Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни необходимых для развития ребенка

Обновлено: 20.05.2024

Впервые на межгосударственном уровне проблемы защиты прав ре­бенка были рассмотрены Лигой Наций в 1924 г. с принятием Женевской декларации прав ребенка, в которой провозглашались меры, необходимые для предупреждения эксплуатации детского труда, торговли детьми и про­ституции несовершеннолетних.

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были сформулированы десять социально-правовых принципов защиты детей и их благополучия. В Декларации сказано, что детям должна быть обеспечена спе­циальная защита и предоставлены возможности, позволяющие им развивать­ся здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства

Время, прошедшее после принятия Декларации прав ребенка, показа­ло, что необходимы более эффективные правовые меры, регулирующие за­щиту детей и семьи; дети должны содержаться и воспитываться в атмосфе­ре счастья, любви и понимания.

Потребность в придании защите прав детей силы международных юридических норм реализовалась в ходе разработки Конвенции о правах ребенка, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 13 июня 1990 г. и вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Конвенция (от лат. conventio - договор, соглашение) в отличие от декларации имеет обязательную силу для государств, которые к ней присо­единились (подписали, ратифицировали ее).

Государства-участники, присоединившиеся к Конвенции, обязаны уважать и обеспечивать все права ребенка, предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации, независимо от любых оснований и обсто­ятельств.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно являться приоритетом в деятельности всех государств.

Защита и забота, необходимые для благополучия ребенка, включают в себя соблюдение прав и обязанностей родителей, опекунов или других лиц, а также учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о де­тях или их защиту (ст. 3 Конвенции).

Конвенция закрепила право ребенка на жизнь и обязанность государ­ства в максимально возможной степени обеспечивать выживание и здоро­вое развитие ребенка.

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родите­лей и право на их заботу.

В соответствии со ст. 18 Конвенции государства-участники устанав­ливают ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка и оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в вы­полнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Определенным аргументом в пользу создания в России ювенального права как новой юридической отрасли и науки является ст. 19 Конвенции, которую следует привести полностью:

1. Государства-участники принимают все необходимые законода­тельные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или неб­режного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексу­альное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Из текста ст. 19 Конвенции видно, что защита ребенка требует зако­нодательных и административных мер, подготовкой которых могут и дол­жны заниматься специалисты в области ювенального права.

В Конвенции признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственно­го и социального развития, и подчеркивается, что родители или другие ли-

ца, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспече­ние в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства в пределах своих возможностей оказывают помощь родителям в воспитании детей и, в необ­ходимых случаях, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27 Конвенции).

Признание права ребенка на образование в Конвенции согласовано с обязанностями государства:

• ввести бесплатное и обязательное начальное образование;

• поощрять развитие различных форм среднего образования, как об­щего, так и профессионального;

• обеспечить доступность всех видов образования, включая высшее образование;

• принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, и другие меры.

Весьма важным положением в Конвенции является определение со­держания образования, которое должно быть направлено: на развитие лич­ности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их са­мом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН; воспита­ние уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок про­живает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обще­стве в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религи­озными группами, а также лицами из числа коренного населения; на вос­питание уважения к окружающей природе.

Такое подробное перечисление в Конвенции содержательных компо­нентов образования можно объяснить необходимостью формирования об­щих точек соприкосновения во взаимоотношениях между народами и госу­дарствами.

Взаимопонимание как между гражданами внутри государства, так и на межгосударственном уровне общения возможно только при наличии общих нравственных ценностей, уважении своих прав и аналогичных прав,

принадлежащих другим народам, одинаковом понимании добра и зла. Ре­шающая роль в достижении указанных задач принадлежит образованию.

Конвенция обязывает государства защищать ребенка от всех форм эксплуатации: экономической, сексуальной и иных форм; от вовлечения в незаконное употребление наркотических средств и психотропных ве­ществ, от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний.

Ст. 40 Конвенции регулирует вопросы отправления правосудия в от­ношении ребенка, которые более подробно рассматриваются в Минималь­ных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах), о чем имеется ссылка в преамбуле к Конвенции.

Согласно ст. 44 Конвенции государства-участники обязуются пред­ставлять Комитету по правам ребенка через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав (в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего госу­дарства-участника и впоследствии через каждые пять лет).

Конвенция оправах ребенка обобщила самые передовые и гуманные идеи и взгляды на защиту детства, семьи, содержание образования и воспита­ния, а также на роль государства по обеспечению прав и свобод ребенка. У ми­рового сообщества появился качественный эталон правового регулирования за­щиты законных интересов ребенка и обеспечения его благополучного развития.

Присоединение к Конвенции ООН о правах ребенка и соблюдение ее норм является эффективным критерием оценки социальной и ювенальной политики любого государства.

На всемирной встрече в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. была приня­та Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Россия подписала этот документ 31 января 1992 г.

Во Всемирной декларации приводится печальная статистика: каж­дый день в мире 40 тыс. детей умирают от недоедания и болезней, более 100 млн детей не имеют базового школьного образования (две трети из них составляют девочки), 0,5 млн матерей умирают ежегодно по причинам, связанным с рождением детей.

Во Всемирной декларации провозглашается: ребенку необходимо обеспечивать лучшее будущее; дети мира невинны, уязвимы и зависимы, их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.

В содержании данного документа выделяются проблемы, связанные с обеспечением выживания, защиты и развития детей, возможности, име­ющиеся у государств для решения данных проблем, а также задачи, обяза­тельства и последующие шаги в этом направлении. В ст. 19 Всемирной декларации содержится призыв ко всем государствам уделять первосте­пенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

4. Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

3. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

4. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 25

Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Статья 26

1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством.

2. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени.

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

2. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

4. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства-участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 30

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости, не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто виноват? Почему одни поступки считаются хорошими,а другие плохими.Наша задача владеть необходимыми знаниями,чтобы ответить на данные детские вопросы.

ВложениеРазмер
zashchita_prav_rebenka.docx 19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Защита прав ребенка…или Что мы знаем о Конвенции о правах ребенка.

Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • защиту
  • активное участие в жизни общества .

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребёнка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке (ст.19, п.1); признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов.

1. Закрепить знания педагогов основных статей Конвенции о правах ребёнка.

2. Научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребёнка.

3. Развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.

Для организации игры необходимо сформировать 2 группы из присутствующих педагогов.

Выбор ролей – председатель (руководитель игры, аналитики (заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель).

Что же такое право?

Право - это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе.

Есть ли у детей права?

Вот некоторые из прав ребенка:

1. Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п. 1).

2. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п. 1)

3. Право ребёнка на имя (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)

4. Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)

5. Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п. 1)

6. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п. 1)

7. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п. 2)

8. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми. (ст. 18, п. 3)

9. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п. 1)

10. Прав ребёнка на образование (ст. 28, п. 29)

11. Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п. 1. 2)

Все эти права собраны в нормативные документы.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году.

- Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации, провозглашаются права человека.

На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

– Конвенция ООН о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребёнка.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Сегодня в России права детейрегулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации

- Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;

- Федеральный закон об образовании;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

- Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены праваи обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Предлагаю разбиться на две команды для работы по информационным карточкам "Что вы знаете о Конвенции?"

Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Когда была принята конвенция о правах ребёнка?

2. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;б) 37; в) 54; г) 53.

3. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) права на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные связи, образование;

в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав;

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

5. Кто несет ответственность за обеспечение условий на жизни, необходимых для развития ребенка?

а) органы управления РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

6.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

а) педагоги;

в) члены правительства.

7. На кого Конвенция о правахребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

8. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении

б) органы управления образовательным учреждениям;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

9. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей,обучающихся в общеобразовательном учреждении:

а) лица, совершившие или допустившие нарушения;

б) местные органы управления образованием;

в) образовательное учреждение.

10. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и делодойдет до судебного разбирательства:

а) заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

11. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждение охрана здоровья воспитанников?

а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Решение педагогических ситуаций.

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопросы: Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.

Вопрос: Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы: Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое? Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы

Ведущая. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих право можно использовать в сказках, в пословицах, поговорках и поэтому предлагаю викторину по сказкам.

2. В каких еще сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

4. Какие еще литературные герои могли пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

"О каких правах в этих песнях идет речь?"

1. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г. Гладкова, слова Ю. Этнина "Ничего на свете лучше нету"

2. Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В. Шаинского, слова Пляцковского.

3. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А. Хайта.

(В сундучке лежат картинки символизирующие права ребенка, необходимо узнать, что это за право.)

1. Свидетельство о рождении. (Праве на имя) .

2. Сердечко (Право на любовь) .

3. Конверт (Право на переписку, и никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

4. Букварь (Право на образование)

5 .Домик (Право на имущество) .

6. Собачка со щенятами (Права ребенка быть вместе с мамой) .

3. Какой из приведённых вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?

4. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции?

1. Право на жизнь,
право на
гражданство, право
на образование.
2. Право на жизнь,
право свободно
выражать свои
мысли, право на
отдых и досуг.
3. Право на жизнь,
право на семейные
связи, право на
образование.
4. Весь комплекс
гражданских,
политических,
экономических,
социальных и
культурных прав.

5. 4. Конвенция признаёт, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

6. ООН считает человека ребёнком от рождения и до…?

8. Какой из приведённых вариантов ответа является правильным с точки зрения семейного кодекса РФ?

9. Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

1.
Органы управления
Российской
Федерации.
2. Органы местного
самоуправления.
3. Образовательное
учреждение.
4. Родители и другие
лица,
воспитывающие
ребёнка.

10. 4. «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

12. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

1. Родители или
другие лица, несущие
ответственность за
жизнь детей, их
развитие и защиту.
2. Ребёнок и родители
или другие лица,
замещающие
родителей.
3. Родители или
другие лица,
замещающие
родителей, и
образовательное
учреждение.
4. Родители и органы
местного управления
образованием.

14. Имеет ли ребёнок право на доходы, полученные им?

1. Да, если они
получены с согласия
родителей.
2. Да, если они
получены не в
результате
правонарушения.
3. Нет, имуществом
ребёнка должны
распоряжаться
родители.
4. Нет, ребёнок не
должен работать.

17. Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?

1. Лица, совершившие
3. Местные органы
или допустившие
нарушения.
управления
образованием.
2. Органы местного
самоуправления.
4. Образовательное
учреждение.

19. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1. Должностные лица
3. Учредитель.
образовательного
учреждения.
2. Органы управления
образовательным
учреждением.
4. Органы управления
образовательным
учреждением и все
органы управления
образованием в
пределах своей
компетенции.

21. Должностное лицо -

Должностное лицо служащий государственного
учреждения, уполномоченный
принимать важные решения и
осуществлять юридически значимые
действия. В дошкольном
образовательном учреждении под
должностным лицом подразумевается
заведующая дошкольным
образовательным учреждением.

22. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело

дойдёт до судебного разбирательства?
1. Заведующая как
представитель
образовательного
учреждения.
2. Заведующая как
должностное лицо
этого учреждения.
3. Работник
образовательного
учреждения,
допустивший
нарушение.
4. Учредитель
образовательного
учреждения.

представителям) обучающихся?
1. Да, только через
родительские
комитеты.
2. Да, закон
предоставляет им
такое право, не
указывая на форму
этого участия.
3. Да, только через
Совет
образовательного
учреждения.
4. Нет.

26. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1. Педагогические
работники
Образовательного
учреждения обязаны
регулярно проходить
бесплатное медицинское
обследование.
2. Правильно
организовывать режим
питания, занятий
воспитанников.
3. Направлять
ослабленных детей в
специальные
оздоровительные
учреждения.
4. Создавать условия,
гарантирующие
охрану и укрепление
здоровья
воспитанников.

28. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребёнком. Какие действия Вам следует совершить?

1. Побеседовать с
родителями ребёнка
и указать на
неправомерность их
действий.
2. Сообщить в
образовательное
учреждение, где
обучается ребёнок.
3. Позвонить в органы
опеки и
попечительства и
сообщить
координаты семьи,
где нарушаются
права ребёнка.

30. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо

участвовать их шестилетнему ребёнку. Имеет ли право представлять
интересы ребёнка только кто-то из родителей?
1. Да, поскольку
родители являются
защитниками прав и
законных интересов
детей.
2. Да, если
назначенный
родитель проживает
совместно с
ребёнком.
3. Нет, органы опеки
обязаны назначить
ребёнку
представителя для
защиты его прав.
4. Нет, ребёнок имеет
право на
собственное мнение.

32. Список литературы и сайты для специалиста

33. Список литературы и сайты для родителей

34. Источники:

Читайте также: