Кто несет ответственность за обеспечение надлежащей вентиляции рабочих помещений

Обновлено: 28.06.2024

Санитарные нормы и правила — обязательные нормативы для подавляющего большинства компаний. Их нужно соблюдать не только в медицинских организациях, детских учреждениях, кафе и ресторанах, но и в офисах. За их выполнением следит Роспотребнадзор, органы которого вправе штрафовать компании и приостанавливать их деятельность.

В полномочия Роспотребнадзора входят плановые и внеплановые проверки выполнения требований санитарного законодательства (правил, норм и нормативов). Плановые проверки проходят раз в 3 года, а для внеплановых нужны веские основания (включая обращения работников об опасности жизни и здоровью). Если контролеры выявят нарушения, то выпишут штраф. Существующие размеры штрафов не могут нанести значительный финансовый урон бюджету организации, но игнорирование санитарных норм и правил нередко заканчивается приостановлением деятельности компании. И этой угрозой пренебрегать уже не стоит, так как урон для бизнеса становится очевидным. Впрочем, не все санитарные нормы и правила являются обязательными; некоторые из них носят рекомендательный характер. Чтобы проверка Роспотребнадзора завершилась без штрафов, нужно сверить условия труда работников как в офисах, так и на открытых площадках, с нормами СанПиН, СП и СН. Под этими аббревиатурами скрываются санитарные правила, нормы и нормативы, касающиеся целых отраслей, отдельных категорий работников или даже рабочих инструментов.

В задачи работодателя входит организация безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Под охраной труда понимается целая система, включающая санитарно-гигиенические мероприятия (ст. ст. 163, 209 ТК РФ). Для обеспечения санитарного благополучия работников работодателю в рамках своей деятельности необходимо соблюдать санитарные правила (абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; далее — Закон № 52-ФЗ).

У контролеров не будет к работодателю претензий, если он выполнит требования санитарных норм в отношении: производственного процесса, технологического оборудования, организации рабочих мест, средств защиты работников (коллективных и индивидуальных), режима труда и отдыха, бытового обслуживания работников (ст. 25 Закона № 52-ФЗ). При этом работодателю необходимо строго придерживаться только обязательных норм и правил. Выполнение рекомендуемых правил можно отложить на более благоприятные с финансовой точки зрения времена.

За несоблюдение санитарных правил директору или компании грозит административная ответственность в соответствии со ст.ст.6.3, 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта). Самое серьезное наказание по этим нормам — административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток. Штрафы сравнительно небольшие: от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — на компанию и от 500 руб. до 2 тыс. руб. — на директора.

Если компания занимается питанием населения, то в силу ст. 6.6КоАП РФ штраф на компанию составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на директора.

Поскольку проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия и трудового законодательства тесно связаны, органы Роспотребнадзора нередко взаимодействуют с инспекциями труда. Поэтому не удивительно, что после окончания одной проверки в компанию приходят другие контролеры, но уже с внеплановой ревизией. И в подавляющем большинстве случаев им не составляет труда обнаружить несоблюдение санитарных правил и найти недочеты в организации работы на местах. Это подтверждают постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014, АС Центрального округа от 01.04.2015 № Ф10-477/2015 ; решение Свердловского областного суда от 17.09.2014 по делу № 71-433/2014. При наличии оснований для наказания оспорить привлечение к административной ответственности не удается даже в Верховном суде РФ (постановления от 24.02.2015 по делу № 309-АД14-6845, от 15.06.2015 по делу № 307-АД15-5518). Поэтому целесообразно проверить реальное положение дел в компании и нормативы из санитарных правил (см. сводную таблицу).

Отправлять на медосмотр всех принимаемых на работу женщин не нужно

Для женщин, несовершеннолетних и инвалидов разработаны самостоятельные санитарные нормы и правила с учетом психофизиологических и других особенностей таких работников. В реальности подростки и люди с ограниченными возможностями трудятся не во всех организациях, хотя в отношении них существуют квоты. Они распространяются на работодателей, штат которых составляет 100 человек и более (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Но представить компанию без женщин, наверное, невозможно. Конечно, исключение составляют особо опасные и тяжелые виды работ, но даже на шахтах есть сотрудницы бухгалтерии или медпунктов. Так что ознакомиться с СанПиН 2.2.0.555-96, которые касаются труда женщин, придется каждому работодателю независимо от сферы деятельности.

В этих нормативах есть неоднозначное положение, позволяющее контролерам предъявлять претензии к работодателям. Последних обвиняют в несоблюдении положений п. 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96, который обязывает всех женщин без исключения проходить предварительный (до найма на работу) медицинский смотр. Причем эта норма касается и тех работниц, для кого нормативные правовые акты не предусматривают указанную процедуру в качестве обязательной. Правда, для них запланировано посещение только терапевта и акушера-гинеколога.

Когда проверка выявляет, что работодатель не организовал предварительные медосмотры женщин, то компанию штрафуют и выдают предписание об устранении данного нарушения.

Доводы Верховного суда были следующие. Перечень документов, предъявляемых при найме, установлен в ст. 65 ТК РФ. Медицинского заключения о результатах осмотра женщин терапевтом и акушером-гинекологом в нем нет. Необходимость предоставления дополнительных документов в связи со спецификой работы могут предусматривать федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). СанПиН 2.2.0.555-96 не является нормативным актом, поименованным в этой норме. Поэтому Верховный суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов, встал на сторону компании и оставил жалобу представителя Роспотребнадзора без удовлетворения.

Аналогичную аргументацию используют и арбитражные суды, когда удовлетворяют иски работодателей к контролерам. Кроме того, суды отмечают, что исполнение предписания об организации медосмотров всех женщин без исключения приведет к нарушению работодателем законодательства. Ведь при найме он станет требовать у работниц в качестве дополнительного документа медицинское заключение, а это, в силу ч. 3 ст. 65 ТК РФ, запрещено (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 № 15АП-7662/2014, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу № А63-965/2014).

Но компании не удастся оспорить предписание и штраф от Роспотребнадзора, если функционал работниц связан с работой за компьютером. В данном случае в силу вступает не положение п. 1.9СанПиН 2.2.0.555-96, а п. 3.2.2.4 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (принят во исполнение ч. 4 ст. 213 ТК РФ). Согласно этой норме работнику (независимо от пола) перед приемом на работу необходимо пройти медицинский осмотр, если работа за компьютером составляет не менее 50% времени (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А63-5550/2013, от 26.11.2013 по делу № А63-5549/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 № 09АП-48532/2014). В этих ситуациях суды учли важный фактор предстоящей работы — работу за компьютером. Такой вид деятельности вне зависимости от пола обязывает работодателя организовать предварительный медосмотр для каждого кандидата.

За отсутствие медкнижек у работников директору кафе грозит штраф

Некоторые санитарные нормы и правила устанавливают особенности организации работы в отдельных отраслях. Иными словами, их соблюдают те работодатели, которые поименованы в тех или иных СП и СанПиН. Яркими примерами таких компаний являются организации общественного питания и строительные организации.

Организации общественного питания. К кафетериям, столовым, ресторанам и пищеблокам контролеры традиционно предъявляют повышенные требования, так как разбираться с последствиями массовых отравлений не желает ни один государственный орган. Поскольку от соблюдения руководителями подобных компаний и их работниками санитарных правил зависит здоровье и жизнь множества людей, для организаций общественного питания разработаны персональные СП 2.3.6.1079-01. Они касаются водоснабжения и канализации, приема и хранения пищевых продуктов, санитарной обработки помещений и требований к личной гигиене персонала организаций.

Одно из частых нарушений, которое допускают организации общественного питания — отсутствие у работников личных медицинских книжек или их неполное заполнение, например недостаток части лабораторных исследований. В совокупности с другими нарушениями это может привести к административному приостановлению деятельности работодателя.

Причем поводом для проверок нередко становятся жалобы жильцов тех домов, в которых находятся кафе и другие питейные заведения. Правомерность привлечения работодателей к административной ответственности за несоблюдение санитарных правил подтверждают решения Свердловского областного суда от 25.02.2013 по делу № 71-77/2013, от 21.06.2013 по делу № 71-299/2013, Московского городского суда от 08.10.2014 по делу № 7-3765; постановление Самарского областного суда от 27.03.2015 № 4а-182/2015.

Строительные организации. Другая отрасль, которой посвящены отдельные санитарные нормативы — строительство (СанПиН 2.2.3.1384-03). Работодателям в этой сфере придется уделить особое внимание не только строительным площадкам и механизмам, но и условиям работы строителей, чья работа лидирует в списке самых травмаопасных видов деятельности. Например, на стройке в состав санитарно-бытовых помещений необходимо включить гардеробные, душевые, умывальни, санузлы, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Причем их размещают на расстоянии не менее 50 м от объектов, выделяющих пыль, вредные пары и газы. Проходы к таким помещениям должны быть вне опасных зон.

Единственная, пожалуй возможность для работодателя избежать наказания — доказать несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности. Например, подтвердить, что его не уведомили о времени и месте рассмотрения дела. Тогда подобная ошибка позволит компании избежать наказания, даже несмотря на наличие в действиях работодателя состава правонарушения (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А75-4752/2013).

Рабочие столы в офисе нужно расставлять на расстоянии

Поскольку ни одна компания не обходится без персональных компьютеров, для большинства работодателей СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 актуален как никогда. В нем прописаны требования к компьютерам и условиям труда работников, которые за ними работают. В указанном СанПиН подробно регламентированы допустимые уровни вибрации и шума, требования к микроклимату и освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Так, по общему правилу компьютеры нужно размещать в кабинетах с окнами (п. 3.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если это невозможно, то понадобятся расчеты, которые подтвердят безопасность для здоровья сотрудников и соответствие нормам естественного освещения. Окна необходимо оборудовать жалюзи, занавесками и другими средствами, позволяющими прекратить доступ яркого света в помещение. К тому же работнику недостаточно выделить простой стул; понадобится кресло с подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденьем и спинкой (п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Работодателей, которые игнорируют требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, ожидают претензии Роспотребнадзора. Поводом для привлечения к ответственности могут послужить такие кажущиеся незначительными нарушения, как:

  • отсутствие подставки для ног работника или несоблюдение расстояния между мониторами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу № А33-20692/2012, определение ВС Республики Коми от 20.07.2015 по делу № 33-3476/2015);
  • несоответствие нормативам площади комнаты и количества размещенных в ней мониторов (решение Ленинградского областного суда от 28.10.2013 № 7-819/2013);
  • несоблюдение расстояния между рабочими столами с видеомониторами (решение Московского городского суда от 28.02.2013 по делу № 7-321);
  • неправильное размещение дисплеев по отношению к окнам (решение Астраханского областного суда от 17.02.2012 по делу № 7-68/2012).

Указанные нарушения не становятся единственной причиной для штрафа или приостановления деятельности, но в совокупности с другими недостатками служат основанием для наказания.

Жара в офисе — повод уменьшить рабочий день

Таким образом, данную категорию санитарных норм и правил используют организации, проводящие спецоценку в ходе исследований и измерений вредных производственных факторов.

Впрочем, проведение спецоценки условий труда либо аттестации (до 01.01.2014) не помешает органу Роспотребнадзора дополнительно проверить рабочие места сотрудников. Контролеры могут провести дополнительные лабораторные исследования производственных факторов (воздуха, температуры, влажности, вибрации и т. д.) на рабочих местах, и в случае превышения нормативов привлечь работодателя к ответственности.

На наш взгляд, уменьшение времени работы в данном случае нужно рассматривать как простой по причинам, не зависящим от сторон (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Именно такую позицию высказал Минздравсоцразвития России в информации от 06.08.2010. Мнение, согласно которому простой из-за жары возникает по вине работодателя и подлежит оплате в размере 2/3 от среднего заработка — спорно. Например, при всем желании работодателя он не в силах снизить температуру окружающей среды для комфортной работы монтажников или грузчиков, а значит вины руководителя компании в простое нет.

За нарушения правил содержания и ремонта МКД управляющая организация может быть оштрафована на сумму до 50 000 рублей согласно статье 7.22 КоАП РФ. Читайте о том, какие обязательные услуги должна оказывать УО и какие работы проводить, чтобы надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД.

Перечень обязательных работ и услуг по содержанию МКД

Минимальный перечень работ и услуг, которые выполняет и оказывает организация, получившая лицензию на управление многоквартирным домом, изложен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Указанные в ПП РФ № 290 работы и услуги при их надлежащем исполнении позволяют управляющим организациям содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Они касаются соблюдения санитарно-эпидемиологических и технических норм, норм пожарной безопасности и требований к защите прав потребителей.

Обязательные работы, которые это обеспечивают, можно условно разделить на группы:

  • Информационная работа.
  • Взаимодействие с собственниками помещений в МКД по вопросам содержания и ремонта общего имущества, общих собраний собственников.
  • Аварийно-диспетчерская работа.
  • Содержание и ремонт конструктивных элементов МКД (фундамент, кровля, стены, окна, двери и т.д.).
  • Содержание дымоотводов и вентиляции.
  • Соблюдение норм пожарной безопасности.
  • Содержание и ремонт газового оборудования.
  • Предоставление коммунальных услуг и содержание внутридомовых инженерных систем для предоставления КУ надлежащего качества.
  • Приборы учёта.
  • Содержание мусоропроводов и контейнерных площадок, придомовой территории, входящей в общее имущество МКД.
  • Техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем.
  • Иные работы по управлению МКД.

Поговорим подробнее о каждой из этих групп, чтобы понимать, какие работы УО следует выполнять для исполнения взятых на себя обязательство по управлению МКД.

Информационная работа управляющей организации

Услуги УО по хранению и предоставлению информации можно разделить на подгруппы:

Взаимодействие УО с собственниками по вопросам содержания и ремонта МКД

  • готовить предложения по содержанию и текущему ремонту, разрабатывать перечни работ и услуг и рассчитывать финансовые потребности для их выполнения, вносить предложения по проведению капремонта и использованию общего имущества МКД третьими лицами на возмездной основе;
  • организовывать общие собрания собственников помещений в МКД и доводить до сведения собственников проекты документов, касающихся содержания и текущего ремонта общего имущества дома, контролировать исполнение решений ОСС.

Аварийно-диспетчерская служба управляющей организации

Управляющая домом организация должна организовать работу аварийно-диспетчерской службы для приёма и исполнения заявок от жителей МКД и обеспечить АДС громкоговорящей связью с МКД, причём эта связь должна быть двусторонней.

К этой группе можно отнести контроль состояния внутридомовых инженерных систем, уровня загазованности подполий и коллекторов и оперативное устранение аварий на внутридомовых инженерных системах с соблюдением сроков, установленных на проведение таких работ.

Работы и услуги по содержанию конструктивных элементов МКД

Сюда относится самый большой перечень работ и услуг, которые управляющая организация обязана выполнять в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.

  • К работам на фундаментах МКД относятся:
  • контроль за состоянием видимых частей фундамента дома, осмотр с помощью шурфов, составление плана мероприятий и проведение работ для восстановления фундамента в местах повреждений;
  • контроль за состоянием гидроизоляции фундамента, системы водоотведения и восстановление их работоспособности при обнаружении дефектов.

При осмотрах фундамента, независимо от его вида, УО необходимо обращать внимание на отсутствие коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали.

2. Для надлежащего содержания кровли, сводов, перекрытий и чердачных помещений под крышами управляющая организация должна:

  • проверять кровлю (крышу) на отсутствие протечек, контролировать состояние молниезащитных устройств, водоотводящих устройств, слуховых окон, выходов на крышу, пешеходных дорожек (при их наличии) на кровле;
  • контролировать состояние несущих кровельных конструкций, их креплений, температурных швов, внутренних водостоков, защитных бетонных плит, ограждений, дренирующего слоя, мест опирания железобетонных конструкций, окрасочного слоя металлических элементов антикоррозийными красками;
  • при обнаружении дефектов – планировать и проводить восстановительные и ремонтные работы;
  • проверять крыши на наличие мусора, грязи, снега, сосулек и наледи; при их обнаружении – проводить очистку;
  • проверять чердаки (при наличии): плотность закрытия дверей, состояние утеплителей, уровень температуры и влажности;
  • контролировать состояние перекрытий и проверять их на отсутствие трещин и коррозии, следить за состоянием их гидроизоляции, звукоизоляции, утеплителя.

3. При содержании фасадов, стен и перегородок в МКД УО отвечает за:

  • выявление любых дефектов и повреждений на стенах, перегородках и местах их соединения с другими конструктивными элементами;
  • проверку внешней отделки фасада, внутренней отделки стен и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных перепланировок и перестроек;
  • составление планов по обследованиям стен и перегородок, планов по проведению ремонтных работ по итогам осмотров и их проведение для их надлежащего содержания.

Какие именно работы должны проводиться в доме, зависит от характеристик самого многоквартирного дома и материалов, из которых он построен, поскольку для МКД из железобетонных блоков и деревянного дома работы по контролю и содержанию стен и перекрытий будут различаться.

При наличии в доме подвальных помещений УО обязана:

  • проверять состояние входов в подвалы и приямков, уровень температуры и влажности в подвалах, рабочее состояние дверей и запорных устройств на них, гидроизоляции и водоотводящих устройств, теплозащиты;
  • выявлять несанкционированные изменения в изначальной конструкции подвала, отклонения от проектных условий;
  • устранять причины нарушения температурно-влажностного режима, принимать меры, препятствующие захламлению подвалов, подтоплению и загрязнению;
  • устранять выявленные неисправности.

Если в многоквартирном доме установлен лифт, управляющей организации следует:

  • проводить техническое обслуживание лифта, в том числе аварийное, и ремонт;
  • организовывать освидетельствование лифта после его ремонта и замены отдельных элементов;
  • организовывать диспетчерский контроль и связь с кабиной лифта;
  • проводить сухую и влажную уборку полов и стен лифтовых кабин, лифтовых площадок и холлов.

Надлежащим образом должны содержаться двери, окна и лестницы в многоквартирном доме. УО должна проводить проверки этих элементов на отсутствие дефектов, поломок, нарушений целостности, сколов. При обнаружении таких проблем УО должна составить план и провести восстановительные работы. Также в обязанности УО входит уборка лестниц, мытьё окон, протирка дверей и перил.

Работы по поддержанию в рабочем состоянии противопожарной системы, вентиляции и дымоходов

Внутридомовые инженерные системы также входят в зону ответственности управляющей домом организации, поэтому УО следует принимать меры для надлежащего содержания систем вентиляции и дымоотведения:

  • проверять состояние всех элементов вентиляционной и дымоотводящих систем, в том числе на засоры, повреждение антикоррозийного слоя краски, на целостность конструкций;
  • следить за исправным состоянием систем автоматического дымоудаления, противодымной защиты;
  • проводить техническое обслуживание оборудования дымоудаления и системы вентиляции и осматривать их не реже трёх раз в год;
  • разрабатывать планы восстановительных работ при обнаружении дефектов, повреждений в системах вентиляции и дымоудаления.

Для обеспечения пожарной безопасности дома необходимо:

  • проводить осмотры состояния пожарной сигнализации, пожарных выходов, лестниц, лазов, проходов, систем аварийного освещения, систем пожаротушения и средств противопожарной защиты;
  • менять вышедшие из строя датчики, проводку и противопожарное оборудование, ремонтировать сигнализации, цепи заземления, очищать пожарные гидранты от мусора и наледи.

К этой группе также можно отнести работы и услуги, которые УО должна выполнять и оказывать для надлежащего содержания газового оборудования в доме:

  • проверять состояние внутридомового оборудования и устранять неисправности, которые могут привести к скоплению газа в доме;
  • проводить техобслуживание и ремонт систем контроля загазованности помещения;
  • принимать меры по обеспечению безопасности людей при ликвидации утечки газа.

Обязанности УО по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества

Независимо от того, является ли УО исполнителем коммунальных услуг по ГВС, ХВС, электроснабжению, отоплению и водоотведению, она отвечает за рабочее состояние инженерных систем, с помощью которых жители дома получают эти услуги. Поэтому для надлежащего содержания всех внутридомовых систем необходимо:

  • проверять исправность и проводить техобслуживание общедомовых ПУ, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), отопления (трубопроводов, измерительных комплексов, теплопунктов), энергоснабжения (в том числе изоляции проводов, устройств защитного отключения); контролировать параметры теплоносителя и воды, герметичность трубопроводов;
  • проводить гидравлические испытания, пробные топки, промывки центральных систем отопления, промывку водонапорных баков, прочистку ливневой канализации, ликвидировать засоры, удалять воздух из системы отопления;
  • планировать и проводить ремонт, устраняя дефекты, в том числе заменять неисправные контрольно-измерительные приборы, восстанавливать герметичность трубопроводов;
  • проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;
  • являясь исполнителем КУ, предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества, заключая договоры с РСО, производить расчёт и перерасчёт платы за предоставленные КУ;
  • принимать от жителей МКД жалобы на коммунальные услуги ненадлежащего качества, проверять заявленные факты, информировать потребителей о причинах предоставления услуг ненадлежащего качества.

Для корректного расчёта платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на содержание общего имущества МКД, управляющая организация должна:

  • организовывать установку, ввод в эксплуатацию и снятие показаний ОДПУ;
  • принимать или самостоятельно снимать показания ИПУ, уведомлять потребителей о сроках снятия показаний и проверки ИПУ, последствиях недопуска исполнителя КУ в жилое помещение для проверки ИПУ;
  • организовать техобслуживание ОДПУ.

Содержание мусоропроводов и придомовой территории

К перечню мероприятий, которые управляющая организация проводит для надлежащего содержания общего имущества МКД, относятся дератизация и дезинсекция помещений. Во избежание появления вредителей в доме УО следует в полном объёме проводить работы, касающиеся сбора ТКО:

  • следить за состоянием мусоропроводов, мусоросборных камер, вовремя очищать и промывать их, устранять засоры, проводить дезинфекцию, ремонтировать мусоропровод и отдельные его элементы при выходе их из строя;
  • организовать контейнерные площадки для сбора ТКО и обеспечить их уборку, очищать и промывать мусорные урны на придомовой территории МКД;
  • собирать опасные отходы и передавать в специализированные организации, отвечающие за их обезвреживание и захоронение;
  • вывозить отходы и сточные воды септиков из дворовых туалетов, если таковые расположены на придомовой территории МКД.

Для содержания в надлежащем состоянии придомовой территории УО должна убирать дворы и входные группы подъездов, стричь газоны, очищать дворы от снега и наледи. Также к обязанностям УО относятся работы по обеспечению доступности общего имущества МКД для инвалидов, по содержанию установленного для них оборудования в рабочем состоянии и ремонту при выходе его из строя.

Справочник РосКвартала

Полный справочник обязательных для управляющей организации работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, подготовлен РосКварталом и включает почти 277 позиций.

Перечень составляется для каждого дома отдельно, поскольку он зависит от конструктивных особенностей здания (бетонные конструкции, деревянные и т.д.), наличия или отсутствия отдельных элементов (чердаков, подвалов, мусоропроводов, лифтов и т.д.), географического расположения. Но все эти работы и услуги можно объединить в несколько больших групп:

С 1 января 2021 года постановление № 40 от 02.12.2020 утвердило новые санитарные требования к условиям труда с 2021 года (СанПин) – СП 2.2.3670-20. Рассказываем, что регулирует этот документ и какие изменения содержит.

Новый СанПин

Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда (сокращённо СП 2.2.3670-20) утвердил Главный государственный санитарный врач РФ (она же – глава Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40.

Они вступили в силу с 01.01.2021 и будут действовать 6 лет – до 1 января 2027 года.

Одновременно утратили силу СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением от 18.05.2009 № 30. И это вполне логично, так как этот СанПин по сути регулировал только гигиенические требования к условиям труда инвалидов.

Новый СанПин 2.2.3670-20 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, соблюдение которых обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Какие отношения охватывает новый регламент

  • к производственному контролю за условиями труда;
  • разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников;
  • разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства;
  • к производственным зданиям, помещениям, сооружениям;
  • к организации технологических процессов и рабочих мест;
  • к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка;
  • требования к санитарно-бытовым помещениям.
  • к устройству и эксплуатации оборудования;
  • технологическим процессам и проведению работ, в т. ч. деятельность с пестицидами и агрохимикатами;
  • организации работ с персональными компьютерами и копировально-множительной техникой.

Отдельные Приложения 1 и 2 к СП 2.2.3670-20 регламентируют соответственно:

    к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов; производственной среды и производственные процессы, обладающие канцерогенными свойствами.
  • водолазов;
  • космонавтов;
  • условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Требования к рабочему месту

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ СТОЯ

Для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи.

А при оборудовании рабочего места инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации такого сотрудника (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).

Норматив площади помещения в расчете на 1 рабочее место (п. 249 СП 2.2.3670-20):

  • для пользователей персональных ПК/ноутбуков с жидкокристаллическим или плазменным экраном должен составлять не менее 4,5 кв. м;
  • для экранов на базе электронно-лучевой трубки – 6 кв. м.

Площадь помещений для одного работника независимо от вида выполняемых работ должна составлять не менее 4,5 кв. м.

Особенности условий труда женщин

Раздел VII содержит Требования к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка.

Прописано, что беременные женщины и в период кормления ребенка не должны выполнять производственные операции, связанные с:

  • подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса;
  • подъемом предметов труда с пола;
  • статическим напряжением мышц ног и брюшного пресса;
  • вынужденной рабочей позой (на корточках, на коленях, согнувшись, упором животом и грудью в оборудование и предметы труда).

Беременных нельзя допускать на работы:

  • на оборудовании, использующем ножную педаль управления;
  • на конвейере с принудительным ритмом работы, сопровождающиеся превышением гигиенических нормативов по показателям напряженности трудового процесса;
  • связанные с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний.

Кстати, сославшись на рассматриваемый СанПин 2.2.3670-20 Минтруда России в письме от 25.02.2021 № 15-0/ООГ-471 заключил, что этим документом каких-либо ограничений или запретов, связанных с трудовой деятельности беременных на персональных компьютерах не установлено. Поэтому делать перевод сотрудницы в положении на другую позицию работодатель не обязан.

Контроль за условиями труда

Работодатели должны осуществлять производственный контроль за условиями труда. Это касается и обычных офисных помещений. Также нужно разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Так, в производственных помещениях с постоянным пребыванием работников и помещениях для отдыха должно быть организовано предотвращение вреда здоровью сотрудников от воздействия избыточного тепла или холода.

По итогам производственного контроля и специальной оценки условий труда предприятие должно разработать и выполнять в установленные сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда для снижения рисков на здоровье в части профессиональных заболеваний, а также заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

Полностью ознакомиться и бесплатно скачать новые требования к условиям труда с 2021 года можно в КонсультантПлюс здесь.

Рекомендации помогут предпринимателям обеспечить выполнение санитарно-эпидемиологических требований, а также организовать производственный контроль за условиями труда. Разберемся, что же ведомство рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

1. Разработать и выполнять перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека. Этот перечень разрабатывается на основе результатов производственного контроля и специальной оценки труда.

2. Разработать программу и проводить производственный контроль ( ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СП 2.2.3670-20 ). Программа производственного контроля должна содержать 3 раздела:

перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

перечень химических веществ, а также факторов (биологических, физических и пр.), представляющих опасность для работника, в отношении которых необходимо проводить лабораторные исследования;

информацию о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами:

  • перечень технологических процессов, при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования);
  • количество лиц с указанием профессий, контактирующих с канцерогенными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин).

3. Разработать и внедрить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия:

технологические и технические. Они должны устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов;

организационные. Они направлены на снижение неблагоприятных факторов на работника;

организовать лечебно-профилактическое питание. Работники, осуществляющие приготовление пищи, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры;

применять средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты, используемые работниками, должны отвечать требованиям ТР ТС 019/2011 .

4. Разработать и реализовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при работе с отдельными факторами и технологическими процессами на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства.

Химические вещества, выделяющиеся в воздух рабочей зоны при осуществлении технологических процессов, а также применении оборудования и инструментов, должны соответствовать гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21 .

5. Соблюдать площадь помещения на одного работающего. Минимальная площадь помещений для одного работника вне зависимости от вида выполняемых работ установлена СП 2.2.3670-20 .

6. При организации технологических процессов и рабочих мест соблюдать следующие требования:

соблюдать допустимые величины производственных факторов по показателям тяжести и напряженности труда (табл. 5.75 СанПиН 1.2.3685-21);

рабочие места, предназначенные для работы стоя, необходимо оснащать сиденьем-поддержкой (работа стоя не предполагает возможности ее выполнения сидя и перемещение между объектами радиусом не более 5 м);

для лиц, работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон), необходимо оборудовать место для сна и принятия горячей пищи;

в помещениях для приема пищи должны быть устройства для ее разогрева (СВЧ-печь, электрические плиты и пр.);

покрытие стен, полов и потолков в комнате приема пищи должно быть выполнено из влагостойких материалов, обеспечивающих проведение влажной уборки и дезинфекционных мероприятий.

7. Организовать условия труда женщин в период беременности и кормления ребенка:

на рабочих местах рекомендуется установить оптимальные параметры микроклимата;

организовать стационарные рабочие места и работу, которую можно выполнять в свободном режиме и позе, меняя положение по желанию;

на рабочих местах предусмотреть наличие подставки для ног, регулируемой по высоте и углу наклона и имеющей рифленую поверхность.

8. Организовать санитарно-бытовые помещения (СП 44.13330.2011):

предусмотреть в гардеробных раздельное хранение рабочей и личной одежды;

количество мест в гардеробных для спецодежды должно соответствовать количеству работников в наибольшей смене;

внутренняя отделка гардеробных, а также комнат для гигиены должна быть влагостойкой, с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Напомним, что рекомендации не являются нормативным актом, поэтому не обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. За их несоблюдение Роспотребнадзор не может оштрафовать. Тем не менее стоит их соблюдать, чтобы в случае проверки у ведомства было меньше вопросов и претензий.

Читайте также: