Павел Петрович постоянно чувствует к Базарову “тайное раздражение”, это сказывается уже при первой их встрече. И в десятой главе романа происходит главная словесная дуэль между адвокатом поколения “отцов” и молодым реалистом, отвергающим всякую романтику.

Базаров, убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен. Он нехотя отвечает на вопросы Павла Петровича. Кирсанов намеренно вызывает его на спор, возмущаясь любыми мнениями противника и опускаясь до оскорблений. Их расхождение в философских, общественно-политических и нравственных взглядах очевидно.

Евгений Васильевич отрицательно относится к среде, в которой существует. Дружбы для него нет, родственные отношения — привычка, любовь — физиология. Кирсанов , привыкший к светскому обществу, на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он также восхищается традициями простого народа, его религиозностью и патриархальностью. Базаров, напротив, скептически относится к русскому мужику с его предрассудками и долготерпением. Молодой человек считает пустыми разговоры об искусстве и не желает замечать красот природы, находя в ней лишь практический смысл.

Базаров стремится разрушать, ничего не строя. В этом его самое слабое место. Ему нелегко жить, так как все вокруг кажется ему скучным и бессмысленным.

Тургенев не согласен полностью ни с Кирсановым, ни с Базаровым, поэтому в данном споре нет победителя. Однако писатель признает силу личности последнего и отдает ему дань уважения. Он отчетливо понимает, что именно молодое племя выведет страну на прямую дорогу и укажет ей верный путь. Эта прекрасная мысль великого художника и гражданина — суть мощного по своей значительности романа “Отцы и дети”.

Вариант 2

Конфликт поколений возникает в случае несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь представлениям о ней молодых людей. Со временем обстановка вокруг меняется. Новые обстоятельства оказывают значительное влияние на формирование характера человека, его отношение к жизни. Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или просто не желают этого делать.

Подобное непонимание нередко приводит к настоящей конфронтации между людьми разных поколений, как это произошло по сюжету романа. Представителем либерально настроенного дворянства выступает Павел Петрович, человек поистине достойный, умный, честный и благородный. В своих мыслях и поступках он руководствуется старыми принципами. Окружающие считали его в какой-то степени насмешливым и самоуверенным. Учитывая то, что в молодости Павел Петрович был очень успешным чиновником, которого любили и который мог позволить себе многие капризы и желания, то можно смело назвать его человеком, избалованным роскошью.

Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется.

Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов.

В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова. В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле. Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова.

Между Базаровым и Павлом Петровичем были расхождения по очень многим вопросам, но главное, что стоит отметить: Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны.

СМЫСЛ КОНФЛИКТА БАЗАРОВА И БРАТЬЕВ КИРСАНОВЫХ

Роман “Отцы и дети” написан в переломный момент развития общества, во время обострения отношений между двумя эпохами – старой, существовавшей раньше и в пору написания романа, и новой, которая должна была прийти на смену старой. Старая эпоха представлена дворянством и аристократией, а новая – демократами. Именно в такой переломный момент возникают споры между представителями разных идеологий. В “Отцах и детях” показан спор между Базаровым, представляющим собой демократов, и потомственными аристократами Кирсановыми. Тургенев

описывает занятия своих героев, образ жизни, поступки.

Аркадий Кирсанов, младший представитель семейной династии аристократов Кирсановых, привозит в отцовское имение Евгения Базарова – своего друга и учителя. Автор показывает состояние родового гнезда Кирсановых. Печальная картина предстает перед нашими глазами: серые неприглядные поля, низкие кустарники, покосившиеся крыши, оборванные мужики – все это свидетельствует не в пользу хозяев. Да и в отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все благополучно: приказчик – плут, а крестьяне совсем обленились. Так считает старший Кирсанов. Николай

Петрович старается что-то сделать, но он мягкий, уступчивый, к тому же не имеет определенных планов, чтобы что-то менять. На примере жизни Николая Петровича можно проследить общественную биографию всего дворянства. Братья Кирсановы, как было принято среди дворян, продолжали судьбу своих родителей. И старший и младший должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович, как и большинство людей его круга, увлекается искусством, историей, литературой. Но он отошел от общественной жизни и переехал в деревню. Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как жили лучшие люди той поры. Но он инертен, не способен на самостоятельные поступки. Его сделало таким то время, в которое он жил. Тургенев подчеркивает этим, что эпоха дворянства заканчивается, она изжила себя.

Чем-то похож на брата и Павел Петрович. Внешне это обаятельный человек, с красивым лицом и безупречными манерами. Ухоженные руки с “длинными розовыми ногтями”, “английский костюм и лаковые полусапожки”, которые он носил даже в деревне, говорят о том, что он сохранил свои аристократические привычки.

Братьям Кирсановым противопоставлен в романе Базаров – демократ-разночинец, нигилист, как он сам себя называет. Мы мало знаем о прошлом Базарова. Известно, что отец его лекарь, мать – обедневшая дворянка. Родители живут в небольшом имении, доставшемся по наследству матери. Доходов от своей деревни отец не получает и живет за счет врачебной практики. Базаров гордится своим неродовитым происхождением и при удобном случае упоминает, что его “дед землю пахал”. Евгений Базаров – энергичный человек с сильной волей, холодным и трезвым умом. В образе своего героя Тургенев воплотил основные черты характера лучших людей своей эпохи. Базаров считает, что всякий человек сам себя воспитывать должен. Именно так он и поступает. Взгляды Базарова не просто дань моде, как у его ученика Аркадия. Он твердо убежден в необходимости коренного переустройства общества и верит, что сделать это могут такие люди, как он сам. В споре с Павлом Петровичем он намекает: “Нас не так мало, как вы полагаете”.

В спорах о русском народе я придерживаюсь позиции Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью мужика, его патриархальностью. Но как может знать правду о мужике человек, который при разговоре с ним “морщится и нюхает одеколон”. Именно так поступает Павел Петрович. Базаров по своей деятельности, взглядам стоит намного ближе к народу и, следовательно, больше понимает его нужды. Простые люди в имении Кирсановых чувствуют это, поэтому подсознательно тянутся к нему. Базаров умеет поставить себя на позицию мужика и разговаривает с ним на равных, не считает зазорным просвещать народ. Базарова справедливо можно назвать выразителем народных интересов.

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Николай Петрович любит и знает литературу, музыку. Для Базарова все разговоры об искусстве – пустые слова. Столь же односторонни его высказывания в разговоре об отношении к природе. Теперь даже Аркадий выступает против Базарова. Это в ответ на его вопрос: “И природа пустяки?” – Базаров отвечает знаменитым: “И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Природа не поражает Базарова своей красотой, он считает, что в ней нет “художественного смысла”. Все же надо упомянуть, что Базаров еще будет в романе наслаждаться природой, а перед смертью скажет воистину поэтические слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Противоречивы также высказывания Базарова о любви и вспыхнувшее в нем большое чувство к Одинцовой. То, что Базаров смог по-настоящему полюбить Одинцову, говорит о его прекрасной и честной душе, несмотря на сухие суждения.

В романе автор показывает еще одного представителя семьи Кирсановых – Аркадия. Вначале он представляется нам учеником и последователем Базарова, но постепенно отходит от своего учителя. Мещанское счастье Аркадия с Катей еще больше отдалило его от Базарова и приблизило к поколению отцов – аристократов. Пути Базарова и Аркадия расходятся. Базаров говорит своему бывшему другу: “…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…” Для себя самого он предвидел в будущем суровую, полную лишений и, возможно, революционной борьбы жизнь, столь типичную для поколения разночинцев-демократов 60-х годов XIX века. Но судьба распорядилась иначе. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком.

Тургенев выводит в романе поколение демократов и приводит нас к мысли, что это поколение будущего. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Сочинение Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанов

Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется.

Базаров хочет создать что – то новое, но при этом только говорит и ничего не делает. А Павел Кирсанов даже не хочет ничего менять, его устраивает патриархальный строй, который только разделяет людей на бедных и богатых.

Подводя итог, можно сказать, что спор Базарова и Кирсанова старшего так ни к чему и не привел. Каждый остался при своем собственном мнении.

Ваш брат, дворянин, дальше благородного

кипения дойти не может.

И. С. Тургенев

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждую­щих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение конфликт базарова и кирсанова
  • конфликт между аркадием кирсановым и базаровым
  • победа базарова
  • суть конфликта между кирсановым и базаровым анализ
  • причины конфликта базарова и братьев кирсановых

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений.

Самоуверенный, но умный молодой человек.Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.Политические взглядыПродвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов.

Словесник

Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться.

Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам.

Не так ли, Николай? Николай Петрович кивнул головой. — Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных.

и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. — Что же ему нужно, по-вашему?

Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует.

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся. — Как так? — Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками. — Я вас не понимаю после этого.

IV. Анализ идеологического конфликта в романе

Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.) — Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.) — Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат.

Идеологический спор между базаровым и кирсановым

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) .

— доказывает Кирсанов. И он, действительно, прав, потому что он высказывает прописные истины.

Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни.

На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: “Все”. Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев.

Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой.

“Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете.

Да ведь надобно и строить”, — говорит Евгению Кирсанов.

“Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Базаров. При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся.

Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми.

Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича.

Это был спор об аристократии и её принципах.

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу.

Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Аристократизм – бесполезное слово.

Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения.

Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности.

Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни.

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) .

Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей

Базаров видит темноту и невежество простого народа.Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни.

Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному.

Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него — ресурс.

Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу.

Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

Базаров не доверяет Павлу Петровичу и не говорит, действительно ли он собирается переходить от слов к делу.

Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга. Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.

Одним описанием внешности и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.

базаров и кирсанов спор

Краткая характеристика персонажей

Заметим парадокс романа: характерным в его сюжетообразующем противостоянии является убедительное доминирование позиций представителя младшего поколения. И это, несмотря на то, что помещика Тургенева самого следовало бы отнести к буржуям-либералам!

Спор Базарова и Кирсанова Павла показан классиком как идейное противостояние двух неидеальных людей – типажей, взятых непосредственно из русской действительности.

Первый – родом из небогатой интеллигентной семьи, обладает очевидным созидательным потенциалом, однако он еще не состоялся как мужчина, как глава семьи. В нем еще много наносного, уходящего в зрелые годы.

Второй – потомственный аристократ, так и не сделавший карьеры по службе, опустошенный безнадежной любовью к светской львице княгине Р, – представляет типаж эдакого биоробота, бесцельно сибаритствующего.

Отношение героев к аристократии

Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.

Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую развитию общества. В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.

Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.

Популярные сочинения

  • Характеристика общества в Горе от ума сочинение
    Общество, в труде Горе от ума, разделилось на противоположные мнения – с одной стороны, это прогрессивная молодежь, а с другой-крайне консервативные помещики старой школы
  • Что я знаю о войне — сочинение
    Начав изучать историю в школе, я усвоил, что война так же вечна, как сама история человеческого общества. Она является формой разрешения больших и малых конфликтов.
  • Что такое Мужество — сочинение рассуждение
    Я считаю, что мужество — это проявление силы воли в сочетании с отсутствием страха перед опасностью. Кого можно назвать мужественным человеком?

Споры о простом народе

Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.

Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.

Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни. Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.

Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

споры базарова и павла кирсанова

Спор нового со старым

Их спор может разрешить лишь время да реальные факты. Эти персонажи настолько разные и нетерпимые друг к другу, что прийти самостоятельно к определенному согласию и логической констатации категорически не могут.

спор кирсанова и базарова таблица

Они оба харизматичны и эгоистичны. Характерно, что спор Базарова и Кирсанова Павла в результате доходит до дуэли, к счастью, заканчивающейся комично. Попытаемся же рассудить этих спорщиков. Это вовсе не сложно, ведь мы обладаем возможностью взглянуть на предмет их несогласий, полагаясь на исторический опыт. О чем же пикируются до хрипоты представитель поколения детей и последователь взглядов отцов: Базаров и Кирсанов? Таблица споров, составленная нами по разделам, поможет представить данный конфликт мнений наглядно.

Происхождение споров Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.

Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.

Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.

Сочинение Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанов

Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется.

Базаров хочет создать что – то новое, но при этом только говорит и ничего не делает. А Павел Кирсанов даже не хочет ничего менять, его устраивает патриархальный строй, который только разделяет людей на бедных и богатых.

Подводя итог, можно сказать, что спор Базарова и Кирсанова старшего так ни к чему и не привел. Каждый остался при своем собственном мнении.

Это совершенно новый для Павла Петровича тип. Высказывание мнений переходит постепенно в выяснение отношений, перерастает в перепалки, споры, которые становятся всё яростнее, ожесточеннее…

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

Читайте также: