Кто оценивает сценарии приобретает права на экранизацию привлекает финансирование для съемок

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте! Я сценарист, написала сценарий, который собирается экранизировать мой знакомый. При этом мне предложены такие условия договора: я передаю на год исключительное право на экранизацию, все остальные права остаются у меня. Через год я должна передать неисключительное право на экранизацию, права на сам фильм остаются при этом у его создателей, не у меня. Возможно ли такое? Спасибо

Для предоставления права экранизации возможно заключение лицензионного договора. Если проводить аналогию с более простыми правовыми институтами, то лицензионный договор это как аренда (пользование на срок или в течение всего срока действия изначального исключительного права), а договор об отчуждении исключительного права это как купля-продажа (полностью и навсегда).

Полагаю, Вам нужно определиться с самой идеей — чего именно Вы ожидаете от возникающих правоотношений, а затем обратиться к специалисту, специализирующемуся на авторском праве, для составления юридически правильного договора.
Права на сам фильм в целом будут принадлежать изготовителю. Однако изготовитель должен иметь лицензионные договоры со всеми авторами произведений, вошедших в состав сложного объекта (фильма).

Андрей Макаров все Вам верно указал — есть путаница в понятиях. Сначала надо определиться, на каких именно условиях Вы фактически готовы с ними работать, а потом уже облекать это в форму юридических формулировок (исключительное право или неисключительная (исключительная) лицензия, срок использования, вознаграждение и проч.).

При этом Вы должны знать, что как сценарист являетесь соавтором фильма, см. ГК РФ:

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Также есть такое лицо, как изготовитель, то есть лицо, организовавшее создание фильма (продюсер). Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом,если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения.

Существует несколько возможных вариантов предоставления прав на сценарий:
1) Отчуждение исключительного права на сценарий в полном объеме. Лицо, которому Вы отчуждаете право, становится полным и единственным правообладателем сценария навсегда, на весь срок действия авторского права на сценарий, на все способы и формы использования (экранизация, издание, театральная постановка и прочее).

2) Исключительная лицензия. В договоре можно определить конкретную территорию, срок, а также способы использования, выделив, например, только экранизацию.

При этом, в случае постановки Фильма, отношения между Вами, как соавтором фильма, и изготовителем должны регулироваться отдельным соглашением или разделом договора с учетом требований ст. 1240 ГК РФ (ниже).

Также, необходимо учесть в договоре, что будет происходить с правом на экранизацию при постановке фильма после окончания срока лицензии (если срок определен) — сможете ли Вы передать право на экранизацию третьему лицу для создания другого фильма по этому же сценарию или нет.

Передача прав третьим лицам в период действия исключительно лицензии невозможна.

3) Неисключительная лицензия — отличается от исключительной тем, что в период срока действия лицензии Вы можете распоряжаться правами, переданными изготовителю, предоставляя любые (в том числе и переданные) права третьим лицам.

Права на фильм будут принадлежать изготовителю.

В ст. 1240 ГК РФ, где среди прочего указано, что

"- Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.
— Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.
— При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат."

Таким образом, при любой форме договора предоставления права на сценарий, права на фильм будут принадлежать изготовителю.

Теоретически возможен вариант, при котором договором между Вами и изготовителем будет предусмотрено, что Вы являетесь не только соавтором фильма, но и становитесь его совладельцем (правообладателем). Но на практике это трудно реализуемо. Лучше регулировать договором степень Вашего участия в доходах, для этого необязательно быть совладельцем. Также, за Вами сохраняется авторское право (как на сценарий, так и на фильм, в случае его создания), оно неотчуждаемо.

Как видите, вариантов достаточно много, но надеюсь, что смогла донести общую практику правоприменения в этой области

Съемочный период фильма

Кинопроизводство (или в академическом контексте - производство фильмов) - процесс создания фильма. Кинопроизводство включает в себя ряд определенных этапов, таких как первоначальный сюжет, идея или заказ, написание сценария, кастинг, съемки, звукозапись и обработка звука, монтаж и предпоказ готового продукта перед аудиторией, за которыми могут следовать реализация фильма и показ его в кинотеатрах. Кинопроизводством занимаются по всему миру в различной экономической, социальной и политической обстановке, а также с использованием различных технологий и кинематографических приемов. Как правило, оно требует привлечения большого количества людей и, чтобы закончить фильм, может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Этапы создания фильма

Производство фильма состоит из пяти основных этапов:

  1. Разработка сценария: первый этап, на котором придумываются идеи для фильма, приобретаются права на книги / игры и т.д. и пишется сценарий. Также осуществляется поиск и получение финансирования для проекта.
  2. Предварительное планирование (предпродакшн): подготовка к съемкам, подписание контрактов со съемочной группой и актерами, идет поиск локаций и постройка декораций.
  3. Производство (продакшн): Снимается черновая версия фильма.
  4. Пост-продакшн: отснятый материал, звук и визуальные эффекты фильма редактируются монтажером, звукорежиссером и vfx-супервайзером.
  5. Реализация и распространение: готовый фильм продается в кинотеатры, а после выпускается на DVD.

Разработка сценария фильма

Экстремальные съемки

Кинопроизводство

После сценарист в течение нескольких месяцев пишет сценарий. Он может переписать его несколько раз, чтобы показать сцены, ясность идеи, структуру, персонажей, диалоги и общий стиль в более эффектном виде. Тем не менее, производители часто пропускают первые шаги и сразу разрабатывают представленные сценарии, которые инвесторы, студии, а также другие заинтересованные стороны оценивают с помощью анализа и упорядочения сценария. С дистрибьютором фильма иногда связываются на ранней стадии предпродакшна для оценки будущего рынка и потенциального финансового успеха фильма. Голливудские дистрибьюторы придерживаются трезвого подхода к ведению бизнеса и учитывают такие факторы как жанр фильма, целевую и предполагаемую аудитории, успех предыдущих подобных фильмов, актеров, которые могут появиться в фильме, а также потенциальных режиссеров. Все эти факторы подразумевают определенную привлекательность фильма для возможной аудитории. Не все фильмы получают прибыль от одного только кинопроката, поэтому кинокомпании занимаются продажей DVD и прав на распространение копий фильма по всему миру.

Продюсер и сценарист подготавливают презентацию фильма или тритмент и представляют его потенциальным инвесторам. Они также презентуют фильм перед актерами и режиссерами (особенно перед так называемыми звездами), чтобы "пристроить" их в проект (то есть, получить с них обязательство работать над фильмом, если фильм когда-нибудь будет профинансирован). Многие проекты так и не пошли дальше этой стадии и попали в так называемый производственный ад. Если презентация завершается успешно, фильм получает "зеленый свет", то есть кто-то предлагает финансовую поддержку: как правило, большая киностудия, Совет по кинематографии или независимый инвестор. Стороны участвуют в переговорах о сделке и подписывают контракты.

После того, как все стороны встретились и договорились, будущий фильм может перейти на стадию подготовки к съемкам. На этой стадии будущий фильм должен иметь четко определенную маркетинговую стратегию и целевую аудиторию.

Разработка анимационных фильмов немного отличается от обычных съемок, поскольку режиссер разрабатывает и передает историю исполнительному продюсеру через приблизительные раскадровки, и это редкость для полнометражного фильма, что сценарий уже подготовлен к этому времени. Если фильму дан зеленый свет на дальнейшие съемки и подготовку производства, сценарист уже после этого может готовить сценарий.

Что такое пре-продакшн фильма

В предпродакшне каждый шаг по созданию фильма тщательно продуман и спланирован, созданы производственные компания и офис. Фильм предварительно визуализирован режиссером и может быть раскадрован с помощью иллюстраторов и художников концептов. Для планирования расходов на фильм составляется бюджет. Для крупных производств также закупается страхование от несчастных случаев.

Состав съемочной группы

Съемочная группа

Жанр фильма и бюджет определяет размер и состав съемочной группы. Многие голливудские блокбастеры привлекают сотни актеров и специалистов, в то время как низкобюджетный, независимый фильм может быть снят минимальным составом (из восьми или девяти (или меньше) человек). Типичный состав группы:

  • Раскадровщик: создает визуальные образы и рисует их, чтобы помочь режиссеру и художнику-постановщику передать свои идеи и видение съемочной группе.
  • Режиссер: в первую очередь отвечает за повествование, творческие решения и действие в фильме.
  • Помощник режиссера (ПР): управляет съемочным графиком и логистикой производства, а также решает возникающие проблемы. Есть несколько типов помощников режиссера с разной степенью ответственности (второй режиссер, хлопушка, ассистент по актерам и др.).
  • Продюсер: нанимает команду.
  • Исполнительный продюсер: управляет бюджетом и графиком производства. Они также являются связующим звеном между руководителями производства фильма и руководителями студий или инвесторами.
  • Локейшн-менеджер: отвечает за поиск и подготовку локаций, а также за соблюдением порядка на них. Почти все, что необходимо для съемок фильма могут предоставить киностудии, а студии звукозаписи располагают комфортными условиями для записи звука, в то время как натурные съемки требуют естественных открытых пространств, которые иногда могут создавать непредвиденные помехи для производства.
  • Художник-постановщик: тот, кто создает визуальную концепцию фильма, работает с арт-директором, руководит художественным департаментом, создает декорации. Художник по костюмам: создает одежду для персонажей фильма, работает в тесном контакте с актерами, а также с другими департаментами.
  • Художник по гриму: работает в тесном сотрудничестве с художником по костюмам, чтобы создать определенный образ для персонажа.
  • Кастинг-директор: занимается поиском актеров для роли. Как правило, проводятся прослушивания.
  • Хореограф: создает и координирует движения и танцы - как правило, для мюзиклов. Некоторые проекты также привлекают постановщика боевых сцен.
  • Оператор-постановщик (ОП): глава операторского департамента, контролирует работу осветителей и камераменов.
  • Звукорежиссер на площадке: руководитель звукового департамента на стадии кинопроизводства. Записывает и работает со звуком на съемочной площадке - диалогами, звуковыми эффектами в моно и стерео. Работает со звукооператором, режиссером, ассистентами режиссера (хлопушкой, ассистентом по актерам), оператором-постановщиком и вторым режиссером.
  • Саунд-дизайнер: создает звуковую концепцию фильма, работает с логгером. В Болливуде саунд-дизайнер выполняет функции звукорежиссера.
  • Композитор: создает новую музыку для фильма. (Как правило, во время пост-продакшна)

Съемочный период создания фильма

Как создать фильм

В производственном периоде видеопродукция / фильмы подготавливаются и снимаются. На данном этапе набираются многие члены группы, такие как реквизитор, скрипт-супервайзер, хлопушка, бэкстейдж, монтажеры и аудиоредакторы. Это лишь наиболее распространенные роли в кино; производственный офис может создавать любое сочетание обязанностей, чтобы предвосхитить или удовлетворить различные потребности, возможные в процессе производства фильма.

Типичный съемочный день начинается с того, что команда прибывает на площадку ко времени их вызова. Актеры, как правило, получают свое отдельное назначенное время. Так как установка декораций и подготовка площадки, создание и примерка костюмов, а также установка света может занять несколько часов или даже дней, они часто создаются заранее.

Кинобизнес

Специалисты по грипу, осветители и художественный департамент, как правило, на шаг впереди операторского и звукового департаментов: с целью экономии времени, в то время, как сцену снимают, они уже готовятся к следующей.

В то время как группа подготавливает свое оборудование, актерами занимаются костюмеры и гримеры. Актеры репетируют со сценарием и блокингом с режиссером, затем оператор и звукооператоры репетируют с ними и прогоняют репетиции по камере и звуку. И, наконец, сцена снимается в столько раз, сколько пожелает режиссер. Большинство американских производств следуют определенной процедуре:

Второй режиссер говорит "приготовились!" сообщая, что сцена готова к съемке, а затем "тишина на площадке!". После того, как каждый член группы готов к съемке, второй режиссер говорит "мотор!" (если пишется звук), а звукорежиссер включает свое оборудование, записывая реплики, и объявляет "звук идет", или просто "идет", когда все будет готово. Второй режиссер говорит "камера!", камерамен отвечает "идет!", когда камера начинает записывать. Хлопушка-ассистент, которая уже находится в перед камерой с хлопушкой, озвучивает сцену, кадр и дубль и хлопает. Если перечислить дополнительные действия на площадке, то второй режиссер еще отдает команды массовке, а последним команду отдает режиссер, говоря актерам "начали!". Второй режиссер может повторить "начали" громче на больших локациях.

Съемка кадра заканчивается, когда режиссер говорит "снято!", камера и звук останавливают запись. Скрипт-супервайзер отмечает любые проблемы во время съемки ,а звуковой и операторский департаменты делают технические замечания для фиксирования их на отчетных листах. Если режиссер делает дополнительные пометки - весь процесс повторяется. После того, как все довольны результатом, команда переходит к следующему кадру или "перестановке", пока вся эта сцена не будет "снята". Когда съемка сцены завершена, второй режиссер объявляет "снято" или "идем дальше", и команда будет "убирать" или демонтировать декорации для этой сцены.

В конце смены режиссер утверждает график съемок на следующий день, а ежедневный отчет направляется в производственный офис. Он включает в себя отчеты из сценария, отчеты звукового и операторского департаментов. Вызывные листы рассылаются актерам и съемочной группе, они уведомляют, когда и куда нужно подъехать на площадку на следующий день съемки. Позже режиссер, продюсер, другие руководители департаментов и, иногда, актеры, могут собираться, чтобы просмотреть сегодняшние или вчерашние кадры, называемые отснятым материалом, а также пересмотреть свою работу.

Для производственного этапа игровых фильмов синхронизация графика занятости ключевых актеров и членов команды очень важна, так как часто в сценах актеры и большинство съемочной группы должны физически присутствовать на одной площадке (а звезды могут спешить с одной съемки на другую). В анимационных фильмах технологический процесс на этапе производства другой, поскольку дикторы могут работать в студии звукозаписи в разное время и могут не видеть друг друга до премьеры, в то время как в большинстве "физических действий" либо нет необходимости, либо они моделируются различными командами аниматоров.

Заключительный этап кинопроизводства

Видео / фильм собирается режиссером монтажа. Материал снятого фильма также редактируется. Записанный звук (диалоги) редактируются тоже; составляются и записываются музыкальные треки и песни, если фильм стремится к оценочному результату; разрабатываются и записываются звуковые эффекты. Любые компьютерные графические визуальные эффекты добавляются в цифровом виде. И, наконец, все звуковые элементы сводятся в "мультитреки", которые затем накладываются на видео, и работа над фильмом полностью завершается ("закрепляется").

Продвижение готового фильма

Это заключительный этап, когда фильм начинают показывать в кинотеатрах или, иногда, непосредственно потребителю (DVD, VCD, VHS, Blu-ray) или поставщику цифрового медиа. Фильм дублируется по мере необходимости (на пленку или жесткие диски) и продается в кинотеатры для выставок (скрининг). Пресс-подборка, плакаты и другие рекламные материалы опубликовываются, а фильм рекламируется и продвигается. Также может быть выпущен бэкстейдж-клип на основе черновых кадров со съемок для "создания" документального фильма, который может включать клипы с закадровыми съемками, а также интервью со съемочной площадки.

Кинопрокатчики обычно выпускают фильм с одновременно с организацией вечеринки по этому поводу, премьерой с красно-ковровой дорожкой, пресс-релизами, интервью с прессой, пресс-показами с демонстрацией фильма и фестивальными кинопоказами. Большинство фильмов также продвигаются на собственных веб-сайтах отдельно от производственной компании или дистрибьютора. Для крупных фильмов ключевой персонал, работающий по контракту, часто участвует в промо-турах, во время которых он появляется на премьерах и фестивалях, а также принимает участие в интервью на телеканалах, в печатных и интернет-журналах. Наиболее крупные кампании могут требовать больше одного промо-тура, чтобы поддерживать интерес публики после каждого релиза.

С появлением домашнего видео в начале 1980-х годов, большинство крупных фильмов следовали образцу, имеющему несколько вариантов. Фильм может сначала быть выпущен в прокат в нескольких выбранных кинотеатрах или, если он показал себя достаточно хорошо, может выходить непосредственно в широкий прокат. Далее он будет выпущен, как правило, в разное время на несколько недель (или месяцев) в различные сегменты рынка, такие как прокат, розничная торговля, платный просмотр, развлечение во время полета, кабельное, спутниковое или открытое телевизионное вещание. Права на распространение для фильма за рубеж также обычно продаются. Дистрибьютор и производственная компания делят прибыль.

Независимое кино

В кинопроизводстве, помимо создания кинопродукции для широкой аудитории, также существует другая, которая обычно называется независимое кино. С момента введения технологии DV, способы производства стали более демократичными. Кинематографисты могут, к примеру, снимать и редактировать фильм, создавать и редактировать звук и музыку к нему и сводить окончательный вариант на домашнем компьютере. Тем не менее, в то время как способы производства могут быть демократичными, финансирования, традиционной дистрибуции и маркетинга по-прежнему трудно достичь вне существующей системы. В прошлом, большинство независимых кинематографистов сделали ставку на кинофестивали (таких как Sundance, в Венеции, Каннах и Торонто), чтобы их фильмы заметили и продали для дистрибуции и получения прибыли. Тем не менее, Интернет позволил относительно недорого распространять независимые фильмы через такие сайты, как YouTube. В результате, появились несколько компаний, которые помогают кинематографистам, чтобы их независимые фильмы увидели и их копии были проданы через интернет на основных торговых площадках, часто имеющих отношение к популярным голливудским киностудиям. С интернет-дистрибуцией фильмов независимые кинематографисты, которые не вышли в широкий прокат, теперь имеют возможность достичь своей аудитории.

  1. Кто такой сценарист, что он делает?
  2. Чем занимается сценарист
  3. История профессии
  4. Что нужно знать и уметь сценаристу
  5. Личные качества
  6. Зарплата сценариста
  7. Как стать сценаристом?
  8. Высшее образование
  9. Обучение в школе кино
  10. Курсы
  11. Топ-6 курсов для будущих сценаристов
  12. Семинары и мастер-классы
  13. Самообучение
  14. Пошаговая инструкция, как стать сценаристом
  15. Разобрать свои мотивы и определить, действительно ли это призвание
  16. Начать учиться и не бросить
  17. Писать, писать и еще раз – писать
  18. Тренироваться и повышать свое писательское и сценарное мастерство
  19. Определиться с тематикой
  20. Выходить на аудиторию, заявлять о себе как о сценаристе
  21. Искать работу и формировать свой профессиональный круг
  22. Выработать моральную стойкость и научиться переписывать сценарий

Кто такой сценарист, что он делает?

Сценарист – это человек, автор, придумывающий различные истории, идеи, разрабатывает концепции для фильмов, клипов, игр и др. Этот специалист пишет сценарии, в которых подробно описывает речь и поведение персонажей. Именно сценарий становится основой для любых съемок. Чтобы стать сценаристом, недостаточно уметь просто хорошо писать: работа писателя сильно отличается от того, что делает сценарист. Для успешной работы необходимо знать законы драматургии и построения сюжета, понимать, как устроена киноиндустрия. А также важно уметь вносить правки в сценарий с учетом мнения других людей, работающих над картиной: продюсера, редактора, режиссера, реже – актеров.

Сценарист должен до малейших деталей представлять, что будет происходить на экране, какими будут персонажи, и уметь это максимально четко описывать действиями и диалогами. Конечно, режиссер что-то добавит или убавит, в соответствии со своим видением, но это обычно детали, основа, сюжет, остается неизменным.

Сценаристы могут не только писать сценарии к фильмам, сериалам, театральным постановкам, но и заниматься другими делами, например, хорошим опытом считается работа над произведением в качестве режиссера или его помощника, тогда специалист понимает, как слова с бумаги превращаются в действие на экране. В будущем это помогает писать более четкие сценарии, понимать, что лишнее, а что – нет. Реже авторы идей становятся продюсерами или актерами.

Также сценаристы разрабатывают сюжеты для клипов, различных телепередач, шоу, праздников и деловых мероприятий, видеороликов в интернете, квестов или компьютерных игр. Если в голову пришла какая-то интересная история, стоит попробовать превратить ее в сценарий, качественные произведения хорошо оплачиваются. Но самое главное и сложное в этой работе – не только придумать что-то, но и воплотить идею, ведь пока она витает в воздухе, она ничего не стоит. Но, стоит ее оформить на бумаге, как она приобретает ценность, однако необходимо знать, как оформлять сценарии.

Чем занимается сценарист

Круг профессиональных обязанностей сценаристов зависит от того, какие задачи перед ним ставит работодатель. Конечно, основная задача – писать сценарии к различным продуктам, вносить в них правки, чтобы попасть в формат. Также сценарист может продумывать концепцию кино или шоу, согласовывать её с директором или заказчиком.

Иногда обязанности разбиваются, например, над одним проектом могут работать несколько сценаристов: один продумает действие фильма, другой – речь героев. Бывает, что у сценаристов есть и дополнительные функции, например, общение с журналистами или создание сюжетов промороликов к основному продукту.

История профессии

Само искусство кинематографа довольно молодое, оно появилось в 19 веке. Тогда экранизировались анекдоты, короткие события из реальной жизни, сказки с простыми сюжетами, использовали те же мотивы, что и художники при создании картин. Тогда фильм длился от нескольких секунд до нескольких минут.

Сценаристика, как отдельное направление, возникла гораздо позже: в начале 20 века кинематографисты устали от примитива, исчерпали простые идеи и до конца осознали всю ширь своего искусства. Тогда они обратились за идеями к книгам, но роман – это не сценарий, в нем не расписано так, как надо, основные реплики и действия (кино в ту пору было немым и требовало особенного подхода). Да и книги зачастую страдают многословием, которое на экран в полной мере не перенесешь. Сначала адаптацией литературных произведений занялись писатели, журналисты. Затем появились люди, которые стали профессионально писать сценарии к фильмам, профессия сценариста сложилась только к 30-м гг. прошлого века. Конечно, развитию профессии во многом поспособствовало само развитие кинематографа, появление звуковых фильмов, развитие техник монтажа и режиссуры.

Сейчас сценаристика – неотъемлемая часть не только кино, но и телевидения, да и любого производства видеоконтента, включая любительские ролики для блогов. В основе каждой ленты есть идея, и есть сюжет. Кинокомпании и телеканалы постоянно ищут талантливых авторов, способных создавать оригинальные идеи, писать захватывающие истории. Для производства телешоу требуются сценаристы, способные работать в строгих рамках, соблюдать требования канала, сроки и попадать в формат. Однако, несмотря на востребованность профессии, стать сценаристом нелегко, пробиться к продюсеру и зрителю очень непросто.

Что нужно знать и уметь сценаристу

Это работа, которая подойдет не каждому. Специалист должен владеть знаниями в различных сферах:

  • драматургия : сценарии строятся по своим законам, и их нужно знать и использовать;
  • создание сюжета : все произведения состоят из экспозиции, завязки, конфликта, нескольких сюжетных поворотов, кульминации и развязки, их нужно уметь выстраивать в соответствии со своим жанром;
  • психология : для каждого произведения придется создавать множество персонажей, и все они должны быть настоящими, с реальными характерами, манерами, образом мышления и пр.;
  • история : эти знания понадобятся не только для создания документальных фильмов, но и для биографических (каждая личность существует в определенном историческом контексте), разработки истории персонажей, создания правдоподобной обстановки в художественном фильме, также при работе с историческими данными сценарист учится отбирать факты, критически оценивать информацию, представлять, как события в мире влияют на отдельных людей;
  • написание сценариев разных форматов : для короткометражек, сериалов, видеороликов, полнометражных картин, мультфильмов – все они будут отличаться, иметь свои особенности. А еще есть горизонтальные и вертикальные сценарии, пилоты, логлайны и пр.;
  • навыки презентации и самопрезентации : свою идею придется представлять и рекламировать, доказывать ее интересность и жизнеспособность, даже гениальность, если считаете свой сценарий таковым. Этот навык пригодится на питчингах. Сейчас каждый специалист должен уметь продавать свои услуги.

Помимо этого к сценаристу предъявляется еще множество требований, например, начитанность, большой объем просмотренных и разобранных фильмов, умение разбирать чужие произведения. Быстро стать сценаристом не получится, для этого мало одного умения писать занимательные истории или только писать грамотно, просмотреть несколько сценариев тоже будет недостаточно, здесь нужна кропотливая работа над собой и над сценарием.

Личные качества

Для успеха в профессии понадобятся такие качества, как:

  • усидчивость;
  • большая работоспособность;
  • дисциплинированность;
  • терпение;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • стрессоустойчивость;
  • богатое воображение;
  • коммуникабельность;
  • критическое мышление.

Развитые коммуникативные навыки нередко становятся краеугольным камнем в работе сценариста. Создание произведения в основном уединенное занятие, но кино – командная работа. Готовый сценарий попадает к продюсеру и режиссеру, которые начинают вносить правки в соответствии со своим видением, необходимо уметь договариваться, обсуждать, принимать чужую точку зрения. Также необходимо уметь объяснять, почему персонажи ведут себя так, а не иначе и объяснять свою позицию корректно и понятно для всех участников процесса.

Нередко из-за правок и переписываний работа над сценарием затягивается на несколько лет. К этому нужно быть готовым и не ждать мгновенного успеха и одобрения.

Зарплата сценариста

Размер заработных плат специалистов сильно разнится по стране, а также в зависимости от рода деятельности. Например, на производстве телешоу и сериалов в Москве обычно стабильные и высокие заработки: от 50 до 300 тыс. руб./месяц. В рекламе предельные оклады вдвое ниже. В регионах сценаристам платят от 20 до 70 тыс. руб., зависит от города и специфики работы.

Готовые сценарии к полнометражным фильмам продаются штучно, стоящие идеи оценивают в несколько миллионов рублей, более простые сценарии стоят гораздо дешевле.

Заграницей заработки выше не только потому, что там дороже оценивают сам сценарий, но и за счет стабильного отчисления авторского гонорара от кассовых сборов и продаж лицензий. Автор получает доход от своего произведения не 1 раз, а на протяжении всего периода активных продаж.

Однако часты случаи, когда люди годами не могут продать свой сценарий, поэтому идти в сценаристику ради денег не стоит: они здесь нелегкие и никто не дает гарантий какого-либо заработка вообще.

Как стать сценаристом?

В сценаристику много путей: кто-то 5 лет получает высшее образование, другие проходят курсы, третьи нигде не учатся, но уделяют много времени и сил именно практической работе и самообразованию, нередко в сценаристику переходят из смежных профессий, например, писатели, журналисты, редакторы. У каждого подхода есть свои положительные и отрицательные стороны, то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Сейчас разберем каждый вариант получения специальности подробно.

На главную мужскую роль, Орешникова, Рязанов хотел взять Иннокентия Смоктуновского, но актёр болел и сниматься не мог. На роль пробовались Александр Ширвиндт и Андрей Миронов, но режиссёр хотел снимать Евгения Леонова, а студия его кандидатуру никак не утверждала. Тогда Рязанов стал тянуть время. Зима уже была в самом разгаре, когда он заявил руководству: если он не начнёт снимать немедленно, то придётся ждать следующего года. И второпях Леонова согласовали.

Фильм снимался в Москве в двадцатиградусные морозы. Никакого другого способа согреться, кроме как принести на площадку алкоголь, актёры не придумали. Рязанов был категорически против, но он видел, что кадры с подвыпившими актёрами выглядят лучше. Режиссёр успешно закончил фильм, но о съёмках вспоминать не любил.

Под Новый год его желание сбывается, и он срывает куш в десять тысяч рублей. Но свои претензии на них заявляют и коллеги Орешникова — он ведь купил билет на общие деньги. В довершение всего героя исключают из кассы взаимопомощи за антисоветское поведение, отбирая счастливый лотерейный билет.

Стругацкие сценарий переписали, оставив в нём от своей повести только имена нескольких героев и институт, занимающийся изучением волшебства. После сдачи материала братья поспешили забыть об этой работе, но спустя много лет Борис Стругацкий признал: раз зрители до сих пор любят фильм, значит, они написали неплохой сценарий.

Параллельно актёр снимался ещё в четырёх фильмах, поэтому сразу сказал режиссёру, что на площадке сможет появляться в основном ночью. Поэтому в фильме множество вечерних сцен.

Обычная женская ревность и распущенная сплетня приводят к тому, что директор Научного института Шемаханская (Екатерина Васильева) превращает прекрасную Алёнушку в злую ведьму. Единственный способ вернуть всё на свои места — получить поцелуй от любимого до полуночи новогодней ночи. И пока одни герои изо всех сил помогают Иванушке расколдовать его невесту, другие делают всё, чтобы он ничего не успел до условленного срока.

На главную роль Сурикова хотела взять только Софико Чиаурели, но её кандидатура не устраивала худсовет. Тогда режиссёр поехала в Грузию, чтобы снять пробы уже там. Но семья актрисы так хорошо встретила Сурикову, что времени на пробы не осталось, и постановщица приехала домой ни с чем. Уже по возвращении в Москву она сфотографировала портрет актрисы с календаря двадцатилетней давности, и, к удивлению всех, Чиаурели одобрили.

Клерком Робером де Шарансом Сурикова почти сделала Олега Меньшикова. Но в последний момент она увидела Александра Абдулова и передумала в пользу последнего. Актёр привёл с собой и Леонида Ярмольника, у которого получился отличный комедийный дуэт с Куравлёвым.

Накануне Нового года в кабинете нотариуса мэтра Роше (Сергей Юрский) найден труп. Расследование начинает инспектор, который недавно ловил преступника в холодной реке и пришёл в офис совершенно простуженным.

Местная секретарша Алиса Постик случайно узнаёт в полицейском друга детства. Она решает помочь старому знакомому поймать преступника и найти труп, который странным образом исчез. Никому и в голову не приходит, что незадачливая телефонистка и разваливающийся от простуды инспектор способны вычислить хитроумного убийцу.

Факт: Сурикова сняла первый комедийный детектив в СССР и была очень довольна своей работой. Когда у неё появился шанс, она привезла кассету с фильмом во Францию, чтобы показать его автору пьесы — Роберу Тома. Писатель не оценил работу советской постановщицы, начав подсчитывать, сколько она должна ему за авторские права на экранизацию.

К тому времени Машков был прославленным актёром и готовился к режиссёрскому дебюту. Газетная история ему понравилась, и вскоре начался кастинг. На роль главной героини, учительницы Насти, оператор фильма Николай Немоляев предложил бывшую жену Машкова Елену Шевченко.

Увидев на площадке экс-супругу и мать его единственной дочери Марии, режиссёр настороженно отнёсся к идее доверить Шевченко главную роль. Но актриса действительно была лучшей на пробах, поэтому Машков согласился взять её в фильм. После развода бывшим супругам удалось сохранить хорошие отношения, и окружающие было приятно удивлены их профессиональным поведением на площадке.

Сельская учительница Настя после смерти матери находит её неотправленное письмо, адресованное некоему Павлу — отцу девушки, которого она никогда не видела. Учительница решает опубликовать текст в газете, надеясь, что кто-то узнает в описании себя и приедет к ней.

В канун Нового года на пороге дома Насти и её мужа Коли (Николай Фоменко) появляются сразу три Павла — фокусник, повар и лётчик-космонавт. Каждый из них уверен в своём отцовстве.

Факт: в свой режиссёрский дебют Машков пригласил легенд советского кино — Олега Табакова, Валентина Гафта и Льва Дурова. Это были изначальные кандидаты на роли, и все они не раздумывая согласились сниматься, полностью доверившись неопытному Машкову.

Центрального персонажа, управляющую банка Ольгу, должна была сыграть актриса Елена Майорова, но за четыре дня до съёмок она получила сильнейшие ожоги и погибла. Тогда на роль утвердили Веру Глаголеву.

Незадачливый медвежатник Берёзкин (Александр Збруев) получает возможность на одну неделю уехать из тюрьмы, чтобы провести время до Нового года с близкими людьми. Вместо этого он впутывается в неприятности и оказавается на грани самоубийства.

Спасший его случайный знакомый предлагает Берёзкину вместе ограбить дом богатой банкирши (Глаголева). Но они даже не подозревают, что в квартире их поджидает одинокая дочь бизнесвумен, которая даже в канун праздников предоставлена сама себе. Знакомство вора и ребёнка переворачивает жизнь обоих.

Многие участники решают отнестись к идее весьма серьёзно. Из-за этого в письмах вскрываются проблемы и комплексы героев, которые они столько лет прятали даже от самых близких людей.

Именно директор студии предложил кандидата на главную роль — Игоря Ильинского. Рязанов боялся актёра и не считал, что он подходит для фильма, поэтому очень надеялся, что тот откажет начинающему режиссёру. Но Ильинский неожиданно согласился, и это стало началом дружбы между ним и Рязановым.

Кардинально изменить сценарий у Рязанова не получилось, поэтому пришлось снимать новогодний огонёк. Но режиссёр задал фильму быстрый темп, чтобы зрителям не успевали надоедать номера, а между ними вставили сценки с Ильинским. Положение спас и лектор, рассуждавший о жизни на Марсе.

Но работники не хотят ничего менять. Провалившись в попытках отстоять программу, они идут на хитрость — во всём соглашаться с Огурцовым, а номера делать такими, как и было запланировано.

Так друг Богословского с веником в портфеле действительно уехал в Киев. Только он, в отличие от Евгения Лукашина, свою любовь в чужом городе не нашёл. Рязанову и Брагинскому настолько понравилась идея, что они написали пьесу, которая в начале 1970-х годов имела успех на театральных подмостках страны.

Когда режиссёр задумал экранизировать своё произведение, к нему выстроилась очередь из желающих попробоваться на главные роли. Одним из основных претендентов на роль Лукашина был Андрей Миронов: он даже отрастил волосы и пришёл на пробы в старых очках. Но, как ни пытался Миронов создать образ неудачливого в любви Лукашина, Рязанов ему не поверил.

Роль Нади Шевелёвой понравилась Людмиле Гурченко, и она тоже одной из первых проходила пробы. Но режиссёру актриса в этой роли не приглянулась. Тогда Рязанов решился позвонить польке Барбаре Брыльской, которую запомнил по одному фильму. Актриса оказалась свободна и с удовольствием приехала сниматься.

Для съёмок эпизода в бане Рязанов разрешил принести на площадку бочку пива. Тем более площадка не отапливалась, а актёрам приходилось играть сцену полуголыми. А вот вместо водки должна была быть вода, но накануне у актёра Александра Белявского был день рождения, и партнёры подарили ему по бутылке настоящей водки.

Незаметно для режиссёра актёры подменили бутафорские бутылки настоящими и начали пить алкоголь прямо перед камерой. Когда Рязанов почувствовал запах и заметил, что весёлая четвёрка уже и не изображает выпивших, он со скандалом выгнал актёров с площадки. Однако сколько режиссёр ни пытался переснять этот эпизод с трезвыми актёрами, ничего не получалось. В итоге в фильм вошли те самые первые дубли.

В канун Нового года врач Женя Лукашин случайно улетает в Ленинград вместо друга. В городе он приходит по своему московскому адресу и в пьяном состоянии не замечает, что находится в чужой квартире. Вмешавшись в личную жизнь её хозяйки, учительницы Нади Шевелёвой, Лукашин остаётся встречать с ней Новый год.

Факт: премьера фильма состоялась на телевидении и имела колоссальный успех. Через пару месяцев по многочисленным просьбам зрителей мелодраму показали ещё раз.

Дело остаётся за малым — связаться с президентом и попросить его произнести заветные слова, иначе девочку ждёт позор перед воспитанниками детского дома. Но события закручиваются неожиданным образом, и вот герои уже сами не верят, что исполнят желание ребёнка даже с помощью теории шести рукопожатий. Тем более что на её доказательство есть только один день — 31 декабря.

Похоже это какая то метаирония

какая-то метаирония, это когда 57 человек не смогли понять, что в статье действительно не только Ирония судьбы :)

Ну "не только" же! А не "только не".

Ну так и не только. В чем проблема?

Новогоднее русское кино: что посмотреть на праздниках
Ничего.

Как это ничего? Бэклог расчехлить.

Вот-вот. Как раз искал, чего бы такого глянуть новогоднего на Кинопоиске. Нашел – смотрю хоккей.

Я хз, кстати, одна из самых смешных комедий, которые я в жизни видел. Столько раз за один фильм я никогда в голос не ржал.

втф где "Тариф Новогодний"

Отправили в архив.

Так он прикольный, я слышал по его мотивам даже аниме-версию сняли (¬‿¬) года четыре назад

Он аж в 2008 году вышел. Было стойкое ощущение, что года четыре назад :)

с каких пор мусорка это архив?)

Очень люблю этот фильм. У меня с ним всякие приятные воспоминания связаны :)

Ирония судьбы, или с лёгким паром
ммм любимый фильм про алкаша, который разрушает жизни других людей. классика.

я дурак всю жизнь думал, что история - это то, о чем фильм. т.е. фильм не о том, как алкашня врывается в жизнь других людей и разрушает будущий брак? осознание своего несчастья и нежелания брака и легкий обмен жениха на рандомного мужика - вот так глубина. какая там есть художественная ценность, постановка или режиссура? шутки про рыбу - вот что фильм оставил в истории.

Это с каких пор Лукашин алкаш? Его так пробрало именно потому, что он не пьёт.

а как называть человека, который нажрался настолько, чтобы в несознанке долететь в другой город? вы какие вообще ценности фильма защищаете, я не могу понять. ну кроме того, что фильм детства и все дела.
пей, разрушай брак, влюбляйся за одну ночь, бросай невест и женихов, делай нелогичные и истеричные поступки? или что из советского прошлого вам близко? одинаковые панельки, бой курантов, заливная рыба?

Насколько я помню, он хирург, который 30 декабря имел ночное дежурство (а значит, ещё и весь день работал и далеко не факт, что была возможность покемарить, к тому же, судя по диалогам, к работе он относится максимально серьёзно и ответственно, а значит, затихариться в кладовке и не пытался), всё 31-е провёл в предпраздничных хлопотах (значит уже почти двое суток не спит) и вот он идёт не куда-ниубдь, а именно в баню, где жарко и влажно и где ему друзья наливают, естественно, что после такого его неслабо развозит (а судя по диалогам пьёт он редко и серьёзных напитков избегает, из-за чего его пробирает ещё сильнее). Насчёт брака - Ипполит человек не самый приятный, а с Галей у Жени похоже особой любви нет и оба брака (судя опять же по диалогам) заключены просто потому что принято в их возрасте обзаводиться семьёй (плюс у Жени на лицо давление мамы, а у Нади нежелание быть в одиночестве). Так что эти два брака скорее всего счастливыми бы и не были. А так, встретились два одиночества со всеми вытекающими, ну а что влюбились за одну ночь, так и фильм во многом сказка. Плюс, лично мне, как человеку учившемуся и в медицинском, и в педагогическом и слегка поработавшим в обеих сферах близки их профессиональные проблемы и я представляю в какой атмосфере они находились каждый день и что у них могло быть в головах из-за этого.

фильм не о том, как алкашня врывается в жизнь других людей и разрушает будущий брак?

Нет, не об этом. О чем фильм написано в названии. Об иронии судьбы. О несчастных людях, которые собирались связать себя с теми, кто им не подходят:

Со мною вот что происходит,
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.

А той скажите, Бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден
В отместку тоже станет красть.

Спасибо Вам и сердцем и рукой,
За то, что Вы меня, того не зная сами,
Так любите,
За мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.

За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что Вы - увы! - больны не мной,
За то, что я - увы! - больна не вами.

И о судьбе, которая в новогоднюю ночь помогла двум родственным душам найти друг друга.

Но зачем думать и пытаться между строк читать (или хотя бы песни в фильме внимательно послушать), если можно абсолютно бездумно, в лоб воспринять последовательность событий, верно? Еще и алкашей нашел где-то.

ага, угу, смотрю между строк, 40 лет вижу несчастных людей, которые хотели связаться не с теми. очень по-рождественски, очень по-новогоднему, очень сложно уловить очень сложный посыл. мб хватит уже детские фильмы смотреть, которые этот посыл вываливают тебе жирным текстом через песни?

Сначала посыла не было, был фильм про алкаша, который рушит семьи. Пояснили за посыл, оказалось, что он все же есть, но слишком простой и его слишком явно вываливают)) На ходу переобулся, молодец :) Ща снова придется переобуться, готовься.

А когда новогодняя комедия претендовала на какую-то невероятную глубину?) Может у "Морозко" тройное сюжетное дно? Или у "Один дома"? Или у "Рождественской истории"? Может у недавнего "Клауса"? Или у "Крампус"а?

С каких пор история о судьбе и несчастных, больных отношениях стала детским фильмом?

А самое главное, кто ты такой вообще, дядя, чтобы указывать кому и что смотреть?)

я тебе не дядя, кореш. я не переобуваюсь, но придется пояснять, что имелось в виду. в фильме "спрятали" (жирным текстом проговорили лицом в камеру) убогую идею за убогой реализацией про каких-то выпивох, про рыбу, про песенки под гитару. не работающая ситуация про панельки эти дебильные. персонажи, в жизни которых должен случиться вот такой коллапс, чтобы они поняли, что брак с теми людьми им не нужен, - просто жалкие. и если ты спустя столько лет не нашел для себя что-то более интересного, а все еще пишешь какие-то песенки от туда. ну с таким успехом можно смотреть сисько-пердельные комедии, там тоже про несчастных людей, шутки только не очень, а суть та же.
смотри любую парашу, какую захочется, тебе же никто ничего не запрещает.

жирным текстом проговорили лицом в камеру

в каком месте фильма? ты ведь сам не догнал и по прежнему не догоняешь о чем кино, зафиксировавшись на каких-то выдуманных алкашах и выдуманной разрушенной семье. Плаваешь на поверхности, воспринимая сюжет исключительно, как последовательность событий и даже не стараясь вникнуть в суть, но при этом постоянно требуешь глубины какой-то, хотя очевидно не готов воспринимать что-то, что не говорят ЖИРНЫМ текстом. А когда тебя с этой сутью знакомят, отмахиваешься: это очень просто. Че ж ты тогда со старта такие простые вещи не осознал? От вопроса : в каких новогодних комедиях мега сложные идеи вообще увернулся, но я понимаю, если ответить нечего - лучше игнорить.

про песенки под гитару
огромный минус. Как люди смеют петь песни, действительно.

персонажи, в жизни которых должен случиться вот такой коллапс, чтобы они поняли, что брак с теми людьми им не нужен, - просто жалкие

Я тебя удивлю, но ирл зачастую такое и происходит.

если ты спустя столько лет не нашел для себя что-то более интересного, а все еще пишешь какие-то песенки от туда

писать текст песен = не нашел для себя более интересного? Чего?

смотри любую парашу, какую захочется, тебе же никто ничего не запрещает.

Мне твое разрешение и не требовалось. Ты мне никто, очередной самоуверенный мужичок из интернета, так же как и я для тебя. Поэтому свои советы и разрешения оставь для кухоньки, где твое слово какой то вес имеет

мне нравится как ты сам сказал про разрешение и сам с собой споришь. я никого не отговаривал смотреть или нет, а просто говорил свое мнение.
ты точно так же зациклился на какой-то глубокой ценности фильма. хватит мне писать что я не понимаю о чем он, мне не 10 лет. я способен сложить два грустных образа и понять что мне пытаются вложить в рот.
я не вижу там художественной ценности, хорошего сюжета, глубины, проработки персонажей. хватит мне говорить что я не понимаю о чем он. не нужен оскар по сценаристке, чтобы видеть такую простую идею. про алкашей я писал потому что мне противно даже смотреть на поверхность фильма - он не актуальный, мне противны герои, ситуация эта дебильная, серость, стишки эти под гитару, что является вообще детским приемом, когда не знаешь что рассказывать. если нравится пересматривать одно и то же десятилетиями - пожалуйста, кто же мешает.

Читайте также: